FantLab ru

Роберт Шекли «Премия за риск»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Голосов:
1131
Моя оценка:
-

подробнее

Премия за риск

The Prize of Peril

Другие названия: Большая охота

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 167
Аннотация:

Рэдер находится на волоске от смерти, ведь он принимает участие в известнейшем и опасном теле-шоу «Премия за риск». Шоу это не совсем обычное, ведь главная задача участника шоу продержаться живым семь дней. А сделать это Рэдеру будет непросто, ведь на него охотится банда Томпсона, а от этих ребят живым еще никто не уходил…

Входит в:

— условный цикл «Фантастика года»  >  антологию «Фантастика, 87», 1987 г.  >  Гости "Фантастики"

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Карточный домик», 1969 г.

— условный цикл «The Best from Fantasy and Science Fiction»  >  The Best from Fantasy & Science Fiction: Anniversary Anthologies  >  антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction, Volume Two», 2014 г.

— условный цикл «The Exclamatory Series»  >  антологию «Dangerous Games», 2007 г.

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires de demain», 1975 г.


Экранизации:

«Цена риска» / «Le prix du danger» 1982, Франция, Югославия, реж: Ив Буассе



Похожие произведения:

 

 


Карточный домик
1969 г.
Фантастика 87
1987 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1987 г.
Безработный робот
1989 г.
Ключи к декабрю
1990 г.
Зарубежная фантастика
1991 г.
Избранное
1991 г.
Англо-американская фантастика
1992 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1992 г.
Премия за риск
1993 г.
Остров мертвых
1993 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 2
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 8
1994 г.
Паломничество на Землю
2002 г.
Цивилизация статуса
2003 г.
Координаты чудес
2007 г.
Цивилизация статуса
2009 г.
Обмен разумов
2014 г.
Координаты чудес
2017 г.
Человеко-минимум
2017 г.
Билет на планету Транай
2018 г.

Периодика:

Искатель № 3, май-июнь 1962 г.
1962 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Похмелье и другие рассказы
2004 г.
Лавка бесконечности
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Histoires de demain
1975 г.
(французский)
Science Fiction. English and American Short Stories
1979 г.
(английский)
Среща с Медуза
1983 г.
(болгарский)
Is THAT What People Do?
1984 г.
(английский)
Histoires de demain
1985 г.
(французский)
The Masque of Mañana
2005 г.
(английский)
Dangerous Games
2007 г.
(английский)
Visions of Tomorrow: Science Fiction Predictions that Came True
2010 г.
(английский)
The Very Best of Fantasy & Science Fiction, Volume Two
2014 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2009 г.

Фантастика, которая с каждым годом всё больше и страшнее начинает напоминать реальность. Во всяком случае, зритель уже подготовлен многочисленными реалити-шоу к подобному зрелищу. Как только будут выделены достаточные деньги, появятся и желающие заработать эти деньги ценой собственной жизни. Дело за малым: согласиться, что такое развлечение достойно звания человека. Сорок лет назад я читал этот рассказ с восторгом, как остросюжетную, приключенческую небывальщину. Сейчас я читаю его с мрачным предчувствием. Утешает лишь одно; кто-то из фантастов, чуть не сам Шекли сказал однажды: «Я не предсказываю будущее, я предупреждаю его». Дай бог, чтобы эти слова оказались вещими, и чтобы следующее поколение читателей вновь воспринимало этот рассказ лишь как остросюжетную и очень фантастическую историю.

Оценка: нет
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 сентября 2010 г.

Каждый раз, когда читаю произведения «старых» фантастов, моделирующих будущее, задумываюсь о том, что дар предвидение доступен не только эктрасенсам. Скорее известные экстрасенсы выглядят шарлатанами по сравнению с писателями.

Фантастичен в рассказе «Премия за риск» разве что полный отказ общества от понятия «ценность человеческой жизни». До этого мы, слава богу, еще не докатились. Хотя остался маленький шажок. Уже бесстыдно выносятся на всеобщее обозрение и обсуждение глубинные проблемы личности и межличностных отношений в различных ток-шоу, причем цель этих обсуждений — не помощь, а создание рейтинга передачи и ведущего, а значит — деньги. Кстати, обсуждение подобных проблем в кабинете психолога проходит под грифом «медицинская тайна», а священники соблюдают тайну исповеди. Конечно, дело участников, насколько обнажать свою душу, но... Уже полностью отказались от тайны личной и интимной жизни в реалити-шоу, разве что особо откровенные сцены не транслируются для всеобщего обозрения — цензура и законы не позволяют. Уже стимулируется стремление к материально мотивированному публичному экстриму во телепроектах типа «Бои без правил», «Последний герой», «Большие гонки». Мотивация может быть не только финансовой, это и стремление к славе, и самореклама. Но это все материальное. Духовные ценности постепенно утрачивают свою значимость в обществе, ориентированном на развлечения: «хлеба и зрелищ». Ничего не напоминает? В этом плане символична сцена в церкви у Шекли: в безудержном стремлении к наживе и развлечениям в человеческих душах не остается ничего святого. Адреналиновая наркомания за счет чужих страданий, элементарный скрытый садизм.

Так что готовьтесь, скоро можно будет неплохо заработать на собственной жизни, хотя вряд ли за нее предложат достойную цену. Ведь жизнь человеческая бесценна и хрупка.

И если сбудется предсказание Шекли, задумайтесь: много ли среди нас окажется «добрых самаритян»? Если учесть, сколько выкладывается в интернете роликов об избиении иностранцев, да и просто людей, сколько человек с удовольствие смотрят садистские фильмы, сколько «деятелей» от «литературы» и «кинематографии» откровенно пропагандируют насилие в различных формах, то шансов у реального героя подобной передачи будет намного меньше, чем у Джима Рэдера. Заманчиво, правда?

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2008 г.

Один из моих любимейших рассказов Шекли. Написанный ярко, живо, по-настоящему динамично (чему совсем не мешали вставки на тему «как Джим Рэдер докатился до такой жизни») осел в моей памяти всерьез и надолго. Конечно, сейчас, по прошествии 50 лет с момента написания, рассказ более приключенческий, нежели устрашающий.

Ассоциации с сегодняшними шоу пока что не сильно явственны, по крайней мере для российского телевидения. Можно, конечно, решить что это-де благодаря вот таким вот рассказам, но на самом деле, конечно же, не по этим причинам, а просто, как говорится, «кишка тонка». Безусловно, нашлись бы участники для подобного шоу: кто бы джимом-рэдером был, а кто и в банду Томпсона с удовольствием пошел бы; кто-то кричал бы, завидев игрока, «вон он, скорее...», а кто-то впустил бы в дом и накормил. Пребываю в относительной надежде, что нынешнему ТВ до такого далеко. Взять хотя бы ведущего Майка Терри, образ которого до того отталкивает, что аж жуть. Слегка безумный, жестокий и черствый, алчный до рейтинга шоу — вот он изумительный клубок из елея и ханжества, кровожадной жестокости и лицемерия. За словами «Беги, Джим, беги, они уже близко, эти мерзкие убийцы...» скрыто не сочувствие к Джиму, не желание ему победы ради его жизни, а тонкий расчет на популярность, аудиторию и рейтинги. Ужасно, но пока что маловероятно появление такого ведущего.

Другим читателям увидилось множество параллелей с «Бегущим человеком» — но не с романом Стивена Кинга, а с фильмом Пола М. Глейзера. Я бы не сказал, что эти параллели очень уж параллельные. (Хотя известен факт, что Шекли подал в суд на создателей фильма за плагиат, а Кинг был очень недоволен этой постановкой). Каркас, идея — да, но не реализация. В этом плане они различны достаточно крепко. Например, если в рассказе Джим Рэдер — обыкновенный человек, не профессиональный спортсмен и актер, он — «народ, а народ может всё» по словам ведущего шоу, и участвовал в шоу исключительно добровольно, за деньги, то в фильме герой — накаченный, сильный полицейский, притом, принявший участие в шоу, если мне не изменяет память, вынужденно. Так что, я лично эти два творения не равняю, и ставлю рассказ по качеству гораздо выше. Ну, а украл ли Ричард Бахман ака Кинг идею у Шекли или нет, не так уж важно.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2013 г.

Впервые об этом рассказе я узнал лет семь назад. Дело в том, что в аннотации к «Клинку Тишалла» М. Стовера содержалась следующая строчка: «Вам нравится «Плата за риск» и «Бесконечный вестерн» Р. Шекли?». На тот момент я ничего не знал об этих произведениях, да и вообще с рассказами Шекли мое знакомство только начиналось. Позднее оказалось, что «Плата за риск» – это «Премия за риск», а сам рассказ очень даже хорош.

Мир не очень далекого будущего, люди которого развлекают себя различными шоу. Это сейчас по ящику крутят всякий бред про «построй свою любовь» и «с помощью интуиции определи кто из 12 незнакомцев мама десятерых детей, если все они мужчины среднего возраста». А в будущем такого нет, там людям интереснее смотреть, как другие люди находятся в опасности. Смерть дышит герою в затылок? Замечательно. Избегая пули, герой выпрыгнул в окно? Вообще круто. Через минуту героя подстрелят и шоу закончится? Не, рейтинги же упадут, такого нам не надо, героя обязательно спасут, ведь он популярен.

Главный герой – участник популярного шоу «Премия за риск» Рэдер. Все, что ему нужно, – выжить в течение недели и не попасть под пули банды Томпсона, которая ведет на Рэдера охоту. И будет главный герой изворачиваться изо всех сил, чтоб не получить в свое тело несколько дополнительных отверстий.

Про саму концепцию я уже писал в отзыве на «Бегущего человека» С. Кинга, созданного на подобной основе, так что повторяться не буду. Скажу лишь, что рассказ Шекли смотрится достойно и по сей день, и перечитал я его с удовольствием.

Рекомендую эту историю всем любителям качественного экшна и иронии.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 ноября 2014 г.

Сегодня я бы и сам в это не поверил, но прочел я этот рассказ, будучи совсем юным пионером. Но даже не это удивительно. Удивительно то, что прочитал эту напряженную историю об Игре не где-нибудь, а в журнале «Искатель», который я очень шибко полюбил. Поданный как разоблачение гангстерской Америки с ее куплей-продажей рассказ потом прочли мои однокашки. Очень нам всем понравилось. Потом через много лет узнал, что было еще много историй об Игре и премии за победу у многих писателей, было несколько фильмов. И продолжается эта история по сей день, то в виде «Голодных игр» и про разных соек-пересмешниц, то в виде взаимного уничтожения детишек в виде убийственной игры на острове, либо же в жанре криминальных гонок на мощных автомобилях. Почему-то я верю в то, что этот жанр изобрел именно Шекли, начав с рассказа «7-я жертва», и продолжив тему в «Премии за риск».

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июня 2013 г.

Сюжет прост: парень ради больших денег соглашается участвовать в шоу, где он на неделю становится преследуемой жертвой, которую вполне могут убить. Причем все законно, и он подписал для этого кучу бумажек. Студия не несет никакой ответственности.

Замечательная сатира на реалити-шоу. Мысль о добровольном решении рискнуть своей жизнью у Шекли встречается довольно часто, но если в цикле об охоте он слишком уж увлекается самим боевиком и немного отходит от более глубоких вопросов, то здесь моральная дилемма раскрыта более чем. Особо показательно, что простые жители помогают как жертве, так и убийцам. Ну и оказывается, что студии все-таки важен хэппи-энд, на рейтинг-то влияет, но полностью спасти его они не могут, ведь все должно выглядеть правдоподобно... «Если вы не сможете выпутаться, то постарайтесь хоть умереть как следует,« — говорит ему работница студии в один из опасных моментов...

В общем, один из тех рассказов Шекли, где проявляется не только его юмор и любовь к логическим играм, но еще и что-то более серьезное и глубокое. Оценка 9.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2014 г.

Интересно было бы провести исследование, кто же был первым придумавшим релити-шоу, где ставкой является жизнь человека. Сегодня это одна из самых покупаемых тем на телевидении, в кино и на страницах фантастических и не фантастических произведений. А сюжет рассказа просто великолепен, и это написано в 1958 году, но не потеряло актуальность и в наше время, ибо читается на одном дыхании. Неужели мы так любим экстрим со смертельным привкусом, но чтобы это нас не касалось. Мы смотреть любим, читать любим... Психологи говорят так человек стресс снимает. А мне кажется лучше бы он решением интеллектуальных задач снимал свой стресс, преступности и войн было бы меньше. А так сами распространяем и сами получаем удовольствие. А рассказ очень хорош.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 мая 2009 г.

Хороший рассказ, написанный более 50 лет назад, он с каждым годом становится все актуальнее и актуальнее. Думаю, что лет через 10-15 появятся первые пробные ласточки в этом направлении. Посудите сами, сейчас реалити-шоу популярны, но не так, как в начале; «Герой», «Дом», «ФЗ» собирают не так много зрителей, а все потому, что зрителям хочется хлеба и зрелищ. На хлеб они могут заработать, а вот зрелища без крови, драйва, головокружительных погонь, чуда, секса в конце концов приедаются. И телевизионщикам для поддержания рейтинга приходится идти все дальше и дальше.

Рассказ наверняка получил бы от меня большую оценку, если бы я прочитал его не сейчас, а раньше. После «Бегущего человека» Стивена Кинга, безусловно позаимствовавшего идею из этого рассказа, рассказ показался более слабым в техническом исполнении, да и сюжет у Кинга вышел намного увлекательнее.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2017 г.

По сути, описанное в рассказе уже стало реальностью. Нюанс только в том, что нишу телевидения у нас заполняет интернет. Зачем снимать дорогостоящие шоу, если в соцсетях можно найти достаточно придурков, готовых подвергать себя смертельному риску — даже не ради денег, а ради просмотров и лайков.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 января 2010 г.

Пророческий текст, мотивы которого потом будут неоднократно тиражироваться во множестве других произведений других авторов. Рассказ остросоциальный, хоть и написан в приключенческом ключе, читается легко и вызывает оторопь тем фактом, что уже тогда автор мог видеть признаки и предпосылки тех изменений в обществе, которые мы видим сегодня. Фантастика фантастикой, но однозначно найдутся люди, которые пойдут в такие шоу. Найдутся те, кто будет подобное организовывать, снимать и показывать. А мы с вами, добрые самаритяне, будем это смотреть. К этому всё и идёт.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 мая 2009 г.

Как грибы после дождя, так и на современном телевидении растут разного рода реалити, экстрим и бойцовские шоу. Глядя на все это, понимаешь, что мир, описанный Р. Шекли в этом рассказе, его фантастическое допущение – не столь уж и фантастическое. Ведь спрос рождает предложение, а публика, как в Древнем Риме требует зрелищ. И она не хочет «вторсырья». Ей подавай что-нибудь новое, захватывающее, чтобы уровень адреналина зашкаливал. И этому всячески способствуют руководство телекомпаний, воротилы шоу бизнесса – нам зрелище им навар. И если попробовать заглянуть в недалекое будущее, то не исключено, что рассказ «Премия за риск» перейдет из ряда фантастических в ряд к пророческим рассказам, где автор предугадывает, предсказывает и предупреждает нас. В этом его можно поставить в один ряд с повестью Л. Нивена «Органлегеры», где автор предсказал подпольную торговлю человеческими органами.

Хотя в этом рассказе нет свойственных данному автору иронии и юмора – это одно из моих любимых произведений Шекли. Это рассказ –предостережение. И может, стоит к нему прислушаться?

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2009 г.

Рассказ о слегка извращенном обществе в котором огромной популярностью пользуются кровавые теле-шоу,участники которых буквально бегают,ездят,плавают,летают на перегонки со смертью.Достаточно реалистично,на примерах,показана жестокость и наивность,граничащая с глупостью, людей разных возрастов, любящих подобные развлечения.

Главный герой рискует своей жизнью,участвуя в этих телепередачах,разумеется не бесплатно.

Произведение заставляет задуматься над следущим вопросом:стоит ли подвергать свое здоровье опасности ради денег,пусть даже и очень больших.На мой взгляд, ответ очевиден-нет,но центральный персонаж по всей видимости считает совсем по другому.

Рассказ вызвал ассоциации с романом Стивена Кинга «Долгая прогулка» и фильмом «Бегущий человек».

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2008 г.

Очередное пророчество Шекли, которое становится все более реальным. Индустрия развлечений, набирая обороты, начинает все больше влиять на реальную жизнь, и иной раз это просто пугает. Сам рассказ написан очень хорошо. Сюжет чрезвычайно динамичен. Герой постоянно находится на волоске от гибели и каждый раз спасается чудом. Описание событий очень реалистично. Запоминающийся рассказ.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 декабря 2012 г.

Относительно неплохо.

Конечно, устройства общества, оставляющее личности право торговать своей жизнью, может иметь несколько неожиданные социальные проявления.

И ещё понравился момент, когда герой отчётливо понимает, что целый ряд лиц склонен помогать именно его убийцам.

А в целом — ничего особенного привлекательного в рассказе не усмотрел.

Впрочем, для 58 года — наверное, весьма неплохо.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2010 г.

Когда я прочитал этот рассказ в «Искателе» то не поверил, что в цивилизованном мире может быть такая дикость. А сейчас глядя даже наши реалити-шоу верю. За деньги сейчас сделают всё. Поэтому фантастов и боялись-какие идеи они ещё преподнесут.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх