FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Новый Дозор»

Новый Дозор

Роман, год; цикл «Дозоры»

Перевод на китайский: 杨可 (新守护人), 2014 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 121

 Рейтинг
Средняя оценка:7.32
Голосов:2398
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Что есть разум? И есть ли разум у физического закона? Однако что есть физический закон? Неизменная часть нашей жизни или жизни Иного, к которой так привыкли, что перестали замечать и лишь пользуются, считая, что безвозмездно? Впрочем, какую плату может потребовать то, что пытаются описать формулами? Или все-таки может? Способен ли Сумрак испугаться? Что делать, если привычная часть мира вдруг оказывается враждебной к тем, кто считал ее доступной лишь для себя? Пожалуй, такая задача по плечу только Антону Городецкому.

Примечание:


Новый роман из «Дозорного» цикла. Части публиковались в блоге автора.

В произведение входит:

7.66 (471)
-
10 отз.
  • Смутные времена
  • Смутные деяния

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Дозоры»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 264

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2745 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 53%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2013 // Роман. 2 место («Серебряный РОСКОН»)

лауреат
Филигрань, 2013 // Большая Филигрань

Номинации на премии:


номинант
Созвездие Аю-Даг, 2012 // Премия "Созвездие Большой Медведицы"

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Лучшая отечественная книга

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги: Самая долгожданная книга


Дозор
2012 г.
Новый Дозор
2012 г.
Новый Дозор
2012 г.
Дозоры. От Ночного до Шестого
2015 г.
Новый Дозор
2016 г.

Аудиокниги:

Новый Дозор
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Nowy Patrol
2014 г.
(польский)
新守护人
2014 г.
(китайский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  39  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июня 2012 г.

Это отзыв – психотерапия. Прочитав около месяца назад данный, с позволения сказать, роман, я не могу успокоиться. Желчь так и лезет изнутри, так что прошу заранее прощения у тех людей, которым книга понравилась.

Начну издалека. Сергей Лукьяненко – любимый писатель моего детства. Я читал его с 13 лет. И первым прочитанным романом у него был Ночной Дозор. Это я так, чтобы расставить все точки.

Периодически заглядываю в его ЖЖ. Прошлой весной, когда он в одном из своих постов впервые заявил о том, что выйдет очередная часть дозорной эпопеи, я прыгал от радости вокруг компьютера. Хоть это и не самые любимые у меня его романы, тем не менее, я жаждал продолжения.

Когда Новый Дозор вышел в комментариях к посту автора, сообщающего об огромном количестве вариантов оплаты книги (и ни слова о ее содержании), один юзер написал: «Это не пейсатель исписался. Это читатель учитался».

А, может быть, действительно, читатели обнаглели? С какой это стати они ждут каждый раз шедевра? Шедевров на вас не напасешься, читатели. Ведь сказано же вам: «Дозоры хорошо продаются». А значит – будет еще. И еще. И еще.

Так вот, друзья. Все мы знаем о событиях, происходивших (и продолжающих происходить) с декабря 2011 года на улицах Москвы (и немного в других городах). Большинство (те, кто также как и я временами заглядывают к автору в блог), в курсе его позиции относительно этого (он довольно много и часто писал о том, что поддерживает действующую власть и не хочет перемен). Я это все к чему? Бог с ним, пусть поддерживает кого угодно. Он – гражданин России. Это его право. Но зачем, скажите мне, такое большое внимание уделять этому в художественном произведении?

У меня вообще сложилось ощущение, будто это и не роман вовсе, а обрывки из его постов, кое-как склеенные в неуклюжий сюжет. Текст наводняют какие-то неуклюжие шуточки, вроде: «вампир с болотной площади», «хватит кормить сумрак» и т.д. То ли автор хотел сыграть на поле Пелевина, то ли еще чего, но вышла полная лажа. Это не смешно. Это даже не грустно. Это пошло.

Сюжет. Он настолько невменяем, что даже задумываешься. А действительно, как сказал предыдущих рецензентов, «как можно было писать такое полтора года?» Какие к черту тигры? Какие пророки? Почему раньше о них не говорилось ни слова? Полкниги автор намекал на то, что «вы не подумайте, иные тоже верят в бога». Такое ощущение, что на него кто-то из попов наехал. Тут мы, значит, пошутим про «обучающие фильмы» Бекмамбетова, тут про часовые пояса. А еще, внезапно, у всех сотрудников – неиссякаемый запас наличности на счетах. Ну конечно, куда им, честным, тратить.

Вообще все это напоминает четвертую часть пиратов Карибского моря. Сделаем кое-как, все равно проглотят. Только здесь, вместо Джонни, сам Лукьяненко, который давно превратился в бренд. И не брезгует им торговать. То на обложке у Кивинова засветится, то ради «мелкого дозора» (который, действительно, мелковат), весь сборник купят. Да что ходить за примерами, и этот роман был распродан по частям.

Герои тоже ходульными стали.

Гесер. Как-то странно поглупел.

Светлана. Что она, вообще, делала все повествование? Где этот персонаж?

Арина. Ей необходимо лечение. На лицо маниакально-депрессивный психоз отягощенный бредовыми идеями.

Надя. Все никак не вырастет.

Антон. Тоже никак не вырастет.

А вот Завулон – в своем амплуа. Только вот появился всего раз.

Конец просто нелеп. Я чуть не разбил голову о стену.

Задумываться над «глубокими мыслями»? Увы, писатель не из таковских. Может, в юности я чего-то и находил, но сейчас уже, разумеется, нет. Пожалуй, пора заканчивать его читать. Всему свое время.

Оценка: 3
–  [  37  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 мая 2012 г.

Я не знаю, что приключилось с этой книжкой. Или с Лукьяненко? Ниже говорят коммерческий продукт, может в самом деле так и есть. Я ведь действительный фоннат Лукьяненко, а не смог прочитать залпом, много раз откладывал чтение. Ибо местами было скучно, местами злило.

Из минусов, что ниже перечислили, полностью согласен с переписыванием правил игры в угоду сюжета, чего стоит тот факт что темных в 15 раз больше светлых, а светлые сильнее. Отсутствие баланса (впервые я это предъявляю Лукьяненко!), в глазах рябит от Высших магов. Троллинг — реально в книжке много провокационных вбросов вроде Питера, коммунизма и т.д. Зачем?

И только мне внутренний мир Антона (в отличии от всех других книг) показался простым и глупым ну и никак не трогающим, не вызывающим сопереживания?

И как следствие, стихи горячо любимого мной Калугина не в тему; (особенно клип на эту песню не в тему) стихи Пикника не в тему.

Светлана, это что вообще за персонаж? Образ жены самого Лукьяненко? Скромная мышка-жена суперзвезды фантаста №1, так и вижу «у тебя твое Творчество, твои Книги, твоя гениальность на благо Земли и России, когда я выходила за тебя замуж я знала, что это для тебя главнее» трансформируются в «у тебя же Ночной Дозор и спасение мира и т.д.» ? Добрая, умная, понимающая и просто никакая.

Арина, что за маньячка? Робот с одной программой. Почему она так любит Родину, Россию, Русь, что готова уничтожить сумрак чтобы стереть пророчество. Кого или что она любит? русских людей, березки, свои воспоминания? Непонятно, поэтому её кагбэ патриотизм крайне фальшив, то, что она любит Лондон, как и Антон, как и Лукьяненко мы видим. (ниже был совершенно справедливый упрек Лукьяненко, что это не блог, а роман)

Отсутствие боевика и схваток. Никого кроме Маразма не грохнули. Это не то чтобы минус, просто показывает отсутствие страстей, противостояния, настоящей борьбы, которая усугубляется нелепой концовкой.

Которая меня честно просто убила. Это же просто: ААА! МЫ НИКОМУ НЕ СКАЖЕМ! ПРАВДА ПРАВДА! -СМОТРИТЕ У МЕНЯ! и пальчиком погрозил.

Ну и про политику и Россию. Думаю, что Лукьяненко, как патриот и человек в кризисе. Потерял и веру и надежду, видит всю тупиковость текущей ситуации, но и от протестных движений его еще больше воротит, при этом пытаясь объективно компромиссно оценивать историю России не видит для себя золотого века страны, на который можно было бы ориентироваться. И эта вот безысходность нашла отражения в этой кислой мути рассуждений про политику, историю, людей которые упрямо рождаются 1 к 15 (ну что ты будешь делать опять 1 к 15!, опять 25 за рыбу деньги) и эпик фейл для России, не без помощи Арины.

Итог — разочарование, даже Конкуренты мне понравились больше.

ЗЫ: И кстати и Гессер и Антон и Лукьяненко знают, что игра на бирже, спекуляция с курсами валют это ни разу не «зарабатывание» денег, а именно что игра. То есть у кого-то эти деньги пропадут которые Светлые Дозорные «заработали» при помощи своих сверх способностей. То есть в этом случае это просто воровство. Хотя легко напридумать способов как Светлые могли именно что зарабатывать состояния используя свои способности. Да и просто любой честный бизнес без риска быть обманутым партнерами или государством будет нормально честно прибыльным.

Оценка: 2
–  [  34  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июля 2012 г.

Заставил себя прочесть Новый дозор.

Во-первых название, это просто абзац. Вышел новый дозор — Новый дозор. Был Последний — теперь Новый, ну ладно.

Во-вторых, это не книжка, а разваливающаяся хрень. Большая часть событий это пространные рассказы Лукьяненко, как он ездил за границу, что он там видел, что ему понравилось, а что нет, что он прочитал на Лурке и узнал в интернете, как он относится к религии, к обществу и вообще. Кухонные рассуждения, которые тупо вываливаются из сюжета. Твою ж налево, двое высших Иных летят в Тайланд, и одна высшая Иная рассказывает другому высшему Иному, что всё ок, ты тут не отравишься... ААААА, да он маг вне категорий, какие к чёрту отравишься и как сделать, чтобы таксист не обманул! Долгий пространный текст о том, как иные привыкают к языку своего времени, а потом Городецкий между делом так говорит «Школота». Боги, нигде не написано, чтобы Городецкий постоянно сидел в интернете, откуда у него это вылезти могло? Идёт описание сцены, и тут вдруг Лукьяненко начинает полстраницы описывать историю половика, на который вышла постоять бабушка соседка. Это не имеет никакого отношения к событиями книги, или характерам персонажей, но и так недлинную книгу он не раз забивает подобным образом. Описание балкончика, куда Антон вышел покурить с Завулоном — держите, описание квартиры или кабинета Антона — да фиг вам, зачем такие ненужные мелочи?

Рояли в кустах? Да тыщи их. Гесер всё знал, Завулон всё знал, все всё знали. Пророчества, тигры, всё намешано кто знает куда и зачем.

Ночной дозор был хорошим и крепко сбитым произведением, с экшеном, с интересной историей — самобытной, с завязками на местах, где происходили события (схватка с Тёмным на Останкинской башне крепко засела мне в память), без рассуждений (а вот Лужков, а вот Путин, а вот это то), с характерами, с атмосферой городского фэнтези, без провисаний и особо ненужных отрезков текстов.

Новый дозор это что-то абсолютно другое, даже противоположное. Как будто автор в 50 страничный рассказ намешал своих постов из ЖЖ и продаёт это как роман.

Позволю себе также остановиться на т.н. философичности произведения. Вы уж простите, но кухонные рассуждения о жизни имеют мало общего с философией, а моральная и культурная прослойка книги целиком и полностью состоят именно из кухонных рассуждений низкого пошиба. И не надо путать это с посиделками на кухне времён постсталинского СССР, когда там собирались очень умные люди и обсуждали всё на свете (не всегда конечно, но всё же). Здесь же пресыщенный жизнью, но всё же достаточно довольный ею, в меру успешный, измаравшийся в ЖЖ и политике писатель продвигает свои недалёкие мысли и недалёкий опыт.

Разложение Лукьяненко, которое лично я чётко заметил в Чистовике, пожалуй можно считать законченным. Эта книга своеобразное творческое дно, дальше только Петухов. И вряд ли он сможет вернуться обратно, из книг ушёл тот огонёк, который называют талантом. Как и почему вопрос уже совсем другой оперы.

Вердикт — редкостная какашка.

ПС Прошу прощения за эмоциональную первую часть отзыва, но она писалась непосредственно после прочтения книги, а по другому выразить свои впечатления было бы нечестно.

Оценка: 4
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 мая 2012 г.

Очень поверхностное произведение. Нету глубины. Все мысли или наивные из разряда «мойте руки перед едой», или глупые. Например (цитата):

«Мне невольно вспомнились шумные кампании протеста, которые бурлили в Санкт-Петербурге, когда там задумали построить небоскреб. Все эти истеричные вопли о порушенной культурной среде, об искажении чудесной линии горизонта, о том, что под небоскребом могут быть похоронены уникальные руины семнадцатого века, а может быть, даже стоянки первобытных людей…

Нет, конечно, питерский менталитет – он особенный, взращенный болотами и сырым, пронизывающим ветром. Но я бы с удовольствием отправлял всех митингующих пожить месяц-другой в старой питерской коммуналке с заплесневелыми стенами и узенькими оконцами. А уже потом предлагал им проголосовать – надо ли и можно ли строить в старинном городе современные здания.»

Как это можно оценивать? Троллинг какой-то. Я 24 года прожил в коммуналке в центре города, однако город свой любить не перестал. И не хочу чтобы его изуродовали как Москву, где в метре от исторической застройкой соседствует современное убожество.

Это частности. А в целом, непонятно для чего это было написанно? Ни идей, ни сюжета. Очень похоже на блог, но похоже Лукьяненко забыл, что блог и художественное произведение — разные вещи.

Местами происходящие события противоречат не только предыдущим томам, но и самому себе, да и вообще, здравому смыслу. Разочарован!

Оценка: 6
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 мая 2012 г.

Оценивать творчество Сергея Лукьяненко мне очень тяжело. Я читал его книги в школе, потом на первых курсах института. Для меня они такая же часть жизни как для моих родителей старые кинофильмы или музыка. От этого никуда не денешься. С точки зрения «плохие-хорошие» или «попса-непопса» оценивать книги куда проще. Почти все книги Лукьяненко – добротная развлекательная художественная литература. Подходить к ней нужно соответственно. Кто-то идет на фильм «Мстители» ожидая философских глубин? «Дозоры» — это вполне себе наши, отечественные мстители. И это очень здорово, что в нашей фантастике появилась такая серия. Поднимаемые в ней проблемы не могут заходить выше определенной планки, иначе придется менять структуру и ритм повествования.

Честно говоря, ничего от «Нового дозора» я не ждал, кроме продолжения похождений знакомых героев. Но книга меня приятно удивила. На ее фоне «Сумрачный дозор» и «Последний дозор» выглядят фанфиками. Сюжет НД напрямую связан с окончанием «Дневного» и раскрывает тайны мира дозоров, которые должны были заинтересовать читателей еще в первой книге. Что такое Сумрак? В чем смысл рождения Нади Городецкой, если прямое влияние на мир людей неприемлимо? Почему Темные не пытаются изменить ситуацию с балансом в Москве в свою сторону (или хотя бы восстановить равновесие)? Чем Светлые принципиально отличаются от Темных в отношении к людям?

Ответы Сергей дает не сказать, чтобы всегда элегантные, но из общей картины мира и его правил, заложенных в первой книге, они не выбиваются (чего нельзя сказать о предыдущих двух книгах с их суперартефактами и дополнительными слоями Сумрака). Написана книга очень гладко, традиционным для Лукьяненко стилем.

Из недостатков следует отметить стандартные для сериала проблемы. Герои уже слишком «накачаны», чтобы ординарные проблемы их волновали. Мне куда интереснее было читать про слабого мага и рядового оперативника Антона, чем про высшего светлого мага Городецкого. Разумеется, вызывает вопросы почему Тигр не был упомянут в первой книге в связи с пророчеством о рождении Нади, но это закономерный недостаток сериала «со свободной концовкой». Кого-то, конечно же, покоробит концовка, но что вы ждали, ребята? Это книга Лукьяненко. Давно пора понять, что общего у практически всех его персонажей и в чем автор видит решение проблем. Это даже не «непротивление злу насилием» Толстого, а «не трогай, пока работает» сисадмина с бубном. С такой позицией можно не соглашаться, но она имеет право на существование. Благо книг про «добро побеждает зло» и «зло не злое» и так хватает.

Хорошая, интересная книга. Наверное, не лучшая у Лукьяненко. Но точно не худшая даже из «Дозоров».

Оценка: 8
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 мая 2012 г.

Написано скверно. Не настолько скверно, как предполагалось после предыдущего дозора, но вполне скверно, чтобы от текста коробило. В плане идей Дозоры становятся все более плоскими, и автор всерьез не пытается ничего углубить. Напротив, в этой серии он окончательно угробил возможность обитания Сумрака и тем самым лишил дальнейшие сюжеты очевидного источника развития. Жаль. Мне бы хотелось, чтобы однажды кто-то постучал в дверь с той стороны. Потому что внезапное появление из ниоткуда суперменов и супервумэнов или всплытие из небытия древних артефактов выглядят не очень убедительно. Продолжают огорчать лирические отступления. Мысли автора о жизни, вселенной и всем остальном местами диаметрально противоположны тому, что он писал чуть раньше. Похоже, они не являются плодами мучительных раздумий, а пишутся путем сплетения слов, не несут смысловой нагрузки и призваны лишь заполнить необходимый объем. Я не рискнул бы употребить слово «деградация», но «небрежность» и «поверхностность» явно напрашиваются.

Оценка: 6
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 декабря 2012 г.

Грешным делом я очень люблю всю Дозорную эпопею — по большому счету, это вообще одна из немногих вещей в современной российской фантастике, которая мне до такой степени нравится. Как ни крути, а это мир, в котором хочется оказаться — максимально приближенной к нашему миру и времени, но в то же время очень ясно показывающей, как выйти за его грань. Это кажется наиболее реальным по сравнению с чисто фантастическими мирами — и потому более привлекательным. В общем, сама идея Дозоров и Иных, на мой вкус, очень хороша.

Правда, первые две книги все же были прекрасны, а последующие — на порядок хуже, причем чем дальше, тем одна хуже другой, увы. Даже Васильевский «Лик Черной Пальмиры» мне пошел как-то лучше, чем третий-четвертый Дозоры. Предпоследний, тот, который, пардон за каламбур, «Последний» казался просто апофигеем понятия «слив». Не ожидала, что Лукьяненко еще вернется к этой теме, но по большому счету, рада. Мне нравится это мир и эти герои, хоть режьте. Потому что в кои-то веки — а я читала Лукьяненко довольно много — он создал персонажей, немного выходящих за рамки «тупой ничем не примечательный главный герой, внезапно обретающий силу и спасающий мир» и «прекрасная малолетка, введенная в кадр только чтобы отдаться главному герою см.выше». Я говорю не про Городецкого, конечно — он-то в п.1 вписывается идеально. Но те же Гесер и Завулон, а также темные герои «Дневного дозора», да и некоторые из «Ночного» — очень живые и интересные сами по себе. Про них хочется читать. Жаль, что Антона, как всегда, много, а остальных героев и вообще действия — мало.

Про этот роман по большому счету не могу сказать ничего хорошего и ничего плохого. Это качественная ремесленная поделка на заданную тему в рамках заданного в первых двух романах шаблона. Берем некую интригу (новую таинственную силу, нового игрока на сцене) и занимается им весь сюжет, пока не исчерпаем до конца. На базе этого шаблона можно сделать и изумительную вещь, и совсем никакую — вопрос качества. У Лукьяненко получилось скорее ближе к никакой, спасает разве что сам шаблон, наработанное ранее. Складывается впечатление не то чтобы очень низкой проработки текста — а полного ее отсутствия скорее. И даже намеренного растягивания, будто автор пытался дотянуть до заданного объема, прилагая при этом минимум усилий. Возможно, так оно и есть. Иначе объяснить пятистраничные кухонные разговоры о судьбах нашей родины в стиле «Васисуалий Лоханкин и трагедия русского либерализма» я просто не могу. Хотя их можно пролистывать, конечно. В остальном — история вроде бы есть, и даже некая интрига тоже, но нет какого-то драматического накала, который был в первых двух книгах и заставлял остро сопереживать героям. В данном случае и так понятно, что все будет хорошо, Великий Антон вместе со своей Супервеликой дочерью всех спасут и настоящей опасности нет. Боюсь, что ой зря автор поторопился сделать всех подряд героев круче вареных яиц — если нет риска, то нет и интереса, увы.

Оценка: 5
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 мая 2012 г.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Напишу на что обратил внимание, о впечатлении... Со спойлером, конечно.

Сначала о книге на фоне всего цикла.

Как-то я вспоминал о Дозорах (тогда ещё трилогии), и мне показалось, что мало всяких магических схваток, поединков. Но когда я решил проверить это впечатление и повспоминал получше, то обнаружил, что сражений хватает, по крайней мере не меньше, чем в других подобных книгах.

И всё-таки не на пустом же месте показалось! Решил, что всё из-за того, что поединки у Лукьяненко не развязка, в которой всё определяется, а некий пролог или что-то с промежуточным значением, будто он хочет сказать, что окончательно всё решается не в бою, а в головах, не с помощью оружия, а словами. Например, вампира Костю никто не смог остановить, он победил — в бою, в силе. А не получилось только потому, что не учёл того, что не знал никто... Разве что Городецкий догадался в самой концовке, мол, и рисковать-то не надо, противник сам в петлю лезет.

Вот такое отношение к финальному поединку мне и не нравится. Решающей схватки фактически и нет, потому что исход боя вместо точки в вопросе «кто прав» становится многоточием, и бои превращаются в фарс, как если бы они вставлены в текст «для галочки», по требованию жанра.

Самые ничего не значащие бои в Новом дозоре. В финале Городецкий должен убить Арину. Так как она сильнее, и он не знает заклинания, чтобы убить, то приходится поступить гуманно и самоотверженно: заточить вместе с собой в магический саркофаг. Но в итоге... В итоге всё в пустую: и Антон спасён, и Арине оставлен шанс освободиться через пять лет и легко всё переиграть (достаточно несколько слов сказать первому встречному, чтобы пророчество вступило в силу).

Сам Сумрак, кстати, мог бы и не вытаскивать Антона. По идее, Настя сильна как Тигр, и гораздо проще не Сумрак уничтожить, а самой спасти из саркофага отца... А вот Арина в финале должна была умереть! Это и было бы точкой в главном вопросе «Нужно ли для спасения Родины пожертвовать Сумраком и возможностями Иных?»

И о самом этом главном вопросе. Лукьяненко не решился его даже твёрдо задать, сделал игрушечным. В книге угроза для России только возможна. И только одна Арина верит в угрозу. Причём ведёт себя так неадекватно, что весь конфликт выглядит борьбой с одной сумасшедшей. Раньше в Дозорах было: изменить мир к лучшему, создав суперволшебницу; сгладить ответный ход Дневного дозора и Сумрака; наделить людей магическими способностями; освободить души погибших магов... А борьба с чокнутой патриоткой это явный откат в сравнении с предыдущими книгами. Добавлю, что в Арину патриотку мне не верится, а потому всё смотрится как фильм ужасов, который не пугает.

По самому Новому дозору. Понравилась первая треть, где закручивалась интрига с пророчеством и сумеречной тварью.

Но по продолжению скорее видно, что автор потратил больше усилий, чтобы вплести в книгу своё мнение по разным вопросам. Из-за множества отступлений с размышлениями «за жизнь» мне даже пришло в голову, что под Иными Лукьяненко подразумевает писателей, или людей подобных «интеллигенских» профессий. А сам он вроде Городецкого, Высший Иной (Популярный Писатель), который стремится сделать людей «светлее» своей магией (писаниной). Может и поэтому из Нового дозора становится известно, что светлых Иных в пятнадцать раз меньше, чем тёмных (правда, светлые индивидуально сильнее, и сохраняется баланс фифти-фифти). Такое соотношение как раз удачно ложится на мнение о количестве и качестве талантов и ремесленников-халтурщиков среди писателей.

Взгляды Лукьяненко я не разделяю, что сказывается, конечно, на впечатлении от книг. Особенно от такой как эта, которая, можно сказать, придумана донести плохо замаскированное имхо про «жизнь, вселенную и всё такое». С такими целями пишется большинство книг, или даже все. Но надо маскироваться ловчее! Слишком уж необязательно и неуместно смотрятся вставки с имхо в Новом дозоре.

Несколько моментов стали для меня поводом поразмышлять. Не о вечном, но всё же.

Один такой эпизод, когда Лас открывает Антону тайну: зарплатная кредитка у дозорных бездонная, трать сколько хочешь! И вот характерно, что мысль изменить баланс к Свету не с помощью магии, а косвенно, давая деньги на нужные дела, автору не пришла в голову. Антон ограничивается тем, что не сорит деньгами на роскошное барахло — и значит он истинный светлый, совесть у него чиста. Он даже у Гесера спрашивает не о такой возможности помочь людям, а о покупке себе дорогой машины.

Оценку я поставил «хорошо». Недостатков полно, но есть и весомый плюс: я прочитал книгу за один день. А после вспомнил, что есть множество книг, которым — знаю заранее — я поставлю «отлично»... Но до сих пор я их откладывал. Почему?! Ответа я не нашёл. Поэтому Новый дозор стал напоминанием об этих книгах, часть уже успел прочитать, оценка «отлично», как я и думал. И в том, что наконец взялся за них есть заслуга Лукьяненко.

Оценка: 7
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 апреля 2012 г.

Жил был на свете Антон Городецкий…

Вот она, которая уже по счету книга из цикла Дозоров. У нее есть один большой плюс и много минусов.

Плюс я отмечу сразу – это очень крепко сбитое, занимательное чтение. Время пролетает незаметно.

Теперь перейдем к недостаткам. У книги, к сожалению, отсутствует сколь-нибудь выраженная идея. Если не заниматься поисками скрытого смысла, то становится очевидно, что перед нами чисто коммерческий продукт рассчитанный на максимальную занимательность.

Не то чтобы это было плохо. Профессионалов в этой области у нас ох как мало, но от Сергея Лукьяненко мы традиционно ждем большего.

Продолжается замеченная еще во второй книге тенденция – автор на ходу меняет базовые структуры своего мира. Сумрак, Договор, отношения между Светлыми и Темными… все подверглось неоднократным изменениям в угоду сюжету. Читая книги цикла одну за другой можно легко заметить, что в начале не только герой (что понятно), но и сам автор представлял себе мир несколько по-другому. Можно сказать, что первый Дозор и последний описывают совершенно разные реальности.

Из мелочей неприятно резанула какая-то сиюминутность. Обилие пасхалок из культуры ЖЖ, которые уже через год будут никому не понятны. Шутки про телеведущую которая объясняла процесс обрезания с помощью свитера… Разъяснения что Антон Городецкий (чей образ, видимо, слишком тесно слился с образом Константина Хабенского) отнюдь не еврей… Если по хорошему зачем все это?

Раздражает обилие скрытой и не очень скрытой рекламы. Рекламируются напитки, магазины, банки… Одна из сюжетных веток приводит героев на

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тайвань
. При этом еще до выхода книги в свет было известно, что ее издадут на
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тайване
… Ну спасибо, хоть не макароны Макфа.

Но, повторюсь, если отбросить минусы останется очень крепкая развлекательная книга.

Оценка: 7
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июня 2013 г.

Вот и дошли мои руки до «Нового Дозора».

Скажу сразу, что особых ожиданий по поводу текста у меня не было: первые книги серии хорошо раскрыли мир, дали пару намеков и создали завершенность. Продолжать истории в мире Иных можно бесконечно долго, но нужно ли? Проблема в том, что в мире должен сохраняться баланс и не возникать ощущения надуманности. Из-за сложности продолжения, получилось как получилось.

Очень приятно было снова оказаться в московском отделении Ночного Дозора, рассмотреть персонажей, про которых читала несколько лет назад с большим удовольствием. Только почему-то кажется, что все эти годы развитие героев происходило как-то очень вяло, как будто их отложили в коробку до следующей книги.

Антон — посуровел, стал старше и продуманнее, но как-то внешне. В действительности же его поступки и размышления о мире какие-то несостоятельные, все больше заметно за ним образ мыслей какого-то жлоба, не в обиду ему будет сказано. Размышления с ленцой о загранице и судьбе России очень, очень, очень прямо и откровенно выдают нам самого автора. Этот момент меня раздражал еще в «Диптауне». Все-таки такая нарочитость больше подходит для школьного сочинения и писателя не красит.

Светлана — фактически, говорящий робот-жена. Непонятны изменения, характер, отношения с Антоном. Можно возразить, что и в жизни бывают женщины, которым вполне хватает домашнего хозяйства, и была она показана «в бытовом жанре». Но в прошлых книгах стояла за ней какая-то личность, сейчас уже нет... Может, места не хватило? Книга, к слову, получилась короткая.

Гесер, Ольга, другие дозорные — просто декорации... Гесер бытовой, обжитый, уютный, как неопасная знакомая часть мира.

Ход с полицейски Пастуховым понравился — выцепить старую историю интересней, чем создавать новую на пустом месте. Несколько занимательных наблюдений от Пастухова понравились.

О мире в целом: ждала более важных событий, наверное. Например, развитие потенциала Нади — козалось бы, ключевой момент для истории Светлых. Или тема инквизиции, посмертия (ведь открытие фальши седьмого слоя не может не повлиять на сознание Высшего Иного). Вместо этого — трудовые будни, размышлизмы русского человека, погони и схватки вполсилы с новыми существами. Пророки и Тигр оказались не то чтобы чужеродными, но какими-то слишком несоразмерно сильными по величине... Эпичность зашкаливает.

Рояли в кустах огромны:

»-Мы с трудом узнали косвенными путями о Тигре.

-Ой, а у нас как раз была женщина, занимающаяся занятными байками о Сумраке, она и дальнейшее развитие сюжета укажет, и к кому надо отправит...»

И в то же время меня не оставляет надежда, что после некоторого времени новый Дозор в голове ляжет как надо. А в целом, не понравилось только из-за одного: слишком явно выдается позиция автора и слишком мало чувства меры.

Оценка: 5
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2012 г.

Ох, чувствую, добавят щас в мою коллекцию пару сотен минусиков. Ну да ладно. Напишу как думаю. Ну средненько пишет Лукяненко, очень средненько. Его миры выглядят искуственно, даже написанные хорошо, оставляют впечатление придуманных нарочно. Будто автор специально рассчитывал : вот здесь подбавить неоднозначности, чтобы вызвать у читателя такое-то чувство, а здесь сантиментов чтоб получить такую-то реакцию. В качественной литературе этого не должно быть видно. А в последнее время автор просто «гонит метраж», ни идей оригинальных, ничего.

Если взять географическую аналогию, то некоторые писатели — как горные хребты, а Лукяненко так, плоскогорье. Есть отдельные горки повыше (вроде «Генома», первого «Дозора») и т.д., но нет вершин какие бывали например у Стругацких. И они навряд-ли уже будут, учитывая тенденции лукяненковских произведений.

ИМХО, конечно. кто обиделся — извините.

Оценка: 3
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 апреля 2012 г.

Выбирая меньшее зло, ты никогда не должен забывать, что всё-таки выбрал зло.

Город, как много в этом слове для человечества сплелось... Ещё на заре становления человеческой цивилизации люди озаботились защитой своего жилища от хищных зверей и не менее хищных сородичей. В пещерах всем места не хватало, да и с возникновением земледелия селиться стало выгоднее в местах равнинных, характерной особенностью которых было практически полное отсутствие пещер. А беззащитным чувствовать себя всё же никак не хотелось. Так поселения начали обзаводиться защитными стенами. Со временем поселения росли, количество жителей в них увеличивалось, как увеличивалось и количество различных ценностей, аккумулированных в ограниченном пространстве поселения, что очень часто становилось необоримым искусом для менее успешных или более воинственных соседей. Для защиты своей собственности жители строили всё более и более прочные стены, возводили целые крепости, так и возникли города — огороженные пространства. Со временем в каждом из них формировался свой особый уклад взаимоотношений жителей, а так же, зачастую, своя мифология. В современных мегаполисах место мифов прочно заняли городские легенды, став ещё одним пластом народного фольклора. Дальнейшая мифологизация городского пространства, что не удивительно, поставила себе на службу такой мощнейший источник мифов как литературу. В фантастике это выразилось в появлении такого направления, как городское фэнтези, осуществившее прямой сплав современной городской действительности, вполне знакомой каждому, с различными мистико-фэнтезийными субъектами. Большую популярность жанру обеспечил банальный эффект узнаваемости, когда читатель легко мог представить себя на месте героев произведения, потому как реалии, показанные в тексте были ему до боли знакомы — достаточно было просто выглянуть в окно. Ещё большего реализма добавляло то, что многие авторы местом действия своих историй выбирали конкретные города с их конкретными улицами, переулками, домами и дворами. Именно таким путем и пошел Сергей Лукьяненко, создавая свой популярный цикл о Дозорах.

Жил-был на свете Антон Городецкий, бросила жена, он грустил не по-детски... Э-э-э, это немного из другой оперы, но всё же первое, что приходит в голову, когда вспоминаешь про этого заслуженного Иного всея Руси. За свою пятнадцатилетнюю работу в Ночном Дозоре он во многое ввязывался и многого достиг. После полосы штормов насупил штиль, всё наконец-то устаканилось, жизнь вошла в привычную колею и теперь Антон более-менее спокойно нёс службу в Дозоре и на пару с супругой Светланой растил дочку Наденьку. Но это спокойствие было недолгим. Всё началось как всегда весьма безобидно, а вылилось в такой кошмар, что и представить страшно. И дернул же черт Гесера попросить Антона приютить у себя на несколько дней прилетевшего по делам из Нью-Йорка в Москву господина Уорнса, который, как на беду, оказался большим любителем выпить, да не в одиночку, а в компании. Четырехдневный запой организм принимающей стороны перенес стоически, однако стал требовать утреннего опохмела. Если бы не Уорнс, если бы он не пил и не спаивал Антона, то все последующие события могли бы или вообще не произойти, или начали бы развиваться по совершенно другому сценарию. Но всё совпало так, что именно Антон оказался в нужное время в нужном месте, а точнее, проводив наконец-то гостя-алкоголика, он засел в аэропортном баре дабы живительным пивом подлечить исстрадавшийся организм. Организм принял пиво как лекарство, но облегчение от него наступить не успело и виной всему оказался десятилетний жирдяй Кеша, которого мать насильно тащила через здание аэропорта к стойке регистрации. «Если дети — цветы жизни, то этот ребенок был цветущим кактусом». Кеша идти не хотел и выражал своё несогласие с матерью громким истошным ором. Но не сами громкие звуки, что так тягостно переносятся всеми похмельными гражданами, были причиной того беспокойства, что охватило Городецкого, а то, что именно орал пацан. А орал он, надо признать, интересные вещи: «Не хочу! Не хочу! Не хочу лететь! Мамочка, не надо! Мамочка, не хочу! Мамочка, самолет упадет!» Такая паника сама по себе слабо заинтересовала Антона, но просканировав ауру паренька он обнаружил, что тот довольно сильный неинициированный Иной, а самолет и вправду не должен долететь до места назначения. Из всего этого он сделал выводы, что перед ним не просто Иной, а Предсказатель или даже Пророк.

Наибольшую популярность цикл о Дозорах обрел с выходом в свет экранизации Тимуром Бекмамбетовым первой части первого романа. Через некоторое время, дабы закрепить успех, на экраны вышло продолжение, а книги про Дозоры стали сметать с полок как горячие пирожки. Хабенский бегал на экране с лампой дневного света и орал: «Всем выйти из Сумрака», а «УмаТурман» с хрипотцой пела про «треснул мир напополам». И даже я поддался на рекламные завлекухи и, до того времени практически не смотревший российские фильмы, сходил на него в кино, а затем, хотя российскую фантастику почти не употреблял, купил себе все три вышедших на тот момент романа цикла. Мои худшие ожидания не оправдались и книги оказались вполне интересными, увлекательными и, что не удивительно, гораздо более качественными, чем их киновоплощение. Последовавшая вскоре на волне успеха четвертая часть показалась мне самой слабой из всех, но и она не отбила желание при случае вернуться в мир Дозоров.

Со времени выхода «Последнего дозора» наш мир несколько изменился и, как его отражение, изменился и мир Дозоров: «В наше время даже добрые волшебники стараются выглядеть злыми». Сам Антон утратил многие иллюзии и повзрослел, как говорит бывшая ведьма Арина: «Ты... заматерел, Антон». Он порастерял былой оптимизм и укротил альтруизм, приобрел более прагматичный взгляд на мир, своё отношение к нему и своё место в нём: «Мы бюрократы, следящие за соблюдением законов, которые не нравятся нам самим. Мы собаки, которые берегут стадо от волков, но не кусают пастухов, которые делают вечерком шашлык». «Ты — не человек. Ты — Иной. Это не лучше и не хуже... это иначе. Беды и проблемы людей тебя отныне не касаются, а ты — не касаешься их». Но в месте с тем он стал больше задумываться о роли Иных в обществе, об их влиянии на развитие человеческой цивилизации и о том, что бы было, если бы магия ушла из мира и возможность черпать силу из Сумрака пропала: «Те люди, что отказываются от возможной инициации и остаются людьми, поступают, наверное, мудро. Глупо, но мудро...» Главный герой изменился, но сложившиеся обстоятельства требуют от него постоянно переступать через самого себя и решать сложные нравственные дилеммы: «Высокие чувства, благородные порывы, бесшабашная смелость, отчаянная жертвенность — это всё прекрасно. Но должна быть причина. Настоящая. Иначе все твои светлые устремления — не больше чем глупость». При чтении текста у меня постоянно возникало ощущение, что де-факто являясь главным героем, Антон в романе отнюдь не главный — уж очень похоже всё, что делал Гесер на попытки манипулирования, ведь не даром он признался в том, что дочь Ворона Надя стала Абсолютной Иной совсем не случайно и её появление часть большого плана по защите всех Иных на планете: и Светлых, и Темных. Его роль, как и роль Завулона — находиться в тени и подталкивать события в нужную для них сторону, и цель у них обоих явно одна. Причем в самом начале Гесер утверждает одно:

»- Борис Игнатьевич, вы, как я вижу, поняли, что происходит...

- Ни черта я не понял, Антон, — ответил Гесер. — Ни черта. Я даже не слышал ни о чём подобном. И это... — Он пожевал губами, подбирая подходящие слова. — Это меня пугает».

А дальнейшие события выявляют несколько другое. И не удивительно, что однажды Городецкий не выдерживает давления: «Жизнь всегда сложнее, чем мы её себе представляем. Хватит! Мне надоело, понимаешь? Надоело решать за других! Надоело защищать Ночной Дозор! Надоело сражаться за добро! Всё надоело!» Тревога за близких помноженная на ответственность принятия решения и выбора меньшего из зол превращают его жизнь в ад, ведь «так уж в жизни устроено, что чья-то жизнь — это всегда чья-то смерть», и он постоянно задает себе вопрос: «Ты готов умереть за незнакомого тебе паренька?»

Тема Пророчеств сказанных, услышанных и осуществленных является стержнем, скрепляющим воедино весь сюжет романа. Как они влияют на возможность развития будущих событий? Отсекают ли они возможные вероятности или всего лишь увеличивают энергии отдельных веток развития событий? Как влияют Пророчества на Пророка и почему Тигр ведет на них охоту? Кстати, о Тигре. По мнению автора «Тигр — это шпоры, это плеть, подстегивающая пророка. Тигр торопит, вынуждает побыстрее произнести главное пророчество». Но он, с одной стороны обладая самосознанием, с другой является персонификацией стихийной силы, этаким инструментом саморегуляции системы, коим являлись и Зеркала, восстанавливающие пошатнувшийся баланс сил между Ночным и Дневным Дозорами. Отношения Тигра и Пророка не так однозначны, как может показаться на первый взгляд, первый преследует свои неявные цели, а второй, как правило, является заложником собственного дара: «Пророчество — это прорвавшийся нарыв».

Создавая своё произведение, автор постарался сделать, с одной стороны, текст легко читаемым, а с другой — насытить его различными моральными проблемами, важнейшей из которых является проблема выбора. В первой части истории упор сделан на приключенческо-драйвовую составляющую, в остальных же частях немало места уделено на анализ моральных аспектов деятельности Иных ( «- Всех не пожалеешь. Если ради слезинки одного ребенка должны пролить кровь десятки Иных — пусть ревет» )и на различные общечеловеческие вопросы: «Что же должно с нами случиться, чтобы мы поняли — надо беречь то, что мы имеем, каждое дерево в бескрайнем лесу, каждую речушку, что и на карту-то не наносят, каждое село в пять дворов, каждого солдата, призванного в армию, каждого обывателя, уныло тянущего свою лямку... Что нас должно изменить?» По тексту разбросано много остылок к нашей действительности: здесь есть и Павел Глоба (он же прорицатель Сергей Глыба, Высший Светлый), Роулинг пишет «Гарри Поттера» по заказу лондонского отделения Дозоров, ведьма Арина учит молодого Ивана Ефремова: «Я как-то спорила об этом с одним питерским студентом, смышленый был парень. Обьясняла ему, что общество — оно балансирует на лезвии бритвы». Гесер осваивает «Мак» и ездит на «BMW», который на самом деле двадцать первая «Волга», которая как бы «Роллс-Ройс Фантом», на втором уровне Сумрака, а супруга Антона сравнивает его с небезызвестным доктором Хаусом.

Итог: на мой взгляд роман таки получился. Начав его читать, я проглотил текст меньше чем за сутки, выкраивая для чтения любое свободное время. Интрига закручена весьма умело, и, хотя общее развитие событий начинает просчитываться весьма рано, напряжение всё равно держится, ведь хочется узнать, как именно Антон выкрутится из создавшейся ситуации. Огорчает лишь самый финал, жаль, что господин Лукьяненко свел всё к несколько банальному хэппи-энду, на мой взгляд финальное вмешательство Тигра было явно лишним, но что получилось, то получилось. Тем не менее я могу с легкой совестью рекомендовать роман для ознакомления — он дает возможность и развлечься и посопереживать героям, что весьма неплохо. Надеюсь, продолжение следует, ведь «герои всегда выпутываются, если автор их любит... и если не устал от них».

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2012 г.

Толкиен вытащил «Властелина колец» за кольцо, а Лукьяненко свой «Новый дозор» — за двух пьяных полисменов. Вот и результаты несравнимы, конечно, потому что книга о Городецком все же скорее ностальгическая, взывающая к опыту «дозорного» читателя, нежели книга новаторская и выводящая серию на новый уровень. Все та же поездка в экзотическую страну, все те же странные отношения Городецкого с Завулоном, которые сразу же акцентируются автором. Читатель улыбается, вновь погружаясь в знакомую атмосферу, — но и только. Потому что дальше эти узнаваемости начинают напоминать нечто иное. Был в «Последнем...» сюжетный ход с переводом текста и его нюансами — и вот он есть здесь. Раздумывал герой над судьбой России? Да, и вот она — публицистика, лоснится и играет всеми цветами.

Вообще, очень спорная композиция получилась, в которой собственно публицистики едва ли не столько же, сколько и сюжета. Немотивированные пространные диалоги «в никуда», которые не работают на конфликт, на сквозное действие (Семен и Антон о семейной жизни — потрясающий набор банальностей как для писателя с таким опытом и такими книгами в прошлом). Походы Высшего Светлого с целью познать жизнь простого человека откровенно филлерны: ну не в этой книге должен умный и светлый Антон пережить такие банальности, не в этой, это же азы, которым место хотя бы в «Сумеречном...». Нет, конечно, понятно, что сюжетно нужно было лишить Светлого магических сил, но зачем так грубо?

Ровно два момента, над которыми мне захотелось остановиться: характеристика Кеши («зато он добрый и умный» — очень жизненное и тонкое наблюдение) и сценка на стадионе со сбрендившим Светлым. Собственно, все.

«Ну, еще один дозор», «Честно-честно самый последний дозор», «Вот теперь, ей-богу, последний дозор...».

Все же «читабельно» и «так себе» — это не то, что хотелось бы запомнить о новой книге приятной в общем серии.

Оценка: 5
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2015 г.

Пятая история об Антоне Городецком, и я уже устал. Усталость или снижение качества чтива всему виной, или и то и другое, но удовольствия от книги я почти не получил. Разделение на три части совсем условно, перед нами, как и в «Последнем Дозоре», единый цельный роман.

В плане сюжета все печально — это просто невразумительная жвачка. Городецкий обнаруживает мальчика-пророка, который скоро сделает свое главное пророчество, которое не должно быть услышано, ибо уничтожит Сумрак. И вот за пацаном охотится Тигр – воплощение Сумрака, чтобы предсказание не было произнесено.

Читается легко, но уже без огонька и не цепляет. Нет в книге ничего особенного. Персонажи не развиваются (даже по уровням), мир не расширяется, лишь плодятся лишние сущности. Лично я так и не смог адекватно воспринимать этого Тигра: ну не вписывается он в этот выдуманный мир, не вписывается. Пришит белыми нитками на живое.

Если «Дневной Дозор» я считал почти филлером, то «Новый Дозор» – филлер полноценный. Продолжение, которое не нужно, и если бы не существовал «Шестой Дозор», то я бы сказал, что чтение цикла стоит останавливать на четвертом томе. А так – впереди еще одна книга, которую я открываю без предвкушения, а лишь с тоской уставшего человека.

Оценка: 5
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 мая 2012 г.

Только-только дочитала. Ну что я скажу, вторая книга за год, которую кушала, не отрываясь, которая тянула, завала и требовала быть поскорее дочитанной. Тут Сергей Василич ничуть не изменился. Да и вообще, молодец Сергей Васильевич. Написал достойное продолжение достойной серии.

Буду хвалить по пунктам, ибо так удобнее. Хвалю:

1. За «игру на повышение». Кот в сапогах ниже об этом написал, посему углубляться не стану. Но мне тоже интересно, что автор собирается делать дальше.

2. За обилие текстовых ловушек. Когда-то такой ловушкой для меня стала мысль, что когда прорывается в человеке сущность иного, он начинает все время натыкаться на одинаковые цифры в электронных часа. 11:11 или 21:21. С тех пор в моей семье завелась игра. Кто первым такие цифры увидел, тот вопиет: «Одиннадцать, одиннадцать, я иной!» Оч. весело! В этом дозоре тоже порядком всяких прикольных рассуждалок. Про имена, например — распространенные и нераспространенные, и про их влияние на судьбу человека.

3. За близкие мне размышления о судьбах Родины. Меня идея маятника от свободы к несвободе порадовала. Ну и остальное очень даже. Ничего отторжения не вызвало, все к месту, все по делу, все глубоко.

4. За отличную концовку. Лукьяненко часто ругают/ругали за скомканные финалы. Тут никакой скомканности нет и в помине. Всего в меру. В меру букв, в меру эмоций, в меру трогательности, в меру героизма ГГ. Молодец автор!

5. За умность. Черт возьми, за в общем-то развлекательным текстом стоит личность очень большого объема, поэтому в книгах Лукьяненко никогда не бывает тесно. И здесь, такое ощущение, этот объем очень серьезно подрос за последние годы.

Ругать тоже буду. Ибо нефиг.

1. Середина провисла. Слишком много рассуждений, слишком мало действия. Даже несколько страниц пролистать пришлось. Вот чесслово!

2. В сражение Арины и Антона не поверила. Нет, с обменом одеждой круто, но вот эмоции в самый напряженный момент фальшивят. Даже не заню, почему.

3. Семейная сторона жизни ГГ проседает. И главное герой же поговорил на эту тему с Семеном (надеюсь, не путаю), но почему-то в жизни Городецкого ничего не изменилось. Как была манная каша, так и осталась. Впрочем, я подозреваю, дело в Светлане. Она у Лукьяненко с самого начала не получилась. Амеба амебой. Может, Городецкого с ней в следующей книге развести и женить на ком-нибудь повеселее? Или уж Светлане перца добавить? Ну, Сергей Васильевич, ну Вы же можете! Иначе Антона надо убирать с первых позиций и выводить вперед кого-нить помоложе да погорячее.

4. И главное, стих про тигра! После менталиста он смотрелся малость вторично. Понимаю, на нем все было построено, но... не стоило, не стоило.

И все-таки 10. Потому что потому!

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу