fantlab ru

Мария Семёнова «Волкодав. Знамение пути»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Оценок:
2385
Моя оценка:
-

подробнее

Волкодав. Знамение пути

Роман, год; цикл «Волкодав и его мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 106
Аннотация:

«Волкодав: Знамение пути» продолжает историю последнего воина из рода Серого Пса. Все чаще Волкодав будет терзаться вопросом о своем земном предназначении. Ради какого свершения судьба хранила его во тьме подземных рудников, выводила живым из смертельных поединков, оберегала в ледяной пустыне и среди языков беспощадного пламени? Лишь в назначенный Срок предначертанное откроется ему... Но прежде Волкодава ждет смертельный поединок с кровным врагом, отважным и достойным воином, человеком, которого в другой жизни он предпочел бы считать другом. С сыном Людоеда — прославленным кунсом Винитаром.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 320

Активный словарный запас: высокий (3149 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 83 знака, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 11% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>



Волкодав. Знамение пути
2003 г.
Волкодав. Знамение пути
2003 г.
Волкодав. Знамение пути
2003 г.
Волкодав. Знамение пути
2004 г.
Волкодав. Знамение пути. Самоцветные горы
2004 г.
Волкодав: Право на поединок. Знамение пути. Самоцветные горы
2005 г.
Волкодав. Звёздный меч
2006 г.
Волкодав. Звёздный меч
2006 г.
Волкодав. Знамение пути
2006 г.
Волкодав. Знамение пути
2006 г.
Волкодав
2007 г.
Волкодав. Звездный меч
2007 г.
Волкодав. Звездный меч
2007 г.
Волкодав. Знамение пути
2007 г.
Волкодав. Знамение пути
2007 г.
Волкодав. Знамение пути
2007 г.
Волкодав. Знамение пути
2007 г.
Волкодав. Знамение пути
2007 г.
Волкодав: Право на поединок. Знамение пути. Самоцветные горы
2007 г.
Волкодав. Звёздный меч
2008 г.
Волкодав. Звёздный меч
2008 г.
Волкодав
2012 г.
Волкодав. Знамение пути
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Vukodav: Znamenje puta
2007 г.
(сербский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из трёх частей, что я уже прочёл эта — самая необычная и непривычная. Во-первых, она заметно короче 1-2 части. И это пошло роману на пользу. Во-вторых, тут практически отсутствуют бои и поединки с участием Волкодава. Но это скорее просто необычно, не в плюс и не в минус.

За три года жизни в крепости Близнецов Волкодав сильно меняется — он много часов проводит в библиотеке, его кругозор заметно расширяется. Он становится более открытым: если раньше из него лишнего слова не вырвать, то сейчас он и про себя охотнее рассказывает и другим вопросы задаёт. Это изменение, «сдвиг в характере» — пожалуй самое удачное в тексте.

Другой плюс — образ Винитара. Приятно, что это скорее положительный персонаж. Несколько эпизодов с ним помогают проникнуться к нему симпатией.

Тут в отзывах уже писали, что эпизоды с описанием собак тут — необычайно красивы! Тем самым, видимо, автор хотела показать, что Волкодав всё лучше чувствует и понимает своих четвероногих «родственников».

В остальном же не оставляет ощущение, что этот роман — не полноценная книга, а скорее интерлюдия, некий переход, который лишь готовит читателя к последней книге. Надеюсь, что эта самая последняя книга меня не разочарует (если что, я про основную трилогию, без учёта приквелов).

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самые сильные, самые яркие, красивые и эмоционально сильные страницы этой книги написаны вовсе не про людей, а про собак. Недаром и в заголовок вынесена порода собаки, и главный герой из «пёсьего» рода, и среди персонажей собак немало. Породистых и безродных, со счастливой или печальной судьбой... Но все они равно интересны автору, и чувствуется, что Семёнова очень любит собак и пытается по-своему представить их внутренний мир и их восприятие мира внешнего. И безусловно, проводит некую невидимую линию между собачьей верностью и человеческой подлостью.

И ещё мне в этом романе (как и в предыдущих книгах цикла) понравились стихотворные строки. Они предваряют каждую часть и вплетены в основное повествование. В каждом поэтическом тексте, в каждой песне — глубокая перекличка с сюжетом, выделение в нём важного — словно бы подсказка «дремучему варвару», взыскующему истины в книгах храмовой библиотеки...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вчера вечером решил проверить свои юношеские впечатления и перечитать «Знамение пути». В то время я остался с ощущением, что все продолжения «Волкодава», кроме книги «Истовик-камень», выглядят откровенно вымученными. Но в шестнадцать лет я, что называется, смотрел в книгу, видел фигу. То есть мог сказать, что роман получился скучным, но совершенно не понимал, почему.

Зато в то время я был куда более терпеливым и снисходительным читателем, иначе ни за что не одолел бы этот текст. Повествование построено по принципу «в огороде бузина, в Киеве дядька». Причем проблема не в том, что автор скачет с места на место и с героя на героя, а в том, что эпизоды про отдельных персонажей получаются абсолютно бессодержательными. Собака бежит по берегу — отведем на это целый эпизод. На информацию, что в городе стоял трактир, и ГГ периодически бывал в этом трактире, тоже отведем целый эпизод. Нарушается базовое правило эпического текста — героев может быть много, но, если заводишь речь о персонаже, с ним должно произойти что-нибудь важное и интересное. Нельзя подсовывать читателю обманку — эпизод, который сам по себе не несёт никакого смысла, не раскрывает героя и не двигает вперёд сюжет, а просто занимает место в тексте. А здесь автор толчет, толчет воду в ступе, а в результате смысл эпизода может выразиться в одной-единственной фразе, и совершенно не понятно — чего ради под эту фразу автор накатал целый отдельный эпизод? А чтобы было. Это все равно, что направлять софиты на пустое место. А потом высвечивать ещё одно пустое место.

Какие-то моменты хороши сами по себе, но совершенно не понятно, что они делают в этой конкретно книге? Огромная глава про собачьи бои смотрелась бы вполне уместно, если бы героем книги был хозяин одного из состязающихся псов или сам пёс. А здесь — как будто автор написал главу для совершенно новой книги, а потом подумал — издательство жмёт со сроками, почему не приляпать этот текст к четвертой части «Волкодава»?.. Сам ГГ, понятно, на собачьи бои смотреть бы в жизни не пошел, ну, значит, пусть второстепенный персонаж толчется среди зрителей. Причем долгое время этот персонаж там выглядит откровенно чужеродно — ничего не делает, никак не раскрывается.

В самом конце главы Волк вроде заступается за настоящего, лесного волка, которого собираются стравить с собаками, и это даже можно было бы считать «раскрытием характера», делая скидку на то, что Семёнова в принципе считает лучшим, если не единственным раскрытием характера любого мужского персонажа описание того, как персонаж дал кому-нибудь отпор, поставил на место, не позволил себя/другого обидеть или побить. Но сопереживания сцена не вызывает никакого, именно потому, что она воспринимается, как та самая белая нитка, которой автор пришил Волка — к собачьим боям, а собачьи бои — в своему рассыпающемуся роману. Почему так? Да потому, что бои получились куда эмоциональнее, живее, убедительнее. Они не выглядят, как подготовка и обрамление к поступку сюжетно-значимого персонажа, а, наоборот, поступок Волка выглядит искусственной пришлепкой к тексту, который автор хотел написать на самом деле.

Ну и потом, встаёт вопрос — сколько можно мусолить тему кровной мести? Винитар должен убить Волкодава, который ему на самом деле очень нравится, за то, что тот убил его отца. Аптахар должен убить Волкодава, который ему на самом деле очень нравится, за то, что тот убил его брата. Волк должен убить Волкодава, который ему очень нравится и у которого он учится, за то, что тот убил его старшего брата. Ещё раньше был брат Канаона — тоже собирался убивать невинного, как агнец, Волкодава, за убийство своего старшего брата. Автор впился в одну тему и грызёт этот мосол четвертую книгу кряду. На нем уже мяса не осталось, так и хочется сказать — автор, хватит, выплюнь каку! Сколько можно?! А где-то на заднем плане мотается унылая Оленюшка, которая твёрдо намерена выйти замуж за главного героя, хотя она видела его всего один раз, когда ей было десять лет. Такая пародия на «Валькирию», вся польза от которой — в доведении этой идеи до логического завершения (то есть до полного и беспросветного абсурда) и изобличение ее нелепости.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Служить бы рад, прислуживаться тошно (Грибоедов — Чацкий)

Ну вот и прочитан предпоследний роман из волкодавского цикла (правда остаётся пока в списке хотелок книга вторая/последняя — вторая по внутрицикловой хронологии и последняя по дате издания, — но это дело поправимое). Честно говоря, можно продолжать говорить о книге и о всём цикле многое, а можно быть попросту кратким и лаконичным.

Эта книга нисколько не хуже всех предыдущих романов (вопреки широко распространённой тенденции к ухудшению всех вторых, третьих и прочих продолжений, зачастую отмечаемой многочисленными читателями в своих репликах и отзывах о некоторых других сериях), хотя и имеет свои особенности. Наверное, чуть меньше стало разного рода стычек и драк, столкновений и боёв с участием Волкодава: вообще всю первую половину книги наш герой просто работает наставником в школе боевых искусств, обучая учеников правилам айкидо, дзюдо, джиу-джитсу, карате, капоэйры, боевого самбо и прочих разновидностей всего того, что в романе называется кан-киро. И ему, наставнику и учителю, не до стычек.

А вторая половина книги представляет собой описание перемещения Волкодава по этому миру, начиная от окрестностей Тин-Вилены и заканчивая… А вот и не заканчивая, потому что в этом романе этот поход нашего воина не закончен. По-прежнему путь нашего героя тернист, извилист и кочковат, и как и прежде, его преследуют враги и недруги (преследуют как в переносном, так и в прямом значении этого слова); по-прежнему он вынужден выпутываться из разных непростых и опасных ситуаций.

И практически отдельным и почти не связанным в событийном смысле с остальным текстом своеобразным вкладышем, являются главы о теперь уже 17-летней невесте Волкодава Олёнушке.

Сюжет всех смысловых линий в романе к его концу не завершён и потому заставляет без промедления отправиться вместе с Волкодавом вновь в Самоцветные горы — идём в последнюю книгу цикла.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Отгорел закат, и полная луна облила лес зеленоватым мертвенным серебром». Пёс с душой человека смотрит с холмистого склона на дом той, которая назвалась его невестой. Найдёт ли он покой, дом со светлым садом, с любимой женой, которая позовёт его на ужин? Он не знает этого. Дальнейший путь покамест не тяготит над ним. Серый Пёс заслужил передышку, но насколько она длинна?

Понадобилась определённая передышка и Марии Семёновой, чтобы она снова взялась за жизнеописание Волкодава, поэтому от «Истовика-камня» предпоследний роман цикла отделяет три года. Продолжение истории «русского Конана» называлось изначально почему-то «Звёздный меч», и должно было стать последней частью. Но издательство «Азбука» решило, что для такой сверхпопулярной серии это слишком просто. Поэтому в один прекрасный момент они попросту предложили разделить единый сюжет на два полновесных тома. Так из гипотетической первой части выросло целое «Знамение пути».

Предыдущие части были прекрасно сбалансированы, динамичный сюжет соседствовал с прекрасными легендами, описаниями природы, бытовыми подробностями, и многим другим, создавая колорит и атмосферу. Даже слегка отрывочный и статичный приквел имел прекрасную, свежую атмосферу подземной жути Самоцветных гор. Здесь всё несколько иначе. Динамики практически нет, сюжет стал статичен, вплоть до того, что в тексте вообще ничего не происходит несколько десятков страниц. Многие линии, например, Волка, попросту оборваны, лохмотья торчат на виду у недоумевающего читателя, поражая несвойственной Семёновой небрежностью.

Что действительно хорошо — это описания и, как говорится, «прорисовка» мира удалась на славу. Вот только мы это уже всё видели в других вещах, и ничего принципиально нового от автора не ждали... Просто это одна из тех вещей, которая запоминается по ходу повествования.

Вторая — сам Волкодав. Угрюмый и нелюдимый подросток в теле первоклассной машины убийства вырос окончательно. Он сильно изменился, годы учения и самоучения сделали из него мудрого и речистого зрелого Наставника. Как личность он вырос необычайно, что не может не радовать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С другой стороны, Семёнова его мощно подставила под отраву Шамаргана и Панкела, в этой части Волкодав проявил чудеса глупости и недальновидности

Но всего этого — слишком мало, по сравнению с другими вещами серии. Растягивать на четыре сотни страниц то, что раньше уместилось бы в трёх главах — это уже перебор. Именно поэтому сюжетная составляющая смотрится как статичная, законсервированная сама в себе субстанция, напоминающая муху в янтаре. История, получившая новое начало, слегка проехав вперёд, резко оборвалась... чтобы продолжиться в «Самоцветных горах». Но дело не в этом. Каждый предыдущий роман был законченной историей, и каждый из них был вполне самостоятельным кирпичом в конструкции истории Волкодава. Здесь же — четверть кирпича, красивая, ровная, но неполноценная. «Знамение пути» — неожиданно всего-навсего крепкий сериальный середняк. Читать, конечно, нужно, и можно, но не хватает духа поэтичности и лёгкости «Волкодава»...

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В новом продолжении цикла автор сумела избежать создания очередного самоповтора, честь ей и хвала. И даже Волкодав стал несколько иным, то есть образ не статичен — развивается, меняется, и это тоже очень хорошо. Как в жизни всё. Пусть, и не все изменения радуют. Волкодав, потягивающий пиво в удовольствие, например, меня лично шокировал — показалось прямо-таки выпадением из образа, а не изменением оного.

И всё же этот роман значительно слабее всех, написанных в цикле ранее. И причина тому — море воды. Конечно, кто-то скажет, что это не вода, а поэтика. А я скажу, что когда на весь роман лишь несколько событий, когда можно пролистывать не читая страницы десятками и при этом вообще ничего не терять ни в сюжете, ни в образе персонажей, то это — вода. Динамика подачи материала постоянно падает. Да что там падает, её почти нет между нечастыми подвижками сюжета.

Да, и ещё мысль посетила. Если сперва отсутствие любовной линии да и вообще шашней Волкодава с девушками радовало, то теперь уже попросту в недоумение вводит. Вроде как нормальный взрослый мужик, импотентом или связанным обетом безбрачия автором не заявлялся...

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень затянутая и нудная вещь, аж просто жуть. Нет, я бы не сказал, что он меня разочаровал, я как раз ничего от него особо и не ждал. Я даже после предыдущей части осознанно сделал перерыв не менее полугода, чтобы сбить, так сказать, оскому. Но это не помогло. Скорее можно подвести планку подо всем циклом — он попросту пустой и с каждым романом все пустее. И если первая часть была динамичнее и ее из-за этого было интереснее читать, то тут вообще не за что зацепиться, чтоб проявиться хоть какой-то интриге. Все эти описания богов, их дланей и глаз, вместе с кучей условностей, нелепых обрядов и тупых обычаев которые преподносятся тоном откровений Жизни, зачем оно мне? Ну если бы я еще читал про быт и обряды индейцев, народов севера, про что-то реальное, то да, это было бы хоть познавательно, а здесь, здесь это что мне несет? Окромя как забивания вымышленным бредом и так переполненного информацией современного динамичного мира мозга?

Итак спустя более чем полугодичной паузы я выяснил, что почти напрочь забыл сюжет предыдущих книг, но практически на уровне подсознания запомнил ту оскому которую во мне вызывали эти многочисленные и нудные описания; но книга куплена, деньги потрачены, теперь должен читать, уже задумываюсь не подарить ли книгу какому фанату, а то в ней еще самоцветные горы остались...

Из особенностей собственно этой части, первое, что можно отметить, это отсутствие концовки, вот так просто и напрочь — ее нет. Такое впечатление, что была книга на 300 страниц, но ее тупо разорвали пополам, и это первый кусок названный романом. Собачка бежит, Волкодав плывет, Оленюшка строит планы... и конец Знамениям пути. Кстати собственно «знамений» тоже нет; роман есть, название есть, ни одного знамения нет. С путем, к слову, тоже вопрос — я бы этот процесс скорее назвал течением, «Без знамений, по течению жизни».., или «Бесцельная жизнь по течению».., всяко более близко к тексту. Да, есть несколько более-менее интересных картин, но самое обидное нету смысла и идеи которую хотел донести или раскрыть автор. Поправка, я смог обнаружить лишь одну — писательство как профессия и способ заработать на жизнь, но такая идея меня, как читателя, мало прельщает в книге.

PS: Дочитал Самоцветные горы. Итог: этот (Знамения) роман можно было бы смело выбросить, оставив страниц 20 для связки сюжета — итоговый Звездный меч от этого только выиграл бы, но вот гонорар автора был бы меньше — все таки, наверно, основная причина появления Знамений на свет...

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жанр: «Героическое фэнтези» — фэнтези, да, но героическое ли оно. Трудно сказать. Автор все больше пускается в рассуждения. Действия становится все меньше.

Действия главного героя вообще трудно описать, то он три года обучает секретному воинскому искусству учеников богов-близнецов, то вдруг бросает все и бежит в неизвестном направлении. Типа «ах, меня победил ученик, правда я ему поддался, но этого никто не видел». Что за бред.

Непонятно и периодическое превращение Волкодава в собаку, причем в образе собаки он может оказываться совсем в другом месте пространства.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скучноватая книга. Создалось впечатление, что автор сделала передышку между романами. Когда читал остальные книги серии — всегда было жаль, когда подходили к концу, хотелось, чтобы тома были побольше. :smile: Здесь же очень хотелось пролистнуть излишне затянутые места.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предание интересное, посвящено древним скандинавам. Фактура текста насыщена, хотя изредка и скатывается к описательным моментам. Есть немало волнующих эпизодов; но, вместе с тем, время замедляется иногда настолько, что сплошь растворяется в психологии персонажей. Что, наверное, сделано намеренно — и иногда оказывается совсем не лишним.

В целом, структура сложная. Сюжет разделяется на несколько уровней, каждый из которых приходится сопоставлять с остальными. Имена божеств звучат убедительно, хотя некоторым из них уже доводилось быть использованными, в частности, у некоторых зарубежных авторов. Симпатию вызывает ученичество Волка, его намерение изменить предопределенность и подменить ее некой первичной боевой магией.

Единство волка, пса и человека с первых же страниц кажется неким сказом о природе оборотней — понятно, исключительно в жанре фэнтези и исторического фольклора. Однако сложно не согласиться с тем, что волк-оборотень является одновременно и псом и человеком; и наоборот; хотя прямых указаний на это в тексте и нет. Но, с другой стороны, такое допущение могло бы стать ключом или стратегией к пониманию художественного мира этого романа.

Бесконечно, бесконечно, бесконечно благодарна Марии Семеновой и за фильм «Волкодав». Так же, как и за все ее книги.

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

мне показалась четвертая книга очень слабенькой. много описания, мало диалогов и действий. В сравнеии с первой частью цикла — очень просто

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даа, после первых 3-х книг кажется, будто эту писал кто-то другой. Ощущение, что время остановилось и замерло под тяжестью бесконечных натужных размышлений главного героя из серии «быть или не быть и зачем». Эта тяжелое и нудное философствование совсем не было свойственно первым 3-м книгам. А по сути не происходит ничего. Всего два события на целый роман — уход Волкодава из крепости и отравление Волкодава Панкелом. Остальное — какая-то мутная водица.:weep:

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как там у кого-то из древних римлян — «Карфаген должен быть разрушен!»

Так и здесь — это очередное продолжение романа «Волкодав». И, хотя бы поэтому, интерес к этому роману велик.

Прочитав же роман особого удовольствия не испытываешь, но и разочарования тоже. Продолжается история героя, он ведь не умер, слава богу. На первый план выходит злобное единоборство жреца Близнецов Хономера (а он появлялся уже в романе «Волкодав«!) с Волкодавом, уже признанным мастером искусства Кан-Киро, Учителем. Подробно выясняется, что кровный враг Волкодава Винитар, сегван, сын Людоеда, на деле очень честный и благородный человек. Опять нескончаемая коллизия — он должен убить Волкодава, как своего кровного врага, так велит долг; но не хочет этого делать, ибо знает того как честного и отважного воина, много сил потратившего на борьбу с несправедливостью. И разрешается сей парадокс весьма оригинально — расставаясь, и не причинив друг другу вреда, кровные враги ограничиваются лишь фразой «мы еще встретимся!».

Много места уделено описанию приключений и злоключений и Хономера, и Винитара. Новые действующие лица, конечно, появляются, но обоснованно. Ну, и все прочие достоинства автора проявляются в полной мере.

Продолжение, оно и есть продолжение, а чего же вы хотели? Читайте, того стоит.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти все знакомые советовали не читать. Рискнул и не сказать ,чтобы разочаровался. Именовать книгу отстоем, только из-за того, что в супруженицы главному герою автором намечается не многими желанная кнесинка глупо... А вот то,что на первый план выходит образование нашего героя, а не бесконечные демонстрации убийственной силы кан-киро не может не радовать, значит герой развивается , и у серии есть потенциал.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга притянута за уши- ничего толком не описано. Помоему издательство просто решидо денег срубить, разделив «Звездный меч» на две книги,

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх