fantlab ru

Роберт Шекли «Алтарь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.22
Оценок:
754
Моя оценка:
-

подробнее

Алтарь

The Altar

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 128
Аннотация:

В городе появляется странный мужчина. Он просит показать дорогу до алтаря Баз-Матайна и говорит о Храме Темных Таинств Изиды как о чем-то совершенно обычном. Заинтригованный, мистер Слэйтер отправляется вслед за незнакомцем к алтарю, но он не подозревает, чем все закончится...

Примечание:

Впервые опубликован в июле 1953 в «Fantastic SF».


Входит в:

— сборник «Где не ступала нога человека», 1954 г.

— антологию «Legends for the Dark», 1968 г.

— антологию «The 3rd Mayflower Book of Black Magic Stories», 1975 г.

— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book One», 1991 г.

— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume Two», 2012 г.

— антологию «Horror Gems, Volume Ten», 2015 г.


Похожие произведения:

 

 


Хождения Джоэниса
1990 г.
Носитель инфекции
1992 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 6
1994 г.
Паломничество на Землю
2002 г.
Лабиринт Минотавра
2003 г.
Координаты чудес
2014 г.
Координаты чудес
2017 г.
Координаты чудес
2018 г.
Координаты чудес
2020 г.
Координаты чудес
2024 г.

Аудиокниги:

Где не ступала нога человека
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Legends for the Dark
1968 г.
(английский)
The 3rd Mayflower Book of Black Magic Stories
1975 г.
(английский)
The Collected Short Fiction of Robert Sheckley
1991 г.
(английский)
The Century’s Best Horror Fiction. Volume Two
2012 г.
(английский)
Horror Gems, Volume Ten
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Творение Шекли в псевдо-документальном стиле сразу напомнило мне мистические миниатюры Говарда Лавкрафта. Как правило, такие произведения ставят целью шокировать читателя неожиданным финалом, который подчеркивает либо непознанность мира, либо субъективизм человеческих чувств. Действия в них развиваются из вполне обыденной ситуации, но по мере раскручивания фабулы становятся всё более и более сюрреалистичными. Кульминация свершается в самом финале, как правило, даже в последнем предложении, что еще более ошеломляет читающего. В подобном стиле, например, написаны Гринтаунский цикл Брэдбери, сборник «Ночные кошмары» Стивена Кинга и «Мост через Совиный ручей» Амбруаза Бирса.

Шекли лишний раз доказывает, что в области миниатюры ему нет равных — мало кто умеет убедительно изложить вымышленную историю, раскрыв при этом характеры персонажей и их поступки на протяжении всего нескольких страниц текста. У меня лично на похожий рассказ ушло аж 22 страницы формата А4! Шекли же уложился всего в семь! Это ли не признак мастерства?

Сюжет рассказа увлекает своей магической романтикой Непознанного, что существует на зыбкой границе нашего мира с некой параллельной реальностью. Найти путь к этой реальности весьма непросто: для этого нужно тысячу раз пройти знакомым маршрутом, и лишь только тогда ты станешь различать в окружающей обстановки элементы чуждого проникновения, на которые ранее не обращал внимания из-за ежедневной суеты. Именно поэтому Элор довольно долго водит Слейтера по городу, пока тот совершенно не запутывается в знакомых улочках и начинает видеть «тайный город», скрытый от глаз рядового обывателя. Увидеть его может только человек ищущий, задавшийся определенной целью и отрекшийся от привычной реальности. К несчастью, параллельный мир Северной Амброзии застрял между эпохой расцвета древнеегипетской цивилизации и античным периодом древнегреческой истории, и его божествам требуются регулярные человеческие жертвы. Найти их непросто, но мистер Слейтер, не разобравшись в откровениях Элора, сам попадает в расставленные сети, словно бабочка-однодневка. Шекли дает нам урок: в ежедневной рутине нашей жизни мы часто игнорируем всё самое необычное, будь то волшебство или запредельная реальность, а все нестыковки восприятия просто списываем на обычную усталость или разного рода огрехи психики (например, галлюцинации). Вот поэтому у адептов Баз-Матиана всегда будут в достатке добровольные жертвы, готовые лечь на каменный алтарь.

-----

ИТОГ: рассказ о том, что излишнее любопытство иногда бывает весьма опасно, ведь, иллюзорный мир не всегда является тем райским местечком, о котором слагают легенды жители английской глубинки.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не ходи один — не верь никому -вот такое заключение из рассказа. Жутковато, конечно. Но как попытка автора коснуться и такой темы -ужасы наяву.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, это проходной расказ Роберта Шекли. Ни закрученного и захватывающего сюжета, ни неожиданных поворотов, ни какой-то философии и морали, ни знаменитых шеклевских юмора и стиры, за которые мы так его любим. Расказ пислался в самом начале писательской карьеры (1953 год), и, хоть мы и можем увидеть кое-что из тех приёмов, которые впоследствии прославят писателя на весь мир, этого мало для хорошего произведения.

Если отбросить единственный фантастический элемент, то

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это истрия, как мужчина просто встретился с другим мужчиной, тот его отвел в секту и принёс его в жертву. Всё.

Сюжет рассказа примитивен донельзя, а сам рассказ читается без интереса. В общем, можно было лучше (к примеру, показать на действиях главного героя, что он действительно хорошо знает свой город, а не просто потому, что «город маленький»).

Неубедительно.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это магический реализм, жанр, подразумевающий проявление необычностей в повседневности.

И вот рассказ в не совсем реалистичном жанре, который написал Шекли.

А это мистер Слейтер, знающий в Северной Амбросии каждую улицу, уголок, вывеску, потому что живет двадцать лет в сем маленьком городке в рассказе, который написал Шекли.

А это — тайна, свалившаяся, как снег на голову, мистеру Слейтеру, уверенному в себе, проживающему полжизни в приличном городке в рассказе, который написал Шекли.

А это — любопытство, умертвившее немало кошек, вызванное тайной, перевозбудившей мистера Слейтера, знающего (а знающего ли?) как свои пять пальцев родной городок в рассказе, который написал Шекли.

А вот и финал, закономерный и предсказуемый, но ни капли не умаливший достоинств истории, удовлетворившей неуемное любопытство, разбуженное тайной, распалившей жажду приключений мистера Слейтера, преданного милым сердцу городком, в рассказе, который написал Шекли.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многим, наверное, случалось иногда на короткое время потерять ориентацию во вроде бы знакомом городе. Или иногда в тёмное время знакомый район может показаться совсем необычным. Герой рассказа оказывается в подобной ситуации из-за странного незнакомца на улице и из-за своего любопытства.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно забавный тип рассказов.

Как правильно отписал один из критиков ниже — магический реализм.

Концовка предсказуема, но атмосфера рассказа очень уж сильно играет на руку самому рассказу.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из тех произведений, где главное — развитие сюжета, детали — а не концовка. Банально и весьма ожидаемо.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странный и какой то, на мой взгляд, бессмысленный рассказ.

Ну мужика заманили в какой то полупаралельный мир и в жертву нацелились принести.

И что?

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не узнаю Шекли, мастера слова и неожиданных сюжетных поворотов. Рассказ слишком скучный, концовка лишю подтверждает прописную истину: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали».

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я считаю, что этот рассказ больше в стиле Стивена Кинга, чем Роберта Шекли, такой заинтригованный легкий страх через любопытство.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жил да был человек в своем маленьком уютном и благополучном, городке-пригороде. Городок достаточно маленький, а человек жил в нем достаточно долго, чтобы знать в нем если и не каждого жителя, то уж каждую улицу, каждую церквушку и каждую лавчонку-магазинчик.

И, вдруг, оказывается, что есть в городе люди, которые занимаются чем-то неведомым нашему герою, и живут они на неведомых нашему герою улицах…

Говорят, любопытство сгубило бессчетное число девственниц. Шекли этим рассказом говорит, что если вы даже и мужчина очень средних лет, это не является достаточной страховкой от сгуба любопытством

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из названия рассказа можно уже догадаться, куда заведет главного героя его любопытство. Осторожнее нужно быть, а не бегать с незнакомцем и искать неизвестный храм. Написан рассказ довольно неплохо, но без огонька и неожиданная, хоть и предсказуемая концовка только усилила чувство, что рассказ более высокой оценки чем 7 баллов не заслужил. У Шекли есть намного более удачные рассказы.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень люблю такие сюжеты. Кто, почему, зачем — ничего не понятно, и очень хорошо. Зато есть атмосфера, есть особое настроение, есть сочетание обыденной реальности с необъяснимым!

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ, хотя концовка предугадывается уже в середине него.Однако ценность новеллы не в непредсказуемом сюжете, а в демонстрации действий тайных религиозных культов: сначало заинтриговать, а потом полностью опустошить человека ... в данном случае в прямом слысле слова.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Развязка, впрочем, была очевида из названий тайных обществ, но Шекли молодец — написал так, что хотелось дочитать до конца

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх