Пробуждение Левиафана

Информация о романе Дэниела Абрахама, Тая Френка «Пробуждение Левиафана»: аннотация, издания, оценки и отзывы читателей. Подсказка book'ашки

Дэниел Абрахам, Тай Френк «Пробуждение Левиафана»

Пробуждение Левиафана

Leviathan Wakes

Роман, год; цикл «Пространство»

Перевод на русский:Г.В. Соловьёва

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:8.14
Голосов:905
Моя оценка:
-
подробнее
Аннотация:

Добро пожаловать в будущее! Человечество успешно колонизировало Солнечную систему: Марс, Луна, Пояс астероидов уже заселены, но звёзды по-прежнему остаются недоступными.

Джим Холден — капитан водовоза, транспортирующего лед из колец Сатурна к станциям Пояса астероидов. Во время очередного рейса экипаж водовоза засекает призыв о помощи с потерпевшего крушение корабля «Скопули», но спасательная команда не находит на его борту ни одной живой души. Хуже того, спасательная миссия неожиданно превращается в гонку на выживание. А Джим и уцелевшие члены его команды становятся обладателями смертоносной тайны, которая рисует мишени на их спинах. Солнечная система балансирует на грани войны, и Джим — единственный человек, который может предотвратить её, но для этого ему надо найти, кто и почему бросил «Скопули».

Детектив Миллер ищет девушку. В Солнечной системе это все равно, что искать иголку в стоге сена, но у родителей Джульеты Андромеды Мао есть деньги, а они способны решать некоторые проблемы. Расследование приводит сначала к «Скопули», а дальше — к Холдену. Пропавшая девушка становится ключом ко всему происходящему.

Правительство Земли, революционеры с Внешних планет и тайные корпорации — все против Миллера и Холдена. Но Пояс живёт по своим правилам, и один корабль может изменить судьбу всей Вселенной.

© перевод с английского


Входит в:

— цикл «Пространство»


Номинации на премии:

Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2011 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 9-е место
Хьюго / Hugo Award, 2012 // Роман
Локус / Locus Award, 2012 // Роман НФ


Похожие произведения:

 

 


Издания:

Пробуждение Левиафана
2013 г.

Издания на других языках:

Leviathan Wakes
2011 г.






Отзывы читателей о «Пробуждение Левиафана»:Рейтинг отзыва 

Страницы: [1] 2  3 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 32 ]  +

«Пробуждение левиафана» представляет из себя причудливое смешение разнообразных стилей. Пролог книги, в котором мы знакомимся с той самой Джули, которую потом так долго будет искать Миллер, — это самый настоящий ужастик. Молодая девушка, как и весь экипаж ее корабля, попадают в плен к таинственным людям, Джули на целую неделю сажают в одиночную камеру, а когда она оттуда выбирается, то не находит на борту ни одной живой души. Медленно она обыскивает палубу за палубой, пока не попадает в машинное отделение, где ее ожидает самое страшное... Дальше действие перескакивает на борт грузовоза «Кентербери», и здесь нас ожидает самая настоящая космическая опера — сражения в открытом космосе, гонки на высоких скоростях при еще больших нагрузках, перестрелки, схватки двух крупнейших (и единственных) военных флотов в системе и многое-многое другое. А когда на страницах произведения появляется  Джозеф Алоизио Миллер, вместе с ним приходит ни с чем не сравнимый аромат настоящего крутого детектива. А стоит только героям начать рассуждать об эволюции обитателей Пояса, нагрузках при высоких скоростях и принципах работы двигателей Эпштейна, как читателей посещает ощущение, что перед ними самая настоящая твердая научная фантастика. Все эти жанры свободно перемешиваются в книге, один перетекает в другой, и на выходе получается потрясающий, притягательный и очень вкусный коктейль. Джеймс Кори не зря в своем интервью говорил, что ему тесно работать в границах одного жанра, и поэтому он хотел соединить в рамках «Левиафана» столь разные составляющие.

Не знаю, какова в конечном результате роль каждого из соавторов, но одно могу сразу сказать совершенно точно — «Пробуждение левиафана» на голову сильнее «Пути дракона». Если события в «Пути» развивались медленно и очень долго, то сюжет в «Пробуждении» берет с места в карьер, если герои сольной книги Абрахама были скучными и пресными, то персонажи «Левиафана» самобытны, колоритны и интересны. Обе романа являются всего лишь первыми частями в запланированных трилогиях, но если в «Пути» все самые интересные события случаются или под конец книги или и вовсе запланированы на следующие части, то «Пробуждение» — полностью самобытная книга, которая, в принципе, в продолжении и не нуждается.

Главные герои книги, капитан Холден и детектив Миллер, настолько непохожие друг на друга личности, что более разных людей и представить себе сложно. Холден еще сравнительно молод, он уроженец Земли, служил во флоте Объединенных наций, он честный, открытый, добродушный и наивный человек. Он из той породы людей, которых окружающие готовы назвать святыми. Холден всегда пытается спасти каждого, кто нуждается в помощи, он верит в человеческую честность, ум и силу духа, а еще он верит, что каждый самостоятельно способен докопаться до правды, если только сообщить ему всю имеющуюся в наличии информацию. Поэтому Холден, оказавшись в начале самой смертоносной войны в человеческой истории, регулярно старается сообщать о своих наблюдениях всей Солнечной системе, которая, к полному удивлению Джеймса, использует его сведения исключительно для эскалации конфликта.

Миллер же родился и вырос на Церере. Он никогда не видел открытого неба над головой, крайне редко покидал узкие коридоры космической станции и еще реже задумывался о том, чтобы сменить обстановку. Всю свою сознательную жизнь Миллер проработал копом, но ничего хорошего так и не добился. Жена ушла, Миллер регулярно напивается, напарником его служит землянин, ненавидимый большинством обитателей Пояса, в будущем нет никаких светлых перспектив, кроме пенсии или увольнения. А еще Миллер довольно циничен, скептичен и не верит в торжество человеческого разума. Тем не менее, в нем еще осталось определенное благородство, а также желание докопаться до сути вещей.

Контраст между двумя протагонистами становится даже ярче, когда им приходится работать в паре. Они абсолютно разные, вряд ли даже способны полностью понять друг друга или даже подружиться, но тем не менее общее свойство обоих героев, упрямство, сулит им не одну неприятность на пути к финалу произведения.

Второстепенные герои, такие как напарник Миллера Дмитрий Хэвлок или члены команды Холдена Наоми, Амос и Алекс Камал, смотрятся менее проработанными, но от того не менее колоритными. Абрахам и Фрэнк вообще уделили большое внимание проработке характеров персонажей — в отношениях героев не чувствуется фальши, диалоги выглядят жизненными, а  психология жителей пояса и уроженцев внутренних планет существенно отличается друг от друга.

Окружающий героев мир проработан ничуть не хуже характеров основных действующих лиц. Авторы достаточно подробно описывают положение дел в Поясе и внутренних планетах, рассказывают про историю отношений Марса и Земли, рассказывают о том, как обитатели Пояса приспосабливались к жизни в условиях пониженной гравитации, как теперь очень легко отличить Belter'а (попробуй тут найди русский аналог) от землянина или марсианина. Мир в «Пробуждении Левиафана» не просто фон, на котором действуют герои романа, нет, это настоящий, живой и постоянно изменяющийся под влиянием происходящих событий. И если мир «Пути дракона» оставил меня равнодушным, но мир «Левиафана» заставил полюбить себя и жаждать новых встреч.

Интрига начинает закручиваться практически с самого начала. И если Миллер в своих первых главах еще какое-то время раскачивается, то Холден сразу же попадает в водоворот событий. Миллер же получает небольшую передышку, за время которой сюжет успевает получить несколько крючков, на которые потом будет вешаться целая картина, но как только действие с головой поглотит и Миллера, его линия будет играть в книге очень важную роль.

Авторы постоянно подбрасывают читателям все новые и новые сюрпризы, неожиданные повороты сюжета и новые трактовки ранее случившимся событиям. Поначалу общая картина не выстраивается из разрозненных элементов, но как только из отдельных элементов начинает собираться мозаика, от масштабов происходящего поневоле захватывает дух. И пусть в конце романа большинство сюжетных линий подходят к логическому концу — Абрахам и Фрэнк оставили неплохой задел на необязательное, в принципе, но неминуемое продолжение.

Резюме: «Пробуждение левиафана» — просто поразительная книга, одна из лучших вещей, прочитанных мною за год. Причудливый коктейль из твердой научной фантастики, космооперы, нуара и хоррора, населенный глубоко прописанными и симпатичными героями. Отлично проработанный мир, лихо закрученная интрига, увлекательный сюжет, логическая завершенность и неизбежное продолжение. В этом романе есть все, за что стоит любить книги. И заметьте, я ведь ни сказал ни слова о тошнотворных зомби, которых в свое время так хвалил Мартин в своем блоге.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 29 ]  +

В последние годы серьезную НФ прямо-таки захлестнула мода на постгуманистические сочинения «как я загрузил свое сознание в пять полуклонов, три глюонных компьютера и сферу Дайсона, а потом свернул пространство и отправился за пределы метагалактики».  Это, безусловно, прекрасно и крайне духоподъемно, но иногда хочется почитать что-нибудь попроще, в духе Золотого века, про обычных работяг со своими бытовыми проблемами, которые по мере сил обживают Солнечную систему: Луну, Марс, астероиды, спутники Юпитера, и далее со всеми остановками вплоть до койпера.

Ну, что-то типа «Красного Марса» Кима Стэнли Робинсона, но только без ким-стэнли-робинсоновского занудства. Или что-то в духе раннего Нивена, но с прокачкой до современного уровня научных знаний.

Вот именно такую вещь Абрахам и написал, как под заказ. Его «Левиафан» обеими ногами опирается на хайнлайновскую классику, но смотрится при этом вполне современно. Описания яркие, приключения захватывающие, персонажи крайне натуральные, просто как живые (это вообще сильная сторона Абрахама, думаю, при желании он вполне мог бы писать отличный мейнстрим «чисто про людей»).

Один из главных героев — вольный космический капитан на стареньком кораблике, с бандой разнородных фриков на борту (если вы вспомнили телесериал «Светлячок», то угадали). Другой — немолодой частный сыщик с Цереры, как будто только что сошедший со страниц романа Чандлера или Хэммета. Оба они мотаются по Системе, решая свои проблемы, и пути их пересекутся только к середине книги, когда окажется, что загадочное исчезновение богатой наследницы и (казалось бы) бессмысленные нападения пиратов на мирные суда связаны между собой.

Абрахам, как всегда, пишет очень спокойно, нейтрально, без спешки, уделяя время и взаимоотношениям персонажей (юный идеалист Холден и старый циничный алкоголик Миллер попортят друг другу немало крови, и каждый невольно заставит другого задуматься о важных жизненных вещах), и тонкостям политических отношений Земли, Марса и астероидного Союза, и сражениям космических флотов, и инопланетным монстрам, и социальным проблемам, и детективной интриге, и рутине повседневной жизни на борту межпланетного корабля или орбитальной станции...

При этом в книге нет никакого научного волшебства: ни сверхсветовых полетов, ни нанороботов, ни всезнающих ИИ с женским голосом, ни даже всеисцеляющих «автодоков». Есть только люди и построенные их руками машины. Все как во времена Джека Лондона, только фронтир от Техаса и Аляски сдвинулся чуть подальше, за орбиту Марса, и машины стали более энергоемкими, и оружие — более убойным, а люди фронтира почти что и не изменились.

Серьезный минус у романа, пожалуй, ровно один — это не самостоятельная книга, а незавершенный обрывок, часть трилогии, полного выхода которой еще предстоит дождаться. Впрочем, дочитывая сейчас второй том («Война Калибана»), уверенно могу сказать, что он ничуть не хуже первого, а в целом, наверное, даже и превосходит его. Надеюсь, «Врата Абаддона», запланированные на май 2013 г, тоже не подкачают, и  тогда трилогию Абрахама можно будет уверенно внести в зал славы наравне с такими титанами темы Ближнего Космоса, как Нивен, Павлов, Кларк и Хайнлайн.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 25 ]  +

Когда я только начинала знакомиться с фантастикой, а было это уже почти сорок лет назад, я свято верила, что ФАНТАСТИКА — это когда про КОСМОС. С обязательными космическими полетами, неизвестными планетами, захватывающими дух картинами — сверкающими россыпями звезд, клубящимися облаками межзвездного газа и угольно черной пустотой.

Постепенно к списку настоящей ФАНТАСТИКИ прибавлялись новые темы. Колонизация с ее обязательными трудностями. Корабли поколений с неминуемыми социальными взрывами. Научные исследования и достижения технологий. Контакт. Космический боевик и межзвездные войны/из песни слов не выкинешь — природа человека такова, что обязательно надо проломить кому-то башку или, что там у некоторых вместо нее/. Пути развития человеческого общества и социальный прогресс/регресс/. Список тем ширился с каждой новой прочитанной книгой, и было большой удачей найти такую, где присутствовали сразу 2-3 из «классических» тем.

«Пробуждение Левиафана» в этом плане — удача из удач. Можно сказать, двенадцать баллов по десятибалльной шкале удач, поскольку все выше перечисленные любимые темы фантастики собраны под одной обложкой. И эта первая большая удача книги.

А вот и вторая. Давненько мы в романах не отправлялись в подобное приключение. Последнее время все больше увлекались мгновенными перелетами между звезд: червоточина, врата, гиперпространство. Никаких описаний, никакого присутствия в огромной Вселенной — лишь связка между событиями. Космос перестал быть даже фоном, сценой, стал лишь плохо нарисованной декорацией. Здесь же Космос не просто место действия. Он,  от громадного шара Юпитера до мельчайшей гальки, свободно перемещающейся в пространстве с начала времен — отдельный, едва ли не главный, герой романа — опасный, таинственный, своевольный, и, похоже, имеющий собственные планы на развитие Человечества. Не надо иметь богатой фантазии, чтобы легко представить себе картины происходящего: скользящие во мраке корабли, сверкающие глыбы льда, огни орбитальных станций, извилистые коридоры астероидных городов.

Есть и третья несомненная удача. Непрерывное действие — река, то делящаяся на отдельные «рукава», то образующая единый мощный поток из событий, фактов, находок и потерь, догадок и новых тайн. Действие, постоянно держащее в напряжении: без затянутых диалогов и монологов, без длинных «провалов» размышлений, и даже без длинных и излишне подробных описаний сражений, когда фиксируется чуть ли не каждое движение героев. Только к последнему эпизоду с блужданием Миллера по Эросу могут быть какие-то претензии в плане затянутости: меня утомили его многочисленные переходы с уровня на уровень, перемежающиеся с полубредовыми размышлениями и галлюцинациями.

Но есть у меня и более серьезная претензия к роману. Точнее к его героям. Не только к Джиму Холдену и детективу Миллеру, но и к их товарищам по экипажу, и всем астерам, марсианам и землянам.  Не понравилась мне некоторая однобокость и упрощенность: герой-идеалист, пьяница-детектив, жестокий военный, беспринципный политик, безумный ученый. Стандарт с ожидаемым набором качеств, что, собственно, и определяет все действие. Идеалист не может не раструбить о своих подозрениях, полицейский не может не карать, солдат не может не стрелять, безумный ученый не может не совершать преступлений ради своего открытия, пьяница-детектив не может не мучиться совестью из-за невозможности защитить жертвы преступности  и т.д.  Скованные шаблонным набором качеств и умений, герои никак не могут обмануть ожидания читателя — летают, стреляют, попадают в переделки, совершают импульсивные поступки, и не могут они лишь одного: думать, анализировать, делать выводы, разрабатывать разумные планы и осуществлять их, как будто роду человеческому автор целиком и полностью отказал в способности пользоваться своими мозгами. А было бы здорово, если бы... Нет, не буду. Это была бы уже другая книга, и другая история.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 25 ]  +

    Посредственный политический НФ-триллер про войну в полуосвоенной Солнечной системе. Зомби, химический сюрприз инопланетян, корпорации, крейсеры, социопаты, лед Сатурна, казино, челноки, пафос, полицейский порядок, медавтоматы, беспредел, признание в любви, лучевая болезнь, стелс, геноцид, протез, призраки, абордаж и астероиды.

    Примерные аналоги: Ф. Пол, Фауст, Бова, Дитц, Дуэйн и Гамильтон. glaymore увидел «Светлячок» — да нет в этом мире ни вольных капитанов, ни ковбойского духа телесериала. И вообще, до уровня, который держат ныне космооперы с терраформистами (Стросс, Суэнвик, Хаецкая, Стерлинг, Катлас, Гринвуд, Бейкер, Серебряков), «Пробуждению Левиафана» как до Альфы Центавра.

    Конфликт внешние-внутренние, хотя мотивирован он психологически мощно, как из «Тигр!Тигр!» Бестера пришел, включая тактику засад. И т.п. Но не могу согласиться с теми, кто припомнил Золотой век. Хайнлайн, даже Херберт, описывали труд людей с уважением. «Кори» же как ВИП, видит только проституток, сервис и кабинеты начальства. Люди труда — астероиды не конвейеры автозаводов, которые как виселица, любого примут. Вот эта пьянь, чья речь «выдает отсутствие образования», поколениями программирует системы и обслуживает реакторы?  

    Параллели, по которым можно оценить проработку: астеры Абрахама перешли на жесты рук, ибо пожимания плечами в скафандре не видно, а белтеры Нивена наоборот, отучались сучить конечностями над пультами тесных кабин. Речь старожилов «Пробуждения» неразборчива для землян, хотя даже в «Я, хобо» корежили повседневно грамматику ради надежности радиообмена. Частные лавчонки, груды бумаг на рабочих столах — а ведь написано в 2010 году. Сетевой ритейл, планшетки...

    Персонажи нуарные. Пьющий детектив в разводе. Капитан поневоле. Раскаявшийся палач. Безжалостный манагер. Бедная богатая девочка. Старпом негритянка. Пятнадцатилетний мачо. Верный приказу военный. Активист подпольщик. Громила с наколкой... Шаблон не сломан.  

    Перевод хромой, с невычитанными ляпами и загадочными примечаниями. Серый: по переведенной фэнтези автор пишет более сочно. Полиграфия нормальная.  

    Рекомендую, если надо убить время — и только из-за неожиданного финала.

  нет оценки 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 23 ]  +

Честно говоря, на эту книгу мне писать отзыв несколько неудобно. Поэтому, если кто-то все таки надумает читать мою писанину, то он должен понимать, что я не очень люблю научно-фантастические или фэнтезийные романы, в которых главное — это политические интриги, заговоры и прочая бытовуха на фоне апокалипсиса. Но первая половина романа именно такая. Джим Холден и еще несколько человек из команды космического грузовика чудом остаются живы после атаки неизвестного корабля. Они рассказывают об этом всей системе, тем самым становясь в центр зарождающейся войны между внутренними планетами и поясом астероидов. И главная интрига заключается в том, кто же по ним стрелял и кто затеял всю эту войну и ради чего.

Скучно. Лично для меня это скучно. Однако, я проникся. Потому что говорящая голова на атомном реакторе пообещала мне другую, более масштабную загадку. И вторая половина романа меня порадовала. Тут вам и внеземной артефакт и инопланетный разум и боевые действия, вообщем, все что нужно для хорошей космооперы. Причем написано это все интересно, без сюжетных пауз и хорошим живым языком.

Отдельная тема — это сам мир. Достаточно редко фантасты описывают жизнь людей в нашей солнечной системе. Еще более редкий объект — это пояс астероидов. И тем интересней футурологический аспект этого романа. Сила тяжести и гравитация как основной фактор влияющий на физиологическое, культурное и политическое развитие общества. Суровость закона самосохранения в мире, где человека отделяет от жестокого вакуума только хрупкие купола и которые полностью зависит от логистики доставки воды и пищи. Где каждая ошибка техника, преступление сумасшедшего или нерасторопность чиновника может привести к катастрофическим последствиям как для всей ноосферы, так и для виновников. Это никак не способствует развитию демократии и Абрахам очень интересно все это показал.

Однако есть, конечно, и минусы. Во многих отзывах написано, что герои романа типичны и картонны. Да, наверное это во многом так. Но не совсем. Главные герои — это не просто герой-идеалист и пьяница-детектив. Абрахам сделал их совсем уж странными, что под конец книги они начинают выглядеть даже фантасмагорично.

Я долго не мог понять, кого же мне напоминает Джим Холден. И только на середине книги понял.  Это же Скив из «Мифических историй» Асприна. Наивный человек, почему-то оказавшийся во главе команды, каждый из которой умнее, сильнее, опытнее его самого, но которые соглашаются на его руководство, оберегая его и защищая. Холден делает вид, что знает все, но в сложных ситуациях зачастую выходит сухим из воды по чистой случайности. Но что хорошо в юмористическом фэнтези, то не очень хорошо в космоопере. Да, автор наделил Холдена способностью принимать верные решения и руководить людьми в трудных ситуациях, но в обычной жизни он ничего такого не демонстрирует, что делает личность этого персонажа нереальной. Не бывает неуверенных недальновидных людей, которые в трудную минуту принимают волевые верные решения. Это бросается в глаза и это, на мой взгляд, недоработка автора. На капитанство гораздо больше подходит Миллер, личность которого также не без изъяна. Он очень умен, очень опытен, очень проницателен, может принять волевое решение и руководить командой. Но, в отличие от Холдена, Абрахам сделал его не капитаном, а почему-то неудачником, который с трудом может найти себе работу. А когда находит, то сразу советником лидера АВП. Ну что за ерунда? Опять какая-то неестественность. Здравый смысл подсказывает, что все должно быть наоборот, даже не смотря на то, что Холден праведник, а Миллер циник. В жизни, тем более в такой жестокой, как она описывается в романе, ценится как раз второе. Под конец книги Холден начинает уже откровенно не нравится. Какой-то обидчивый истеричный ребенок, не наделенный ни мужеством, ни благородством, ни самопожертвованием. А с другой стороны Миллер, который какой бы он не был депрессивный и шизонутый, принимает верные, судьбоносные для человечества решения в одиночку, в то время как капитан с его верной командой, которых он спас на Тихо, просто его бросили. Персонаж Миллера интересен, это такой образ Печорина в американской космоопере, который очень близок русскому человеку. Может быть поэтому для меня именно он является главным героем этого романа, а не неблагодарный и во многом бездарный капитан Холден. Но я не автор, хотя из-за этого я испытываю опасение по поводу второй части, т.к. боюсь, что не смогу в полной мере переживать за ГГ. Но поживем — увидим.

Вообщем, очень крепкий роман, который не смотря на некоторые недостатки, субъективные и объективные, можно рекомендовать читателям, которые соскучились по качественной интересной  научной фантастике.

P.s. Но совершенно непонятно причем здесь«Гиперион» и «Ложная слепота«!

  Оценка: 8 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 20 ]  +

Левиафан проснулся и вместе с собой пробудил ото сна множество читателей, истосковавшихся по доступной(то есть не зубодробительной) и немного олдскульной хард-сай-фай.

Отсутствие инопланетян и детективная интрига роднят роман с приснопамятным циклом великого знатока робопсихологии Айзека Азимова о Элайдже Бейли и Дэниеле Оливо. И хотя, скорее всего, такое сравнение возникло в моей голове только лишь по той причине, что других фантастических детективов я, в общем-то, не читал, всё же есть и другие точки пересечения двух этих циклов: и там, и там конфликт между землянами и жителями мест более отдалённых играет важную сюжетообразующую роль. И пусть здесь взаимоотношения между космонитами — Бельтерами(читай — Поясники) — и жителями внутренних планет отображены зеркально — Бельтеры чувствуют, в целом, не безосновательно, себя угнетёнными, в то время как земляне и примкнувшие к ним марсиане играют роли сильных мира сего(у Азимова же всё было наоборот), тем не менее сам факт хорошо прописанной, проходящей через всю книгу социальной составляющей не может не радовать.

Мотив покорения далёких планет, характерный для Золотого Века НФ, тоже имеет место быть, хоть и освещается — вплоть до самого финала романа — вовсе не так оптимистично. Не хочу делать спойлеры, скажу только, что по ходу действия оказывается, что не так всё это дело безопасно, будет также и безумец, оправдывающий свои злодеяния желанием подарить человечеству звёзды.

Впрочем, книги Золотого Века являются не единственными произведениями, с которыми просится сравнить книгу. Эпохальность происходящего, в частности масштабность угроз существованию человечества, многочисленность и красочность описания космических боёв(не в ущерб реалистичности, впрочем — грохота двигателей космических кораблей во время сражений, к счастью, не будет), амбициозность злодеев — всё это так и просится быть экранизированным, так что фанаты качественных блокбастеров не остануться в стороне. Ну и как в любом блокбастере здесь есть намёк на продолжение — надо отдать авторам должное, намёк мягкий, не топорный и разочаровывающий, как это часто случается. Может, и намёка никакого и не было, да просто я знаю из сети, что «Левиафан» является первой частью трилогии «Expanse», а если я верно понял то, что написано на сайте Тая Фрэнка и Дэниэла Абрахама, не сильно тщательно скрывающимися за псевдонимом Джеймс С. А. Кори, недавно издательство подписало с фантастами контракт на ещё три романа. В общем-то, почему бы и нет — отзывы на роман почти везде положительные, читатель любит серии, все составляющие будущего успеха книг на лицо.

«Удивительный вопрос: почему я водонос? Да потому что без воды и ни туды и ни сюды» — песенка из старого фильма вполне отражает обстановку дел на заселённой части Пояса астероидов. Людям, обживающим места, про которые ещё недавно можно было процитировать из другой классики совесткого кинематографа «воды нет, растительности нет», приходится несладко, и если без растительности они ещё как-то обходятся(искусственный — эпитет, наиболее часто употребляемый в книге перед наименованиями продуктов), то без воды действительно никак — она не только утоляет жажду, но из неё ещё и получают кислород. Так что не удивительно, что именно водонос(Джим Холден) — главный герой данного романа. Он становится свидетелям ужасных событий и невольно развязывающим межпланетную войну, чтобы затем не менее эффектно её разрулить. Парень он что надо — честный, энергичный, храбрый и т. д. и т. п.(Как я его только что описал напоминает набор штампов, однако не забывайте, что писал книгу не я, а упомянутые выше Тай и Дэниел, а они постарались на славу, чтобы сделать из Холдена в достаточной степени живого и симпатичного персонажа), разве что несколько наивный и разбирается в политике плохо.

Вот тут-то ему на помощь и приходит детектив Миллер — персонаж куда менее стандартный. Если молодцы вроде Холдена встречаются в каждой второй книге жанра, образ сыщик может похвалиться некоторой оригинальностью — циничный, но вместе не лишённый и проявляющейся весьма неожиданно чувственности, изнемогающий от своего одиночества, выброшеный руководством за неблагонадёжность, коп, который ещё пригодится человечеству, когда всё пойдет наперекосяк. Его рефлексиям по поводу своей ненужности и прочего будет уделено немало внимания, а ещё ему временами будут чудиться разные знакомые и незнакомые люди — в общем, с таким героем не соскучишься.

Ну и, конечно, то, что не менее важно, чем персонажи — их взаимодействие — здесь показано довольно любопытно. Уже по коротким описаниям героев видно, что они довольно разные, а значит мировоззренческие конфликты неминуемы — они как раз и составляют львиную долю проблематики романа. Противостояние протагонистов оригинально отражено в разделении на главы — чередуются главы, написанные как бы от лица(хоть и в третьем лице)главных героев. Впрочем, надо отметить, в середине книги, когда пути персонажей пересекаются и на некоторое время тесно переплетаются, в этом приёме уже нет такой необходимости.

Итого, имеем НФ с отчасти детективной интригой, ярко описанным окружающим героев миром, который не только декорация, но и двигатель лихо закрученного сюжета, правдоподобными, не вызывающими отторжения, персонажами(я описал только главных героев, остальные — например, «мясник» Фред, тоже представляют определённый интерес), множеством выстрелов и взрывов, короче говоря нехилым экшном, зомби(я всё-таки испорчу вам чтение, раскрыв карты, впрочем, как уже некоторые рецензенты до меня) и, даже, парой злободневных проблем. Достаточно ли всего этого, чтоб назвать роман шедевром? Не рискну сказать. Но отличное развлекательное чтиво, потраченного времени на которое не жалко, порекомендовать которое не стыдно, читать которое даже на английском не сложно — да! Обеими руками — да!

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 18 ]  +

   Замечательное произведение! Если сравнивать «Пробуждение Левиафана» с возмутителями спокойствия НФ последних лет «Ложной слепотой»  и «Спином», то именно «Пробуждению..» я отдам пальму первенства и свои личные симпатии. Почему? Наверное потому, что это произведение получилось более цельным, захватывающим и отлично прописанным на фоне произведения Уотса (которого я так и не понял) и произведения Уилсона. Дуэт авторов Абрахам и Тай Френк так органично смогли совместить в своем произведении различные жанры, что интрига держит читателя на протяжении всего повествования и от чтения получаешь истинное наслаждение.

   Главными персонажами этого романа являются Джим Холден капитан водовоза и детектив Миллер. Именно эти двое совместными усилиями должны предотвратить вселенскую катастрофу. Авторы, я думаю сознательно первую половину повествования знакомят нас с этими двумя «на расстоянии». О каждом из них мы узнаем много интересного. Джим Холден открытый и честный вояка, готовый отдать жизнь за правое дело. С первых страниц авторы бросают его в водоворот загадочных и жестоких событий. Холден со своей командой становится свидетелем страшной трагедии. Уничтожен гражданский корабль «Кентербери» с мирным населением на борту. Все свидетельствует о том, что это Марсианский Флот нанес атомный удар и уничтожил людей. Но для чего он это сделал и какие преследовал цели? Неужели для развязания войны с планетами Пояса. Джим Холден успевает по внешней связи предупредить все планеты о произошедшем, но в ответ от своего командования получает странный приказ, в десятидневный срок явиться со своей командой на марсианский корабль «Доннаджер», в противном случае он объявляется персоной нон-грат.

   Детектив Миллер является полной противоположностью Джиму Холдену. Это замкнутый и одинокий человек. Всю свою сознательную жизнь он проработал копом. Когда-то он мечтал стать самым прославленным полицейским на планете, но в силу своего сложного характера и замкнутости так ничего толком и не добился. От него ушла жена, он начинает потихоньку спиваться, тут- то ему и поступает заказ на поиски молодой девушки Джудит Мао, единственной дочки очень влиятельных и богатых людей на планете. Судьба предоставляет Миллеру шанс «срубить» большой куш. Знал бы Миллер как это вроде бы простое задание повлияет на его судьбу и судьбу всей планеты.

   Второстепенные персонажи органично дополняют общую картину. Помощник Миллера-Хэвлок, команда Холдена- Наоми, Алекс и Амос, а также другие персонажи этого произведения прописаны авторами выше всяческих похвал.

   В заключении хочу сказать, что роман «Пробуждение Левиафана» является наверное лучшим произведением НФ последних лет с прекрасным сюжетом, самобытным миром, колоритными персонажами и яркой интригой.

   Рекомендация: высокая!

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 15 ]  +

Представьте себе очень крутой фантастический боевик голливудского размаха. Столкновение политических сил и альянсов, море крови и стрельбы, жуткая и непонятная угроза извне, громадные космические корабли, каждый из которых может превратить планету в пыль. Посреди этого — простой американский парень, который верит в высокие идеалы справедливости, разочаровавшийся в жизни честный коп с кризисом среднего возраста, добродушный верзила с армейским прошлым, отставной вояка, готовый идти по головам ради в общем-то верных и правильных целей. Представили? Тогда вы примерно знаете, чего ожидать.

При всём этом книжка соотносится именно что с фильмом высшей лиги, знаете, из тех, что принято считать классикой. Персонажи достойно выписаны, упомянутые выше шаблоны-роли уже к концу первой трети романа становятся вполне обоснованной жизненной позицией. Сюжет закручен изобретательно, без перегибов и роялей в кустах. Возможно, роману не помешало бы чуть отойти от парочки главных героев в лице Холдена с Миллером, но два напарника-героя — это такая старая и добрая традиция, что как-то даже не особенно режет глаз. Отрадно и то, что в следующих томах, судя по всему, размах происходящего будет только расти. Нужно ещё понимать, что это именно боевик в космических декорациях, с годным сюжетом и объёмными героями, но не более того. Это не слишком «жёсткая» НФ, и каких-то необычных идей в тексте не наблюдается, ни среди антуража человечества-в-космосе, ни среди идейной подложки. Есть подонки, есть хорошие парни — живые люди и ни разу не сахар, такараканы в голове у них ещё те. Будущее мира в руках простых людей. Не новая идея, но реализовано достойно.

В общем, для своей жанровой ниши книжка шикарна. Это действительно заметное событие, навскидку я даже не могу припомнить романов подобного уровня за последние лет 10, ибо «Алгебраист» Бэнкса куда сложнее и замороченнее и основан скорее не на характерах и сюжете, но именно на идейной подоплёке. Обязательно куплю и прочту продолжения.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 15 ]  +

Писать рецензию после Aleks_Macleod'a — гиблое дело :-)))  Но книга действительно очень понравилась, поэтому внесу скромную лепту. Первые страниц 50 шли с трудом, пару раз я всерьез задумывалась, нужно ли мне это и интересуют ли меня ничем не выдающиеся будни станционного копа где-то в не слишком значимой космической колонии. Зато, когда я наконец, втянулась в чтение, отложить книгу было очень трудно.

Отличная смесь разных жанров, при этом, как уже было отмечено, при быстро летящем вперед действии (после первых 50 страниц) характеры вовсе не страдают — за диалогами следить интересно, люди на страницах живые, хорошее и плохое намешано в персонажах вполне как в жизни — одиозно мерзких почти нет (за одним. пожалуй, исключением, которое, в лучших традициях получает пулю в лоб :-)))).

Очень хорошая и красивая концовка — с одной стороны, логично закрывающая эту книгу, с другой — вбивающая крепкий гвоздик, на который будет подвешена следующая вещь этого намечающегося цикла (хочется надеяться).

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 14 ]  +

Еще не дочитан роман. А уже смело можно делать выводы. Космоопера с элементами хоррора и детектива дуэта Абрахам / Френк не стала новым словом в жанре. И это можно объяснить двумя причинами. Первая — атмосферность мира. Ее просто нет. Мира не чувствуешь, он не застревает в памяти деталями, не будоражит сменой декораций. Все серое и мрачное, в стилистике нуара. Но нуар отличает именно атмосфера загадки, которой здесь и не пахнет, и герой (герои). Здесь их два — детектив и старпом (с карьерным ростом) водовоза. И оба выписаны под стать атмосфере действия, т.е. никак. Если Миллер словно сошедший из фильмов 40-х, типа «Мальтийского сокола» местами способен привлечь внимание, то про Холдена нельзя сказать и этого. Абсолютно картонный персонаж с неправдоподобно донкихотовским поведением. Космос такого не терпит.

Как итог, нет ни детектива, ни хоррора, ни фантастики.

  Оценка: 6 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 14 ]  +

Начало было интригующим, хотя и с избытком натурализма в страданиях девушки-космонавта. А затем пошли унылые приключения негритянской Америки, перенесённые в космос — пьяные копы, бары и проститутки. С картонным миром будущего — с совершенно безумной политической системой. И как привет из прошлого — страх перед атомными бомбами, только вместо СССР автор других врагов повыдумывал. Из той самой безумной политической системы, с противостоянием землян, марсианских колонистов и жителей метеоритного пояса.

У авторов, конечно, имеются проблемы с образованием. Ни с физикой, ни с математикой, ни с общественными науками они не дружат. Например, авторы абсолютно безграмотны в физике — километрового размера космический корабль атомным взрывом в один миг в пар превратили! И в математике та же ситуация: один из авторов в предисловии честно в этом признался и выразил благодарность коллеге за помощь в математике. Так вот, самая сложная математика, которую я обнаружил в романе — это десятичная дробь (ускорение 0.5g и т.п.).  Но автор смог найти того, кто ему помог. Жаль, что он не попросил помощи у человека, знающего физику, и у человека, разбирающегося в общественных науках. Но, видимо, круг общения авторов — посетители стрип-баров Майами. Но представление о космосе и будущем человечества среди этой категории людей меня почему-то не заинтересовали.

Механическое чередование глав «Холден» и «Миллер» через некоторое время стало вызывать раздражение. Персонажи в общем-то хорошо выписаны, но такого рода детективными романами я не интересуюсь (предпочитаю Эдгара По, Конан Дойля, Рекса Стаута, Сименона). От того, что действие перенесено в картонный космос, детективные штампы лучше не стали.

Ни одной мысли у авторов не обнаружил (если не считать мыслью перенос в космос среды стрип-баров, с которой авторы знакомы явно не по наслышке). После трети книги стал пролистывать главы вместо чтения — роман длинный, и убивать время на его чтение жалко. Но даже в таком режиме не смог дочитать до конца. Убрал бы автор всю фантастику, в которой он так не силён, и убрал механистичность в чередовании глав — может, и получилось бы хорошее психологическое произведение!

В общем, любителям научной фантастики роман читать не следует, так как от науки он дальше, чем произведения в стиле фэнтези. И любителям хороших детективных романов тоже. А вот любителям американских блокбастеров и комиксов роман вполне подходит.

  Оценка: 6 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 13 ]  +

Большую часть своей жизни я читал фэнтези, ужасы и мистику, а со всеми прочими жанрами был знаком постольку поскольку. Детективы отметились в моей памяти серией «Черный котенок», произведениями Агаты Кристи, Честертона и Артура Конан Дойля (читал, конечно, и многое другое в данном жанре, но в основном не особо запомнившееся). Научная фантастика вообще в моем представлении была неотделима от космооперы и ограничивалась большим количеством рассказов (Шекли, Саймак, Азимов, Брэдбери) и малым количеством романов. Все поменялось после знакомства с серией «Сны разума»: романы Бачигалупи и Уоттса изменили мою парадигму и стали катализаторами к открытию новых горизонтов в прежде обделенном вниманием жанре. И вот мне в руки попал роман «Пробуждение Левиафана».

Заметка на полях. Первое предложение, которое встречает читателя после открытия книги, определенно впечатляет: «Эту книгу, как иного ребенка, мастерила целая деревня». Что ж, остается надеяться, что большинство участников процесса действительно наслаждались им.

Теперь по поводу сюжета. Перед нами две основных сюжетных линии и, соответственно, два главных героя. Главные герои сделаны максимально различными как по характеру, так и по происхождению, и в целом по взглядам на жизнь. Зовут их Джеймс Холден и Джозеф Миллер. Оба они впутываются в клубок загадок и политических интриг, в центре которого находятся корабль Скопули и девушка Джули Мао. Подробнее на сюжете останавливаться не буду, не вижу в этом необходимости, т.к. данный момент был уже несколько раз отлично расписан как коллегами-лаборантами, так и самими авторами. Действие разворачивается быстро, событий много, вместе с тем роман не затянут и хорошо сбалансирован. Атмосфера хороша от слова «очень» и не последнюю роль в этом сыграла политональность книги: не часто встречаешь смесь космооперы, ужастика, нуара, научной фантастики и приключенческого боевика.

Известно, что под псевдонимом Джеймс Кори скрываются талантливый писатель Дэниел Абрахам и Тай Френк, ассистент Джорджа Мартина. Мартин, кстати, очень лестно отозвался о романе и его высказывание красуется на лицевой стороне обложки нашего издания. И хотя я отношусь к подобного рода пиару скептически, в данном случае признать, хотя бы частично, правдивость этого высказывания все же придется. В рецензии на книгу от Мира фантастики указывалось, что каждый из соавторов писал свою сюжетную линию (Френк о приключениях капитана Холдена, а Абрахам — о детективе Миллере), и если это действительно так (а оснований к недоверию, кроме моего природного скептицизма, в общем-то и нет), то стиль Абрахама мне импонирует больше. Линия Холдена – приключенческая космоопера – интересная, но несколько пресная. Не хватает перчинки в ней. А вот в линии Миллера, которая представляет собой нуарный детектив, таких перчинок с достатком, так что в совокупности смотрится как раз таки неплохо, мастерство авторов успешно дополняет друг друга. В последствии же, когда сюжетные линии сплетаются воедино, стилистические огрехи если и есть, то просто не замечаются. Сама структура романа больше всего напомнила мне структуру «Террора» и «Песни Льда и Пламени»: главы названы именем героя, от чьего лица идет повествование, каждая глава заканчивается как эпизод сериала на моменте, подогревающем интерес к продолжению и т.д.

Отдельно хочется упомянуть издание: оно выполнено на высоком уровне качества, хороший перевод (хотя и не без огрехов), стильная обложка, приемлемая бумага. Аннотация не только броская, но и соответствует содержанию. Сноски полезны и расставлены в нужных местах. Книга действительно стоит своих денег.

В целом роман довольно хорош и все свои премии получил вполне заслуженно.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 13 ]  +

«Пробужденеи Левиафана» оказался на редкость удачным и цельным романом, что само по себе уже ценно. Среди прочитанных за последнее время НФ-книг,  с ходу не припомню столько граммотно и цельно прописанных главных героев. Когда сюжет не поглощал полностью, пытался усмотреть некие нестыковки, «неправильности» в поступках ГГ, коих в общем-то двое, и по большому счёте не находил. Всё понятно,логично и соответственно ситуации. С другой стороны на фоне этого второстепенные персонажи выглядят несколько плоско и статично, но, повторюсь, на фоне великолепных ГГ, это не очень заметно.

Достаточно хорошо и детально прописан мир, в котором происходит действие романа. В самом мире ничего особенного нет, но его проработка также заслуживает уважения и хороших слов.

Сюжет, как по мне, для такого рода книг практически идеален. Есть и экшн, и триллер, и детективная линия. Роман бы практически идеален, но, как по мне, есть несколько даже не дефектов, а зазубрин, за которые цепляется глаз. Во-первых, «праведность» одного из главных героев. На эту праведность завязано достаточно много сюжетных поворотов и в какой-то момент автор с ней перебарщивает. При наличии угрозы всей цивилизации любой риск будет сводиться к минимуму, а вышеупомянутая «праведность» ведёт к многократному усилению угрозы и в общем-то приводит к открытой концовке романа. Именно в концовке мне видится главная прореха романа. Да, она неожиданна и эффектна и необходима для развития сюжетной линии, но при этом представляет собой гигантский рояль, из которого, похоже, будет литься музыка продолжения. В общем вещь отличная и даже отличительная, даже не смотря на определённые огрехи.

  Оценка: 8 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 12 ]  +

С удовольствием прочел «Пробуждение Левиафана», и прав, наверное, был Шекли, назвавший роман лучшей и крутейшей космооперой последних лет. Правда, признаюсь, что при чтении меня постоянно преследовало чувство, что все это я где-то видел и читал. Потом не стал особенно заморачиваться, поскольку фантасты давно и безжалостно освоили Солнечную систему, придумав самое невероятное государственное структурирование системы, в том числе и с участием ООН, и подвергнув ее всем мыслимым и чумовым вторжениям и напастям, а потому не удивительно, что все события и описания, так тщательно выпестованные авторами, выглядят вполне узнаваемыми. Нет смысла расписывать достоинства и недостатки книги, главное — она увлекательна, с узнаваемыми, и даже в какой-то степени привычными, героями и характерами. Роман, я бы сказал, «телесериален», как когда-то говорили о «кинематографичности» некоторых книг. Сюжетно и по персонажам, он так и просится в телесериал. Кто знает, может быть кто-нибудь когда-нибудь и возьмется сделать такой вот многосерийный телецикл про освоение и борьбу в Солнечной системе.

  Оценка: 8 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 11 ]  +

«Пробуждение левиафана» роман динамичный, но эмоционально ровный, с короткими шокирующими всплесками. Чередующееся между двумя героями повествование к финалу за шиворот не тащит – щадит нервы. Напряжение держат паузы, расположенные в правильных местах. Как в сериалах. Глава заканчивается и передает эстафету другому персонажу. Прием не новый, но сохраняет интригу безотказно.

Читать интересно. И об уставшем от жизни детективе, и о молодом идеалистичном капитане космолета. Рассказ первого окрашивает жизнь в монохром классического нуара и бросает – поначалу, во всяком случае, — на станцию. Знакомит с местным колоритом.

Внезапно из стены приключенческой фантастики с детективным акцентом проступает социальный рельеф. Нас подводят к культуре «Астеров» — жителей астероидных станций — с сепаратистскими настроениями. В общих чертах напоминает мировоззрение обитателей планет в мире «Обряда перехода». А как не вспомнить размеренную «Последнюю базу» с описанием быта станционеров?

Последнему сравнению «Пробуждение левиафана» проигрывает по части достоверности описания людей и отношений. Наши персонажи – не более чем стереотипы. Джим Холден – совестливый и наивный святой; Миллер – спившийся циничный коп. Разные, но рядом. Хотя и не вместе.

На конфликтах взглядов авторы ставку не делают. Их больше интересует – фоном, само собой, — сосуществование двух культур: планетарной и станционной. Любопытное представление о том, как изменится мировоззрение людей, стоит им поселиться не на планетах. Книга ценна одним этим. Но не о том.

Впереди масса приключений. С теориями заговора, перестрелками и трупами. Обо всем обстоятельно, как в лучших твердых НФ, но чуть. Будто мы давно живем в этом мире и уже все знаем. А разве нет? Кажется, почти физически ощущаем перегрузки, надеемся найти девушку и переживаем за возрастающее напряжение в Солнечной системе. Одновременно. Это в самом деле наш мир и наш космос. Спасибо живому языку и ясному переводу.

  Оценка: 8 
Страницы: [1] 2  3 

Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители! регистрация