FantLab ru

Святослав Логинов «Медынское золото»

Медынское золото

Повесть, год

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 22

 Рейтинг
Средняя оценка:7.59
Голосов:125
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


По всему миру можно слышать рассказы о страшных лесных колдунах. Мало кто из вошедших в Дебрянские чащи, возвращается назад. А уж когда лесные колдуны покидают свои дебри, в ужас приходят племена и целые государства.

Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2011 // Лучшая повесть / рассказ отечественного автора

лауреат
Интерпресскон, 2012 // Средняя форма (повесть)

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 2012 // Средняя форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Ось мира. Медынское золото
2011 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2011 г.

Я читаю отзывы и тихо фигею. «Моему разочарованию нет предела», «Что это вообще? Кто это писал – Логинов?», «Вдохновлялся серией Никитина «Трое из Леса». Ну и как венец – «Сказка для взрослых».

Если послушать этих лаборантов, то Логинов на этот раз написал на редкость убогую вещь, относительна высокая оценка которой объясняется только былыми заслугами автора. Кстати, оценка тоже, так себе. И это при том, что у меня итоговая оценка произведения зачастую отличается от общей в среднем на один балл в сторону уменьшения. И я даже не знал, а стоит ли мне читать повесть, которую я оценю на шесть, а то и на пять баллов. К счастью меня ожидало приятное разочарование. И теперь я с полной уверенностью могу сказать: всё что тут успели написать критики является довольно сильным преувеличением.

Меня вообще очень удивила негативная реакция читателей на попытку (удачную попытку!) Логинова написать произведение в стиле батального фентези. Возможно, они просто не ожидали ничего подобного от любимого автора. Но ведь тем интереснее становится этот эксперимент, тем более что в данной повести Логинов смог сделать то, что у него не получилось десять лет назад в романе «Чёрный смерч» — написать про войну. Ведь если вспомнить, в первой книге «фентези каменного века», который был создан вместе с Перумовым батальные сцены вышли из под пера именно Перумова. Кстати, выполнены они были прекрасно. Прошло уже больше десяти лет, как я в последний раз читал «Чёрную кровь», а образ стремительной и неудержимой атаки гигантских нелетающих птиц, сокрушающих на своём пути строй копейщиков до сих пор встаёт перед глазами. А во второй книге, которую Логинов писал в одиночку, военный конфликт свёлся к нескольким невнятным столкновениям. И вот спустя двенадцать лет после этого фиаско автор написал прекрасную повесть, которая расказывает о великом вторжении жителей Леса и Степи на территорию могучей Империи.

Что касается довода «страшнее лесовиков зверя нет», то хочется обратить внимание на простой факт: самые сильные в мире маги жили как раз в Империи. И сравниться по мощи с ними лесным волхвам было невозможно. А одолели они всех прежде всего потому, что лесовики всегда держались вместе, защищали друг друга, не жалели себя, что бы спасти жизнь соплеменника. Как верно было сказано в повести, люди живы до тех пор, пока умеют заслонять собой других. Простая (можно сказать — прописная) истина, знакомая нам с детства? Но от этого она не становится неверной и помнить о ней стоит не только когда читаешь «сказки для взрослых», но и в реальной жизни.

Если говорить об ассоциациях которые могут возникнуть с «Троими из Леса», то они основаны лишь на внешне сходстве. Ведь и там и там главными героями выступают жители лесов. Однако если у Никитина жители Гипербореи, будучи неслабыми магами, полагались в первую очередь на черезвычайную физическую силу, да и действовать предпочитали в одиночку (за исключением приснопамятной троицы), то лесовики Логинова не выделяются особой физической мощью среди прочих народов, да и действуют всегда сообща, и в этом кроется их принципиальная отличие от никитинских невров.

Разумеется, у книги есть свои недостатки, например некоторые повороты сюжета, предугадываются заранее. Однако этот недостаток с лихвой окупается авторскими задумками (так, я долго не мог понять, зачем магам нужны бунчуки), философским подтекстом и прекрасным литературным языком, который характерен для произведений Логинова.

Итог: отличная повесть, которая сильно недооценена лаборантами. Поклонникам батальной фентези – читать обязательно.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июля 2011 г.

Моему разочарованию нет предела. В начале раннеперумовская «Ось мира», а теперь вот это... Жаль времени, денег, всего... Долго я ждал сольных новых вещей Логинова и безмерно разочарован...

А начиналось все прекрасно. Очень напоминало цикл «Фэнтези каменного века» — племя лесных жителей селится на новое место. Интересны описания, их быт, уклад...

А потом начинается это — совместный поход лесного племени и кочевников против «типа европейского» государства. Вся книга — это бои, битвы, малые и большие, на всех видах оружия и магии... В чистом виде: «боевое фэнтези»... Нам показывается, как кочевники методично захватывают город за городом, а в конце — бой за столицу...

никаких неожиданных финалов вы не узрите:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в конце хэппи энд + куча добычи для кочевников + враг повержен...

Итог: от Логинова ожидал больше, чем 250 страничная фэнтезийная войнушка, но видно — запрос общества такой...

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2013 г.

Замечательный роман, наверное, один из лучших у Логинова. При этом, что интересно, его мало кто ценит, зато охотно и много ругают.

Рискну предположить, тут дело в некоем несовпадении ожиданий. Открывая книгу, читатель фентези ждет от писателя очередную разудалую сказочку о подвигах героя — а получает крайне обстоятельно написанную хронику полудикого племени. Всех побеждающего Главного героя тут нет, Чорного злодея нет, ошеломительных приключений с погонями нет, ничего нет. Есть только подробное повествование о том, как племя жило в своих лесах, как кочевало, как торговало, как ввязалось в войну, как вело себя на войне, как вернулось потом к мирной жизни. Хотели приключений — а получили летопись. Где квест? Где воины с большими мечами? Где говорящие коты? Где иронические диалоги? Где пафосные принцессы? Не завезли. Обида стучит в сердце.

А если оценивать «Медынское золото» именно как историческую хронику разрушения империи лесными варварами, то повесть КРАЙНЕ хороша, в первую очередь — детальнейшим, глубоко продуманным бытом и культурой полудиких лесных жителей, во вторую — абсолютной моральной нейтральностью. Тут нет «хороших» и «плохих», как и в реальной жизни, тут есть только «свои» и «чужие». Своих надо защищать и беречь, чужих — по возможности — грабить. Нормальная первобытная мораль, выписанная честно и без малейшего приукрашивания.

За это и любим :)

---------

PS. А вот тут, кстати, можно почитать комментарии самого Логинова про идеи и философию «Медынского золота», крайне познавательно — http://sv-loginow.livejournal.com/89655.html

>> В ЖИЗНИ НЕТ ГЕРОЕВ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ, НЕТ ДОБРА И ЗЛА. ЕСТЬ ЖИВЫЕ ЛЮДИ И ИХ ПОСТУПКИ. ДОБРО, ЗЛО, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ЕСТЬ ТОЛЬКО В ПОМРАЧЁННОМ СОЗНАНИИ ОТРАВЛЕННЫХ ШКОЛЬНЫМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕМ ЧИТАТЕЛЕЙ.

Вернее и не скажешь.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 декабря 2011 г.

Фактически в книге излагается история грабежа. Есть могучая империя, в которой творится много несправедливости и правит которой плохой человек. И вот степные варвары и лесные варвары отправляются ее грабить. И складывается впечатление, что автор оправдывает жителей лесов потому, что они живут простой жизнью, у них нет расслоения на богатый-бедный и они все дела стараются решать заодин. При этом людьми считаются только те, кто живет в лесу. А поскольку действуя совместно, они могут сокрушить любого имперского мага и взять любой имперский город, то они это и делают. А раз они могут делать, значит, правда на их стороне. Сочувствия не вызывает ни та, ни другая сторона.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2013 г.

Вижу, автора повести обвиняют в ксенофобии. Не знаю, что хотел сказать автор, но повесть в первую очередь жизненная. Времена-то описаны далекие, аналогичные нашей античности, когда мысль «все люди братья» прозвучала бы странно, если не дико. Так и жили: кочевники грабили оседлых, оседлые угоняли стада у кочевников, империи покоряли варваров, варвары рушили империи. И все были уверены, что ничего плохого не делают, потому что не считали чужаков полноценными людьми. Не особо задумывались даже самые умные, Платон, например, благодарил богов, что родился эллином, а не варваром.

Лесной народ еще и весьма положительно выглядит на общем фоне: рабства у него нет, грызни за власть нет, бессмысленной жестокости избегают даже на войне. И до настоящего расизма не доросли: спокойно берут в супруги чужаков и чужачек, не опасаясь, что детей кто-то назовет полукровками.

Язык смутил, слишком много латинизмов и эллинизмов. Все эти «нормально», «интерес», «магия» кажутся чужеродными. Конечно, если номеи аналогичны византийцам, то их язык тоже может быть аналогичен, но когда бы кочевники и лесовики успели нахвататься заимствований?

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 декабря 2011 г.

Ужасное впечатление оставила после прочтения данная повесть. Вся идея сводится к неоправданному возвышению одного народа на фоне других. На протяжении всей повести автор убеждает, что только представители лесного народа достойны назваться людьми и живут по соответствующим человеческим неписанным законам в отличие от прочих жалких и недостойных.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но автор умудряется руками этого самого божьего святого народца превратить ни в чем не повинных женщин в шлюх ради одной свадьбы представителя лесного народа, чтоб увязать сюжет а потом еще и (КАРАУЛ!!!) отдать этих самых несчастных женщин в лапы людей-медведей, которые пьют мочу :tired: (видимо от того их все и боятся) оправдывая данный поступок просто – чтобы бедные не издохли от голода. Фейспалм. И руками этого же самого святого народца, который зазря мухи не обидит, повергает в разруху и обрекает на страдания другой свободный мирный народ. И снова мотивация вызывает фейспалм: ну они же какие-то варвары, и то у них не так и се не так, а варвары то не люди — их нужно давить как клопов.

Автор поставил себе задачи, на которые не смог найти решение. Хотелось бы добавить еще пару эпитетов нехороших, но не буду. В итоге миф о безупречных людях не стоит и выеденного яйца.

Оценка: 2
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июня 2015 г.

Я не поклонник батальной фэнтези, поэтому мне читать было скучновато. Многочисленные описания битв, и при этом — неярко описанные герои. Они теряются в этих воинских рядах, и даже маги выделяются не слишком. Они — фигуры, но не становятся близкими читателю персонажами, не вызывают особых эмоций. Получается, что вся эта история — словно показанная с высоты бесконечная батальная сцена, в которую лишь воткнуты для комплекта пара любовных историй, незамысловатых по чрезвычайности.

Мне не хватило героев, людей. Даже тщательно продуманный и выписанный мир — как-то недостаточно для увлекательного чтения, при всём моем уважении к Автору.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2011 г.

Такое ощущение, что автор вдохновлялся серией Никитина про «Троих из леса». Юмора нет, а так всё очень схоже. Вышли из леса и, как выяснилось, страшнее лесовиков зверя нет. Всем наваляли, добра вволю награбили и ушли с «хабаром» удачно. Ну, попутно, нехитрые истины — держаться надо вместе, подлостью добра не наживёшь, сам погибай — товарища выручай.

Так что же, всё очень плохо? Да как сказать...

Если по меркам лучших книг Логинова, то безусловно провал. Если же предположить, что автору, по неведомым нам причинам, захотелось написать образцовую «боевую фэнтези», то, пожалуй, удача. На фоне десятков авторов, усердно рыхлящих сей поджанр, книга явно выделяется и неплохим языком и крепким, динамичным действием и схематичными, но на удивление непохожими героями.

Так что, если кому захочется очередного фэнтезийного «чукалова» — то вот оно — очень достойный экземпляр, стоит внимания и развлечёт в электричке на все сто.

Поклонникам же «старого» Логинова, лучше не беспокоиться — эту книгу читать не обязательно.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 сентября 2011 г.

Что это вообще?

Это кто писал — Логинов?

Умнейший, остроумнейший, потрясающе владеющий красотой слова, мудрый философ Логинов?

Невозможно.

Это просто изощренная месть автора за то, что у меня всего одна его книжка, остальное все цинично прочитано он-лайн.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 августа 2011 г.

в целом мне повесть понравилась — прочитал с интересом, но это явно не прорывная вещь. Чувствуется усталость автора, но сделано добротно, не халтура. Ось мира понравилась больше.

В промежутками между битвами есть отдельные интересные мысли — но во многом это уже было у Логинова. Язык хорош, битвы без повторов, оригинальны, как и мир, где все это происходит. Много приятных, узнаваемых ссылок на отдельные исторические параллели. Почему-то ассоциации — как будто читаешь эссе говоришь с умным собеседником, но все разбавленное походами, небольшими любовными линиями, и фентезийным антуражем.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2011 г.

Сказка для взрослых: «наши» лучше, умнее, удачливее всех, победили врагов, обхитрили союзников, вернулись домой с добычей. И любовь у всех счастливая.

Описание быта, битв и сражений. Никакой интриги, хотя написано красиво: язык легкий, самобытный.

Оценка — Автору «Света в окошке»

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу