Олесь Бердник «Вогняний вершник»
Герои повести-феерии Олеся Бердника «Огненный всадник» (Вогняний вершник, 1967) живут в будущем, в то время, когда на Земле остался лишь один общественный строй – коммунистический. Двое молодых ученых-астрономов и супругов постепенно приходят к мысли, что их маленькая дочь Виола, названная в честь их погибшей подруги, не только внешне ее напоминает, но и ее душа – это душа Виолы. Им было неведома судьба Виолы и Виктора – двух исследователей, пропавших без вести в космическом пространстве.
А началось все с того, что Виола открыла новую комету, к которой отправляется космический корабль с экипажем из двух человек – ее и Виктора. Комета оказалась кораблем, на котором земляне отправляются к родине пришельцев – в созвездие Орион. В чужом мире они узнают много нового и интересного, но уже не могут возвратиться обратно и принести людям новые знания. И все же волей случая душа Виолы переплетается с душой маленькой девочки, названной в ее честь. Кем стал Виктор неизвестно, но два любящих сердца, когда придет время, найдут друг друга, вспомнят, кто они и кем были, и отдадут людям то, ради чего когда-то рискнули.
Входит в:
— сборник «Подвиг Вайвасвати», 1967 г.
— сборник «Вогняний вершник», 1989 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Error, 26 марта 2018 г.
Как всякое произведение Беидника, тем более 60 — х, наполненно патетикой, пафосом, определённой эзотерикой, романтизмом и восхваляемой самоотдачей вылаженные с простотой и наивностью, с широкими театральными жестами. Герои оказываются не живыми, а некоторыми гипертрофированными, идеализированными, искуственными образами с помпезных суперполотен 40 — х годов, где народные представители на равных встречаются с Лениным или Сталином : смелые, гордые, с вычеканенными телами и лицами, с упорством и отвагой в прямом взгляде, и решительностью в фигуре и движении. При всём ещё, что Бердник соединил относительно ближайшее будущее, черты нашего соцреализма, его атрибуты с пафосностью нарисованного им же технического развития более отдалённого вперёд общества (в смысле космической техники и освоения Ближнего Внеземелья, такие как полёты на Марс). Есть и некоторые ляпы в чистои техническом и внутрислужебных отношений (героиня, нарушая всякие инструкции и предписания проведения полёта, — тут и технический ляп — направляет корабль к ядру кометы и садиться на неё). Тоже, нарушая всякие нормативы, проделывает и её возлюбленный, отклоняясь от задания многоплановой экспедиции на Марс. И это только после феерического разговора с ней, от её эмоциональных фантазий и глупого бреда, что ей надо так поступить, и что она более не вернётся на Землю. Срывать ВСЮ! экспедицию на Марс ради человека, которого он почти даже и не знает, но влюблён как малолетний болван не способный понять свои гормональные всплески и совладать с ними. Вообщем, отставим всё это, в повести подобного хватает с излишком. Скорее всего Бердник хотел показать какую — то возвышенную любовь, инфернальную, заоблачную построенную на чистоте вселенского света всеблагости, совершенно отвергая простую биологию и биохимию хомо сапиенса. Ну чтож, не запрещенно витать в эманациях фантазий и хотелок.
Порадовали, лично меня, только последние главы, где автор пытается вылаживать некую эзотеричность смысла полёта инопланетян и их мира. И то, с большими огрехами.
Вердикт — могут прочесть те, кому нравится время от времени разгружать мозг гипертрофией советского пафоса, или любителям реликтовых редкостей. Те же, кто почитает Бердника как провозгласителя эзотерических знаний, в этой повести практически ничего нового не подчерпнут.