fantlab ru

Фёдор Достоевский «Преступление и наказание»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.58
Оценок:
2788
Моя оценка:
-

подробнее

Преступление и наказание

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 244
Аннотация:

Родион Раскольников — стеснённый в средствах студент. Он ютится в крохотной комнате и размышляет о справедливости. Ради неё он осмысленно совершает преступление и получает наказание: страшась расплаты, испытывая муки совести, невольно стремясь к раскаянию. Главный герой окружён людьми: хорошими и плохими, великодушными и подлыми, несчастными в жизни и светлыми в душе. И лишь один из них — Порфирий Петрович — способен Раскольникова раскрыть. И лишь одна из них — Соня Мармеладова — призвать раскаяться.

Примечание:

Впервые опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№№ 1, 2, 4, 6-8, 11-12).


Входит в:

— антологию «Les Maîtres de la Peur», 1927 г.

«Театр FM», 2004 г.


Награды и премии:


лауреат
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1995 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Американских писателей детективов (MWA). (24 место)

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Экранизации:

«Преступление и наказание» / «Crime et châtiment» 1956, Франция, реж: Жорж Лампен

«Преступление и наказание» 1969, СССР, реж: Лев Кулиджанов

«Преступление и наказание» / «Rikos ja rangaistus» 1983, Финляндия, реж: Аки Каурисмяки

«Преступление и наказание» / «Crime and Punishment» 2002, Великобритания, реж: Джулиан Джаррольд

«Преступление и наказание» 2007, Россия, реж: Дмитрий Светозаров



Похожие произведения:

 

 


Преступление и наказание
1882 г.
Полное собрание сочинений в шести томах. Том 3
1885 г.
Полное собрание сочинений в 12 томах. Том 5
1888 г.
Полное собрание сочинений в 12 томах (А.Ф. Маркс). Том 5
1894 г.
Преступление и наказание
1900 г.
Литературные вечера
1910 г.
Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевскаго. Том 8
1911 г.
Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевскаго. Том 9
1911 г.
Собрание сочинений в 14 томах. Том 7
1922 г.
Полное собрание художественных произведений. Том 5
1926 г.
Преступление и наказание
1930 г.
Бедные люди
1931 г.
Преступление и наказание
1935 г.
Преступление и наказание
1941 г.
Избранные сочинения
1946 г.
Избранные сочинения
1947 г.
Преступление и наказание
1948 г.
Преступление и наказание
1953 г.
Преступление и наказание
1955 г.
Преступление и наказание
1956 г.
Преступление и наказание
1956 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 5. Преступление и наказание (роман в шести частях с эпилогом)
1957 г.
Избранные сочинения в двух томах. Том 1
1962 г.
Преступление и наказание
1965 г.
Преступление и наказание
1966 г.
Преступление и наказание
1969 г.
Преступление и наказание
1970 г.
Преступление и наказание
1970 г.
Преступление и наказание
1970 г.
Преступление и наказание
1970 г.
Преступление и наказание
1970 г.
Преступление и наказание
1970 г.
Преступление и наказание
1970 г.
Преступление и наказание
1970 г.
Преступление и наказание
1971 г.
Преступление и наказание
1971 г.
Преступление и наказание
1971 г.
Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 6
1973 г.
Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 7
1973 г.
Преступление и наказание
1973 г.
Собрание сочинений в 17 томах. Том 6
1973 г.
Собрание сочинений в 17 томах. Том 7
1973 г.
Преступление и наказание
1974 г.
Преступление и наказание
1975 г.
Преступление и наказание
1976 г.
Преступление и наказание
1976 г.
Преступление и наказание
1977 г.
Преступление и наказание
1977 г.
Преступление и наказание
1977 г.
Преступление и наказание
1978 г.
Детям
1979 г.
Преступление и наказание
1979 г.
Преступление и наказание
1979 г.
Преступление и наказание
1979 г.
Преступление и наказание
1980 г.
Преступление и наказание
1981 г.
Преступление и наказание
1981 г.
Преступление и наказание
1981 г.
Преступление и наказание
1982 г.
Преступление и наказание
1982 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 5
1982 г.
Преступление и наказание
1983 г.
Преступление и наказание
1983 г.
Преступление и наказание
1983 г.
Преступление и наказание
1983 г.
Преступление и наказание
1983 г.
Преступление и наказание
1983 г.
Преступление и наказание
1983 г.
Преступление и наказание
1983 г.
Преступление и наказание. Бедные люди. Дядюшкин сон
1983 г.
Преступление и наказание
1984 г.
Преступление и наказание
1984 г.
Преступление и наказание
1985 г.
Преступление и наказание
1986 г.
Преступление и наказание
1987 г.
Преступление и наказание
1987 г.
Преступление и наказание
1988 г.
Преступление и наказание
1988 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 5
1989 г.
Ф. М. Достоевский. Избранные сочинения
1990 г.
Бедные люди. Преступление и наказание
1992 г.
Преступление и наказание
1993 г.
Преступление и наказание
1994 г.
Преступление и наказание
1994 г.
Преступление и наказание
1994 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 2
1994 г.
Игрок. Преступление и наказание
1995 г.
Преступление и наказание
1995 г.
Преступление и наказание. Идиот (в сокращении)
1996 г.
Избранное. В двух томах. Том 1
1997 г.
Преступление и наказание
1997 г.
Том первый. Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание
1997 г.
Преступление и наказание
1998 г.
Преступление и наказание
1998 г.
Собрание сочинений в 20 томах. Том 5
1998 г.
Собрание сочинений в 20 томах. Том 6
1998 г.
Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в четырех томах. Том I. Преступление и наказание
1999 г.
Преступление и наказание
2001 г.
Преступление и наказание
2001 г.
Федор Достоевский. Сочинения
2001 г.
Белые ночи. Бедные люди. Преступление и наказание
2002 г.
Белые ночи. Бедные люди. Преступление и наказание
2002 г.
Преступление и наказание
2002 г.
Преступление и наказание
2002 г.
Преступление и наказание
2003 г.
Преступление и наказание
2003 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
2003 г.
Ф. М. Достоевский. Избранные произведения в 3 томах. Том 3. Преступление и наказание
2004 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 7
2005 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Преступление и наказание
2005 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 7
2006 г.
Преступление и наказание
2006 г.
Преступление и наказание
2006 г.
Преступление и наказание
2006 г.
Преступление и наказание
2006 г.
Преступление и наказание
2006 г.
Преступление и наказание
2006 г.
Полное собрание сочинений. Канонические тексты. Том 7
2007 г.
Преступление и наказание
2007 г.
Преступление и наказание
2007 г.
Преступление и наказание
2007 г.
Преступление и наказание
2007 г.
Преступление и наказание
2007 г.
Преступление и наказание
2007 г.
Преступление и наказание
2007 г.
Преступление и наказание
2007 г.
Преступление и наказание
2007 г.
Преступление и наказание. Подробный комментарий, учебный материал, интерпретации
2007 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание (комплект из 2 книг)
2008 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 5
2008 г.
Собрание сочинений в 9 томах. Том 3. Преступление и наказание
2008 г.
Преступление и наказание
2009 г.
Преступление и наказание
2009 г.
Преступление и наказание
2009 г.
Преступление и наказание
2009 г.
Ф. М. Достоевский. Романы
2009 г.
Федор Достоевский. Полное собрание романов в 2 томах. Том 2
2009 г.
Преступление и наказание
2010 г.
Преступление и наказание
2010 г.
Преступление и наказание
2010 г.
Преступление и наказание
2010 г.
Преступление и наказание
2010 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
2010 г.
Детям
2011 г.
Преступление и наказание
2011 г.
Преступление и наказание
2012 г.
Преступление и наказание
2012 г.
Преступление и наказание
2012 г.
Преступление и наказание. Том 1
2012 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 5
2012 г.
Собрание сочинений в одной книге
2012 г.
Преступление и наказание
2012 г.
Преступление и наказание
2012 г.
Преступление и наказание
2012 г.
Преступление и наказание
2013 г.
Преступление и наказание. Идиот
2013 г.
Преступление и наказание. Идиот
2013 г.
Преступление и наказание
2013 г.
Преступление и наказание
2013 г.
Преступление и наказание
2014 г.
Преступление и наказание
2014 г.
Преступление и наказание
2014 г.
Преступление и наказание
2015 г.
Преступление и наказание
2015 г.
Преступление и наказание
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 5
2015 г.
Преступление и наказание
2015 г.
Преступление и наказание
2016 г.
Преступление и наказание
2016 г.
Том шестой
2016 г.
Преступление и наказание
2016 г.
Преступление и наказание
2016 г.
Преступление и наказание
2016 г.
Преступление и наказание
2016 г.
Федор Достоевский. Собрание сочинений
2017 г.
Преступление и наказание
2017 г.
Преступление и наказание
2018 г.
Преступление и наказание
2018 г.
Преступление и наказание
2018 г.
Преступление и наказание
2018 г.
Преступление и наказание
2018 г.
Преступление и наказание. Идиот
2018 г.
Преступление и наказание
2019 г.
Преступление и наказание
2019 г.
Том седьмой
2019 г.
Преступление и наказание
2019 г.
Преступление и наказание
2020 г.
Преступление и наказание
2021 г.
Преступление и наказание
2021 г.
Преступление и наказание. Т. 4
2021 г.
Преступление и наказание. Том I
2021 г.
Преступление и наказание. Том II
2021 г.
Преступление и наказание
2021 г.
Преступление и наказание
2022 г.
Преступление и наказание
2022 г.
Преступление и наказание
2023 г.
Преступление и наказание
2023 г.
Преступление и наказание
2023 г.
Преступление и наказание
2023 г.
Преступление и наказание
2023 г.
Преступление и наказание
2023 г.

Аудиокниги:

Преступление и наказание
2003 г.
Преступление и наказание
2004 г.
Преступление и наказание
2005 г.
Преступление и наказание
2005 г.
Преступление и наказание
2005 г.
Преступление и наказание
2005 г.
Преступление и наказание
2005 г.
Преступление и наказание
2006 г.
Преступление и наказание
2006 г.
Преступление и наказание
2007 г.
Преступление и наказание
2007 г.
Бесы. Идиот. Преступление и наказание. Братья Карамазовы
2010 г.
Русская классика. Лучшее
2010 г.
Неточка Незванова. Униженные и оскорбленные. Игрок. Записки из подполья. Преступление и наказание
2011 г.
Преступление и наказание
2013 г.
Школьная хрестоматия. Ф. М. Достоевский
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Les Maîtres de la Peur
1927 г.
(французский)
Crime and Punishment
1993 г.
(английский)
Crime and Punishment
1993 г.
(английский)
Schuld und Suhne
1996 г.
(немецкий)
Crime and Punishment
1997 г.
(английский)
Crime and Punishment
2000 г.
(английский)
Преступление и наказание
2000 г.
(английский)
Crime and Punishment
2001 г.
(английский)
Schuld und Suhne
2003 г.
(немецкий)
Crime and Punishment
2004 г.
(английский)
Crimen y castigo, 1
2004 г.
(испанский)
Crimen y castigo
2005 г.
(испанский)
Crimen y castigo
2006 г.
(португальский)
Crime and Punishment
2007 г.
(английский)
Crime and Punishment
2008 г.
(английский)
Crime and Punishment: A Graphic Novel
2008 г.
(английский)
Crimen y castigo, 2
2008 г.
(испанский)
Delitto e castigo
2008 г.
(итальянский)
Преступление и наказание
2008 г.
(английский)
Crime et chatiment
2009 г.
(французский)
Delitto e castigo
2012 г.
(итальянский)
Crime and Punishment
2014 г.
(английский)
Crime and Punishment
2017 г.
(английский)
Crime and Punishment
2017 г.
(английский)
Crime and Punishment / Преступление и наказание
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и большинство оставивших отзывы, я также читал этот роман только в школе. По происшествии сорока лет перечитал. Впечатление сногсшибательное. Очень коротко о том, на что больше всего обратил внимание.

Атмосфера – бесподобная в своей жути. В неё погружаешься с головой.

Два десятка персонажей прорисованы с немыслимой (и пугающей) глубиной, оторопь берет от этакой писательской способности. «Здоровой и духоподъемной» энергетикой веет только от Разумихина, от всех остальных (без исключения) – миазмами психиатрического заведения разной степени плотности. Полагаю, это первая (и главная) «проблема» романа, предполагающая «некомфортное» чтение для большинства читателей.

Вторая «проблема» — динамика событий. Мы настолько привыкли в последние пару десятков лет к быстрой смене «картинки», что медленное повествование требует больших усилий. Мое мнение, стоит потерпеть: роман — без всякого пафоса – несомненно, великий. И несмотря на простоту самого сюжета, весьма неоднозначный в попытке оценить, лучше сказать — понять, психологию некоторых персонажей. Есть над чем поразмыслить…

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и все, я пытался читать этот роман в детстве, в рамках школьной программы. Что-то там впечатлило, что-то нет, но роман не заинтересовал и в целом не понравился, хотя Достоевского я уже тогда любил и читал с удовольствием («Идиот», «Бесы», «Село Степанчиково»). Мне показалось, что в «Преступлении и наказании» автор подыгрывает своим героям, что события какие-то неестественные. Конечно, Достоевский не так навязчиво превращает своих героев в примитивных марионеток, как он делает это в «Бедных людях» или «Униженных и оскорблёных», но до лёгкости и увлекательности «Идиота» этому роману далеко.

Кроме того, уж очень сильно всё происходящее зациклено на сексуальных патологиях. Я в детстве этого не понимал, мне было просто странно читать в рамках школьной программы про педофилов, мазохистов и так далее. Вообще, до сих пор не понимаю, зачем советским (и российским) школьникам нужно изучать быт уличных шлюх, алкоголиков и разнообразных подонков времён царской Империи. Но, видимо, с педагогической точки зрения, похождения проститутки Сонечки Мармеладовой должны изучаться русскими (и русскоговорящими) девочками со всей тщательностью и последовательностью. «Шоб было», так сказать. «Шоб служба мёдом не казалась».

Когда я уже в возрасте за сорок перечитал этот роман, он показался мне полной ерундой. Ну да, Достоевский, великий гений, то, сё, спорить не буду... Но сам роман очень умозрительный. Достоевский задумал показать, как «чтение Евангелия возрождает душу человеческую», и дальше плясал от этой печки. Придумывал подходящих персонажей (ага, убивец и блудница должны воскреснуть душой, но подойдёт не всякий убивец и не всякая блудница, так давайте придумаем очень специального убивца и совсем особенную блудницу), подходящие ситуации и так далее, но, поскольку исходная идея была дурацкая, то и роман получился глупый и неубедительный, хоть и полный картинных эффектов (поток сознания Раскольникова, напряжённые, хотя и бессмысленные, допросы, роскошные сцены покаяния и так далее).

Никакой психологии в романе нет. Такие трепетные невротики, как Раскольников, не бьют женщин по головам топорами. Это делают совсем другие типы — Достоевский знал об этом очень хорошо, поскольку на каторге пересекался с реальными душегубами и даже описал их в «Записках из Мертвого Дома». Но ему нужен был такой неправдоподобный «странный» убийца, потому что только такой может «воскреснуть душой», прочитав Евангелие. На других, реальных убийцах, этот фокус не сработает. А такие проститутки, как Сонечка... Она вообще курам на смех. Ведь «стать проституткой», это не просто «выбежать в отчаянии ночью на улицу». Во времена Достоевского женщина должна была идти в полицию, отстоять в очереди, зарегистрироваться, пройти медосмотр у врачей, выправить лицензию — «желтый билет» — и только потом получить право торговать своим телом. И регулярно проходить медосмотр. А иначе — тюрьма, за нелицензионную коммерческую деятельность. И потом, получив «желтый билет», Сонечка должна конкурировать с другими проститутками, которые, естественно, не обрадуются появлению ещё одной юбки на их собственном участке и могут запросто избить конкурентку. Да и клиенты, они ведь со всячинкой. Поэтому, кстати, проститутки первым делом обзаводятся сутенёрами, которые их защищают и берут процент за эту защиту. В общем, это серьёзный бизнес, всё по деловому и очень непросто. А у Достоевского — рраз! — выпорхнула на панель и сразу притащила домой кучу денег. Не-а, так не бывает. Вернее, бывает, но только в совсем уж бульварных книжках, в pulp fiction. И что, Достоевский это не знал? Конечно, гениальный Достоевский всё знал, но рассчитывал на свою целевую аудиторию, для которой высокодуховные терзания, пространное рассуждалово на квазифилософские темы и «бесподобная в своей жути атмосфера, в которую погружаешься с головой» гораздо важнее элементарной убедительности и бытовой логики.

В общем, с реализмом этот роман не дружит. Но своей целевой аудитории Достоевский угодил стопроцентно, поскольку до сих пор числится бессмертной классикой. Так что, скорее всего, я сужу «Преступление и наказание» по неправильным критериям, а там, в романе, наверно, есть и какие-то достоинства.

Оценка: 6
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достоевский... Мой любимый писатель. И первый роман из его «великого пятикнижия» («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»). В этом произведении всё прекрасно — атмосфера, сюжет, стиль. Одно из немногих произведений, которое было написано автором без чудовищной спешки из-за вечного безденежья. Ну и много, очень много смысла упаковано в нем, этических парадоксов, философских проблем. Ну, примерно вот таких:

1. Человеческая история показывает, что есть люди, живущие по законам общества людей («обыкновенные люди») и люди, преступающие законы и мораль людского общества» («люди необыкновенные»). Почти никто из великих личностей не обошелся без «пре-ступания», «пере-ступления». Так что же выбрать? Быть вечным конформистом, забитой овцой человеческого стада или гордым пастухом, пасущим народы и общества железным жезлом? Будешь конформистом — падешь очень низко, станешь мелок и ничтожен, зато никакого ущерба для своего «Я». Презреть, растоптать собственное «Я», сломать его и получить невиданную свободу?

2. Дано — юная девушка, мать и родные сестры и братья которой умирают с голода. Возможности честно заработать на такую ораву нет (семья незнатная, небогатая). Что более нравственно — стать проституткой, падшей женщиной и спасти их от голодной смерти или гордо умереть вместе с ними от голода, но остаться чистой?

3. Перед нами — интересный персонаж. Он — отъявленный циник, ловелас, в обществе других людей делает вид, что ужасный развратник. Но по ходу книги выясняется, что никаких доказательств его чудовищного разврата и преступлений — нет. О себе говорю только зло, творю только добро. Сколько современных людей могли бы сказать о себе прямо противоположное?

4. Судьба русского нигилизма. С одной стороны пламенный и заблуждающийся, гибнущий и спасаемый главный герой, явный нигилист. С другой — карикатура не него, пошлый и смешной человечек, которого никто не воспринимает всерьез. И вот, решающий момент этот человечек — преображается и совершает то, что от него никто не ждет. Что это — запоздалое прозрение или же обычное поведение для него? И как тогда нам оценить второго в этой паре?

5. А вот — кающийся пьяница. Он очень убедителен в своей речи о том, что Христос должен его простить. Почему? Да, оказывается по мысли этого человека, топящего разум в бутылке, Христос простит всем кающимся и примет их в Царство Небесное только по одному тому, что никто из этих кающихся не мог признать себя достойным рая... Каково!

Итак, если кто хочет прочитать и понять, о чем это я говорю — дерзайте. И напоследок один совет — читайте книгу как в первый раз. Забудьте то, что вам говорили в школе. Это все равно мелко.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достоевский очень чётко делит героев на хороших и плохих. Но не испытывает к ним никакого чувства. Даже Соня для него не более чем наглядное пособие к его извращённому пониманию несправедливости мироустройства. Он не то что бы тепла к ней не питает, но даже жалости.

Мерзко отношение Раскольникова к людям. Он начинает ненавидеть родную сестру, некогда горячо любимую, только за то, что понимает, что она выше его, насколько она выше его. Он тянется к Соне не потому, что она заслуживает уважения и любви, но потому только, что считает её такой же жалкой и падшей, как он сам.

И я никак не могу понять, в чём же был «бунт» Раскольникова. Против чего? – против собственной нищеты? Ну так только он же в ней и виноват. У него не было денег исключительно потому, что он целыми днями, не работая, валялся в своей ненавистной комнате, вынашивая мечты о наполеонстве. И раскаяние его вызвано вовсе не осознанием того, что он поступил дурно, а ежесекундным страхом, что всё откроется, что он на волоске. И в итоге осознанием того, что его преступление действительно раскрыто. Масло в огонь добавило и случайное убийство невинной «юродивой» Лизаветы. Да и не раскаялся он вовсе. Просто страхом перед разоблачением довёл себя до такого душевного опустошения, что больше не мог даже призирать, ни себя, ни окружающих. И только тогда, устав ненавидеть, он снова теплеет к сестре, матери и Соне. Но это не раскаяние, и не осознание. Это усталость. В лучшем случае, он просто ощутил себя слишком одиноким, понял, насколько необходима ему поддержка родных, и, что бы не лишаться её внешне согласился с их ужасом от содеянного и пошёл сдаваться, пошёл у них на поводу.

И весь роман словно написан через призму больного восприятия главного героя и всех тех, тоже не здоровых душевно людей, которые его окружают. В нём нет ни страницы реальности – каждое слово, каждое описание, каждое рассуждение – дымка полупьяного полушизофреничного угара, в который сам себя погрузил Раскольников. Даже Сонино сознание далеко от ясности. Единственный человек со здравым взглядом – Дуня – отстраняется автором через Раскольникова, как шарахался бы пьяный, извалявшийся в грязи, от мыла.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

До сих пор многие на вопрос, зачем Раскольников убил старуху, отвечают, что деньги были нужны. На самом деле, и это самое интересное, он рассматривал свои действия как действия на благо Добра — деньги от дрянной старухи пойдут на благие цели, помогут ему, сестре, обществу. И то, что в его душе противилось и ужасалось преступлению, воспринимал как личную слабость, как неготовность его к состоянию сверхчеловека. Достоевский специально параллельно Раскольникову описал Свидригайлова — вот тот не стал бы мучиться сомнениями.

То есть Раскольников планировал своё первое преступление как своего рода инициацию, заявку на вступление в клуб сверхлюдей, которые при надобности без затруднений переступают через традиционную мораль. А также как доказательство самому себе, что он членство в этом клубе заслужил. Раскольникова, в отличие от Свидригайлова, приводит к преступлению не эгоизм, жадность и аморальность. Им руководят, как ни странно это звучит, сострадание и желание восстановить попранную справедливость. Не зря приятель подозревает, что он революционер. По существу так оно и есть, подробности см. в романе «Бесы». По существу это ритуальное убийство, принесение человеческой жертвы, так же как у современных «шахидов». Психологический механизм в точности тот же. Неважно, знают ли это конкретные исполнители или считают, что честно служат своему богу.

Вообще все главные романы Достоевского — это критика (с христианских позиций) морали социалистов-экстремистов, с которыми он был близок в молодости. Именно они провозглашали относительность морали и разрешали её переступать во имя того, что понимали под справедливостью. Апофеозом этого сатанизма стал большевистский лозунг о замене морали на революционную целесообразность.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Попробую выразиться коротко.

Лейтмотив всего романа — это мысль о том, насколько цель оправдывает средства.

И практически каждый герой романа, не только Раскольников, многократно по ходу сюжета делает для себя этот выбор.

Соня и Авдотья решают, на что готовы ради семьи.

Лужин и Свидригайлов стоят перед выбором, как далеко зайти в поисках личного счастья и удовлетворения.

Даже честный и наивный Разумихин однажды задается вопросом, имел ли он право высказываться дурно о женихе Авдотьи, заподозрив в этом личные мотивы.

В остальном, роман очень эмоциональный, сложно читать запоем, так как эмоции переполняют, нужно делать перерывы. Лично для меня спектр страданий самого Раскольникова показался слегка затянутым, постоянные метания героя утомляют. Но в целом, читается очень интересно, некоторые диалоговые сцены, вроде словесных дуэлей Родиона и Порфирия или Авдотьи со Свидригайловым, покруче, чем у Тарантино :)

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика мировой литературы, большинство которой прочли еще в старших классах. Произведение сложное, психологическое.

Достоевский размышляет над своим героем, показывая весь мрак и ужас убийства одного человека другим. Есть и другие произведения литературы на данную тему, однако по глубине мысли и раскрытию персонажа, Достоевский превзошёл многих.

Что толкнуло Раскольникова на преступление ? Что позволяет одному человеку переступить черту и убить или пытать другого? Раскольников убил не из-за денег. Точнее, не только из-за денег.

И главным наказанием его стала совесть, а не каторга.

Первоначально герой не хочет мучиться муками совести. Он больше думает про каторгу. Ведь кого он убил? Какую-то старушку, которой он задолжал. Тысячи людей совершают преступления и похуже. И ими восхищаются, им ставят памятники:

« Все дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на « обыкновенных» и « необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные. Так у вас, кажется, если только не ошибаюсь?…

… я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить не переступил, на этой стороне остался… Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается… потому я окончательно вошь.. сам-то я, может быть, ещё сквернее и гаже, чем убитая вошь… Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу?…».

Образ Раскольникова страшен. Он убил, и пошёл на убийство сознательно, отчасти из-за финансов, отчасти из отвращения к жертве, отчасти из любопытства « переступить принцип». Страшно выслушивать его. Но и совесть мучает его нещадно. Известно, что сам Достоевский был человеком религиозным. Через наказание, покаяние, раскаяние, муки совести находит Раскольников и Соня путь к надежде и счастье. И под подушкой он находит Евангелие, которое они и читают с Соней.

Говорят, Ницше заявил, что никто не объяснил ему психологию лучше, чем Достоевский. Однако сам Ницше бы презирал и страдание, и раскаяние. Английский философ Б. Рассел замечает следующую вещь про совесть: « Есть два вида святых : святой от природы и святой из боязни. Святой от природы искренне и непосредственно любит человечество, он делает добро потому, что это даёт ему счастье. Святой из боязни, наоборот, подобен человеку, который не ворует, потому что боится полиции, и который был бы злым, если бы его не сдерживали мысли об адском пламени или мести соседей. Ницше мог представить только второй тип святого : он настолько полон страха и ненависти, что искренняя любовь к людям кажется ему невозможной».

Достоевский также замечал, что если Бога нет, то можно все. Иначе говоря, если в человеке не горят его внутренняя совесть и любовь, то это может быть очень, очень страшный человек, способный на преступление, от которого его сдерживают лишь страхи наказания. И одних людей совесть мучает, а для других, как описал Ницше, совесть не существует. Моральная этика между людьми сильно разнится. Светлая сторона книги, что Раскольников все же мучился прежде всего из-за совести, намного сильнее, чем от чего-либо ещё.

Сам Достоевский также ставил моральную сторону человека превыше чего-либо остального : по его мнению, нравственность стоит выше ума : « Главное в человеке не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства». Вопрос этики, как и многое другое. Мораль и этика же людей отличаются , ведь одни и мухи не обидят, в то время как другие слетели с катушек. Несмотря на религиозность автора, произведение изучается во многих странах, включая бывший Советский Союз. В книге подняты прежде всего глубинные основы человеческих мыслей, взаимоотношений, морали и этики — а они во многих случаях выработаны и едины для всего человечества. Но некоторые люди злы. Психологическая драма, читать которую тяжело и горестно.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Правильно я сделал, что не стал читать это произведение в школьные годы. Так как оно не для детского ума, да что там говорить, не для каждого взрослого оно.

Сейчас же, разменяв четвертый десяток, осознано взявшись за прочтение, я получил колоссальное удовольствие от этого романа. Все таки не зря общепризнанная мировая классика.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из персонажей больше всего понравился Свидригайлов — один из немногих героев, которому веришь, он из реальной жизни.

А за Раскольниковым к середине книги наблюдать становится утомительно, нудный пессимист.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отвратительное произведение психически нездорового человека. Когда вокруг мерещатся гробы, а главный вопрос романа — есть ли сила воли убить кого-нибудь ради того, чтобы доказать себе, что ты не тварь дрожащая. При этом в романе всё безжизненно и картонно. Не случайно по мотивам романа возник анекдот:

- За что вы убили старушку?

- Я у неё взял 20 копеек.

- И вы убили человека из-за такой мелочи?

- Ну, не скажите. Одна старушка — 20 копеек, а пять старушек — уже рубль.

Этот анекдот очень хорошо отражает «глубину» романа. Решение мелочной проблемы героя с помощью чудовищного выверта сознания. С полным отсутствием морали. Это мир, в котором полностью игнорируются чувства и свобода воли других людей. Нет в романе у других людей свободы воли! Это марионетки, и Раскольников действует в окружении марионеток. Всё сосредоточено на «я» и полностью игнорируется «мы».

Вообще идеалы как Раскольникова, так и Достоевского, основаны на патологическом эгоизме. Даже помощь кому-нибудь оказывается не из сочувствия и доброты, а из эгоистических побуждений, из попыток «казаться, а не быть». И единственное, что такие люди понимают, это страх наказания.

В отличие от других российских и советских классиков Достоевский ведёт читателя не вперёд, к прогрессу и развитию, а толкает его назад, к регрессу — к патологиям и мракобесию. Данный роман недостоин чтения.

P.S. тем, кто с нарушением правил ставит минусы за мнение, отличающееся от их «единственно правильного»: это проявление ровно тех качеств, которые характеризуют Раскольникова.

Оценка: 1
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Плохо помню, как читал эту книгу в старших классах, но сейчас было прямо-таки тяжело, это очень тяжелое произведение. Все еще не понимаю, как и зачем это преподают в школе.

Большая часть романа похожа на трансляцию «Пусть говорят» из 19 века, которую традиционно сопровождает трэш, угар и содомия. За очень редкими исключениями у персонажей либо почти невозможные условия существования, нищета, болезни и семейные неурядицы, либо едет крыша, либо все вместе.

Другая часть книги — это мысли не совсем психически здорового Раскольникова, у которого совмещены все пункты из предыдущего списка. А временами его рассуждения и вовсе переходят в настоящий поток сознания.

И только совсем небольшая часть произведения посвящена простому и понятному детективному сюжету.

Больше всего разочаровало то, что главный герой оказался по сути сумасшедшим. Ну какой он ницшеанец-самоучка, какие тут великие теории, какие страдания и искупления, если у него по сути с головой не все в порядке и большую часть времени он страдает именно от этого, а не от совершенного убийства. Нравственного перерождения и изменения Раскольникова тоже так и не случилось. Это, как сказал автор, совсем другая история. А жаль.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я впервые прочел эту книгу, когда мне было 10 лет — нашел в шкафу, книга была запыленной, старой и пахла зубным порошком. Решил начать осваивать школьную программу с опережением. Но не заметил, как погрузился, просто утонул в атмосфере книги — конечно, разумом я тогда лишь малую часть воспринял. Но эмоционально — очень заметную. Вот всё начиная с первых глав, когда жаркое солнце июля превращается обстановкой в удушливую пыльную серость — серость бытия. Она так и не отпускает до конца. Отчасти эта книга о войне с судьбой — это о Соне Мармеладовой, отчасти — об отчужденности, внезапно увиденной человеком — это о двух персонажах, чьей внутренней жизни уделено особое внимание: Раскольникове и Свидригайлове. Все прочие — и положительные и отрицательные — это, увы, не более чем часть фона. Впрочем, сила этой книги — в недосказанности. Ничто в судьбах персонажей, кроме ушедших из жизни супругах Мармеладовых и покончившего с собой Свидригайлова не заканчивается точкой, то есть человек, как и в прочих романах Достоевского, остается загадкой.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

О данном произведении мне из школьной программы запомнилось лишь то, что Раскольников убил топором ростовщицу. И вот уже будучи в зрелом возрасте по настоянию товарища я его перечитал. Понимаю, что в школьные годы мной это произведение никак и не могло быть осилено и понято. Книга довольно депрессивна, об убийстве, плюс ко всему описывается утопленница прыгнувшая с моста и пьяница попавший под колеса повозки. И все это происходит во мрачной атмосфере бедности, нищенского существования. При чтении все воспринимается в серых красках, постоянно. Погружаешься в происходящие события какой-то безысходности, печали.

Главы разбитые на небольшие, которые по большей части состоят из диалогов отдельных лиц или описывают одно значимое действие, постоянно поддерживают интерес. И вроде уже время спать, но буквально несколько предложений следующей главы цепляют и опять думаешь — еще эту и потом.

Книга читается легко, держит в напряжении, язык изложения великолепен.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то «созрел» для этого романа, специально откладывал для более зрелого возраста, т.к. в школьное время едва ли смог бы оценить его по достоинству. В целом, довольно интересно, хоть и затянуто порою, язык витиеватый, читается местами не быстро.

Напомнило те современные русские фильмы, где все плохо, чернуха, все бухают, серые многоэтажки и т.п. Только в антураже 19 века. Почти все персонажи не вызывают симпатии, главгерой вообще дурачок какой-то. Самый нормальный оказался из всех Свидригайлов, и тот «уехал в Америку».

И теперь только понял, к чему были многие отсылки, которые раньше вречал в других произведениях, но не до конца понимал, откуда ноги растут. Все ж таки, большая веха в отечественной литературе.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

7 топоров из 10

Да полетят в меня камни! Выражу суть сразу — ПиН довольно переоценённое произведение. Но само собой ОЧЕНЬ крутое.

Читая неподражаемую 1-ую часть невольно ощущаешь, что держишь в руках лучшую книгу в мире. Но это не так(

Тут и великолепный саспенс, и мощнейшая детализация героев. А атмосфера Санкт-Петербурга 2-ой половины XIX века это вообще «отдельная песня». Кажется будто сам находишься в этом удушающем летнем зное, пропитанным вонью и безнадёгой. Описание психоделических снов, пронзительные монологи на 30 стр и тексты писем... всё это нереально затягивает и начинаешь задумываться, что «этот чел (автор) действительно был гением».

Но дальше и до самого конца начинаются словесные баталии в виде лютейших диалогов, которым кажется нет конца. Исключения составят лишь пару снов, но уже ближе к концу.

Если вы всю жизнь думали, что сюжет ПиН состоит из легендарного убийства бабки топором и последующими душевными стенаниями главного героя, то вы ошибались. «Побочных квестов» будет тьма и все они состоят из болтовни, которые важно держать в голове иначе возможен читательский крах.

❌Нудно? Местами да! Но ОЧЕНЬ атмосферно.

✅Круто? Да, определённо! Но лично мне, весь остаток книги очень не хватало того мрака, что был в 1-ой части.

Так же, между строк я наткнулся на ЛГБТ тематику и вопрос педофилии. Интересно, мне это просто почудилось под призмой современного развлекательного контента или кто-то ещё обращал на подобное внимание во время прочтения?

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх