fantlab ru

Эрих Мария Ремарк «Три товарища»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.90
Оценок:
1645
Моя оценка:
-

подробнее

Три товарища

Drei Kameraden

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 136
Аннотация:

История о дружбе и любви в зыбком, неустойчивом мире, где кроме дружбы и любви ничего хорошего больше не осталось. История о потерянном поколении прошедших через мясорубку мировой войны и решивших, что ничего страшнее быть не может. Но в этой Германии уже слышна железная поступь реванша, поэтому главным героям хочется жить здесь и сейчас, ведь завтра может никогда не наступить.

Примечание:

Ремарк работал над романом «Три товарища» в течение почти четырех лет. В 1933 году вышла книга «Пат» — первая ступенька к грандиозному роману. В то время в Германии книги Ремарка уже были внесены в черные списки, их показательно сжигали на площадях. Писатель был подавлен всем, происходящим в Германии в частности и в мире вообще. Он жил на своей вилле в Швейцарии, пил, болел, встречался с немецкими эмигрантами. Когда работа над романом уже близилась к завершению, Ремарк получает от германского правительства предложение вернуться на родину. Эрих Мария отказывается помириться с нацистами и отправляется в Париж — на конгресс писателей в изгнании. Роман вышел в 1936 году в Дании, на датском языке, затем публикуется в США на английском языке — в журнальном варианте. И только в 1938 году в Амстердаме выходит книга «Три товарища», изданная на немецком.

Перевод романа «Три товарища» (1958) был первоначально осуществлён И. Шрайбером совместно с Л. Копелевым (Л. Яковенко), но для последующих изданий этой книги уже после эмиграции Копелева (1981) семь переведённых последним глав были заново переведены И. М. Шрайбером.



В произведение входит:


9.00 (6)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Три товарища
1958 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища
1959 г.
Три товарища
1959 г.
Три товарища
1960 г.
Три товарища
1960 г.
Три товарища
1960 г.
Три товарища. Черный обелиск
1981 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища
1985 г.
Три товарища. Жизнь взаймы
1988 г.
Три товарища
1989 г.
Три товарища
1990 г.
Три товарища
1990 г.
Избранные произведения в 5 томах. Том 2
1991 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища
1991 г.
Три товарища
1992 г.
На западном фронте без перемен. Три товарища
1993 г.
Три товарища
1993 г.
Три товарища
1993 г.
Три товарища
1993 г.
Три товарища. На Западном фронте без перемен
1993 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища
1995 г.
Три товарища. Враг. Воинствующий пацифист ( Письма, статьи, интервью)
1999 г.
Три товарища
2001 г.
Зарубежная литература XX века
2003 г.
Избранное
2003 г.
Три товарища
2003 г.
Три товарища
2003 г.
Избранные произведения
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Три товарища
2004 г.
Три товарища
2004 г.
Три товарища. Триумфальная арка
2004 г.
Три товарища
2006 г.
На Западном фронте без перемен
2007 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища. Триумфальная арка
2007 г.
Три товарища
2009 г.
Три товарища
2010 г.
Возвращение с Западного фронта
2011 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища. Триумфальная арка
2011 г.
Три товарища
2011 г.
Три товарища
2012 г.
Три товарища
2014 г.
Три товарища
2014 г.
Возвращение с Западного фронта
2014 г.
Три товарища
2014 г.
Три товарища
2015 г.
Три товарища
2015 г.
Три товарища
2016 г.
Три товарища
2017 г.
Три товарища
2018 г.
Три товарища
2018 г.
Три товарища
2018 г.
Три товарища
2019 г.
Три товарища и другие романы
2020 г.
Три товарища. Возлюби ближнего своего
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Три товарища
2023 г.

Аудиокниги:

Три товарища
2002 г.
Три товарища
2002 г.
Три товарища
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Твори в двох томах. Том перший
1986 г.
(украинский)
На Західному фронті без змін. Повернення. Три товариші
2014 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Три товарища – для меня прежде всего: о настоящей искренней дружбе, о любви которая оставляет привкус грусти, о времени – самой важной единицы нашего существования «бытия», о взаимодействии между людьми и их непосредственных итогах.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый популярный роман Ремарка, самый цитируемый, самый продаваемый...

Главная особенность «Drei Kameraden» в том, что эта книга общечеловеческая, она понятна всем и каждому. «Im Westen nichts Neues» страшный роман, но он посвящён опыту, который способен разделить далеко не каждый, «Der schwarze Obelisk» светел, печален и, в общем-то, написан лучше, но он очень контекстен, и погружён в свою эпоху.

Не таков этот роман. Отчего же так? В процессе чтения я сподобился посмотреть выпуск «игры в бисер», и был несколько удивлён, что участники программы, несмотря на все усилия почтенного ведущего (а среди них был и один из двух его переводчиков, Юрий Архипов), не смогли сказать буквально таки ничего о его истории, поэтике, его сюжетном и смысловом наполнении, кто-то и вовсе отзывался о «Drei Kameraden» довольно таки пренебрежительно, к примеру, именуя его чисто коммерческим произведением, ориентированным на определённую читательскую аудиторию. Но вот что странно: этот роман вызывал у собеседников лютый приступ ностальгии, они начинали мечтательно вспоминать молодость, свои мечты, кабаки, девушек, схожих с Пат Хольман, или стремящихся к этому... Даже те, кто свысока отнёсся к Ремарку, чувствовали его тёплый след на своей душе.

«Drei Kameraden» не про сюжет, его сложно пересказать так, чтобы он не казался банальным, и не про смысл, в нём мало размышлений и философичности. Общечеловеческим этот роман делают эмоции, чувства, ощущения, само «исподвольное» ощущение жизни. Всё дело в том, что мы хорошо чувствуем этот текст, точнее, легко проецируем на себя эмоции молодого Роберта Локампа, поскольку он хорошо понятен любому человеку. Любой, кто был в отношениях с женщиной, поймёт его чувства к Патриции Хольман, любой, кто знал дружбу, понимает и товарищеское единство бывших фронтовиков, без слов понимающих и поддерживающих друг друга (Николай Васильевич, ох зря вы вложили в уста своего героя излишне опрометчивые слова...), и многое, многое иное — разочарование, злость, отчаяние, шок, радость, счастье — всё это описано Ремарком так, что неизбежно вызывает чувство узнавания — «да это же я!». И так же всем знакомо, особенно нам, жителям эпохи Безвременья, их ощущение отсутствия будущего, обыденности и некой скучности повседневных трагедий. Вокруг рушатся целые миры, жестоко уничтожаются человеческие мечты и стремления, а нам это кажется нормой... Что и страшно. Но верная дружба, и любовь к Пат — также своего рода товарищество — настоящая крепость среди рушащегося мира, вызов своему времени, стремление человека к жизни вопреки эпохе.

Такова эта книга — она цепляет именно тем, что она понятна всем и каждому, потому что посвящена самому главному — жизни человеческой, её повседневному бытию, её высоким и низким страстям — понятно, ясно, без особых прикрас, но и без нарочитой трагедийности. Это не слишком глубокий роман, это верно, в нём много чисто литературных приёмов, множество оборванных линий. Но, в отличие от многих произведений, им действительно можно прожить, ведь так легко поставить себя на место Роберта Локампа, понятного всем и каждому обычного человека.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало книги: («такс-такс-такс, что тут у нас, Эрих Мария Ремарк, хнык-плак, ну наконец-то»)

Середина книги: («По сравнению с Западным Фронтом и Тремя Товарищами, даже Триумфальная Арка отдаёт какой-то вторичностью, а например, Жизнь взаймы и вовсе просто переписана с Трёх Товарищей. В поздних произведениях Ремарка уже нет былой силы...»)

Конец книги: («Мда... stanislavskiydoesntbelieveyou.jpg»)

Ну да обо всём по порядку.

Жили-были и тужили трое друзей-фронтовиков. Вернуться в дом послевоенная Германия искала троп; как хороши, как свежи были розы... Роберт Локамп, Отто Кестер и Готфрид Ленц — вот они, слева направо, так сказать. Чинили машины, а вечерами пили гораздо больше, чем порядочные люди, но... Сердце ёкает при одной мысли о том, что в этом месте придётся написать «это вполне нормально». Иногда от прошлого удавалось убежать, но гораздо чаще все они оставались с ним один на один. В это время Роберту подворачивается Патриция Хольман. Они влюбляются друг в друга и на первых порах ведут себя довольно глупо, особенно Локамп. Товарищество тоже себя не избывает. Всё так хорошо, как только может быть...

Время идёт. Обнаруживается, что Патриция смертельно больна. А в Германии, едва отошедшей от проигранной войны, намечаются новые брожения. Девушка по настоянию лечащего врача ложится в госпиталь, товарищей становится всего лишь двое — один из них схлопотал пулю в подворотне и мгновенно погиб. Самый душеразрывающий эпизод книги. Они бежали на войне от пули, бежали в мирное время от прошлого, но не смогли... Так книга и закончилась. Лично для меня.

Финальные главы, в которых Роберт переселяется в санаторий, дабы быть поближе к умирающей любимой, как ни странно, абсолютно никаких эмоций, кроме непонимания и разочарования, не вызвали. Словно они толком и к книге-то не имеют отношения — уже совсем другой тайтл с теми же главными героями, написанный мизинцем левой ноги. Всякая интрига немилосердно вырезана — читателя просто ставят перед фактом, что Пат скоро всё. И тем не менее Роберт и особенно умирающая Патриция ярко, неестественно и невероятно пафосно, аки спущенные воздушные шары, доживают остаток отпущенного им времени, из-за чего их отношения в масштабе произведения, названного «Три товарища», кажутся пришитыми кое к чему рукавами. Пару раз за это время в повествовании промелькнёт призрак усопшего Ленца (Патриция так и не узнала, что его больше нет); Отто Кестер последний раз поможет деньгами и с первыми поездами отбудет из сюжета нахрен, а заменившие его санаторские товарищи окончательно обособят повествование. Многим позднее Ремарк написал «Жизнь взаймы» — вообще-то говоря, прекрасную и, самое главное, цельную книгу о том, как некая больная туберкулёзом Лилиан Дюнкерк цеплялась за жизнь. Последние главы «Трёх товарищей» кажутся её ранними набросками, а никак не логичным окончанием собственно самих «Трёх товарищей». Нет уж, Эрих, не обманешь.

Очень хотелось бы написать, что это прекрасное произведение, не менее сильное, чем «На западном фронте». Оно так и воспринималось до определённого момента, но пуля писательского произвола расстреляла его в упор, как Ленца.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все по-настоящему хорошие истории заканчиваются плохо. И этому правилу Ремарк следует неизменно, от произведения к произведению.

«Три товарища» — пожалуй, самый знаменитый его роман. Главный герой здесь — это всё тот же лирический герой, архетип всего его творчества. Как метко выразился Podebrad, почти во всех своих романах Ремарк рассказывает про одного и того же человека, который просто носит разные имена. Быть может, Пауль Боймер всё же выжил в окопах Западного фронта, а Людвиг Бодмер, продав Чёрный обелиск, решил сменить род деятельности и ушёл в автомастерскую? Как бы там ни было, теперь его зовут Роберт Локамп, однако поменяв имя, он не избавился от своего прошлого, призраки из его военной юности всё так же приходят, и избавиться от них невозможно.

Они прошли мясорубку мировой войны и решили, будто ничего страшнее быть уже не может. Но в их Германии уже слышна железная поступь реванша, а это значит, что человечество ничему не научилось, а потерянное поколение потеряно зря. В этом мире нет ничего постоянного, нет точки опоры. Ничего не осталось, кроме любви и дружбы, кроме верной девушки и преданного товарища, кроме истинного, всепоглощающего чувства и надёжной компании. Поэтому герои так любят жизнь, они хотят жить, спешат жить, жить здесь и сейчас. Ведь завтрашний день — это что-то зыбкое и неточное, он, наверное, будет, но может быть и нет. Нужно жить, ловить момент, ведь завтра может никогда не наступить.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга поначалу погружает вас в добрую, теплую атмосферу. Некоторые сцены вызывают улыбку(мне особенно понравилось как они продавали кадилак). Но чем дальше читаешь тем тревожней становится. И где-то после серединны книги ты понимаешь что ничем хорошим она закончиться не может.

Три товарища это отличная книга. В ней мне понравилось как показана дружба, любовная линия, описание того времени. Единственное, что мне не понравилось это то сколько они пьют алкоголя и ещё после этого водят машину(но может это только моя придирка).

Могу смело рекомендовать к прочтению

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный роман Ремарка нам повествует о трех фронтовых товарищах, о трех счастливчиках, вернувшихся с войны – Роберта Локампа, от лица которого и ведется роман, Готтфрида Ленца и Отто Кестера. После войны не сразу они нашли свое место в новом обществе, жизнь их изрядно помотала, но все же нашли крышу над головой и более менее приличную работу, открыв свою собственную мастерскую по ремонту автомашин. Бизнес их шел вполне сносно и на жизнь хватало и на ежедневные посиделки в увеселительных заведениях, где свою выручку время от времени и пропивали. Такая жизнь, наверное, и устроила бы многих, особенно после военного времени, но все же сама жизнь устроена скверно и несправедливо. Вокруг царила безработица, голод и бедность. Многие семьями не выдерживали такую жизнь, кто-то распродавал свое нажитое имущество на аукционе за копейки, а кто-то сводил счеты с жизнью. Наши товарищи не планировали свое будущее, так как все это зыбко и слишком быстро оно меняется. Сегодня ты с деньгами, а завтра уже мастерскую придется продать, чтобы как-то существовать следующие дни. Но во имя дружбы они готовы на все и когда у одного из них появляется возлюбленная, то они принимают ее как еще одного товарища, ведь истинная любовь меряется дружбой, а друзья за тебя пойдут и в огонь и в воду.

Это мое первое знакомство с Ремарком и я рад, что этот роман прочитал именно сейчас.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Глубокий, конечно прозаик, Ремарк. Слог одновременно и прост и приятен, по-немецки лаконичен и вместе с тем, многообразен. А эти описания дождя...Красота..

История, которая могла случиться абсолютно с каждым. Любовь, дружба и ром на одной стойке, сдобренные тягучей атмосферой послевоенного немецкого захолустья. Есть некая толика безысходности от прочтённого, что и немудрено, если внимательно проследить биографию писателя. Соглашусь с теми, кто выписывает цитаты за авторством, да и вся книга ведь, это больше размышления о нашей жизни, мелкие заметки на полях истории, прожитый, накопленный опыт.

Коньяк, дождь, барабанящий по крышам в безмолвную осеннюю ночь, одеяло, воспоминания об ушедших..

Большая книга.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно с «трёх товарищей» началась моя любовь к этому неподражаемому автору! читая его произведения, можно прочувствовать весь диапазон эмоций на которые только способен человек! у ремарка явно проблемы с хэппи эндом, но это придаёт только большие краски его произведениям. Ремарк излагает свои мысли кратко и понятно. я заносила в цитатник чуть ли не каждую пятую страницу! данное произведение открыло мне глаза на многие немаловажные вещи ( особенно взаимоотношения робби и пат )

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ремарк не может не вызывать эмоций, так как его слог и сюжет насыщен, многообразен и правдив. Кто готов смириться со своей опечаленностью, после прочтения любого его романа (так как у него с «хеппи эндом» не просто проблемы, ему не рассказал никто, что такое вообще бывает :)), тот не задумываясь должен в это окунуться и открыть для себя великого писателя со стабильно высоким качеством произведений. Начать с три товарища» — это лучший вариант.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление — парадоксальнейшее, уважаемый потенциальный читатель.

С одной стороны — Роберт Рождественский абсолютно прав про «мальчиков-ремарчиков»: «...Они зазубрили начисто,/ вчитываясь в Ремарка,/ названия вин ненашенские,/ звучащие ароматно...». Антураж НЕсовесткого, он — вне времени. Сегодня, через 30 лет после похорон СССР погонялово «ремарчик» — так же актуально, и — что самое удивительное — несёт тот же смысл, что и тогда: попытка «внешней имитации» совершенно чуждого менталитета, очаровывающего, завораживающего, ослепляющего своей «ненашенской» сутью, своим «цивилизационным лоском».

С другой — и тогда и сейчас — это какое-то совершенно необъяснимое «воспоминание о будущем», восприятие чего-то возможного, естественного, единственно логически правильного, НО... не сегодня. Какие-то глубинные слои генетической памяти, что-то бывшее ранее приятным и привычным, НО — отвергнутое предками по совокупности вполне прагматичных причин. Причём — осознанно отвергнутое.

Романтично — ностальгически — минорно, уважаемый потенциальный. Каждый раз вспоминаю эту книжку, оказываясь в Каринтии. Горное озеро и классический антураж континентальной старушки-Европы почему-то намертво спаялись с оной книжкой. Хотя ничего общего у меня с оными аборигенами-европейцами нет и никогда не было. НО... вот такие специфические ассоциации.

Розенбаум недавно сказал, будто абсолютно уверен в том, что его знаменитый одесский цикл через него просто «транслировал» в этот мир Господь, что он просто «сработал каналом передачи данных». Может быть и через Ремарка — Господь чего-то там такое нам передал?

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это моё знакомство с Ремарком. В начале напомнило по стилю «Трое в лодке, не считая собаки», но с лёгким налётом грусти. Потом сравнения ушли.

Так немного здесь какой-то динамики, событий, и в то же время очень увлекательно. Уютно, атмосферно, пронзительно. И весело, и грустно одновременно. Тут и про жизнь, и про смерть. Про дружбу, про любовь, про одиночество, про богатство и бедность, про людей.

И хоть примерно представляешь, чем закончится книга, все равно слёзы наворачиваются на глаза.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сути, во всех, ну почти во всех своих романах Ремарк рассказывает про одного человека с разными именами. Своего ровесника, который попадает в различные, но, в общем, сходные жизненные ситуации. В терминах старой социологии его можно назвать «деклассированный интеллигент». Но характер этого сквозного героя разработан на таком психологическом уровне, который редко встречается даже у писателей XX века.

История поколения Ремарка имеет много общего с историей моего поколения. Они росли в стабильном и сравнительно комфортном для проживания мире, где царила общепринятая система моральных ценностей, порядок сочетался с гуманностью, а прогресс считался фактором постоянным и неотделимым от интересов людей. И вот в этот мир пришла война, затем революция, крушение государственности, крушение национальной идеи, старого уклада жизни, всей прежней системы ценностей, голодные годы, гиперинфляция, господство явных жуликов во всех сферах жизни. А как только жизнь чуточку наладилась, ясно обозначилась угроза новой войны. Одни нашли в новом мире для себя какую-то нишу, другие не смогли найти, третьи и искать не стали. Не захотели строить жизнь заново в мире жуликов и ожидать, когда и он в свою очередь рухнет. Среди них почти все герои Ремарка.

В «Трёх товарищах» основному герою романа уже за 30. Может себя прокормить, есть настоящие друзья, а большего вроде и не надо. Желания соответствуют возможностям. Но хочется всё-таки счастья, которого так и не было. И вот счастье рождается и сразу умирает. Потеряна любимая. Потерян друг. Кажется, скоро и родная страна будет потеряна. И переданы эти трагедии так, как умели только великие писатели.

Для меня «Три товарища» — главная книга Ремарка. Возможно, потому что депрессивность здесь смягчается сентиментальностью Кому-то ближе «На Западном фронте без перемен», или «Чёрный обелиск», или «Триумфальная арка». Собственно, чтобы узнать Ремарка, достаточно прочесть любую из его книг. Одну надо прочесть обязательно. Остальные под настроение.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Другой Ремарк. Именно такая мысль появилась у меня после того как я захлопнул книгу по прочтении её. История большой любви, история очень грустная. Я думай каждый встретил кусочек своей жизни на страницах романа. Безусловно превосходная любовная линия. Очень много крылатых фраз, встречающизся практически в каждой главе. В этом весь Ремарк, за это мы его и любим. Возможно немного не подходящее название, все таки, оно подразумевает роман с акцентом на дружбу, а здесь как бы о любви, но не мне судить. Не хватило возможно какой изюминки в самом сюжете, в какой то момент он показался мне скучноватым и немножко затянутым, за это пару баллов скинул. Но безусловно снимаю шляпа перед маэстро, это любовь, такая какая она есть.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, самая искренняя книга о любви. Да, именно о любви, а не о дружбе, в первую очередь. Ведь именно вокруг отношений главного героя с возлюбленной совершаются все события.

Эта книга — переплетения всех сюжетных поворотов в творчестве Ремарка. Читая другие его книги, вы будете мысленно возвращаться к товарищам, потому что в них уже это было. Но это и не плохо, Ремарк удивительный писатель, который пишет о чувствах так живо и искренне. Действительно сочувствуешь героям и.. хочешь оказаться на их месте. Ведь столько жизни в такой маленькой локальной истории.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пусть даже история и грустная. Никому не пожелаешь смерти возлюбленной, да еще и от туберкулеза, но такой поворот придает большую остроту сюжету и лучше раскрывает главного героя. Любовь красива даже рядом со смертью.

Ну а друзья у героя хоть куда, пусть немного идеализированные. Хочется, чтобы и в жизни было побольше таких товарищей, которые помогут в любой беде.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ну а что сказать про обилие алкоголя в книгах Ремарка — не стоит забывать, что Ремарк писатель потерянного поколения, так что вполне оправданно чрезмерное описание питья рома в веселые и не очень моменты
.

Нужно отметить, что дух того времени чувствуется еще как, на фоне любовных интриг довольно печальной выглядит «потерянная» Германия. Одно слово — жизненно.

Если вы хотите прочитать красивую историю о любви, конечно читать трёх товарищей. Лучшая книга про любовь!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это Ремарк. Пронзительный, глубокий и правдивый. Жёсткий и нежный одновременно. Симбиоз романтичности и цинизма. Книга, которая, как старое вино, с годами становится только лучше. Любимая книга нескольких поколений читателей. Равнодушным остаться, по-моему, невозможно.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх