fantlab ru

Шамиль Идиатуллин «СССР™»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.86
Оценок:
71
Моя оценка:
-

подробнее

СССР™

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Это история о том, как в самом глухом углу России возникла свободная экономическая зона, где выращиваются технологии будущего для всей страны, — очень дорогая смесь Академгородка с Магниткой, ДнепроГЭСом и Силиконовой долиной — совершенно реальный «национальный проект», получивший название «СССР».

Вы скажете — это фантастика? Нет!

Это роман о тех, кто поверил в мечту и построил счастливое будущее уже сегодня. О молодых и умных людях, которым интересно жить.

Но власть боится тех, кто свободен и уверен в себе. Проект решили закрыть.

И тогда выяснилось, что счастье, построенное собственными руками, не так-то просто отобрать. Что даже могущественная корпорация, выполняющая приказы Кремля, может выйти из повиновения. И что строители «СССР» готовы за него воевать.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 408

Активный словарный запас: высокий (3232 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Портал, 2011 // Открытие себя (имени В. И. Савченко)

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2011 // Крупная форма

номинант
Бронзовый Икар, 2011 // Лучшее художественное произведение (роман)

номинант
Звёздный Мост, 2011 // Лучший роман

номинант
Бронзовая Улитка, 2011 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2011 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

СССР™
2010 г.
СССР™
2018 г.




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз

Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма

Мечты человековства о счастливой жизни, наверное, начинаются с легенды о Рае. И с тех пор то и дело вновь проявляются в самых разных формах и видах. Начиная от сказок, продолжаясь в худлите и заканчиваясь (на самом деле нет) в разных политических учениях и практиках — как известно из истории, то и дело представления эти с той или иной результативностью пытаются прорваться из области мечты в реальность. И конечно же одним из самых крупных таких проектов было построение Советского Союза. В формате государства с коммунистической идеологией, социалистическим хозяйствованием и всеми прочими особенностями.

И несмотря на то, что вот уже три десятка лет как канул в лету этот Союз, сама идея осталась жить. И то и дело проявляться вновь, опять же в самых разных форматах и вариантах. Причём вовсе не всегда в воспоминаниях замшелых советских старичков и плесневелых коммунистических старушек. А вот в таком, например, варианте. Какой предлагает читателям Шамиль Идиатуллин.

Я там, где ребята толковые

В качестве основной идеи своего фантастического романа Идиатуллин предлагает вариант, когда группа целеустремлённых людей с большой АЖП (активной жизненной позицией) создаёт в запущенных местах Западной Сибири на стыке тайги и тундры зону свободной экономики. В том смысле свободной, что центральные власти не вмешиваются в дела Союза (так решили назвать своё корпоративное детище наши оригинальные коммунары), а Союз в свою очередь максимально развивает технологические и научно-практические цепочки, создавая оригинальные и конкурентно способные образцы технологии, техники, информатики и всего прочего современного, способные затмить лучшие мировые образцы и даже опередить их.

Народ собирается самый разный, однако всё равно не случайный, ибо кандидаты проходят проверку и отбор и заключают письменный договор. И в большинстве своём этот принцип себя оправдывает, ибо администрат Союза сумел сделать всех завербованных на строительство и производство людей единомышленниками и даже единочаятелями. Практически всех.

Бандиты и шпионы, а также вредители и расхитители социалистической собственности

Практически всех, да не всех. Ибо, как и положено в классической советской приключенческой и фантастической литературе, непременно появляются те, кто старается либо навредить строительству социализма, либо поиметь с этого свою маржу и бонусы. Т.е. тут образуются варианты появления бандитов, разведчиков/шпионов/диверсантов или каких-то другого рода мстителей за что-нибудь — секретов раскрывать не будем, но в той или иной форме в романе это вредительское дело есть, и мы можем только предполагать, что Идиатуллин пошёл по этому накатанному сюжетному пути либо в качестве сатиры, либо просто чтобы включить приключенчество и повести сюжет к той развязке, которая была книге уготована.

Наш паровоз вперёд лети

Однако сначала всё-таки было масштабное строительство жилого фонда, оборудование производственных цехов и площадок, и создание образцов передовой техники и технологии — в качестве «паровоза» выступили «кипчаки» — электромобили с совершенно шедевральными качествами и ТТХ. Ну и в области соцсетей союзовцы тоже пошли впереди планеты всей, в общем налицо успехи.

Но вернёмся к нашей приключенческой составляющей. Помимо всякой событийной движухи, связанной с бандитами, похищениями и даже убийствами, постепенно начинает прорастать конфликт между властями московскими и деятелями союзовскими — первым очень не нравится возрастающая самостоятельность и независимость Союза, а вторые требуют не стреноживать их коней всякими чиновными препонами и прочими налогами. И движ приобретает уже несколько иные формы — центр давит на Союз и включает всякие механизмы торможения и тотального контроля.

Шерше ля фам

Однако нельзя забывать, что мы имеем дело прежде всего с людьми. Коим ничто человеческое не чуждо. А потому тут ещё и всякие любовные треугольники, роковые красотки и всё прочее соответствующее — чтобы скучно не было. Ну и заодно чтобы не слишком идеализировать людей Союза.

Liberté, Égalité, Fraternité

А вдобавок ко всем уже упомянутым коллизиям добавляются внутренние сопротивления и опасности внутреннего социального взрыва/бунта — что-то типа местного профсоюза при первых затруднениях начинает обострять ситуёвину и стремится пойти до конца в святой борьбе за равенство, свободу и братство. И опять Идиатуллин находит оригинальные ходы для выстраивания поведенческой линии некоторых персонажей.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

На самом деле про овраги не забыли, но просто эта поговорка как нельзя лучше характеризует тот финал романа, который припас для читателей автор. Однако финал этот в некотором роде всё-таки открытый, как для главных героев романа, так и для дальнейшей судьбы самого Союза — финальная точка отсутствует, а есть лишь только многоточие.

Как, впрочем, и у сам0й идеалистической социальной идее коммунизма на всей Земле — точки нет, а есть лишь …

Итожа

На мой взгляд и вкус у Шамиля Идиатуллина получился весьма неплохой современный социально-фантастический остросюжетно-приключенческий роман. Со вкусом и послевкусием. Со смыслом и послемыслием. Как говорится, то, что доктор прописал.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«СССР(тм)» – это magnum opus автора, как по амбициозности поставленных задач, так и по уровню их исполнения, целая эпопея о реалистичной утопии, в которой можно жить, если очень захотеть и все звезды сойдутся. Было бы здорово, если бы этот роман получил достойную долю внимания читателей.

Первая амбициозная задача «СССР(тм) « – предложить оригинальный взгляд на избитую тему. О Советском Союзе, советской жизни и советском реванше к 2010 году, когда вышел роман, уже было написано предостаточно (а девять лет спустя плотность контр/ностальгических сочинений об СССР на кубометр бумаги только выросла). Можно сказать, сформировался целый поджанр исторического романа «совьет-панк» из двух альтернативных вариантов «кровавая гэбня» Vs «колбаса докторская по два тридцать». Казалось бы, где тут пространство для нового слова?

Идиатуллин предлагает взглянуть на Советский Союз платонически: сначала осознать, что колбаса с гэбней суть тени истины на стене пещеры, затем попытаться выявить и воплотить в жизнь чистую советскую идею. Причем воплотить не сферически в вакууме, а здесь и сейчас (а именно в 2007-2012 годах, в России конца эпохи гламура).

Объясняя, как такое вообще могло произойти, автор стоит на прочном фундаменте реализма: началось все, по классике, из-за бабла на самом высоком уровне – в попытке придумать, как еще изъять деньги у госкорпорации «Проммаш», Кремль предложил ее руководителю Рычеву купить права на советский бренд, оформить как товарные знаки и приобрести в собственность все ключевые слова, связанные с СССР. В самом деле, грандиозный неосоветский проект и не мог бы стартовать в гламурной России никак иначе, кроме как сверху и чисто ради денег под прикрытием формальных идеологических обоснований. Вопрос лишь в том, как ситуация стала бы развиваться дальше.

И здесь автор вводит, как минимум, полуфантастический элемент: Рычев, будучи топ-менеджером уровня Чемезова и Сечина, оказался человеком, которому не все равно на Россию, и решил рискнуть всем ради мечты о развитом государстве с мощным ненефтяным сектором экономики. Опять же, абсолютно трезвый подход: перемен к лучшему нет, когда эти перемены некому лоббировать на самом верху, а лоббировать их способен только идеалист, которому одних лишь денег и власти недостаточно. Сколько угодно государственный деятель может быть крепким хозяйственником, талантливым управленцем и дальновидным стратегом, но, пока ему не надо двигать страну к лучшему будущему, он заниматься этим и не будет.

Идея Рычева была до гениального проста: взять советский бренд, который лежит без дела, и под ним создать целую сеть высокотехнологичных производств полного цикла, которые займутся разработкой, выпуском и дистрибуцией уникальных товаров гражданского и двойного назначения. Короче, где-то в одном месте под маркой Made in USSR специально обученные люди будут самостоятельно изготавливать от мельчайших винтиков до корпусов, собирать и продавать лучшие в мире машины, смартфоны, одежду и все такое. Чистой воды утопия! – скажет читатель, и будет прав.

Но это утопия, которой до реальности всего пару шагов. Разработки есть, надо только отобрать действительно толковые и передовые. Специалисты есть, надо только собрать их по человеку, по два человека из разных мест. Честные менеджеры тоже есть, и их тоже надо только найти и нанять, а еще надо расставаться без сожаления с немножко нечестными, случайно прошедшими отбор. А главное-то что? У государства есть деньги, надо только где-то раздобыть политическую волю инвестировать их в собственную промышленность. Перефразируя Канта, ничто так не развивает экономику и общество, как моральный закон во мне и прочная крыша надо мной.

Придерживаясь этой максимы, Рычев, сам человек-крыша, конструирует Союз-каким-он-должен-быть, трудовой рай производственников. И это, конечно, такой контр-реваншизм: вместо фантазий о реставрации СССР автор рассказывает, в каких социально-экономических формах советская идея может быть жизне- и конкурентоспособной.

Вторая амбициозная задача – смоделировать и изобразить этот всеохватывающий технологический комплекс. Если «Татарский удар» был про трудовыебудни силовиков, от простого милиционера до летчика-бомбардировщика, то «СССР(тм)» – это производственный роман о промышленниках, строителях, инженерах и отделе продаж. Звучит уныло, однако Идиатуллин, раскладывая весь процесс поэтапно, находит и показывает читателю ключевые интересные и неочевидные моменты. С чего начинается строительство технопарка на новом месте? Какой функционал продукции необходимо разрабатывать в первую очередь? Как происходит выбор названий для товаров? Как определяется стратегия дистрибуции товара? А самое главное – какое влияние на производство оказывает человеческий фактор?

Как и в случае с советской идеей, автор подчеркивает, что кадры решают все, что каждый успех и каждый провал на производстве совершается конкретными людьми, а не обстоятельствами непреодолимой силы. А потому принципиально важно, чтобы администрирование осуществлялось на самом высоком уровне, иначе неизбежны конфликты – личные, групповые, отраслевые, межкакиеугодные.

В романе есть блестящая сцена, где один из главных людей Союза Сергей Кузнецов, все знающий, все умеющий, едва не попадает в аварию на сильно напоминающем по технологичности бэтмобиль внедорожнике и в гневе идет разбираться со сборщиками. Рядовая рабочая ситуация, правда же? А вот нет, в процессе раздачи люлей Кузнецов выясняет, что он сам-дурак, жал на рычаги-педали не там и не так, как в машине это вообще предусмотрено. Это прекрасная иллюстрация того грустного факта, что менеджерского фиаско может постигнут кого угодно, даже управленца уровня Бога – и замечание о том, как же важно, чтобы руководитель имел смелость признать собственные ошибки.

Подобных эпизодов о проблемах производства в романе множество. Утопия утопией, но автор не даст Союзу ни единой поблажки: корпорацию идеалистов будут испытывать на прочность изнутри и снаружи, вы узнаете и о том, почему рабочие при лучших в России условиях могут (от чистого сердца!) работать на развал предприятия, и о том, как элиты, не слишком беспокоясь о последствиях, сливают ноу-хау в Китай. Рискуя утомить читателя телефонной книгой персонажей (а их там что в твоей «Игре престолов»), сжато и емко Идиатуллин дает действительно полную, панорамную картину производства полного цикла, от выбора площадки в чистом поле до давки в магазинах после удачной рекламной кампании.

Третья амбициозная задача – написать о России за пределами личного опыта. «Татарский удар» был о родном для писателя Татарстане, о Казани с географически точными маршрутами героев, хоть экскурсии води: вот тут была натовская бомбардировка, а вот тут – расстрел ФСБшников (крутая книга, в общем). Можно было бы продолжать в том же духе, уж аргументы, почему Союз должен возродиться на татарской земле, наверняка нашлись бы, но автор решил дополнить идеологический и технологический челлендж краеведческим.

«СССР(тм)» – это роман о российском севере, жизни в приполярье и сибиряках. Художественный смысл ясен – утопия должна располагаться где-то очень далеко, не-рядом с обыденной цивилизацией, только вместо острова в море в данном случае оазис кварцитовой шахты в снежной (полу)пустыне. Но есть и более важный смысл: таким образом Идиатуллин продолжает говорить о многополярной России, где есть не только классический треугольник Москва-Питер-уездный город N, но и другие, абсолютно самостоятельные муниципальные образования.

Россию Идиатуллина никак не удается назвать провинциальной: Челябинск, Красноярск, Томск, Иркутск, Новосибирск, Хабаровск – это настоящие центры силы, политической и экономической, мало в чем зависимые от федералов и вспоминающие о существовании кремлевских башен только тогда, когда оттуда позвонят. И это не то чтобы частое слово в российской литературе, когда города на другом конце страны (на самом деле, рядом с ее географическим центром) показываются не как декорации для упражнений в «Роисся вперде», «за МКАДом жизни нет» и прочих «прощай, немытая Россия», но как нормальные населенные пункты, населенные нормальными людьми. Нормальные люди (внезапно) живут в России везде, напоминает Шамиль Шаукатович.

Переезд авторского хронотопа из Поволжья далеко на северо-восток также позволил автору и дополнить новыми красками тему внутренней геополитики: если к Казани хотя бы теоретически можно пытаться применить силу за счет «близости» к Москве (всего-то 800 км с перевалкой в Нижнем), то в случае Иркутска о таком даже подумать сложно (5200 км, считай что на Луне). Поэтому там действует только «мягкая сила», а региональные связи являются куда более влиятельными, чем связь центр-периферия. Сами вы периферия, извините.

Четвертая амбициозная задача поставила себя сама – вписать этот трактат о здоровом образе рабочей жизни в формат бодрой художки. По счастью, бодрость прозы – это писательский стандарт Идиатуллина, без исполнения которого он в печать не выходит. Мне даже кажется, что имеет место позитивный профессиональный перекос: будучи редактором корреспондентской сети «Коммерсанта», автор просто не может писать скучно – едва почуяв чуйкой информационщика, что читатель вот-вот поплывет, он тут же вводит в действие оживляж.

В основном за оживляж приходится отвечать местному Марти Сью, гениальному татарскому юноше Галиакбару Камалову, пока его непосредственный начальник Рычев держит оборону наверху, а подчиненные строят светлое будущее на отдельно взятом куске вечной мерзлоты. Алик – интеллектуал и мудрец, ниндзя, красавец и примерный семьянин, но у этого супермена есть недостаток почище криптонита: он брутально невезуч. Ниндзя-семьянин? Получи-ка драки и любовные коллизии в количестве. Интеллект, говоришь, неземной? Проверим по ориентированию на пересеченной местности, а то блестящие административные решения каждый может.

Бодрит не только фабула, но и форма романа. Текст наполнен юмором, каламбурами, цитатами из советских книг, песен и фильмов, персонажи за словом в карман не лезут и другим не советуют. Интерлюдии сделаны в виде неатрибутированных диалогов, автор не стесняется использовать нестандартные композиционные приемы, когда они требуются (например, многоплановый эпизод, где места действия связаны повторяющимися словами). Что важно, все ружья, развешиваемые в первой трети книги, стреляют каждое в свой черед, ну а ближе к концу разряжается целая базука, спрятанная в начале романа на самом видном месте.

В общем, скучно не будет, разве что в какой-то момент вам может захотеться отменить тот или иной дополнительный конфликт как избыточный для основной истории. Скажем, когда экшна стало столько, что производственная утопия съехала на обочину, пропуская вперед сурвайвал хоррор на Диком Севере, мне больше всего хотелось, чтобы ужасы побыстрей закончились и все опять зажили хорошо до самого финала.

Наконец, пятая амбициозная задача – написать достойный финал утопии. С этим у утопий все непросто: сломать утопию нельзя, выйдет антиутопия, но и заключить «долго и счастливо» тоже нельзя, выйдет история без финала. Я, конечно, пока читал и видел, как проблем у Союза становилось все больше и больше, и в коллективе, и в Сибири, и в Москве, просто на всех руках-ногах пальцы скрещенными держал, чтобы закончилось все не плохо – иначе зачем 500 страниц было вести мечту к расцвету?

И, вы знаете, финал романа – главная писательская удача автора, по моему мимохожему мнению. Идея «были бы люди – и все будет» срабатывает и здесь, окончательно раскрывается в понимание, что утопия — это действительно не место, что она может существовать только в голове и сердце человека, но в этом есть не негативный, а ярко позитивный смысл: утопия – это дела людей утопии, и там, где они собираются и работают вместе, утопия возникает автоматически. Как это произошло в конце нулевых далеко-далеко в Сибири под формальным брендом СССР(тм).

Имена, в конечном счете, не имеют большого значения, значим только сам человек и его стремление к нормальной жизни для себя и окружающих. Поэтому не стоит пугаться «совкового» названия второго романа Шамиля Идиатуллина – он не об СССР, он о том, что жить в утопии можно, надо только захотеть и всю жизнь ее строить. Ведь утопия – это не место, это процесс.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редкая дрянь. К сожалению, не могу подобрать других слов для этой книги. Для это меня стало неприятным сюрпризом, особенно после прочтения других книг автора.

Тоскливый взгляд в прошлое. Попытка доказать кому-то, что пациент жив и вполне может бороться за радужное будущее. Нужно то всего лишь не мешать и денег выделить, а там уж всё само собой заработает. И люди подтянутся, все сплошь порядочные, честные, неимоверно талантливые и умные. В глубинке ж в основном такие и живут, одним из условий было нанимать на работу местных жителей. Работящие, не пьющие, крайне порядочные, придумают и машину невиданную, телефон и компьютер, что зальются горькими слезами все остальные страны мира от зависти к успехам.

Всего-то и надо, найти в глубине тайги место укромное. Назвать погромче. СССР, чего ещё нужно? Знак качества, эталон прорывных технологий, наивысший уровень жизни человека. Ничего не забыли? А может это автор о чём-то забыл? Может он завод КАМАЗ забыл? Чью продукцию раздавали по всему миру бесплатно, а внутри страны был страшный дефицит на грузовики. Может он забыл миллионные тиражи книг Брежнева или Ленина? А вот купить Стивенсона, Дюма, Обручева или кого-то ещё, для интересного времяпровождения, было практически нереально. Так это мы берём только экономику, не касаясь репрессий, запретов всего вокруг и других «прелестей» жизни в Союзе.

А что такого? Это ж антиутопия, можно писать всё, что хочешь, бумага стерпит. Ладно бы ещё книга была интересная, можно простить развесистую клюкву на каждой странице. Но, нет. Это унылая история, нагромождение каких-то производственных процессов, не имеющих к реальности никакого отношения. А если ещё вспомнить сколько внимания уделено татарскому вопросу, то совсем становится грустно. Я совсем не против национальной принадлежности, наоборот, я крайне высоко ценю желание человека быть приверженцем собственного языка и традиций. Но, когда это пишет человек, ратующий за восстановление СССР, который прекрасно знает, как относились к нацменьшинствам в Союзе, становится за автора немного неудобно.

Я не хочу делать скидок на год написания. По сути, это один из первых больших текстов автора, который потом написал прекрасные книги — «Город «Брежнев» и «Бывшая «Ленина». Это совсем другой Шамиль Идиатуллин. Хорошо, что я прочитал эту книгу не первой, а то на этом моё знакомство с книгами писателя и закончилось бы.

Оценка: 1
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будучи обыкновенным читателем и лишь изредка испытывая желание высказаться о прочитанном, открыл для себя одно важное обстоятельство — сформулировать, чем понравилась книга, ещё попробуй, а вот ругать всегда есть за что. Тем более если автор подставляется. Например, безбожно растягивая эпизод с чудесным спасением главного героя. Или когда в одной манере пишет и от первого лица, и от третьего. Или когда не может вовремя поставить точку и практически готовый чеканный афоризм тонет в груде необязательных слов. Да мало ли... Не говорю уже о том, что терпеть не могу суперобложек, а уж видя суперы, которые на месяц задерживают выход книги, вообще кушать не могу. Но ведь роман понравился, и понравился по-настоящему. Почему? И начинаешь робко загибать пальцы. Раз: вся эта почти забытая эстетика хорошего производственного романа плюс некоторое количество исследовательской романтики. Два: герои. В романе как минимум два настоящих, полноценных героя: Камалов и Кузнецов, плюс запоминающийся и фактурный Рычев. Три: диалоги. Может, упрёки в избытке диалогов и имеют основание, с другой стороны, зачем припрятывать то, что хорошо получается? Четыре: то, что Валерий Иванченко отметил — атмосфера, т.е. такая эфемерная субстанция, которую руками не пощупаешь, но чётко чувствуешь, когда она есть, а когда отсутствует. Здесь — есть, и это дорогого стоит. Пять: неожиданная фишка в финале, когда 0:6 в середине второго тайма вдруг обернулось 5:6 по пенальти. Хотя финал оптимизма, конечно, не добавляет.

Трёхлетней давности роман Вячеслава Рыбакова «Звезда полынь» начинался с обещания одного из персонажей начать восстанавливать космическую отрасль, чтобы потом, «ухватившись за это звенышко, и всю экономику помаленьку вытянуть». Примерно тем же занимаются и герои романа «СССР (тм)». Но попытка тянуть огромную Россию хоть за счёт космонавтики, хоть за счёт лучших в мире автомобилей или средств коммуникации напоминает попытку поднять в воздух самолёт «Руслан» с помощью мотоциклетного двигателя, пусть даже этот двигатель — от «Харлея». Шамиль Идиатуллин, кажется, тоже не слишком верит в подобную перспективу, во всяком случае здесь и сейчас. Но надо же с чего-то начинать.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика о России как правило представлена двумя крайностями — в случае с первой за хрустом французской булки не видно ни сюжета, ни героев, в случае со второй — красная пелена заволакивает все происходящее на страницах с тем же эффектом. Этот роман представитель второй крайности. Разумеется, амбициозный экономический проект нужно создавать лишь на брендовой основе Советского Союза, иначе «пипл хавать» не станет — честно говоря, для меня это попахивало неубедительной профанацией, убивающей всю серьезность происходящего.

Не знаю насколько я великодержавный шовинист, но татарская тема просто раздражала. К чему это, для чего? Лишний повод вспомнить про популистские заявления про «поскребания» русских?

Книга бралась с желанием почитать именно производственную фантастику — как из новеньких цехов выходят еще более новые механизмы, установки, автомобили, как российский триколор развевается над солнечными панелями и стеклянными терминалами... Но в итоге сей опус оказался этаким бюрократическо-приключенческим трактатом о том, как злое государство боится свободной экономической самостоятельности.

P. S. Эпизод с выбором названия для местного «Ё-мобиля» напоминает диалог школьников-модмейкеров, когда те выбирают название для очередной поделки на основе популярной ПК-игры. И, конечно, не обошлось без укола в адрес русских, «33 года лежащих на печи», из-за чего им якобы пришлось брать все «транспортные» слова у великого и могучего татарского языка.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно масштабное, для выбранной темы, произведение. Автор разворачивает современную утопию, на основе социально-производственного романа.

Основная сюжетная линия вроде бы проста, завершена и достаточно изящна. Однако, Идиатуллин не обещает нам чрезмерно лёгкого пути. Роман богато украшен огромным количеством как параллельных сюжетных веток, так и «глухих» полустанков, увеличивая естественный объём текста раз в 5-6.

Таким образом была реальная опасность создать чудовищную, совершенно непереваримую «глыбу», которую ваш покорный слуга бросил бы, не дочитав до середины. Однако автор умело вывозит роман, создав его в виде набора большого количества новелл, вроде бы завершённых, как по локальным сюжетикам, так и по интригам, ведущим тем не менее основную сюжетную линию, не позволяя оторваться от чтения.

Сценизм высок и разнообразен. автор демонстрирует высокий драйв в сценах любого плана — призводственные, приключенческие, любовные.

Образы героев и их сценические переживания описаны высоким драматическим стилем и глубиной.

Мораль романа, на мой вкус, уж чрезмерно утопическая. Если «нашего» человека твёрдо взять за руку, запретить пить и бастовать, указать великую цель, налив миску баланды, то можно даже заплату не платить, да? И ни левые агитаторы, ни бандиты, ни чиновники не собьют его с пути к великой цели? Уж казалось бы, 20-й век дал нам предостаточно матерьяла по человеческому фактору.

Так же несколько помешала шариатско-националистическая тема. Не ясно, Шамиль иронизирует, или защищает личные комплексы?

Ну воля автора... Качества романа всё это не снизило. Наберитесь терпения, и прочтите до конца. Ответов на поставленные в романе вопросы вы в нём не найдёте, зато получите удовольствие от современной драматической утопии.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас спойлерить начну. Потому что иначе не рассказать. Тут такое дело, значит: политтехнологу из приближенных к властям дают поручение поднять и привлечь Сибирь, и чтобы к выборам были новые фишки и на что опереться, если что. А он набирает молодежь и в глухом углу Сибири строит городок Союз. Потому что это имя запатентовал и у всех, кто пытается его использовать, бабки отбивает через суды. В общем, они там решили построить идеальный СССР. Правильные идеи и правильные дела, правильные люди и отсутствие гопоты, ментов, преступности, наркомании, алкоголизма. Зато всем жилье, всем достойную зарплату и всем цель, которая кажется достижимой. Они там совершают прорывы в технологиях, строят новые автомобили, военку разную клепают, сети собственного стандарта, переносные компьютеры «союзники», заменяющие фото, теле, видео, телефон, факс и собственно компьютер, выращивают из молодежи зубров экономики и науки… СССР, в общем.

Но – заигрались. Верхи смотрят – а эти-то скоро совсем независимыми станут. Как перестанут бабло из бюджета тянуть (а все ведь на бюджетные средства поднималось), так и независимые. Да еще богатые. Да еще такие чистые, красивые, привлекательные.

Наезд, еще наезд. Вплоть до готовности армии навести конституционный порядок в одном отдельно взятом поселении глухого угла Сибири.

Но тут помогает природный катаклизм. Мерзлота проваливается, подтаяв на шахтах. Городок надо срочно эвакуировать. Проект «СССР» сворачивают. Всем выплачивают зарплату и отпускают на все четыре стороны. Технологии передаются государству. В общем, такой вот конец, когда все герои живы и даже здоровы, хоть некоторые и частично.

И герои, что интересно, запоминающиеся. Тут тебе и политтехнолог и глава всего Союза Мак Саныч Рычев (это не на Рыкова намек, кстати?), и веселый каратист Алик – Галиакбар, знающий все про «истинный» язык, из которого все остальные произошли. Конечно, татарский – какой еще? Серега Кузнецов, разоренный дотла, пришедший в Союз, чтобы отомстить, а ставший его исполнительным директором, Игорь Бравин, из мелкого кадровика ставший начальником службы безопасности, твердокаменный Баранов, красавица Дашка, и Валера Паршев из хулигана ставший ярым защитником Союза, и Дима Маклаков, честный и прямой, но такой козел… Да много их там, героев. И все симпатичны хотя бы тем, что далеко не идеальны, и ошибок наделали за почти пять лет – столько им выделено оказалось по книге – выше головы. Правда, разговаривают они часто одинаково. Слишком похоже шутят. Как будто один человек сам с собой.

И текст чистый. И читается, и цепляет.

Вот только идея построения истинного социализма на большие деньги – она не нова. Кое-кто и монархию истинную строил уже в книгах. Конечно, дайте мне мильен мильярдов – я вам тоже коммунизм построю и докажу, что это — хорошо.

Со смешанным чувством закрыл книгу.

Скорее понравилось, чем нет. Хотя…

В общем, дискутабельно.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу взял в руки, пользуясь исключительно отзывами коллег-лаборантов. Взял, откровенно заинтересовавшись и предчувствуя э-э… В общем, ничего плохого не предвкушая, и даже наоборот. Поэтому, не обессудьте))), ими же – отзывами – слегка и попользуюсь.

Обещался – добротный производственный роман с подзабытым флером производственной же романтики, основанный на идее построения истинного социализма. Описание, несбывшейся по каким-то причинам, но бывшей так близко утопии.

Перевернув последнюю страницу, получили: абсолютно хромую экономическую химеру с закономерным финишем, сдобренную невнятными приключениями и такими же интригами, шариатско-националистической темой и цитатником времен развитого социализма.

Говоря кратко, пшик. Полный и безоговорочный. При этом оценку ставлю выше среднего, за инаковость, за попытку сделать что-то новое. Но. Рекомендовать «СССР™» не стану никому. Не рискну определить, хотя бы приблизительно, целевую аудиторию.

P.S. Ничего не говорю о литературной составляющей, ибо она того просто не заслуживает. Она есть, но ни для аплодисментов, ни для критики в ней выделить нечего.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читается легко, книга написана довольно таки гладко. Радует способность автора «давать картинку» (т.е. представление о происходящих событиях) в виде отдельных «камер» — тут разговор, там описание, тут вообще чуть ли не монолог кого-то вроде как к делу и не относящегося — а в результате целостная картинка (это если серое вещество собственное хоть чуть-чуть работает).

однако книга вредная. И даже не идеологически вредная, а морально вредная. Хотя и фантастическая. Вот прочитаешь её — и думаешь «Какой же я suka», потом оглянешся — «Какие все вокруг svolochi». А уж посмотришь наверх.... (не пишу, ибо все равно выцензурируют). Короче: в любое время, а особенно в предвыборные годы — книга вредная и подлежит неделенному запрету и повсеместному уничтожению. Во избежания влияния на неокрепшие умы.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, к сожалению, слабая. Выделяет её, конечно, редкая нынче производственная тематика, пусть и обильно сдобренная идеалистической ностальгией по советским временам. К сожалению, на одних идеях, тем более во многом чересчур плохо проработанных, далеко не уедешь, потому и получилась в итоге вещь хоть и несколько отличающаяся от потока середняка, но слабая и малоинтересная. Для раскрытия социально-производственных проблем, в книге упомянутых, больше подошла бы форма эссе, приключенческо-бытовую линию вполне вместила бы в себя крепенькая повесть-боевик, для большого и толстого романа и того, и другого явно мало.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх