FantLab ru

Лев Толстой «Отец Сергий»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Голосов:
69
Моя оценка:
-

подробнее

Отец Сергий

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

Князь Сергей Касатский, блестящий гвардейский офицер и баловень судьбы, за месяц до свадьбы с красавицей фрейлиной, внезапно исчезает. Через много лет светское общество достигает слух о святом отшельнике отце Сергии, живущем в пещере и обладающем даром исцеления. Выясняется,что затворник и есть Сергей Дмитриевич Касатский, из-за несчастной любви удалившийся от людей, и принявший монашеский обет. Но судьба, в лице молодой, развратной красавицы, готовит святому старцу новое искушение.

Входит в:


Экранизации:

«Отец Сергий» 1918, Россия, реж: Яков Протазанов, Александр Волков

«Отец Сергий» / «Le père Serge» 1945, Франция, реж: Lucien Ganier-Raymond

«Отец Сергий» 1979, СССР, реж: Игорь Таланкин



Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 12. Произведения 1895-1910
1959 г.
Воскресение. Повести. Рассказы
1976 г.
Хаджи-Мурат. Повести
1980 г.
Повести
1983 г.
Смерть Ивана Ильича. Повести и рассказы
1983 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Избранное
1986 г.
Повести и рассказы
1986 г.
Лев Толстой. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 11
1987 г.
Русские повести XIX века
1991 г.
Повести и рассказы
2003 г.
Крейцерова соната
2006 г.
Крейцерова соната
2007 г.
Крейцерова соната. Избранное
2007 г.
Полное собрание романов и повестей в 2 томах. Том 2
2010 г.
Крейцерова соната
2012 г.
Крейцерова соната
2016 г.
Отец Сергий
2016 г.

Аудиокниги:

Аудиособрание сочинений. Том 5
2003 г.
Отец Сергий. Дьявол. Альберт
2005 г.
Отец Сергий
2012 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2017 г.

Во-первых, хочу заметить, что краткая аннотация, на мой взгляд, совершенно не соответствует книге, потому что там упоминаются отдельные, не совсем значительные, части сюжета, а главной мысли не выражено. Я коротко сказала бы о повести такими словами из Библии:«Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное.»

И главный герой, тот самый богач Сергей Касатский, настолько извратил свою жизнь неестественными стремлениями, что вернуться к хоть сколько-нибудь нормальному состоянию для него означало положить на это целую жизнь. Он ничего не делал в жизни из любви или интереса, главным мотивом к действию всегда было стать лучше других, главной эмоцией гнев. И когда светская жизнь поставила перед ним непреодолимую преграду к его вожделенной вершине над всеми, он ушел в духовность, потому что это был для него путь стать выше всех, вопреки светским законам.

Хоть Толстой и упоминает о том, что религиозные чувства все таки были, я этому не верю. Во всем его светском периоде жизни не упомянуто ни одной хоть сколько-нибудь душевной привязанности, например, дружеской или любовной. Плюс Касатский был настолько погружен во внешнюю жизнь, что совершенно мешает развитию хоть какой-то внутренней жизни. И третье, почему я не верю в религиозную причину его ухода в монастырь — он перед этим не пережил никакого кризиса. Да, разочарование в своей невесте было сильным ударом, но мне кажется, это был удар больше по самолюбию, чем по мироощущению.

И этот момент меня немного разочаровал, потому что я ожидала, что повесть будет о том, как обычный человек, живущий на распутье, уходит в монастырь, и какие там подводные камни ему встречаются. Но у Касатского все довольно специфично, с таким честолюбивым характером он становится лже-старцем. Но как ни странно это идет ему на пользу. Потому что за время простого монашества у него появляется опыт затворничества, а для него это опыт хоть какой-то внутренней жизни. И жить внутренней жизнью ему понравилось. А когда он стал лже-старцем, и его снова ввергли в одну только внешнюю видимую жизнь, он понял и оценил жизнь внутреннюю. И оставалось ждать только окончательного перелома, когда Касатский совсем откажется от внешнего. Кризис назревал и наконец разрешился. В итоге мы видим героя, который достиг того, к чему стремился. И как ни странно, это была жизнь, которую вели тысячи простых людей, жизнь простого мужика, или жизнь его старой знакомой Прасковьи. Со светской точки зрения, это кажется шагом вниз, но оказалось, это наоборот, шаг наверх. Интересное несоответствие.

Книга не тот универсальный рецепт, который я ожидала. Скорее частный, очень запущенный случай. Но главному герою, как и самому Толстому, вопреки всему удалось выбраться, и об этом интересно читать. Повесть очень короткая, нет лирических отступлений, описаний. Очень все сухо и по делу, Толстой стремился короче и яснее выразить главную идею, что я очень оценила.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 мая 2018 г.

Оказывается звание великого писателя Земли Русской для автора – лишь побочный продукт!

Как говорил, не в меру откровенный, основатель сайентологии Р.Хаббард: хочешь стать бедным – займись малым и средним бизнесом, а хочешь стать богатым – придумай собственную религию.

Что?

Изобретатель «толстовства» к концу жизни не был богат?

ТаОтоЖ (см. конкуренция с проклятым царизмом = самодержавием-православием-АНТИнародностью).

P.S.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А если серьезно, то если бы, не только отец Сергий, а все монахи всех времен и народов, отрубали себе не один из 20-ти, а 21-й палец, то… некому было бы лечить энергетических вампиров «наложением…(владельцы больше 20 пальцев, молчать!)».

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 апреля 2016 г.

Написано, разумеется, здорово, но, как и «Крейцерова соната», вызывает нравственное отторжение.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх