fantlab ru

Александр Грин «Алые паруса»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Оценок:
1960
Моя оценка:
-

подробнее

Алые паруса

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 254
Аннотация:

Грин обдумывал и писал «Алые паруса» среди смерти, голода и тифа. Свет и спокойная сила этой книги неподвластны словам, кроме тех, что выбраны самим Грином. Достаточно сказать, что это — история о чуде, которое два человека совершили друг для друга. А писатель — для всех нас…

Грин писал «о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая». В чертах его героев — твердость и нежность, имена героинь — звучат как музыка. В своих книгах Грин создавал романтический мир человеческого счастья. «Алые паруса» — трепетная поэма о любви, книга по-гриновски «странная», написанная страстно и искренне, книга, в которой сказка об алых парусах становится былью, книга, «просвеченная насквозь, как утренним солнцем», любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса…

© SoN
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Феерия (франц. feerie, от fee — фея, волшебница),

1) Жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в.

2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.

3) Волшебное, сказочное зрелище.

8 мая 1922 года в петроградской газете «Вечерний телеграф» опубликована глава «Грэй» из романа Александра Грина «Алые паруса», который будет выпущен отдельным изданием в следующем году.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 69

Активный словарный запас: высокий (3185 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 90 знаков, что немного выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Алые паруса» 1961, СССР, реж: Александр Птушко

«Ассоль» 1982, СССР, реж: Борис Степанцев

«Алые паруса» / «Nachové plachty» 2001, Чехия, реж: Петр Форман, Мирослав Янек

«Алые паруса» / «L'envol» 2022, Франция, Италия, Германия, реж: Пьетро Марчелло



Похожие произведения:

 

 


Алые паруса
1923 г.
Алые паруса
1926 г.
Фантастические новеллы
1934 г.
Рассказы
1937 г.
Рассказы
1940 г.
Алые паруса
1946 г.
Избранное
1956 г.
Рассказы
1956 г.
Избранное
1957 г.
Алые паруса
1958 г.
Алые паруса
1958 г.
Алые паруса
1958 г.
Алые паруса. Золотая цепь. Дорога никуда. Бегущая по волнам
1959 г.
Избранное
1959 г.
Избранное
1960 г.
Избранное. В двух томах. Том 2
1962 г.
Алые паруса
1963 г.
Новеллы. Алые паруса.
1964 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам. Золотая цепь
1965 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3
1965 г.
Белый шар
1966 г.
Алые паруса
1968 г.
Избранное
1969 г.
Алые паруса. Феерия
1970 г.
Алые паруса
1971 г.
Алые паруса
1972 г.
Алые паруса
1974 г.
Алые паруса
1975 г.
Алые паруса
1975 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1. Блистающий мир
1976 г.
Русская советская проза
1977 г.
Алые паруса
1977 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
1978 г.
Алые паруса
1979 г.
Алые паруса
1979 г.
Алые паруса. Новеллы
1979 г.
Избранное
1979 г.
Избранное
1979 г.
Избранное
1979 г.
Алые паруса
1980 г.
Алые паруса
1980 г.
Алые паруса
1980 г.
Алые паруса
1980 г.
Алые паруса
1980 г.
Блистающий мир
1980 г.
Золотая цепь
1980 г.
Избранное
1980 г.
Избранное
1980 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 3
1980 г.
Алые паруса
1981 г.
Избранное
1981 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
1982 г.
Блистающий мир. Алые паруса. Рассказы
1982 г.
Алые паруса
1983 г.
Блистающий мир
1983 г.
Корабли в Лиссе
1983 г.
Алые паруса
1984 г.
Алые паруса. Золотая цепь
1984 г.
Новеллы
1984 г.
Алые паруса
1985 г.
Алые паруса
1985 г.
Алые паруса
1985 г.
Алые паруса
1986 г.
Алые паруса
1986 г.
Алые паруса
1986 г.
Алые паруса. Блистающий мир. Золотая цепь. Рассказы
1986 г.
Бегущая по волнам
1986 г.
Бегущая по волнам
1986 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
1987 г.
Алые паруса
1988 г.
Алые паруса
1988 г.
Бегущая по волнам
1988 г.
Бегущая по волнам
1988 г.
Алые паруса
1989 г.
Алые паруса
1989 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
1989 г.
Избранное
1989 г.
Алые паруса
1991 г.
Собрание сочинений в шести книгах. Книга 1
1993 г.
Штурман
1993 г.
Алые паруса
1994 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
1994 г.
Бегущая по волнам. Алые паруса. Рассказы
1994 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 4
1994 г.
Комплект из 4 книг. Том 2
1995 г.
Избранное
1996 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1996 г.
Алые паруса. Блистающий мир. Золотая цепь
1998 г.
Алые паруса
1999 г.
Избранные произведения
1999 г.
Алые паруса
2000 г.
Алые паруса
2000 г.
Корабли в Лиссе
2000 г.
Рассказы. Алые паруса. Бегущая по волнам
2000 г.
Алые паруса
2001 г.
Алые паруса
2001 г.
Алые паруса
2001 г.
Алые паруса
2002 г.
Хрестоматия по литературе. 5-7 классы. Книга вторая
2002 г.
Алые паруса (аудиокнига)
2002 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2002 г.
Русская проза первой половины XX века. Том 2
2003 г.
Алые паруса
2004 г.
Алые паруса
2004 г.
Блистающий мир
2004 г.
Алые паруса. Блистающий мир. Дорога никуда
2005 г.
Алые паруса
2006 г.
Алые паруса
2006 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2006 г.
Алые паруса. В 2 томах. Том 1
2006 г.
Алые паруса. Феерия
2006 г.
Алые паруса
2007 г.
Алые паруса
2007 г.
Алые паруса
2007 г.
Алые паруса
2007 г.
Алые паруса
2007 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2007 г.
Дикая роза. Алые паруса. Недотрога
2007 г.
Алые паруса
2008 г.
Ещё томлюсь тоской желаний… Романтика на все времена
2008 г.
Алые паруса
2008 г.
Алые паруса
2008 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2008 г.
Романы. Рассказы
2008 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 3
2008 г.
Алые паруса
2009 г.
Алые паруса
2009 г.
Алые паруса
2009 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2009 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2009 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2009 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2009 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2009 г.
Алые парусаю Зеленая лампа. Бегущая по волнам. Рассказы
2009 г.
Алые паруса
2010 г.
Новая хрестоматия по литературе. 5-6 классы
2010 г.
Шедевры русской литературы XX века. Том 4
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2010 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2010 г.
Алые паруса. Блистающий мир
2010 г.
Алые паруса
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Бегущая по волнам. Алые паруса. Рассказы
2011 г.
Всё о... Алые паруса
2011 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам. Дорога никуда
2011 г.
О любви
2011 г.
Самые лучшие романы и повести в одном томе
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Алые паруса
2012 г.
Алые паруса
2012 г.
Алые паруса
2012 г.
Алые паруса
2013 г.
Алые паруса
2013 г.
Алые паруса
2013 г.
Алые паруса
2013 г.
Алые паруса
2013 г.
Малое собрание сочинений
2013 г.
Алые паруса
2013 г.
Алые паруса
2014 г.
Алые паруса
2014 г.
Алые паруса
2014 г.
Алые паруса
2014 г.
Сборник
2014 г.
Алые паруса. Романы. Рассказы
2014 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2014 г.
Алые паруса
2014 г.
Алые паруса
2015 г.
Алые паруса
2015 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2015 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2015 г.
Бегущая по волнам
2015 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2015 г.
Первая любовь (лучшие классические произведения)
2016 г.
Алые паруса
2016 г.
Алые паруса
2016 г.
Алые паруса
2016 г.
Алые паруса
2016 г.
Алые паруса
2016 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 4
2016 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2016 г.
Алые паруса
2016 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2016 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам. Рассказы
2016 г.
Алые паруса
2017 г.
Алые паруса
2017 г.
Алые паруса
2017 г.
Полное собрание романов и повестей в одном томе
2017 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Бегущая по волнам
2018 г.
Алые паруса
2019 г.
Алые паруса. Феерия
2019 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2019 г.
Бегущая по волнам. Алые паруса. Рассказы
2019 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2019 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2019 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2019 г.
Алые паруса
2020 г.
Алые паруса
2020 г.
Алые паруса
2020 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2020 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2020 г.
Алые паруса
2020 г.
Алые паруса
2020 г.
Алые паруса
2021 г.
Алые паруса
2021 г.
Алые паруса
2021 г.
Алые паруса
2021 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2021 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам. Рассказы
2021 г.
Алые паруса. Феерия
2021 г.
Бегущая по волнам
2021 г.
Алые паруса. Повести
2021 г.
Алые паруса. Повести
2021 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам. Романы, повести
2021 г.
Алые паруса
2022 г.
Алые паруса
2024 г.
Алые паруса
2024 г.
Алые паруса
2024 г.

Периодика:

Школьная роман-газета № 8/2000
2000 г.

Аудиокниги:

Алые паруса. Бегущая по волнам
2004 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2005 г.
Алые паруса
2006 г.
Алые паруса (аудиокнига 3 CD)
2006 г.
Алые паруса (аудиокнига MP3)
2006 г.
Алые паруса. Корабли в Лиссе
2006 г.
Алые паруса
2007 г.
Алые паруса (аудиокнига MP3)
2008 г.
Алые паруса
2008 г.
Библиотека Приключений. Второе издание
2008 г.
Алые паруса
2009 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2009 г.
Алые паруса. Корабли в Лиссе
2009 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2010 г.
Алые паруса
2011 г.
Хрестоматия по литературе. 7 класс
2014 г.
Алые паруса
2015 г.
Аудиобиблиотека приключений
2015 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2022 г.

Электронные издания:

Алые паруса
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Bíborvörös ​vitorlák
1959 г.
(венгерский)
Vele scarlatte
1961 г.
(итальянский)
Szkarłatne żagle
1962 г.
(польский)
Szkarłatne żagle
1972 г.
(польский)
Пурпурові вітрила
1972 г.
(украинский)
Les voiles ecarlates
1988 г.
(французский)
El velero rojo
1989 г.
(испанский)
Purpursegel
1995 г.
(немецкий)
Purpursegel
2001 г.
(немецкий)
Les Voiles écarlates
2001 г.
(французский)
Purpursegel
2003 г.
(немецкий)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2006 г.
(вьетнамский)
Пурпорові вітрила. Та, що біжить по хвилях. Маленький принц
2006 г.
(украинский)
Червоні вітрила
2007 г.
(украинский)
红帆 (Алые паруса)
2010 г.
(китайский)
Синій птах
2011 г.
(украинский)
Пурпурові вітрила
2012 г.
(украинский)
Τα πορφυρά πανιά
2013 г.
(греческий)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2013 г.
(вьетнамский)
Raudonos burės
2014 г.
(литовский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2014 г.
(вьетнамский)
Пунсовыя ветразі
2015 г.
(белорусский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2015 г.
(вьетнамский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2015 г.
(вьетнамский)
Al Yelkenler
2016 г.
(турецкий)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2016 г.
(вьетнамский)
Purpursegel
2016 г.
(немецкий)
Cánh buồm đỏ thắm
2016 г.
(вьетнамский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2017 г.
(вьетнамский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2017 г.
(вьетнамский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2018 г.
(вьетнамский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2018 г.
(вьетнамский)
Корабът с алените платна
2018 г.
(болгарский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2022 г.
(вьетнамский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Алые паруса сюжетно произвели совершенно ожидаемое впечатление, то есть практически никакого. Да, я, позорище, в детстве не читала, но к своим годам каким-то образом, в силу того, что «витает в воздухе», вполне успела ознакомиться с сюжетом. Это плоский и глупый сюжет детской сказки для самых маленьких. Я не хочу сказать *плохой* — никакой просто, не того уровня, которого в принципе ждешь от авторского произведения.

Поразило другое — язык и стиль. Я вообще раньше не читала Грина, я была в шоке. Поначалу мне было даже довольно тяжело, пока привыкала, пока вчитывалась. Потом начала ловить кайф. Русский язык Грина — это нечто совершенно невероятное, господа. Длинные, запутанные предложения, невероятные тропы. Просто невероятные, ни одного штампа, ни одного «устойчивого выражения».

Кажется, я понимаю, в чем суть: Грин типичный нон-конформист в языке. Положим, надо описать какое-то явление или чувство, уже сто раз описанное до этого. Есть несколько избитых, но вполне приличных выражений, знаете, «так говорят». Грина за употреблением подобной жвачки языка я не поймала ни разу. Потому что он исходит не из текста, а из описываемого предмета, и подбирает совершенно неожиданные, неслыханные выражения и определения. Но всегда — просто невероятно точные. Дома доберусь до книги и покажу, что я имею в виду. Тропы, которые вне контекста казались бы плохим употреблением, именно в данной фразе, в данной ситуации раскрывают то, что хотел донести автор, гораздо лучше, чем сотня избитых фраз. Я в полнейшем восхищении!

Только представьте, какой это невероятный труд, трудолюбие и тщательность нужны для этого! Насколько проще покориться всему читательскому опыту и использовать те же привычные слова, выражения, сравнения. Насколько тяжелее уйти от этой манеры думать по шаблону и взглянуть на описываемый предмет совершенно новым взглядом.

Я знаю, как это описать: Грин пишет, как человек, который при огромном словарном запасе ничего не читал. Он не повторяется. Он выбирает именно те слова, которые подходят к ситуации, а не те, которые принято употреблять. И в выборе своих тропов он настолько предельно конкретен, что сравнение, удачное в одой строчке, будет глупым и невероятным в другой.

Оценка: 9
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Лучший способ провезти контрабанду!» — именно эти слова, так неожиданно врезавшиеся в память, характеризуют для меня книгу Грина «Алые паруса». И ведь верно — несмотря на героическое строительство светлого будущего, несмотря на страдания всего народа, и лучших его представителей в особенности — контрабандной тропкой, секретным судном пробирается Романтика самой высшей пробы в сердце неиспорченного читателя. Любовь — в лучшем смысле этого слова, чистота чувств и намерений, честность и открытость — все это без таможенного досмотра попадает прямо в душу к тому, кто хочет и может стать лучше. И ведь действует!

Несчастная, сумасшедшая Ассоль Корабельная не разочаровала того, кто захотел и смог. И пример Грея — это пример для всех настоящих мужчин, потому что Мужчина должен быть сильным и добрым — «Именно такой!»

Я не знаю книги более сильной и более нежной. И удивительно, что вроде написаны обыкновенные слова, разговаривают обыкновенные люди, но что же они говорят: «Он врет! Он врет так гнусно и ненатурально, что я даже протрезвел! Отец его тоже врал, врала и мать — порода такая!» — вот как реагирует простая грубая, но честная душа на мерзкую клевету в адрес Ассоль. А впрочем — почему клевета? Они и в самом деле так думали, если не все, то почти все. Бог им судья. А той, что любила и верила — бесценная награда. А нам, грешным, чудесный урок — вот, смотрите, как надо совершать чудеса.

Грин — истинный волшебник.

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ассоль… в жизни никогда ничего не дождешься, стоя на берегу!...» Всю сознательную жизнь для меня это была история о бесхребетной мечтательности и лени. В ней все было «слишком». Слишком абсурдно, слишком приторно и слишком нереально; не сказочно, не выдумано, а именно не реально. Потому что я привыкла так думать, не читая ее. А зачем? Все равно там все слишком.

Теперь я знаю, что Грин был гением.

Пронзительное сияние летнего неба, румянящийся рассветом горизонт, хрусталь водяных брызг в бессчетных бликах солнечных искр. Непередаваемое удовольствие получаешь от осязаемой картинки. Ее можно вдохнуть, до нее можно дотронуться. Под пальцами чувствуешь бегущие по дну солнечные песчинки, нос щекочет аромат сосен и соли, глаза сами собой щурятся от нестерпимого блеска волн на горизонте…

Помимо яркого, сочного и образного языка, помимо плавного и скорого движения невероятно захватывающего сюжета без единой натяжки, книга эта опередила свое время по самой сути: история о точно выстроенной причинно-следственной связи с четко прописанными поворотно-узловыми моментами и точками выбора. Она о формировании действительности (это слово автора): зароненная в детскую душу прекрасная мечта, целеполагание маленькой девочки и твердая убежденность окружающих.

Книга испещрена знаками. Не теми, выхваченными за хвост в судорожном порыве охотника фразами и образами, подогнанными под «то самое», но теми, что сопровождают фоном верстовых столбов совпадений всякий правильный путь. Например, капитана Грэя.

Покорил отдельно. Цельностью натуры и абсолютной уверенностью в правильности выбора. Он никому ничего не доказывает и побеждает не ради победы, и не в силу альфа-сущности, а потому что не может иначе, как не по своему. Он не борется, а просто делает свое дело так, как считает нужным. Он творец и кузнец, и воплощенное движение.

«- Вот рай!.. Он у меня, видишь? – Грэй тихо засмеялся, раскрыв свою маленькую руку. Нежная, но твердых очертаний ладонь озарилась солнцем, и мальчик сжал пальцы в кулак. – Вот он, здесь!..»

А теперь самое невероятное:

Когда читала, роясь в памяти и посматривая на черно-белый портрет, была уверена, что автор, конечно же, какой-нибудь высокообразованный белый офицер. В эмиграции. Эдакий прототип принца-капитана Грэя. Не тут-то было. Большую часть жизни Грин… хм, босячествовал… нет, не то слово, в наше время оно ассоциируется с романтикой и свободным художеством. Жил за чертой бедности… тоже мимо, в нашей стране таким по-прежнему не удивить. А! Вот: «Он жил случайным копеечным трудом: забивал сваи в порту, счищал краску со старых пароходов, грузил лес…умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды на песчаных смертоносных пляжах Каспийского моря между Баку и Дербентом. Ночевал Грин в пустых котлах на пристани, под опрокинутыми лодками или просто под заборами…» — это Паустовский о его жизни в Баку. А «Алые Паруса» — эту пленительную и сказочную книгу Грин обдумывал и начал писать в Петрограде 1920 года, когда «после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей». (Тот же источник.)

В повести завораживают романтика сюжета, колорит картинки и сама суть предопределения. Искрящейся драгоценностью она остается в сердце каждого, кто верит в «рукотворное» чудо и знает, что такое любовь…

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

:rev: Мне было года четыре, может быть меньше, дедушка с бабушкой взяли меня в кино, хотя были сомнения — ребенок еще мал, неразумен, не поймет и т.д... Ребенок понял все! Потому что фильм назывался «Алые паруса». Лановой и Вертинская в главных ролях... Как я переживала за маленькую Ассоль, как больно было, когда над ней смеялись и дразнили. Цветных фильмов было еще немного и поход в кинотеатр тоже был событием — это понятно. Но огромные, на весь экран глаза Вернинской, когда она смотрит на корабль с алыми парусами, плывущий к ней — забыть невозможно! Это одно из лучших, одно из самых теплых воспоминаний моего детства!:love:

Книгу прочитала много позже, но испытываю к ней такие же теплые чувства. Это моя книга, моя сказка, моя мечта.

Даже стихи когда-то писала, о несчастной любви, естественно.

Значит ты не царевич из сказки.

Значит белые паруса.

И твои неумелые ласки

Были счастьем на полчаса.

Ну и что? Так, наверно, легче —

Быть на этом свете ничьей.

Ни тебе не угроз, не лести.

Хочешь смейся, а хочешь пей...

Слушай вежливо комплименты,

Улыбайся чужим мужьям

И куда-то по воле ветра,

Бросив все убегай от себя...

Но все хочется верить,

Что где-то через бури ко мне спешат

Те из детских моих сноведений

ярко-алые паруса!:love::love::love:

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

И проснусь я в мире невозможном

Где-то между будущим и прошлым

Нездешний сон, легкий и неуловимый, сотканный из слов, воображения и мечты. Вот, что такое «Алые паруса» — желание измученного реальностью сердца, страна в которой мы согласились бы провести свою жизнь, убежав от серых будней и однообразия скучных дней: на этих улочках просвещенного Зурбагана, в портовых тавернах Лисса, или даже в рыбачьем поселке Каперна. Вдыхать запах моря, следить за полетом чаек, встречать и провожать солнце, следя за золотой дорожкой на волнах.

Вот, что такое «Алые паруса» — мечта о гармонии. Чтобы жестокость, трусость , равнодушие и алчность одних обязательно уравновешивались добротой, мужеством, горячими сердцами и бескорыстием других. Чтобы чистые и светлые мечты воплощались в жизнь, любовь побеждала и торжествовала справедливость.

И эта гармония в повести во всем. Шторм сменяется предрассветной тишиной, мечтательный покой — бешеным биением сердца, охваченных азартом и опьянением опасностью контрабандистов. Здесь мысли мечты кружатся по земле и небу, напрямую обращаясь к душам жаждущих их услышать, воплощаясь в реальные дела.

Эта гармония — в двух людях: хрупкой и нежной Ассоли, наполняющей окружающее мечтами, надеждой и верой в чудо, и мужественном и решительном Грее, готовом воплотить этот призрачный мир грез и дать ему жизнь.

И так хочется оказаться на палубе рассекающего волну «Секрета», почувствовать ветер, наполняющий его алые паруса, расправить воображаемые крылья и взлететь свободно над миром, чтобы увидеть в дымке дали смутные очертания Зурбагана.

И опять понять не смогут люди

Было это или ещё будет...

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что тут можно сказать? Мечта! Сказка! Нереальной красоты и чистоты чувства. Причем чувства настолько светлые и прекрасные, что не вызывают ехидной ухмылки, как при прочтении многих любовных романов. Грин написал о каждой девушке в период расцвета ее женственности, о каждой женщине и несбывшихся ее девичьих мечтах. Но мечты эти без единой нотки грусти, без единого аккорда печали, без единого такта банальности

Но ведь она не только для девушек и женщин, как кажется на первый взгляд. Я думаю любому юноше, хоть раз в жизни, хотелось бы приехать к любимой на белом коне или приплыть на корабле с алыми парусами. Каждому мужчине, опять-таки хотелось бы снять с плеч своей женщины груз повседневных проблем и подарить ей сказку.

Так что юноши и девушки, мужчины и женщины, перед вами книга о нас и для нас. О том как не часто бывает, но должно быть обязательно, потому что мы и взрослея хотим верить в сказку. И Грин показывает, что для любимых эту сказку мы можем сделать своими руками.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда читал «Алые паруса» в первый раз, еще в школе (в классе седьмом-десятом, точнее не скажу) как-то особенно мне они не понравились. Ну да, прикольно, забавно, оригинально и все такое – но скучно, верно? Ведь скучно?.. Тссс… Не те мысли, не те… Ибо вот спустя годы я к «Алым парусам» вернулся. Купил даже! Когда-то не понравилось, а сейчас купил! Это потому что «Маленький принц» тоже когда-то не понравился, а сейчас вызывает восторг с ахами и вздохами – а «Алые паруса» вот чем-то его напоминает: нет-нет, не сюжетно, не фабульно, не идейно, а как-то… хм… именно что как-то. Как-то напоминает. И все. В общем, от прелюдии да поближе к повести собственно.

Итак, жанр «Алых парусов» — феерия! Уже настраивает, а? Не хухры-мухры – феерия! Что-то такое сказочное, доброе, светлое… И это написано (цитирую из предисловия в моем издании книги) «посреди дикости и хаоса, которые обрушила на страну власть большевиков» (между прочим, если читать повесть, не забывая об сиим факте, вполне может возникнуть этакий когнитивный диссонанс; правда я об этом факте забыл; ушел он у меня из головы и все тут; и это хорошо). Не это ли истинный, и самый целительный из всех оптимизмов?! Ведь о чем повесть? – о чуде, счастье, творимом человеческими руками. Человеческими! Доказать миру, отвергающему возможность чуда, считающему сумасшедшим даже крошечную веру в нечто сказочное, прекрасное, в то, что все возможно и чудесное рядом – вот то, о чем говорит Александр Грин, вот то, что надо бы нам всем зарубить на носу – как Пантен, принявший эту мысль в себя, в одно мгновение прорастивший ее в своем сердце, и ринувшийся просить прощения за мелочи, даже мелочи и (банальное выражение, знаю – но черт с ним, скажу банально) творить добро! Здорово! Вот если б каждый человек просто брал и творил добро, творил чудеса своими руками…

Определенной доли восторга заслуживает и художественная речь. Местами мне было скучновато, не отрицаю – но в иных местах Александру Грину хотелось аплодировать. Неожиданные образы, яркие антуражи и личности, да и то, как автор подает события, на каком расстоянии держится от действа, как неожиданно вплетает в художественный текст театральные приемы, прямо говоря, зачем и для чего это делает (это правда есть, я не выдумываю) – вот это воистину восторгает! Огромное-преогромное спасибо за это!

В итоге, хоть затянутость некоторых моментов пытается все испортить, но не сказать, что ей это удается; художественность на высшем уровне, сюжет знаком всем и каждому, от мала до велика, повестью вдохновляются художники, поэты, музыканты... Да что тут говорить, повесть прекрасна!

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чудесная книга, чудесная сказка на все времена. Это та надежда, которая живет, несмотря на все беды и невзгоды, которые по жизни окружают человека. Это идеальная любовь, которая светит и крепнет, бесконечно готовая ждать и жертвовать даже в разлуке. Наверное, многие себя по жизни ассоциировали с главными героями. Многие девушки, как Ассоль готовы ждать своего Грея. Это красивая и чистая любовь, о которой мечтают многие. А ведь Ассоль даже никогда и не видела Грея, а сразу кинулась к нему... Книга дает надежду на то, что если мечтать и ждать, мечта осуществится.

В наше жестокое время книга дает оптимизм всем, кто готов его принять... А сколько чудесных песен, постановок, фильмов и стихов было написано под впечатлением этого произведения. Спасибо автору за его великое творение!

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Алые паруса» — это не просто история любви, не просто красивая сказка или феерия. Это символ веры: чтобы мечта исполнилась, нужно верить, всем сердцем, наперекор всему. Чудо может родиться только в бескорыстной доброте и бесхитростной вере. Переливы и отзвуки этой темы звучат в каждом слове, в каждом поступке героев.

Одним из основных мотивов является мотив солнца. С ним неразрывно связана тема творчества и полета. Они намеренно сближаются автором. С солнечной символикой связано и имя героини – Ассоль – от испанского «al sol» – «к солнцу», в котором заложена сема стремления. В черновиках это подчеркивается эпиграфом, который в последствии был убран автором. Но мотив солнца в основном тексте будет связан большей частью с Ассоль.

Изначально повесть называлась «Красные паруса», но в последствии под воздействием событий 1917 года и того факта, что Грин не принял Октябрьскую революцию, он назвал повесть «Алые паруса», подчеркнув это в черновиках: «Надо оговориться, что, любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее – сектантское значение. Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот – в многочисленных оттенках своих – всегда весел и точен. К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования. Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада».

Для меня «Алые паруса» — это в первую очередь история о чистой и бескорыстной любви и вере в чудо. Это удивительно романтическое произведение пронизано тонким лиризмом, наивной верой в чудо, ожиданием этого чуда.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз я читал феерию в самой ранней юности. Тогда она попала, разумеется, в список самых лучших книг. Само воплощение светлой романтической мечты. Ощущение свежего морского воздуха. Ощущение свободы. Магия слов. А ещё это была любимая книга Самой Лучшей Девушки На Свете.

Второй раз читал Грина спустя 15 или 20 лет. На этот раз видел совсем другое. Пафос к месту и не к месту. Искусственные повороты сюжета. Совершенно невозможные диалоги. Язык, через который надо продираться, особенно, если нет настроения. Но даже тогда языковые и сюжетные слабости «Алых парусов» не шли ни в какое сравнение с аналогичными проблемами «Бегущей по волнам» или «Блистающего мира».

И в третий раз читал «Алые паруса» в сравнительно недавние времена, следом за дочерью. И на этот раз понял, почему феерия пережила своё время. Для самых молодых это книга об Ассоль. С возрастом в центр внимания перемещается Грэй. Человек, который доводит дело до конца. Человек, способный воплотить в жизнь и свои мечты, и мечты окружающих, не только Ассоль. Причём воплотить так, чтобы никому не пришлось об этом пожалеть. Если нам это редко удаётся, это ещё не значит, что такое невозможно.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал после «Бегущая по волнам». То есть до этого я в детстве тоже читал оба произведения. Но к своему стыду ничего не помнил. Аллые паруса в сравнении с Бегущей показались мне достаточно простой сказкой. Поэтому главная ценность произведения конечно не в сюжете, а в красоте и легкости языка. Хотя признаю иногда проглатывал некоторые описания, хотя и видел их красоту, как бежишь иногда к срочной цели не очень обращая внимания на красивый закат.

Что касается сюжета, то потрясла жестокость людей Каперны. Опять-таки в сравнении с бегущей, где такая концентрация зла и ненависти не встречается. Немного не ясно куда делась вдова ухаживающая за Ассоль в первый год жизни. Уж она то должны была быть по-лояльные с девочкой.

Лонгрена мы видим глазами дочери Ассоль. Он сильный, добрый, любящий муж и отец. Но по большому счету он сделал жизнь дочери такой , как она была. И страшно представить, как сложилась бы дальше жизнь, если бы сказка не стала былью. Мне все-таки кажется на вопрос «почему нас не любят» можно было бы найти ответ.

По наполненности мне показалась намного более интересным описания жизни Артура Грея, как в замке, так и на море. Именно поэтому от себя тут как-то нечего добавлять.

Концовка произведения явно приблизила нас в Бегущей, в смысле следования за знаками. Ассоль, конечно тоже следовала за знаками. Но ее задача была тяжелой, но простой. ЖДАТЬ. Грей же последовал за знаком судьбы, начал действовать уверенный, что все будет так как он видит — и мысль стала реальностью.

Так что конечно эта книга шедевр по стилю, краткости и красоте языка. И при этом в ней есть идея, как мне кажется, наиболее кратко выраженная словами Грея обращенного к Пантену.

«Когда для человека главное -- получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения -- чуда,

сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.»

Очень понравилось, что и 100 лет назад также обсуждалось, что теперь детям нужны не игрушки, а маленькие модели взрослых вещей — классика :)

Сразу после книги посмотрели экранизацию 61 года. Конечно там есть просто бред, когда ради конъюнктуры поменяли немного судьбу Артура и его семьи. Но что важнее в фильме было сохранено много реплик главных героев один в один и сюжет в целом сохранен, но фильм получился при этом скучным. Возможно именно потому что все-таки в этом произведении главное далеко не сюжет

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из моих любимых вещей у Грина. Жаль, что эта повесть так опошлена многими поколениями — ах, неземная любовь, ах, романтика. Грин романтик в первую очередь, но «Алые паруса», на мой взгляд, произведение не только и не столько о любви. Это произведение о счастье, о мечте и о том, что если человек в силах исполнить мечту другого, он должен это сделать, и тогда мир станет лучше и счастливее. О том, что человек не является богом, но когда он творит радость для другого человека, то приобретает черты божественного. О том, что нужно быть более чуткими, вдруг в нашей власти воплотить чью-то мечту. Иногда для этого нужно так мало.

И в этом, может быть, суть любви. Подобные книги начинаешь понимать с возрастом, когда появляются первые потери и осознание того, что ты мог совершить чудо для кого-то, но что-то помешало.

Читать и перечитывать можно всем. Своеобразнейший, самобытнейший язык Грина нельзя полюбить через силу, это либо происходит, либо нет. Если этого не произошло, не надо стараться, значит, это просто не ваш писатель. Но если произошло, вы раз за разом будете открывать для себя новое и черпать наслаждение в этом нездешнем языке.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот сподобился перечитать «Алые паруса»… шестьдесят лет спустя. Дедушка совсем ослаб умишком и в детство впадает? Ну, не совсем… тут дело слегка в другом. Придется сказать несколько слов… не совсем в тему.

В августе прошлого года умер Валерий Гаевский. Кстати, на Фантлабе и некролога не было, хотя бы из пары строчек. Вообще ничего… А насчет его вклада в развитие нашей «фантастической» мысли – как вообще, так и крымской, прежде всего, — думаю, еще не одна диссертация будет написана. Когда-нибудь…

Но это я к чему? Да просто у меня прямая цепочка ассоциаций: Гаевский – Фанданго – Грин. Кто был на его фестивалях «Фанданго» — тот меня сразу поймет. А кто не был – увы и ах, мои соболезнования – поезд уже и ушел, причем навсегда…

Ну вот и задумался как-то… Читал «Алые паруса», когда мне было лет 10-12… Ну и хотелось понять – а как сейчас у меня пойдет эта книга? А то практически все, что перечитываю, — идет больше в минус, чем в плюс.

А тут еще на «Озоне» попалось «подарочное» издание – «Алые паруса», «Бегущая по волнам» и несколько рассказов – увесистая книга, хорошо изданная, с иллюстрациями Саввы Бродского. Ну могу себе на Новый год сделать подарок? Вот и сделал…

Какие у меня остались впечатления от детского прочтения? Насколько помню, разумеется. Ну неплохая вещь, такая романтическая… но в общем-то, ничего особенного. Такая милая сказочка, пусть и слегка незатейливая. Да, вот в 10-12 лет такими глазами она у меня прочиталась. Еще, конечно, старый фильм смотрел в детстве. Впечатления – весьма средненькие, исключая Вертинскую… Без нее – фильм совсем слабенький, она – весь фильм на себе «вытягивает»… А вот Лановой – что тогда, что потом… всегда раздражал какой-то немужской «смазливостью». Как-то так.

В общем, сел в кресло, раскрыл книгу и стал читать… не торопясь, обычно читаю слегка бегло. А тут – не столько как читатель, сколько, скорее, как редактор… Сюжет-то хорошо знаю, поэтому больше писательская техника меня интересовала. При всем уважении ко мне – десятилетнему… тогда слегка похуже в этом шарил… :-))

Ну и что могу сказать?.. Вот если совсем сухой-пресухой остаток – то сюжет, конечно, простоват. Главперсы – скорее, набросаны отдельными мазками, чем тщательно прорисованы… Но вся фишка в том, что это – вторично… Не это главное!

А вот язык автора – непостижимо прекрасен и несравненно волшебен… Вот беру первую попавшуюся фразу, начало III главы: «Струя пены, отбрасываемая кормой корабля Грэя «Секрет», прошла через океан белой чертой и погасла в блеске вечерних огней Лиса». Ведь это даже ближе к поэзии, чем к прозе. Ну или к изобразительному искусству. В одной фразе – целая картина, нарисованная художником-маринистом. А у Грина – не одна такая фраза на страницу. Вся повесть так написана! Не отдельные перлы вкраплены в текст, а весь текст – перламутрово-жемчужен!!!

Причем даже относительно длинные, сложносочиненные предложения – все равно читаются непостижимо легко, на одном дыхании. Грешен, как вижу предложение на несколько строк – первая «редакторская» реакция, еще не прочитав, – надо разбивать на несколько предложений. А тут – читаю и понимаю, что к Александру Грину бесконечно глупо подходить с какими-то стандартными мерками … его дар, его мастерство – намного выше и глубже наших типовых правил и рецептов.

В общем, был просто потрясен его мастерством… А уж, казалось бы, много всякого читано-перечитано. И ведь писались «Алые Паруса» не на солнечном берегу моря, где-то в сказочном Коктебеле, которого давно уже и нет… А в мрачном городе, городе Достоевского… А, значит, все это солнце, все это волшебство – нужно было творить своим сердцем – не благодаря чему-то, а вопреки всему…

Ничего, что я столько букофф тут написал?.. А у меня еще и «Бегущая по волнам» на очереди…

А вот оценку ставить не буду. Чесслово, не мне оценки Александру Грину ставить…

Оценка: нет
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, я знаю сюжет. Конечно, в школе читал. Но, после столь разочаровавшей меня «Бегущей по волнам», решил восстановить в памяти, поставить галочку, так сказать.

И был просто очарован! Будто разные люди писали! Насколько тяжел язык в «Бегущей», настолько легок и напевен он в «Парусах». Насколько картонными мне показались герои там, настолько живые и объёмные они здесь. И насколько не было сказки там, где она вроде бы как заявлена, настолько незримо присутствует она здесь, где вроде бы описана обычная история.

Эту прелесть нужно перечитывать как можно чаще, как «Маленького принца» и множество других замечательных книг.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение легко критиковать за излишний романтизм и идеализм. Эту историю очень легко высмеять, недаром «Алые паруса» так популярны у сетевых юмористов. И совсем легко разрушить очарование повести суровой прозой жизни. Не сомневаюсь, что существует ряд произведений, описывающих жизнь Ассоль и Грея после их свадьбы, где нашлось место семейной рутине, остыванию чувств, супружеским изменам и т.д.

Как будто Александр Грин не понимал этого! Ему ли, прошедшему и флот, и армию и тюрьму, позанимавшемуся контрабандой и экстремисткой деятельностью, знавшему Болезнь, Войну, Голод и Смерть не знать, что такое «настоящая жизнь»?

И, тем не менее, «Алые паруса» подчёркнуто нереальны. Но ведь в этом и есть их главное достоинство. «Алые паруса» – это мечта, это символ. Да, эти понятия невозможно встретить в реальном мире, зато им всегда найдётся место в душах людей. Более того, и ещё через сто лет феерия будет пользоваться популярностью у читателей, ибо идея о том, что для любимого человека не грех совершить пусть маленькое, но Чудо, никогда не устареет. А критики, рассказывающие о том, что «так не бывает» или шутники со звериной серьёзностью доказывающие, что Ассоль – сумасшедшая, просто сосредотачивают своё внимание на второстепенных деталях произведения и не способны возразить автору по существу.

P.S. Говоря об «Алых парусах» не возможно не упомянуть о фильме, который на мой взгляд просто ужасен. Дело даже не в том, что сценарист и режиссёр зачем-то привнесли в историю мотив революционной борьбы, который здесь ни к селу, ни к городу, а в том, что «Алые паруса» относятся к числу произведений, которые принципиально не экранизируемы. Главное очарование повести придают авторские интонации и многочисленные отступления от основной сюжетной линии, а это невозможно передать с помощью приёмов кинематографа, это можно только прочитать.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх