fantlab ru

Грег Бир «Корпус-3»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.93
Оценок:
442
Моя оценка:
-

подробнее

Корпус-3

Hull Zero Three

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Космический корабль мчится сквозь пустоту космоса. Пункт его назначения неизвестен, цель загадочна, история затеряна.

Но вот человек пробуждается. Оторванный от мечты о новом доме, новой планете и женщине, которую любил, он обнаруживает себя мокрым, обнажённым и замёрзшим почти до смерти. Тёмные залы полны монстров, но доверие к другим выжившим может оказаться гораздо большей опасностью.

Единственные вопросы, которые у него есть: Кто он? Куда они летят? Что случилось с мечтой о новой жизни? Что случилось с женщиной, которую он любил? Что случилось с Корпусом 03?

Он найдёт ответы на все вопросы. Приоткроет завесу тайны. Починит корабль. Найдёт путь домой. Если выживет.

© Перевод аннотации WiNchiK
С этим произведением связаны термины:

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2011 // Лучший НФ-роман

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2012 // Роман

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2012 // Лучший зарубежный роман

Похожие произведения:

 

 


Корпус-3
2013 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Hull Zero Three
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то что произведение более свежее по сравнению с другими из сборника «Звездный ковчег» и автор известен другими более интересными книгами...это мне не понравилось.

Задумка была интересной. Один из клонов просыпается на борту несущегося 500 лет в пространстве корабля, оснащённого по последнему слову техники и биоинженерии.

А дальше начинается какая то фантасмагория, нет даже — бред. По крайней мере мне так показалось.

Чудовища, сконструированные другими конструктами из серии картин Босха. Их много. Их невозможно представить. Фантазия автора перебрала всё...

Честно говоря, можно было ограничиться борьбой за власть, за существование, моральным выбором — заселять ли планету, на которой УЖЕ есть разумные сушества. Остальное — излишне.

Все эти девочки, мать с 12 сиськами, помесь дикобраза и свиньи с разумом женщины, помесь пончиков и обезьян, крабов и скорпионов, люди желтые, синие, длинные....

Надеюсь мне это не приснится.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много хороших идей автор вложил в этот роман, но не все достойно реализовал. Книга атмосферна, персонажи необычны и колоритны, есть прекрасный конфликт, но всё это вязнет в болотистом повествовании. Так или иначе было желание дочитать до конца, а потом и с другими произведениями Бира ознакомиться. Классическая серьёзная научная фантастика со всеми атрибутами жанра, а это уже немало.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для тех, кто пытался разобраться, что вообще происходит.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Прекрасное и великое человечество собирается нести светлое-доброе-вечное вглубь космоса и там заявить о себе. В общем, строит чудо пост-прогрессивной мысли и инженерии корабль-ковчег для колонизации какой-нибудь далекой планеты. Маршрут плюс-минус задан. В облаке Оорта подготовлена луна, которая станет источником воды и топлива для корабля, боиматериал старушки Земли собран, 300 счастливчиков отобраны, натренированы и готовы к 30-летнему перелету… в облако Оорта, откуда ковчег стартанет в путь. В каком виде они будут храниться остальную часть полета, не упоминается. И мечта человечества прекрасна и идея хороша. И здорово это прилететь к дружелюбной незанятой планете, засеять ее травой и ромашками, радоваться жизни, любить, растить детей и строить прекрасный новый мир. Но, как говорится, есть нюанс. А вдруг планета окажется не такой уж дружелюбной? Вдруг вопреки исследованиям Земли и ожиданиям, окажется, что она непригодна для жизни? Потребуется время и техника для терроформирования. Придется колонистам подождать на орбите, пока машины приведут планету в порядок. А вдруг все еще хуже и планета пригодна, но населена какой-нибудь зубастой дрянью, которая спит и видит, как бы прекрасного человека будущего сожрать? Вдруг теплые моря населены такой живностью, что в водичку зайти будет страшно? Потребуется извести всю неугодную живность. Придется колонистам подождать на орбите. А вдруг все совсем плохо и планета обзавелась собственной разумной цивилизацией? Вот тогда-то что вообще делать? Сумрачный гений будущего самостоятельно справился с первыми двумя проблемами. Корабль сможет терраформировать планету, используя подручные материалы и свою огромную информационную базу. Корабль сможет самостоятельно сконструировать, вырастить и спустить на планету всяких зверушек, чтоб они выпилили недружелюбную фауну и очистили уютный мирок для людей. Но вот, что делать в третьем случае. Если на планете есть своя разумная жизнь? Вопрос-то сложный, НРАВСТВЕННЫЙ! На одной чаше весов выживание людского рода, на другой – сама идея человечности и гуманизма. По идее-то можно и ужиться с аборигенами, подарить им бусы, научить разводить костер (но потом все равно вырезать), только как-то этот сценарий еще со времен эпохи географических открытий постоянно дает сбой и скатывается в резню. А у нас тут прекрасные люди будущего с утонченной психикой и тонкой душевной организацией и если мир-дружба-жвачка аборигенам придутся не по нраву и они первыми кинутся выпиливать понаехавших, то у людей не будет шанса. Так может сразу устроить местным тотальный экстерминатус и дело с концом? Но у нас же прекрасные люди будущего, как они переживут такое злодеяние в отношении другой разумной расой? Кукухой не двинутся? В общем, сумрачный гений решил особо не заморачиваться и переложить эту дилемму на третьи плечи, так называемую «штурманскую группу». Нет, инструкции были разработаны на все случаи жизни, но по факту решение должна принять группа оригинальных людей, которых корабль вытащит из анабиоза по прибытии к планете. Они проснутся и решат, какой протокол запустить дальше. Будет ли это терроформирование, мирная высадка или военная. Или вообще придется улетать дальше. То есть Корабль сам по себе абсолютно безволен, выполнив задачу, он будит штурманскую группу и обращается к ним за дальнейшими указаниями. Поэтому столкнувшись с какой-то внештатной ситуацией, он не может сам ничего решить и сделать, максимум запустит самопочинку, – но ему нужен управляющий экипаж! Лично мне кажется несуразным, что этакая вундервафля, обладающая огромной базой данных, сложнейшими техническими инструментами для ее реализации, призванная сохранить жизнь человеческого вида как такового, не оснащена хоть каким-то примитивным ИИ для того, чтоб всем этим пользоваться, самостоятельно проводя оценку окружающей обстановки, выполняя свою главную функцию. Зато у корабля есть душа, да. Она изподкустовым роялем периодически спасает героев от гибели и походу является хранилищем той самой совести, разговоры о которой ВНЕЗАПНО заводятся в последней четверти книги вот просто на пустом месте. Так вот. Принятие решений вроде и было отдано на откуп штурманской группе, но ясен-красен они должны были решиться на уничтожение местного населения, если такое окажется на выбранной планете. В таком случае при пробуждении такого важного члена общества, как Учитель, в него вшивалась программа оправдания совершенного акта насилия над местными, которую он бы транслировал поселенцам. И никаких психологических травм.

.Ну и куда ж без любви. У Учителя есть прекрасная женщина, она что-то-там-биолог, собирает материал для каталога корабля. Все биоданные — что, как, почему и для чего используется – именно она формировала для корабля. Чуть ли не одна из вдохновителей всего проекта. Входит в штурманскую группу. Ну вот как такой любитель жизни может принять решение изничтожить только что открытую цивилизацию? Есть даже мнение, что саботаж был заложен в программу корабля еще на этапе разработки.

В общем, пошло все по самому хреновому сценарию. Приглянувшаяся планета оказалась заселена разумной жизнью. Штурманская группа проявила гуманизм и послала корабль искать подходящую планету дальше, благо запаса топлива хватит где-то на 500 световых лет. Кораблю страшно не везло, штурманская группа просыпалась, чертыхалась, прокладывала новый маршрут и отправлялась в гибернацию до следующего раза. Это важно! Ведь если оригиналы умрут и штурманскую группу просто склонировать, то где гарантия, что клоны, не имеющие жизненного опыта оригиналов, останутся такими же дружелюбными и поддержат идею предшественников кочевать по космосу, пока луна не иссякнет и не перестанет поставлять топливо? Ведь если топливо закончится раньше, чем подходящая планета найдется, то что ж. Такова судьба, великая и трагичная. Как сам космос. В итоге из всей штурманской группы на момент действия книги в живых осталась одна эта тетка-биолог.

И снова то ли саботаж, то ли раздолбайство, то ли хитрый план. В очередной раз проложенный курс завел корабль в ловушку – зону воздействия сверхновой. После попадания под «космический взрыв» начались уже серьезные проблемы. Корпус корабля пострадал, база данных корабля была повреждена, инструкции по реализации биоматериала дали сбой. А теперь внимательно следите за руками. Перед глючащим кораблем одновременно встали три задачи: починить себя, разбудить штурманскую группу за дальнейшими инструкциями и ликвидировать угрозу. То есть корабль решил, что на него напали и нужно защищаться. И разблокировал протоколы подготовки высадки любой ценой, которые щедро пустил в производство. Штурманская группа свалила с корпусов на луну и там окопалась, постепенно лишившись доступа к производственным мощностям корабля. Постепенно один за другим они вымерли. Тетка-биолог осталась одна и смогла вырастить типа-обезьян с коллективным интеллектом, куда смогла перенести сознание других членов штурманской группы. Сама отправилась в анабиоз, так как была уже очень старая и, отпущенное ей время, уже приходилось экономить. А корабль попытался создать себе новую штурманскую группу, но при выращивании нового клона тетки-биолога в нее попали те самые боевые протоколы. Так появилась Мать, в которой была гремучая смесь примитивных инстинктов, программы «высадки любой ценой» и той еще фантазии. Потихоньку она прибирает к рукам все базы данных корабля и его производственные ресурсы, плодит и складирует зверушек, предназначенных для обеспечения жизненного пространства колонистам – уже долететь бы хоть куда. Истребляет то, что уже тут наплодилось по коридорам неликвидного. Но есть проблема. Корабль чинится слишком медленно, если вообще не разрушается. Базы данных рискуют получить фатальные повреждения и быть утерянными окончательно. А для выживания корабля и управления его полетом Матери ведь нужны еще такие специалисты, как астронавигатор, например. Или штурман. Или инженер. Охрана тоже пригодится. Учитель, который сохранить ПРАВИЛЬНЫЕ знания, привьет остальным ПРАВИЛЬНУЮ мотивацию, ну и просто любит Мать, боготворит ее и наплодит с ней еще девочек – они ее глаза, уши и инструменты. И вот уже неизвестно, сколько времени корабль клепает членов команды по заказу Матери, вкладывая им в мозги куски личностей оригиналов из своей битой картотеки, замешивая туда еще чего-нибудь, что может оказаться полезным или что нужно сохранить на «физическом носителе» (тк каталог разрушается и что-то может быть утрачено безвозвратно), допускает при этом ошибки (обратите внимание у Учителя ГГ есть рожки, а у второго Учителя – нет). Все эти персонажи постоянно ломаются, дохнут, оказываются недостаточно шустрыми и удачливыми, все хотят что-то понять и вспомнить, себя найти. А корабль не молодеет, ему постоянно космической пыли прилетает прямо в щит, он и так поломан. Все очень плохо. И тут та-дам корабль создает самого удачливого Учителя, любимчика фортуны, – нашего гг.

Тут-то и начинается книга.

Читать было интересно исключительно из-за интриги. Описательная часть хромает на обе ноги, но стоит абстрагироваться и перестаешь замечать попытки автора дать хоть чему-нибудь внешнее описание. Тот редкий случай, когда моя куцая на визуальные образы фантазия оказалась богаче. Но зато мир Грег Бир закрутил такой, что закачаешься!

Из героев понравилась только Циной. Идея, что девушку астронавигатора, влюбленную в звезды, засунули в тело машины для зачистки планеты, и это нанесло ей глубокую душевную травму, мне приглянулась. Правда, идея эта никак не развивается и кроме нытья, мы на этот счет ничего не прочитаем. Любовь всей жизни Учителя у меня с самого начала вызвала отвращение. Но если в образе Матери есть какое-то криповое очарование, то вот оригинал – мерзотная барышня, на чьей совести фактически была гибель ковчега. И вот при всем посыле романа о важности этой самой совести, что именно она делает нас людьми и служит маяком в темноте невежества, у меня вопрос. Разве у нее есть совесть? Перед кем она несет ответственность за свое пренебрежение всем генофондом Земли ради своего идеализма? Это трусость и лицемерие. Она со своим хитрым планом мятежа и поддержавшая ее штурманская группа – трусы и лицемеры. Они специально были отобраны для того, чтоб принять решение о «высадке любой ценой» при необходимости. Это было их бремя взвалить на себя груз вины и ответственности, растоптать свои высокие ценности, чтоб пришедшие за ними могли их сохранить и не растерять. Они должны были принести себя в жертву. Но не смогли. «Совесть» оказалась дороже. Нет, они ей прикрыли свою трусость и гордыню. Свою самоуверенность. Мол, «найдем лучший путь, до какого разработчики не додумались. Мы справимся.» Не справились. Этот великий биолог даже не смогла отпустить своих сообщников, а скопировала их сознание в распределенный разум стаи обезьянок. Обезьянок, Карл! Именно она виновата в этом жалком бродяжничестве корабля. Именно она допустила все то, что произошло на корабле, а потом забаррикадировалась и легла в анабиоз гордо помирать. Тогда, когда эта жуткая Мать делала все ради того, чтобы сохранить то, что еще можно. Чтоб потом семя Земли могло восстановить изначальный код и возродиться. Но Матери не повезло, а победила «советь» Учителя, приведшая его к подруге-биологу. Все кашу, что она заварила, случайно спасли.

И вроде в книге хэппи энд. Мать побеждена, Корабль куда-то все же долетел. И вот новый мир! И строится он на лжи, обмане и трусости. Учитель не все рассказывает своим ученикам. Сомневаюсь, что его мучает «совесть».

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Согласен с sergej210477: действительно подача сюжета напоминает компьютерную игру (первые страницы с девочкой, которая перепрыгивает препятствие и ждёт главного героя напоминает типичное обучение). К сожалению, этой истории, как по мне, слишком тесно в только лишь словесном описании. Все эти декорации корабля и соответствующую атмосферу было бы лучше подать хотя бы в виде комикса. Лично я не смог представить себе все эти пузыри и всякое такое по одному лишь описанию.

Читать было очень интересно, хотелось узнать, что будет дальше. Но дальше будет лишь открытый конец — не на все вопросы будут даны ответы — и это печально. Это скорее история-вспышка, которая быстро разгорается и так же быстро тухнет, ничего после себя не оставляя. Часть персонажей вообще не ясно зачем участвует в истории (например, мальчик и женщина) и как оправдывается их существование.

Книга напоминает черновик интересной истории. В общем-то так она и подаётся. Набор идей, которые не стали доводить до ума и создавать настоящий шедевр. Мол, додумывайте сами.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед чтением просмотрел отзывы о романе — много посредственных. Но прочитав, высший балл! Надо было бы заглянуть поглубже в смысл сюжета. Снова Бир меня восхитил. Романы ему удаются получше и намного, чем малая форма.

Много философии и открытой и закрытой, до которой надо додуматься. По порядку — на Земле некая безысходность, и человечество посылает звездный ковчег с единственной целью -спасти и размножить род людской. На любую планету , пригодную для жизни. Автор отображает малый временной срез жизни обитателей корабля на момент уже развернувшейся трагедии на борту. Мастерски и с ужасом. И более ничего. Как бы заглянул через окно -иллюминатор и увидал их жизнь.

И первый вопрос сюжета — насколько техника способна выжить в экстремальных условиях? Мы проектируем и создаем механизмы кажется столь надежные из металла и пластика, но запаса жизни у них нет — любой отказ металла и цепь передачи информации и , следовательно, управления всем и вся прерывается. Или как в представленном романе начинает сбоить программа из-за попадания корабля в зону вспышки сверхновой и получаются уже новые непредсказуемые следствия из этого -корабль стал порождать монстров и уничтожать экипаж. Этому посвящена большая часть повествования. У живого существа же в основном функции дублируются в каких -то объемах.

Второй вопрос- есть аксиома жизни во вселенной- ...«задача любого живого организма -выжить любой ценой..». Перед экипажем корабля стоит задача — любой ценой выжить и развить далее человеческую цивилизацию, даже если на новой планете уже есть цивилизация. Программа зачистки планеты вплоть до нуля. Для этого корабль оснащен соответственно. И приходит на память нечто похожее из истории нашей планеты- почему вдруг исчезли динозавры? Не была ли в то давнее время проведена зачистка Земли? Тем более, что в отложениях иногда находят некоторые предметы , не соответствующие той эпохе. Автор этой темы касается часто, но не навязчиво, и в итоге свел всё к наличию совести у экипажа .

Третий вопрос- немного религиозный — человечество не доверило людям корабля полностью решать судьбу чужих цивилизаций. Прогнозируя, что все-таки могут уничтожить разумные и даже ещё не развитые чужие цивилизации, корабль оснастили (трудно подобрать слово) неким духом, который пробуждает в людях совесть и это качество души должно стать главенствующим при принятии решений о колонизации планеты.

Вот так, а с первого взгляда — ужастик.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно ужасно (чтобы ужасаться), в меру рационально (чтобы причислить к, без натяжек, старой доброй научной фантастике). Главный недостаток: разумная деятельность героев-космонавтов сводится к бегству и подключению к UI систем корабля.

Собирался по прочтении раскритиковать дефекты сюжета, но решил предварительно ознакомиться с Жарковским — и не ошибся. В жанре «смерть и чудовища в космосе» роман, несомненно, выдаётся в хорошую сторону на фоне мутоты Жарковского и поделок типа «Балладе о Бете-2» Дилэни, и может быть обозначен где-то вблизи уровня творчества Уоттса («Остров», «Ложная слепота», …).

Перевод М. Головкина нареканий не вызывает.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу повествование казалось суховатым, но затем затянуло. Желание узнать разгадку тайн, опасные испытания группки искателей истины и описание грандиозных интерьеров звездолёта держали до самого конца. Но больше всего понравилась атмосфера романа, сюрреалистическая, гипнотизирующая, несколько напоминающая фильм «Куб». Бывает, что интрига и загадочность нагнетаются-нагнетаются, а разрешения не получают, но это не тот случай: в конце даны достаточно чёткие ответы на большинство вопросов. В целом, книга неординарная, талантливая, её можно читать и как космические приключения и как философскую притчу

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная идея, но поданная под пресным и суховатым соусом. Очень корявые описания пространства корабля — вообще не атмосферно и весьма трудно представимо.

Концовка пытается вселить надежду, но... Нет у людей совести, брехня это:)

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня создалось впечатление, что автор начал писать добротный «твердый» научно-фантастический роман, но на полдороге ему или надоело, или почемуто пришлось срочно его заканчивать и выпускать в сжатые сроки.

Из плюсов, неплохой сюжет и интрига, держащая в напряжении до конца, довольно реалистичные описания технологий и проблем, нестадартные персонажи.

К сожалению, вторая половина и концовка портят первоначальные ощущения:

- развязка сделана в примитивном стиле «бог из машины»;

- интрига и завязка сюжета (авария, приведшая к бедламу на корабле, а также меры противодействия, предусмотренные конструкторами) не вяжется с уровнем технологии, подготовки и масштабом проекта.

В результате это типичная книга «на один раз», которую совершенно бесполезно перечитывать или переосмысливать.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

НФ. Язык немного суховат (или это перевод такой), но для жанра это простительно. Интересно, причем как антуражем, так и идеями.

Единственное, придется примириться с тем, что большую часть книги герои не понимают, кто они, что произошло и что им дальше делать. Полнейшая неопределенность. Оценить масштаб событий можно только после прочтения. А вот начало истории быстро притупляет интерес, его нужно перетерпеть. К середине станет не намного понятней, но зато интерес вернется. По крайней мере, так было в моём случае ))

P.S. По прочтении вполне готова была бы поставить книге честные 7 баллов (если бы тогда интересовалась баллами и оценками). Но на данный момент события и герои стерлись из памяти напрочь. За что немного снижаю свою оценку.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу разделить восторженных отзывов, видимо книга не для всех. События развиваются вяло, герои блуждают в недрах огромного корабля на протяжении всей книги, скучно, фантастика, я бы сказал, в основном обстановка только. Развязка в самом конце, причем не могу сказать, вот оно, ради этого стоило читать всю книгу. Пасынков Вселенной вот прочитал действительно с удовольствием, а тут прочитал и забыл. Уж извините.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде и интересно и путано как-то. Читаешь и мозги собираешь в кучку, где ж та добрая НФ 90-х которая читалась просто, порой моделировала сложнейшее поведение на основе другой биологии или технологии... А тут просто читаешь и думу думаешь, но дочитать хочется, но ожидаемого удовлетворения нет

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно. Непонятно. Но, при этом, легко читается. Как только начинаешь, как кажется, понимать чтО происходит сюжет меняется. Вроде бы «твёрдая НФ», но местами и «очень мягкая». Вроде бы есть элементы horror, но их мало. И вроде бы тема благодатная, но, ИМХО, до конца не раскрыта.

После прочтения возникло больше вопросов, чем ответов. Ответы в книге есть, но меня не покидает чувство «ну как так-то?!». И даже не хочется останавливаться, чтобы узнать что же будет дальше? Однако чем дальше, тем нелепее повороты сюжета.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Корабль выводит множество разных существ, чтобы одни истребили других, чтобы появились третьи, которые смогут спасти четвёртых. А вот уже четвёртые-то и выполнят предназначение корабля, которое не смогли осуществить нулевые, т.е. те, кто отправился на нём в экспедицию к первоначальной точке.

Со стороны выглядит так, как будто корабль занимается мазохизмом — т.е. он сам себя наказывает за былые неудачи, и медленно, нет, МЕДЛЕННО, изменяет себя и свою память, и свой кладос, чтобы когда-нибудь достичь цели. При этом страдают десятки тысяч существ, которые он создаёт для этих целей. Немонятно, почему нельзя сразу сделать тех, кто бы помог кораблю восстановиться после катастрофы, а не плодить всякие УЖОСЫ.

Героям не сочувствуешь, т.к. знаешь, что корабль сделает ещё. Характеры и персонажи не глубоки, возможно за исключением первой девочки.

Язык автора понравился, можно сказать, что прочитал книгу с удовольствием, но после прочтения ничего в голове не осталось — не зацепила.

Книги Бира до этого не читал, и после прочтения романа «Корпус-3» пока не планирую.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень напоминает компьютерную игру. Какую-нибудь космическую коридорную стрелялку-бродилку. Например «Dead Space”, «Pray», или подобные, их море. Обычно, для меня сравнение литературного произведения с игрой говорит не в пользу первого. Но, не в этом случае. Роман отличный.

Сюжет довольно прост, но в то же время, в двух словах его не опишешь. Герой просыпается на космическом корабле без памяти. И чтобы выжить, как совершенно точно написано в аннотации, он должен вспомнить, как выжить. И дальше начинается его поход по кораблю. Некие монстры пытаются его убить, автоматические системы готовят смертельные ловушки. Как говориться, «налево пойдёшь, коня потеряешь, прямо пойдёшь — убит будешь». Каждый поворот коридора грозит гибелью, а оставаться на месте — верная смерть. Куда идти и зачем герой сам тольком не знает. Постепенно, он начинает вспоминать и догадываться о своём предназначении. После, герой встречает других существ, которые тоже не вполне понимают, что случилось. И сюжет становится все сложнее и интереснее. Впрочем, рассказать вкратце об этом трудно, нужно читать книгу.

Первое, что приходит на ум, роман психологически довольно сложен, хотя и интересен. Автор смог сделать так, что читатель буквально вживается в образ главного героя. И ему вместе с ним приходится заново познавать окружающую реальность — вспоминать слова, их смысл, учиться говорить и мыслить целостно. Это достаточно трудно, нужно привыкнуть к такому стилю повествования. Но это и захватывающе.

Во-вторых, книга очень атмосферная. Огромный корабль, каждый отсек и коридор подробно и ярко описаны, благодаря чему читатель видит все своими глазами. Все образно и кинематографично. Лично мне приходит на ум сравнение с романом А. Кларка «Свидание с Рамой». Гигантские, величественные и грандиозные масштабы корабля, бесконечный чёрный космос.

А с середины романа, ненавязчивый, динамичный, но довольно простой рассказ о попытках героя всего лишь выжить, превращается в сложную, порой философскую историю, с попытками обосновать и оценить моральные ценности персонажей и всего человечества в целом.

Короче, мне понравилось, хотя это довольно сложное чтение. Поставил бы и высший балл, но есть ещё и «Пасынки Вселенной» Хайлайна, которые я ещё не читал.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно специфичный роман. Сеттинг принято считать надоевшим, но не бывает хороших и плохих сеттингов, а бывает хорошее и плохое исполнение, так что на этом о сеттинге закончим. Роман нас уводит в бездны трансгуманистического и постчеловеческого безумия со всей его безразличной жестокостью. Люди — это инструменты, и наш ГГ является точно таким же инструментом, движимый каким-то невнятным инстинктом, подсаженным извне, который он даже не может проанализировать, т.к. вокруг с самого начала творится какая-то жесть, и времени на раздумья вообще нет. Объяснений в тексте нет, мы видим мир глазами этого чувака и точно так же ничего не понимаем. Все вокруг меняется, опоры нет, притяжения нет, системы отсчета нет, смена обстановки опережает героев — и это, надо заметить, интересная фишка, вызывающая у читателя эффект полнейшей дезориентации, уж не знаю, намеренно или случайно, но интересно. Фабула неожиданно отдаленно напоминает то ли библейские мотивы, то ли другие легендарные, но почти на неосознанном уровне. И это тоже интересно, особенно если учесть, как это вообще соотносится с логикой развитя системы (корабля), с ее аварийными алгоритмами и основной миссией. С некоторым ужасом я наблюдал, как такие обычные ценности, как гуманизм, отправлены на свалку, как корабль ведет борьбу за живучесть в бездне космоса... И хотел бы я посмотреть на его создателей, кстати. Очень изощренное изобретение, этот корабль.

Учитывая все эти переживания, должно быть понятно, что с реализмом, с логикой сюжета там порядок. Единственное, что напрягает — чрезмерная описательность, которая вызывает перегрузку мозгов.

Читал у этого автора «Город в конце времен», совершенно не впечатлило. Но «Корпус-3» — весьма!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх