FantLab ru

Андрей Лазарчук «Спираль»

Спираль

Роман, год; цикл «S.T.A.L.K.E.R.»

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 12

 Рейтинг
Средняя оценка:6.44
Голосов:112
Моя оценка:
-
подробнее

Примечание:


В романе использованы стихи Ирины Андронати.

Входит в:

— цикл «S.T.A.L.K.E.R.»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 223

Активный словарный запас: высокий (3074 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2012 // Межавторский проект

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Спираль
2011 г.
Спираль
2011 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июля 2011 г.

Разведчик-старлей ни за что выпинывается из армии, оклемавшись, устраивается охранником, счастливо влюбляется и опять-таки ни за что почти теряет счастье: умная, красивенная. но шибко независимая и взбалмошная девица с визгами удаляется в одну из Зон на стыке усердно объединяющихся славянских республик будущего Союза. Зон на Земле куча (Чернобыль угодил в одну из них по совпадению), артефактов, страшных чудес и сталкеров еще больше — а значит, и вакансий в государственных, негосударственных и надгосударственных службах безопасности. Отставной старлей вербуется в одну из них поближе к той самой Зоне — и принимается возвращать любовь сперва из непоняток, потом с того света.

Поплит все-таки сломал Лазарчука. На сегодня библиография лучшего (по уровню, потенциалу и сумме сделанного) российского фантаста чуть ли не на треть состоит из прогулок (разной степени развязанности ног) по чужим мирам. До сих пор лучший российский фантаст даже на чужой территории (в том числе Дика с Хайнлайном) истово пытался играть по своим правилам, главное из которых предусматривает подсовывание второго дна, сумрачного и горького, даже в абсолютно безмозглые коробки типа «Жары». Пресловутый «С.Т.А.Л.К.Е.Р.» свою пресловутость с блеском доказал: Лазарчук дебютировал в проекте книгой, полностью подчиненной правилам этой, прости господи, вселенной.

Формально-то все как раз наоборот. Формально-то автор всех обманул, и в первую очередь массового поклонника этого проекта, привыкшего, что последний зомби брызнул червями на припеве «Алюминиевых огурцов», как раз в тот момент, когда хрущевка напротив с ультразвуковым воем распахнулась фиолетовой пастью прямо по шву панели, и Хрюндель утомленно щелкнул автоматическим переводчиком с одиночного на украинский. Потому что «Спираль» — это отличный мистический роман из современной жизни, к которой в первой половине текста привязан просто чарующе. Это умелая боевка с человеческим и самую малость нечеловеческим лицом. Это «С.Т.А.Л.К.Е.Р.», в котором «С.Т.А.Л.К.Е.Р.о.в.», Зон и прочего ребячьего смрада шиш да маленько (весьма смачный шиш, чего скрывать). Это отличный слог, спокойный драйв и расторможенное образное мышление. Это фашина аллюзий и кайфов для умелого глаза. И это, увы, сивка-бурка промеж крутых горок. А Рэдрик велел промеж горок не ходить.

Впервые Лазарчук, привычно снабдивший плоскость текста громыхающим поддончиком, четко говорит читателю, что там пусто. Нет совсем ничего. Есть победа голой техникой почти без мошенства и совсем без волшебства. Это правильно, конечно – с точки зрения бисера, Оккама и вседержателей энтропии. Не надо ломать голову над тем, при чем тут дмитровские склады, безглазые псы, убиенные татары (отмечу, что мне сей тренд решительно не нравится), немотивированные подляны, губные гармонисты бундесвера и прочие ложноножки квеста, некоторые из которых автор заботливо перечислил – чтобы подтвердить: чушики. Nevermind. Было да бельем поросло, чего вспоминать-то. Неважно, что ты несешь, свежесть ты ощутил.

Ну да, ощутил, много кто. Я получил кусок классно выписанного текста про нас с вами и хлеб с ними (опять скоропостижно оборванный приключенческими чудесами, ну да к этому нам со времен «Кесаревны Отрады» не привыкать). Подростки получили (возможно) некоторое представление о том, чего еще иногда получается из напечатанных слов. Любители альтернативной истории получили о дивный новый мир. Любители русского оружия получили кучу высококвалифицированных ТТХ и очень симпатичный (честно) образ простого русского офицера, которых своих не бросает, чужим не спускает, призывает милость к падшим, ох как стреляет, бабам нравится, а спящих представителей невероятного противника расстреливает только потому, что иначе никак. Неуловимая секта поклонников АБС получила кучу крючков и веревочек, притягивающих помянутую прости-господи-вселенную к вселенной, аллилуйя, АБС (и не только в пикниковой ее части: отсыл к центральному образу, вдохновившему АБС на «Град обреченный», в финальной части «Спирали» почти назойлив, да и в целом повесть является профессиональным упражнением на тему «Что увидел Саша за стеной» (начиная с фразы про пять моих чувств, пораженных одновременно – и увы, не в пятку)). Лазарчук получил, надеюсь, немало.

Никто не ушел обиженным. А то, что прежние елочные игрушки совсем иные чувства внутри меня вырабатывали – это только моя проблема. И я бы вообще не выступал, если бы после «Спирали» Лазарчук взялся за что-то свое, фирменное и давно анонсированное – «Рай там, где трава», «Богов ближнего боя» или «Парфянскую стрелу».

Cледующей книгой Лазарчука будет текст в проект «Обитаемый остров».

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 декабря 2013 г.

Роман характерный для «позднего» Лазарчука. Во-первых, бросается в глаза профессионализм: проделана громадная работа по достоверности деталей, в первую очередь армейских. Читаешь, и понимаешь, что именно так оно все и происходит, именно так бой и просчитывается. Во-вторых (вытекает из во-первых), наотмашь бьет реализм. В других книгах серии условность Зоны в глаза не бросается, но все равно текст, несмотря на всю чернушность, воспринимается абсолютной выдумкой, населенной сочиненными обитателями. Здесь же все очень прагматично: приземлено, буднично, рутинно, cкучно. Зона угрюмо сгорбилась, как подтаявший сугроб, утратила свой ореол. И читать это странно, но увлекательно (при этом бьется где-то в груди возмущение: да как же это?.. да за чтож мы, сталкеры, кровь свою!..))). Конечно, это не STALKER. Лазарчуку явно тесно в заданных пределах. О Зоне напоминают редкие упоминания знакомых монстров, полтора листа вводных лекций и один полигон.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Последняя часть книги вообще происходит где-то не то чтобы в параллельной реальности, но в складке нашей.

(У меня закралась мысль, что на самом деле книга была просто книгой, и Зона в нее добавлена постскриптум дабы опубликовали хотя бы в сточкере. Может, не прав). Но читать интересно, даже первую треть книги, в которой вообще ничего не происходит. Зато последняя треть подкачала, поскольку книга вновь наскучила самому автору. Все скомкано, детализация второстепенных действий и галоп по сюжету, куча непонятно вообще для чего проделанных движений (объем а.л.?),

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и опять-снова заданные на старте загадки отметены мановением руки: я все понял и это банально. А я не понял. А мне интересно.

Если раньше, даже в моем любимом Штурмфогеле (к которому, кстати, в тексте намечен отсыл)), перегруженном недомолвками, присутствовали маячки, по которым можно было восстановить логику событий, то здесь я их не нахожу. Оценка больше за качество текста и за увлекательность первых двух третей.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2012 г.

Ну очень неожиданная книга. сама по себе. Ну ладно Янковский... ну ладно, Зоричи — те и так лишь боевики пишут. Но Лазарчука увидеть автором одной из книг проекта СТАЛКЕР я ну ни как не ожидал. От удивления купил и прочитал :)

И, должен сказать, особо не жалею. Лазарчук, даже творя такой примитив, не сильно схалтурил (в отличии от того же Янковского, у которого в «сталкере» книга откровенно хуже получилась, чем самостоятельные произведения).

Написано по-Лазарчуковски качественно, но само собой без заумностей, двусмысленностей и иносказаний (свойственных его серьёзным романам).

Для поклонников фантастики посерьёзнее, в книге есть бонусы. Отсылки к серьёзным произведениям Лазарчука. Недостаточно начитанный человек этого не увидит и не оценит книгу на должном уровне.

Читается легко, прочитывается на одном дыхании.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 ноября 2015 г.

Оказывается, Андрей Лазарчук тоже отметился в проекте «Сталкер», а ещё и в 2011 году, когда проект, мягко говоря, вошёл в пике.

На мой взгляд, напрасно. Как говорилось в старом анекдоте, «Поковники не бегают. В военное время, это внушает панику, а в мирное — смех.»

Нет, роман вышел не вполне ординарный, в литературном смысле. Интрига интересна. Сюжет не перегруженный, образы героев живы и цельны.

Понравился сценизм, значительно поднимающийся над уровнем привычной для проекта бродилки-стрелялки.

Вышло, однако, как-то замылено. Все эти «слепые собаки», «зомби», «ведьмины студни», и прочее наследие проекта, смотрятся невероятно чужими творчеству мэтра. Такое впечатление, что Лазарчук ставит галочки в списке необходимых атрибутов — «так, зомби встретили, контроллёра встретили, про куклу Машу написали, хабар упомянули...»

А вытряхнуть всю эту мишуру, не плохой роман бы получился... А так, в принципе прочёлся, но особого восторга не вызвал.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 апреля 2012 г.

Я в печали... Все, что я читала у Лазарчука до этого, приводило меня в щенячий восторг. А здесь восторга не получилось, увы... Написано добротно, но... нет послевкусия. Не крутятся в голове ситуации из книги, не возникает мыслей «а вот если бы так». Вроде как шел-шел куда-то, ждал чего-то. Пока шел было интересно и даже местами захватывающе. А пришел, а там.. пустота. Закрыл книгу и гулкая тишина. Грустно мне: разворачивала, разворачивала обертки, а конфетки внутри не оказалось(((

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 января 2015 г.

Лазарчук остался Лазарчуком — таким же бешенно-энергичным, азартным и мітуслівым. Все бегут, всё стреляет. Финал на руинах мира, и усталый победитель сдувает дымок из ствола. Легко представляю этот сюжет уже в чисто лазарчуковских декорациях. Но тогда тираж был бы не 35 000, а в три раза меньше. И гонорар, наверное, тоже (но это совсем не моё дело, поэтому умолкаю, не то по шее получу). Так что, возвращаясь к дискуссии «классики и проэкты», вопрос «кто кого нагнул» (пользуясь терминологией белорусского президента) — «Сталкер» автора или автор «Сталкера» — остаётся открытым.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 августа 2012 г.

Увы, даже присутствие Ирины Андронати и ее стихов и в этот раз не смогло уберечь Лазарчука от давления «железной пяты» издателей. Полностью согласен с ismagil. Обыдно, понимаешь!

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2012 г.

Пожалуй, лучшее из того немногого, что было прочитано мной в этой серии.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу