Джон Стейнбек «Русский дневник»
Русский дневник (англ. A Russian Journal) — путевые заметки путешествия по Советскому Союзу, написанные в первые годы холодной войны Джоном Стейнбеком и изданные в 1948 году. Сопровождаемый военным фотографом Робертом Капа, Стейнбек поставил перед собой задачу описать реальные настроения и условия жизни людей, живущих в условиях Советской власти. Будучи журналистами, они были скептически настроены по отношению к агрессивной пропаганде, применяемой в то время в американских средствах массовой информации и очевидному всплеску паранойи по отношению к России, которая изображала народ в социалистических странах как фанатичных и милитаристских роботов («коммунистические орды»). Когда в США стало известно, что они направляются в СССР, журналистам пришлось выслушать множество реплик вроде: «Да ведь вы же пропадёте без вести, как только пересечёте границу», «Что ж, у вас неплохие отношения с Кремлём, иначе бы вас в Россию не пустили. Ясное дело — вас купили», «Что, едете в Москву, да? Захватите с собой парочку бомб и сбросьте на этих красных сволочей»...
Эти литературные и фотоматериалы о жизни являются ценным историческим документом. Стейнбек и Капа описали русских, проживающих в совершенно иных условиях, нежели описанные в докладах, распространяемых западными державами: жизнь советских городов и всей страны описывалась Стейнбеком как мирная и очень похожая на жизнь других народов в тогдашней Европе. Не преуменьшая тоталитарной природы сталинского режима, Стейнбек обнаружил, что средний русский опасался не Сталина, а повторения мировой войны.
Входит в:
— журнал «Знамя № 1, 1990», 1990 г.
— журнал «Знамя № 2, 1990», 1990 г.
- /языки:
- русский (5)
- /тип:
- книги (3), периодика (2)
- /перевод:
- Е. Кручина (2), Е. Рождественская (3)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
KindLion, 16 августа 2020 г.
Один из любимейших моих авторов. Сильный профессионал, неукротимый романтик. Стейнбек поэтичен, ироничен и честен.
«Русский дневник» читал в электронке, на 6-ти дюймовом Pocket`е, рассматривая крошечные иллюстрации. Между тем иллюстрации – существенная составляющая этой книги.
Аннотация не врет – это действительно художенственно обработанные дневниковые, 1947 года, записи Стейнбека. Именно в этом году Стейнбек побывал в СССР. Это путешествие Стейнбек совершил не один, а в компании с замечательным американским фотографом по фамилии Капа. Именно его, Капы, фотографиями проиллюстрирована книга. И именно из-за этих фотографий я мечтаю приобрести бумажный вариант этой книги.
Итак, 1947 год. Страна едва-едва начала оправляться от ужаса кровопролитной войны. И Стейнбек, сторонний наблюдатель, фиксирует жизнь простых советских людей при помощи карандаша, а Капа – посредством фототехники.
Они побывали далеко не во всех уголках СССР, увидели едва ли тысячную часть страны – Москву, Сталинград, Киев, несколько украинских колхозов, Тбилиси, Грузию.
Но то, что они увидели и описали – заставляет гордиться моей Родиной и ее жителями – моими дедами и бабками. Людьми, чей труд, чье мужество, чье величайшее терпение и выносливость обеспечили мою нынешнюю жизнь, стали ее фундаментом.
Больше всего тронули, задели за живое сцены посещения американцами украинских колхозов. Люди жили бедно, очень бедно, но – спорили до хрипоты, стремясь заполучить к себе на обед заезжих американских писателя и фотографа.
А Сталинград?!! В котором девушки, живущие в подвалах и землянках, без электричества и канализации, умудрялись выглядеть опрятно и чисто.
Ну и, конечно, я восхищаюсь автором – его наблюдательностью, чувством юмора, умением фиксировать происходящее с фотографической точностью. Все время хочется написать «беспристрастно», но нет, — автор пристрастен. Он полюбил советских людей. Из регионов больше других ему понравилась Грузия. Автор ненавидит, и не скрывает этого, — тоталитаризм, бюрократию, войну, царизм, о мрачности которого он делает вывод, посетив царские палаты (а, правда, есть такие?) Кремля.
strannik102, 7 апреля 2018 г.
Замечательная книжка. Не потому, что в ней Стейнбек расхваливает СССР — тем более, что он этого и не делает. И не потому, что она чрезвычайно интересна своим событийным рядом или выдающимися литературными достоинствами. А прежде всего тем, как в ней сформулирован и выполнен самый важный принцип честного журналиста — что наблюдаю, то и пишу. Не оценивая и не пытаясь глубоко осмыслить и тем более додумать увиденное. Просто описание — святая святых любого наблюдателя. То, на чём стоит вся наука и любая разведка. Максимально объективно описываю то, чему являюсь очевидцем. И всё. Аналитика будет потом.
И замечательный вывод из увиденного и услышанного в СССР — русские точно такие же простые люди, как и американцы. И живут теми же самыми заботами и проблемами, что и американцы. И хотят, в принципе, того же самого, чего хотят в своей общей массе простые обыкновенные американцы. Конечно, и у нас (русских) и у них (американцев), равно как и в любой другой нации и народности, всегда найдутся единичные негодяи и сволочи. Но ключевым тут будет определение «единичные».
Безусловно, с той поездки прошло уже более шестидесяти лет (70+, если нужно точнее) и мир изменился. Прежде всего изменился в сфере информационных технологий. И мы все теперь в гораздо большей степени подвержены тому или иному информационному влиянию. И потому как раз важно уметь делать то, что проделал Стейнбек — быть максимально объективным и не искать того, чего в наблюдаемой картине нет. И уметь не принимать на веру любые утверждения, основанные на голословных «фактах», особенно когда они идут в чьём-то пересказе.
Nog, 2 августа 2018 г.
Дневники путешествующих по России — это довольно своеобразный жанр, в котором отмечались самые разные люди. Дипломаты, купцы, военные, литераторы на протяжении веков изучали и в меру своего понимания, а также симпатии (или её отсутствия) к стране, людям и текущему политическому строю рассказывали о пережитом и увиденном своим соотечественникам.
«Русский дневник», пожалуй, особняком стоит на этом фоне. Рассказ о путешествии Стейнбека в компании фотографа Роберта Капы по Советскому Союзу в 1947 году одновременно и печалит, и восхищает, и веселит. Это очень и очень честная книга, возможно, максимально близко подошедшая к идеалу документальной литературы. Знаменитый писатель рассказывает о том, что видит, без приукрашиваний, без домыслов, без какого-либо сгущения красок. Просто люди, просто жизнь, просто тяжелейшая работа, во время которой люди всё равно находят время и возможности для радости, счастья и надежды на то, что пережитые испытания больше никогда не повторятся.
Жаль, что книга Стейнбека не сыграла той роли, на которую автор, вероятно, надеялся...
Nikonorov, 31 мая 2017 г.
Имел интерес прочитать данный очерк. Остался довольным и удовлетворенным — как фотографиями Капы, так и слогом Стейнбека и его меткими замечаниями. В «Дневнике» он верен своему раннему творчеству и, казалось, смог полностью проникнуться жизнью и идеологией советского рабочего класса. Особенно взяли за душу заметки о Сталинграде — в частности, о маленькой девочке и подарках от всяких государств. Стейнбек умеет двумя—тремя предложениями описывать всю мощь и силу своей мысли. Да и не только своей. Мысли обобщенной. Он доносит правду такой, какой ее смог бы увидеть каждый. Но не каждый смог бы описать всё так метко.