FantLab ru

Тим Скоренко «Законы прикладной эвтаназии»

Законы прикладной эвтаназии

Роман, год

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:6.81
Голосов:78
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Вторая мировая, Харбин, легендарный отряд 731, где людей заражают чумой и газовой гангреной, высушивают и замораживают. Современная благополучная Москва. Космическая станция высокотехнологичного XXVII века. Разные времена, люди и судьбы. Но вопросы остаются одними и теми же. Может ли убийство быть оправдано высокой целью? Убийство ради научного прорыва? Убийство на благо общества? Убийство… из милосердия? Это не философский трактат — это художественное произведение. Это не реализм — это научная фантастика высшей пробы.

Миром правит ненависть — или всё же миром правит любовь?

Прочтите и узнаете.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 336

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2659 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 19%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Дни Фантастики в Киеве, 2011 // Роман

лауреат
Странник, 2012 // Образ Будущего

лауреат
Созвездие Аю-Даг, 2012 // — Майя

лауреат
Серебряная стрела, 2012 // Лучший женский образ образ: Майя

лауреат
Премия «Бегущая по волнам», 2012 // Лучший женский образ в фантастическом произведении - Майя

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2012 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 2012 // Крупная форма

номинант
Портал, 2012 // Крупная форма

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2012 // Премия "Золотая цепь"


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Законы прикладной эвтаназии
2011 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 сентября 2012 г.

Бездарный автор, бездарный роман…

Вроде все инградиенты подобраны замечательно – здесь и биологические эксперименты отряда 731, и нейрохирург – «безликий ангел эвтаназии», и путешествия во времени, и мир будущего … но смешано это все бездарно, с претензией на глубокую мораль, которую автор не «вытянул».

Язык примитивный, сюжет предсказуем, а персонажи… просто плачь — главная героиня настолько «ненастоящая», как кукла Барби без головы, поступки персонажей не логичны, характеров и образов просто нет. Все герои настолько бесцветные и не интересные, как фотографии на передовице газеты «Красный колхозник» 1947 года издания…

А сколько занудных повторов…

Не могу понять, за что этот роман хвалят, и еще даже на какие-то премии номинируют…

Не советую читать… пустая трата времени…

Оценка: 3
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2011 г.

Уже второй роман Скоренко я читаю запоем от первой и до последней страницы. Но после прочтения остаётся ощущение обмана.

Будто вместо леденца съел кусок ароматного мыла. к

Затронув и без того кровоточащие вопросы, автор зачем-то раз за разом разжёвывает доводы приводя их к абсурду. Вводит сонм сущностей в текст — превращая его в балаган на фоне трупов раздувающихся от гангрены.

Иначе говоря — переигрывает. И искренность превращается в экзальтацию провинциального актёра впервые получившего Гамлета в роль.

Так как я не люблю вкус мыла — 4 балла. Но чёрт возьми, этого автора я буду читать дальше. Вдруг проснётся чувство меры.

PS: в качестве домашнего чтения http://militera.lib.ru/memo/other/akiyama_h/index.html

Отдельное и огромное спасибо издательству «Снежный Ком», за распродажу.

Оценка: 4
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 декабря 2011 г.

Книга написана совершенно неряшливо. Эпизодов, где последующие события противоречат предыдущим под десяток. Приведу пример: Накамура впервые на принятии «брёвен» — из машин выходят люди с завязанными глазами. И далее он описывает глаза одной из пленниц. При этом не указывается, что повязки были сняты. Ладно бы это был единичный случай... В эпизоде, когда Варшавский приезжает к дочери после покушения вообще два варианта одного диалога следуют друг за другом. После прочтения возникает мысль, что в набор по ошибке попал черновик текста. Но это уже вина редактуры. Так что «Снежный ком» — 2.

По содержанию. Описания исторических реалий(Харбин и отряд 731, современность) ещё интересны. Но 27-й век совершенно неубедителен. Он ничем не отличается от сегодня, кроме орбитальных лифтов и колоний на других планетах. Так к чему было огород городить?

Ещё в книге есть Идея. Именно с большой буквы) И на её алтарь брошено всё. И достоверность характеров и логика событий. Не состыковки рубились мечом направо и налево. Могущественный покровитель нужен — Общество Хранителей Времени тут как тут, антиматерийная бонба — как раз килограммчик антивещества завалялся на верхней полке. Ну и куда же без ментального поля — читатель не поймёт... А уж как люди за час превращаются из разгильдяев в революционеров-террористов — отдельная песня.

Посему мой вердикт — 5.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2012 г.

Плохо (хотя и лучше чем «Сад»). Сюжет даже не белыми нитками сшит, а белыми канатами. Куча неправдоподобных нелепостей. Нелепое Общество Хранителей, основанное военным преступником — и как интересно его не раскрыли за послевоенные десятилетия — в стране где если и были тайные организации, то только под крылышком у Конторы Глубокого Бурения? Японец из отряда 731 снимает эксперименты на ВИДЕОкамеру; не КИНО, а именно ВИДЕО в 45-ом году (она случайно не FullHD?). Десятки других ляпов. Скомканный и неправдоподобный образ Будущего. Неестественные диалоги. Персонажи словно вырезанные из дрянного упаковочного картона.

Скоренко берется за две сложнейшие темы(эвтаназия и смертельные опыты над людьми), темы за которые далеко не каждый классик осмелится взяться, мешает эти две отдельные темы в одну кучу, а затем пытается решить поставленные вопросы с изяществом пьяного отряда медвежьей кавалерии в лавке фарфоровой посуды. Отдельно стоит упомянуть, что автор не удержался и вставил таки себя любимого в роман. Причем не в крошечном эпизоде (как Хичкок) — не-е-ет тут полновесный персонаж второго плана, смысл появления которого в романе остается для меня загадкой (хотя какая тут загадка: сам своё ЧСВ не потешишь — никто тебе его не потешит).

Можно хвалить роман на конвентах и в интернетах, вручать премии, и в гроб сходя благословлять — сути это не изменит. Былинный Отказ.

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июля 2012 г.

сразу скажу, что в общем-то книга мне понравилась. прежде всего, прочел что-то новое, а не стандартную штамповку. но книга сырая — очень сырая. слишком много ляпов как стилистических, так и чисто логических (предыдущие комментаторы неоднократно это уже отмечали). признаться очень удивлен весьма некачественной редактурой со стороны СКомма. и не стоит восхищаться тем, что действительно плохо — предположения, что автор якобы специально придерживается «простоватого» стиля в данном случае совершенно несостоятельны. автор явно еще неопытен и не менее явно не особенно утрудил себя правкой и стыковкой уже написанного текста, за это ему большущий минус. «атмосферность» очень низка, описание мест и времен блеклые, герои довольно усредненные. вот к примеру, я так и не смог представить себе, как выглядела главная героиня (хотя очень пытался) — девушка с иллюстраций действительно весьма симпатична, только с описанием в тексте она ничего общего не имеет. не могу представить «очень красивую» девушку с «орлиным с горбинкой носом, жесткими торчащими во все стороны волосами и черными кругами под глазами». как-то не стыкуются понятия автора о красоте с общепринятыми.

теперь по содержанию. идея интересна и относительно оригинальна. но вот подача ее хромает на обе ноги. не увидел я доказательств правоты автора (равно как и главной героини). и это повторение — так же было и с Садом Босха: создавалось впечатление, что автор и сам никак не может определиться: «за красных он или за белых».

мне показались крайне излишними подробнейшие и заковыристейшие описания узкоспециальных моментов — понятно, это попытка придать произведению «научности». но реально в книге много редких медицинских терминов (есть и иные, просто я к медицине самое непосредственное отношение имею и мне это очень видно), которые и врачи-то без справочника не объяснят, но вот особенности больничного быта, работы и психологии врачей поданы совершенно нереалистично. скажу вам честно, в больницах все несколько хуже, чем представляет себе Тим.

и ощущение обмана у меня тоже осталось — слишком много восторженных разговоров в сети (инициированных преимущественно редакторами СКомма) о довольно заурядном произведении. не соответствуют ожидания результату. такое несоответствие всегда субъективно результат ухудшает.

короче — книга неплоха, но больше походит на черновик, над которым уже работали, чем на законченную книгу. Но читать Скоренко еще однозначно буду.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2012 г.

А странное ощущение остаётся после прочтения. Нет, не так. Странным было и чувство ПРИ чтении. Вот вроде простой текст, незамысловатый. Почти хроника, да ещё в настоящем времени. И сюжет без изысков, по рецептам приключенческой литературы. Морализаторство тоже — незатейливое. Плохо — хорошо...

Не будем больше словесами сыпать: «Эвтаназия» — совершенно классический подростковый роман. Роман, написанный хорошим человеком, не переболевшим ещё инфантилизмом и самолюбованием.

Перечитывать не стану, я уже не в том возрасте. Но с другими вещами Скоренко познакомлюсь непременно.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 марта 2012 г.

Глупая книга, детская книга, дерзкая книга, важная книга.

Дуализм — конек Тима Скоренко.

Писательский его талант велик, но никак не усидит в одном стакане.

Так и хочется разразиться отзывом в зеркальном духе на «Сад Иеронима Босха», но не люблю повторяться.

Автор вырос в моих глазах.

Окреп текстом. Еще более расцвел слогом. Стиль обнажен и сияет.

Очень впечатлила проблематика, харАктерность персонажей, выпуклые, болящие, дерзновенные.

По-прежнему удручает навязчивое морализаторство и рояли-в-кустах.

Крайне восхищает эрудиция автора и острые, кинематографичные повороты сюжета.

Бесит самолюбование главной героини.

Печалит скомканный финал.

Импонирует фигура доктора Морозова.

Хороший текст.

Есть, за что любить и ненавидеть.

За вас, автор!

Под обложкой не «бревно».

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 декабря 2011 г.

Книги издательства «Снежный ком» до последнего времени проходили мимо меня. Книга Скоренко случайно попала ко мне в руки в одном из книжных магазинов, пролистав и прочитав несколько абзацов, я заинтересовался и решил ее приобрести, чтобы подробнее познакомиться с романом «Законы прикладной эвтаназии».

Книга поделена на три временных периода, весна и лето 1945 года в Харбине, 2010 год Москва и 2617 год планета Земля. Автор хорошо подготовился по теме и подробно знает историю создания и чем занимался известный японский отряд 731, именно военные Поднебесной проводили опыты на живых людях и изучали воздействие смертельных болезней на человека, также ставились эксперименты по обморожению, обезвоживанию, воздействию низкого давления и других экстремальных для человека состояниях. В наше время автор поднимает проблему эвтаназии и на примере одного врача показывает какие моральные препоны стоят на пути тотального применения укола «милосердия». Мир далекого будущего показан ни чем не лучше нашего времени, побеждены многие болезни, человек освоил космос и увеличил продолжительность жизни, но борьба за власть и положение в обществе все еще остаются главными желаниями «сильных мира сего», также льется кровь и убиваются конкуренты и лишние свидетели.

Мне понравилось, как Скоренко строит сюжет своей книги, не забегает вперед и оставляет читателю возможность определить свое отношение к проблемам, которые он затронул в своем романе.

Я планирую продолжить знакомство с книгами этого автора и обязательно прочитаю роман «Сад Иеронима Босха», потому что дискуссия вокруг этой книги меня очень заинтересовала.

Книги этого издательства, также буду отслеживать и обязательно куплю еще несколько уже вышедших произведений.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 ноября 2011 г.

Действие происходит в трёх эпохах: Харбин 1945, Москва 2010 и Земля 27-го века. Харбин — легендарный отряд 731 проводит чудовищные опыты на людях; Москва — профессор медицины подвергает эвтаназии безнадёжно больных; 27-й век — ради борьбы с мировой пандемией министр пробует провести законопроект, разрешающий эвтаназию и опыты на людях.

Можно ли избавлять от мучений безнадёжных, можно ли убивать одних во благо других? И наконец, существует ли зло во благо и необходимое зло? Автор показывает проблемы и... самоустраняется, не давая окончательного ответа.

Написано хорошо. Очень порадовал аспект, связанный с перемещением во времени и анабиозом (нестандартный подход), текст наполнен занимательными и поучительными историями о исторических личностях

И в то же время мир 27-го века совершенное неестественен. Герои говорят о учёных 20-го века, цитируют классику и произведения 21 века, говорят о фильмах и законах... тех же веков... и при этом промежуток между 21 и 27 веком будто вырезан. Ничего там не происходило, никаких учёных не появилось, никаких хороших книг не написали и фильмов не сняли. Разве что солнечную систему колонизировали да анабиозис построили. Непонятно кто. «Не верю!».

И очень мне не нравится приём, когда автор в одном из героев изображает себя. Есть такое и в «Законах прикладной эвтаназии» (и почему-то писатели любят себя убивать в своих же романах ). Я не могу сформулировать, чем именно этот момент мне не по душе, но бесит.

Концовка — отличная. Весь финал хочется другую концовку, а эту совсем не ждешь... но когда она случается, понимаешь, что именно так и должно быть. И никак иначе.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 августа 2011 г.

Тим Скоренко «Законах прикладной эвтаназии» облёк в форму научно-фантастического романа свои размышления сразу же на несколько «скользких» тем. Гуманно ли помочь уйти из жизни мучающемуся от нестерпимой боли пациенту онкологической клиники? В нашей стране закон это сделать не позволяет. Таким образом, ответ однозначен – это не помощь, это — преступление, это — убийство. Но насколько гуманен такой ответ по отношению к корчащемуся в муках безнадёжному раковому больному?.. Ведь в мире есть страны с разрешённой эвтаназией… А оправданы ли опасные опыты над людьми, проводимые пусть даже с самыми благими намерениями? Например, с целью изобретения лекарства против рака или СПИДа? Всем известно, что при создании любых лекарственных препаратов проверка их действия на людях необходима. А до какой степени можно рисковать, осуществляя эксперименты по изучению пределов физических возможностей человека? В СССР были случаи гибели лётчиков-испытателей из отряда космонавтов, но ведь подготовку космонавтов никто не остановил… А можно ли насильно уложить человека в анабиоз? Последний вопрос для нас не актуален, гибернаторы пока не разработаны, но автор книги думает и об этом.

Действие романа «Законы прикладной эвтаназии» развивается в трёх временных слоях: в последние дни Второй мировой войны в оккупированной японцами Маньчжурии, в современной России и в Москве далёкого будущего (2618 год). Все три слоя времени связывает девушка из грядущего – Майя. Рассказывая её удивительную историю, автор ставит перед читателем целый ряд этических дилемм. При этом Скоренко отталкивается от страшных событий конца тридцатых — первой половины сороковых годов, подробно описанных японским писателем Сэйити Моримурой в документальной книге «Кухня дьявола». «Кухня дьявола» — это секретное подразделение Квантунской армии («отряд 731»), дислоцировавшееся примерно в 20 км от тогдашнего Харбина (теперь Харбин разросся, в наши дни на месте «кухни дьявола» – городские кварталы). Сотрудники «отряда 731» работали над созданием бактериологического оружия, которое предполагалось обрушить в первую очередь на советскую Сибирь, а, кроме того, проводили изуверские опыты над людьми. В ходе медицинских экспериментов было, по разным оценкам, уничтожено от трёх до десяти тысяч человек. В качестве подопытных использовали военнопленных, это были китайцы, русские, монголы, корейцы, иногда — просто похищенные окрестные крестьяне. Им давали трёхзначные номера и за людей больше не считали, называя «брёвнами»… Им прививали чуму, холеру, тиф, заражали сифилисом, газовой гангреной, вводили различные химические вещества, подвергали обморожению… Летом 1945 года, незадолго до атомной бомбардировки Японии, упомянутой мною выше, и освобождения Маньчжурии Советской Армией, Майя попадает в оккупированный Харбин, а затем – и в «отряд 731». Прежде, чем вернуться в родное 26-е столетие, ей придётся пройти немало испытаний. И во всех временах Майя обязательно оказывается в центре трагических событий, связанных с непростым морально-этическим выбором, который должны сделать герои романа. От этого выбора зависят судьбы очень многих людей, а, может быть, и всего человечества. Поначалу Майя — лишь пассивная участница событий, увлекаемая их потоком, но, преодолев нелёгкий путь, героиня делает свой главный выбор и отстаивает его, вмешиваясь в происходящее и кардинально его изменяя.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 сентября 2011 г.

Темы в романе подняты необычные, действия происходят в разном времени и в разных обществах. Не касаясь глобальных вопросов, затрагивающихся автором, и ответы на которые можно выбрать индивидуально и на свой вкус, отмечу некоторую небрежность автора. Эпизод в самом начале книги когда идет 1945 г. и «входит человек с видеокамерой», видимо для съемки опытов, изрядно портит складывающееся впечатление. Маленький ляп рождает большое недоверие к остальным деталям. Далее в 1945 г. Майя думает об одном персонаже: «ты умрешь в 1959 г.», а я недоумеваю: «А откуда она это узнала?» По тексту совершенно понятно, что она специально не готовилась к заброске в 45 г. и в отряд 731. Ответ на этот вопрос мы получаем в нашем времени: Майя узнает судьбу персонажей по Интернету... Забавное расхождение текста и иллюстрации — Майя гуляет с тяжелым, большим четырехугольным зонтиком — см. иллюстрации.

На мой взгляд слишком много совпадений для течения романа, например, одна и та же научная группа разрабатывает анабиоз и машину времени, которая вообще непонятно зачем нужна, общество хранителей времени, нахождение Майи в Китае и т.п. Кто-то скажет и так бывает, но для меня это выглядит роялем в кустах.

Так и не понял это просто роман, литературный эпатаж, или может что-то большее? Хотя там есть несколько очень хороших моментов...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июня 2013 г.

Прочитал запоем и с удовольствием! Импонирует стиль — жестко, безжалостно, честно. Слова и мысли, которые в нашем политкорректном обществе почему-то непринято обсуждать вслух. Кровяку со страниц лить почему-то можно, но вот идейно ее обосновать (ДОСТОЙНО! обосновать) почему-то нельзя. Какой-то внутренний барьер не позволяет. Почему-т стыдно (ой! а что обо мне подумают?!) Тем и ценна книга, в которой автор смело говорит о пограничном. В частности поэтому, несмотря на ряд сюжетных огрехов (о которых уже все сказано), я считаю книгу выдающейся.

Лично мне не хватало экшена. Как-то все очень легко получалось у главных героев, а намечающиеся интриги раскрывались пару страниц спустя, но это ненамного омрачило для меня удовольствие от чтения. Ибо происходящее — лишь фон. Да, обычно иначе: есть Идея, которая образует среду, в которой развивается действо. Здесь же действо — лишь обрамление Идеи. Спасибо автору за честность в аргументации: по полочкам разложены и за и против. И пусть автор финалом обозначает свою точку зрения

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
или то — дань общественному мнению, чтоб фашистом не окрестили? ;)

но читатель получает полноценную картину для формирования собственной точки зрения на проблему.

Таким образом, перед нами не просто развлекательный текст, как его, к моему удивлению, рассматривают многие. НЕт, это — Литература.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2012 г.

Сразу скажу: отсылка в тексте романа к Штильмарку — далеко не случайность. И судить роман Скоренко надо исходя из лежащих у нас в заплечном мешке «Наследника из Калькутты», ефремовского «Лезвия бритвы» и многих других замечательных книг, сделавших нас такими, какие мы есть.

Упрощение стиля — тоже приём, и приём, сработавший в данном случае «за», а не «против». Автор вроде бы нарочито абстрагируется от эмоций, сосредотачивается на повествовании. Но — только вроде бы, иначе бы не встретили бы на страницах «Законов» самого автора, вписанного туда акварелью, заботливо, старательно... и совершенно лубочно. Не знаю, как вам, коллеги, а мне совершенно очевидно, что Скоренко — ещё очень юный человек, непосредственный и, да — слегка инфантильный.

Жанр интересен. Это вот — роман-кино, а не то, что пишет Акунин. Сценарий, комикс, как хотите. Это не «большая» литература? Я тоже так думал. До. Теперь мнение поменялось. Авторский талант несомненен. Не шедевр, но многообещающая затравка.

P.S. А рослую девушку с тёмными кругами вокруг глаз я тоже встречал в своей жизни. Может, это и перевесило чашу весов на светлую сторону.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2012 г.

и проблематика интересная, и эрудиция авторская налицо, и герои вроде бы неординарные — а вот не зацепило... неряшливость автора? не похоже, скорее нюансы творческого роста — форма пока не потянула содержания... Но попытка — зачтена!

Оценка: 6


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу