fantlab ru

Ярослав Веров «Бозон Хиггса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.65
Оценок:
49
Моя оценка:
-

подробнее

Бозон Хиггса

Антология, год


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.13 (39)
-
  • Cygnus Dei (2010) // Авторы: Ярослав Веров, Игорь Минаков  
6.92 (141)
-
13 отз.
7.23 (60)
-
2 отз.
7.89 (198)
-
26 отз.
7.12 (84)
-
4 отз.
  • Девиант (2008) // Автор: Евгений Войскунский  
6.89 (68)
-
2 отз.
6.31 (84)
-
3 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Бозон Хиггса
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это действительно очень хороший сборник очень хорошей научной фантастики. Я бы сказал, фантастики, выдержанной в классическом стиле, причем от классики он взял самое лучшее: т.е. этот сборник, оставаясь НФ, говорит о людях и обществе.

На обложку не случайно вынесен подзаголовок «НФ-возрождение». Книга издавалась в годы, когда все стенали, что русская НФ умерла. Практика показывает, что все совсем не так плохо. Более того, русская НФ и не умирала по-настоящему. Вот они, авторы, которые творили все это время: и в 80-х, и в 90-х, и в 2000-х. Не случаен и состав сборника: здесь, как я понимаю, совсем молодой автор, нового поколения + 2 автора, которым, условно, за 40 (Веров и Первушин). И корифеи старой закалки (Амнуэль и Войскунский).

Здесь у нас несколько крупных повестей, из которых по-хорошему каждая заслуживает отдельного отзыва. Но я напишу о нескольких.

Cygnus Dei. Потрясающая вещь в безумно интересном мире будущего, в который, умирая, попадает герой. Казалось бы, завязка неоригинальна, но исполнена она так интригующе, что об этом вовсе не задумываешься. Мир, причем, выступает не более, чем инструментом для выражения идеи, но получился настолько любопытным, что поневоле жалеешь, что не смог увидеть больше вкусных подробностей. Среди прочих отзывов отмечалось, что к произведению хотелось бы увидеть продолжение. Нет, конечно. По правде, совершенно не представляю, каким образом сюда можно было бы дописать продолжение. Это настолько законченная самостоятельная вещь, что в ней больше нечего сказать. Как компактное множество — замкнутое и ограниченное :)

Но мир получился действительно настолько интересным, что да, жалеешь, что не увидел больше его проявлений. Думаю, рецензент имел в виду именно это.

Идея произведения очень любопытная, но ее спойлерить нельзя, так что напишу просто: действительно, очень необычная, действительно круто и настоящая НФ. Идея из тех, когда ты прочел текст, закрыл книгу, а потом еще целый день в транспорте домусоливаешь ее в голове.

Тем более ценно, что при такой замечательной идее произведение написано очень динамично, и читатель на каждой странице разгадывает загадки, строит гипотезы и сталкивается с новыми тайнами.

«Вертячки, помадки, чушики» Антона Первушина. По правде, это произведение, закрыв которое я подумал, что всю свою жизнь писал ерунду, потому что никогда не смогу написать вещь такого уровня. Это удивительное произведение-исследование, произведение-расследование, по-своему неторопливое, в нем не происходит ничего особенного долгое время – но в то же время оно очень динамичное, потому что все произведение перед нами большая тайна, от которой герои и читатель откусывают по кусочкам, пытаясь переварить и сложить общую картину. Текст читается удивительно приятно: и неспешно, и интересно, и столько всего любопытного из области психологии.

Тем пронзительней финальный поворот повести.

Оно, в общем-то, ты заранее догадываешься: где-то примерно так и будет. Но, Господи, насколько же по-настоящему пронзительным получился текст.

Постараюсь обойтись без спойлеров (или почти без них). Но самый мощный момент – это когда спецслужбист, вживую видевший конец 80-х, 90-е гг. и начало 2000-х, во всем разочаровавшийся, потому что видит каждый день боровов и упырей, которые задают будущее страны, он привык к этому и уже ничего, ничего хороего не ждет — и вот он получает подтверждение, что у его страны все же есть будущее. Он не знает, какое, но знает, что через сотню лет его страна точно будет. И будет способна к космическим перелетам.

И насколько же жутко, бесчеловечно, жестоко эта надежда оборачивается в конце! Когда ты понимаешь, что о да, будущее есть. И понимаешь, что значили все-все словечки потерявшего память подопытного, вплоть до его имени.

Об остальных повестях достаточно сказать просто, что они хорошие. Разные, но хорошие.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обозначая общую проблему сборника, я бы сказал, что это грани человеческого бытия. Может ли выдуманный человек быть реальнее настоящего („Cygnus Dei”)? Что такое человек в мире информации („Марсианин”)? Человек как сосуд („Вертячки, помадки, чушики”). Человек и Многомирье („Исповедь”). Человек и время („Девиант”). Человек в мире попранных физических законов („Бозон Хиггса”).

Да, возможно, это несколько упрощенный взгляд на каждое произведение в отдельности, возможно, выделены только связующие аспекты проблем, но „Бозон Хиггса” действительно смотрится как целостный над-текст. На мой взгляд, высшим уровнем обобщения будет проблема людского индивидуума как части чего-то большего – будь то Канал, ветвящийся мир, память Земли, величавые циклы истории или нечто иное.

Еще одним общим стержнем есть мотив – извините за выражение – попаданства. Попадает в мир эксперимента астроном Олег („Лебедь божий”), попадает в огромный мир бунтарь Джокер („Марсианин”), попадает в застенки загадочный Ась („Вертячки, помадки, чушики”), из жизни в жизнь перемещается Владимир („Исповедь”), уходит в видения и память мира Олег („Девиант”), перемещается в иную форму бытия еще один Олег – но уже из „Бозона Хиггса”.

К слову, даже само имя „Олег” вполне претендует на некую ниточку внутренней композиции сборника. Ерническая, трикстеровская, но и такая нужна, когда создается над-текстовая композиция.

Кроме общих для сборника сквозных линий можно выделить и несколько более конкретные связи между отдельными вещами. Рамочной является связь между „Лебедем...” и „Бозоном...”: оба рассказа посвящены глобальному краху, переоценке ценностей настолько фундаментальной, что её даже выразить сложно. В них выведены миры попранных законов – физики, биологии, этики. „Девиант” перекликается с „Исповедью” мотивом памяти, „Марсианин”, „Исповедь” и „Вертячки...” – мотивом мультипликации личности, симбиоза (памяти, полноценных „я”). В „Девианте” и „Бозоне Хиггса” просматривается пусть и эпизодический, но немаловажный мотив связи времён.

В общем, составитель потрудился. Здесь можно найти пищу для разума в надтекстовых связях – причем берется эта пища, в общем, даже поверхностным взглядом, без чрезмерного „вчитывания”.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Настоящая фантастика, такая которую я люблю. Хорошо что издательсво занялось возрождением НФ. А то все читают боевики и фэнтези. Такие сборники надо сделать ежегодными.:super:

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх