fantlab ru

Джефф Вандермеер «Борн»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.38
Оценок:
236
Моя оценка:
-

подробнее

Борн

Borne

Роман, год; цикл «Борн»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В разрушенном войнами городе будущего мусорщица Рахиль подбирает странное существо — не то животное, не то растение, не то оружие. Борн — так девушка называет найденыша — учится говорить и понимать мир, населенный такими же, как он, неудавшимися экспериментами ученых. Задает неудобные вопросы (что такое машина? личность? ад? здравый ум?). Показывает красоту среди развалин. Заставляет вспомнить прошлое, осознать ответственность, испытать — привязанность, ощутить — опасность.

© издательство
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Борн»


Награды и премии:


лауреат
BooktubeSFF Awards, 2018 // Научно-фантастический роман (выбор жюри)

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2017 // Научная фантастика (11 035 голосов)

номинант
Локус / Locus Award, 2018 // Роман НФ

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2018 // Роман

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2018 // Лучший зарубежный роман (США)

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2018 // Лучший НФ-роман

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Зарубежная книга года (США)

номинант
Китайская премия «Туманность» / Xingyun Awards (Nebula Award), 2019 // 3арубежная книга (США)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2021 // Роман, переведённый на французский

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Борн
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Borne
2017 г.
(английский)
Borne
2017 г.
(английский)
Borne
2018 г.
(английский)
The Complete Borne
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джефф Вандермеер принадлежит к литературному движению «новых странных». От романа я ожидал интересного и нестандартного подхода к фантастике, необычных сюжетных поворотов, яркого мира. Ожидания мои оправдались лишь отчасти.

Мир, описанный Вандермеером, действительно совсем не похож на наш. Думаю, вполне можно назвать «Борна» биопанком. Из-за неконтролируемого воздействия на окружающую среду флора и фауна радикально изменились. Радикально поменялись ландшафт, море и даже небо. Возникает ощущение, что читаешь о совсем другой планете – столь мало это все напоминает Землю. Из рассказа главной героини о ее странствиях в детстве складывается образ постепенного скатывания мира в полный хаос. Биотехнологии постепенно захватили и уничтожили весь мир, а остаткам человечества приходится выживать на руинах былого величия. Многие люди также подверглись вольным или невольным модификациям, изменившим их облик. Они борются за немногие оставшиеся ресурсы с такими же несчастными или с биотехами – искусственно созданными существами, многие из которых чрезвычайно опасны. Вполне понятно, что в столь непростых условиях не могла не измениться мораль: повсюду царит подозрительность, а человек видит в человеке в первую очередь конкурента и врага. Убить могут за безделушку или кусочек еды.

События романа происходят в безымянном приморском городке с пересохшим морем. На окраине находится некогда могущественная Компания, специализирующаяся на биотехах. О ней ходит много слухов, но доподлинно известно очень мало. Город поделили на сферы влияния огромный мутант-медведь Морд и Морокунья – загадочная личность, окружившая себя армией из генномодифицированных детей. Морд имеет поистине колоссальные размеры и играючи уничтожает целые здания. Помимо этого он совершенно необъяснимым образом может летать. В прошлом Морд был человеком, работал на Компанию и подвергся изменениям, чтобы ещё лучше ее охранять. В какой-то момент эксперимент вышел из-под контроля, и Морд получил свободу. Постепенно вокруг гигантского медведя сформировался культ, и даже появились Последыши – медведи-мутанты, но поменьше и нелетающие. Если Морд – это мощная стихия, с которой невозможно бороться, но при должной сноровке вполне можно сосуществовать, то Морокунья – более понятный, человечный и от того ещё более страшный противник. В своих лабораториях она ставит эксперименты над детьми, превращая в жутких тварей. Она жаждет избавиться от Морда, тем самым подчинив себе весь город. В прошлом Морокунья была связана с некогда всесильной Компанией.

Повествование ведётся от первого лица. Главная героиня Рахиль – мусорщица, добывающая себе средства к существованию в руинах разрушенного города. Она живёт вместе со своим партнёром Виком, прошлое которого также как-то связано с Компанией. Однажды Рахиль находит маленькое полипообразное существо и называет его Борн. Постепенно у Борна обнаруживаются зачатки интеллекта и множество интересных способностей. Борн поначалу ведёт себя как ребенок, а Рахиль, проникшись материнским инстинктом, начинает его растить и воспитывать, как человека. Было действительно интересно наблюдать за тем, как женщина читает сказки и рассказывает истории гигантскому полипу. Борн быстро учится, и постепенно становится понятно, что, несмотря на искренние старания быть похожим на человека, ему это не всегда удается. Хотя Рахиль и старается привить ему нашу мораль, не стоит забывать, что Борн – это совершенно чуждое существо с довольно своеобразным разумом. К чему же приведет такая попытка очеловечить биотеха, мы узнаем ближе к финалу.

К плюсам романа можно отнести необычный фантасмагорический мир и «химию» взаимоотношений Борна и Рахиль. К минусам же я бы отнес некоторую незавершённость, нераскрытие некоторых сюжетных линий. Финал получился скомканным, и не совсем понятно, что всем этим хотел сказать автор. О событиях в лабораториях Компании лучше вообще не упоминать. Стоит сказать и о своеобразном ритме повествования. Читая про взросление Борна, мы плавно движемся по сюжету, но затем темп резко ускоряется, и мы уже галопом скачем от одного события к другому.

Итог: «Борн» – очень своеобразный, но увлекательный роман. Многих он может отпугнуть своеобразным миром и рваным темпом. Однако мне очень понравилась мысль, что человечным может стать даже биологическое оружие, созданное бороться со всем человечным.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё ждал когда ГГ начнет рассуждать про «Счастье для всех. ДАРОМ, и пусть никто не уйдет обиженный!». Но это так из серии старческого ворчания. Книжка добротная, качественная. И при этом абсолютно никакая. Не уверен что я через неделю смогу вспомнить о чем она. Читается легко, быстро, местами даже с удовольствием, но не оставляет никакого «послевкусия».

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что бы Джефф Вандермеер не писал, околосталкерскую “Аннигиляцию” или постапокалипсис, него всегда выходит женский роман хорошего качества. Охи, ахи. Романтика, даже в луже гниющих внутренностей. Женская энергия, на крайнем пике кровавого насилия.

Каждая сцена описывается сначала, с точки ГГ, потом, второстепенного героя, и наконец, с точки зрения пня, торчащего на заднем фоне. Причём, описания самих событий займут лишь 25% текста. Остальные 75% — это будут переживания всех троих.

Из положительных моментов, высокий уровень фантазии автора, богатый колорит сцен. Персонажи, я сказал бы, даже слишком глубокие и живые. Все, как один.

Роман вызвал определённый интерес, но прочёлся не слишком легко.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так надеялся на годноту, а оказалось булщит! Ну может для каких-нибудь там подростков, для которой “Дивергент” – это крутотень, и сгодится. После а**енной трилогии про Зону Икс автор решил вернуться в ***ую подростковую х***.

Разрушенный войнами неизвестный город, заросший деревьями, в неизвестном мире; выживающие остатки человечества, модифицированные различными биопримочками вроде крылышек, фасеточных глаз или червей-анализаторов; расцвет биотехнологий, которые произвела на свет некая Компания; исполинский как Годзилла медведь Морд, который умеет летать без крыльев, и его братва обычного размера медведей; кислотные реки. “Мусорщица” Рахиль однажды находит в шерсти на боку спящего Морда какую-то хрень, называет её Борном и забирает к себе. Борн растёт, учиться принимать разные формы, говорить, становиться похожим на человека, читает книги, но всё же остаётся вертикальным кальмаром-анемоном с кучей щупалец и кучей человеческих глаз. Несмотря на все уговоры своего парня Вика Рахиль не позволяет ему разобрать невиданный биомех.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Борн стал убийцей, думал, что убитые им продолжают жить внутри него. Ну типа в конце он вымахает до размеров Конга и смахнётся с Мордом, а Вик с Рахиль будут снова пытаться выжить.

«Вандермеер реабилитировался “Борном” после “Аннигиляции”». Блиииииииииин!.. Нет. Это деградация. “Аннигиляция” – шедевр. А “Борн” – подростковое сопливое недофэнтезийное сюрреалистическое bulshit. “Культурный шок”?!! Чтобы при чтении произошёл культурный шок, читателю должно быть десять лет! За героев абсолютно не переживается, как и за кальмаром переростком. Весь сюжет банален и самое то для какой-нибудь среднестатистической анимы. Но на роль шедеврального романа не тянет никак. Буйная психоделическая фантазия автора нашла выход в кислотных реках и разноцветных кричаще-ярких биомехах. И что за мёртвые астронавты? Зачем они упоминаются так часто и что они такое? Узнаем в третьей книге цикла.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на своеобразную авторскую фантазию и жестокие сцены, удивительно светлая и какая-то уютная история. А все благодаря главной героине, которая всегда старается оставаться человеком. В результате кусочек этой доброты меняет существ, живущих рядом с нею. И в результате изменяет мир вокруг.

Роман вряд ли покажется кому-то откровением, но перевод читается легко, герои располагают к себе, а психоделическими красками выписанный мир не вызывает неприятия или отторжения.

Очень неплохо. Считаю первое знакомство с Вандермеером более чем удачным!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный постапокалиптический мир, населённый химерами; атмосфера разрушенного города, на обломках которого выживают люди и мутанты и сохраняются остатки практически волшебных биотехнологий; богатая и оригинальная фантазия автора, оживившая этот мир — всё это можно отнести к плюсам данного романа. Но после впечатляющего начала чтение идёт всё менее бодро. Концовка, тем не менее, понравилась и несколько улучшила впечатление от этого произведения.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«То, что Морд мог когда-то быть человеческим существом, казалось какой-то далекой-предалекой правдой из тридевятого царства. Но именно его способность летать заставляла часть горожан верить, что все мы давно умерли и находимся на том свете. То ли в чистилище, то ли в аду. Кое-кто из поклоняющихся Морду намеренно приносил себя ему в жертву, и отнюдь не сидя в шезлонге, раззявив рот с недожеванным крекером. Ведь если вы уже мертвы, какая, в сущности, разница?»

Знакомство с Джеффом Вандермеером было долгожданным. Я ожидала от него чего-то в духе Чайны Мьевилля, new weird-движения. И мои ожидания оправдались более, чем полностью.

Город, который практически полностью уничтожен Компанией, и мир, который не выстоял перед натиском людей, в конце-концов обрушив на них свой гнев. Читатель не узнает, что произошло во Вселенной под обложкой с именем Вандермеера, но он легко догадается, что может произойти в нашей Вселенной, если экологические вопросы будут оставлены без внимания.

Городом когда-то руководила Компания, занимавшаяся биотехнология. Но теперь городом правит Великий медведь Морд, летающий Бегемот, детище Компании, ее великое наследие и ее погибель.

На фоне сюрреалистических руин, гротескных биотехов, модифицированных убийц, кислотных дождей и токсичной реки разворачивается история почти-любви мусорщицы Рахиль и бывшего биотехнолога Компании Вика. Все меняется в тот момент, когда Рахиль подбирает негуманоидного сироту, то ли анемона, то ли кальмара. Теперь на Балконных Утесах они живут втроем, а Рахиль все больше привязывается к непонятному биотеху («Я личность, Рахиль!»), в глубине души понимая, что добром это не кончится.

Спойлер:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все кончится почти-добром, пусть и не в том смысле, к которому мы привыкли в нашем доапокалиптичном мире.

История сочная, восхитительная, жестокая, с глубоким посылом, скрытым под чешуей странной фантастики. А стиль, которым она написана, заставляет хотеть познакомиться с трилогией «Зона Икс» Вандермеера, которая до этого не привлекала меня.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занятная книжка для любителей необычных пост-апокалиптических сочинений.

Предсказать развитие сюжета довольно легко, хотя обставлен этот сюжет изысканными деталями и изложен вполне себе изящно (в переводе изящество сохранено). Разумные медведи, дикие дети и странные пейзажи в ассортименте

Претензий у меня в принципе две:

1. Предельная американщина. Такое ощущение, что под видом пост-апокалипсиса нам втюхивают очередного Дейла Карнеги: «поверь в себя, стань собой, добейся успеха». Особенно это касается Вика (да и самой героини тоже).

2. Любовь Вандермеера к кальмарам меня выбешивала и в предшествующих книгах. Здесь она достигает апогея — кальмар заменяет все: и социум, и человека, и религию, и семью. Все-таки должен быть какой-то предел...

Все, с книгами Вандермеера на этом завязываю

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое знакомство с этим автором получилось интересным.

Повествование романа неторопливое, оно ведётся от имени молодой женщины по имени Рахиль, живущей (а точнее — выживающей) в городе, разрушенном в результате всемирной техногенной катастрофы. Причины катастрофы не слишком вразумительны и подаются отрывками, вместе с воспоминаниями Рахиль о её прошлом. Мир разрушенного города очень локализован, иногда возникает ощущение что это единственный уцелевший обломок человеческой цивилизации. И эта «камерность» делает этот мир ещё более ужасным, лишая малейшей надежды выбраться из него. Мир безумный, невероятно жестокий и безжалостный, порой сюрреалистичный, наполненный невероятными существами, в котором людям уготована участь крыс. Рахиль живёт вместе со своим другом Виком в очень приемлемых для этого города условиях. Однажды она находит маленькое существо неизвестного происхождения и забирает его к себе. Рахиль называет это существо Борном. Борн очень быстро растёт и развивается, в скором времени выясняется что он способен менять форму, мыслить и разговаривать. Он невероятно любознателен, однако лишён традиционных человеческих понятий о добре и зле. Впрочем, все эти понятия уже в прошлом, им нет места в новом мире. Рахиль привязывается к Борну как к ребёнку, вся её нереализованная материнская любовь проявляется в этой привязанности. И ей приходится очень непросто — ведь сущность Борна весьма далека от человеческой и чем больше он растёт, тем больше это проявляется. Но вот парадокс — в мире, где большинство людей утратили свой моральный, так иногда и физический облик, существо по имени Борн оказывается наиболее «человечным». Окончание романа драматичное, но одновременно и обнадёживающее. Это не «хэппи-энд» — это просто шанс для выживших возродить человечество в «человечной» форме.

Роман написан сочным языком, мир постапокалипсиса описан детально и логично, он ужасает и подавляет своей реалистичностью. И в тоже время, при всей своей жуткой и безысходной атмосфере, роман полон любви и света. Вопросы, затронутые автором не имеют однозначных ответов. Роман имеет ряд недостатков — некоторая вторичность сюжета, местами затянутые и однообразные размышления и эмоции Рахиль, слегка скомканный финал, но всё поглощается сильным впечатлением, остающимся после прочтения. Финальная сцена почему-то очень надолго запомнилась.

Серьёзное и достойное произведение.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Борн» одновременно похож и не похож на его предыдущие книги. Никуда не делся «фирменный» язык и стиль автора: сочный, яркий, образный и мрачно-затягивающий. Ряд тем и мотивов, которые, похоже, всегда волновали автора, проявляются и в «Борне». Никуда не делась и буйная психоделическая фантазия автора: напротив, тут она и тут расцвела буйным цветом. Но во всем остальном эта книга опять оказалась совершенно непохожей на другие романы Вандермеера. Безумный мир биотехнологического Апокалипсиса выписан настолько зримо и достоверно, что невольно начинаешь в него верить, несмотря на всю сюрреалистичность этого мира и происходящих в нем событий. Инфернальная красота отравленных закатов. Развалины практически уничтоженного города, бродящие по ним смертельно опасные мутанты-биотехи – и голодные, озлобленные, грязные люди – они все никак не сдаются, упорно цепляясь за жизнь.

А еще это, пожалуй, самый остросюжетный роман Вандермеера на сегодняшний день. Динамика действия, как внутреннего, так и внешнего, динамика развития характеров, динамика изменений в окружающем героев мире.

А еще это роман о любви и человечности – несмотря на всю кровь, грязь, жестокость, убийства и предательства, несмотря на гибнущий, на глазах разваливающийся мир. Это, пожалуй, самая светлая книга Джеффа Вандермеера на сегодняшний день. Книга о доверии и взаимопонимании. О жертвах и самопожертвовании. О том, ради чего человек живет. И не только человек...

Что есть человек? Что есть личность? Может ли человек не быть личностью? Может ли личность не быть человеком? Насколько важна цель в жизни – и чем ради ее достижения можно пожертвовать? – и это еще далеко не все вопросы, что поднимает эта книга.

Ну и, конечно же, это книга о Борне – нечеловеческом существе, странном негуманоиде, которого главная героиня романа сняла со шкуры исполинского летающего медведя и попыталась воспитать, как приемного сына, подарив ему всю свою нерастраченную материнскую любовь. Воспитать, как человека. И в какой-то момент у нее даже почти получилось...

Или не «почти»? Всё же получилось?

На этот вопрос не будет однозначного ответа. Как и на многие другие. Вандермеер и не пытается ответить на все поставленные вопросы – но приглашает читателя задуматься. Найти ответ для себя – потому что на ряд вопросов книги ответ может быть только личным.

Значащие имена Вик и Рахиль -- и в чем-то символичные судьбы героев, что тянут за собой целые цепочки аллюзий и ассоциаций, вскрывая дополнительные, но отнюдь не однозначные смысловые пласты. Неоднозначные намеки: лис-биотех, следующий за Борном – тот ли это Лис, нашедший своего Маленького Принца-негуманоида, или?.. И, конечно же, неоднозначен сам Борн: жуткое и притягательное существо, наивное и по-своему мудрое, любящее и жестокое, обаятельное и смертоносное, смешное и страшное, любопытное, жадно познающее окружающий мир, изо всех сил пытающееся противостоять собственной природе, чтобы быть «хорошим» – и терпящее поражение за поражением, идущее на компромисс за компромиссом – и в итоге принимающее непростое решение...

И не только Борн: неоднозначны все герои романа, все они несут в себе как добро, так и зло, и вопрос лишь в пропорциях того и другого, и в том, какие решения они принимают, на какую сторону в итоге становятся в переломные моменты своей судьбы...

Непростая книга. Увлекательная и умная, эмоциональная и болезненная, странная, непредсказуемая, полная тайн и спрятанных в шкафах скелетов – иногда в прямом смысле этого слова. Жестокая и ироничная, страшная – и в то же время светлая. Книга, которая заставляет сопереживать – и дает пищу для размышлений.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее, но совершенно ничем не выдающееся чтиво, за которым крайне приятно провести пару вечеров и от которого в итоге очень смешанное послевкусие. У книги полно инфантильности и какой-то неумело прописанной наивности (а как иначе, если Борн, по сути – развивающийся ребёнок, который, несмотря на монструозную и довольно странную внешность и элементы сверхспособностей, остается милым и трогательным существом с забавными привычками), есть стандартные и иногда цепляющие за душу сцены самопожертвования, открывания правды... Да и в целом этот мир постапокалипсиса после череды неудачных экспериментов и взращивания жуткого гигантского монстра Морда, разрушающего все вокруг, вышел каким-то камерным и обособленным, словно автор впервые увидел громадную свалку и решил ее описать, придав ей черты когда-то прекрасного города, поэтому весь постапок ощущается не иначе как фон для того, чтобы потрындеть на вечные темы. Но темы хорошие! И это главное преимущество книги: через отношения с неизвестным существом-ребенком поднимаются важные и интересные вопросы, как и при любом хорошем воспитании, становлении спиногрыза личностью... И выводы, которые можно сделать из этой милой сказочки с элементами жестокости и сюрреализма, из поведения людей и монстров в ней, из попыток их симбиоза и влияния друг на друга, – они довольно любопытные, хотя и отдающие примитивом в методах их донесения. В любом случае, «Борн» гораздо – ГОРАЗДО! – лучше прошлой отвратительнейшей трилогии этого автора, после которой к данной книге я подходил с лютым скепсисом. Он не оправдался, и я этому рад.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Джеффа Вандермеера в голове сидит человечек, повторяющий всё время: «Последствия. Взаимосвязи. Реакции. Трансформация.»

Это отличные слова. О них Вандермеер и пишет. Например, истоки «Борна» можно найти в «Ассимиляции», в морском чудовище, в оторванности, в другой зоне и смешанных экосистемах, в рукотворной среде. «Борн» развивает и усложняет эти образы.

«Борн» — фантасмагория, мир, подошедший к катастрофе и перешагнувший через неё в новую реальность. Всё началось заново: от экосистем до первобытных культов чудовищ. Остатки людей и нелюдей борются за выживание на развалинах Компании, ставшей Демиургом, которого обещали гностики, и породившей мир жестокий, страшный и как никогда далёкий от милосердия и любви. Картина знакомая и не раз повторённая на все лады, но Вандермееру всё уже удаётся добавить в неё своего личного безумия.

Мир книги на пару вселенных удалён от нашего: будто лавкрафтовские Древние оставили его значительно позже, и с тех пор он поражён их влиянием. Обитатели развалин используют незнакомые инструменты, устроены иначе, и как будто даже представления о биологии в их головах тоже здорово отличаются от наших. Выстраивая фон событий, Вандермеер использует те же приёмы, что и, например, Мьевиль, переплавляя элементы известного так, чтобы ничего знакомого в них, по возможности, не осталось.

Бог этой реальности — кайдзю, гигантский летающий медвед Морд, карающий свою паству. И если оригинальные кайдзю — олицетворение недоброй природы Японских остров (то цунами, то землетрясение, то потоки лавы, то атомные бомбы), то Морд — столь же наглядная метафора чудовищной сути постмира «Борна».

Посягнувшие на божественную власть Морда и его последышей, отряда полуразумных злобных медведов, обречены. Попавшие между молотом и наковальней — между Мордом и его врагами, обречены. Возжелавшие нейтралитета обречены тоже. Катастрофа не «случилась», она всё ещё длится, подводя всех к неизбежной гибели.

И в покосившемся мире всё становится совсем странно, когда героиня находит нечто, о чём даже нельзя сказать наверняка, существо это или вещь и в чём его предназначение.

Главный интерес Вандермеера — пограничные экосистемы. Что происходит, когда одно диффундирует в другое, как меняет систему привнесение чуждого элемента, как протекает их взаимная адаптация, какова роль случайностей в эволюции (ответ: огромна). И если поначалу кажется, что Борн, найдёныш, нечто совершенно удивительное, непонятное и чуждое — и есть тот самый случайный элемент, расшатывающий систему, то со временем проступает настоящий рисунок истории. Чуждый элемент, изменяющий ход событий, прячется у всех на виду. Вандермееру удаётся обмануть читателя не в одном, так в другом, а имя тому, что окажется спасением, что развернёт ход событий, мы знаем уже давно.

Потому что «Борн» — это также история о родительстве. О том, что порождено нами и как мы будем с этим уживаться. Однажды мы создадим кого-то ещё, будут ли это разумные машины, или новый разумный биологический вид, или разумные искусственные существа, ничуть на нас не похожие; какими бы не были наши дети, в конце мы останемся с ними один на один. И исход будет зависеть от того, чему мы смогли их научить. Мы передаём детям способность любить, и только в этом наше общее спасение.

Роман усеян примерами обратного — примерами детей, выросших без любви. От Морда, хтонического чудовища, рождённого из гнева и страха, до настоящих детей, превращённых его противником в чудовищ не меньших (разве что за исключением роста).

Реальность «Борна» — как зона отчуждения, свалка, куда мы приносим свои ошибки. Мы огораживаем её жёлтыми лентами и колючей проволокой (для верности — проволока под напряжением, на колючках яд кураре). Но что-то всё равно прорастёт. Что-то всё равно эволюционирует.

В итоге побеждает фиолетовый хаос, отец случайностей. Он заставляет семена жизни разлетаться со скоростью северных ветров, он топит льды, но он же учит бобров строить плотины, он перекручивает рычажки в мозгах животных, чтобы зародить в них разум, и безжалостно уничтожает тех, кто мешает жизни расти.

Он бросает одно чудовище против другого. Он растит волкодава, если волк теряет совесть.

Он никого и никогда не прощает, прощать приходится другим. Тем, кто умеет это делать, кто может зародить чувство в безжалостности, тому, кто может полюбить и научить любви даже машину для убийства.

Ребёнок, любимый родителями, росток ушедшего мира, где любовь — ещё не фикция, приносит её и в этот мир. Героиня не заражена гнилью Великих Древних, она не разделяет людей и порождения Компании, она даже не подозревает, каким светом сияет на этом пожарище. Но, главное, её свет облучает и других, он запускает реакцию, и на пепле вырастают цветы. И в итоге, когда чудовищный мир спасает чудовище, которое кто-то любил, «Борн» обращается в притчу о тех, кто придёт после нас, и о том, как они будут пролагать свою дорогу.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полезные советы:

1. Остерегайтесь медведей;

2. Гигантский летающий медведь — это совет номер 1, умноженный на 10;

3. Запасайтесь боевыми жуками;

4. Как следует ухаживайте за своими медицинскими червями;

5. Если решили воспитать инопланетного осьминога — почитайте, для начала, о мимикрии.

6. И не больше двух алко-гальянов за день!

Это прекрасная книга про то, как девушка Рахиль, живя на токсичной свалке, находит в шерсти гигантского летающего медведя маленький комочек мяса. И начинает его выращивать. У комочка довольно быстро появляются глаза, щупальца и способность разговаривать. А дальше, как говорит сама Рахиль: He was born, but I had borne him.

Отличный роман-воспитания, где вместо ребенка — инопланетный осьминог с парой очень неприятных особенностей. Но прекрасен он, прежде всего, даже не вопросами о том, что такое личность и можно ли воспитать человека из биологического оружия, а невероятным миром органической катастрофы. Еще по «Аннигиляции» было понятно, что Вандермеер умеет делать сюрреалистические, наркоманские миры, но тут — настоящий биопанк! С жуками вместо оружия, с червями — вместо лекарств, с озерами первичного бульона, где бесконечно воспроизводятся, жрут друг друга и дохнут новые формы жизни. Короче, это как «Безумный Макс» верхом на мутантах.

Очень светлая книга, которая в конце почти прямым текстом говорит: неважно, что и как ты попытаешься объяснить ребенку, что запретишь или разрешишь, в конечном счете, значение будет иметь только любовь.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Что???» — подумал я, на первой сотне страниц.. «И про этот роман мне все уши прожужжала переводчица??» С.Резник. Это единственный роман, который она с удовольствием переводила за многие годы..

Но в последствии выяснилось, что Светлана была права. Помню как я перелистнул 171 страницу, а дальше помню только как я дочитывал последнее слово. Остальное я не помню, настолько роман меня захватил. Мне думать даже не хотелось, а просто читать, читать и читать, и снова читать, а потом опять читать.

Роман-обманка, роман с биологическим и экологическим уклоном. И вроде нет в нем ничего особенного, но так вот цепляет душу. Не зря говорят, все гениальное просто. 10/10

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга могла бы быть замечательной, под завязку наполненной экшном повестью, но стремление автора написать именно роман сыграло злую шутку. Представьте себе «Звездные войны», в которых половина экранного времени посвящалась бы нудным рассуждениям Дарта Вейдера на тему «Какой же я злой злодей» и «Такому мерзкому отродью, как я, нет места в далекой-далекой галактике».

Да, тут очень много скучных и банальных рассуждений. Тут есть унылая любовная линия. Но читать все равно хочется — просто для того, чтобы узнать, чем все закончится. Потому что Вандермеер создал очень необычный, интересный мир (хотя уже спустя четверть книги он становится не таким жутким, как поначалу).

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх