fantlab ru

Эрих Мария Ремарк «Три товарища»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.90
Оценок:
1645
Моя оценка:
-

подробнее

Три товарища

Drei Kameraden

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 136
Аннотация:

История о дружбе и любви в зыбком, неустойчивом мире, где кроме дружбы и любви ничего хорошего больше не осталось. История о потерянном поколении прошедших через мясорубку мировой войны и решивших, что ничего страшнее быть не может. Но в этой Германии уже слышна железная поступь реванша, поэтому главным героям хочется жить здесь и сейчас, ведь завтра может никогда не наступить.

Примечание:

Ремарк работал над романом «Три товарища» в течение почти четырех лет. В 1933 году вышла книга «Пат» — первая ступенька к грандиозному роману. В то время в Германии книги Ремарка уже были внесены в черные списки, их показательно сжигали на площадях. Писатель был подавлен всем, происходящим в Германии в частности и в мире вообще. Он жил на своей вилле в Швейцарии, пил, болел, встречался с немецкими эмигрантами. Когда работа над романом уже близилась к завершению, Ремарк получает от германского правительства предложение вернуться на родину. Эрих Мария отказывается помириться с нацистами и отправляется в Париж — на конгресс писателей в изгнании. Роман вышел в 1936 году в Дании, на датском языке, затем публикуется в США на английском языке — в журнальном варианте. И только в 1938 году в Амстердаме выходит книга «Три товарища», изданная на немецком.

Перевод романа «Три товарища» (1958) был первоначально осуществлён И. Шрайбером совместно с Л. Копелевым (Л. Яковенко), но для последующих изданий этой книги уже после эмиграции Копелева (1981) семь переведённых последним глав были заново переведены И. М. Шрайбером.



В произведение входит:


9.00 (6)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Три товарища
1958 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища
1959 г.
Три товарища
1959 г.
Три товарища
1960 г.
Три товарища
1960 г.
Три товарища
1960 г.
Три товарища. Черный обелиск
1981 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища
1985 г.
Три товарища. Жизнь взаймы
1988 г.
Три товарища
1989 г.
Три товарища
1990 г.
Три товарища
1990 г.
Избранные произведения в 5 томах. Том 2
1991 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища
1991 г.
Три товарища
1992 г.
На западном фронте без перемен. Три товарища
1993 г.
Три товарища
1993 г.
Три товарища
1993 г.
Три товарища
1993 г.
Три товарища. На Западном фронте без перемен
1993 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища
1995 г.
Три товарища. Враг. Воинствующий пацифист ( Письма, статьи, интервью)
1999 г.
Три товарища
2001 г.
Зарубежная литература XX века
2003 г.
Избранное
2003 г.
Три товарища
2003 г.
Три товарища
2003 г.
Избранные произведения
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Три товарища
2004 г.
Три товарища
2004 г.
Три товарища. Триумфальная арка
2004 г.
Три товарища
2006 г.
На Западном фронте без перемен
2007 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища. Триумфальная арка
2007 г.
Три товарища
2009 г.
Три товарища
2010 г.
Возвращение с Западного фронта
2011 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища. Триумфальная арка
2011 г.
Три товарища
2011 г.
Три товарища
2012 г.
Три товарища
2014 г.
Три товарища
2014 г.
Возвращение с Западного фронта
2014 г.
Три товарища
2014 г.
Три товарища
2015 г.
Три товарища
2015 г.
Три товарища
2016 г.
Три товарища
2017 г.
Три товарища
2018 г.
Три товарища
2018 г.
Три товарища
2018 г.
Три товарища
2019 г.
Три товарища и другие романы
2020 г.
Три товарища. Возлюби ближнего своего
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Три товарища
2023 г.

Аудиокниги:

Три товарища
2002 г.
Три товарища
2002 г.
Три товарища
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Твори в двох томах. Том перший
1986 г.
(украинский)
На Західному фронті без змін. Повернення. Три товариші
2014 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый популярный роман Ремарка, самый цитируемый, самый продаваемый...

Главная особенность «Drei Kameraden» в том, что эта книга общечеловеческая, она понятна всем и каждому. «Im Westen nichts Neues» страшный роман, но он посвящён опыту, который способен разделить далеко не каждый, «Der schwarze Obelisk» светел, печален и, в общем-то, написан лучше, но он очень контекстен, и погружён в свою эпоху.

Не таков этот роман. Отчего же так? В процессе чтения я сподобился посмотреть выпуск «игры в бисер», и был несколько удивлён, что участники программы, несмотря на все усилия почтенного ведущего (а среди них был и один из двух его переводчиков, Юрий Архипов), не смогли сказать буквально таки ничего о его истории, поэтике, его сюжетном и смысловом наполнении, кто-то и вовсе отзывался о «Drei Kameraden» довольно таки пренебрежительно, к примеру, именуя его чисто коммерческим произведением, ориентированным на определённую читательскую аудиторию. Но вот что странно: этот роман вызывал у собеседников лютый приступ ностальгии, они начинали мечтательно вспоминать молодость, свои мечты, кабаки, девушек, схожих с Пат Хольман, или стремящихся к этому... Даже те, кто свысока отнёсся к Ремарку, чувствовали его тёплый след на своей душе.

«Drei Kameraden» не про сюжет, его сложно пересказать так, чтобы он не казался банальным, и не про смысл, в нём мало размышлений и философичности. Общечеловеческим этот роман делают эмоции, чувства, ощущения, само «исподвольное» ощущение жизни. Всё дело в том, что мы хорошо чувствуем этот текст, точнее, легко проецируем на себя эмоции молодого Роберта Локампа, поскольку он хорошо понятен любому человеку. Любой, кто был в отношениях с женщиной, поймёт его чувства к Патриции Хольман, любой, кто знал дружбу, понимает и товарищеское единство бывших фронтовиков, без слов понимающих и поддерживающих друг друга (Николай Васильевич, ох зря вы вложили в уста своего героя излишне опрометчивые слова...), и многое, многое иное — разочарование, злость, отчаяние, шок, радость, счастье — всё это описано Ремарком так, что неизбежно вызывает чувство узнавания — «да это же я!». И так же всем знакомо, особенно нам, жителям эпохи Безвременья, их ощущение отсутствия будущего, обыденности и некой скучности повседневных трагедий. Вокруг рушатся целые миры, жестоко уничтожаются человеческие мечты и стремления, а нам это кажется нормой... Что и страшно. Но верная дружба, и любовь к Пат — также своего рода товарищество — настоящая крепость среди рушащегося мира, вызов своему времени, стремление человека к жизни вопреки эпохе.

Такова эта книга — она цепляет именно тем, что она понятна всем и каждому, потому что посвящена самому главному — жизни человеческой, её повседневному бытию, её высоким и низким страстям — понятно, ясно, без особых прикрас, но и без нарочитой трагедийности. Это не слишком глубокий роман, это верно, в нём много чисто литературных приёмов, множество оборванных линий. Но, в отличие от многих произведений, им действительно можно прожить, ведь так легко поставить себя на место Роберта Локампа, понятного всем и каждому обычного человека.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все по-настоящему хорошие истории заканчиваются плохо. И этому правилу Ремарк следует неизменно, от произведения к произведению.

«Три товарища» — пожалуй, самый знаменитый его роман. Главный герой здесь — это всё тот же лирический герой, архетип всего его творчества. Как метко выразился Podebrad, почти во всех своих романах Ремарк рассказывает про одного и того же человека, который просто носит разные имена. Быть может, Пауль Боймер всё же выжил в окопах Западного фронта, а Людвиг Бодмер, продав Чёрный обелиск, решил сменить род деятельности и ушёл в автомастерскую? Как бы там ни было, теперь его зовут Роберт Локамп, однако поменяв имя, он не избавился от своего прошлого, призраки из его военной юности всё так же приходят, и избавиться от них невозможно.

Они прошли мясорубку мировой войны и решили, будто ничего страшнее быть уже не может. Но в их Германии уже слышна железная поступь реванша, а это значит, что человечество ничему не научилось, а потерянное поколение потеряно зря. В этом мире нет ничего постоянного, нет точки опоры. Ничего не осталось, кроме любви и дружбы, кроме верной девушки и преданного товарища, кроме истинного, всепоглощающего чувства и надёжной компании. Поэтому герои так любят жизнь, они хотят жить, спешат жить, жить здесь и сейчас. Ведь завтрашний день — это что-то зыбкое и неточное, он, наверное, будет, но может быть и нет. Нужно жить, ловить момент, ведь завтра может никогда не наступить.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало книги: («такс-такс-такс, что тут у нас, Эрих Мария Ремарк, хнык-плак, ну наконец-то»)

Середина книги: («По сравнению с Западным Фронтом и Тремя Товарищами, даже Триумфальная Арка отдаёт какой-то вторичностью, а например, Жизнь взаймы и вовсе просто переписана с Трёх Товарищей. В поздних произведениях Ремарка уже нет былой силы...»)

Конец книги: («Мда... stanislavskiydoesntbelieveyou.jpg»)

Ну да обо всём по порядку.

Жили-были и тужили трое друзей-фронтовиков. Вернуться в дом послевоенная Германия искала троп; как хороши, как свежи были розы... Роберт Локамп, Отто Кестер и Готфрид Ленц — вот они, слева направо, так сказать. Чинили машины, а вечерами пили гораздо больше, чем порядочные люди, но... Сердце ёкает при одной мысли о том, что в этом месте придётся написать «это вполне нормально». Иногда от прошлого удавалось убежать, но гораздо чаще все они оставались с ним один на один. В это время Роберту подворачивается Патриция Хольман. Они влюбляются друг в друга и на первых порах ведут себя довольно глупо, особенно Локамп. Товарищество тоже себя не избывает. Всё так хорошо, как только может быть...

Время идёт. Обнаруживается, что Патриция смертельно больна. А в Германии, едва отошедшей от проигранной войны, намечаются новые брожения. Девушка по настоянию лечащего врача ложится в госпиталь, товарищей становится всего лишь двое — один из них схлопотал пулю в подворотне и мгновенно погиб. Самый душеразрывающий эпизод книги. Они бежали на войне от пули, бежали в мирное время от прошлого, но не смогли... Так книга и закончилась. Лично для меня.

Финальные главы, в которых Роберт переселяется в санаторий, дабы быть поближе к умирающей любимой, как ни странно, абсолютно никаких эмоций, кроме непонимания и разочарования, не вызвали. Словно они толком и к книге-то не имеют отношения — уже совсем другой тайтл с теми же главными героями, написанный мизинцем левой ноги. Всякая интрига немилосердно вырезана — читателя просто ставят перед фактом, что Пат скоро всё. И тем не менее Роберт и особенно умирающая Патриция ярко, неестественно и невероятно пафосно, аки спущенные воздушные шары, доживают остаток отпущенного им времени, из-за чего их отношения в масштабе произведения, названного «Три товарища», кажутся пришитыми кое к чему рукавами. Пару раз за это время в повествовании промелькнёт призрак усопшего Ленца (Патриция так и не узнала, что его больше нет); Отто Кестер последний раз поможет деньгами и с первыми поездами отбудет из сюжета нахрен, а заменившие его санаторские товарищи окончательно обособят повествование. Многим позднее Ремарк написал «Жизнь взаймы» — вообще-то говоря, прекрасную и, самое главное, цельную книгу о том, как некая больная туберкулёзом Лилиан Дюнкерк цеплялась за жизнь. Последние главы «Трёх товарищей» кажутся её ранними набросками, а никак не логичным окончанием собственно самих «Трёх товарищей». Нет уж, Эрих, не обманешь.

Очень хотелось бы написать, что это прекрасное произведение, не менее сильное, чем «На западном фронте». Оно так и воспринималось до определённого момента, но пуля писательского произвола расстреляла его в упор, как Ленца.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сути, во всех, ну почти во всех своих романах Ремарк рассказывает про одного человека с разными именами. Своего ровесника, который попадает в различные, но, в общем, сходные жизненные ситуации. В терминах старой социологии его можно назвать «деклассированный интеллигент». Но характер этого сквозного героя разработан на таком психологическом уровне, который редко встречается даже у писателей XX века.

История поколения Ремарка имеет много общего с историей моего поколения. Они росли в стабильном и сравнительно комфортном для проживания мире, где царила общепринятая система моральных ценностей, порядок сочетался с гуманностью, а прогресс считался фактором постоянным и неотделимым от интересов людей. И вот в этот мир пришла война, затем революция, крушение государственности, крушение национальной идеи, старого уклада жизни, всей прежней системы ценностей, голодные годы, гиперинфляция, господство явных жуликов во всех сферах жизни. А как только жизнь чуточку наладилась, ясно обозначилась угроза новой войны. Одни нашли в новом мире для себя какую-то нишу, другие не смогли найти, третьи и искать не стали. Не захотели строить жизнь заново в мире жуликов и ожидать, когда и он в свою очередь рухнет. Среди них почти все герои Ремарка.

В «Трёх товарищах» основному герою романа уже за 30. Может себя прокормить, есть настоящие друзья, а большего вроде и не надо. Желания соответствуют возможностям. Но хочется всё-таки счастья, которого так и не было. И вот счастье рождается и сразу умирает. Потеряна любимая. Потерян друг. Кажется, скоро и родная страна будет потеряна. И переданы эти трагедии так, как умели только великие писатели.

Для меня «Три товарища» — главная книга Ремарка. Возможно, потому что депрессивность здесь смягчается сентиментальностью Кому-то ближе «На Западном фронте без перемен», или «Чёрный обелиск», или «Триумфальная арка». Собственно, чтобы узнать Ремарка, достаточно прочесть любую из его книг. Одну надо прочесть обязательно. Остальные под настроение.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга поначалу погружает вас в добрую, теплую атмосферу. Некоторые сцены вызывают улыбку(мне особенно понравилось как они продавали кадилак). Но чем дальше читаешь тем тревожней становится. И где-то после серединны книги ты понимаешь что ничем хорошим она закончиться не может.

Три товарища это отличная книга. В ней мне понравилось как показана дружба, любовная линия, описание того времени. Единственное, что мне не понравилось это то сколько они пьют алкоголя и ещё после этого водят машину(но может это только моя придирка).

Могу смело рекомендовать к прочтению

Оценка: 9
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ремарк... Писатель, которому хочется поклониться в пояс и сказать «Спасибо вам, что вы были».

Написал десять романов и одну пьесу. И ещё два, которые ему приписывают нынче, утверждая, что это ранний Ремарк. И которые, судя по всему, ничего общего с ним не имеют.

«Три товарища», по-видимому, самый известный и самый сильный роман Ремарка. В нём сошлись вместе его любимые темы, которые потом перекочевали и в другие романы. И в нём автор, видимо, достиг вершины мастерства. Ниже он не спускался, но, по моему мнению, и выше подняться не удалось. Возможно, потому, что выше — некуда. Последующие восемь выдержаны на уровне «Трёх товарищей», но ни один не превосходит его.

— Мужская дружба

— Автогонки

— Туберкулёз

— Обречённая любовь

Каждая из этих тем потом у Ремарка неоднократно встречалась. Но в «Трёх товарищах» — по сути, квинтэссенция их, каждой из них.

Пронзительный, до нутра достающий роман о потерянном поколении. Герои больше, чем друзья, больше, чем братья, и уж, конечно, больше, чем товарищи, как называет их автор. Они фактически живут ради друг друга, и поддерживают друг друга, и живы лишь благодаря этому.

Железный Отто Кестер, выдумщик и романтик Готтфрид Ленц, и очень стандартный, очень невыдающийся, очень теряющийся в тени своих друзей и во многом поэтому наиболее близкий читателю главгер Роберт Локамп.

«Пока мы живы, мы вытянем. Так было всегда. Пока жив Кестер, я не могу умереть. А пока живы мы оба, не умрет Пат». — так говорит Роберт.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Три товарища не выстояли — жизнь расправилась с ними. Отто Кестер не сумел даже отомстить за смерть Готтфрида, а Роберт не сумел

удержать любовь — Пат умерла у него на руках.

Страшный, насквозь простреливающий финал. И, тем не менее, роман остаётся оптимистическим — и одним из лучших романов прошлого века.

С моей точки зрения — самым лучшим.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Три товарища – для меня прежде всего: о настоящей искренней дружбе, о любви которая оставляет привкус грусти, о времени – самой важной единицы нашего существования «бытия», о взаимодействии между людьми и их непосредственных итогах.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Глубокий, конечно прозаик, Ремарк. Слог одновременно и прост и приятен, по-немецки лаконичен и вместе с тем, многообразен. А эти описания дождя...Красота..

История, которая могла случиться абсолютно с каждым. Любовь, дружба и ром на одной стойке, сдобренные тягучей атмосферой послевоенного немецкого захолустья. Есть некая толика безысходности от прочтённого, что и немудрено, если внимательно проследить биографию писателя. Соглашусь с теми, кто выписывает цитаты за авторством, да и вся книга ведь, это больше размышления о нашей жизни, мелкие заметки на полях истории, прожитый, накопленный опыт.

Коньяк, дождь, барабанящий по крышам в безмолвную осеннюю ночь, одеяло, воспоминания об ушедших..

Большая книга.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный роман Ремарка нам повествует о трех фронтовых товарищах, о трех счастливчиках, вернувшихся с войны – Роберта Локампа, от лица которого и ведется роман, Готтфрида Ленца и Отто Кестера. После войны не сразу они нашли свое место в новом обществе, жизнь их изрядно помотала, но все же нашли крышу над головой и более менее приличную работу, открыв свою собственную мастерскую по ремонту автомашин. Бизнес их шел вполне сносно и на жизнь хватало и на ежедневные посиделки в увеселительных заведениях, где свою выручку время от времени и пропивали. Такая жизнь, наверное, и устроила бы многих, особенно после военного времени, но все же сама жизнь устроена скверно и несправедливо. Вокруг царила безработица, голод и бедность. Многие семьями не выдерживали такую жизнь, кто-то распродавал свое нажитое имущество на аукционе за копейки, а кто-то сводил счеты с жизнью. Наши товарищи не планировали свое будущее, так как все это зыбко и слишком быстро оно меняется. Сегодня ты с деньгами, а завтра уже мастерскую придется продать, чтобы как-то существовать следующие дни. Но во имя дружбы они готовы на все и когда у одного из них появляется возлюбленная, то они принимают ее как еще одного товарища, ведь истинная любовь меряется дружбой, а друзья за тебя пойдут и в огонь и в воду.

Это мое первое знакомство с Ремарком и я рад, что этот роман прочитал именно сейчас.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который я прочитал в нужный жизненный период. Книга вызвала очень много эмоций. Это действительно классика! Произведение, погружающее читателя с головой в эпоху послевоенной Германии. Я о сюжете буду говорить очень мало, лишь упоминая о каких-то определенных событиях, ибо отзыв будет потоком моих мыслей.

Прежде чем начать разбор, сразу заявлю, что, к огромному сожалению, я знал концовку романа. Неважно, как это вышло, но все же небольшая доля удовольствия улетучилась. Второй крупный спойлер я получил при беглом осмотре статьи «Во имя мира», которая присутствовала в моем советском издании. Честное слово, я не понимаю логику тогдашних издателей. Какой смысл в начальной статье раскрывать все сюжетные перипетии, из-за чего читательский интерес может начисто исчезнуть? Хорошо, что я резко перестал читать её и перешёл к самому знакомству с книгой. К счастью, этот неприятный случай ни в коем случае не повлиял на итоговую оценку «Трех товарищей», ведь все же я не знал, как будет развиваться сама история.

Начну я, пожалуй, со стиля. Вот кто-то из посетителей пишет, что роман нудный. Да и меня предупреждали, что у меня может сложиться такое же впечатление. Не знаю, чем обусловлено такое мнение. Все-таки я склонен думать, что такие произведения нужно читать в подходящем расположении духа. Однако нельзя утверждать это с полной уверенностью, потому что язык, на мой взгляд, действительно прекрасен в художественном плане. Он очень простой, но при этом очень-очень красивый и отлично погружает в сюжет. Главы читались на одном дыхании. Моё настроение и текущие события в жизни тоже сыграли свою роль, как я сказал уже в самом начале. Скажу очень кратко, чтобы было понятно: меланхолия. Думаю, если бы я ознакомился с романом, скажем, года два назад, то моё мнение было бы не таким положительным.

Действия «Трех товарищей» происходит в маленьком городке Германии. Главные герои — три фронтовых товарища: Роберт Локамп, от лица которого ведется повествование, Готтфрид Ленц и Отто Кестер. Они содержат небольшую автомастерскую. Позже Роберт знакомится с Патрицией Хольман, будущей возлюбленной. Развитие их отношений является основой сюжета этой книги. Каждый из основных действующих лиц индивидуален и запоминается читателю. Давайте опишем товарищей.

Роберт Локамп — главный герой, 30 лет, участник Первой мировой войны. Вроде бы и он ничем особо не примечательный герой, несколько теряющийся на фоне своих двух других друзей, но, во-первых, читателю легче понимать такого персонажа, а во-вторых, во время отношений с Пат у Роберта проявляются множество хороших качеств. К тому же крайне интересны его рассуждения о самой жизни, ведь по ходу чтения понимаешь, что это человек с богатым жизненным опытом, повидавший очень многое.

Готтфрид Ленц — второй главный герой. Много путешествовал по миру после фронта. Сам себя именует «последним романтиком». Немного сентиментальный, с отличным чувством юмора, жизнерадостный.

Отто Кестер — третий главный герой. Был летчиком. Ныне работает в автомастерской вместе с Готтфридом и Робертом. Увлекается автогонками. Пожалуй, самый немногословный и хладнокровный среди своих товарищей. Очевидно, это из-за ужасов войны. Однако ради своих товарищей он готов на всё, что особенно проявляется в финале.

Прежде всего я скажу, что мне очень нравятся настроение и атмосфера романа. Несмотря на то, что Ремарк показывает проблемы того времени (безработица, нищета и голод), а роман ближе к концу становится всё грустнее и грустнее, вся книга не столь мрачна. Было ощущение, что через всю историю проходит чувство надежды. Особенно это проявляется в начальных главах, которые являются моими любимыми. В процессе чтения я отчетливо представлял себе кафе «Интернациональ», тот самый бар, людей, которые были там.

В книге очень много второстепенных персонажей, почти каждый из которых запоминается. Во многом благодаря ним передано настроение, о котором я сказал выше. Честно, многие из них не менее интересны, чем основные персонажи. Так, возьмем мрачного художника Фердинанда Грау, умозаключения о жизни которого заставляют задуматься. Вот пример: «Чем меньше знаешь, тем проще жить. Знание делает человека свободным, но несчастным. Выпьем лучше за наивность, за глупость и за все, что с нею связано, — за любовь, за веру в будущее, за мечты о счастье; выпьем за дивную глупость, за утраченный рай!». А ведь многие легкомысленные люди действительно очень счастливые. Или взять, например, Валентина, который тоже служил на фронте и запомнил каждый день и каждый час войны, как говорил Роберт Локамп, а теперь радуется тому факту, что он жив, и «пропивает» свое наследство. Он просто рад, что живет. Черт, а ведь в этом есть смысл! Жизнь настолько коротка, что нужно наслаждаться каждым её мгновением. Вспомним проститутку Розу, которая тоскует по некоему Артуру, который, как видно, совершенно не любил её и ни во что не ставил. Даже после долгой разлуки, вернувшись к ней, он не проявлял эмоций. Здесь, я считаю, Ремарк показал, как безумная любовь, существующая даже несмотря на унижения (или даже предательство) со стороны объекта симпатии, может повлиять на личность, фактически превратив человека в бледное подобие того, кем он некогда был: «Помолодевшая и окрыленная, она вышла, покачивая бедрами. Снова появился кто-то, кому она сможет отдавать свои деньги, чтобы он их пропивал, а потом еще и бил ее в придачу. Роза была счастлива».

Роман очень реалистичный и мрачный, что проявляется не только в финале, а в самой эпохе, в которой происходят действия. Как я сказал, автор показывает проблемы того времени. Давайте возьмем других персонажей: пару по фамилии Хассе, которые живут по соседству с Локампом. Нам показывают, что их жизнь очень тяжелая. Жена часто ссорится с мужем по причине финансового неблагополучия, а муж боится увольнения. Метко характеризует его сам главный герой: «Он был по сути добрый человек, с покатыми плечами и маленькими усиками. Скромный, добросовестный служащий. Но именно таким теперь приходилось особенно трудно. Да, пожалуй, таким всегда приходится труднее всех. Скромность и добросовестность вознаграждаются только в романах. В жизни их используют, а потом отшвыривают в сторону». Эти строки отражают всю проблему. Кульминация самой сюжетной линии Хассе очень плачевная.

Любовная линия превосходна. Она естественная, в ней нет лишней сентиментальности, а любовь Патриции и Роберта проявляется не в словах, а в самих поступках. На данный момент это лучший сюжет о любви, что я видел в литературе. Очень трудно объяснить, почему я так считаю, не раскрывая подробностей. Думаю, вам лучше узнать самим. Мне было очень жаль Роберта. Я верю, что он все-таки нашёл свое счастье и душевное равновесие в будущем.

Итог: история, благодаря которой задумываешься практически обо всех аспектах жизни. Это действительно шедевр, который, как мне кажется, без изъянов. И вправду самая красивая книга о любви и дружбе XX века. Когда-нибудь я обязательно прочитаю этот роман ещё раз, а в ближайшее время, вероятно, продолжу знакомство с Ремарком. Советую всем!

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем больше романов Ремарка я читаю, тем больше убеждаюсь в том что он конечно гений. Он гений в умении обращаться со словом. Никогда я еще не встречал писателя, который бы писал таким простым языком. Но в этом есть и что то страшное. Я бы охарактеризовал книги Ремарка как «отрезвляющий реализм». Он одинаково просто пишет о любви и дружбе и о том что кому то оторвало ноги и он истек кровью до смерти. Вот так просто, прям как бывает в жизни. На страницах многих его книг и этой тоже, вы найдете целую жизнь. Множество жизней. Много судеб. Ремарк любезно развернет их вам лицом, расскажет их истории. Будет всё. Любовь и дружба, товарищество, будет надежда, будет веселье, невероятные удачливые спасения, будет царить жизнь! Во всем её многообразии. Когда то счастливая, когда то грустная и тягостная.

А потом он напишет финал. Он разрушит все ваши замки из облаков, вытащит вас наружу, пустит пулю в сердце, а душу разорвет на куски и втопчет в грязь.

Он не будет с вами нянчиться. Будет груб. Будет жесток. Сделает все, что иногда может сделать с вами жизнь. Он создаст и он же уничтожит. Ремарк так делает часто.

И оставит вас полностью опустошенным. Так умеет только он. Люблю его и ненавижу. Прочту книгу и долго не могу его читать после. Но проходит некоторое время и руки тянутся к его романам. Душа требует надежды. И страданий.

Три товарища потрясающий роман.

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уважаемые пользователи, прежде всего прошу вас не читать отзыв Julia_smile, т.к. человек не умеет пользоваться кнопкой «Спойлер» (скрывающей подробности сюжета) и сразу сливает вам серьезную и грустную часть романа, тем самым убивая все надежды и интерес читателя. Зачем так делать, мне искренне непонятно. Спасибо.

Это единственная книга, в которой, как я считаю, идеально все. Это, наверное, несколько громко сказано, поскольку я не читал оригинала, а довольствовался переводом, но суть не в отдельных словах. Я говорю о каждой написанной детали, о каждой мысли, о каждом действии героев. Настроение того или иного момента передает цвет неба, звук мотора, запах, звук скрипящей половицы... Любое движение, любой порыв главных героев вызывает у меня чувство... абсолютной правильности написанного, что-ли. Бывало у Вас такое, что читаешь произведение, и вроде интересно, но вот что-то не то: здесь слишком долго, здесь бы поподробнее, а здесь бы по-другому написать?.. В «Трех товарищах» напрочь отсутствует это чувство. Каждое событие именно там, где надо. Каждая мысль отражает суть происходящего. Каждая тревога героев абсолютно обоснована.

Это роман о любви, но здесь нет розовых соплей.

Это роман о дружбе, но здесь нет бездумного самопожертвования.

Это роман о многих людях, но здесь нет толпы.

Это единственное произведение, после прочтения которого эмоции снова затрагивают те самые струны моей души даже через несколько лет после того, как я перевернул последнюю страницу.

И сейчас, когда я вспоминаю «Три товарища», я снова вижу небо желтого цвета, слышу звук мотора и чувствую руль у себя в руках; вижу улыбку Готтфрида, чувствую руку Отто, кладущего ее мне на плечо в знак поддержки и слышу стук своего сердца, потому что рядом со мной сидит моя Пат.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Другой Ремарк. Именно такая мысль появилась у меня после того как я захлопнул книгу по прочтении её. История большой любви, история очень грустная. Я думай каждый встретил кусочек своей жизни на страницах романа. Безусловно превосходная любовная линия. Очень много крылатых фраз, встречающизся практически в каждой главе. В этом весь Ремарк, за это мы его и любим. Возможно немного не подходящее название, все таки, оно подразумевает роман с акцентом на дружбу, а здесь как бы о любви, но не мне судить. Не хватило возможно какой изюминки в самом сюжете, в какой то момент он показался мне скучноватым и немножко затянутым, за это пару баллов скинул. Но безусловно снимаю шляпа перед маэстро, это любовь, такая какая она есть.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление — парадоксальнейшее, уважаемый потенциальный читатель.

С одной стороны — Роберт Рождественский абсолютно прав про «мальчиков-ремарчиков»: «...Они зазубрили начисто,/ вчитываясь в Ремарка,/ названия вин ненашенские,/ звучащие ароматно...». Антураж НЕсовесткого, он — вне времени. Сегодня, через 30 лет после похорон СССР погонялово «ремарчик» — так же актуально, и — что самое удивительное — несёт тот же смысл, что и тогда: попытка «внешней имитации» совершенно чуждого менталитета, очаровывающего, завораживающего, ослепляющего своей «ненашенской» сутью, своим «цивилизационным лоском».

С другой — и тогда и сейчас — это какое-то совершенно необъяснимое «воспоминание о будущем», восприятие чего-то возможного, естественного, единственно логически правильного, НО... не сегодня. Какие-то глубинные слои генетической памяти, что-то бывшее ранее приятным и привычным, НО — отвергнутое предками по совокупности вполне прагматичных причин. Причём — осознанно отвергнутое.

Романтично — ностальгически — минорно, уважаемый потенциальный. Каждый раз вспоминаю эту книжку, оказываясь в Каринтии. Горное озеро и классический антураж континентальной старушки-Европы почему-то намертво спаялись с оной книжкой. Хотя ничего общего у меня с оными аборигенами-европейцами нет и никогда не было. НО... вот такие специфические ассоциации.

Розенбаум недавно сказал, будто абсолютно уверен в том, что его знаменитый одесский цикл через него просто «транслировал» в этот мир Господь, что он просто «сработал каналом передачи данных». Может быть и через Ремарка — Господь чего-то там такое нам передал?

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это моё знакомство с Ремарком. В начале напомнило по стилю «Трое в лодке, не считая собаки», но с лёгким налётом грусти. Потом сравнения ушли.

Так немного здесь какой-то динамики, событий, и в то же время очень увлекательно. Уютно, атмосферно, пронзительно. И весело, и грустно одновременно. Тут и про жизнь, и про смерть. Про дружбу, про любовь, про одиночество, про богатство и бедность, про людей.

И хоть примерно представляешь, чем закончится книга, все равно слёзы наворачиваются на глаза.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх