fantlab ru

Роберт Шекли «Оптимальный вариант»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.16
Оценок:
497
Моя оценка:
-

подробнее

Оптимальный вариант

Options

Другие названия: Выбор; Варианты выбора; Условия выживания; На выбор

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Поломка космического корабля вынуждает Тома Мишкина искать ближайшую планету со складом запчастей. Отыскав склад на планете Гармония он не находит деталь, но находит себе спутника для дальнейших поисков.

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


6.90 (20)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Миры Роберта Шекли. Книга 5. Выбор. Рассказы
1994 г.
Абсолютное оружие
1999 г.
Обмен разумов
2003 г.
Координаты чудес
2007 г.
Обмен разумов
2009 г.
Координаты чудес. Романы. Рассказы
2010 г.
Хождение Джоэниса. Оптимальный вариант
2020 г.

Периодика:

Юность № 11, ноябрь 1982 г.
1982 г.
«ПиФ»: Приключения и Фантастика. Выпуск 1
1989 г.
Плюс-минус бесконечность. Выпуск 1
1990 г.
Плюс-минус бесконечность. Выпуск 2
1990 г.
«Мир Чудес», №6
1991 г.
Знание-сила 1992'03
1992 г.

Издания на иностранных языках:

Options
1975 г.
(английский)
Opzioni
1989 г.
(итальянский)
Варіанти
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не будь эта повесть написана на четыре года раньше «Автостопом по Галактике», мне бы показалось, что Шекли пытается адаптировать её под свой сюрреализм и маскирующийся под ломку четвёртой стены никчёмный финал. Нет, есть пару неплохих шуток и интересных ситуаций, но в целом они не спасают впечатление от книги.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно хотел прочитать этот роман. Судя по оригинальной аннотации и обилию высоких оценок, это должно было быть что-то интересное.

Не могу сказать, что разочарован и жалею о потраченном на него времени. Всё-таки это Роберт Шекли, автор «Корпорации «Бессмертие» и «Цивилизации статуса», повести «Четыре стихии» и талантливых рассказов, таких, как «Рыболовный сезон», «Чудовища» и «Человекоминимум». За всё это ему можно было бы простить даже написание телефонного справочника. Он мог писать гениальную фантастику, но хотел экспериментировать и у него было на это право, хоть эти эксперименты, по крайней мере в случае с «Оптимальным вариантом», как мне кажется, ни к чему не привели.

Во-первых, это вообще не фантастика. Здесь есть фантастика, как приём, но суть совсем другая. По сути это просто поток сознания в виде набора фраз, хоть и читающийся относительно легко. После того, как в начале романа главный герой с русской фамилией Мишкин выпил что-то из подозрительной бутылки, логика из повествования уходит напрочь и начинается дичайший сюрреализм.

У этого романа много поклонников и много высоких оценок, значит и за него следует быть благодарным автору.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман-оксюморон, однако. Эту чудесную книгу Георгий Данелия и Резо Габриадзе использовали как один из источников, когда писали сценарий для своего шедевра «Кин-Дза-Дза!». Вроде, ни о чём, и, в то же время, гениально. Особенно порадовал опус про чудовище, убивающее тоской. Ну и концовка, достойная пера Величайшего Мастера Абсурда.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюрреализм как он есть. В чистом и незамутненном виде. То, что не совсем получилось в «Координатах чудес», с лихвой компенсировалось «Оптимальным вариантом». У меня появилось смутное убеждение, что написать фантастический сюр лучше просто невозможно. Даже Филипу нашему Дику.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фиг его знает, как оно будет по-русски. В оригинале «Options».

Читал в этом самом оригинале, поэтому ничего не могу сказать о русских переводах.

Но если бы нужно было перевести — перевел бы типовой фразой из старых объявлений об обмене квартир... «Возможны варианты».

Читал — лет так 35 тому назад. Как сейчас помню — похрюкивая от удовольствия.

Вещь — шедевральная, и слов других у меня нет.

Игры разума... но какие игры! :-))

Последний абзац повисает вопросом — а что это было?

Явь? Иллюзия? Фантазия маленького мальчика?

Какая, впрочем, разница...

Есть у Станислава Ежи Леца афоризм: «В действительности все не так, как на самом деле» (с)

Именно так... А может быть — и эдак... А может быть — все совсем не так, а как раз наоборот.

Возможны варианты...

:-))

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я впервые прикоснулся к жанру ФиФ, для меня это было сродни чуду. Более того проникновению в ту самую страну Чудес. Я стал маленькой Алисой озирающейся в царстве безграничных возможностей. И вот – моему чуду пришел конец. Любые произведения с фантастическим допущением стали повторяться и друг дружку копировать, а мой личный мир стоять на месте. Представляете как это обидно, стоять на этом вот самом сокровенном месте и ничего не видеть? Но чудеса случаются. Иногда. И не с каждым. Смотря, что вы сами ищете. Поэтому Роберт Шекли с романом «Оптимальный вариант» оказался для меня сродни новому во всех смыслах – откровением.

Если смотреть на любой жанр под обычным углом – он замкнут на своих основах и более того скажу я вам: ограничен собственными рамками. «Оптимальный вариант» Шекли с этим не согласится. Ему все эти пресловутые рамки глубоко по самую бездну космоса. Сюжет с виду прост как палка: торговец Том Мишкин отправляется в путь по миру, в поисках детали. И ничего особенного, кажется, не будет: обычная такая вот для читателя гуманитарная НФ, там поболтают, там озорство, тут приключения. Как бы ни так! Весь роман – гимн писательской фантазии. Два миллиона осколка немаленького фантастического витража склеенного изо всех сил специфическим клеем Роберт Шекли. При этом автору, профессионально удается избегать всяческих клише и картонов. Цена этому – запредельный уровень психодела и сюрреализма.

Безумия, галлюцинаций, сумасшествия и прочего в романе с лихвой. Но сколько оригинальных ходов при этом открывается! Поразительно бывает, как легко и уникально возможно выйти писателю из блеклой рутины рамок. Роман как бы пронизан иронией и не в сторону читателя, а скорее по направлению других писателей. Возглас фантаста – как ужасно, что ФиФ оказалась в положении клетки. Финальный аккорд, с той постмодернистской иронией: ребенок, легко создающий невероятное полотно. Это вызов всем фантастам мира.

Что касаемо самого произведения – оно бесподобно. Над ним можно хохотать целую вечность, и снова взяв в руки роман, вы будете смеяться. Прежде всего, перед нами толпа клише мизансцен, превращенных в маленький театр абсурда. Написано так же легко и увлекательно, как рассказы автора. Вообще «Оптимальный вариант» больше похож на огромную сюрреалистическую книжку россказней — роман в новеллах. Отчего на ум немедленно идут лучшие образцы малой прозы замечательного фантаста. Например «Кое-что задаром», или «Бухгалтер» и «Демоны».

«Оптимальный вариант» – редкой душевности и мысли фантастика. Его разница не в том, что только способно развлекать: неожиданными поворотами, крышесносящим юмором или абсолютно бестолковыми, но очаровательными диалогами. Но и задаться вопросом: насколько глубока фантазия в современной ФиФ, ни это ли уровень мастера? Все-таки мастер любого жанра фантастической литературы – должен обладать для создания миров богатой фантазией, разнообразящей сюжет и действие. Не давать своему читателю заскучать.

В итоге получилась замечательная насмешливая книжка. Её нужно и надо читать. Хотя бы ради того, что весь мир еще не познан, а авторская фантазия – бегущая впереди всего многообразия миров в нашей и без того огромной вселенной, должна занимать свое место на пьедестале уважения.

Вердикт: замечательная психоделическая НФ имеющая вагон иронии и постмодернистские замашки. Шекли можно аплодировать. И не как фантасту, а как замечательному творцу литературных произведений.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, жизнь большинства людей скучна и безрадостна, бесконечный круговорот «работа — дом — работа — выходные» зацикливает сознание, заставляя в любой необычной ситуации судорожно цепляться за соломинку ratio. Почти каждый день мы равнодушно проходим мимо ключевых поворотных пунктов, способных кардинально изменить нашу жизнь, пусть даже это в конечном итоге не приведет к счастью, но непременно добавит ярких красок в беспросветное прозябание. Принимать решения сложно, даже когда мы оказываемся в ситуациях, когда выбор сделать необходимо, то всё равно предпочитаем переложить ответственность на другого, избегать резких перемен, не важно к чему они приведут в итоге — к лучшему или худшему. Но иногда бывают ситуации, когда речь идет о жизни и смерти, тогда делать выбор придется поневоле.

Этот роман может помочь изменить свое отношение к жизни. Забудьте всё, что вы знали о привычных вещах, отвергните все косные максимы и аксиомы, чтобы с чистым, как альпийский снег, сознанием погрузиться в целительные воды авторской фантазии, дарующей радость инициации естеством, не нуждающимся в познании и осмыслении. Здесь читателю предлагается бесценная возможность аутотренинга, всё происходящее подобно сеансу психоанализа, где ты сам себе врач и пациент в одном лице. Отвлекитесь на минутку от созерцания конвеера, штампующего идеально чёткие причинно-следственные связи. Ведь сложив А и В вы совсем не обязательно получите С, не удивляйтесь если в результате, вопреки всем известным законам будет записано, к примеру, А, или вообще ничего не записано.

Части романа подобны идеально дополняющим друг друга сообщающимся сосудам, где нехватка одной лишь капли чётко отмеренной жидкости безвозвратно нарушит скрупулезно подобранный автором (дис)баланс. Каждая частица сюжетного хаоса играет отведенную ей роль, но проникнуть в алхимический замысел этого Великого делания с первого раза практически невозможно. Всё происходящее похоже на наведенное сновидение, картины возникавшие в мозгу С. Дали на границе пробуждения. Известно, что каждый человек за одну ночь видит несколько десятков снов, а при пробуждении может ни одного не вспомнить. Представьте, что у нас появилась бы возможность фиксировать все без исключения сновидения, после чего — приступайте к чтению.

По началу сюжет кажется довольно простым — во время заурядного торгового рейса двигатель космического корабля выходит из строя. Единственной возможностью продолжить путешествие является замена сломавшегося узла. Для этого пилот совершает аварийную посадку на планете Гармония, где, по данным бортового компьютера, находится тайный склад запчастей, предназначенный именно для таких случаев. При посещении склада выясняется, что искомая деталь там отсутствует, чтобы её найти придется отправиться в путешествие по планете. С этого момента начинается фантастическое приключение главного героя и его спутника — ироничного робота — в ходе которого им предстоит проверить реальность на прочность и поверить в невозможное.

Главный герой Том Мишкин симпатичен в первую очередь тем, что многие в нем узнают самих себя. Для него привычная реальность является синонимом спокойствия и благополучия. Его квест — это в первую очередь не поиск пресловутой детали, а попытка обрести себя в мире, где ничто не истинно, где привычная реальность — лишь один из множества вариантов иллюзий. Но даже более чем сам главный герой мне понравился его механический спутник — СНОС-робот, сверкающий своей алой металлической оболочкой, к которой крепятся восемь манипуляторов, что придает ему сходство с тарантулом. Робот самоуверен, ироничен, ехиден, не любит признавать свои ошибки, в то же время он экзистенциальный философ и ненавязчивый гуру — проводник Мишкина в этом стремительно меняющемся мире. Как не хватает нам порой рядом такого товарища!

Юмора в произведении действительно хватает, но он, что называется, не для массового употребления — множество каламбуров и абсурдных сценок-анекдотов, которые требуют наличия особого чувства юмора. Проникнуться и понять произведение поначалу непросто — читаешь и думаешь: «блин, что за бред!», но в то же время пальцы сами переворачивают очередную страницу, а глаза лихорадочно пробегают строчку за строчкой, в нетерпении узнать, что же произойдет дальше, какая невероятная ситуация поджидает нас за ближайшим поворотом. Финал опять же шикарный, автор умеет удивить, получается у него и на этот раз. Книга, конечно, не для всех, не для широкого круга, но при наличии желания и общей усталости от стандартной линейной фантастики можно и нужно ознакомиться, чтобы получить каскад незабываемых впечатлений.

Оценка: 8
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

На самом деле, до поры до времени роман даже имеет какие-то рамки и развивается по некоторым правилам. Сюрреализм образца «Координат чудес» продолжается где-то до двадцатой главы — весёлые и очень странные приключения на загадочной и вроде как враждебной планете. До двадцатой главы роман даже может показаться стандартным — по меркам Шекли, разумеется. Но потом... потом Шекли взял и переплюнул сам себя. И, честно говоря, я не могу вспомнить ни одного автора, который мог бы так смело сам себя переплюнуть.

Что начинается после двадцатой главы? Прежде всего, читателю предстоит смириться с тем, что роман о поисках пилотом Мишкиным нужной детали закончился. Нет, сам Мишкин, робот и даже деталь будут еще не раз появляться на его страницах, но их роль в романе становится иной. Приключения главных героев отходят на второй план. Теперь Шекли пишет о трудностях творческого процесса. Предварительно избавившись от всех рамок.

Как доставить Мишкину деталь? В какую передрягу должен попасть этот несчастный пилот? Как сделать его личность более выпуклой и живой? А может, чёрт с ним, с Мишкиным, сменим-ка его на более колоритного героя? А может, чёрт с ним, с романом, напишем-ка лучше о битве землян с инопланетянами? Фабула, на которую нанизываются недописанные рассказы, психоделические зарисовки и даже разговоры автора с читателем, становится всё тоньше и тоньше, но — слава автору — не исчезает и прослеживается до конца. Потрясающий эксперимент, чем-то сродни фильму «Восемь с половиной» Феллини, но менее серьёзный и более безумный.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какой удивительный роман! Самое удивительное, наверно то, что после прочтения, невозможно вспомнить о чем он, да что там, он настолько гениален, что и во время чтения определить этот атрибут произведения не всякому дано. Тут, я вынужден согласится со многими отзывами, автор просто превзошел себя!! :), Булгаков действительно отдыхает:). Правда если все упростить до предела, почитать отзывы и аннотацию, то да, все сводится к тому, что Мишкин искал свою деталь и где-то под ногами ему путался робот приятных квадратных форм на четырех ножках; на далекой Земле эту же деталь пытался выслать Мишкину его дядя, в сущности еще много людей на протяжении сего произведения пытались помочь его герою в поисках злополучной детали. Концовку я раскрывать не буду (правда ее уже раскрыли и без меня) ибо пару страниц начала, и концовка, да еще сам персонаж Мишкин, М-И-Ш-К-И-Н, эх, как звучит, его бы да в другое произведение... О чем это я? Ах да, я говорю, что на мое глубокое имхо — ибо просветление в процессе чтения у меня так и не наступило — начало и концовка составляют основную ценность романа (скорее повести). Вообще, сейчас, если абстрагироваться и посмотреть на этот роман со стороны, в процессе написания отзыва, оценить задум автора, начало и концовку, то все выглядит не так уж плохо, даже можно поднять оценку сразу на 2 бала, но блин, в процессе сего увлекательного чтения, разрезания, зашивания девушек, мальчиков, фокусов, флоры фауны, людей превращающихся в деревья, деревья в людей и прочая и прочая ахинеи, поездов и кораблей, я бы так не сказал, потому оставлю как есть.

А какова идея!, идея то какова, в чем идея, я еще вопрошаю? Ладно бы сюжета нет, то хоть бы идея, цель сего опуса хоть бы была. Ох, после прочтения получается такой сумбур мыслей в голове, что хочешь не хочешь и отзыв выходит немного стилизованным под произведение, правда сомневаюсь, что мне это тоже будет вменяться в гениальность, хорошо хоть мозг остался на месте и по прежнему в соответствии со строгой логичностью и четкими предпосылками — другим, судя по признаниям в отзывах, повезло меньше:)

Нет, еще добавлю, что самым запомнившимся для меня моментом, был тигр рычащий, голодный, с клыками-саблями, изготовившийся к прыжку, который на глубокое убеждение робота был травоядным, превосходно камуфлирующимся под хищника к вящей собственной безопасности...

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня такое впечатление, как у некоторых пользователей данного сайта, что Шекли при написании данного текста что-то употреблял для вдохновения...Особенно учитывая год написания и ситуацию с этим делом в Америке)

Если серьезно: некоторые главы понравились:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
глава 31: Используйте реальный мир для развлечения )
, некотрые нет. Большинство честно сказать вообще не понял, перебарщивает автор, перебарщивает.. имхо.

Слишком многом сюрреализма, особенно во второй части книги

Вообщем роман прописан только фанатам Шекли)

П.с. Шекли хороший автор, однако рассказы его на порядок лучше, нежели романы. Каждому свое.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ненормальный роман. Оценить его по какой-либо шкале, выразить свое отношение к нему одной-двумя фразами, сказать стоит ли вообще его читать, наверное, невозможно. Да нет, невозможно наверняка!

Уже с самого начала, по одной только манере повествования ощущается, что роман необычен и впереди нас ждет нечто весьма и весьма странное. Читаем дальше и обманываемся. Нет, впереди поджидает отнюдь не странное – впереди нечто решительно мозговзрывное. Да-да, если уж собрались читать, будьте готовы к тому, что ваш мозг задымится, калечась об алогичность и накручиваясь на события, которые сменяют друг друга не согласно сюжету, а как им заблагорассудится.

Повествование выплясывает диковатые па на самой грани ахинеи. Количество сюрреализма и абсурда растет в геометрической прогрессии, и когда кажется, что дальше уж некуда, что еще немного, еще совсем чуть-чуть и все происходящее скатится в окончательный и бесповоротный бред, повествование выныривает наружу, делает вдох, скептически осматривает сюжет, морщится – и ныряет обратно. А когда мозг уже окончательно отвергает текст, когда рука так и тянется закрыть и отложить книгу, автор вдруг, будто чувствуя неладное, является нам, и говорит, мол, устали? хотите забить и не читать? – а вот дудки! – вот вам вкусненькое, погодите чуть, передохните – а потом обратно нырнем, до глубин таких, что…

Теперь сюжет. Сюжет… имеется… и ключевая суть всего происходящего именно в том, чтобы довести его до логического финала. Это не так просто как кажется. Во всяком случае, здесь. Об остальном, о героях, событиях, сюжетных перипетиях, композиции, авторских методах и прочих элементах литературного произведения говорить не буду, ибо обо всем этом уже сказал сам Шекли, причем в границах романа. Что-то ему нравится, что-то нет, с чем-то он пытается спорить, что-то менять… а кое-что пытается спорить с ним… Обалдеть можно, а? Ну, лично я обалдевал.

Но кроме сюжета и всяческих с ним пререканий есть в романе еще уйма всеразного. Есть любимая Шекли тема реальности реального, имеются размышления о предрассудках, фантазиях, иллюзиях, снах и прочее весьма занятное. Да, повествование утомляет, да, абсурдность порой зашкаливает – но в необычных строках жемчугом блестит смысл, которого не найти в строгости и логичности тысяч других книг.

Лично я от романа в восторге. Местами он увлекает, местами становится вязким, как смола; на первый взгляд в нем слишком много запредельного, но при всем при этом он гениален!

Для наглядности приведу несколько цитат:

«Я уверен, что ни в чем не виновен, и не важно, что я совершил»;

«– Я вижу что-то впереди.

– Подумаешь! – фыркнул робот. – Я много чего вижу впереди. Собственно, я всегда вижу что-то впереди. Боже правый, да все всегда видят впереди целую кучу вещей»;

«– Я достиг реальности, – с тихой гордостью произнес Мишкин. – Вот теперь со мной все будет в порядке.

– А что такое реальность?

– Одна из множества возможных иллюзий».

Советовать читать «Оптимальный вариант» всем и каждому не буду. Чересчур много своеобразия. Но если вам по душе вдумчивое чтение, если вы ищите в литературе нечто большее, чем просто занятные истории, и если при этом вы готовы терпеть тонны безумствования – читайте. Или же вы просто хотите поднять себе настроение. Тогда тоже читайте. Юмор в изобилии. Не забитый, анекдотичный — другой: немного безумный, сногсшибательный, просто потрясающий! Всего вам наилучшего!

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение граничащее в своей гениальности с безумием или в своем безумие с гениальностью.

Действительно, в начале был сюжет. Но после первой пары десятков страниц роман превращается в огромную череду сюрреалистических эпизодов. Некоторые мне понравились, над некоторыми посмеялся, некоторые (их к сожалению очень много) я не понял, то ли в связи с их чрезмерной гениальностью, то ли чрезмерным безумием. При этом роман абсолютно невозможно бросить не дочитав, и главное он не производит на меня такого удручающего впечатления, как многие романы, авторы которых решили показать свою гениальность и поиграться с реальностью и с читателем.

Поэтому как оценивать этот роман я не знаю, да и можно ли такое вообще как то оценить. Если оценивать отдельные эпизоды, как, например, фокусника показывающего фокусы на научной основе (надолго мне запомниться номер с распиливанием женщины), то это без спорно маленькие шедевры. Вообще же складывается картина чуть менее радужная, потому что не все зарисовки достойны подобного звания. И все таки что-то в этом произведение есть.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав это потрясающе ужасное произведение в хорошем смысле ужасного слова, долго пытался обдумать все прочитанное, сидя в кресле и ни о чем не думая! «Но кому нужен читатель-псих?» Я бы разделил «Оптимальный вариант» на две части, может даже больше , но не больше трех. Первая, в которой главный герой вместе с красным роботом встречаются, куда-то идут, попадая в действительно абсурдные необъяснимые галлюциногенные ситуации. Мужики, играющие в покер за столом на доске, перекинутой через ущелье, неизвестные твари, деревья, невидимки, фокусники и прочие... Все это не может не радовать и не веселить! Над этой частью я смеялся от души. Во второй части, которая, возможно, начинается с «экспериментального психоза, вызванного экспериментальными психами», Роберт Шекли забирает инициативу на себя, и уже читатель становится объектом насмешек и издевательств, тоже, надеюсь, в хорошем смысле. Хотя, как посмотреть...События начинают развиваться стремительно быстро, при этом оставаясь на своем месте. Ничего не меняется, кроме героев, событий, окружений и времени, ну и всего остального, что изменилось, оставаясь прежним. В какой-то момент Шекли смог добиться точки кипения, которая необъяснимым образом смогла провести нервный импульс по синапсам, вызвав ответную реакцию скоропостижного смеха. Ну и последняя часть, в которой становится все необъяснимо понятно — думаю, о ней можно промолчать. Не нужно делать преждевременных выводов, потому что во время прочтения «Оптимального варианта» все переплетается, все истории, которые не имеют между собой никакой логической связи, и если попробовать их логически соединить, то с большим трудом можно получить лишь «Полярного медведя, которого оседлал чистокровный скакун«! Что здесь написано!? Прочитайте «Оптимальный вариант» Роберта Шекли, и вы поймете что лучше сойти с ума, чем бояться, что с него не сошли!

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собственно, если рассматривать роман на предмет сюжета, то он о том, как сложно иногда бывает найти недостающую запчасть от своего поломанного космического корабля. Пилот звездолёта с забавным именем Том Мишкин, а также увязавшийся за ним робот убедились в этом как никто другой.

Ещё никогда на моей памяти Шекли не был так абсурден. Кажется, будто некоторые главы вышли из-под пера Даниила Хармса — лаконичность большинства глав усиливает это впечатление. Особенно позабавили те места романа, в которых прямым текстом говорится, что автор зашёл в тупик и терпит неудачу за неудачей в попытках прийти Мишкину на помощь.

К роману можно относится по-разному, но мне такой вот нон-стоп абсурд скорее импонирует, поэтому я ставлю этот роман в творчестве писателя очень высоко. Самое неожиданное, что несмотря на ещё большую разрознённость и оторванность разных частей повествования, чем обычно в романах автора, роман не выглядит «распадающимся на рассказы», а наоборот смотрится презабавным таким коллажем.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только вот получил вчера для домашнего чтения отпечатанный оригинал на английском, сижу и балдею с этой стостраничной брошюры. В связи с очередными массовыми протестами на Украине, как нельзя кстати книга о предопределённости, неопределённости, смазанности, размазанности и измазанности всего происходящего. А если ещё под это слушать новый альбом Потапа и Насти «Всё пучком»... Конечно, это лучше под прогрессивный рок бы, наверняка. Но позитивный — Джентл Джайент или такого типа и настроения что-то.

Я думаю, автор представил на суд всего мира величайший пример литературной клоунады. В ряде мест идёт сбой программы и у автора, и у текста — но в целом, произведение просто шикарно. Как я уже отметил под другим своим ником (к которому, увы, никак пароль найти не могу) тут пару годков тому, Опции так и тянет сравить с другим ярким примером многослойного повествования — булгаковским. Но, по чести говоря, мрачноватый, с нотками сатанизма и безысходности, роман Булгакова, который был наркоманом, но это вроде как все дружно не хотят замечать, в моём представлении подчистую проигрывает короткому опусу маэстро Шекли. Шекли не шибко отрицал, что было время увлечения средствами. Впрочем, в данном произведении виден большой (как для американца) интеллект, видны традиционные для автора идеи. Позитив произведения о том, что если кого и разрезали, то сразу-же сошьют и склеят — это вам не аварии на трамвайных рельсах, строгие и бесповоротные. Ну разрезали бабу — ну сшили бабу. Делов-то!

У автора есть множество отличных зарисовок, сцен, моментов, цитат, раскиданных по второ- и третьесортным романам и повестям. Тут, к счастью, удалось собрать многие сокровища в одном месте, под одной обложкой. И даже удалось издать единожды в Америке в 75м. Как на мой вкус, вымученный, заумный ботанский академический юмор Дугласа Адамса в стилистике ситкомов, как и трагифарс, трагикомизм Булгаковской Маргариты — как раз таки, более массовое искусство для богемы. Богема начинает искать смыслы, ловить послевкусие. А ты попробуй не послевкусие искать, а просто почитать зачастую простоватую на первый взгляд, зачастую чересчур усложнённую, клоунскую, но положительно настроенную прозу, добрую и виртуозно исполненную. Как музыка любимой мной группы Gentle Giant. Но нет — мир интеллектуалов предпочитает мрачных, сумрачных (а заодно и алчных!) кримсонов и флойдов.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх