fantlab ru

Максим Горький «Старуха Изергиль»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
417
Моя оценка:
-

подробнее

Старуха Изергиль

Рассказ, год (год написания: 1894)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 75
Аннотация:

Герой рассказа беседует со старухой-цыганкой, которая поведала ему три истории: о человеке, наказанном за гордость, о горящем сердце Данко и — о себе самой...

Примечание:

Впервые напечатано в «Самарской газете», 1895, номер 80, 16 апреля; номер 86, 23 апреля; номер 89, 27 апреля.



В произведение входит:


7.50 (69)
-
1 отз.
8.00 (288)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:



Избранные сочинения
1947 г.
Собрание сочинений в тридцати томах. Том 1. Повести , рассказы, стихи. 1892-1894
1949 г.
Избранные произведения
1952 г.
Старуха Изергиль
1954 г.
Старуха Изергиль. На дне. Мать. В. И. Ленин
1957 г.
Избранные произведения
1958 г.
Собрание сочинений в восемнадцати томах. Том 1. Произведения 1892-1896
1960 г.
Избранное
1968 г.
Избранное
1968 г.
Избранные произведения
1968 г.
Полное собрание сочинений. Художественные произведения в двадцати пяти томах. Том первый. Рассказы, очерки, наброски, стихи. 1885-1894
1968 г.
Избранное
1970 г.
Макар Чудра и другие рассказы
1970 г.
Ранние рассказы
1971 г.
Рассказы и очерки
1973 г.
Макар Чудра и другие рассказы
1974 г.
Рассказы. Очерки. Воспоминания. Пьесы
1975 г.
Избранное
1977 г.
Макар Чудра и другие рассказы
1977 г.
Рассказы. Пьесы. Мать
1977 г.
Рассказы
1978 г.
Собрание сочинений в 16 томах. Том 1
1979 г.
Старуха Изергиль. На дне. Мать. В.И. Ленин
1979 г.
Ранние рассказы
1980 г.
Старуха Изергиль
1980 г.
Ранние рассказы
1982 г.
Рождение человека
1982 г.
Избранное: Рассказы. Очерки. Пьесы
1983 г.
Рассказы
1983 г.
Макар Чудра. Ранние произведения
1984 г.
Избранное
1986 г.
Повести и рассказы
1986 г.
Струна звенит в тумане…
1987 г.
Избранные произведения в трёх томах. Том 1
1987 г.
Рассказы. Повести. Пьесы
1987 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 1
1987 г.
Макар Чудра и другие рассказы
1988 г.
Рассказы и повести. Сказки об Италии
1988 г.
Старуха Изергиль
1988 г.
Избранное
1989 г.
Цветок папоротника
1990 г.
Заколдованная жизнь
1997 г.
Русский рассказ
2002 г.
Избранное
2002 г.
Рассказы. Детство. На дне. Фома Гордеев
2002 г.
Рассказы. Пьесы
2004 г.
На дне
2005 г.
Рассказы. Пьесы
2007 г.
Золотая русская классика
2009 г.
Повести. Рассказы. Дневники
2009 г.
Старуха Изергиль, Макар Чудра и другие...
2011 г.
Макар Чудра
2013 г.
Песня о Соколе
2014 г.
Мистика Серебряного века русской литературы
2014 г.
Макар Чудра
2016 г.
Старуха Изергиль
2017 г.
На дне
2017 г.
На дне. Детство. Песня о Буревестнике. Макар Чудра
2018 г.
На дне. Старуха Изергиль. Челкаш. Рассказы
2019 г.
На дне. Старуха Изергиль. Челкаш. Рассказы
2019 г.
Рассказы и сказки
2019 г.
Старуха Изергиль
2019 г.
Старуха Изергиль. Рассказы
2019 г.
Малое собрание сочинений
2020 г.
На дне
2020 г.
На дне
2022 г.
На дне
2023 г.

Аудиокниги:

Макар Чудра. Челкаш. Старуха Изергиль
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Антологиjа руске приче. XX век. Књига 1
2020 г.
(сербский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ наполнен символизмом и, для пущей убедительности, в него вплетены две легенды: о Талле и о Данко. А поведает обо всём этом, да ещё и расскажет про свою жизнь, старуха-цыганка, с которой рассказчик сталкивается в Бессарабии. Надо сказать, что контраст с молодым рассказчиком и древней старухой, которая стала «похожа на тень» очень яркий и тем восхитительней кажется образный язык умудрённой жизнью женщины. Должно быть, каждый из нас замечал, с каким интересом порой, слушаются рассказы стариков, каким весом обладают их слова и как на философский лад настраивается сознание, пытаясь ловить всё, что может нам пригодиться в жизни.

В легендах, рассказанных старухой Изергиль рассказывается о гордыне и гордости, а история её жизни перекликается с разным её возрастом. Юная и безумно красивая цыганка сводит с ума разных мужчин и для того, чтобы получить их любовь ничего не делает. Гордыня переполняет её и она считает себя свободной от разных догм и моральных ограничений. Прямая параллель с легендой о Ларре очевидна. В ней повествуется о красивом молодом человеке, который в своей гордыне не останавливался ни перед чем и, в конце концов, она то и стала его проклятием.

А вот когда вторая половина жизни замаячила на горизонте, уже и Изергиль приходится наступать на горло своей гордыне — красота увядает, а любовь возраста не имеет. Но в сердце её остаётся гордость, и теперь ей приходится жертвовать ради любви. Здесь уже параллели с легендой о Данко, в которой молодой человек жертвует своим сердцем ради любви к людям.

Замечательный, высоколитературный рассказ, наполненный незамысловатой философией, интересными сюжетными параллелями и... описаниями жизни в чужом краю, которые настраивают читателя на нужный для восприятия произведения лад.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ замечательный!

Эстетичный и приятный слог погружает в мир символов и аллюзий, где сказки старухи Изергиль переплетаются с ее собственной жизнью.

Акцент в произведении сделан на том вызове, который бросает человек окружающему миру и грозным обстоятельствам. Сильные и независимые герои, каждый со своей судьбой и со своим нравственным уроком.

Написано, повторюсь, невероятно хорошо. Чтение приятно согревает тягу к прекрасному, а огненное сердце Данко воспламеняет горящими образами воображение читателя.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если считаете, что братья Гримм писали жестокие сказки, почитайте «Старуху Изергиль».

Первый рассказ. Огромный орел похитил из деревни девушку, каким-то образом изнасиловал ее, после чего у нее родился сын. Когда парень вернулся в деревню, он ударил первую же попавшуюся девушку, после чего ногой пробил ей грудь, отчего она умерла...

Второй рассказ тоже обычным не назовешь. Он про любовные похождения Изергиль с 15 лет. Среди ее любовников — румыны, гацулы, поляки, турки, венгры, евреи, старики, подростки, убийцы, торговцы...Жила в гареме, работала проституткой. Не маркиз де Сад, конечно, но тоже неплохо.

Третий рассказ про Данко и его сердце, наверное, знают и помнят все. Но не все помнят, что люди, которых он вывел из леса, потом специально наступили на его пылающее сердце ногой.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, Горький был настоящим писателем.

Во-первых, его язык. Это не язык, это просто чудо. Мало кто может так живо, ярко, так сочно изображать происходящее кругом. Ты как будто сам оказываешься на берегу моря, недалеко от тебя — бескрайняя степь, рядом сидит старуха Изергиль и рассказывает легенды... И хочется слушать их, и слушать, и слушать. Легенда о Ларре, легенда о Данко... История самой Изергиль...

Постойте-ка. Разве легенды главное в этом произведении? Я так не думаю. Сразу бросается в глаза название: «Старуха Изергиль». Этот рассказ — лишь частично о легендах. Это рассказ о прошлом, о том живом, что уходит или скоро уйдет из жизни. Не зря же Изергиль часто повторяет автору: нынешние люди не умеют жить. Жизнь Изергиль — это целая история. И, как в любой истории, здесь есть грустное и веселое, доброе и злое. Но это — жизнь. Изергиль жила полноценной жизнью. Горький, должно быть, хочет нам сказать, что люди зачастую просто не умеют жить, используя слова Изергиль. «Старуха Изергиль» — это то чудесное прошлое, полное историй, мудрости, которое постепенно уходит от нас.

Ну и, конечно, легенды. Такой сказочности, описательности, такого яркого раскрытия окружающих пейзажей редко где увидишь. Вообще этим писатели фэнтези должны заниматься, вот только далеко, далеко не у всех это получается так, как у Горького.

Горький — мастер.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне рассказ понравился. Интересный, динамичный и одновременно спокойный создающий атмосферу.

Подозреваю, что мы не всю школьную программу проходили на уроках литературы. Потому что достаточно много времени посвящали каждому произведению. Но «Старуха Изергиль» мы проходили. Мы, а не я ибо проболел и почему-то не пожелал наверстывать. Так что представление у меня об этом произведении были очень абстрактные, а точнее никаких кроме желания переделать в Извергиль. При этом Горящее сердце Данко я читал не один раз, в оранжевой книжке http://fantlab.ru/edition80986, но с самим рассказом это никак не ассоциировалось.

Наткнулся в своей электронной книге. И с удовольствием прочитал. Очень хорошо получился контраст между сегодняшней старухой и страстной девчонкой, которой она была. Хотя, несмотря на попытки автора уверить, что сейчас старуха уже не та, живёт только воспоминаниями и взгляд потух, я ему не поверил. И сейчас за ней чувствуется сила и страсть.

Истории Изергиль не соотвествуют стандартному представлению о морали, в них движущей силой является любовь и страсть. Кроме двух мифических героев, мы знакомимся , пусть и схематично, с мужчинами из жизни Извергиль, с храбростью и трусостью, предательством и самоотверженностью.

Легенды действительно сильные и возможно иногда кажется, что рассказ написан ради них. Потому что легенды без атмосферы получаются немного другими. История Лара — раскрытая тема истории Каина (не в смысле, что Каин вел себя как Лар, а в смысле как поведёт себя человек обреченный на жизнь не зависимо от своих последующих преступлений).

История Данко сильнее и многозначнее. Если также проводить библейские аналогии, то можно сравнивать с Моисеем и ропотом, как только что-то шло не так. Но Данко справился сам принимая сложные и героические решения.

В детстве я конечно не обратил внимание, что в Горящем Сердце погибло не сильно меньше людей, чем в истории с Ларом. Запомнился только факел, которым Данко освещал путь всем.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, что люблю раннего М. Горького. Я обожаю «На дне», «Дачников», «Жизнь Клима Самгина», автобиографическую трилогию. А вот раннее творчество, которое связано на прямую с моим городом немножко не моё. Слишком уж много Ницше, слишком уж всё СВЕРХ!

Два сверхчеловека на один небольшой рассказ — это всё же слишком, хотя выстроен всё абсолютно правильно, логически верно: от сверхэгоизма через своеволие человека, наказанного одиночеством, к сверхальтруизму. «Что сделаю я для людей?» — кричит Данко, разрывая себе грудь и освещая своим сердцем путь этим людям к солнцу. А осторожный человек наступает на это сердце. И так будет всегда. Но, по мнению писателя, есть только два процесса: гниение и горение. Вот каждый для себя и выбирает: гнить, истлевать, обращаясь в тень, примеряться к жизни или гореть, озаряя жизнь другим?

Сильно, мощно, но сказка. Слишком много приёмов намешано, чтобы я это полюбила по-настоящему. Уважаю писателя Горького. Но сверхлюдей не люблю даже в книгах.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда задавался вопросом, что представляет собой человеческая гордость. Две легенды, рассказанные Изергиль, отразили «пропасть и вершину» человеческого духа. Легенда о Ларре служит уроком для любого человека, что излишняя эгоцентричность несет ему одиночество и угрозу окружающим людям. Легенда же о Данко — это настоящий гимн человеку, имеющему великую волю и мужественное сердце, пожертвовать собой во имя своего народа. Легенда о Данко это источник вдохновения на свершения подвигов нынешним и будущим поколениям ради жизни, свободы и будущего всего человечества.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх