FantLab ru

Коллективный автор «Большие пожары»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Голосов:
25
Моя оценка:
-

подробнее

Большие пожары

Роман, год

Аннотация:

В советском городе Златогорске происходят загадочные события. Время от времени, без каких-либо веских причин, загораются здания и вскоре выгорает почти полгорода. Архивариус Варвий Мигунов находит старинные документы, по которым следует, что подобные истории с пожарами уже случались в прошлом. Известно, что перед пожаром, появляется желтая бабочка с бархатистыми крыльями... Но вскоре сам Мигунов попадает в сумасшедший дом, в котором сидит и вырезает из бумаги загадочных бабочек. За расследование берется его друг, журналист Берлога.

Сложный, в чем-то путаный, но по-своему увлекательный авантюрно-приключенческий роман-буриме с элементами фантастики- уникальный опыт создания коллективного романа 25 ведущими писателями 20-х годов.

Примечание:

«Большие пожары» — советский «коллективный роман» — буриме, опубликованный в журнале «Огонёк» в 1927 году.

В 1926 году главному редактору журнала «Огонёк» Михаилу Кольцову пришла в голову идея опубликовать в журнале коллективный приключенческий роман, написанный лучшими советскими писателями. Анонс романа был опубликован в «Огоньке» в № 51 за 1926 год, где сообщалось, что в будущем году в журнале «будет предложен первый в СССР коллективный роман, в котором принимают участие 25 известных русских писателей». Каждым из участников романа будет написана одна глава, причём замысел, фабула и герои романа являются едиными. Таким образом, «Огонёк» создаст единственный в своём роде художественный документ, в котором будут сосредоточены особенности стиля и характер творчества всех ныне существующих литературных групп в лице их виднейших представителей».

На обложке следующего 52-го номера были помещены фотографии всех 25 авторов будущего романа. Впоследствии список авторов претерпел некоторые изменения и, вместо фигурировавших в исходном списке Артёма Весёлого, Ивана Касаткина и Ильи Эренбурга, в написании романа приняли участие В. Каверин, Н. Огнев и Н. Ляшко.

Написать первую главу Кольцов попросил Александра Грина, жившего в Феодосии. Тот использовал в качестве завязки сюжет своего начатого в 1924 году и впоследствии оставленного романа «Мотылёк медной иглы» о таинственных пожарах в вымышленном городе Сан-Риоль. Действие было перенесено в советский город Златогорск, героев переименовали (архивариус Варвий Гизель стал Варвием Мигуновым, журналист Вакельберг стал Берлогой).

Главы романа публиковались в номерах с 1 по 25 за 1927 год, некоторые из них сопровождались иллюстрациями художников (в том числе Бориса Ефимова, брата Михаила Кольцова). Начиная со второй главы, текст сопровождался кратким изложением содержания предшествующих глав. Последнюю главу написал сам Кольцов.

В итоге уникальный роман получился авантюрный, детективный, шпионский, фантастический, сатирический, сумасшедший и… с грозным и пророческим финалом.

Детективная интрига романа строилась на расследовании причин огромного количества пожаров, обрушившихся на тихий городок Златогорск. Фантастичной была причина пожаров: некие самовозгорающиеся бабочки. Шпионаж «оправдывался» иностранными концессионерами, обосновавшимися в городке. Сатирой было обобщение: за городом Златогорском угадывалась большая взрывоопасная страна, насыщенная горючим материалом.

При этом далеко не на все возникшие в ходе повествования вопросы был дан ответ, а завершался роман тревожным предупреждением: «Продолжение событий — читайте в газетах, ищите в жизни! Не отрывайтесь от неё! Не спите! «Большие пожары» позади, великие пожары — впереди».

В советские времена роман был вычеркнут из состава отечественной литературы. О нем не вспоминала критика, не писали литературоведы. Отдельные главы, сочиненные известными, а впоследствии и знаменитыми писателями (за исключением разве что глав, написанных А. Грином и А. Толстым), не вошли ни в одно из изданных позднее собраний сочинений этих авторов. Лишь в 1973 году в журнале «Наука и жизнь» была опубликована статья Абрама Вулиса «Как были зажжены „Большие пожары“», в 2001 году в «Огоньке» — статья Дмитрия Быкова «Большие пожары — 1927», переизданная затем в его сборнике эссе «На пустом месте».

В 2004 году журнал «Новая Юность» напечатал девять глав романа, выбрав самых очевидных авторов – Александра Грина, Веру Инбер, Вениамина Каверина, Алексея Толстого, Исаака Бабеля, Михаила Зощенко, Михаила Кольцова, Льва Никулина, Ефима Зозулю. (Была еще, правда, странная и фрагментарная, до невозможности урезанная публикация в волгоградской молодежной газете в 1980-е годы.). Отдельные главы из романа в 2000-е годы публиковались также в журналах «Время и мы» и «Новая юность».

В полном объеме и в виде книги роман «Большие пожары» вышел лишь 2009 году.


В произведение входит:

8.32 (28)
-
2 отз.
7.08 (12)
-
1 отз.
6.67 (9)
-
1 отз.
7.00 (10)
-
1 отз.
7.85 (13)
-
1 отз.
5.55 (11)
-
1 отз.
6.44 (9)
-
1 отз.
7.20 (10)
-
1 отз.
7.25 (12)
-
1 отз.
6.22 (9)
-
1 отз.
7.22 (9)
-
1 отз.
7.50 (10)
-
1 отз.
7.00 (9)
-
1 отз.
7.55 (11)
-
1 отз.
6.90 (10)
-
1 отз.
5.44 (9)
-
1 отз.
  • Бабочки (1927) // Автор: Алексей Николаевич Толстой  
7.68 (22)
-
2 отз.
6.90 (10)
-
1 отз.
6.92 (13)
-
1 отз.
6.50 (10)
-
7.18 (11)
-
2 отз.
7.62 (13)
-
1 отз.
7.00 (10)
-
6.62 (13)
-
2 отз.
7.30 (10)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Цех фантастов, 1993
1993 г.
Большие пожары: Роман 25 писателей
2009 г.

Периодика:

Огонёк № 20, 15 мая 1927 года
1927 г.
Огонёк № 1, 1 января 1927года
1927 г.
Огонёк № 2, 9 января 1927 года
1927 г.
Огонёк № 3, 16 января 1927 года
1927 г.
Огонёк № 4, 23 января 1927 года
1927 г.
Огонёк № 5, 30 января 1927 года
1927 г.
Огонёк № 6, 6 февраля 1927 года
1927 г.
Огонёк № 7, 13 февраля 1927 года
1927 г.
Огонёк № 8, 20 февраля 1927 года
1927 г.
Огонёк № 9, 27 февраля 1927 года
1927 г.
Огонёк № 10, 6 марта 1927 года
1927 г.
Огонёк № 11, 13 марта 1927 года
1927 г.
Огонёк № 12, 20 марта 1927 года
1927 г.
Огонёк № 13, 27 марта 1927 года
1927 г.
Огонёк № 14, 3 апреля 1927 года
1927 г.
Огонёк № 15, 10 апреля 1927 года
1927 г.
Огонёк № 16, 17 апреля 1927 года
1927 г.
Огонёк № 17, 27 апреля 1927 года
1927 г.
Огонёк № 18, 1 мая 1927 года
1927 г.
Огонёк № 19, 8 мая 1927 года
1927 г.
Огонёк № 21, 22 мая 1927 года
1927 г.
Огонёк № 22, 29 мая 1927 года
1927 г.
Огонёк № 23, 5 июня 1927 года
1927 г.
Огонёк № 24, 12 июня 1927 года
1927 г.
Огонёк № 25, 19 июня 1927 года
1927 г.
Время и мы, № 79
1984 г.
Новая Юность №2 (65), 2004
2004 г.

Самиздат и фэнзины:

Лучи доктора Симова
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, если читать этот текст просто как текст, да еще и детективно-приключенческий, то ему вряд ли поставишь высокую оценку. Ведь когда за один роман берутся 25 талантливых литераторов, он всенепременно расползется в клочья: каждый будет тянуть одеяло на себя, детективисты будут подливать масла в детективную интригу, сатирики — сыпать соль искрометного юмора на общественные раны, а зарождающиеся (роман-то фактически принадлежит эпохе модернизма) соцреалисты — неутомимо грохотать хвалебным горохом об стену великой революции. Получается, само собою, каша. Да и вообще, талантливые люди плохо работают в команде.

Но если читать этот роман как а) увлекательный документ литературной эпохи и б) интересный жанровый эксперимент, то ситуация в корне меняется. Роман написан в интереснейший момент, 1927 год, вот-вот начнется окончательное закручивание гаек и жестокие репрессии (шестеро из авторского колектива станут их жертвами), вот-вот будет положен конец всякому плюрализму творческих методов и наступит безраздельное царствование соцреализма. Большиство авторов ощущают эту предсмертную панику творческой среды, даже если не выражают ее в тексте прямо, и это придает сюжету с всепоглощающими пожарами поистине метафорическое звучание.

Писатели очень интересно проявляют себя в коллективной работе, и за этим занимательно наблюдать, рассматривая роман как жанровый эксперимент. Кто-то старательно подтягивает чужие провисшие концы и самоотвержено направляет сюжет в более перспективное русло, кто-то отрывается на свое усмотрение, вообще не думая ни про предшественников, ни про преемников, а некоторые — возникает и такое впечатление — будто специально в самый неподходящий момент заворачивают сюжет на совершенно ухабистую проселочную дорогу, нежданно-негаданно вводят одних героев и удаляют других (в обоих случаях безосновательно), а потом ребячески потирают руки и хихикают: «И что вы теперь-то будете делать?» Иногда кажется, что из такой коллективной работы можно почерпнуть больше знаний о личности автора, чем из самой скурпулезной биографии.

Словом, текст этот скорее для профессионалов, чем для обычных читателей, желающих, чтобы книга развлекала (под профессионалами я, конечно, понимаю не так людей с филологическим образованием, как всех, интересующихся литературой, а не самим по себе чтением). Хотя не могу сказать, что текст совсем не интересен вне контекста: есть в нем какое-то очарование тайны, которое, может, и родится как раз из того факта, что коллективный автор, в отличие от одиночного, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не знает, что же будет дальше, когда пишет :) Как бы там ни было, но я, как литературовед и любитель необычных жанров, получила от текста огромное удовольствие, поэтому без лишних сомнений поставлю ему наивысшую оценку.

P.S. Если возьметесь читать «Большие пожары», не поленитесь прочесть предисловие Быкова — оно написано блестяще, интересно, совсем не сухо, и дает множество ключей для лучшего понимания романа.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

:super:Действительно — уникальный роман! Двадцать пять ведущих советских писателей 20-х годов создали авантюрно-приключенческий роман-буриме, да еще и с элементами фантастики! Первый камень в стенную кладку романа сделал Александр Степанович Грин, умевший создавать сюжетные завязки. Он использовал главу из своего незаконченного романа «Мотылек медной иглы». Получилось таинственно, завораживающе и иносказательно. В советском городе Златогорске без видимых причин происходит серия пожаров. Архивариус Варвий Мигунов выясняет, что подобное случалось и в прошлом. Интересно, что перед пожаром часто появляется желтая бабочка с бархатистыми крыльями. Документы с информацией о пожарах Мигунов доверяет своему другу, журналисту Берлоге. Но с самим Мигуновым что-то происходит странное. Он попадает в сумасшедший дом, где сидя на полу вырезает из бумаги загадочных бабочек...

За расследование принимается Берлога. Кто же виновен в страшных пожарах? Загадочный, неизвестно откуда появившийся миллионер Струк и его дочь — обольстительная красавица Элита? Бандит Шило и его подручная Ленка Вздох? Таинственный инженер Куковеров?...

Роман обладает захватывающим сюжетом. Но в связи с тем, что его писали несколько авторов, не договорившихся между собой о каких-либо принципиальных сюжетных позициях, да к тому же еще и представителей различных литературных направлений, в романе чувствуется сюжетный и стилевой разнобой. Каждый автор придумывает по своему, вводит новых героев, уничтожает других — все это похоже на увлекательную игру, но от этого, к середине романа сюжет вязнет, то и дело заходя в тупик. Впрочем, к концу сюжетные нити будут распутаны. Или обрублены...

Я поставил высокую оценку, так как читать тексты таких писателей, как А.Грин, Л.Никулин, Л.Леонов, В.Каверин, А.Толстой, А.Свирский, И.Бабель, М.Зощенко и других всегда интересно. Кроме того, отлично отображена эпоха конца НЭПа: люди, их привычки, повседневная жизнь, увлечения, страдания той эпохи.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ставлю 5 и то данную оценку роман заслуживает только своей уникальностью, как межавторский роман 25-ти советских писателей, как что-то необычное. И читать его следует только ради того чтобы познакомится с таким литературным экспериментом, вот мол бывает и такое, ну и еще для того что в одном романе можно познакомится с творчеством 25 писателей(некоторых весьма видных) того периода. Сам же роман, если его рассматривать отдельно от манеры его написания — полная ерунда, единого стержня сюжета — нет, каких то выводов, идей, морали — тоже нет. Тут сказывается разный уровень мастерства авторов ( действительно классная вступительная глава Грина, неплохая глава пытающаяся внести какой то смысл сюжету от Толстого, так же хороша глава Новиков-Прибоя ) и отсутствие связной их работы. Поэтому в романе наблюдается полная чехарда, полная бессвязность действий героев, событий, попытки одного автора додумать или изменить идеи предложенные предыдущим ну и где то с середины роман полностью разваливается, остается ощущение неоконченного произведения, никакого финала, никаких объяснений, нет завершения сюжетных линий и судеб героев. Поэтому ,повторюсь ,читать этот роман советую только с целью расширения кругозора, познакомиться с такие типом литературных произведений.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх