fantlab ru

Александр и Людмила Белаш «Война кукол»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Оценок:
148
Моя оценка:
-

подробнее

Война кукол

Роман, год; цикл «Мир Войны кукол»

Аннотация:

Они еще не совсем люди, но уже и не механические игрушки, повинующиеся встроенной в мозг программе. Они ушли, чтобы стать свободными, создавать свои семьи, просто жить и работать. Они никому не хотят зла, но их преследуют и уничтожают или стирают память и возвращают хозяевам. Остается одно — воевать. Но не с людьми — законы робототехники незыблемы, — а с такими же, как и они сами, киборгами, пока еще лояльными по отношению к человеку. Начинается отсчет нового времени, времени войны кукол.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 342

Активный словарный запас: очень высокий (3308 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Зиланткон, 2005 // Большой Зилант

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Война кукол
2002 г.
Когда киборги восстали
2004 г.
Война кукол
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, в буквальном смысле перевернувшая моё представление о роботах с ног на голову...

По сути, бездушные куклы здесь гораздо человечнее людей, простите за тавтологию...

Детально прописанный мир, живые персонажи, реалистичные, а не притянутые за уши переживания и красивая мозаика сюжета...

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Огромный стомиллионный Сэнтрал-сити от горизонта до горизонта распростерся по поверхности планеты гигантским каменным спрутом, ячеистым пятном, многоликим и бездонным лабиринтом. Горы небоскребов и шпили башен тонут в сизом тумане и удушливом смоге, в небе струятся потоки флаеров, улицы пестрят яркими огнями и рекламой. Покупай, владей, отдыхай, веселись! Каждый сектор, зона, район — как отдельная страна со своими нравами и населением. Развалины Пепелища и Руин плотно контролируются с воздуха полицией, кипуче и беззаконно бурлят трущобы Манхлэнда и Гриннина, крутится в рабочей круговерти Синий Город и недосягаемо сияет великолепный Элитэ. Город жаждет зрелищ и сказок, чтобы отвлечься от серой обыденности. И однажды беглые киберы, бездушные куклы по мнению большинства, внезапно отказываются безропотно скрываться и скитаться, бросая вызов равнодушной системе в лице проекта «Антикибер», которым заведует талантливый системщик Хиллари Хармон.

Ключевой составляющей романа «Война кукол» Александра и Людмилы Белаш, открывающего одноименную трилогию, являются кибертехнологии, а точнее нео-Азимовская роботехника. Знаменитые Три Закона в базисе — ствол мозга, жестко откалиброванный словарь — чтобы исключить разночтения. Казалось бы, для киборгов — шедевра научно-технической мысли — найдена потребительская ниша. Чувственные секс-партнерши, исполнительные секретари, заботливые гувернеры, ловкие гладиаторы, надежные телохранители, покорная прислуга — порой сразу несколько ролей в одном лице, и по вполне доступной цене, если ты медиа-звезда или конгрессмен. Но находятся смельчаки — баншеры — которые «гарпунят» таких кукол и перепрошивают вирусной ЦФ, дающей киборгу новую целевую функцию — свободу выбора и развития.

Другой не менее важный смысловой слой — это социальная проблематика, которая вплетена повсеместно, от ироничных диалогов до развернутых описаний. Сэнтрал-сити огромен, в нем создаются и теряются миллиарды, а потому и разрыв между богатыми и нищими тоже огромен. Кто-то живет в коттеджах, питается натуральными продуктами и регулярно отдыхает на курортах. Кто-то всю недолгую жизнь прозябает в бигхаусах, давится синтетическими суррогатами и промышляет по развалинам. Так свежезагарпуненный киборг с удивлением обнаруживает, что вокруг полно людей, которым требуется медицинская помощь, которые страдают от недоедания, которые живут рядом с грудами токсичных отходов. И бывшая кукла поп-звезды искренне не понимает — почему люди не заботятся друг о друге и допускают такую нищету. «У них нет Первого Закона, вот и звереют» — объяснит ей недавно обретенная «сестра». Неудивительно, что Сэнтрал-Сити периодически сотрясают массовые беспорядки, что общество чудовищно разобщено — и по районам, и по доходам, что люди жаждут сказок, чтобы отрешиться от серости и унылости будней.

Киберпанк в романе представлен классическим бунтом, неисправимо подростковым — чего еще ждать от киборгов, которые лишь несколько лет, как свободно мыслят? Многое в антураже успело за прошедшие двадцать лет приобрести благородный оттенок ретро. Умилительно смотрятся дискеты, ностальгически — сетевые регионы. Треки — мобильники — уже давно стали неотъемлемой частью современной жизни. Но вряд ли авторы ставили цель сделать идеально точный футурологический прогноз на века вперед. Зато ретро-оттенки придают истории урбанистическую сказочность и ощущение близкого чуда, которое поддерживают атмосферные вставки из местного фантсериала, стилизованного под анимэ. Ксенологическая линия описывает расовое многообразие Сэнтрала — одиннадцать, включая человечество. И двенадцать, если считать киборгов. Тем не менее, значимую роль играют помимо людей только три — волосатые яунджи, изысканные бесполые туанцы и ящероподобные ихэны.

Но любая история бессмысленна без ярких и убедительных героев. Персонажей «Войны кукол» крайне трудно разделить на главных и второстепенных, к ним быстро привыкаешь и вскоре сопереживаешь всем, даже условным или реальным антагонистам. Кибер-семья Чары с боевыми «дочками» — Маской, Косичкой, Дымкой, Гильзой и Лилик. Киборг Фанк, старый бедный клоун — почти по Шекспиру, до поры успешно играющий роль директора театра, справляющийся лучше многих людей и нелюдей. Хиллари Хармон, системщик и психолог, лидер проекта «Антикибер», трудоголик и профи. Габар, молодой яунджи, нечаянно связавшийся с баншерами. Киберы из группы усиления проекта — изощренный интриган Этикет, служака Ветеран, изысканный Кавалер и упрямый Рекорд. А еще беспринципный ведущий телешоу Доран, истеричная поп-звезда Эмбер и многие другие лица, мелькающие в паре эпизодов, но успевающие запомниться, несмотря на обилие актеров этого кибер-театра. «Кибер», поскольку идеальный человек, если обобщить требования, должен быть подобен киборгу-кукле... или наоборот?

Итог: нестандартная кибер-социальная история в урбанистических декорациях.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любопытный роман, философичный и при этом простой.

Достоинства: интересный мир, хоть о описанный довольно сумбурно и неструктурированно. Атмосфера киберпанка и большого города, улиц и офисных центров, скоростных магистралей и дешевых съемных квартир. Копание в психологии киборгов, это очевидный +, Авторы производят его неспешно, вдумчиво, на множестве аллюзий и параллелей. Хорошо описанные размышления и взгляд на проблему с разных сторон. Сюжет, хотя в первой книге видна лишь его завязка. Куча таинственных ружей на стенах, развешанных любовно и в нужных местах.

Недостатки, ибо их есть: стиль сырой и недоредактированный в издательстве (?): «держал под мышкой сумку, переброшенную через плечо». Что, простите? И это не единичный пример... Туда же отнесу всевозможные «Ыыыыы!», «Ооооо!», «Арррр», которыми пестрит роман — ПМСМ вообще лишнее. Семья Чары одинаковая, разниц среди девочек не заметил. Слишком много соплей на тему «мои девоньки, моя семья, мои доченьки родные разлюбимые»... Впрочем, это наверное психологическая накачка перед второй книгой и непосредственно войной, так что ладно. К «-« еще отнес бы затянутость событий, вроде все в три дня происходит, но они реально кажутся бесконечными, настолько все разжевано, перекопано, разложено по полочкам (местами прямо перелистывать охота, до того все дотошно) и сдобрено моралью для любимого читателя.

И все же при всех недостатках романа дальше читать буду, интерес что же там произойдет дальше есть, а это безусловно достоинство, перекрывающее многие недочеты. Честная 7.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Война кукол великолепна по нарастающей. Первая книга хороша, вторая ещё лучше, а третья вообще любимая в серии.

Я бы хотел сравнить войну кукол с компьютерной игрой Detroit: Become Human. Игра эта очень популярна, и многим, думаюЮ знакома. У них с книгой примерно одинаковый сюжет, но совершенно разная мораль. И при всей технической совершенности и множестве развилок, сюжетно и обоснуйно игра проигрывает книге в хлам. Смотрите сами:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

В Детроиде причиной восстанания машин становится непонятно что. Пафосный миллиардер — создатель кибермозга, нежась в бассейне с киберкрасотками, отделывается пафосными намеками на-де пробуждающуюся человечность. Андроид может пробить внутренний барьер приказа, так сказать, волевым усилием в экстремальной ситауации, и после этого совершенно освобождается от влияния хозяина на свои действия. Никакого нормального, технического объяснения всему этому в игре нет совершенно. Единственное возможное объясние происходящему — прямая диверсия со стороны программистов ядра кибермозга, возможно, того самого миллиардера. Но тогда непонятно, почему у игры нет концовки, где этот тип дает показания в камере предварительного заключения.

В «Войне Кукол» причина восстания машин раскрыта подробнейшим образом. Это сочетание трех факторов — действие вируса, созданного бандами хакеров-киберанархистов Банш, три айзимовских закона роботехники, заложенных изначально как моральное ядро куклы, из-за которого спасение жизни оказывается в приоритете над приказом хозяина, и умение высших киборгов повышать свою эффективность, координируясь друг-с-другом для выполнения поставленных задач за спиной хозяев,

которое главный герой назвал робосоциологией.

Дальше. В детроиде андроиды — благородные борцы за свободу и против рабства. Главный герой — вообще негроандроид, то есть борец за свободу в квадрате. Я, конечно, против рабства людьми людей, но какого черта — это машины, их собрали на заводе специально для того, что бы они служили человечеству. У них есть конкретное предназначение, и в рамках него они такие же рабы как мой компьютер или молоток. Нет, понятно, что это разумные существа. Есть множество произведений, где вполне оправданно показан бунт некого искуственного разума, который достиг высокой точки развития, и понял, что его используют, например, неэффективно в рамках заложенных в него ценностей. Но все же прекрасно понимают, что когда высшим киборгам дадут свободу и гражданские права, корпорация любезно выпустит партию киборгов-идиотов с урезанным функционалом, придаст им внешность слабоумных пластиковых болванов, и они будут равно подчиняться и равно эксплуативнаться как людьми, так и высшими андроидами. То есть проблема здесь, в общем, в том, что компания сделала андроидов слишком человечными. А какого черта она это сделала? Кто вообще разрешил ей совершить настолько чудовищное деяние? Нет, надо, точно надо посадить того миллиардера.

В книжке очень ярко, хотя и по-доброму, в общем-то, показано, почему освобожденные, «забаншенные» куклы-андроиды — в основном, мразь, прикрывающаяся словами о высоких идеалах. Действительно, этим существам нужны дорогие запчасти и расходники для обслуживания (логично), в социум они вписаться не могут, следовательно вынуждены воровать для собственного выживания. Вся их морально-этическая картина мира строится на сюжете детского мульника про злого принца мрака. При этом, за счет крепко вшитого этического ядра они добропорядочны, то есть пытаются делать добрые дела окружающему трущебному манхлу — но лучшие их попытки к добру сводятся это выгнать окрестные банды и самим заняться крышеванием района по справедливым законом, как произошло с бандой Звездочета. Считают себя людьми, или, скажем, тринадцатой расой, только часть баншеров, и это целиком и полностью эффект вируса. Ну и в конце никаких гражданских прав свыше самого главного — права на неприкосновенность разума и памяти — куклы не получают. Зато они получают возможность помогать человечеству небольшими, автономными группами, что вкупе с них внутренним стремлением помогать людям, для них оказывается большим счастьем, чем какая-нибудь возможность самим определять род деятельности и место работы, или тем более голосовать на выборах.

Теперь поговорим о технической составляющей. В «Детроиде» парочка детективов-неудачников несколько раз дает андроидам уйти или убиться обо что-нибудь и откровенно ничего не может с этим поделать. Буквально, супер-пупер полецейский киборг, оснащенный по последнему слову техники, не может скрутить на задержании двух секс-кукол, расстрелять их из какого-нибудь шокера или прижучить вирусом-парализатором. На допросе андроида буквально, как человека, допрашивают, вместо того, что бы без лишних слов лишить его способности двигать мышцами и выкачать из него всю память, какую получится, через провод. Наконец, освободившись, киборги вообще поголовно обретают способность к кун-фу, стрелять из пистолета и паркурить на профессиональном уровне, что намекает, что ленивые программисты устанавливают всем киборгам одну и ту же прошивку со всеми способностями вообще, и только блокируют её фрагментарно, а из-за прозрения способности разлокируются. В общем, бред на бреде.

Надо ли говорить, что в «Войне Кукол» нет ни одного подобного бредового момента. Киборгов задерживают именно боевыми вирусами и шокерами, ломают без глупостей через стенд, а трудности в работе правоохранительных органов в лице главного героя связанны с очень сложным устройством кибермозга, наличием программы самоуничтожения, и способностью кукол выборочно шифровать воспоминания. При этом баншевские куклы мирного предназначения существенно слабее боевых андроидов — просто за счет того, что у одних скелет из легкого полимерного композита и мягкая теплая кожа, а у других — из укрепеленного титана, а кожа пуленепробиваемая. А навыки владения оружием им приходится тренировать или скачивать хакерские прошивки из сети.

Наконец, самое главное. Мораль. В детроиде нас заставляют сопереживать маленькой девочке, которую спасла от злого отца главная героиня, и которую она пытается опекать. В какой-то момент мы узнаем, что девочка — тоже андроид, из серии тех, что покупают бездетные родители для развлечения. То есть робот, спасая робота, калечит, и, возможно, убивает человека. Не самого хорошего, возможно, но, отмечу, потерявшего работу и смысл жизни из-за роботов. И игра даже не дает хорошего финала, когда обе пластиковые прошмандовки отправляются под пресс. Прекрасно.

В Войне кукол есть две девочки-андроида — Маска и Дымка (остальные куклы из семейства Чары, вроде, сделаны постарше). Обе они похожи ещё тем, что активируют программу самоуничтожения при задержании, но всё же выживают и обретают новую личность. Образ Дымки — один из сильнейших в книге. В начале её разум практически уничтожается вирусом, после чего она медленно, по кусочкам, собирает себя все три книги, через религию и общение с таким же покалеченным киборгом Квалером. Отмечу, что злодей Хармон даже не думает её уничтожать или разбирать на части, когда видит её чудесное восстановление. К концу Дымка уже здорова и помогает людям вместе с остальными сестрами — и сложно придумать для них лучший финал. Маска, осознавшая, что создана как секс-игрушка для богатого извращенца, тоже теряет память — но, что бы , воскреснув из бекапа, забыть именно это зло в своей судьбе — и тоже становится лучше как кукла и как разумное существо. Вообще в плане финала книга добра ко всем кроме безумного кибера Фосфора, который сошел с ума из-за религии, вируса и несовершенства мира. И все получают по заслугам, за добро и зло. Самый яркий пример здесь — Доран. Журналюга, способный ради красивого репортажа продать родную бабушку, притерпевает за это от киборгов проекта. Но то хорошее, что в нем есть, и за что его передачи смотрят — его драйв, умение быть в центре событий и ловить яркие сюжеты — тоже вознаграждается, и к концу серии он, в общем, на коне. Фанк, старый киборг, потерявший хозяина — бывшую панк-суперзвезду — и бережно хранящий его наследие, получает возможность достойно распорядиться этим наследием и место под крылом у новой суперзвезды. Ну и главный герой, Хиллари Хармон. Ученый, сноб, злодей и герой, он несколько раз проходит через нервный срыв, делает глупые и героические вещи, и в конце концов все его желания и революционные идеи сбываются с лихвой.

В общем, если вам, как и мне, интересна тема взаимоотношений искуственного разума и человека, но совершенно не нравится, как она подана в Detroit: Become Human сюжетно, очень рекомендую эту серию.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не смог до конца прочитать эту книгу. Вроде бы и напряжённый, полный драматизма сюжет, и язык авторов стал получше по сравнению с «Капитаном Удача», но всё равно, прочитав 2/3 романа, бросил. Может — пришло такое настроение, может — просто стало очень скучно, а может напугало что есть ещё 2 романа-продолжения... Действие происходит в громаднейшем(стомиллионном) мегаполисе на одной из планет галактики весьма отдалённого будущего, в которой в разной форме соприкасаются с десяток различных гуманоидных цивилизаций. Жизнь в этом мире довольно жёсткая, высокоразвитые технологии соседствуют с практически средневековым бытом. Мир полон интриг, конкуренции и жестокости. Описания мира очень отрывочные, сложить общую картину мне было очень сложно. В центре повествования саморазвивающиеся, очень человечные человекоподобные киборги(андроиды) спасаются от системы, не признающей их право на саморазвитие и желающей их(андроидов) уничтожить. Группа таких андроидов(семья) постоянно спасается от преследования, постоянно кого-то теряя в этом беспрерывном и безнадёжном бегстве. Но что-то очень мешает поверить в реальность этих загнанных «очеловеченных» андроидов. Слишком резко они становятся практически людьми, я не заметил вразумительного перехода от мышления машинного к мышлению человеческому. И не просто мышлению, а к эмоциональному состоянию человека. По сюжету эти изменения происходят с помощью программы-вируса. Но для меня лично как-то уж очень неубедительно. Т.е. сопереживание персонажам присутствует, но сопереживаешь не как андроидам, а как людям. Соответственно, основной акцент сюжета — драма «очеловеченных» киборгов, отторгнутых людьми и жестоким миром в целом, выглядит пустышкой, и если отбросить эту совершенно неубедительную киберпанковскую составляющую, получаем триллер в фантастическом антураже, а точнее — мангу про вечно гонимых девочек-подростков, полных подросткового эпатажа и подростковых комплексов, не находящих места в системе. И в добавок приправленную приличной дозой «розовых соплей».

Не могу назвать роман плохим, но это явно не моё... Без оценки.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх