fantlab ru

Ли Брэкетт «Цитадель утраченных лет»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.02
Оценок:
84
Моя оценка:
-

подробнее

Цитадель утраченных лет

The Citadel of Lost Ages

Другие названия: Цитадель утраченных веков

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

Ему предстоит вспомнить кто он и откуда. Почему Рам Син держит его в темнице храма? И почему полукровка Арика помогает ему бежать? Что случилось с Землей после катастрофы? Как люди стали рабами новчей? И после человечества осталась только Цитадель – оплот знаний всех предыдущих поколений. Но она – в самом сердце Великой Тьмы.

Входит в:

— сборник «The Halfling and Other Stories», 1973 г.

— антологию «Золотое время», 2006 г.


Похожие произведения:

 

 


Венерианская колдунья
1997 г.
Сага о Земле и Вселенной
2002 г.
Золотое время
2006 г.

Самиздат и фэнзины:

Солнечная система: от Меркурия до Марса
2019 г.
От Земли до звёзд
2019 г.
От Земли до звёзд
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма проходная, с недостаточно проработанным сюжетом, я бы сказал, бюджетная повесть.

Сюжет прост. Людская раса порабощена злобными новчами — новыми человеками?. Вроде бы где-то вдали, в загадочной Цитадели хранятся надёжно спрятанные знания предыдущих поколений. Вот небольшая группа сопротивления за ними и отправляется. Это практически всё. Остальное минимизировано —

минимум приключений и сюжетных поворотов, минимум описаний окружения, бытовых подробностей и предыстории. Минимум героев и раскрытия их внутреннего мира. Сюрпризов по тексту не ждите — всё ужасно скучно и схематично. И линейно. Из точки А в точку Б...

Понятно, что на этой скудной основе читателю невозможно представить предлагаемую картину мира

Действие происходит в какой-то слабо прописанной абстрактной реальности. Лишь по вскользь упомянутому Нью-Йорку понятно, что это наша старушка-Земля. А так мог бы быть и Марс, или другая какая планета.

Непонятен ничтожный технологический уровень новой цивилизации — ведь прошло 12(!) тыс. лет со времён случившейся катастрофы. Да и методы применения вновь обретённых знаний тоже. Так далеко авторская фантазия просто не простирается, а база для самостоятельных домыслов минимальна.

Есть интересная (по поводу Солнца) идея. Ещё одна не менее интересная идея (ментального переселения сущностей) по-родственному позаимствована из цикла «Звёздные короли» Эдмонда Гамильтона. Остальное в тексте ближе к типичному pulp-fiction, одноразовому развлекательному чтиву.

Повесть без возрастных ограничений, но вряд ли она заинтересует современных детишек.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данная повесть стала для меня вторым опытом знакомства с творчеством Ли Брэкетт, первым была незабываемая «Шпага Рианона». Если брать в сравнении, то «Цитадель» несколько уступает «Шпаге», хотя узнаваемый стиль, крепкий динамичный сюжет, «джонкартеровская» атмосфера, свойственная эпохе «палп фикшен», позволили мне утвердиться во мнении, что Брэкетт относится к категории «моих» авторов. Несмотря на то, что действие происходит на нашей планете в отдалённом будущем, я бы отнес эту повесть к разновидности космооперы под названием «меч и планета» — типичный герой, обнаруживший себя в незнакомом месте, наличие квеста по спасению мира, древние артефакты, злобные и опасные противники, хотя лично мне не хватило именно яркости, экзотики — описания окружающего мира довольно скудные, местами общая картинка напоминает эскиз.

Не знаю как на самом деле, но в процессе чтения у меня возникло подозрение, что «Цитадель» послужила источником вдохновения для П. Буля, который 13 лет спустя опубликует свою «Планету обезьян». Конечно, Буль добавил многое от себя — расписал структуру обезьяньего социума, добавил массу необходимых деталей и экзотики, которых не хватает «Цитадели», но основную идею рабовладельческого общества, где люди попали под власть более совершенных с точки зрения эволюции созданий, он скорее всего позаимствовал именно у Брэкетт. Я не вижу в этом ничего плохого — довести до ума чужую находку, отшлифовать бриллиант и подарить его миллионам читателей — это похвально и требует не только сил, но и таланта — обвинения в плагиате же будут звучать необдуманно и глупо, но всегда интересно найти откуда у известной книги ушки растут, согласитесь.

Главный якорь, призванный удерживать внимание читателя — это возможность шаг за шагом наблюдать процесс познания героем окружающего мира, в то время как он постепенно преодолевает последствия амнезии, мы получаем всё новые и новые частицы паззла, обещающие сложиться в цельную картину в финале. С первых страниц автор умело задает интригу — безымянный герой в каменном мешке сквозь узкое оконце видит незнакомый, чем-то напоминающий экзотическое средневековье, мир. Однако в то же время в его голове проносятся совершенно иные образы — Нью-Йорк, Центральный парк, хлопья снега, кружащиеся над Манхэттеном. Полный диссонанс, пробуждающий мгновенное желание докопаться до истины, плюсом ко всему сюда добавляется загадочный образ обозначенной в заглавии Цитадели.

С динамикой в повести полный порядок, иногда автор даже чересчур ускоряет темп. К примеру, классический квест по перемещению из точки А в точку Б описывается буквально одним абзацем, после чего автор выдает краткое резюме, похоже на опцию «быстрый бой» в известной компьютерной стратегии «Герои меча и магии». Несмотря на скупость описаний некоторых эпизодов, все необходимые элементы, присущие произведениям подобного жанра в наличии имеются — острые клинки, калёные стрелы и стремительные скакуны, романтическая любовь и коварное предательство, опасные противники и верные союзники, а главное — притягивающая внимание и заставляющая биться над разгадкой тайны Цитадель, на которой сходятся все устремления и планы задействованных в повести персонажей.

В итоге получилось добротное, увлекательное и динамичное произведение, которое придется по вкусу любителям героической планетарной фантастики. Те же, кто предпочитает современную литературу с немыслимыми наворотами и чрезмерным многословием будут разочарованы непривычной для себя простотой сюжета. Несмотря на наличие отмеченных недочетов повесть мне понравилась, прочел на одном дыхании, получил ожидаемое удовольствие, чего ещё желать. Соглашусь, что не шедевр, но очень крепкий представитель в своей жанровой нише. Не считаю, что такие книги могут заинтересовать исключительно подростков или людей недалеких — у них есть отличительная особенность — неповторимая атмосфера ушедшей литературной эпохи, которая цепляет и заставляет вновь и вновь возвращаться, перечитывая знакомые произведения, открывая для себя новые.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Целая сага в небольшой повести. И катастрофа, и постап, и эволюция вида.

На редкость, для Брэкетт, слабая эмоциональность.

Идеи не новы, но читается с интересом — правда, тут важно не начинаться перед этим спойлеров (жирный минус авторам отзывов, походя кидающим ответы на загадки повести — ведь спойлеров набросали, причём, ключевых). Ибо чтение тут тянет именно желание узнать что будет дальше, что за Цитадель и чем всё закончится.

Интересна сама катастрофа, произошедшая с Землёй. Довольно оригинально, особенно на год написания.

Конечно, не лучшее у Брэкетт. Во многом, из-за вторичности элементов повести. Да и финал... не вполне в моём вкусе. После такого финала как раз-таки особенно хочется знать, а что дальше, дальше-то как дело развивалось? Ну, возможно, это моё личное.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшая по обьёму повесть о жизни на Земле после космической катастрофы, в результате которой наша планета перестала вращаться вокруг своей оси, повернувшись к солнцу только одним полушарием. Другая же ее половина оказалась погружена в вечную холодную ночь. Люди, прежившие катастрофу, впоследствии оказались порабощены новой расой новчей — сушеств, сделавших новый шаг по ступени эволюции. Главные герои борятся за свободу человечества. И в этом им должна помочь загадочная Цитадель — хранилище знаний погибшей цивилизации. Стиль этой повести достаточно сухой, лапидарный. Но всё же читать её интересно. Думаю это произведение с успехом могло бы быть преработано в роман и даже стать основой нового цикла. Некоторые особенности сюжета заставляют нас вспомнить схожие произведения — «Умирающая Земля» Джека Вэнса ; «Исполин послкдних дней « Лина Картера, «Долгие сумерки Земли « Брайана Олдисса и «Ночная Земля « Ходжсона.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В стиле и ритме текста, не говоря про сюжет, ощущается могучее влияние Берроуза и Ходжсона. Слабое проходное произведение, статус которого определяется лишь его возрастом. С другой стороны, «Последняя цитадель Земли» Каттнера написана еще раньше и сделана крепче.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее фантастико-приключенческое произведение о возможном возрождении жизни после Катастрофы. Больше всего заинтересовало решение людей сохранить свои знания для будущего и не оставить ни одного орудия убийства. Прекрасное решение. Но даже в Цитадели мира изобретательный ум человека смог найти орудие убийства. «– Люди далекого прошлого выстроили Цитадель, чтобы она была светом во тьме, светом надежды, мира и знания. А теперь смерть и война вступили в нее, и руки мои в крови.». Герой уверен, что они еще научатся строить, но сейчас им надо воевать. Неужели всегда, чтобы достичь мира нужно сначала воевать?..

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх