FantLab ru

Сурен Цормудян «Когда завидуют мёртвым»

Когда завидуют мёртвым

Роман, год; цикл «Второго шанса не будет»

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 28

 Рейтинг
Средняя оценка:7.92
Голосов:475
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Цивилизация погребена под пеплом ядерной войны, под снегом вечной зимы. Прошло двадцать лет после дня икс, но лучше не стало. По-прежнему нет тепла, не хватает еды и воды. Люди еще цепляются за жизнь, но их число уменьшается с каждым годом. И вот однажды жители разрушенного городка в Калужской области узнают: им не на что больше надеяться. На Аляске уцелело сверхмощное оружие, и оно по-прежнему действует, медленно, но верно подталкивая Землю к последней катастрофе. Можно смириться с роковой неизбежностью, а можно, в надежде на призрачный шанс, с горсткой отчаянных смельчаков пуститься в далекий путь. И Николай Васнецов, совсем юный, но уже успевший хлебнуть лиха боец отряда самообороны, отправляется в поход. Через царство рукотворного хаоса, обезумевшей природы и лютых врагов в облике человеческом и зверином...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 533

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2738 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 53%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Второго шанса не будет. Книга первая. Когда завидуют мертвым
2010 г.
Второго шанса не будет
2013 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 октября 2017 г.

Как-то на одном сайте прочитал про мир будущего без людей. Заинтересовался: дай, думаю, узнаю, как же это мы, бедненькие, вымерли. Почитал про глобальные катастрофы и так захотелось мне что-нибудь художественное на тему постапокалипсиса, сил нет! На эту тему я так давно ничего не читал, что совершенно не понимал, за какую книгу схватиться. Что ж, сказал я себе, Фантлаб со своими жанровыми рейтингами придёт на помощь!

И полез я на Фантлаб, и выпало мне произведение с высоким, за восемь, рейтингом с интригующим названием «Когда завидуют мёртвым» за авторством Сергея Цормудяна. И бросил я все дела, и засел за прочтение сей книжки, и прочёл её, хотя и с некоторым трудом, до самого конца. И вот что по этому поводу Серёжа имеет сказать общественности.

ЭТО ПОЛНАЯ ШЛЯПА И ХЕРЬ! Если вам дорога жизнь — держитесь подальше от неё.

Ну, так бы я сказал покупателю, если бы ещё работал в книжном и увидел, как он берёт в свои руки сию недостойную книжицу. Но, конечно, покупатель бы резонно спросил бы, с какого такого перепугу я клеймлю произведение наверняка в высшей степени достойного человека, да ещё вышедшее сравнительно немалым тиражом, да с восьмёрошным фантлабовским рейтингом подобными словесами. И вот что тогда пришлось бы мне ему ответить.

«Когда завидуют мёртвым» (КЗМ) не выдерживает критики ни на одном направлении. Сложно даже начать критиковать, к этому отзыву я шёл не меньше месяца, ибо знал: писать придётся много.

О чём сюжет? Мир накрылся шляпой после атомной войны, немногочисленные выжившие коротают деньки в раскиданных по вновь ставшему огромным миру обителях и убежищах. Вдобавок наступила ядерная зима — видимо, чтобы отличить антураж от навязшего в зубах мира Фоллаута. Несколько человек узнаёт, что на Аляске до сих пор действует загадочное американское геологическое оружие, которое медленно и неотвратимо приближает недобитый мир к окончательному концу. Они отправляются в долгий и полный опасностей путь, чтобы остановить грядущий Апокалипсис.

То есть, сюжет потенциально хороший, из него можно вытащить многое. И вовсе не потому, что оригинален — нет, просто квест во все времена был есть и будет самым популярным жанром, ибо наилучшим образом отвечает нашей натуре и нашим устремлениям как вида. Нам интересно читать, как наши героические соплеменники куда-нибудь идут, по пути преодолевают трудности и добывают ништяки. Нам интересно о героях.

И что же вытащил Ц. из этого многообещающего сюжета? Ахаха, да просто ни черта!

Бодро начинающаяся книга с каждой страницей начинает оставлять всё больше и больше вопросов, на которые автор даже не пытается дать ответа. Так, заявлено, что на Земле сильно похолодало. Температуры ниже сорока не считаются какими-то экстремальными. По идее, это уже само по себе движущее условие сюжета. Люди на таких морозах посвящают львиную долю времени, мыслей и действий борьбе со всепоглощающим холодом. В подтверждение можно почитать хотя бы воспоминания Амундсена о покорении Антарктики или книгу «Северный Полюс» Пири. Несгибаемый норвежец даже говорил, что человек может привыкнуть ко всему, кроме холода. Но что героям КЗМ матёрый полярник? Они мимоходом время от времени упоминают о морозе, после чего сразу же забывают об этом на сотню-другую страниц. Проблема холода для них не существует — ведь большую часть времени они проводят в крайне комфортабельном рояле; простите, в луноходе.

Луноход этот, обладающий поистине магическими свойствами, идёт в комплекте с двумя упавшими с орбиты космонавтами, которые преодолели несколько тысяч километров через Индию, Ближний Восток, Балканы и Дикое Поле до центральной России, потратив на это аж 15 лет. Земли эти, и в наше-то время мало проходимые для пары человек на уберзаметном транспорте, после войны превратились и вовсе в филиал ада, но мужественные космонавты умудрились пройти их без каких бы то ни было потерь. Удивительно, правда? Ну ладно, предположим, что они — истинные герои, Конаны 21 века с кровью хитроумного Мышелова в жилах. Однако после воссоединения с доблестной командой спасителей мира, оба космонавта начинают чудить так, что из глаз начинает сочиться красная и солёная жидкость, подозрительно напоминающая кровь. Эти люди, которые по идее прошли невероятные трудности и испытания, у которых хватило воли, ума и сил совершить такое путешествие, один за другим погибают настолько тупо и нелепо (перед этим обнаруживая фантасмагорически нелепые цели и мотивы, а также вытанцовывая — невероятно, но это так — первые такты «драмы индийской обыкновенной», чуть ли не до родимых пятен!), что вывод напрашивается только один — Ц. дополнительные персонажи просто не нужны. Это подтверждается тем, что оба космонавта в течение всего повествования являются не более чем безликими, односложно разговаривающими, а чаще всего молчащими статистами, нужными только для доставки волшебного бронированного лунохода для главных героев, а после — мясом, которое надо поживописнее загубить. Хорошо, они обезумели, познакомившись с персонажами — в это нетрудно поверить, товарищи — но, может, г-н Ц. хотя бы побаловал нас удивительными и увлекательными перипетиями их 15-летнего пути? О нет, весь рассказ космонавтов занимает около трёх, что ли, страниц. Да и вопросов им особо никто не задаёт (не правда ли, совершенно нормальное поведения для жителей изолированного посёлка, не имеющего сведений о внешнем мире?). Не до того. Вместо этого несчастным космонавтам в лучших традициях совковых партсобраний какие-то бывшие военные читают лекции о недопустимом поведении некоторых наших несознательных военных, которые, по рассказам тех же многострадальных космонавтов, воссоединились после войны с американцами. О Ужас! Кстати, тему американцев запомните — она ещё не раз всплывёт. Эта тема — не тонет!

Ладно, бог с ними, с космонавтами. Быть может, они и правда статисты на фоне великолепно прописанных главных героев — молодых Николая, Славика и их многоопытного и смелого наставника, искателя Яхонтова? О нет, вас ждёт жестокое разочарование. Нет, здесь г-н Ц. честно попытался (я надеюсь) вывести несколько разных типажей, но получилось всё равно гуано.

ГГ — Николай, сын таинственного отца, типичный постапокалиптический ОЯШ. В наших реалиях — ОРШ. Ничего из себя не представляющий, скучный и ровный, как дорога в Австралии, парень. У него нет какого-то взгляда на жизнь, мыслей, идей, отсутствует жизненный опыт (хотя по идее должен быть). Это чистый лист, на котором автор напишет свою историю. Такой же — его друг Славик, который вроде бы выведен чуть погрубее, чуть пожёстче, хотя получилось малословное быдло, с которым не то, что в одном луноходе, в одном поле ХАРП искать не станешь. Возглавляет эту компанию искатель Яхонтов, самый удачный образ, взрослый, в меру циничный, закалённый опытом мужик.

Всем этим людям отчаянно не о чем поговорить. В толстом и объёмном романе, во время долгого и по большей части скучного путешествия можно было бы найти миллион тем для разговоров. Вспоминается рассказ Астафьева «Бойе», вспоминаются рассказы Лондона, тот же Амундсен. «Туннель в небе». «Тайна двух океанов». Тысячи великих книг! Ладно, не знаете, о чём писать разговоры — пишите как Кук в «Чёрном отряде» (Кук не писал не потому, что его героям не о чем было поговорить, просто не любил тягомотины). Но все — ВСЕ — герои Цормудяна с патологическим упрямством и отчаянной обречённостью рабов авторского пера снова и снова, и снова, и снова (проставьте столько «снов», сколько захочется) обращаются к одной, самой важной, самой насущной теме — кто же виноват в том, что случилось (американцы), почему они (американцы) такие мудаки, почему мы это допустили, почему мы их не победили. Всё пропитано ужасными, злобными, падшими, сатанинскими американцами. И вообще западом как средоточием зла.

И ладно бы только ездуны в луноходе. По мере своего путешествия герои встречают других людей. Большинство из этих встреч после краткого приветствия и обусловленного сюжетом обмена мнениями относительно текущих событий переходят к многостраничным, объёмным и жарким препирательствах о политических реалиях конца ХХ — начала ХХI веков. Каждый из второстепенных персонажей умрёт не раньше, чем произнесёт очередной памфлет, панегирик или обличающую проповедь в адрес американцев и запада. Вот здесь автор разворачивается на полную! О да, на этой теме автор готов плясать бесконечно! Это — единственное, что интересует его и, соответственно, его героев, а несчастный читатель вынужден всё это читать. Наверное, вы и так уже догадались, что все без исключения герои излагают вовсе не свои мысли, а мысли самого г-на Ц., которые появлялись у него то ли во время сетевых баталий, то ли во время многочасового чтения новостей о путиносиритрампокраине, то ли во время тяжёлых бессонных ночей в думах о будущем России. По сути, под видом нормальных диалогов в нормальном романе нам преподносится типичное содержание коментов под любой записью в жж какого-нибудь Кассада, Фрицморгена или Битнера, да или просто под какой-нибудь новостью на сайте а-ля Цензор.нет. Ну конечно же, именно этого мы и ждали от постапокалиптического романа про путешествие через всю Россию.

Ни о чём другом герои КЗД и не помышляют. если они не говорят об ошибках прошлого, они о них думают. Изредка нам пытаются показать взросление Николая через его мысли, но всё это подаётся настолько дёргано и без какого бы то ни было интереса, что читатель очень быстро чувствует, что с психологией его нагло разводят. Николай меняется один раз в самом конце и для этого автор заставляет его безжалостно положить туеву хучу людей. Вот так вот наш робкий юноша, всю книгу совершающий нелепые и временами даже милые поступки, становится безжалостным убийцей, попутно совершая ещё груду мерзостей, после чего любая симпатия к нему невозможна в принципе и хочется только одного — чтобы этого мудака завалили и книга резко оборвалась.

Ах да, г-н Ц., видимо, понимал, что книга выходит, м-м-м, как бы так помягче — скажем, несколько однобокой. Поэтому его персонажи иногда шутят. Вообще юмор в экстремальных ситуациях — дело очень полезное и сближающее. Но вот проблема — все без исключения персонажи КЗМ шутят исключительно ниже пояса и только в адрес друг друга. Без зазрения совести подкалывают на тему любви и надежды, порочат то немного чистое, что осталось в душах людей после апокалипсиса. За такие шутки уставшие озлобленные люди могут и убить, такие шутки не повышают бодрость духа и тонус, они — источник раздоров. Но в мире КЗМ только так. Естественно, доверия от этого к происходящему не повышается. Вот несколько примеров великолепного остроумия героев

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Машина успела остановиться в метре от внезапно возникшей впереди пропасти.

— Ох, сейчас бы кувыркались, — нервно засмеялся Людоед. — Сдай мальца назад.

— Эх ты, старый, глаза твои слепые, — попытался сострить Вячеслав»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Да ладно. С этим ясно все. Но нам ведь другую дорогу теперь искать надо.

— Поразительная наблюдательность, — усмехнулся Крест. — Ты, Славик, с рождения такой проницательный или научился где этому?

— Отвали, Крест, — огрызнулся Вячеслав.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ДОТы, чьи бойницы и нарисованные вокруг рисунки делали их похожими на тучных свиней. У одной цистерны под «пятачком» была выведена буквами «НИФ НИФ» улыбка, похожая на оскал. У другой — «НАФ НАФ», и у третьей — «НАХ НАХ».

— А тут ребята с чувством юмора живут, — усмехнулся Сквернослов»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Что, козлики, нравится? Может, тоже покажете что-нибудь? — ухмылялась она.

— А им нечего показывать, — хихикнула Пчелка, — на холоде только воротнички стоят.

Кто-то мне говорил, что у Дивова казарменный юмор. Ежели и так, то по какому разряду проходит этот юмор?

Да, кстати, если перснажи не шутят, то чаще всего они собачатся или грызутся. Подносят кулаки под нос (рука не поворачивается написать «друг другу»). Конечно, именно так и должны вести себя спаянные единой целью люди в долгом и опасном походе, именно это — настоящие командные взаимоотношения. Так и представляю, как Боромир подносит к лицу Гэндальфа кулак в ответ на шутку того про нестоячие мощи Денетора.

Мир. Нищий, беднее, чем бомж в Бангладеш. Просто сменяющиеся локации, неотличимые одна от другой. на всю книгу три-четыре мутанта: пси-волки, какой-то недомутировавший человек-обезьяна, выродки в метро, списанные с морлоков настолько откровенно, что даже стыдно, червяк в снегу... и всё? Да, немного для кирпича в семьсот страниц.

К слову о мутациях. Всем ясно, что жизнеспособные и способные размножаться мутанты — неотъемлемое условие сеттинга «русский постапокалипсис» (где-то медленно переворачивается в гробу один Уиндэм). Это мы ещё готовы простить и понять. Но остальные нф-гипотезы автора настолько нелепы, что просто не находится слов. Пресловутый ХАРП, например, уничтожит Землю, собирая все континентальные плиты в единую точку и меняя орбиту планеты (WTF?!). У людоедов, естественно, проявляется невероятная потенция. Всем срочно на диету из человеческих кишок. По факту, видимо, здесь нашла отражение избитая легенда про невероятную дикарскую потенцию. В лесах бродят стада травоядных, которые резко научились выкапывать траву из-под многометрового снега. А как вам бандиты, объедающиеся тареном и копирующие терминатора под влиянием просмотренного фильма?

Сценарных нелепостей тоже хватает. Один из гг, Крест, бросается в бой с японской катаной, которой рубит в капусту десятки людей. Автор, очевидно, совершенно не понимает, что такое катана, как ею сражались и для чего она предназначалась. Главное, что это зрелищно и романтично — для тех, кто не разбирается в оружии хотя бы на уровне детской энциклопедии. Остальным подобную глупость скармливать попросту нелепо.

Вообще Крест — один из самых мерисьюшных персонажей, которых мне доводилось встречать. Многочисленные герои аниме стоят и нервно теребят в руках платочки. Сама Лина Инверс могла бы подойти и пожать этому господину мужественную руку. Я, конечно, очень толсто намекаю, но что поделать, если мерисьюшность чаще всего автором не срисовывается.

Крест не говорит — он проповедует. Идеология его настолько человеконенавистническая, что по-хорошему товарища этого закопали бы на первом же бивуаке свои же спутники, но он ласково принят в любом сообществе, хотя предал и перепродал всех по сто раз. И наивные попытки автора оправдать это какой-то далёкой личной драмой выглядят ужасно нелепо. Устами Креста произносится решение мировых проблем, даются советы космического масштаба и дзен-буддистские мудрости высшей возгонки. У любого приличного и мало-мальски мыслящего человека этот тип не вызовет ничего, кроме отвращения и желания отойти подальше. И это не потому, что он удался — просто в Кресте концентрация примитивного сетевого цинизма уровня пабликов типа МДК, помноженного на самый худший вид глупости — претенциозную — превосходит все мыслимые степени. Кухонный алкаш, учащий жизни — вот самая близкая аналогия. И если это наш новый спаситель, то и правда к чёрту такую планету и такой мир.

Можно много ещё, о чём говорить, но мне просто надоело. Я искренне рад, что прочёл этот опус в электронном виде и не заплатил автору ни копейки. Да, кстати: в книге полно грамматических ошибок (больше, чем в этом отзыве). Уж не знаю, кто в этом виноват, но, учитывая, что в абсолютном большинстве прочих сетевых книг мне такого не попадалось, подозреваю, что в бумажном оригинале дело обстоит ровно так же. И так схавают.

И ведь хавают. Книжка КЗМ — это концентрация всего того убожества, за что справедливо хают отечественную популярную фантастику. Мне скажут, что Берроуз или Говард в своё время тоже писали мейнстрим — полно, в сравнении с Цормудяном эти авторы — боги. Клишированное и жалкое подобие литературы выезжает только на одном — ты читаешь, не веря, что всё может быть настолько плохо.

Но ведь какая оценка! Какие рейтинги. Отзывы в большинстве вполне благосклонные. Есть переиздание. То есть — читают. И здесь вспоминается цитата из АБС, сказанная немного по иному поводу, но, как мне кажется, хорошо подходящая и к этой книжке

«И это ужасно. Я из-за этого собственную книгу боюсь перечитывать. Это же нужен какой-то особенный читатель – читать такие книги! И он у нас есть. То ли мы его выковали своими произведениями, то ли он как-то сам произрос – во всяком случае, на книжных прилавках ничего не залеживается.»

Зато я теперь знаю, когда завидуют мёртвым — когда читают Сергея Цормудяна.

Оценка: 1
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2017 г.

Кроме указанных ниже недостатков у автора больше проблемы с миром, по причине низкого уровня знаний в таких областях как экология, биология, геология и физика. На земле 20 лет продолжается ядерная зима, но в лесах по прежнему полно травоядных, которые видимо питаются снегом, стотысячное население Москвы ходит за дровами в городские парки, а дрейф материков внезапно способен радикально изменить орбиту земли.

Ну а по поводу постоянного нытья о том что люди уничтожили землю — «Планета в порядке, это людям пи..дец».

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 мая 2017 г.

увидев высокие оценки, я заинтересовался. пост мне нравится. вселенная метро 2033 довольно интересна. особенно первая книга глуховского и несколько авторов писавших в этой же серии. но все закончилось совершенно не так, как я ожидал.

я правда старался ее осилить. понять героев, вжиться в атмосферу страха и безысходности. я даже порой сочувствовал тем, кто пережил эту последнюю войну. но чем дальше по сюжету я двигался тем было хуже. происходящее вокруг начинало напоминать балаган. основные персонажи начинали раздражать своей неадекватностью. вместо наслаждения атмосферой постапокалипсиса я уперся в пустое графоманство, постоянное нытье и рандомные истерики. я понимаю ситуацию, но это просто невозможно читать. главный герой все время ноет и страдает. я серьезно. нет ни одной главы, в которой он бы не страдал. а страдает он о чем угодно. отец, мать, друг, знакомые, девушки, деревня, москва, мир, земля, планета и т.д. и т.п. что увидел, о том страдает. плюс к этому он постоянно тупит и творит всякую дичь. наверное это самый ущербный гг, который мне встречался.

я не понимаю за что это творение получило такие высокие оценки.

Оценка: 1
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 марта 2017 г.

Возможно, кого-то могу обидеть, но уж извиняйте!

Прочитав сей опус и увидев, что три четверти отзывов о произведении — положительные, я пришёл к двум умозаключениям:

1) 95% современной российской фантастики — абсолютная графомания.

2) Современный российский читатель оценивает книгу по крайне низким критериям.

Насчёт первого. Тут, думаю, все ясно. Автор мне напоминает 11-летнего школьника, который вдохновился «Метро 2033», прочитал ещё парочку постапокалиптических романов и написал свою книгу. Кстати, это не только Цормудяну замечание (вообще все авторы « Вселенной» такие).

Ну, а второе. Начнём с того, что подобные романы читают только школьники и просто любители постапокалиптики (из последних мало кто что смыслит). Наверное, истинные ценители литературы на такой роман даже не посмотрят. Школьники не обращают внимания на такие моменты, как непроработанные герои, отсутствие логики, банальный сюжет и обычные ляпы! Если им книжка понравится, то они начнут такой бред нести, чтобы показать себя как человека с тонким литературным вкусом. Я вас умоляю. Хорошие герои? Где? В этой книге?! Атмосфера? Здесь?!

Ну ладно, теперь о самом романе. Не понравилось, конечно. Почему? По следующим причинам:

1. Копирование образов героев и сюжета у Глуховского. Как я уже сказал, автор был вдохновлен книгой Дмитрия Глуховского, так ею окрылен, что написал тот же самый роман (только без метро), просто добавив парочку деталей от себя. Главный герой Николай, например. Да это ж двойник Артема из «Метро«! Точно те же действия, решения и даже реплики! А друг Николая, Сквернослов? Это друг Артема, Женя! Те же шуточки, манера диалогов! Варяг — это Мельник. И продолжать можно много. Некоторые второстепенные герои — копии второстепенных героев Метро. Сюжет. Кто спасёт мир, как не какой-то салага из богом забытого городка (станции)? Конечно, он, ведь больше некому!

2. Персонажи. Картон. Ни одного более менее живого персонажа. Диалоги тупые, герои плоские. Чего? У героев случаются истерики, они совершают необдуманные решения? Согласен. А с чего они от этого станут проработанным и живыми?

3. Стиль. Примитивно. Слабо. Кто-то писал про большие абзацы. И что? Ей-богу, от размера абзацев уровень стиля не зависит! А вот от длины предложений — да, очень даже. Мне, как любителю хорошей тонкой литературы, было противно читать эти короткие и однообразные предложения, из которых и состоят эти « большие» абзацы.

4. Сюжет. Эти не сюжет, это палка! Идея — очень банальная и заезжена.

5. Затянутость. Все действие идёт ужасно тягуче, перестрелки и постоянные диалоги на тему «ядерная война — это плохо» меня утомили. Два романа серии можно было уложить в одну книгу на страниц 600.

Из плюсов могу отметить динамичность и искренность автора, но это уже ничего не оправдывает.

Итог: впечатлить может только школьников, любителей «Метро» и людей, которые не обращают внимания на явные недостатки романа.

Оценка: 2
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2016 г.

Мог бы написать пространный отзыв, но многие сделали это до меня. Поэтому буду краток: дилогия прекрасная, интересная и захватывающая. По стилю думал, что автор намного старше меня, но оказалось, моложе... Возможно, есть какие-то ляпы, но их не замечаешь, если история подана интересно, а герои как живые. Все это в романе есть.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2015 г.

Привлекло название. Ну, не скрою и картиночка с обложки, обещающая, что будет занятно. На самом же деле — книга ужасно нудно-тянучая, за исключением кратенького пролога, в котором человечество тыкуют в своё же «дерьмо».

С удовольствием, ещё бы что-то прокомментировал, как в пользу, так и в неугоду произведения, да нечего.

С уважением, AlexeyPenza.ru

Оценка: 1
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июня 2015 г.

Итак, основной вопрос, который автор поднимает: «Зачем спасать землю, если её население сплошь канибалы да выродки, а меняться никто не собирается?» Цормудян пытается написать книгу для всех. Любишь философские измышления? Пожалуста, размышлений на темы «быть или не быть», «бить или не бить» пруд пруди. Не любишь? Не беда: следи за приключениями, баталиями и проч.

Замыслить, конечно, легко, а вот осуществить... Набор персонажей неплох: наивный и самоотверженый полуребёнок Николай, циничный Крест, нейтральный и суровый Яхонтов. (Позицию и характеры космонавтов я так и не определил. Как и роль их в отряде... ). Но с самого начала герои постоянно меняют точку зрения, в зависимости от точки сидения. Ясно, что с такими персонажами на эпохальные вопросы не ответишь.

С мотивацией у автора особо серьзные проблемы. Сюжет продвигается с помощью наивной записной книжки, а чтоб оправдать злоключения в Москве, ничего другого, кроме сентиментальной лжи космонавтов не придумалось. Одним словом, лес роялей в кустиках.

Описания природы, внутреннего мира героев, конечно трогательны, но лишь этого недостаточно, чтоб назвать роман хорошим.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 февраля 2015 г.

Почему-то всегда хочется в постапокалиптическом жанре встретить что-то глубокое, душевное,трагичсеки-печально-ностальгическое, но наталкиваешся на постоянные штампы и потуги. Несомненно, это не крузовские мертвые эпохи со своими пустыми километровыми текстами о трах-тарарах-мочилове-пушках, но похоже на тармашевские ареалы и наследия. Несмотря на разочарования вновь и вновь надеешся найти что-то оригинальное среди графоманских килограммов...И надежда замерзает в сугробах очередной ядерной зимы...

Название(зачем придумывать такое шаблонное название?!) почему-то наталкивает на размышления: а кто собственно мертвый? И на середине романа начинает казаться, что все живые герои какие-то мертвые, не настоящие, вычурные, квадратные. И я этим мертвым не завидую! И Коля со своими рефлексивными соплями какой-то ненатуральный, одинаковый и предсказуемый. Герои, как роботы, выстреливают стандартные предсказуемые фразы.На протяжении всего романа мучает мысль: прошло 20 лет(!)после дня Х,мир во многом изменился( «быт и нравы», земля и атмосфера), а вот также продолжают рассекать на автотранспорте, тяжелой технике, строчат из всех видов оружия.Тут через лет 5 мир превратился бы в музей под открытым небом или в большую помойку ,ан нет, без оружия не интересно было бы,- понимаю...

Но все-таки что-то чувствуется в этом произведении одновременно наивное-трогательное- искреннее.Иногда проглядываешь в пейзажах, которые видны( может только мне одному) из кабины лунохода родной разрушенный город\деревню и постоянно завывающий холодный ветер, который надует снег, который ,в свою очередь, накроет очередное человеческое безобразие...И из-за того, что роман был дочитан мною до конца(а произведение вышло увесистое),делает ему «+«.Ставлю «6», но будучи конформным типом прибавлю +1 из уважения к публике. Всю эпопею желания прочитать нет...пока нет.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2014 г.

Вполне приличный роман в своём жанре, обладающий своими недостатками и своими достоинствами. Пожалуй, для начала, поворчим.

Меня угораздило ознакомиться с интервью Цормудяна, в котором он подтвердил мои личные опасения. Автор пишет без разработанного сюжета и образов. По его словам, он «даёт свободу своим героям», а это, как не крути, верный путь к графоманству.

Сюжет крайне не ровен, растянут до полного исчезновения. Интрига бездарна, полна перетяжек, нелепостей и ошибок. Нравственная линия переусилена надрывными диалогами и монологами, с немалым уровнем истерии. Мораль романа вообще не ясна, более того, Цормудян сам затруднился разьяснить её в своём интервью. Мизантропия, в крутой смеси со слезливым человеколюбием даёт труднопереваримый коктейль.

Из образов героев, вменяемые или нестабильные личности отсутствуют, в принципе. Все сплошь истерики и психопаты, получающие извращённое удовольствие от своих отклонений. Мотивация решений и поступков неубедительна.

Уровень жестяного треша чрезмерно высок. Количество вырванных глаз пальцами, выпущенных кишок, и убитых об стенку младенцев явно превысило хороший вкус. Автор страдает звёздной болезнью, ваяя не иначе, как эпопею. Уф...

Роман вытягивает высокий и талантливый сценизм, ведущий свою линию увлекательных приключений. Эта линия, хоть и обесценивает основной сюжет, однако делает роман крайне лёгким и увлекательным. Драйв высок, кроме моральных монологов, ничем не тормозится. Герои, хоть в основном, и шизики, но их поступки настолько неординарны, что завораживают. Несмотря на своё ворчание, от чтения не смог оторваться, и получил несомненное удовольствие.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2013 г.

Прям даже не знаю как оценить данную книгу... С одной стороны очень хорошо прописанный, захватывающий мир, неплохой слог автора, с другой не очень убедительная Цель похода, ну и хуже всего герои... Это не герои, блин, это инвалидная команда. Крест — единственный, кто вывозит на себе всё повествование, да и он слегка опереточный. Про главного героя, с его соплями и рефлексией, вообще не хочется говорить, скажу лишь, что пару раз из-за этого «героя» очень хотелось захлопнуть книгу.

Вообщем, резюмируя — книга чем-то напомнила, расплодившиеся последнее время американские сериалы, где под антуражем модного «постапа» вам втюхивают скверно сварганенный психологический полутриллер-полумелодрамму, об ой-ой-ой взаимоотношениях в группе «выживальщиков» на фоне невнятно прописанного Конца Света.

Но справедливости ради, стоит отметить, что книга все же получше, как уже говорил, прописанностью мира и наличием какой-никакой цели.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2012 г.

Очень атмосферно, пейзажи пост апокалипсиса завораживают своим ужасом, иногда было прямо таки не по себе. Жестокость, насилие сочетаются с добротой и состраданием, нет однозначно белых и пушистых, и это радует. Динамичный сюжет, лихие перестрелки,постоянная смена обстановки не давали оторваться. Тут тебе и привет из метро 2033 с московскими группировками, пси-волками и прочей нечистью, и каннибалы, люди со сверхспосбностями, и даже космонавты. Как ни странно, произведение не превратилось в банальный винегрет, с рецептом «чем больше намешать, тем вкуснее», сюжет выглядит целым и логичным. Напрягали нравоучения, на мой взгляд книга ими перегружена, но если об этом не писать и не обращать наше внимание на кучу проблем в реальном мире, то итог может быть очень похож...

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 ноября 2012 г.

Показалось, что не книгу читаю, а играю в компьютерную игрушку, настолько все ограниченно рамками заданного квеста для Николая Васнецова. Возможно, на это наталкивает несуразное количество совпадений, которые преследуют героя в его с самого начала запрограммированном пути, а также постоянные беспричинные бойни всех со всеми. И главы выглядят как уровни, и попутчики — сопровождающие боты с разным уровнем искусственного интеллекта (от самого продвинутого Людоеда до статиста Сквернослова). Сам Николай — вылитый Фродо Беггинс (по фильму, книгу не читал) — постоянно ноющий, хныкающий и неадекватный, попадающий в передряги, которые, между тем, выводят его на новые «уровни» как игры, так и личностного развития (если можно так назвать то, что с ним происходит).

Графика же в произведении понравилась, уровни, то бишь, главы построены увлекательно, физика и взаимодействие участников, включая социальное, выглядят очень натуралистично — именно такой представляется жизнь на обломках разрушенной цивилизации. Боты окружения в большинстве своем очень убоги — разговаривают штампами, ведут себя неадекватно (после Николая это не удивляет) и быстро погибают. Но это нормально для правильной игрушки. Помогают ответвления сюжета, хорошо дополняя образ мира. Очень напрягли только постоянные идеологические вкрапления — никак не мог избавиться от ощущения, что читаю советский труд, заточенный на усиленную промывку мозгов. Отвык, видимо… Но это не помешало пройти всю книгу на одном дыхании. Теперь вот думаю, взяться ли за продолжение или почитать что-нибудь.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 сентября 2012 г.

«Есть только один шанс»

Рецензия на «Второго шанса не будет» Сурена Цормудяна

Часть I

«Мир в деталях»

Рецензия на «Второго шанса не будет. Когда завидуют мёртвым» Сурена Цормудяна

Об этом романе, ровно как и обо всём цикле, я был давно наслышан. Но никак руки не доходили. Я слышал множество хороших отзывов, видел много рекламы ВШНБ в группе «Вселенной Метро 2033», благодаря которой увидело свет дебютное произведение Сурена и благодаря которой я смог ознакомиться с его творческим гением. Что ж, чаша весов перевесила, и вот теперь погрузился во второй том.

Но речь пойдёт о Книге первой, «Когда завидуют мёртвым». Аннотация показалась сомнительной (из-за вышеуказанного проекта думал, что география путешествий всё же не столь впечатляющая). Знал я, что будет речь идти о «вывернутой наизнанку» постъядерной Москве — относительно «Метро 2033», разумеется, — и о космонавтах, и о неком городке под названием Надеждинск. И вплоть до середины романа, когда команда на лунном танке отправилась в центр и дальше, в Балашиху, не верил, что герои решатся всё же добраться до ХАРПа.

Надо заметить, что расположенного в Калужской области военного городка Надеждинска не оказалось. Были и Дугна, и Ферзяково, о Калуге и Обнинске молчу, ибо очевидно их существование. А значит, образ поселения, состоявшего из каскада подвалов, «рая», как назвал его Николай Васнецов-старший, является картиной постапокалиптического благополучия. Довольно любопытный ход, учитывая, что младший Коля нередко сравнивает свою малую родину с новыми локациями.

Теперь немного о Москве. До сих пор, отбрасывая затянувшуюся ядерную зиму, можно было считать, что действие происходит в рамках всё той же «Вселенной Метро 2033». Но после знакомства со столицей в рамках «Второго шанса не будет» я классифицировал мир этого цикла как альтернативную «Вселенную Метро 2033» (почему-то сразу вспоминается Ultimate-Вселенная Marvel, комиксы издательства которого упоминались в одной из бесчисленных строчек Книги первой). И, самое интересное, основоположник уже трижды упомянутой серии в мире ВШНБ существует. Хотя нет, кривлю душой. Самое интересное, что в мире «Второго шанса не будет» есть книга «Второго шанса не будет»! Такие внутренние литературные отсылки приятно разукрасили новую Москву.

Тем не менее, именно в столичной части я нашёл множество мест, которые вызвали определённое недоумение. Во-первых, если в метро произошло пять взрывов, три из которых известно где имели место, то как на Филёвской линии прошлась волна огня?! Ведь для равномерного заражения следовало бы взорвать южные оконечности серой и зелёной линии, а через переходы жуткая ударная волна практически не смогла бы пробраться. И суждение, что «в метро никто не спасся», достаточно ошибочно. Ведь в метро множество отрезков линий, в случае ядерной войны способные отгородиться от так называемого Большого метро (как то: станции за Волгоградским проспектом на фиолетовой линии, Первомайская и Щёлковская, станции за Кунцевской и Мякинино — все на синей — и так далее), и где могли бы выжить люди! Хотя это не самое странное место (ведь, в целом, его можно объяснить незнанием города целиком). Очень удивили взявшиеся у Коли Васнецова паранормальные способности. Он же меньше часа пробыл, к тому же в экипировке, под землёй!

Довольно о городах и псевдоляпах, пора и о людях сказать пару слов. Космонавты из слухов прочитавших оказались хотя и ожидаемыми персонажами, но всё же смогли поразить. И своим рассказом, и своей судьбой. Очень жалко было каждого из них, когда их Сурен безжалостно убивал, словно Людоед. Кстати, о нём. Этот загадочный асассин представлялся мне исключительно похожим на автора. Надеюсь, только внешностью, ибо с характером создателя Ильи Креста знаком крайне плохо и говорить наверняка не могу. Что же до остальных, то надеждинская троица получилась довольно разношёрстной и яркой. Думаю, к этому и добавить нечего.

В целом, «Второго шанса не будет. Когда завидуют мёртвым» (почему последнее слово хочется всегда произнести как «мертвецам»?) показался мне приятно изматывающим, на голову серьёзнее «Странника» и очень жестоким и реалистичным. Благодарю Сурена за замечательную Книгу первую и иду возвращаться во вторую. Ведь ещё остались «Азия. Сибирь. Берингов пролив. Северная Америка. Аляска. ХАРП»!

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2012 г.

Я понимаю, что автор хотел донести до нас свою идею сохранения Земли и т.д. и т.п . Но зачем же было делать это в каждом третьем диалоге, который от этого становится совершенно неправдоподобным. Интересная задумка, а реализация «как всегда». Сюжет наивный и прямолинейный. Нелепые совпадения и предсказуемость каждого шага главного героя. Дочитал по инерции.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 декабря 2011 г.

Первое произведение грандиозного постапокалиптического произведения Цормудяна.

Спокойное неторопливое развитие сюжета, подробное описание последствий катастрофы и достаточно точное представление возможных последствий, что пожалуй в первую очередь выделяет и представляет данное произведение в лучшем свете, чем иные творения о постядерном мире. Чтение действительно затягивает очень сильно и 700 страниц пролетают очень быстро и очень незаметно. Отрываешься от книги и понимаешь, что только что недавно путешествовал вместе с героями книги, что недавно была война Конфедерации с бандами Москвы, что заглянул в гости к «Листопаду» и попал в торговый Вавилон.

Отличная половина отличного путешествия.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу