fantlab ru

Роберт Янг «Любовь в ХХI веке»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.44
Оценок:
383
Моя оценка:
-

подробнее

Любовь в ХХI веке

Romance in a Twenty-First Century, Used Car Lot

Другие названия: Romance in a Twenty-First-Century Used-Car Lot; Механический фиговый листок; Любовь на стоянке подержанных машин в двадцать первом веке; Любовь в 21 веке

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 84
Аннотация:

Покупка нового автоплатья не доставила радости Арабелле, в первый же вечер ей разбили сердце и машину. Но в авторемонтной мастерской она знакомится с милым молодым человеком Говардом, и жизнь снова приобретает смысл.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Публикации на русском языке:

1968 — ж. «Ровесник» № 4, с.20-22, Э. Гержевич, Д. Жуков (Любовь в ХХI веке)


Входит в:

— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, November 1960», 1960 г.

— сборник «The Worlds of Robert F. Young», 1965 г.

— журнал «Urania #455», 1967 г.

— журнал «Ровесник 1968'04», 1968 г.

— антологию «Карточный домик», 1969 г.

— антологию «Car Sinister», 1979 г.

— антологию «Паломничество на Землю», 1981 г.

— антологию «Framstegens tid», 1986 г.

— журнал «ПиФ: Приключения и Фантастика. Выпуск 1», 1989 г.

— антологию «Ключи к декабрю», 1990 г.

— антологию «Зарубежная фантастика», 1992 г.


Похожие произведения:

 

 


Карточный домик
1969 г.
Паломничество на Землю
1981 г.
Паломничество на Землю
1985 г.
Ключи к декабрю
1990 г.
Зарубежная фантастика
1992 г.
У начала времён
2004 г.
Срубить дерево
2019 г.
У начала времен
2022 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, November 1960
1960 г.
(английский)
Urania #455
1967 г.
(итальянский)
Ровесник 1968'04
1968 г.
«ПиФ»: Приключения и Фантастика. Выпуск 1
1989 г.

Самиздат и фэнзины:

Последний Иггдрасиль
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Worlds of Robert F. Young
1966 г.
(английский)
Car Sinister
1979 г.
(английский)
Допълнителна примамка
1980 г.
(болгарский)
Framstegens tid
1986 г.
(шведский)
Ուխտագնացություն դեպի Երկիր
1986 г.
(армянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ -«Любовь в ХХI веке» — одно из самых любимых лиричных и светлых произведений в фантастике. Рассказ о любви в век высоких технологий будущего. Прочитав его в подростковом возрасте, очень даже воспринял его близко к сердцу, можно сказать, что рассказ в душу запал. Когда же много лет спустя, попался в руки журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» за ноябрь 1960 г в куче других журналов, я воскликнул и с ходу узнал его: «Это ж Роберт Янг!», даже при этом не посмотрев на содержание в журнале. Одна картинка рассказала мне все!

На самом деле, не все так просто и светло в данном рассказе — автором рассматривается социальный вопрос в системе будущего управления государством, ибо чувствуется век жестокой капиталистической технократии, которая прессует «нудистов», заставляя тех проживать в резервациях. Правда, это не те резервации, которые мы привыкли себе представлять с обездоленными, угнетёнными, забитыми и бедными народами Африки, Азии и Латинской Америки. Там вполне нормальная для нас цивилизация и среда обитания для всех свободных — от модных технических новшеств — людей.

Волнующий сердца образ главной героини — Арабеллы Бампер — образ свободной юной девы, полной жизни и жаждущей любви без всяких препон со стороны общества и родителей. Но она живет в обществе, которое создает рекламные ловушки, заставляя быть постоянно в «теме» и создает постоянное чувство боязни и неуверенности. Она у Роберта Янга, как символ жизни в противостоянии бездушности созданной системы. Конечно она может показаться простодушной и непосредственной, но ею движет молодость и любовь к свободе, к жизни. А это обычно происходит в порыве, поэтому нужно оставаться к героине благосклонными.

И да, как бы не прекрасны были автомашины, Янг совершенно точно показал их «ценность» — ведь это ничто иное , как циничный вещизм в одной из грубых форм его проявления. И вспоминаются, золотые слова Остапа Бендера: « Автомобиль не роскошь, а средство передвижения!», переданные особым приветом писателями Ильфом и Петровым. Ибо нельзя светлые чувства привязывать к шмоткам!

Отличный рассказ, рекомендуемый всем для прочтения!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Они — люди недалекого будущего. Живут в больших городах и пользуются всеми благами своей продвинутой цивилизации. Единственная забота только в том, чтобы хорошо выглядеть со стороны. Для этого они носят автомобили... Нет, вы не ослышались — автомобили в этом будущем стали настолько миниатюрными, что их можно в буквальном смысле одевать на себя, словно одежду.

Скажите честно: вам бы хотелось попробовать сделать это?

Скажу сразу: я не являюсь поклонником автотранспорта. И не только потому, что не в состоянии купить себе автомобиль, а просто потому, что считаю его ОДНИМ из средств передвижения. Его нужно покупать, если вы каждый день совершаете дальние поездки (хотя бы на 50 км). Во всех остальных случаях будет достаточно мотоцикла или даже велосипеда. Кстати, велосипед еще и очень полезен для здоровья, особенно, в сельской местности. В силу означенного, мне довольно просто понять иронию автора, заставившего своих персонажей буквально «надеть» на себя транспортное средство. Уже сегодня есть такие фанаты, которые не желают расставаться со своим авто даже во время похода в соседний магазин. Американцы в этом смысле еще более близки к абсурду. Их оправдывает только одно: они понимают свою зависимость и умеют смеяться над ней — в одном из фильмов (название его стерлось из памяти) герой использовал автомобиль, чтобы проехать на нем буквально 10 метров до ближайшего почтового ящика! Куда уж глупее...

В нынешнем обществе автомобиль — средство роскоши, своеобразная мера успешности человека. Владение им говорит окружающим, что вы не только «держитесь на плаву», но и имеете свободные средства, которые можно выгодно вложить в дело. Владение личным автомобилем сразу относит человека к т.н. «среднему классу». Таких охотней берут на приличную работу и больше уважают. Я знаю несколько человек, которые покупали себе автомобиль на последние деньги, а потом десятилетиями (!) жили в кредит и впроголодь. Зато соответствовали шаблону успешности! Не буду напоминать, во что обходится владение подобной техникой (особенно в России). Также всем хорошо известно, что ни один автомобиль не стоит заплаченных за него денег — всё это чистой воды бизнес и, значит, надувательство. Я еще помню времена (конец 80-х), когда автомобиль стоил вровень с компьютером — 15 000 рублей. Сколько стоит средний компьютер сейчас, а сколько — средний авто? Смысл уловили? Но компьютеру нужно только электричество, которое у нас сравнительно дешево (менее 6 р/кВт в час). У автомобиля запросы гораздо серьезней и потому дороже: страховка, техпаспорт, дорожный налог, обслуживание (мойка, покраска, настройка «сход-развал» и проч.), наконец — заправка бензином и маслом. 1 л бензина в прошлом году стоил почти 50 рублей — в 10 раз дороже электричества! Такого количества хватит от силы на 10 км пути. Так что, если вы едете на меньшее расстояние, использование автомобиля не просто нерационально, но и откровенно глупо. Но многие ли задумываются об этом, когда заводят своего «коня»?

Героиня рассказа об этом точно не задумывается: на последние деньги покупает себе новое авто-платье только для того, чтобы произвести нужное впечатление на Четырехколесного Гарри (надо сказать, в фамилии персонажей автор вложил изрядную дозу сарказма), не подозревая, что он играет в одной команде с управляющим автосалона. Помните, во что обошлась ей эта покупка? В 5497 долларов! Бешеные деньги даже для современных американцев... Такова цена успешности, точнее, ее видимость.

Американцев можно понять: автомобиль всегда был для них необходимым элементом жизненного уклада (до ХХ века его роль играла обычная лошадь). Кто-то из острословов даже пошутил, что американца сложно представить без трех вещей: женщины, кольта и автомобиля. В этой шутке больше правды, чем шутки. Автомобиль для этой нации — вещь особая, что-то вроде амулета или даже иконы. Они молятся на него перед каждой поездкой и чувствуют себя несчастными, если он ломается. Но Арабелле такая поломка, напротив, идет на пользу: благодаря ей, она знакомится с техником Говардом, который раскрывает ей глаза на истинную суть вещей. Думаю, на наших апологетов автомобилизма подобные аргументы действия не оказали б. Вот и разъезжают по российским дорогам латаные-перелатаные машины, хозяева которых так и не сумели понять главную истину жизни: когда ты бездумно покупаешь очень дорогую вещь, то расплачивается за нее твой карман, а вот страдает — душа.

------------

ИТОГ: рассказ о том, как автомобили изменили взаимоотношения между людьми в будущем. Такая история явно не понравится автомобильным компаниям и прочим дельцам от автобизнеса.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Специфически американская Фантастика. Общество, явившее миру феномен Генри Форда уже более столетия тому, ментально «сдвинуто» в область железобетонности тезиса о незыблемости связки «человек и его авто». У нас — даже и не знаю, с чем сравнить для иллюстрации и облегчения адекватного восприятия.

Ежели об этом помнить, то чтиво — вполне читабельно, даже при наличии явных эмоциональных перехлестов. Все же дата публикации — 1960-ый год — должна как-то смягчать шероховатости, в сторону чего-то однозначно благожелательного, вроде музея, антиквариата и прочего.

Если же говорить, к примеру, о Москве или прочих мегаполисах, то… — «задуманное автором» восприятие текста довольно проблематично. Чтобы понять, чего автор хотел до читателя донести, целесообразнее на месте авто представить какой-нибудь из новомодных гаджетов. Авто же — после обязательных многочасовых пробок — как-то не тянет на «героя дня». Более того, при отсутствии персонального водителя и тех же гаджетов с высокоскоростным доступом в Сеть (что позволяет нормально работать во время передвижения), восприятие автомобиля скорее напоминает занозу в заднице, чем нечто, окрашенные в сугубо положительные тона

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вы являетесь, — заявил хозяин, — особенной породой животных, наделённых крохотной частицей разума. Но этим разумом вы пользуетесь лишь для развития ваших природных пороков и приобретения новых. Заглушая в себе дарования, которыми наделила вас природа, вы видите единственную цель своего существования в том, чтобы умножать свои потребности и придумывать самые странные средства для их удовлетворения. ...... Впрочем, всё, что у вас творится, явно свидетельствует, что вы и не притязаете на обладание разумом.»

Д. Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера», часть четвёртая «Путешествие в страну гуигнгнмов».

Начну буквально с начала, т. е. с названия. По моему «Любовь в XXI веке» совершенно неудачный вариант. Рассказ должен называться «Механический фиговый листок», что гораздо лучше выражает суть дела. Любовь здесь где-то на третьем-четвёртом плане, а на первом — это замечательная сатирическая миниатюра, достойная великого создателя Гулливера, гротеск, мало чем уступающий «Путешествию в страну гуигнгнмов». Общество, в котором живут ГГ рассказа — это общество душевнобольных подданных Его Величества призрака по имени Большой Джим, общество, где нормальные люди считаются изгоями и живут в резервациях для нудистов. Причём, нудисты эти очень специфические, являющиеся таковыми только с точки зрения большинства чокнутых потребителей. И, разумеется, никакой модели будущего в рассказе нет, это чистейшей воды издевательство над современниками, поставленное перед ними кривое зеркало. Будущее при таких общественных приоритетах может оказаться куда страшнее той почти идиллии, которая изображена в рассказе.

Автор ничего не говорит о том, почему правительство (фактически Большой Джим) не покончит с резервациями раз и навсегда. Это же не индейские резервации, которые некому не мешают. Можно сделать весьма правдоподобное предположение, что среди нудистов немало людей из элиты. Кроме того, это очень консервативное общество, в котором живы и незыблемы демократические устои. Благодаря этим факторам, государство, в котором дикари и цивилизованные поменялись местами, может существовать неограниченно долго.

В рассказе практически нет слабых мест, за исключением одной мелочи. Но мелочью она лишь кажется, на самом же деле...В тексте есть одна интереснейшая страница — это пересказ содержания полнометражного мультика «Золушка». Это шедевр насмешки над дебильным обществом потребления. И он должен быть безупречным, чтобы быть неуязвимым для критики. К сожалению, это не так. Очевидно, что сын управляющего («принц») примеряет потерянное колесо («туфельку») к оси платья «гранд-репидс» цвета гвоздики, которое Золушка полирует в углу моечной. Но это платье должно было исчезнуть в полночь, как исчезает карета с кучером и лошадьми в сказке Перро. В сказке прямо говорится, что Золушка «вернулась домой запыхавшаяся, без кареты, без лакеев, в своём гадком платье...» *. У Янга бальное «платье» почему-то не исчезло, а мачеха и её дочки почему-то не отняли его у Золушки. А ведь в настоящей сказке они бы не остановились ни перед чем, отрубили бы ей ногу, если бы могли.

Тем не менее, оценку я не снижаю. Даже такая очевидная ошибка не может испортить отличное произведение (похожая ситуация имеет место в повести «У начала времён»).

*) Цитату из «Золушки» привожу исключительно ради трёх последних слов.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На тему превращения общества людей в общество-автомобилистов написано всего несколько рассказов, но все они оригинальные и остросоциальные. В одном у людей просто атрофировались ноги и они могут только ездить. Так и этот рассказ, где общество отвергает любого индивидуума, если он становится по-настоящему индивидуумом и ведет себя не соблюдая установленные обществом правила. Платье-машина!?. А почему нет! Гонщикам уже сегодня машины погоняют под конкретное тело, а завтра подгонят под мое, но без огромной мощности и вполне легко носимое на колесиках. Но суть то в восстании против общества. Одним словом рассказ оригинален, интересен и вполне заслуживает место в коллекции.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Версия развития машинной экономики -доведена до абсурда. Чтобы экономика работала , государство всячески ,в т.ч. и полицейскими методами, стимулирует развитие автопромышленности. К чему это привело? К резервациям, кто не подчиняется правилам государства.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ. Острая социальная сатира, лежащая в основе произведения и за прошедшие с момента написания полвека лишь добавившая в актуальности, заключена в нежную, я бы сказал тёплую романтическую историю. Правда, некоторым рассказ может показаться излишне гротескным, но я считаю, что это его нисколько не портит.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В то время, когда писался этот рассказ, автомобили для американцев были прежде всего неким символом, показателем статуса — поэтому вполне вероятным казалось, что в будущем может возникнуть авто-«одежда». Сатира на общество потребления, где читать книги и отвергать наглые приставания считается постыдным, очень резка — даже главная героиня не может удержаться от приманки, выраженной в цене 5999 долларов 99 центов, а также «шляпке-шлеме в подарок».

Мысль о том, что в борьбе за свои убеждения не страшна даже изоляция от окружающих, верна, здесь придраться не к чему. Но если перенести ситуацию, описанную в рассказе, на современную реальность... Странно все-таки выглядели бы люди, раздевающиеся в общественных местах только потому, скажем, что одежда скрывает нас, настоящих, и все эти модные лейблы для счастья не нужны.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальная технофантазия. Немного ироничная. Кое-где звучит довольно актуальная социальная сатира. Но я пыталась представить себе автоплатье. Ну, не верю, что это может быть удобоносимо или хоть как-то носимо. Простите, какой величины должна быть эта машина, чтобы фары ассоциировались с женской грудью? А если размер машины соответствует, то на ней ведь неудобно ездить. И вообще, продвинуть продажу автомобилей можно и другими, куда более простыми и не бредовыми способами.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ спасла концовка. Без неё все эти авто-одежды, шлемы-шляпки и прочие «поглаживания фар» воспринимались как сюжеты некоторых американских мультфильмов 50-х годов от режиссера Тэкса Эйвери (кто видел, тот поймет). Там тоже на автомобилях были нарисованы глазки, «губки бантиком, бровки домиком» и потому по началу рассказ показался этаким детским чудачеством, или наоборот, чуть ли не параноидальным бредом. Потом туман несколько рассеился, и предстала картина до того романтическая, что аж до приторности. Последующий хэппи-энд подсластил и без того сладкую пилюлю, но жизнеутверждающая мысль о маленькой победе естественности и настоящих чувств над засилием вещизма и мещанства несколько сгладила в целом не сильное приятие этой истории. Просто не люблю я подобные аллегории.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изящный рассказ, достаточно типичный для Янга. Автор рисует довольно мрачный вариант будущего, в котором люди просто-таки не мыслят себя без автомобилей. Как и во многих других рассказах автора, главный смысл — в противостоянии живого человека и бездушной системы. Написан рассказ весьма душевно, но несколько наивно, а его герои хоть и симпатичны, но очень уж схематичны. В целом, весьма неплохо, но у Янга есть и гораздо более сильные рассказы.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала повествование напоминало какой-то фарс, будто люди кого-то изображали, но только не самих себя... Когда ситуация в описанном будущем прояснилась, стало не по себе, настолько это все может оказаться пророческим. В рассказе практически нет описания внешности людей (за исключением сказки про Золушку). Только одни сплошные фары, решетки, дверцы. С этой псевдоодеждой они совсем потеряли человеческий облик.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еше один вариант «светлого» будущего. Вариант не такой уж невероятный как может сперва показаться.

Недаром поется в одной песне «Автомобили, автомобили! Все вокруг заполонили...»

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх