FantLab ru

Амброз Бирс «Случай на мосту через Совиный ручей»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Голосов:
467
Моя оценка:
-

подробнее

Случай на мосту через Совиный ручей

An Occurrence at Owl Creek Bridge

Другие названия: Инцидент на мосту через Совиный ручей

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 102
Аннотация:

Состоятельный плантатор Пэйтон Факуэр был ярым приверженцем дела южан. Он был схвачен северянами у моста через Совиный ручей. И там же повешен.

Но, падая в пролет моста, Факуэр очнулся от острой боли...

Примечание:

Экранизации: «Совиный ручей» / «La rivière du hibou» (1962, Франция, реж. Робер Энрико). Призы: Золотая пальмовая ветвь за короткометражный фильм на Каннском кинофестивале (1962 г.); «Оскар» за лучший игровой короткометражный фильм (1963 г.).


Входит в:

— антологию «И грянул гром…», 1976 г.

— антологию «Король Чума. Американская готика. XIX век», 2001 г.

— антологию «Олалла и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1991 г.

— антологию «На языке мёртвых», 2000 г.

— антологию «A Century Of Horror Stories», 1935 г.

— антологию «Американская новелла», 1958 г.

— сборник «The Devil’s Dictionary, Tales, & Memoirs», 2011 г.

— сборник «Tales of Soldiers and Civilians», 1891 г.

— сборник «The Collected Works of Ambrose Bierce. Volume II», 1909 г.

— антологию «Shafts of Fear», 1964 г.

— антологию «Американская новелла XX века», 1934 г.

— антологию «The Ghostmasters: Weird Stories by Famous Writers», 1976 г.

— антологию «The Ghouls: The Stories Behind The Classic Horror Films», 1971 г.

— антологию «The Haunted Omnibus», 1937 г.

— антологию «Where Nightmares Are», 1966 г.

— антологию «Shades of Blue and Gray: Ghosts of the Civil War», 2013 г.


Экранизации:

«Случай на мосту через Совиный ручей, или Истории Амброза Бирса о Гражданской войне» / «Ambrose Bierce: Civil War Stories» 2006, США, реж: Дон Максвелл, Брайан Джеймс Эген



Похожие произведения:

 

 


Настоящее чудовище
1926 г.
Американская новелла XX века
1934 г.
Американская новелла. Том 1
1958 г.
Словарь Сатаны и рассказы
1966 г.
И грянул гром…
1976 г.
Заколоченное окно
1989 г.
10 смертей Амброза Бирса
1991 г.
Олалла и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса
1991 г.
Может ли это быть?
1995 г.
Страж мертвеца
1999 г.
Страж мертвеца
2000 г.
Король Чума. Американская готика. XIX век
2001 г.
На языке мёртвых
2001 г.
Психологическое кораблекрушение
2003 г.
Случай на мосту через Совиный ручей
2004 г.
Словарь Сатаны
2005 г.
Страж мертвеца
2010 г.
Монах и дочь палача
2011 г.
Собрание рассказов
2014 г.
Сборник фантастики. Золотой фонд
2015 г.
Страж мертвеца
2018 г.

Издания на иностранных языках:

A Century Of Horror Stories
1935 г.
(английский)
The Haunted Omnibus
1937 г.
(английский)
Great Ghost Stories of the World
1941 г.
(английский)
Shafts Of Fear
1964 г.
(английский)
Where Nightmares Are
1966 г.
(английский)
Dennis Wheatley’s First Book Of Horror Stories
1968 г.
(английский)
Where Nightmares Are
1969 г.
(английский)
The Ghouls: The Stories Behind The Classic Horror Films
1971 г.
(английский)
The Ghouls
1971 г.
(английский)
The Ghouls
1972 г.
(английский)
The Ghouls: Book Two
1974 г.
(английский)
The Ghostmasters: Weird Stories by Famous Writers
1976 г.
(английский)
Tales and Fables
1982 г.
(английский)
Where Nightmares Are
1983 г.
(английский)
The Ghouls
1994 г.
(английский)
The Devil’s Dictionary, Tales, & Memoirs
2011 г.
(английский)
Shades of Blue and Gray: Ghosts of the Civil War
2013 г.
(английский)
Зібрання творів
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2019 г.

Рассказ, создавший Амброзу Бирсу славу писателя. Может быть отнесен к мистике, фантастике или даже хоррору, хотя вполне реалистичен. Как гласит русская народная пословица «мыслью можно вмиг весь мир облететь». Финал этого обычного по сюжету произведения — казнь мятежника — действительно оставляет сильное впечатление. Кроме прямой экранизации, об этом упоминается даже в попсовом сериале «От заката до рассвета» то ли во второй, то ли в третьей части, причем автора даже включили в число персонажей, настолько потряс американцев сюжетный ход.

Рекомендую тем, кто ещё не читал, хотя бы для общекультурного развития.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 мая 2017 г.

Поразил рассказ «Случай на мосту через Совиный ручей» ,последние чувства и мысли повешенного человека. Отпечатались на всю жизнь.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 октября 2016 г.

В принципе, восторги по поводу рассказа Бирса излишни. Это шедевр, с какой точки зрения ни взгляни.

Собственно, я хотел всего лишь добавить к тому, что было сказано до меня, что первой кинематографической интерпретацией этого рассказа стал замечательный советский фильм «Баллада о солдате» Григория Чухрая (1959 г.). Внимательному зрителю видно, что Алёша Скворцов, увы, погиб в бою, под гусеницами танка и его отчаянный полёт домой, к маме, оказывается панорамой по прекрасной душе убитого солдата. Но цензура потребовала финал изменить, и потому в финале закадровый голос сообщает, что «солдат погиб, но не тогда и не там», однако это, как вы понимаете, отговорки.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2015 г.

Кто только не писал на эту тему (достаточно вспомнить рассказ Александра Грина, в котором героя скармливают тигру), но Амброз Бирс был первым. К тому же, весь антураж рассказа предельно реалистичен, что для рассказа почти фантастического нехарактерно. И сейчас этот рассказ прекрасно читается, так что можно представить, какое впечатление было у первых его читателей, которые предположить не могли жёсткой концовки рассказа. Отличное произведение, достойно представляющее американскую литературу XIX века.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2015 г.

Конечно, рассказ неординарен, особенно для своего времени, но читается и сегодня. Конечно, можно отнести его к фантастике, с трудом, но можно. Ибо пути господни неисповедимы и никто еще не рассказал, где блуждает душа в момент покидания тела, а может и правда переходит в другое измерение и получает шанс на новую жизнь. Но текст совсем неплох и рассказ читается.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 декабря 2014 г.

Если вы будете читать сие в расчете на аннотацию — то поздравляю, вы облажались. Это не <strike>одесса, это лучше</strike> не мистика, это стихи. Да, да это стихи в прозе. Нет, некая мистическая составляющая таки имеет место быть, но на фоне слога... это меркнет. Из примеров настолько отточенного слога мне (пардон мой скудный лексикон) всоминается только «Иуда» Леонида Андреева. Далее спойлер (цитата, так что лучше читайте оригинал)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

За пару минут до повешенья (полковник Аурелиано Буэндиа может быть вспомнит?)

He closed his eyes in order to fix his last thoughts upon his wife and children. The water, touched to gold by the early sun, the brooding mists under the banks at some distance down the stream, the fort, the soldiers, the piece of drift -- all had distracted him. And now he became conscious of a new disturbance. Striking through the thought of his dear ones was sound which he could neither ignore nor understand, a sharp, distinct, metallic percussion like the stroke of a blacksmith's hammer upon the anvil; it had the same ringing quality. He wondered what it was, and whether immeasurably distant or near by -- it seemed both. Its recurrence was regular, but as slow as the tolling of a death knell. He awaited each new stroke with impatience and -- he knew not why -- apprehension. The intervals of silence grew progressively longer; the delays became maddening. With their greater infrequency the sounds increased in strength and sharpness. They hurt his ear like the trust of a knife; he feared he would shriek. What he heard was the ticking of his watch.

Один этот абзац — на мое скромное имхо уже минимум 10, и не только в хорроре, а в литературе как таковой.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 сентября 2014 г.

В этом небольшом тексте так много предвосхищено того, что будет сделано в фантастике в последующие 120 лет. Кто читал этот рассказ, да и другие вещи Бирса, увидит сколько перепевов его идей найдется у более поздних авторов.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2013 г.

Рассказ действует, как ушат ледяной воды. Причем он не единым финалом силен — он захватывает, пробирает, в нем много саспенса.

А концовку я предугадал лишь за пару абзацев до финала, когда с героем начались мистические странности.

Бирс действительно мастер коротких, но бьющих в самое сердце рассказов!

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 декабря 2012 г.

Разгар гражданской войны в США. Пэйтон Факуэр, состоятельный плантатор и ярый приверженец рабовладельческого юга, по независящим от него обстоятельствам не сумел вступить в ряды войск храбрых южан и томится в ожидании случая привнести свою лепту в общее дело. Само собой подходящий случай рано или поздно подворачивается. Из уст переодетого лазутчика он узнает, что важный стратегический объект, а именно мост через Совиный ручей можно с легкостью поджечь, тем самым повлияв на положение ситуации в войне. Наш герой с легкостью клюет на провокацию и отправляется в путь. Естественно, Пэйтон попадается в лапы северян, коими решено его казнить на этом же мосту без суда и следствия. Вот тут-то и начинается сам рассказ...

Рассказ очень понравился. Понравилось описание чувств и ощущений главного героя, все очень детально и правдоподобно. Герою действительно веришь, веришь в его чувства и в то, что именно так все и происходит. Рассказ в очередной раз дает толчок задуматься о том, как же широки возможности человеческого мозга, на что он способен, ухватившись лишь за одну молниеносно промелькнувшую мысль.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 марта 2012 г.

Замечательный рассказ о душе умирающего, заблудившейся в поисках выхода. Бирс здесь играет с читателем, давая ему надежду на счастливый финал, хотя, на мой взгляд, исход, учитывая реальную историю гражданской войны, вполне предсказуем. Очень интересна предельная степень детализации и внимание к ощущениям человека, которые тоже описываются очень подробно.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2012 г.

Это просто потрясающий рассказ, и бесспорно, один из лучших рассказов Бирса. Действие происходит во время гражданской войны в США. С первых страниц мы видим главного героя, «состоятельного плантатора и явного приверженеца дела южан», с петлей на шее, за несколько минут до казни. Приговор приводится в исполнение, но веревка обрывается и у Пэйтона Факуэра (это имя главного героя) появляется шанс спастись. А дальше, начинается самое интересное... Но, не буду больше ничего говорить о сюжете, дабы не портить впечатлений тем, кто ещё не прочел этого рассказа. Скажу только, что концовка, как и во многих других рассказах Бирса, неожиданна, но здесь она ещё и шокирующа, непредсказуема.

Описания, как всегда у Бирса, предельно точны и правдоподобны, замечательно показаны ощущения главного героя, например, момент до казни, в ожидании смерти, когда он не узнает даже тиканья своих часов.

В итоге: это великолепный рассказ, просто обязательный, к прочтению.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 февраля 2011 г.

Этот любопытный и необычный рассказ Амброза Бирса получил оттенок классики во многом благодаря короткометражной экранизации, удостоившийся Оскара в 62-ом году и фильму Дэвида Линча «Шоссе в Никуда», построенном на его основе. Со временем, использованный здесь прием предсмертной галлюцинации стал неотъемлимой частью художественных сюжетов, сойдя до догадки относительно многих популярных фильмов и книг. Так очень многие зрители и критики были убеждены, что этот прием использовался Мартином Скорцезе в «Таксисте», и отчасти его же можно найти в финале историй о «Гарри Поттере».

Впрочем, для автора таких вот специфических историй об обманах зрения и заплутавших мыслях «Случай на мосту...» не выглядит чем-то уж особенным. Это один из многих рассказов, которому посчастливилось стать самым известным. Нельзя сказать, что Бирс очень хороший писатель — его стилистика максимально груба, а попытки вставлять метафоры или лирические отступления слишком топорны, однако, ради подобных историй с ним все же стоит ознакомиться, и в первую очередь с «Совиным Ручьем».

Особенной загадки тут нет — выход из тела довольно отчетливо прописан изначально, да и путь до дома, который самому герою кажется неестественным, тоже открывает карты. Куда большая заслуга здесь в игре с читателем, который, как и герой, хочет видеть счастливый конец истории, и не замечает деталей, которые так стараются донести истинный смысл абсурдного приключения, ведь если во второй части были открыты предпосылки к преступлению и фактические данные о образе главного героя, то именно в последней раскрывается личность, где каждая мелочь говорит исключительно о его образе, образе человека, в сущности, честного и благородного, преданного мечтам южан об идеальной жизни. Учитывая исход Гражданской войны особенно метафорично.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2010 г.

Несмотря на замечательное описание чувств и ощущений ГГ по ходу этого короткого рассказа, самые сильные и лучшие ощущения оставляет концовка!

Не так велико как «Колодец и маятник» Эдгара По, но крайне хорошо.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2010 г.

Горнило гражданской войны оно везде одинаково. У нас, тогда, в 1917-21 — красные и белые; у них — федералы и южане; у нас, сейчас, — федералы и... (чехи, даги и ...).

Каждый прав, но в каждой конкретной ситуации «правдее» тот, у кого сила.... (до правды — ох, как далеко, брат два...) Смерть — она бессмысленна, но как хочется впасть, — и в смерти, даже в смерти! — в то блаженность сослагательного наклонения — в пространство сослагательного бытия. Как ситуация похожа с пространством рассказа Замятина «Рассказ о самом главном». И каждый сам делает свой выбор. Кого винить?

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июня 2010 г.

Один из лучших сюжетов для рассказа. И трагедия казни, и спасение, и возвращение домой к любимой, и иллюзия всего этого. Но... но, к сожалению, Бирс не сумел подать все это ярко, коротко и сжато. А посему... за сюжет 10, за форму — 5. Итого — 8.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх