fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Алёна и Аспирин»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Оценок:
975
Моя оценка:
-

подробнее

Алёна и Аспирин

Роман, год (год написания: 2005); цикл «Крысолов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Аспирин — ди-джей на попсовом «Лапа-радио», являясь классическим холостяком средних лет, живет в свое удовольствие, заботясь о себе и только. Однажды ночью возвращаясь с работы, встречает он девочку с плюшевым мишкой, к которой приставали хулиганы, и решил вступиться. Зря! Девочка оказалась в состоянии защищаться сама, ведь у нее такой славный друг. Зачем он пошел этой дорогой? Ведь всё пошло наперекосяк: и личная жизнь и работа. Что делать, если уже через день девочка живит в его доме и учится играть на скрипке, а мрачный плюшевый мишка кушает мед на его кухне. Главное не сойти с ума и остаться в живых, но для этого надо помочь девочке в ее планах, какими бы абсурдными они казались.

© sham
Примечание:

Украинское издание («Олена й Аспірин») вышло в свет в 2006 г. на несколько месяцев раньше, чем русское.


Входит в:

— цикл «Крысолов»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 205

Активный словарный запас: средний (2793 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Розетта / Science Fiction and Fantasy Rosetta, 2021 // Переведённое произведение крупной формы (перевод с русского Юлии Мейтовой Херси)

Номинации на премии:


номинант
АБС-премия, 2007 // Художественное произведение

Похожие произведения:

 

 


Алена и Аспирин
2006 г.
Долина Совести
2008 г.
Трон
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Олена й Аспірин
2006 г.
(украинский)
Олена й Аспірин
2019 г.
(украинский)
Daughter from the Dark
2020 г.
(английский)
Daughter from the Dark
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная литературная сказка. Читается на одном дыхании. При всей оригинальности манеры письма авторов, книга проста и самоочевидна, и замысел словно прост. Но так легко было тут все испортить, но удивительно, как авторы смогли избежать этого.

Она бы могла стать занудной псевдофилосовской фантастикой, если бы девочка Алена начала периодически вставать в позу и выдавать псевдо-умные мысли, почерпнутые ею из «иного мира совершенства», из которого она пришла. Но, девочка по ходу повествования только выдает саркастичные шутки. Что становится замечательным контрастом к внешне мелодраматическому сюжету. А таинственный мир Совершенства, из которого она пришла, только еще больше манит звездными далями, притягивающими и чуждыми одновременно.

Эта книга могла стать глупым боевиком, если бы линия агентов спецслужб, охотящиеся за героей, стала бы главной, а в конце бы Аспиин спас бы девочку. Но, слава Богу, авторы и не подумали писать боевик!

Это могло стать ужастиком, если бы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
безобидный плюшевый медведь почаще бы становился чудовищем, а потом вышел бы еще из повиновения девочки.
НО И ЭТОГО НЕ ПРОИЗОШЛО!

Авторы смогли создать настоящую литературную сказку, не только изящную по замыслу, но и сильную по исполнению. Страшная история о поисках беглеца из- мира совершенства становится замечательным чтением для детей любого возраста. Словно погружаешься в мир детских фантазий.

Роман обильно окрашен в сексуальные тона, много эротики, что только обостряет основную линию романа.

А так вроде все просто загадочная девочка, настырная и такая беззащитная в своем детском максимализме, хочет совершить подвиг, сыграв Мелодию Возврата в нашем мире, который может просто разрушиться из-за этого. Встреча с этой девочкой уставшего от жизни диджея Аспирина становится началом духовного взросления героя, и книга становится еще и «романом воспитания» Аспирина.

Но, в каждой ситуации романа, в каждом персонаже — словно двойное дно. Каждый образ здесь многограннен, и авторы отошли от скучной схемы «плохие и хорошие». Все гораздо сложнее и запутаннее.

Несколько отстраненная манера письма еще больше обостряет интригу, вроде все показано совершенно достоверно, видишь как живую, эту девочку. Но, потом она ускользает от твоего внимания, словно что то расфокусировалось в твоем внутреннем зрении. И роман становится головоломкой для тебя, развивая и обогащая твое умение размышлять.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Разброс мнений об этой книге, как от книг Эльтерруса (не могу удержаться, все ж почти 10 лет прожили вместе). Не случайно и кое-какие идеи у них сходны. (Я имею в виду вышедший незадолго до романа Дяченок «Замок на краю бездны» Эльтерруса). Только здесь вместо гитары для связи с другими мирами и людьми используется скрипка. Может быть, мы все Творцы, вот подспудная идея романа, может быть, мы все пришли сюда, в этот трехмерный страшный мир из других лучших миров, чтобы сотворить что-то прекрасное, но,как и брат героини, забыли себя. И теперь должны просто вспомнить себя. А то, что мы — Творцы своей реальности, служит хотя бы тот эпизод в книге, когда «Алена» одной мыслью создает в своем кармане фото Аспирина и своей «мамы», в результате чего изменяется реальность и воспоминания у многих людей, вплоть до документов в роддоме. Странно, почему никто этого здесь не указал, но ведь другая главная тема романа — это недостаток любви, боязнь полюбить и отдать всего себя другому. Приход девочки лишь вскрывает духовную пустоту и одиночество таких людей, как Аспирин, — с виду обеспеченных и не имеющих жизненных проблем, но действительности ведущих пустую жизнь и стращавшихся перемен. И ведь неплохих, по своей сущности, — далеко не каждый приведет в свой дом чужую девочку. Не нужно осуждать ее, там, где она жила, нет злобы и ненависти, а ведь по сути она — совсем ребенок и не привыкла, чтобы к ней относились, как к пустому месту. Для нее это тоже учеба, из рая в ад — по собственному желанию ради спасения брата. Потому что читателям понятно, что для людей ее мира найти и вытащить брата особых проблем не составило бы. Но кто бы тогда помог брату Алены вспомнить себя и остаться в нашем мире, чтобы сотворить новую прекрасную симфонию? А по поводу возможно слишком оптимистичного финала... Может быть, пришло время и нам всем раскрывать свои сердца и перестать бояться любить...»

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ух! Как же здорово написано!

Нелепое (на первый взгляд) название; безыскусная (на взгляд второй) завязка сюжета; раздражающая тупость и неестественность поведения ГГ в первой части (вы считаете? кажется, это уже взгляд номер четыре..).

А потом понимаешь. Понимаешь, почему Аспирин раздражает. Почему уважаемые авторы рецензий на эту книгу называют Алену — стервой, а роман — «нецепляющим».

Еще какой цепляющий! Просто трудно признаться себе в том, что ты — такой же Аспирин. Пришел в мир, где возможно творчество. Где у каждого есть «право сочинять новые песни», а ты этим правом «подтерся, бросил в унитаз, и даже не заметил». Только смутная тоска осталась, но это ничего: тоску-то мы глушить умеем — работой, развлечениями, пустопорожним трёпом — мы в этом все профессионалы.

Ну а когда читаешь про себя в книге, и тоска ощутимее становится, как тут книгу-то не обвинить? Не я же, остолоп, драгоценное время жизни трачу — книга виновата.

Ату её! Не цепляет!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Алена и Аспирин» – воздушный роман, а упоминающиеся в нем классические композиции прекрасно аккомпанируют творчеству супругов Дяченко. Перед нами очередная интерпретация старинной немецкой легенды о Дудочнике – интересная, написанная легким слогом, складывающемся в знак вопроса – «Куда же мы все идем?..».

Горькая правда сквозит в словах Алены: «Зато сочиняются новые песни, – она улыбнулась. – Складываются слова… Поднимаются новые стены, строятся новые города… Ужасный мир. Нет гармонии». Как так, имея за спиной выдающееся культурное наследие, люди продолжают лгать, обманывать, предавать? Что бы произошло с нами, если отбросить всю ненужную злободневную мишуру и посвятить жизнь гуманистическим идеалам? Дяченко пытаются найти ответ на этот вопрос и со всем своим мастерством направляют к этому читателя. Алена ведь не только носитель чистой духовности, но вместе с Аспирином и его радио – пример того, как все-таки легко управлять массами, ведя их на слепом поводке, свитом из мелочных побуждений и сиюминутных порывов.

Технически произведение безупречно – четкий ритм, приятная атмосфера, укутывающая осенним пледом, яркие персонажи только подчеркивают искусство супругов. Придраться можно лишь к метаниям Аспирина. Но ввиду свалившегося на его голову «счастья» можно лишь сокрушенно произнести: «Каждый свихнулся бы по-своему».

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книжка в меня попала.

Понятны все нюансы (до самых последних нот) настроений и переживаний героя. Да и вся драматургия держит от начала до конца.

В «положительной» Алёне нахожу массу несимпатичных черт, а вот Аспирин вызывает настоящее сопереживание. Видимо, потому что я, во-первых, мужчина, а во-вторых — более чем среднего возраста. Авторы мастерски показывают сочетание желания отстоять границы крайнего жизненного индивидуализма с одной стороны, а с другой — попытки сохранить лицо перед самим собой.

__Сюжетно мне роман очень сильно напоминает развёрнутую вариацию рассказа Трумэна Капоте «Мириэм».

P.S. кстати, вот, почему пишут в классификаторе место действия, мол, Россия/СССР?

По всему — может быть и Киев (время же действия — нулевые), например...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Я боюсь людей, которые кажутся живыми, а потом оказывается, что они не просто мертвецы — они уже сгнили.»

*

«Все, что имеет старт, должно иметь и финиш, иначе хоть какой выносливый бегун сдохнет на маршруте, так и не порвав ленточку.»

*

Никогда не отучу себя от дурной привычки ценить книгу по обложке, а точнее, по названию. Так случилось и с этой книгой. «Аспирин..., ерунда какая-то!» — подумала я. Однако, прочитав немало книг этих авторов, я решилась. И, поверьте мне, нисколько не пожалела.

*

Представьте: ночь, ди-джей радио Аспирин (он же Алексей) возвращается домой после вечернего эфира и в темном переулке встречает...Кого бы вы думали??? Маленькую девочку с плюшевым медведем. Что это: игра воображения, усталый мозг или чья-то дурная шутка??? Не ясно!!! Ясно одно: ей надо помочь! С этого момента привычная жизнь Аспирина переворачивается с ног на голову.

*

Книга с первых страниц затягивает читателя невероятно захватывающим сюжетом. События разворачиваются быстро и динамично и, вместе с ними, меняется и главный герой. Если в начале книги его образ вызывает скорее ироничную улыбку, то к финалу книги Алексей вызывает уважение, а иногда даже — восхищение.

*

Дяченко снова умело вытащили на поверхность много злободневных вопросов: о предназначении и цели в жизни, о любви и, конечно, об ответственности. Об ответственности не только за себя (что съесть на завтрак и с кем провести ночь), но и за окружающих тебя людей.

*

Хочется отметить особый юмор авторов, который я просто обожаю. Я давно так не смеялась, читая книгу. Отличная вещь для поднятия настроения. Ну и о главном. Интрига романа сохраняется до самого финала. Книга нам говорит о том, что, зачастую судьба в нашу жизнь приводит людей и события, проверяя тем самым нашу готовность к новым изменениям в жизни. Ах, эта девочка с мишкой...Кто она? Целеустремленный демон, готовый взломать вашу налаженную жизнь или кто-то другой...? Ответ на этот вопрос вы сможете получить, прочитав книгу «Алена и Аспирин». Роман написан Мариной и Сергеем Дяченко, и этим все сказано!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу я прочла сразу после «Дикой энергии..«и именно после нее поняла, что навсегда останусь в рядах поклонников творчества Дяченко

Как тонко выдумка тут переплетается с реальностью! Вот реальный человек — Аспирин, вот его реальная квартира, работа, друзья, тусовки. А вот Алена, тоже вполне реальна, и существование мишки не поддается сомнению... Много деталей быта заставляют верить, что да, это могла бы быть и на самом деле..

Ах, да. Еще роман тянет перечитывать.

Не знаю как вы, но я после прочтения книги спрятала всех плюшевых мишек сестренки в диван) А еще пробовала найти волну «Лапа-радио» =))))))

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оличная книга! Читал на одном дыхании.:glasses:

Книга больше читается не как фантастический роман, а как тонкая мелодраматическая история про ди-джея, который неожиданно «открыл глаза» на этот мир и про девочку, которая помогла ему «открыть глаза». Очень душевно читается. Концовка грустная. Жаль Аспирина... Искренне жаль... :frown:

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помешала только загадочность Алены, ни на какие вопросы она не отвечает, приходится принять ее не просто, как личность, а как образ, что ли...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ух. Три дня жила в книге. В собственную квартиру приходила как в квартиру Аспирина и пыталась вспомнить, в каком углу у меня пианино, которого нет. И — честное слово, выйди сейчас на меня из подворотни девочка с плюшевым мишкой, я бы не знала, что ей сказать...

Дяченки все-таки изумительно пишут: вроде ничего особенного, никаких словесных изысков — а в итоге ни одного лишнего слова и упругий, мягкий и четкий ритм повествования, вырваться из которого сложно, притом что никакого особого экшена в тексте нет, это скорее приключения чувств, чем «приключения тела». Вряд ли они ди-джеи, как Аспирин — скорее уж музыканты, как Алена и ее... хм, скажем так — опекун. В книге он безымянный, но если хорошо подумать, то... спойлер, господа. Об этой книге вообще тяжело рассказывать без спойлеров.

О чем «Алена и Аспирин»? Во-первых — о творчестве, настоящем и пластмассовом, созидательном и разрушительном, и всегда — волшебном, потому что оно — единственная магия, доступная в нашем несовершенном мире («наш несовершенный мир» — это дяченковский постоянный лейтмотив, пунктик, можно сказать).

"— Я музыкант, — Аспирин, опомнившись, сунул булку обратно в хлебницу. — Всякий музыкант — немного манипулятор. Тебе ли не знать.

— Нет, — тихо сказала Алена. — Музыкант... особенно если он композитор. Он берет кусок себя, и кровавый кусок... со вкусом жизни, любовью и страхом смерти. И он консервирует... нет, не так, он переводит лучшие — или страшные — моменты своей жизни в другую... знаковую систему. Другой код. И посылает в пространство. Или записывает значками на бумаге. И ему при этом наплевать, раскупают ли у бара спиртное, подрыгивают ли ноги у сидящих и вибрирует ли танцпол».

Во-вторых — о чуде. О том, как обычные (те, кого принято называть «нормальными») люди реагируют на странное, не вписывающееся в привычную картину мира. О попытках подвести это странное под рационалистический знаменатель. О том, как сама реальность начинает на эти попытки реагировать. В тексте есть два почти равнозначных объяснения происходящего, каравай-каравай, кого любишь, выбирай. И... да, почему же все-таки бультерьер остался жив?..

В-третьих — о любви и ответственности. О набившем оскомину «мы в ответе за тех, кого приручили, даже если они сами напросились». О том, что два незнакомых и не очень-то доверяющих друг другу человека (даже если один из них — как бы и не совсем человек) не обязаны за неделю научиться любить друг друга и быть счастливы вместе, как в какой-нибудь голливудской семейной комедии. О том, что рано или поздно приходится брать на себя ответственность хотя бы за собственную жизнь, если уж с чужой не складывается.

P.S. Книга очень любопытно рифмуется с «Крысиным королем» Чайны Мьевилля — но это, конечно же, просто совпадение.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

То, что для вас развлечение, буквы на страницах — для меня является жизнью, хоть и прошлой

Пусть я тут выставлен безответственным эгоистом, лентяем, и просто человеком, не понимающем своего счастья — вы такие же. Посмотрел бы я на вас, свались вам на голову эдакое чудо в футболке с надписью Краков, и с этий чертовой игрушкой.

Конечно, уж вы бы ее обогрели, накупили игрушек, затем уволились с работы и пошли вместе искать ее братика.

А потом бы обоих уговорили остаться жить у вас

Так, о чем это я? Ага, вспомнил — я скучаю. Ужасно скучаю.

Приходи, когда сможешь, я научился играть Счастье на моем стареньком пианино.

Твой Аспирин

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Супружеская чита Дяченко, последнее время стали очень популярны. Что ни книга — шедевр, вот и решила я познакомиться с их творчеством. Вообще потрясающая смесь авторов (психолог и актриса) пишет очень сильно. И книги у них получаются, действительно мощные, как взрыв (в мозгу). Именно им удается весь психологизм книги, переживания героев их чувства. Захватывает и начинаешь переживать вместе с ними, а когда чтение заканчиватеся, то на душе такое чувство тяжести, будто это все или с тобой тоже происходило или ты была свидетелем, этих событий.

Главный вопрос, этой книги, вопрос человеческого сострадания. Очень актуален в наше время. И он будет существовать пока на этой планете живут люди и, многим из них нужна наша помощь. Вопрос, который, лично я, задаю себе каждый день. Пройти и отвернуться или оказать помочь? Пройдешь и будешь весь день мучаться совестью или поможешь и, возможно получишь целый букет проблем. Каждый решает за себя сам. В случае Аспирина эта встреча и его неожиданное желание помочь, переворачивают всю его жизнь и на пути у него и Алены много препятствий, но в конце каждый получает заслуженное вознаграждение.

Достойная книга.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не согласна с теми, кто посчитал эту книгу «нецепляющей». Наоборот, читая её, я чувствовала, как волосы на голове шевелятся. Очень яркая история, полная эмоций.

Нет ни плохих, ни хороших героев. Есть живые и мёртвые. Есть шанс вспомнить себя. Есть возможность убегать от себя.

Есть те, кто идёт к своей цели напролом. Есть те, кто вообще никаких целей иметь не хочет. Очень много чего есть в наличии в несовершенном мире. Разве можно поделить всё это только на плохое и хорошее?

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

До последнего надеялся, что Дяченки всё же сумеют избежать стандартного голливудского финала. Увы. Очень неплохая книга подпорчена предсказуемой немудрёной концовкой. Тем не менее, спасибо авторам, куплю в бумаге, не перечитывать, а так, пусть стоит.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эгоист, «другая» девочка и невербальное воздействие. На мой взгляд-хорошо.Жаль,что многим не понравилось.Читала последним, поэтому, лично я, увидела задумку к Vita Nostra и чуть-чуть пандема.Немного раздражал медведь из-за явной назидательности (мол, даже самая безобидная игрушка может оказаться чем-то страшным). Но в целом,обычный для Дяченко,грустный конец, надежда на продолжение истории и горячая вера в то, что хоть здесь все может быть хорошо, если авторы сами не возьмуться за окончание истории.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх