fantlab ru

Джеймс Камбиас «Тёмное море»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
553
Моя оценка:
-

подробнее

Тёмное море

A Darkling Sea

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

На планете Ильматар, покрытой километровым слоем льда, команда ученых изучает живущий глубоко под водой загадочный слепой разумный вид. Земные исследователи заключили хрупкое перемирие с Шоленами, первыми существами, которых люди встретили в космосе: они могут свободно продолжать свою миссию до тех пор, пока не тревожат обитателей Ильматара.

Но когда Анри Керлек, известный репортер и беспечный авантюрист, оказывается захвачен любознательными ильматарцами, напряженность между Землей и Шолен нарастает, приводя к дипломатической катастрофе, которая угрожает обернуться эскалацией войны.

На фоне глубоководной партизанской войны новая эра освоения космоса начинается для человечества со столкновения чужеродных культур. Обе стороны ищут помощи у новопросвещенных ильматарцев. Но что эта борьба предвещает для аборигенов и будущего людей — сокрыто мраком неизвестности в «Темном Море» Джеймса Камбиаса.

© Перевод аннотации Green_Bear

В произведение входит:


7.25 (189)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook/Stephen Tall Memorial Award, 2015 // Дебютный роман

номинант
Локус / Locus Award, 2015 // Дебютный роман

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман. 2-е место

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Научная фантастика года

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2017 // Лучший зарубежный роман. 4-е место (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Темное море
2016 г.

Издания на иностранных языках:

A Darkling Sea
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спутник Ильматар, вращающийся вокруг массивного газового гиганта Укко, не представлял бы ни малейшего интереса для исследователей, если бы не разумная цивилизация, обитающая на дне двухкилометрового океана, залегающего под толстенным слоем льда. Человечество уверенно и всесторонне приступило бы к изучению биосферы и сотрудничеству с ильматарианами, если бы не могущественная цивилизация шоленов, которые потребовали, чтобы земляне никоим образом не контактировали с местным населением. Статус кво сохранялся бы довольно долго, если бы не самонадеянная выходка доктора Анри Керлека, подвизающегося на ниве массового научпопа, создавшая предпосылки для полноценного Контакта. Выходка, оказывающаяся камешком, который вскоре сорвет лавину.

Если проводить аналогии, то роман Камбиаса — это Питер Уоттс без гранитного хард-НФ и препарации социопатической психики или же Дэвид Брин без пространной публицистической философии. В результате получается переплетение приключенческой сюжетной линии с ксенологическими этюдами, которое сдобрено социальными ремарками и черным юмором.

Три различные цивилизации — три главных героя. Землянин Роб, сотрудник станции «Хитоде», специалист по подводным камерам и управлению беспилотниками. Абориген-ильматарианин, Широкохвост, землевладелец и любитель научных изысканий. А также представительница шоленов, Тижос, участница миссии, цель которой определить последствия инцидента на культуру ильматарианцев. Обстоятельства сведут их вместе, заставят найти общий язык и выбрать сторону в стремительно разгорающемся конфликте...

Несмотря на подавляющее научно-техническое превосходство цивилизация шоленов придерживается политики изоляционизма. В прошлом их раса неоднократно оказывалась на грани вымирания из-за войн, поэтому теперь они настороженно смотрят на молодые цивилизации, способные на экспансию. Инцидент оказывается лишь поводом, чтобы усилить давление на людей. Однако любое действие вызывает противодействие. В таком случае эскалация неизбежна.

Особо стоит отметить подробно продуманную и описанную цивилизацию ильматариан. Камбиас учитывает и географические особенности — поселения вокруг геотермальных донных источников, где трубопроводы перераспределяют тепло. И биологические — ильматариане общаются и ориентируются по данным эхолокации, поэтому краски подводного мира для них не существуют, зато они кодируют слова количеством постукиваний и обладают прелюбопытной лингво-арифметической системой. И социальные — каждая общественная группа придерживается выгодной именно для нее стратегии.

Землевладельцы стараются контролировать арендаторов и подмастерий, ремесленники охотно поддерживают законы о равном распределении части рыбного улова, а бродячие разбойники внимательно выбирают уязвимые жертвы — малочисленные караваны и поселения. Древние развалины надежно хранят свои тайны — ведь с гибелью обитателей умирают и словарные системы, а без них эхогравюры превращаются в бессмысленный рельеф.

Затрагивая множество вопросов, Камбиас исподволь неоднократно возвращается к теме контакта и взаимопонимания, как внутри вида, так и между цивилизациями. Довольно забавно были отражены неожиданные последствия кардинальных различий в мировоззрении. Шолены уверены, что люди рациональны и строго соблюдают иерархии. Для ильматариан-землевладельцев священно понятие «дом». А людям чуждо Согласие шоленов — сочувственное единомыслие-компромисс, опирающееся на физиологию. Можно ли найти общий язык при столь глубоких различиях? И на чем он может быть основан — товариществе, науке или противостоянии?

Итог: добротная планетарная НФ с элементами приключений и ксенологии.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увлекательный НФ роман, с рядом занятных этических теорем. Мирные земляне, подотчётные ещё более мирным братьям по разуму занимаются исключительно мирным изучением аборигенов. Все вокруг такие мирные и миролюбивые, так что естественно заканчивается всё войной.

Сюжет увлекательный, с неожиданными поворотами и высоким уровнем авторской фантазии. Сценизм высокий и колоритный. Много захватывающих сцен и диалогов.

Персонажи яркие и динамичные. Характеры описаны глубоко и ярко.

Вообще, персонажи, на мой взгляд, наиболее интересная часть романа. Камбиас явно старается решить самую сложную задачу НФ о контактах с иным разумом — описать разум инопланетян, как действительно «иной», нечеловеческий. С ракообразными аборигенами это удаётся, по крайней мере частично. Их ментальность и способ мышления действительно отличаются от землян, однако контактные темы, в сложные моменты, всё равно находятся.

Вместе с тем пресловутые пушные, шестилапые «старшие братья по разуму», контролирующие деятельность землян в космосе, больше всего напоминают бюрократов ЕС. По образу действий, по ментальности, и даже, извините, по сексуальным наклонностям.

Роман прочёлся с большим интересом, оказал определённое влияние.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легкое развлекательное чтиво с элементами фантастики и приключений.

На далекой водной планете люди пытаются изучать аборигенов — разумных крабов с уровнем развития где-то между каменным веком и римской империей. Однако другой высокоразвитой инопланетной расе не нравится экспансия людей и они решают запретить людям исследования, что ожидаемо приводит к конфликту. В целом, сюжет очень напоминает старые истории про колонизаторов и благородных индейцев. Ничего особо нового.

Впрочем, сюжет даже если не сложен и нов, то весьма интересен. Читается книжка легко и увлекательно. Но это единственный плюс книжки.

Все остальное — полная шляпа. Герои — деревянный картон. Когда очередного болванчика крошат в капусту, не испытываешь никаких эмоций. Инопланетяне — вообще смех, гуманоиды с резиновыми головами из Звездных Войн. Нет, на самом деле они не гуманоиды, внешне инопланетяне изображены — мое почтение, но психология у них чисто человеческая, пусть и немного измененная. Мне кажется ошибкой было выделять отдельные арки под истории инопланетян. Чем меньше о них знаешь, тем они интересней и реалистичней.

Подача у сюжета тоже слабенькая. Никакого напряжения, все идет гладко, будто жвачку жуешь.

В итоге получили стандартную серию Вавилона-5 или Звездного пути. Можно убить время, но не более.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классическая в каждом слове и каждой букве приключенческая фантастика, словно из золотого века жанра. Хотя слова Геймана, что Золотой Век фантастики это не 1930-1950, а когда читателю 12 лет, одна из самых остроумных лемм, обаяния у «старой доброй» фантастики не отнять, а современной этого часто не хватает.

На некоей удаленной планете Ильматар, сплошь покрытой толщей льда, жизнь кипит на дне Океана. К тому же — разумная жизнь. Местные, что-то вроде разумных кальмаров, создали классовое общество, проводят ирригационные (в их подводном смысле — отвод теплых вулканических потоков на нужды земледелия) работы, ведут хроники и научные изыскания. Земляне наблюдают за ними, имея строжайший приказ не только не вмешиваться, но и не допускать Контакта.

Но вот алчущий раскрутить свой интернет-канал (одна из немногих примет, что написана книга не в 1964, а в 2014 году) персонаж лезет ильматарианам в щупальца, попав, как на грех, к местным ученым-энтузиастам, и они ловко вскрывают неведому зверушку. Не самое удачное начало Контакта...

Тем не менее, оптимизм автора радует. И люди способны оказываются простить «кальмаров», и те вовсе не одержимы жаждой рвать и жрать что ни попадя. Этот редкий, разумный, спокойный взгляд на вещи (не надо сразу кидаться в объятия, но не надо и сразу кидаться в атаку), способность безгранично разных видов к диалогу и даже даже дружбе — просто льет бальзам на душевные раны. Мне, конечно, нравится «Чужой», но не хотелось бы верить, что во Вселенной живут лишь «чужие»...

Автор хорошо выписал ильматариан — и «разумные кальмары» вышли прямо симпатичные ребята (хотя есть среди них и отщепенцы с бандитской моралью, ну так они же личности, а не неразумный рой). Особенно Широкохвост — его верность друзьям, вера в науку и тяга к новым знаниям, оптимизм, решительность и доброта — качества которых не достает ни нам в жизни, ни большинству персонажей современной литературы. Быт, культура, мышление живущих в черной бездне чужого мира разумных головоногих, выписаны тщательно и, можно сказать, с любовью. Перед нами не замаскированные люди, у них в силу биологии и образа жизни не могло возникнуть огромного количества очевидных для нас концепций. Но ильматариане РАЗУМНЫ, а значит — договоропособны.

Одна из самых напряженных и трогательных сцен — человек в скафандре напротив местного существа, которое на его взгляд является натуральным «монстром» — размеры, клешни, щупальца, безглазая голова ... Ильматарианин «видит» перед собой тоже нечто совершенно невозможное — прямоходящее, невероятно теплое, в искусственной оболочке.

Но Широкохвост (а это именно он) подает щелчками клешни сигналы...

Человек начинает... выстукивать гаечным ключом ответ. Они говорят на разных языках, но они ГОВОРЯТ, а это главное.

Люди, кстати, вышли побледнее, но людей мы и так каждый день видим, а с Широкохвостом и его друзьями можно пообщаться только на страницах этой книги.

Над людьми нависают с мелочным контролем шолены — своеобразная шестиногая раса, некогда прошедшая горнило страшных войн и ныне избравшая политику «агрессивного невмешательства». В стиле «мы за мир и дружбу, а кто против, того мы в порошок сотрем ради Добра».

Политика просачивается в «Темное море» поневоле — в ильматарианах легко увидеть жителей «Третьего мира», а в шоленах — соответственно — «Первый мир».

Земляне таким образом олицетворяют «нормальных людей», которые совершенно не собираются сживать ильматариан со свету, колонизировать их мир ради ресурсов, разрушать уникальную культуру и проч., что положено делать колониальным странам. Шолены в своем высокомерии значительно хуже воспринимают местных, защищая их от внешнего влияния. Таким образом отказывают ильматарианам в праве на развитие, расширение горизонтов. Они видят только «самобытную дикую культуру», которую надо оборонять от «растленного внешнего мира», а ильматариане хотят знаний, технологий, не хотят быть «дикарями в раскраске».

Однако, эти параллели идут ненавязчиво, кроме того являются такой составляющей жанра, как и межзвездные перелеты.

Постепенно дело доходит до вооруженного конфликта, в котором «пацифисты» шолены готовы уничтожить атомными бомбами сами следы осквернившего планету Контакта и как и положено, вербуют себе союзников из нецивилизованных ильматариан.

Сюжет можно назвать даже банальным, но подан он увлекательно и развивается немного не так, как ждешь.

В общем, рекомендую «Темное море» всем, кто рос на книгах вроде «Космического госпиталя» и хотел бы вернуться в то время, когда звезды были ближе.

Книга, несмотря на внушительный объем, пролетела для меня одном дыхании. Если автор захочет развивать ее в масштабный цикл — я с удовольствием проведу еще много часов на дне ледяных океанов Ильматара.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный текст, внутри которого автор пытается, с разной долей успешности, развивать несколько планов.

Первый — столкновение двух галактических цивилизаций: человеческой, которая направлена на колонизаторство и прогрессорство и цивилизации шоленов с планеты Шалина, которые, основываясь на собственном горьком историческом опыте, считают ,что изоляционистский подход более верен.

Второй план — это сложности Контакта, которые неизбежно возникают, когда он непросто двусторонний, а с добавлением третьей стороны — аборигенов (о них чуть позже).

Ну и третий — это, конечно же диалог культур очень разных по целому ряду составляющих: языку, технологиям, морали и т.д.

Местом, где эти планы причудливо порой переплетаются и расплетаются, автор выбрал луну Ильматар на орбите газового гиганта Укко. Ильматар покрыт километровой толщей льда под которой в тёмном океане и обитают разумные омары, с которыми пытаются контактировать и использовать их в своих целях две соперничающие цивилизации.

Кстати, надо отдать должное автору, что несмотря на явно выраженную в тексте симпатию к людям и тем ильматарианам, которые приняли их сторону, он пытается показать и обьяснить мотивы шоленов. И лично мне они понятны. Культура Согласия — полного единодушия при принятии решений, явно намекает на тоталитарный режим у шоленов. Вот такая идеологическая подоплёка, вызывающая у меня ассоциации с Железным занавесом и прочими элементами «холодной войны».

Автор ярко живописует инопланетян. Образы прямо скажу неодназначные. Шолены- шестиногие, четырёхрукие существа, подкрашивающие (Ктулху милосердный!) область гениталий, и устанавливающие эмоциональные и сексуальные связи с помощью наборов феромонов. Ильматариане — безглазые ракообразные с клешнями, усиками, панцирями, общающиеся с помощью эхообразов и узелковой письменности. Прямо подводные инки какие-то. Ассоциации с этой цивилизацией Южной Америки вызывают и подводные каменные жилища аборигенов. Ну и люди, куда же без них со всеми своми дронами, и русским персонажем Осипом Палашником с подводной лодкой под названием «Мишка». Ктулху милосердный, как я устал от этих корявых американских стереотипов!

Сюжет развивается интересно, но местами автор допускает какой-то легковесный, несерьёзный подход. Сцены с «мелкими пакостями» землян против шоленов на подводной станции — ну,что за детский сад!Отвратительнейшая сцена, где лидеры шоленов, склоняют к сексуальной связи человека — начальника станции. Фу, бррр, самого чуть не стошнило. Нереальнейший рояль в кустах во время решающей схватки у Источника Горькой воды! Местами очень алогичное поведение людей — начальник станции, ратующий за мирное урегулирование в итоге вонзает нож в шею одному из шоленов и погибает сам. Так, что минусов хватает. Сюжет местами сильно провисает.

Но герои, особенно ильматариане Грубохват И Широкохвост 38 с Песчаного склона мне понравились. Как понравилось и описание особенностей культуры, социума и экономики этих разумных «омаров». Характеры шоленов и людей развиты менее удачно.

Вердикт — средний по уровню роман с неплохой приключенческой составляющей. Мораль — ничто и никто не помешает нам привести аборигенов к прогрессу (обычная западная цивилазаторская мулька). Девиз — через толщу льда к звёздам (пусть и в аквариуме)!

Читать любителям ксенофантастики с погружением в социально-экономические нюансы и верой в прогресс и добрососедство.

Оценка: 6
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Серия «Звезды научной фантастики» продолжает меня радовать. После по-хорошему сложного «Города перестановок» Г. Игана «Темное море» Дж. Камбиаса воспринимается как глоток холодной воды в жаркий день. Книга очень компактная и сбалансированная, читать нескучно и интересно. Пищу для ума дает, но не выходит за рамки сугубо развлекательной фантастики.

Предыстория. Человечество вышло в космос. Состоялся первый контакт с инопланетной цивилизацией. Волей случая, нашими новыми знакомыми стали шолены, которые практикуют политику невмешательства в дела прочих инопланетных существ. Этого они ждут и от людей, и человечество вроде как соглашается, но от идеи исследования иных миров не отказывается. Итог: люди отправляются изучать Ильматар, пообещав не вступать в контакт с аборигенами, а шолены начинают пристально следить за исследователями.

История. Один из человеческих ученых не выдерживает пассивного наблюдения и решает подойти к ильматарианцам поближе. Естественно, последствия не заставляют себя долго ждать: ученый гибнет, люди дискредетируют себя, а шолены мчатся на место происшествия быстрее, чем о случившемся узнаю’т на Земле. Конфликт будет сложным, трехсторонним и затянувшимся, но для читателя – достаточно захватывающим и необычным.

Таким образом, перед нами добротная приключенческая научная фантастика. Мир и пришельцы проработаны очень неплохо, хотя “чужие” здесь не такие уж чужие для человека и понять их образ мыслей достаточно просто (в отличие от инопланетян Лема или Уоттса). Тем не менее, заметно, что Камбиас очень старался создать что-то нетривиальное и достаточно необычное.

Единственное, что огорчило меня в романе – поведение персонажей в некоторых эпизодах. Почему взрослые люди, ученые мужи, в конфликте с шоленами ведут себя как шкодливые подростки и гадят инопланетянам под дверь (в случае романа, посреди каюты) или крадут их подушки? Почему мудрые и древние шолены предпринимают по отношению к людям совершенно неподходящие действия? Шолены осознают, что люди – совсем иной вид, но с середины романа действуют так, будто разница между ними незначительна,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что чуть не приводит к межвидовому изнасилованию.

Отдельно хочу упомянуть момент касательно русских в романе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Меня позабавило, что через весь роман за главной сценой угадывается участие русских. И костюм Керлереку дали русские, что подтолкнуло его к более близким исследованиям ильматариан, и русский ученый-военный во время конфликта держится уверенно, ко всему готовый, с ясной и трезвой головой, и сопротивляющийся до последнего.

Рекомендую роман всем любителям приключенческой НФ. Не ждите от него зубодробительности Уоттса или головокружительных приключений Гаррисона. Это качественная планетарная фантастика, которая не только скрасит несколько вечеров, но и оставит после себя приятное послевкусие.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В тексте неразрывно слиты два смысловых пласта. Во первых это конечно хорошая приключенческая ксенофантастика о контакте. Вторая составляющая политическая. Не знаю по воле автора или нет, но она вызвала у меня определённые ассоциации, о них после.

Если по началу Шоленов ещё и можно с натяжкой посчитать мудрой рассой, искренне заботящейся о том, что бы примитивным ильматарианцам не был причинён вред, то очень скоро становится ясным, что они просто тешат собственные амбиции и комплексы. Попутно они ещё и свои внутренние политические проблемы решают. Но люди в большинстве своём об этом не знают. Впрочем, высокое начальство, как оказалось догадывалось.

Очень любопытен следующий обмен фразами (привожу не дословно)

— Вы сильно на куролесили на собственной планете и теперь считаете, что это даёт вам право учить других.

— Я рад, что вы поняли нашу позицию.

Конечно, испытания нередко делают мудрее. Но это явно не тот случай. Очень скоро выясняется, что их хвалёное согласие попросту фикция и держится лишь на полном подчинении остальных доминантной особи. А политкорректность шоленов просто доведена до абсурда: просто сказать «ты не прав» является чем-то почти немыслимым. Результат же их расследования на станции землян просто задан заранее: «вы ребята ни в чём не виноваты, но всё равно должны убраться отсюда ибо мы так решили» Люди разумеется не согласны, но их просто объявляют варварами не понимающими высшей мудрости. Лично мне это напомнило одну клоунскую организацию, под названием Женевский трибунал, где все заранее знают, какой будет вынесен приговор.

Ах, да, надо же еще бедных аборигенов спасти. Для того, что бы спасти их от людей мы их... прикончим сами, а то вдруг уже не тех идей нахватались. Да здравстствуют мир и порядок во вселенной. Они у нас, шоленов, будут идеальными, как в могиле.

Очень удачно название текста. Тоже двойной смысловой пласт.«Тёмное море» это ведь не только физический океан планеты, но ещё и глубины психики иных разумных которые порой не позволяют себе осознать мотивы собственных действий.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Относительно это книги можно высказать 2 полярных мнения, одно из которых заключается в том, что это «стилизация» под классическую фантастику «Золотого века». И под таким соусом книга собирает положительные оценки. (и второе, что книга — УГ, и ни научности, ни сюжетной закрученности и лихости современной жанровой литературы в ней нет)

Давайте разбираться. Сюжет вертится вокруг миссии землян на плане-океане, покрытой льдами, поэтому местные ракобезобразные планетяне не имеют представления о масштабах вселенной (вроде бы, а потом выяснится, что «бородку они сбрили, а идейки-то девать некуда»). Земляне косячат и нарушают Священную Первую Заповедь прогрессора — «Не спались», что может привести к контаминации аборигенной культуры. На этом их ловят более высокразвитые братья-по-разуму, которые живут в оригинальной культуре Согласия, требующей советского единодушия по любому вопросу, вынесенному на голосование. Далее идут сюжетные песни и пляски вокруг попытки шоленов закрыть земную миссию, чтобы местная фракция «ястребов» получила повод к насильственному набИганию на человечество в целях притормозить его развитие, пока человеки не устроили ксеноцид и экстерминатус всем нелюдям, ответные песни и пляски вокруг «ненасильственного сопротивления» Старшим Братьям и по ходу всего этого — реальной контаминации аборигенов достижениями земной науки и техники и, наконец, вялая, но ура-патриотическая развязка.

Читать это с моей точки зрения не интересно и вот почему.

Сюжет о технологическом загрязнении неразвитой культуры не нов и Камбиасу не удалось сказать решительно ни одного оригинального слова. Например, Ларри Нивен и Дэвид Джерролд в «Летающих Колдунах» проделали тот же экзерсис «Как землянину» на чужой планете с технологически-первобытной культурой добиться своего» гораздо задорнее и веселее.

Хотя сама культура приплюснутых колоссальным давлением ракообразных и описана интересно (+1 балл за то, как развилась и функционирует письменность в этих условиях; +1 балл за описание местного придонного геотермального феодализма), однако же и это далеко не новинка, а очевидное (добросовестное!) заимствование из «Экспедиции «Тяготение» Хола Клемента и некоторого количества других произведений уже о подводной разумной жизни.

Стиль и сюжетная композиция устаревшие. Никакого саспенса нарастающего противостояния автору создать не удается, реакции землян и старшей расы шоленов вялые и

часто неправдоподобные. И да, в итоге «Тёмное море» действительно играет на поле «классической фантастики», только вот далеко не лучших её образцов 60-70-х гг. Пока читал, не покидало ощущение, что передо мной — продукт противоестественной связи Гарри Гаррисона и бр. Стругацких, ну или Р. Хайнлайна. Но в итоге ни размаха, удали и бесшабашности первого, ни гуманитарной глубины вторых и третьего.

Итог странный. Я не был чудовищно растроен и огорчен, не испытывал ощущение «зря потраченного времени», но и удовольствия особо не получил.

Книгу любопытно читать в описании инопланетных рас, ксено«антропо«логия дана на твердые 4+. Но при этом мне лично (и я подчеркиваю субъективность моего мнения) книгу не интересно было читать в целом и автор слил концовку.

Прочитать можно, но зачем, когда есть множество действительно «классических» произведений на те же темы и с теми же сюжетными ходами и общим смыслом? Можно, но зачем, когда есть «Дети времени» Чайковски, гораздо более проработанный роман, который к тому же и гораздо более НАУЧНО-фантастичен, и современно написан? Можно, но зачем, если знаешь, что в финале ждет чувство легкого недоумения или даже разочарования от концовки? Слишком много «зачем», как по мне.

Если попала в руки, то выкидывать в камин я бы ее не стал, но и охотиться за ней смысла нет.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взялась я за чтение данной книги исключительно из-за положительных отзывов. Дебютный роман у Д. Камбиаса вышел не плохим. Завязка сюжета не скажу, что оригинальная, так как один из ученых как обычно залез туда — куда не надо...

А вот концепция мира и его обитателей и взаимоотношений между ними довольно любопытные. Повествование идет от трех персонажей и все они из разных цивилизаций. Благодаря этому картинка получается объемной и всесторонней. Первая половина книги описывает быт этих цивилизаций, иерархию и связи с окружающим миром. Автор вплетает в эти описания и философские проблемы. И ровно до середины книги, кажется что ничего не происходит. Хотя ключевой момент из-за чего потом начались все проблемы, произошел почти в самом начале книги. А вот с середины начинается просто кинематографический боевик в лучших традициях жанра.

Если бы все эти описания грамотно перемешать с действиями, книга была бы более захватывающей. Но сделаем скидку на дебют.

Не уверена, что продолжу читать этого автора. Хотя язык написания и перевод для восприятия в данной тематике выбраны удачно. А вот экранизацию можно было бы глянуть, хотя если вспомнить описание Шоленов, то может и не надо...

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень бодрое начало. Я даже подумал о том, что именно так я хотел, чтобы была написана книга Питера Уоттса «Морские звезды». Потому что тут есть база на обледеневшей планете, есть ученые с земли, которые наблюдают за крабообразными жителями планетами, живущие в океане под толщей льда.

Отличное динамичное начало — два охламона решают подобраться ближе к жителям планеты, несмотря на запреты. Итог плачевен — одного поймали и расчленили, а второй успел сбежать. Далее появится еще одна контролирующая землян раса, начнутся разборки в духе, кто виноват, земляне расколются на группы, одна из которых поплывет находить общий контакт с раками.

И вроде бы все замечательно, но таки концовка, как мне кажется, получилась нудной и совсем пресной. Могло быть лучше и с сюрпризами.

Но тем не менее прочитал с удовольствием и отдохнул. Неплохая приключенческая фантастика (ни в коем случае не НФ, как некоторые пишут). 7,5/10

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эти декорации давно просились на страницы фантастики. Еще с того самого первого раза, когда кому-то умному пришла в голову мысль, что под многокилометровым покровом ледяных спутников, вращающихся в самых холодных и темных уголках Космоса, могут скрываться океаны воды. А может быть даже раньше, в тот момент, когда люди поняли, что жизнь на нашей собственной планете есть везде. Даже там, где выжить, казалось бы, невозможно: в глубинах океанов, среди невообразимых для нас, обитателей суши, давлении, температуре и ... темноте.

Скажите, есть, где развернуться фантазии. Можно придумать столько необычных существ, пейзажей и событий. Но погодите радоваться: много ли вы знаете сюжетов, в которых вода, давление и, главное, вечные темнота и тишина стали бы не просто фоном, а участником действия? Это ведь не очень-то занимательно страница за страницей блуждать в потемках с фонариком, выхватывающим малый участок поверхности. Это ведь только в кино глубины покрыты оазисами жизни, а в реальности между этим взрывами жизни сотни и сотни километров безжизненного пространства. И как тут удержаться на тонкой грани между разнонаправленными желаниями: привлечь и удержать внимание читателя и не погрешить против научных данных?

Приятно, что Камбиасу удалось именно это: написать интересно, используя и почти не искажая накопленные на данный момент научные данные, вплетая в сюжет давление, холод, темноту и тишину, мастерски используя их для развития сюжета.

Мир Ильматар очень похож на нашу Европу. Ледяной шар, обманывающий наблюдателя своей бросающейся в глаза безжизненностью, надежно хранящий под многокилометровым панцирем свою тайну. Не просто жизнь, а жизнь разумную, любопытную и жизнестойкую. Драгоценность, привлекшая внимание двух могучих и технологически развитых цивилизаций, которые не слишком ладят друг с другом — Земли и планеты Шолен.

Это не просто столкновение интересов двух народов, постоянно балансирующих на грани войны. Это столкновение двух идеологий. Землян, которые, ведомые своим неуемным любопытством и жаждой открытий, везде суют свой нос, порой не слишком заботясь о последствиях своих вмешательств. И шолеан, в генотип которых намертво впечатался опыт поражений предшествующих поколений, от чего осторожность перешла в страх перед внешним миром, агрессию и узость мышления.

Понятно, что такие разные идеологии не могли не столкнуться, и полем для давно зревшего открытого конфликта стал Ильматар, а его, только начинающие выходить из мрака невежества, только приступающие к строительству своей собственной цивилизации и познанию окружающего мира, обитатели оказались между двумя могучими соперниками.

И тут хочу отметить вторую большую удачу романа: самих обитателей Ильматара, их юной цивилизации и отдельных ее представителей. Камбиасу удалось, оттолкнувшись от начальных условий — давления, темноты, изолированности, холода, геологии и прочих физических условий, вполне достоверно не просто описать, а воссоздать и логически обосновать социальную структуру, быт и даже историю разумной жизни Ильматара.

Но чтобы все это читалось, одного фона и героев недостаточно. Нужен сюжет. Динамичный, удерживающий внимание, сохраняющий интригу от начала до конца. И это Камбиасу удается: вооруженный конфликт с использованием аборигенов, где те самые начальные условия — давление, холод, темнота, тишина, вода и отсутствие воздуха — широко используются в качестве орудия и оружия.

Но в одном он все же не дотянул. Не удержался от явного «подыгрывания» своим, землянам, делая их сообразительней, решительней, смелее и умнее своих противников. И благороднее. Наши ведь не могут беззастенчиво использовать наивных аборигенов в своих интересах? Они всегда им дарят что-то взамен. Бусы и зеркала — полезная ведь вещь в хозяйстве, не правда ли? Как и знания о мире. И рассказы о сверкающих небесах. Но мы то знаем на своем горьком опыте все о «культурном шоке» и чем для народов оборачиваются дары богов. А мне было бы жаль, если бы такая судьба постигла Ильматар — сверкающую раковину, бережно хранящую до срока драгоценную жемчужину жизни и разума.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарная книга!

Вот знаете, повеяло такой ностальгией по фантастике 70-80 х гг. Чтобы и научная составляющая, и социаньные проблемы, и приключения, и чтобы за героев переживать хотелось. Все это у романа имеется. Самая точная аналогия — впечатления как просмотра «Бездны» Джеймса Камерона.

Три расы на разных уровнях развития. Люди только вырвались в космос и с увлечением изучают покрытую льдоим и океаном планету Ильматар, где существует разумная жизнь. Шелоны более развиты, чем человечество, но идут по пути самоизоляции, спада. Впрочем, это не мешает им навязывать свою волю землянам и обсуждать идею запереть человечество в пределах Солнечной системы, а также запрещать людям контакт с аборигенами Ильматара. А ильматариане, разумные омары, как-то раз всем научным обществом поймали странного зверька, который оказался землянином... И его убили. А точнее — препарировали.

Мойц любимец в этой истории — Широкохвост 38-й. Очень понравились мне его преданность науке, честность, любопытство, открытость новым идеям. Настоящий ученый-первопроходец! Именно ему выпала удача обнаружить землян и вступитьс ними в контакт...

Очень приятное впечатление от этого романа. Захватывающее, интересное, изобилующее неожиданными поворотами путешествие в по-своему красивом, суровом подводном мире ледяного океана.

Мне бы хотелось прочесть у автора что-то еще. Для дебютного романа — просто шикарно!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

На Ильматаре только лучшее: российский военпром, итальянская любовь, французское кино, шолианский звездолет со Стражами. Ибо холодные и бессолнечные придонные воды этой планеты не только место отложенного со скрипом зубовным Контакта, но и территория конфликта цивилизаций космоса с кардинально разошедшимися жизненными стратегиями.

НФ. Твердая, вкусная, не нудная. Уровня Гаррисона и Азимова: сюжет можно пересказать, стиль прагматичный, без украшений. Нотка черного юмора. Мировоззрение: все конкретно и объяснимо. События драматичны, темп неспешен и в экшен-сценах, словно на нем сказывается сопротивление воды. Детальность: ученые, разбойники, кипу, секретные приказы, сироп, гражданское неповиновение, молодые тягачи, дроны, запасы икры, археология, торговля, плесень, учитель-калека... Правдоподобие быта при высоком давлении срамит «Морские звезды» Уоттса. В этих гидронавтов и взаимоотношения на «Хитоде» веришь.

Ни малейших ассоциаций с теми, кто тоже писал про подледных ксенов (Бакстер, Штерн, Макоули, Суэнвик). Социальное устройство, биология и нравы миллион лет не отплывающих от термальных источников ильматарцев — разработка класса «Пламени над бездной» Винджа и «Алгебраиста» Бэнкса. Вот они, негуманоиды в негуманоидной среде! Культура сексуального консенсуса гуманоидных шалиан тоже ничего, в духе если не ранней Ле Гуин, то уж Лукьяненко как минимум. Со специфичными отличиями: Камбиас тяготеет к процессу принятия решений и достижении согласия в коллективах, это практически сквозная тема, и расстается с персонажами с легкостью. «Не убий» про другие книги.

Полиграфия нормальная, замечены опечатки. На перевод не жалуюсь.

Рекомендации: маринистика, нестандартные органы чувств, Контакт, люди при деле, открытый финал. И просто вменяемая фантастика.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор предпринял попытку придумать разумные инопланетные расы, которые бы радикально отличались от землян как по внешнему облику, так и психологически.

Действие разворачивается на Ильматаре − спутнике газового гиганта другой звездной системы. Под толстым слоем льда на Ильматаре находится жидкий океан, в котором обитают разумные существа, отдаленно похожие на наших ракообразных. Земляне организовали на дне океана научную станцию. Вот только вступать в контакт с разумными ильматерианами им категорически запрещено, нельзя даже обнаруживать перед ними свое присутствие. Запрет установили шолены − еще одна разумная инопланетная раса, такие существа с шестью конечностями. Несколько раз чуть не погубив собственную цивилизацию, шолены «обожглись» и стали дуть на молоко. Они считают, что любое внешнее вмешательство в жизнь ильматериан может только навредить.

Один из сотрудников исследовательской станции землян по глупости попал к местным разумным, а те ненароком его убили, приняв за экзотическую зверюшку. Шолены тут же прилетели на Ильматар для проверки и постановили, что люди должны покинуть планету.

Вот тут и начинается столкновение разных культур и мировоззрений. Повествование ведется поочередно от лица человека Роба Фримена, от шоленки Тижос, и от двух ильматериан − Широкохвоста и Грубохвата. Разные культуры, разные традиции, разные модели поведения… Почему самым идиотским мне показался образ действия людей? Они повели себя как школьники, которые объявили бойкот учителям и устраивают им мелкие пакости.

Инопланетные расы в романе вышли и впрямь необычными и непохожими на людей, особенно обитатели ильматарского океана. Основной конфликт романа, по замыслу автора, вытекает именно из непохожести трех разумных рас и сложностей в их взаимодействии. И вот сюжет получился гораздо слабее, чем придуманные нечеловеческие персонажи с их необычной логикой. Весь он сводится к тому, что шолены настаивают на том, что люди должны бросить исследования и улететь, а люди этого не хотят. Дальнейшее развитие событий вполне можно было предсказать −

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и то, что в конце концов контакт с разумными ракообразными состоится, и что благие намерения шоленов обернутся насилием.

Роман скатился к обычному голливудскому боевику.

Итог − двойственное впечатление: очень интересно разработанные инопланетные расы, но сюжет не очень.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

При всей моей не любви к современной фантастике (либо все сводится к многотомным сексуальным аддикциям в далеком космосе, либо выплескивание детских травм автора) эта книга меня не разочаровала. В принципе это глоток вполне добротной фантастики в засилии бессмысленных космоопер.

Сюжет динамичен, во всех плоскостях происходит действие и за всем интересно наблюдать. Автор усложнил себе задачу и проработал ксенофантастику аж в 2-х вариациях совершенно разных видов! И при этом не скатился к банальщине аля- несем свою религию, прогресс, доброе вечное. Все вполне в рамках изучения и без завоевания как такового.

Еще занятен тот факт, что при общем антропоцентризме, автору удалось выдать людей теми еще нелогичными, эгоистичными истеричками.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх