fantlab ru

Теодор Старджон «Человек, потерявший море»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.08
Оценок:
13
Моя оценка:
-

подробнее

Человек, потерявший море

The Man Who Lost the Sea

Рассказ, год

Аннотация:

Представь себе, что ты мальчишка, показывающий взрослому модель самолёта.

Представь себе, что ты взрослый, забытый всеми на песчаном пляже.

А Марс всё такой же бесконечный. Бесконечный, как море, которое ты потерял.

© A.Ch
Примечание:

Доступен перевод в сети


Входит в:

— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, October 1959», 1959 г.

— антологию «The Best American Short Stories 1960», 1960 г.

— антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Ninth Series», 1960 г.

— антологию «Toward Infinity», 1968 г.

— антологию «First Step Outward», 1969 г.

— антологию «Alpha 8», 1977 г.

— сборник «The Golden Helix», 1979 г.

— антологию «The Arbor House Treasury of Science Fiction Masterpieces», 1983 г.

— антологию «The World Treasury of Science Fiction», 1989 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 21 (1959)», 1990 г.

— антологию «A Century of Science Fiction: 1950-1959», 1997 г.

— антологию «My Favorite Science Fiction Story», 1999 г.

— антологию «The Big Book of Science Fiction», 2016 г.

— антологию «Space Pioneers», 2018 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1960 // Рассказ

номинант
Премия журнала "Бифрост" / Prix des lecteurs de Bifrost, 2018 // Переводной рассказ. 3-е место (США)



Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, October 1959
1959 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Венера плюс икс
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Best American Short Stories 1960
1960 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, Ninth Series
1960 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, 9th Series
1963 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, Ninth Series
1964 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, 9th Series
1964 г.
(английский)
Toward Infinity
1968 г.
(английский)
First Step Outward
1969 г.
(английский)
Towards Infinity
1970 г.
(английский)
Towards Infinity
1973 г.
(английский)
Alpha 8
1977 г.
(английский)
The Golden Helix
1979 г.
(английский)
The Arbor House Treasury of Science Fiction Masterpieces
1983 г.
(английский)
Great Tales of Science Fiction
1985 г.
(английский)
The World Treasury of Science Fiction
1989 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 21 (1959)
1990 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 21
1991 г.
(итальянский)
Great Tales of Science Fiction
1994 г.
(английский)
A Century of Science Fiction: 1950-1959
1997 г.
(английский)
My Favorite Science Fiction Story
1999 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 21
2002 г.
(итальянский)
My Favorite Science Fiction Story
2005 г.
(английский)
The Big Book of Science Fiction
2016 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 21
2017 г.
(итальянский)
Space Pioneers
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По традиции сначала передам хвалы вольным переводчикам. А именно группе VK «Литературный перевод».

«Человек, потерявший море» Старджона относится к фантастике, которую мы потеряли. К золотому веку сай-фая, когда воспевались, возможно, слишком абстрактные, но с конкретной важностью черты человека. Его разум, стремление к знаниям, тяга к новым открытиям, внутреннее желание к преодолению себя и законов вселенных. К очеловечению бесчеловечного холода космоса. Через жертвы, но ради великих свершений. Для того, чтобы слово «Человек» звучало по-горьковски гордо.

Теперь же Теодора Старджона нарекли бы «антропоцентричным ретроградом». Или просто консерватором. В эпоху постмодернистских игр, спекулятивного реализма и акторно-сетевых теорий, якобы разоблачающих ударов нейрофизиологии и вульгарных материалистов вроде Докинза человечество перестало быть чем-то особенным. Слышны голоса отвратительно и мерзко понятного Ницше. «Просвещенный Запад» плюет на Просвещение и всеми (не)разумными силами трудится над преодолением человеческого с помощью переделывания истории, глумлением над любой традицией — даже вполне левой, революционной — введением полчищ иррациональных гендеров, низведением до пустых конвенций и иллюзорного пшика понятий общественного и идеального...

Но это все не про рассказ. Старджон в несколько затянутой (единственный минус произведения) форме рассказывает две истории. Одну о мальчике с большой фантазией и острым умом. Другую о мужчине в скафандре среди бесконечных песков. Он смотрит сквозь темные и прочные стекла в поисках моря и себя. А назойливый мальчик с игрушечным вертолетом и самодельной ракетой постоянно сбивает его с пути мысли. Или наоборот старается помочь найти душу в странном океане жизни и морскую гармонию вдали от дома? Думаю, все поймут, чем в итоге закончатся эти две истории. Мы слышали о них не раз. Видели такие повороты в сюжете, идеи, скрытые в похожих контекстах. Но иногда полезно вспомнить, что быть Человеком — это не просто. И порой надо отдать очень многое за то, чтобы им остаться до самого конца.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх