fantlab ru

Фигль-Мигль «Щастье»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.52
Оценок:
29
Моя оценка:
-

подробнее

Щастье

Роман, год; цикл «Щастье»

Аннотация:

Будущее до неузнаваемости изменило лицо Петербурга и окрестностей. Городские районы, подобно полисам греческой древности, разобщены и автономны. Глубокая вражда и высокие заборы разделяют богатых и бедных, обывателей и анархистов, жителей соседних кварталов и рабочих разных заводов. Опасным приключением становится поездка из одного края города в другой. В эту авантюру пускается главный герой романа, носитель сверхъестественных способностей.

Входит в:

— цикл «Щастье»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 222

Активный словарный запас: высокий (3179 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Щастье
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Андрей Платонов предупреждал своих учеников, чтобы не пытались разобраться в его стиле, иначе они как писатели попросту исчезнут. Фигля-Мигля об этом не слышала. И хорошо. Платоновские обороты хоть иногда и слишком откровенно торчат, но мне это удовольствия не подпортило. Хорошая книга получилась. Давно от прочтенного в книге так не ржал. Я о летающей п%3#е.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то 2021 год в плане чтения не задался. Вроде в списке отличных книг, прочитанных за этот год, уже шесть наименований, а всё равно какое-то ощущение неудовлетворённости. Даже лучшее из прочитанного не могло захватить меня полностью. Пожалуй, только «Последняя ставка» Пауэрса и «Кот Шрёдингера» были безупречны в плане читательских впечатлений.

И скорость чтения почему-то резко упала (читал, что это может быть из-за стрессов. Их есть у меня, да).

А ещё, видимо, надо временно завязывать с перечитыванием впечатлявших когда-то книг.

«Щастье» читал в 2014-м (а кажется — лет двадцать назад), надёргал оттуда огромное количество гениальных цитат и поэтому отложилось в памяти, что книжка-то отличная!

Сейчас залез на форум, где оставлял отзыв на книгу, и понял, что за семь лет впечатления от книги не особо изменились:

«Интеллектуальный постА.

Причём две трети книги бойкий умный квест-поход в дальнюю провинцию Питера после катастрофы, когда в район Автово партия добиралась месяцами, через разные общественные формации.

Последняя треть никак не связана с началом книги.. Такое ощущение, что пришили концовку от другого романа. Всё какими-то обиняками, шуточками для своих.

Её «ТЫ ТАК ЛЮБИШЬ ЭТИ ФИЛЬМЫ» намного больше заслуживает каких бы то ни было похвал.»

При первом прочтении от меня как-то ускользнули бисексуальные пристрастия Фиговидца, филолога-сноба, одного из персонажей романа и Разноглазого, главного героя книги, местного экзорциста.

Мир «Щастья» — уютная филологическая дистопия, не претендующая на реалистичность.

Из сверхъестественного в книге только одно фантдопущение — призраки убитых мучают убийц во снах, доводя до самоубийства. Поэтому даже бандиты стараются не совершать убийств. Есть даже гильдия Снайперов, приловчившаяся стрелять так, чтобы делать жертву иммобильным калекой, но ни в коем случае не убивать.

На а если хомицид таки случается, помочь может только экстрасенс Разноглазый, главный герой книги.

Короче, читать только из-за красот стиля.

Из крупной формы у Фигля-Мигля осталось прочитать только продолжение «Щастья» —обласканный жюри НацБеста «Волки и медведи».

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что бросилось в глаза — избыточность стиля. Автор будто силится выказать некую мысль, выразить образ, добавляет слова, добавляет, множит форму, множит... но увы, содержания не возникает. Не дано. Причем избыточность какая-то синтаксически извращенная. Даже редакторский рефлекс порой включался — настолько сложные встречаются конструкции предложений. Зачем? Разве качество текста определяется количеством запятых и скобок? Ну, я проверил. Все запятые на своих местах. Скобки тоже. И что?

Не устаю повторять, что если вместо одного кулона повесить на шею десять — это будет не стиль, а безвкусица. И если впихнуть в абзац десять метафор без особой на то нужды — получится она же. Талант предполагает краткость, ага. Но когда автор сам вдруг высказал устами одного из героев эту мысль... я понял, что иначе, по-простому, по-человечески писать он, видимо, не умеет. Ибо клинический филолог. Для которого создание текста есть способ любования собой.

И все встало на свои места. Квест я еще домучил, но бытописание общины коллег автора осилить уже не смог, сломался.

Если убрать все семантические бретельки, текст сократится вдвое без потери содержания. Впрочем, можно и весь текст убрать из-под обложки — содержание, в общем-то, не пострадает. Ибо его там нет. Оно подменено формой. Вот Питер после некоего катаклизма, поделенный на странные социальные образования с различным политическим устройством. (Проработан мир с ленцой, нитки торчат.) Вот идут куда-то какие-то герои, ни один из которых не вызывает ни капли сопереживания. (Какой там Гоголь? Какие типажи? Тут сами герои «мертвые«!) Что это, к чему, зачем? О чем это? Да ниачом! Разве что о том, какой автор крутой филолог.

Поймите: это графомания! Неважно, сколько авторов спародировано. Неважно, сколько изысканных формулировок найдено. Даже сверхначитанный, с блестящим филологическим образованием, графоман остается графоманом. Ибо ему НЕЧЕГО СКАЗАТЬ людям, нечем поделиться. Его тайная цель — не отдать, а получить. Ему требуются внимание и похвалы, но жертвовать душу ради этого — увольте. Ее он не оставит в тексте ни кусочка. Даже самоирония у него отчетливо отдает самолюбованием. Премии, выдаваемые жюри с тем же превалирующим типом клиники, не должны вводить в заблуждение. Им, может, просто понравилось читать о себе, любимых. Община на ВО — это ж тайная мечта богемного филолога: чтоб он изысканно думал и утонченно беседовал о возвышенном с себе подобными, а его бы при этом кто-нибудь кормил, поил и одевал. И хвалил, конечно. Это — главное!

PS В голове не укладывается, как можно сравнивать «Щастье» с «Домом, в котором...», прочитанным мной запоем. Причем тут атмосфера? Масштаб личности несопоставим! У Петросян нет манерности и рисовки. Потому что есть талант.

Оценка: 3
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вручение Нацбеста автору, избравшему столь неблагозвучный псевдоним, побудило ознакомиться с первой книгой. В принципе, полностью согласен с отзывом Дмитрия Быкова. «Щастье» — очень атмосферный роман, с обаянием недоговоренностей и штрихования знакомых и полузнакомых персонажей, географии, социальных типов под предлогом воссоздания альтернативного постапокалиптического Питера. С композицией очень плохо, персонажи в силу своей расплывчатости так и не производят цельного впечталения, интриги нет как таковой. Много какого-то манерного мельтешенья, литературного кокетства и, да, содержательных диалогов, энергетики роману точно не хватает. Мне по мере чтения «Щастье» очень напоминало расплывчатость и многозначительность «Дома» Петросян, вот и по итогам трудно вспоминается, кто там есть кто и что есть еще кроме «атмосферы». Поскольку роман Петросян обрел статус абсолютного культа, рекомендую ее поклонникам ознакомиться с Фигль-Мигль — на месте интерната там СПб, а так принципиальных отличий в авторской манере изложения я не нашел.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дрянь несусветная. После прочтения пожалела, что не живу в доме с печным отоплением — книга сразу полетела бы в топку. Начало заинтриговало, но чем дальше читала, тем сильнее было ощущение, что я барахтаюсь в густой грязи. Ни уму, ни сердцу. Очень долго было муторно на душе. Если бы была возможность стереть из памяти прочитанное — это на данный момент была бы единственная книга в моём списке, так же как, например, фильм «Груз 200» Балабанова. P.S. Автор ненавидит юных красивых девушек.

Оценка: 1
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чушь редкостная. Дочитать не смог. В топку

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом, текст, основанный на литературоведческой структурной антропологии))), больше всего напоминает АБС. Микст из спародированного «Града обреченного», варианта «Лес» «Улитки на склоне» и «Сказки о тройке». В первую очередь, сюжетом, и немного – атмосферой.

Хотя атмосферно, как и стилистически, здесь можно найти куда больше. Почти все))) Пелевина («Другие – духожоры. Они препарируют смыслы, лежащие на поверхности. Расчленяют, перекладывают, сшивают наново – так, что получается уже не смысл, а концепция»). Ильфа и Петрова (Точнее, Остапа Бендера: «Чем незначительнее должность, тем яростнее отстаивает человек свои скудные привилегии»). Аксенова («…В первый раз его еле отбил у детей Муха, во второй их обоих я отбивал от подвыпивших дворников»). И так далее…

Ну, а последняя фраза – «Армагеддон был вчера» – с подразумевающимся продолжением: «Всем! Всем, кто нас слышит! Мы — Город, мы гибнем!..» – и вовсе прямая отсылка к Олди.

Спору нет, встречаются и вполне приличные перлы: «У сталкера ведь главная задача не дойти, куда шел, а получить некое мистическое переживание». (Ну, согласитесь, сколь умилительно емко и без хамства сказано о С.Т.О.Ч.К.Е.Р.Е.?). Вполне себе политические: «Кандидатов всегда было двое, а губернатором становится кто-то третий». И – чаще всего – вполне «лакокрасочные»: «Автово погибнет в пароксизмах гедонизма. Легкие дни, алчные ночи. Все так ярко, страстно, ненадежно…».

Так что, в Питере Екатерины Чеботаревой можно «писать чернилами своей фантазии по бумаге их страхов», можно, как трамваи, «ходить по неменяющемуся расписанию незапоминающимися маршрутами», а можно стать «удачливым безбилетником поезда в вечность»

Резюмируем. Если вы не гламурный сноб от литературы, не дочитывайте книгу, если она «не пошла». Не бойтесь, смело бросайте на первой странице, на сотой, на середине – где угодно. И не жалейте. Иначе, не будет вам «Щастья». (Если «пошла», итог будет прямо противоположным).

И фантастики особой не ждите. Собственно, никакое фантастическое или историческое обоснование существованию этого мира абсурда не нужно. Перед нами, вычитая философско-параноидальные моменты, не более чем игра для литераторов и о литераторах. Недаром упоминаемый в книге Леви-Стросс сказал: «XXI-й век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вовсе».

Оценив всю прелесть литературной игры и потрясающую начитанность автора, никому рекомендовать «Щастье» не могу. Каждый, кто захочет, должен попробовать сам. Исключительно отсюда – низкая оценка. Хотя «Волки и медведи» я прочитаю обязательно.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

А я всё-всё поняла про этот роман — это ответ на вопрос, что получится, если всерьез попробовать сделать из гоголевских «Мертвых душ» аниме-сериал!

Сначала про «Мертвые души». Тут всё очевидно. Мертвые души — это, конечно, призраки, которых уничтожает Разноглазый. Но если Чичиков хочет мертвые души в некотором смысле вернуть к жизни и готов за них платить, то Разноглазый, наоборот, обеспечивает им окончательную смерть и за это платят ему. Вполне симметрично. Далее — Гоголь вывел череду «поставщиков» мертвых душ — помещиков. Каждый из них представляет определенный типаж и хозяйственный уклад. Фигль-Мигль предлагает галерею «клиентов». Каждый из них тоже, разумеется, типаж, а кроме того, правитель в своей маленькой вотчине, где установлен определенный политический строй. Таким образом структурно и «Мертвые души», и «Щастье» — это повествования-каталоги, где на ниточку путешествия нанизаны карточки с разными психологическими, экономическими и политическими типами. В обеих книгах каталожная часть занимает примерно две трети, а дальше начинается спектакль с разоблачением, но о том, что именно разоблачается в «Щастье», речь ещё впереди.

А теперь о том, какие элементы добавил автор, чтобы приблизить русскую сатирическую поэму к аниме-сериалу. Чичиков путешестует один, а Разноглазый — с компанией. А любая компания — это без пяти минут команда. В ней есть Лучший Друг, Умник и Дурак, у каждого своя роль. Мне это очень напоминает аниме про всякие там агенства и магазинчики, часто магического толка. Профи и его команда берут заказы: новое дело — новая серия. Первые несколько серий заказы «простые», чтобы зритель освоился с «техникой», затем завязывается интрига — между разрозненными историями вдруг протягиваются странные ниточки. Кто или что за этим стоит? Через некоторое время становится понятно, что в прошлом главаря есть какая-то темная тайна, и теперь ему пришла пора расплатиться с долгами или ещё каким-то образом ликвидировать последствия. Конец первого сезона, как правило, совпадает с разгадкой тайны и раздачей всех серёг всем сестрам. Именно этва тенденция определяет, как изменяется содержание заказов Разноглазого от начала к концу книги.

Проблема — если это, конечно, проблема — у автора всего одна: его как следует не увлекает ни плутовской роман, ни политическая сатира, ни психо-магический аниме-экшн. Больше всего ему хочется писать про филфак, про студентов и профессоров, про загулы и зачеты. И не всегда он может наступить на горло собственной песне. Поэтому и линия с тёткиным наследством, и проклятие роковой красавицы, и самоубийство спирита выходят как-то блекло. Каждый раз вроде должен быть «БУМ», а на деле выходит «пафф», а то и вовсе «пшик». Разве что это всё обманки, а настоящий «БА-БАХ» будет в конце третьей части, когда завяжутся в тугой узел все сюжетные нити и хором выстрелят все ружья, а главный герой наконец-то попадет на свой Армагеддон.

И эту третью часть лично я буду ждать.

А оценка «семь» в данном случае — это не оценка качества, а признание того факта, что не всем, в конце концов, должно быть интересно читать про тайных структуралистов, которые днём преподают Веселовского, а ночью конспектируют Леви-Стросса.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх