FantLab ru

Стивен Кинг «Громила»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Голосов:
575
Моя оценка:
-

подробнее

Громила

Big Driver

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 79
Аннотация:

Писательницу, сочиняющую детективы, зверски изнасиловал маньяк. Это страшное происшествие открыло ей такие стороны собственной натуры, о которых она и не подозревала...

Входит в:

— сборник «Тьма, — и больше ничего», 2010 г.


Экранизации:

«Громила» / «Big Driver» 2014, США, реж: Микаэл Саломон

«Громила» / «Big Driver» 2014, США, реж: Кайл Барнетт



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Тьма, — и больше ничего
2019 г.

Издания:

Тьма, — и больше ничего
2012 г.
Тьма, — и больше ничего
2014 г.
Тьма, — и больше ничего
2015 г.
Тьма, — и больше ничего
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Full Dark, No Stars
2010 г.
(английский)
Full Dark, No Stars
2011 г.
(английский)
Full Dark, No Stars
2011 г.
(английский)
Повна темрява. Без зірок
2011 г.
(украинский)
Full Dark, No Stars
2018 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  40  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 октября 2011 г.

Чем отличается Кинг от большинства нынешних сочинителей триллеров? Отвечу. Большинство современных книг в этом жанре напоминают подарок, завернутый в дорогую и хитро закрученную обертку сюжета. Читатель медленно распутывает узелки, разворачивая сюжет-обертку вместе с героями, вот распутал все, а там... ничего. Пустота.

Не то у Кинга. Его сюжеты больше похожи на старую, основательно зачитанную газету, в которую завернуто... а вот завернуто туда может быть что угодно, и каждый раз это оказывается сюрпризом для читателя.

Вот и в этом произведении сюжет затаскан до невозможности. Женщину изнасиловали — она взяла пушку и отправилась мстить. Это даже заурядностью не назовешь — это как та самая газета, обтрепанная, зачитанная, захватанная жирными пальцами. Превращение жертвы в палача — сюжет десятков триллеров, которые, кстати, посмотрела героиня, прежде чем выйти на тропу войны. Но тут-то и зарыта собака.

На самом деле Кинг, как и в повести ''Идеальный брак'' из того же сборника, противопоставляет мир реальный миру вымысла, причем в пользу последнего. В реальном мире изнасилованная женщина, как правило, ищет защиты у закона, а потом сидит в тоске, молясь, чтобы мерзавца поймали, и чтобы гуманист-судья и добрячки-присяжные не повелись на его стенания о тяжком детстве, вкатив хотя бы реальный срок. А еще вероятнее, что она вообще никуда не обратится, постаравшись все забыть. Тогда как в кино участь насильника предрешена: оклемавшись и оправив подол, героиня кладет в сумочку ножик и отправляется на охоту за яйцами. Кингу, как человеку ЖИВУЩЕМУ вымыслом, киношный вариант ближе. И его героиня, под воздействием кино как бы раздвигает границы серой реальности, переходит в мир, где каждый сам творит свою справедливость, и сам защищает свое достоинство и честь, не полагаясь ни на кого, кроме себя. Столкновение вялой безвольности реального мира с суровым энергичным миром вымысла происходит в душе героини, вымысел побеждает... и прорывается в реальный мир, перекраивая его на свой лад.

Накатав примитивнейший сюжет, который легко пересказать словами ''Трам — бам — спасибо — мадам! — Бац! Хрясь! Сдохни, гнусная мразь!'' Кинг обернул в него свои излюбленные размышления о влиянии вымысла на реальность, и о том, как хрупка между ними граница... Не сказать, что тема эта для него нова, но подается гораздо тоньше, чем в некоторых других произведениях.

Сравнивая сюжет с зачитанной старой газетой, я должен еще отметить — эта ''газета'' стоит того, чтобы ее зачитывали и дальше. Она написана прекрасным кинговским языком. И просто очень интересна.

Оценка: 8
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2013 г.

Существуют еще не только в отдаленных таежных селениях, но и в самой гуще мегаполисов такие нестерпимо наивные люди, которые требуют от авторов каких-то пресловутых новых сюжетов. Словно и не подозревают, что литературоведы давно уже установили, что принципиально новый сюжет выдумать уже невозможно. И во времена Чосера уже невозможно было выдумать почти никому, и уже бедолага Шекспир тырил у Кида истории, которые Кид стырил у какого-нибудь итальянца, стырившего их у античного автора. И вы будете долго смеяться, но если бы не сгорела Александрийская библиотека, то и за спиной этого грека образовалась бы цепочка из пяти-шести более древних греков, измывавшихся над одной и той же историей...

Главное — не то, что именно рассказывают, а как именно рассказывают. У иного рассказчика странствия Одиссея выйдут хуже, чем у другого краткий пересказ телефонной книги. Или если использовать аналогию с человеческим жилищем: одну и ту же квартиру может наполнить обстановкой человек с хорошим вкусом, а может и тетя Соня, начитавшаяся глянцевых журналов...

То есть я и возражать не собираюсь супротив того, что сия история от Стивена Кинга в плане сюжета не блещет новизной и предсказуема в плане развязки. А вот то, как он ее рассказал, элементарным образом объясняет причины в равной степени и безвестности еще трех тысяч авторов, сочинивших нечто подобное, и всемирной славы сэя Стивена...

Просто человек дожил до седой бороды, а все еще не пропил и не похерил во имя коммерции ( тут из помещения выносят тело Дина Кунца) умение рассказывать сказки на ночь. ОЧЕНЬ СТРАШНЫЕ СКАЗКИ. Реалистичные такие сказки, по ходу которых издеваются не только над отроками и отроковицами, а также незамужними дамами, решившими проехать по заброшенной дороге мимо подозрительных развалин навстречу потному и вонючему громиле...

Он же и над читателем издевается. Не над каждым, а персонально над теми, кто содержание «Громилы» принимает за чистую монету. Кого не прошибают идиотские названия книг главной героини, не заставляют заподозрить неладное философские диспуты с навигатором и беседы с котом по имени Фрицик, не наставляют на путь истинный намеки на разные там фильмы с Джоди Фостер...

Не ищите здесь следов реализма. Идите за этим реализмом в описании поступков насильников и их жертв хоть к Джону Гришэму, хоть к Элис Сиболд, хоть еще куда-нибудь. Раскрыть генезис «Громилы» лучше поможет сказка про серого волка и трех поросят...

Только вот поросята оказались и впрямь реальными свиньями, а серый волк женского пола вызывает сочувствие. А потому волку разрешено прийти к каждому из поросят отдельно, подуть на их свинские домики так, чтобы сразу вылетело все, что они там насвинячили. И вышибить им мозги, пока они еще не успели затянуть свою хрюкающую песенку...

Свиньям-свинскую смерть! Или, как учил дедушка Борис Виан, давайте-ка уничтожим всех уродов. Ну или хотя бы двух-трех...

Оценка: 8
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 ноября 2012 г.

Наконец-то и до меня добралась эта книга-сборник повестей. И вот она уже прочитана за пару дней...Итак я хочу выделить именно эту повесть, т.к. именно в ней мне больше всего понравились мотивы и действие женщины, которой пришлось пережить насилие...Повторять, то что было сказано ниже меня о сюжете не стану, скажу одно, что такие сюжеты в которых женщина пережившая насилие не обращается за защиту в полиции очень много, но именно у Стива это сделано МАСТЕРСКИ, мы знаем, что у Кинга эта тема не первая (Роза Марена, Лизи) и Стив прекрасно даёт понять, что проблема действительно очень большая, женщины действительно не могут быть защищены от насилия в семье или на улице, даже если она пережила это, то виновный врят ли будет наказан, увы, это проблема остаётся насущной, и поэтому Кинг частенько к ней обращается, и ...у него получается описать это на 10 с плюсом!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Насильник наказан, справедливость восстановлена.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июня 2012 г.

И снова мистер Кинг поднимает в своем произведении тему отмщения (я еще на волне повести «Кадиллак Долана», прочитанной недавно). Значимо то, что писатель — мужчина, описывает события с точки зрения женщины, прошедшей через чрезвычайное происшествие. Написано истинно по-кинговски, дара у Мастера не отнять, от лица кого бы он ни писал: мужчины, женщины, ребенка.

В повести показана изначально респектабельная женщина-писатель, тихо плывущая по течению жизни. Но стрессовая ситуация как будто переключает тумблер у нее в голове.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Практически сразу решив отомстить, зарядившись энергией «я-смогу-это-сделать» от фильма (приемчик писателя, придуманная героиня его повести вдохновляется у вымышленной героини в фильме), прислушиваясь к внутренним голосам, жертва насильника направляется на осуществление задуманного. Уже то, насколько быстро и почти гладко все получилось, показывает, что новая Тесс отличается безрассудством, граничащим с отчаянностью.
Как охарактеризовала писательницу случайная знакомая, «Как только у тебя появляется вдохновение, тебе все удается». Обозначилась цель; возможно, поэтому так легко Тесс смогла преобразоваться в новую личность, а являясь писательницей детективов, задумала, написала, воплотила.

Кинг, думаю, в рамках жанра триллера описал события довольно преувеличенно, естественно, не как «руководство к действию». Повесть о преодолении себя, мораль в том, чтобы не замыкаться молча в своей трагедии, позволяя преступникам уходить безнаказанными.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 августа 2012 г.

Интеллигентные люди привыкли улаживать конфликты с помощью слов, в крайнем случае — через полицию и суд. Ну уж если доведенный до крайности интеллигент берется за оружие, берегитесь, маньяки и насильники! Тема, прямо скажем, изъезженная, но маэстро Стивен Кинг умеет удивлять.

Частенько авторы подобных историй стремятся выделиться, повышая до предела градус насилия и натурализма. «Громила» же совсем не по этой части. Тесса Джин, пережившая сексуальное насилие, не собирается кастрировать своего обидчика садовыми ножницами. Как сказано в одном старом фильме: «Смерть — достаточно большая неприятность». Вообще месть (само «приведение приговора в исполнение») — наименее интересный момент в повести. Имеет ли право обычный человек карать преступников, заменяя собой правосудие, Кингом снова не обсуждается (вспомним классический рассказ «Кадиллак Долана»).

Чем же привлекает новая повесть Стивена Кинга? Меня совершенно очаровала главная героиня, которая, пережив насилие, не превратилась в машину для убийства. Ее психология и внутренний мир удались автору на все 100. Важно, что Тесс — писательница, автор детективных романов. Поэтому, чтобы выйти на Громилу и вычислить его подельников, женщине придется провести собственное расследование. Еще один плюс автору: как правило в подобных историях герои занимаются исключительно «забоем скота», без особых затрат интеллекта.

Особенно должна понравиться эта повесть киноманам. Кинг прекрасно понимает: его читатели видели массу фильмов о хрупких женщинах и злобных маньяках. Все киноцитаты автор обыгрывает с долей иронии. Ну а если вам, как и мне, полюбился фильм «Отважная» с Джоди Фостер (его Тесс смотрит на DVD), чтение, уверен, будет особенно приятным.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 сентября 2012 г.

Видимо, не случайно главной героине, которой по тексту тридцать восемь лет, Кинг в начале рассказа приписал психологический портрет, более присущий человеку «сильно за пятьдесят». Тем разительнее перемена, произошедшая с ней после пережитого. Начав с просмотра фильмов, от которых раньше брезгливо отворачивалась, из шарахающегося от каждой тени «человека в футляре» она превращается в смелую, бестрепетную мстительницу, истребляющую не только преступников, но и собственные страхи и сомнения.

Отлично «сделанная» повесть.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2015 г.

Мало я читал историй, так ярко передающих отчаяние беспомощной жертвы. Но, как говорится, Бог создал людей, а полковник Кольт сделал их равными.

И вот писательница женских детективов (наверняка иронических) средней руки, наподобие нашей Донцовой, начинает своей мщение.

«Громила» — морально крайне тяжёлая вещь, женщина действительно переживает страшные душевные травмы и оказывается в одиночестве перед всей неоднозначностью возможности отомстить.

Социальный подтекст предельно прозрачен. Кинг даже не скрывает озабоченности темой насилия над женщинами. На примере главной героини демонстрируется неоднозначность положения жертв изнасилования. С одной стороны — публичная известность, статьи с фотографиями, разговоры в стиле «сама напросилась». С другой — ответственность перед остальными, прошлыми и будущими жертвами маньяка. Да и собственное желание отомстить, не оставить злодея безнаказанным.

Компромисс — пойти по пути «народного мстителя» и карать зло самостоятельно. Но и тут не всё так просто и ясно. А один ли работал насильник? Как вычислить его помощников и не пристрелить никого лишнего? А чёрт его знает — пусть собственное взбесившееся подсознание решает. А самое главное, как в ходе мести не сойти с ума и сохранить прежними свои жизненные ценности.

Жестокое сексуальное насилие, тяжёлое избиение, ужас и хладнокровное убийство виновников — Кинг представляет читателю возможность самому представить, как изменились жизнь и творчество героини после окончания книги.

P.S. Надо признать, я ожидал действия в стиле «месть — это блюдо, которое подают холодным», но здесь оно — горячее жаркое.

P.P.S. А ещё это хороший пример фантазии того, как писатели-детективщики способны применить свои дедуктивный метод и навыки поиска в реальной жизни. Очень реалистичный и правдоподобный полудетективный триллер.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июня 2012 г.

Похоже Кинг поставил себе цель, что главное — это не идея рассказа, а то как он написан. Банальнее сюжета придумать наверное невозможно. Женщину изнасиловали и она мстит. Вот вся идея. Но зато как написано! Интересно читать даже «неинтересные» моменты. А уж когда женщина начинает разговаривать с несколькими вымышленными персонажами оторваться от чтения фактически невозможно.

Интересно было читать и ту часть где описывается обычное общение писательницы с читателями. Думаю, если бы Кинг написал рассказ вообще без «экшена» то успех был бы не меньше. Чего уж там говорить, Мастер.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2015 г.

«Громила» — типичная история возмездия. Справедливо замечание тех, кто утверждает, что каждая история когда-либо уже была придумана, рассказана и записана. С одной стороны это верно. С другой — нет. Ежегодно появляются сюжеты, которые хоть и построены по всем известным шаблонам, имеют нечто новое: неожиданный поворот, блестящее исполнение, ярких персонажей, гибридизированную структуру и т.д. В «Громиле» нет ничего этого. Он не написан блестящим стилем, он не содержит интересных персонажей, он не несёт какой-то особый скрытый посыл, он даже не вносит ничего нового в общую Кинговскую вселенную. Это банальнейшая история в духе фильма «Я плюю на ваши могилы» (причём, недотягивающая до него ни ужасом сцены изнасилования, ни изобретательностью расправы). Кроме того, «Громила» чудовищно затянут. Он пестрит совершенно ненужными подробностями вроде: «хотела подумать, но не подумала», «её марка компьютера такая-то» и прочее. Здесь как нельзя лучше вспомнить высказывание Микеланджело, говорившего: «Я просто беру камень и отсекаю всё лишнее». Да и сам Кинг в «Как писать книги» советовал несколько раз пройтись по тексту, вычёркивая от 10% написанного. «Громила» просто кричит от того, как нуждается в этом.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 февраля 2013 г.

При абсолютной незамысловатости сюжета замечательная психологическая прорисовка ситуации. Что особенно ценно, ибо автор — мужчина, отлично справившийся с ощущениями женщины. Наверное, это не только хорошая, но и полезная литературная работа, которую можно рекомендовать к прочтению жертвам аналогичных преступлений. Нет, не для того, чтобы непременно идти по пути кровавой мести, но чтобы разобраться в своих чувствах.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 апреля 2012 г.

Не все такое, каким кажется на первый взгляд. Ничем не примечательная женщина может послать тебя к маньяку-насильнику. Большой парень, мило предложивший свою помощь в починке машины может оказаться тем самым насильником. А женщина среднего возраста, пишущая детективы, может страдать расстройством личности и разговаривать сама с собой. Иногда эти голоса даже говорят Тесс, что делать. Но это не совсем так. Ведь даже под действием гипноза человек не может совершить того, на что не способен в принципе. Например, ярый пацифист не может убить человека, если только у него нет склонности к насилию. Так что та женщина, которая «появилась» в Тесс после инцидента, была в ней всегда. Теперь же она просто проявила себя.

Да, сюжет повести не нов, однако исполение на высоте. Стиль написания, действие и герои — все держит в напряжении и заставляет читать произведение с интересом от первой строчки до последней.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 мая 2017 г.

Не каждому удается найти в себе силы и мужество, чтобы попытаться наказать собственного обидчика. Особенно трудно, это сделать, если пострадала женщина, за которую некому заступиться.

Конечно, во многом эта повесть выглядит еще более фантастичной, чем «Чужие» или «Терминатор», всё-таки обычной женщине совершить то, что сделала скромная писательница детективов, нельзя. Да и чего скрывать, мало найдется и мужчин, которые могли бы подобным образом отомстить за свою женщину.

Стивен Кинг не перестает меня удивлять разнообразием, создаваемых его собственной фантазией образов. Вся повесть будет построена на рассказе женщины, которую жестоко изнасиловали и практически убили. То есть, автор полностью смог перевоплотиться и на короткий промежуток времени стал именно этой женщиной. Мастерство писателя не знает границ: читатель будет полностью погружен в происходящее, вместе с главной героиней будет переживать и ощущать весь спектр чувств, которые могли бы возникнуть в подобной ситуации.

Как и другие истории из этого сборника, «Громила» будет о чудовищах в людском обличье. Кинг не устает показывать насколько низко может упасть человек для удовлетворения своих низменных инстинктов. Пусть эта история никогда бы не могла произойти в реальной жизни, но всё-таки какая-то надежда на подобное существует и хоть кто-то из подобных подонков может на себе ощутить неотвратимость наказания.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 марта 2017 г.

Я вроде человек не особо злопамятный и мстительный, но ужасно не люблю когда в книгах и фильмах о мести, а данная история именно об этом, злодею хоть, и воздаётся по заслугам, но возмездие это испорчено, как правило, двумя пунктами. Во-первых, излишне драматизированной этической дилеммой мстить или простить. А так же тем, что душегуб толком не проникается карой, которую мы на него в финале должны наслать, а мало того ещё и сам навешает изрядных звиздюлей герою, за пару минут до предсмертного хрипа, нередко переходящего в злодейский и издевательский хохот. Сводя тем самым вселенскую справедливость на нет.

Но не в этот раз. Стивен Кинг буквально ходит по тонкому лезвию этих моральных аспектов, щекоча нервы читателя. И до конца нельзя быть уверенным как отомстит Тесса Джин, незамысловатая писательница средних лет, своему насильнику и отомстит ли вообще.

Никогда бы не подумал, что бесхитростное жонглирование с киношными штампами из фильмов ужасов, а так же игра с банальным расслоением личности могут дать такой бодрящий эффект. Первый приём, вроде как в несерьёзной манере, удачно создаёт, как это не странно звучит, необходимый саспенс и настрой, а второй добавляет живости в повествование, за счёт внутренних диалогов и размышлений героини. В совокупности же это нам дарит отличную историю на не очень свежую, но всегда интересную, тему.

Ну и конечно, повесть «Громила» вносит необходимое разнообразие, притом сохраняя нужную атмосферу, замечательному сборнику Стивена Кинга «Тьма, — и больше ничего».

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2016 г.

Здесь Кинг решил выпендрится, и написал рассказ на основе избитого и банального сюжета. Известная писательница-детективщица, аналог нашей Марининой, или там Донцовой, становится жертвой сексуального маньяка. «Я буду мстить, и мстя моя страшна», говорит наша героиня, и вытаскивает из ящика своего стола Великого Уравнителя, чтобы разобраться с тем, кто посягнул я её женское достоинство. И чего, спрашивается, мы в таком сюжетце не видали?

Во первых, весь рассказ, начиная с того момента, как Тесс вылезла из своей импровизированной могилы-трубы, превращается потихоньку в откровенную фантасмагорию. Морально покалеченное сознание писательницы вкупе с её довольно богатым воображением создают параллельно с объективной реальностью свою собственную, где она может беседовать со своим котом и навигатором, где персонаж её собственных книг помогает участвовать в убийстве этой мерзкой сволочи. Тесс находится на грани безумия, и довольно сложно отделить мух от котлет, что же является реальностью, а что — образами воспалённого мозга.

Во вторых — вещь, которая объединяет «Громилу» с «1922». Какие бы голоса не звучали вокруг Тесс, они — это она. Чуждые сущности, спящие до поры до времени в этой, в принципе, невнятной и достаточно неяркой женщине, которые вполне способны полностью изменить её. Совершить целый ряд преступлений.

В третьих — масса мастерски вплетённых в текст мелочей. Будь то рекламный щит с надписью «Вы нравитесь друг другу», или, допустим, атмосфера просмотренного героиней фильма с Джоди Фостер — всё это органично и красиво работает. Как у автора получается показывать окружающее так объёмно — для меня загадка. Видимо, сказывается мастерство.

Однако, вы знаете, всё вышеназванное весьма условно. Несмотря на общую тяжесть атмосферы и мрачность происходящих событий, всё равно местами пробивается весьма и весьма хитрая, ироничная ухмылка сэя Королёва. Над кем же он стебётся? Над своей героиней и её богатым воображением (вспоминаем ле-гуиновский «чартен-эффект», кому надо, поймут)? Или над своим Постоянным читателем?

Хороший вопрос...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июня 2015 г.

Весьма и весьма неплохо. Стивен Кинг 2010 решил вернуться, так сказать, к истокам своего жанра.

Однако, перед нами отнюдь не облегчённый ужастик 70-х годов, и не сложносюжетная мистика 80-90-х.

Автор талантливо проверяет интеракцию рассудка писателя детективов с миром, реальным до ужаса.

Будучи простой по сюжету, повесть достаточно многогранна. Кинг успел и позлорадствовать насчёт писательсктх встреч с читателями, и вполне правдиво (до холодного ужаса) показать банальную вообщем-то сцену дорожного изнасилования, и раскрыть социальную проблему сокрытия женщиной-жертвой самого факта преступления.

Процесс криминализации облика мирной, вообщем-то обывательницы, под воздействием боли, страха и позора, тоже показан мастерски.

Герои, от главных до второстепенных, живы и естествены. Сценизм повести высок, прост и лаконичен. Мастерство позднего Кинга позволяет нарисовать глубокий ужас почти из ничего, почти не на чём, буквально несколькими выразительными штрихами.

Конец, как мне показалось, несколько скомкан, однако произведение прочёл с большим удовольствием.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх