FantLab ru

Юрий Нестеренко «Отчаяние»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.43
Голосов:
128
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

ОН пришел в себя в комнате без окон. Вокруг были грязь, мусор и странные белесые тараканы с семью лапками. Кто ОН, откуда и как попал в эту комнату, ОН не помнил. Более того, ОН не помнил ничего из своей прошлой жизни. И что теперь делать, как выбираться из этого ужасного места совершенно не понятно...

Входит в:

— условный цикл «Русская фантастика»  >  антологию «Русская фантастика 2011», 2010 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Русская фантастика 2011
2011 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 марта 2014 г.

Отличный хоррор!

Да еще и от русскоязычного автора, что увы, пока что встречается нечасто, а потому приятно вдвойне :)

Очень атмосферно и действительно жутко.

Идея чем-то напоминает рассказ Харлана Эллисона «У меня нет рта, и я должен кричать», только вместо бесконечной НЕНАВИСТИ здесь движущей силой выступает бесконечное ОТЧАЯНИЕ.

Антураж (как верно было отмечено) близок к любимому мной фильму Пола Андерсона «Горизонт событий».

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июня 2015 г.

Главное — и единственное! — достоинство этой повести заключается в атмосферности. Картинка перед глазами возникает с первых абзацев и почти все, что происходит — представляется очень живо. Чувствуешь и сухость раковины, куда сыпется пыль из повернутого крана, и затхлый запах заброшенных помещений, а уж всевозможные мерзости действительно мерзотны и гадостны. Подчеркну, что в рамках жанра это не недостаток, а достоинство, ведь автор прямо с первых строк честно предупреждает — «старался написать действительно депрессивное произведение». Равно не могу счесть недостатком отсутствие хотя бы условно хорошей концовки — жанр предполагает, что все кончится плохо в той или иной форме.

А вот что является проблемой, так это то, что значительная часть ужасов создается довольно избитыми способами. Представьте себе стереотипный фантастический хоррор (то есть такой, чтобы без привидений и мистики) и почти все приемы будут использованы в «Отчаянии». И хотя автор не использует совсем уж банальную ключевую идею вида «всех превратил в зомби инопланетный вирус»/«экспедиция раскопала зловещий артефакт», основная мысль тоже не оригинальна.

(в спойлере ниже будет, внимание, два раскрытия сюжета — из собственно «Отчаяния» и из аниме-сериала «Гуррен-Лаганн»).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В аниме-сериале «Гуррен-Лаганн» — снятом раньше, в 2007 году — в конце появляется океан темной массы, преобразованной из свойственной человеку и некоторым другим видам «спиральной энергии». В этом темном море покоятся останки разумных существ; туда, «к абсолютному отчаянию» (sic!) затягивает космический корабль. Вдобавок, над этим морем парят округлые комки, составленные из разных частей тел: рук, лиц, ступней — сравните с концовкой «Отчаяния» и с тем, во что превратились его главные герои. А про то, что темная энергия путается с темной материей, уже написали в отзывах выше.

Еще есть пара мест, где действия героев настолько нелогичны, что даже эмоциональным потрясением объяснить их сложно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зачем, например, подключать через себя пульт управления? Даже если забыть о высоком сопротивлении человеческого тела — неужели на всем корабле нет запасного кабеля? Проволока, металлический трос, да мало ли чего длиной в полметра можно найти? Про проволоку, на которой было подвешено тело Линды, вообще упоминается за несколько страниц до этого момента. А какой смысл рисовать на куске кожи карту корабля? Бумагу всю съели? Зачем громить оборудование, которое как раз могло бы помочь уничтожить корабль и совершить гарантированный суицид?

Наконец, если уж в одном из своих воплощений герои смогли запустить синтез водорода, то зачем было убивать себя после этого? Ситуация «или-или» — либо они могут проделать довольно сложные манипуляции по созданию вируса и тогда уж точно не станут убивать себя без особого шанса на успех и весьма мучительным образом, либо они совершенно обезумели, но тогда вряд ли в таком состоянии получится создать вирус.

Мне «Отчаяние» напомнило скорее сценарий к компьютерной игре — в которой игрок изначально тоже ничего не знает, где его пугают в первую очередь визуально, где вторичность многих моментов не столь принципиальна и где нужно выполнить ряд квестов. Спуститесь этажом ниже, откройте дверь, увидите рубильник; осмотрите труп, подберите предмет; подниметесь выше, прослушайте заставку. Игра могла бы получится отличная, а как повесть — на мой взгляд довольно слабо.

Оценка: 2
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2014 г.

Очень редко можно встретить качественное хоррор-произведение в сочетании с глубоким философским смыслом. Обычно или просто нагромаждение кровавых «страшностей» или скучные рассуждения о смысле жизни. В данном случае автору удалось соеденить и то и другое, в результате чего получилась очень замечательная история.

В книге настолько искуссно нагнетается именно психологический ужас, что обилие кровавых элементов почти не замечается.

Притом концовка крайне неожиданна: такого уж точно не ожидаешь. Она конечно шокирует, но именно такая подходит к этой истории. Любая другая испортила бы впечатление.

Великолепно обыграна теория автора о смысле жизни и создании мира. С ужасом содрогаешься, думая о том, что бы было, если бы эта мрачная теория бытия оказалась правдой. Слава Богу, что это не так. После прочтения такого, как-то не хочется быть атеистом.

Но людям, склонным к депрессиям, для прочтения не рекомендую.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2011 г.

Только из-за этой повести стоило приобрести и прочитать весь сборник. Название полностью определяет происходящее в этом произведении, представить подобное с кем-то из своих знакомых или с самим собой, и не только волосы встанут дыбом, но и все остальное тоже. Автор придумал настолько изощренную пытку для своих героев, что невозможно вообразить более тяжелую судьбу, настолько гнетущего положения до них не было ни у кого, даже оказавшись на необитаемом острове без всякой надежды на возвращение домой и то это окажется просто раем и мечтой, по сравнению с тем, что предстоит пережить героям этой повести.

Автор мастерски передал эмоциональное состояние своих героев, четко разграничил переход из состоянии паники в глубокую депрессию, грамотно объяснил чем именно люди отличаются от всех остальных существ на нашей планете и чем это может грозить жителям Земли.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2016 г.

На удивление мерзкая и бессмысленная повесть. Дурно написанная, абсолютно нелепая и откровенно неприятная. Задумавшись, ЧТО может подвигнуть на написание такого шедевра, я не вижу иного ответа как определенного рода душевное нездоровье. Не вижу в данном опусе абсолютно ничего, что оправдывало бы время, затраченное на его прочтение — соответственно, никому не советую читать эту гниль.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2013 г.

Это самый ужасный и безысходно-мрачный хоррор, который я когда-либо читал. Потому что действует в нём не сумасшедший серийный убийца, не вытащенное непонятно откуда порождение больной фантазии, а бездушная, зловещая сила, такая же неумолимая, как и все остальные законы природы.

Никогда раньше не видел такого тщательно физически проработанного ужастика.

Впрочем, почти все остальные хорроры Нестеренко, IMHO, весьма унылы, ему гораздо лучше удаётся НФ, особенно малая форма. Ну и стихи тоже.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 декабря 2013 г.

действительно жуткий, несущий на себе печать какой-то вселенской обреченности и безнадеги, и при этом брутально-кровавый хоррор в декорациях космического корабля.

укладывается ли идея произведения в прокрустово ложе сай-фая или перед нами замаскированный лавкрафтовский «космический ужас» — на усмотрение читателя.

но сделанные кровью надписи в темных и грязных коридорах летящего в никуда корабля, чудовищно изуродованные трупы, амнезия главного героя, пытающего собрать свою личность и воспоминания из разбросанных повсюду обломков, не могут не впечатлять.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июня 2013 г.

Если рассматривать повесть как ужасы (а я наткнулся на эту вещь, разыскивая именно хоррор), то это весьма добротно сделанное произведение, ближе всего к поджанру сплаттерпанка. Автор живописует такие отвратительные кошмары, рисует такие тошнотворные картинки, что какой-нибудь Лаймон позавидовал и немедленно сжёг бы свой «Подвал». А потом и остальные свои книги...

Первая часть «Отчаяния» шла с трудом: всё-таки бесконечное нагромождение мерзостей без позитивного движения сюжета — явно не лучший способ увлечь читателя. Но затем, когда тайны стали понемногу проясняться, дело пошло веселее. Автор и сам-то, вероятно, устал от сплаттерпанковщины, потому в дальнейшем горы трупов стали пожиже, а предсмертные страдания этих тел рисовались менее жутко.

Боюсь, правда, если б не идея тёмной материи — произведение и запомнилось бы исключительно тошнотворными подробностями и, соответственно, представляло бы гораздо меньший интерес. А так вышла неплохо написанная по-настоящему страшная научная фантастика. Финал повести ужасный. Отвратительный. Безысходный. Честно признаюсь, мне бы больше пришёлся по душе другой конец — позитивный, но тогда это «отчаяние» уже не было бы столь всеобъемлющим.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 апреля 2011 г.

Отвратительная повесть. Отвратительная в смысле идеи.

Сам же сюжет довольно лихо закручен и читается весьма увлекательно, да и интрига сохраняется практически до самого конца. Стиль слога тоже вполне качественен и легко воспринимаем. Правда не обошлось без нескольких не стыковок, но их осознаешь уже лишь по прочтении всего произведения.

Соглашусь с mif1959, идея повести весьма сильно перекликается с фильмом «Сквозь горизонт», правда немного в другом ключе. Если в упомянутом фильме упор делался на «зло» как таковое, то в повести «отчаяние» выступает всего лишь бесстрастным физическим законом, которому в сущности то и нет дела до человеческих страстей. Его задача лишь приумножить само себя, а за счет чего — не имеет значения.

Первая треть повести весьма напоминает другой фантастический фильм — «Лоция Эдема». Сходство настолько поразительное, что по началу я думал, что именно сей фильм вдохновил автора на написание своей работы. Герой просыпается неизвестно где, не понимая как он сюда попал, да и вообще не помня кто он и как жил раньше. Кругом непонятная и устрашающая обстановка, которая однако не дает ни каких более менее внятных ответов на возникающие вопросы. Читать об этом увлекательно. Сразу бессознательно строишь массу гипотез и догадок, видоизменяя и модернизируя их по мере раскрытия автором общей картины.

Но все плюсы произведения портит чудовищно негативная идея. Большинство читателей стремятся получить позитивный настрой от прочтения очередной занимательной истории о победе силы духа и человеческого разума над любыми трудностями и невзгодами. А после прочтения такой вот повести чувствуешь себя обманутым, будто бы автор поманил тебя красивой конфетой, а в результате дал ядовитого скорпиона в фантике.

У этой работы мерзкое послевкусие.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сама идея темной энергии и темной же материи довольно занимательна для космологии. Она прекрасно объясняет проблему скрытой массы, однако на деле же особо ничего не упрощает, а лишь усложняет общую картину вселенной, порождая еще больше вопросов. Хоть я и чайник в космологии, но и моих скромных знаний хватило что бы заметить первую не стыковку: согласно слов автора темная энергия способствует формированию галактик и их удержанию рядом друг с другом: «Можно сказать, что отчаяние — это сила, заставляющая галактики в ужасе жаться друг к другу». На деле же темная энергия проявляет себя с точностью до наоборот — нарушением закона Хаббла — галактики разлетаются с ускорением, а не тормозятся как было принято считать раньше.

Второй непоняткой является воскрешение героев в их каютах. Если согласно догадке Виктора, «отчаяние» синтезирует им новые тела из запасов протоплазмы на втором уровне, то куда логичнее предположить, что они должны бы были рождаться как раз в том резервуаре. Тем более, что большинство само зародившейся «живности» обитало именно там.

Ну и в третьих, если «отчаяние» так уж не хочет допускать умерщвления жизни, что герои не могут помереть не изувечив себя, то откуда брались дохлые насекомые? Кучка под трупом на втором уровне, присохший к капельке крови «неправильный паук», да и всякие дохлые но не раздавленные «тараканы». Ведь если на корабле нельзя помереть не насильственной смертью и даже дышать и есть не надо, так как же сдохли эти членистоногие?

Оценка: 2
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 марта 2014 г.

Увы, но после знакомства с «Долгий (длинный) джонт», «Горизонт событий», вархаммеровский варп и с прочими вариантами «враждебной» изнанки реальности, данная поделка не кажется ни оригинальной, ни пугающей. И концепция физичности отчаяния выглядит притянутой, ради красного словца. И все псевдонаучные вставки про тёмную энергию/материю с тем же успехом могут быть привязаны и к любой другой яркой эмоции.

Больше всего этот рассказ напоминает одного из своих главных персонажей. Нелепое, бледное насекомое. С асимметричными лапками.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 февраля 2011 г.

Не писал ни на что отзывов, но тут не удержусь. Ужастиков читал много. Но чтобы проняло — пожалуй, Херберт «Крысы». И всё. Это проняло до печёнок. Несмотря на то, что начиная со второй трети резко падает стиль, словно писалось в спешке — остался под впечатлением. Здорово сделано.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2011 г.

Читаешь, и становится страшно от непонимания всего происходящего. Я считаю, что автору мастерски удалось нагнетать атмосферу, показывая весть тот ужас, который все сильнее и сильнее охватывал героя повествования. Да и отсутствие happy enda вполне объяснимо и логично: не может вселенское отчаяние так просто отпустить своих жертв. Остается только надеятся, что все описанное автором так и останется происходящим только на бумаге, а не проявится в реальности. Ведь действительно процент самоубийств в развитых странах выше, чем у племен, находящихся на примитивном уровне развития. А вдруг это и есть доказательство того, что описанное в повести когда-нибудь произойдет и у нас. Бррр... :glasses:

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 января 2011 г.

Повесть очень напоминает фантастический фильм ужасов режиссёра Пола Андерсона «Сквозь горизонт». Я бы даже сказал, это похоже на переработанный пересказ этого фильма. Там экипаж спасателей попадает на одноименный с названием фильма космический корабль, который семь лет назад исчез и сейчас вернулся из измерения хаоса, истинного зла. Они смотрят на видеозапись того, что произошло на корабле во время прыжка в «ад» — пытки, каннибализм. А потом сами точно так же уничтожают себя и друг друга, потому что в корабль вселилось нечто из того ада, где он побывал.

Оценка: 2
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июня 2017 г.

Так себе. Ощущение мерзости автор создавать умеет, но вот это вот отчаяние как первопричина мира выглядит слишком натянуто. Особенно это не вяжется с эволюцией неживой материи. Ну не могут неодушевленные вещи испытывать какие-то эмоции, субъективно или объективно. Да, на них воздействуют температура, атмосферное давление, свет, но эти величины возникли из-за других материальных объектов (атмосферы, электромагнитного поля и т.д.), а отчаяние-то откуда появилось? И почему отчаяние — руководящий принцип? С таким же успехом можно было бы подставить эмоции вроде ненависти или наоборот восторга. Короче научная часть рассказа определенно хромает. Героям почти не сопереживаешь, слишком они безликие. В диалогах можно легко поменять персонажей местами. Пару раз автор пытается подчеркнуть, что Ева/Линда — женщина, и стереотипным образом рисует «женскую истерику». И да, как замечено в одном из отзывов, это похоже на компьютерную игру в квестовом жанре — первым делом на ум приходит SOMA. Причем плохую компьютерную игру, с затянутым и однообразным геймплеем.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 октября 2016 г.

Это «У меня нет рта, но я хочу кричать», вот что это. Причем еще более палп, чем первоисточник. Отличное место для повести — это газета «НЛО», не знаю, существует ли еще она. Прочитал и сразу забыл. И пирожки завернул в нее.

Не знаю, какие цели ставил автор. Если сделать образцовый трэш — то получилось на 10. Ну а если нет — то 2.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не знал, что в физике может существовать понятие «отчаяния». Что за бред, зачем это.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх