fantlab ru

Марьяна Романова «Мёртвые из Верхнего Лога»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.32
Оценок:
80
Моя оценка:
-

подробнее

Мёртвые из Верхнего Лога

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Мёртвые из Верхнего Лога — мрачная философская сказка с многоуровневым сюжетом. Революционный Петроград, современная Москва, странное поселение в северной чаще, коммуна хиппи 70-х, разрушенная гражданской войной деревня в экваториальной Африке — на фоне этих декораций расследуется страшная легенда о том, что существуют люди, способные поднимать мертвых из земли. В одинаково завораживающей интонации автор рассказывает о Лесе, который словно пожирает людей, о женщине, которая влюбляется только в старых мужчин, о древних жреческих обрядах и о том, что есть, по своей сути, смерть и общение с мертвецами.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 356

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2975 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 75 знаков, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 21%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Мертвые из Верхнего Лога
2011 г.
Чёрный венок
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не помню уже кто посоветовал, мне эту книгу, но я название записал. Все-таки русский автор пишущий мистику, еще и о живых мертвецах, еще и женщина – это интригует.

«Мертвые из Верхнего Лога» Марьяна Романова

Сразу скажу, что по пятибалльной системе книге поставил четыре. Очень хорошо, но с мелкими недостатками, которые не сделали ее идеальной.

Я, конечно, ожидал книгу о живых мертвецах, но они там совсем не главные. Как то даже не хочется раскрывать сюжет, чтобы кому то не перебить интерес совершенно случайно. Главное, что скажу. Мертвецы есть, и есть страшные сцены с их участием. Но все будет не так, как вы ожидали. Задумка у книги очень оригинальная и заведет среднестатистического зомби-фаната совсем не в ту степь, в которую он надеялся попасть.

Написано все очень легким и простым языком. Читается просто нон-стоп. Очень затягивает и не отпускает. Действие растягивается, чуть ли не на 100 лет и по всему миру. Тут и революция в Петрограде, и Москва нашего времени, и джунгли глубоко в Африке. А эпицентром служит деревушка в лесу под названием Верхний Лог. В окрестностях пропадают приезжие и ходят слухи о мертвецах, ходящих по ночам в этом районе.

Что не понравилось. Мужчины описаны очень тускло и невнятно, женщины наоборот. Явно чувствуется, что книга написана женщиной. Также встречаются огрехи в описании сельской жизни, видно, что писатель явно всю жизнь рос в городе и деревню видел из окна поезда/машины, а ни как не изнутри. Примеров не спрашивайте, ибо не вспомню.

В целом книга отличная и даже ради интереса погуглил насчет автора.

Марьяна Романова – это псевдоним автора Маша Царева. Хотя Маша Царева – это тоже псевдоним. В ЖЖ она себя называет Маша Королева. Наверное – это и есть настоящее имя. Маша – это бывший журналист, режиссер и фотомодель. Сейчас вроде как писатель. По крайней мере насчитал около 6 книг под псевдонимом Саша Кашеварова. Запутался, короче.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно сформулировать, о чём роман. Частично потому, что он не является цельным повествованием, а распадается на отдельные составляющие: сюжетные линии, прочно соединяющиеся вместе уже под конец. Множество героев, как эпизодических, так и основных, мельтешит сейчас перед глазами. Но о них говорить всё-таки проще.

В центре повествования человек со сверхспособностями по имени Хунсаг. И поначалу ему сочувствуешь, но чем дальше, тем большее отвращение он вызывает, в первую очередь своей философией и своей главной целью. Тем обиднее, что он герой чрезвычайно могучий и практически непобедимый.

Противопоставляются ему по ходу действия африканский колдун и сибирская ведьма. Первый понравился мне больше, ибо он при всём своём могуществе не преследует таких же амбициозных целей, как Хунсаг. И он не считает обычных людей низшими существами вроде скота.

Если говорить об обычных людях, то большинство из них «не без греха», исключая девочку Дашу, которая слишком молода, чтоб успеть заработать себе минусы в карму. И потому сложно проникнуться симпатией хоть к кому-то из этих персонажей, слишком они сложные для понимания, далёкие. Но зато сочувствия — хоть отбавляй. Более всего меня задела история пожилой пары, Нины и Бориса. Очень трогательные старики.

Коротко о языке книги. Он не сух, но и не слишком пёстр, как, например, у Иванова в пресловутом «Географ глобус пропил». В целом читать роман было приятно.

О стиле повествования. Автор любит флэшбеки и параллельные линии. Меня это по большей части не сильно напрягало, только уже ближе к концу, когда обстановка накалилась и последовал очередной «переброс» к другому персонажу, я ощутила раздражение.

Сюжет, если всё-таки попытаться обобщить и сложить все ответвления вместе, рассказывает о том, как разные люди оказались связаны с деревней Верхний Лог, вокруг которой по лесам расхаживают мертвецы (которые, наверное, самая важная для многих потенциальных читателей часть романа). О мертвецах я могу сказать, что они очень неплохи и даже любопытны в плане обоснуя, кроме того, в тексте представлены истории отдельных «ходячих». Меня эти истории не особо тронули, но кому-то наверняка будет интересно.

О разном. Дважды наблюдала путаницу с именами, когда одного персонажа называют другим именем на ту же букву (специально проверяла, что это не внезапно упоминаемые другие персонажи).

Рассуждения Хунсага об образе жизни обычных людей вызывали у меня только отторжение (в стиле «он говорит, что это плохо, но сам-то он тоже плохой, значит, то, про что он говорит, на самом деле хорошо» х)). Рассуждений о смерти, если честно, не припомню, возможно, я читала их по диагонали (водится за мной такой грешок, но я стараюсь себя контролировать), но зато в романе есть три ситуации смерти (которые освещаются непосредственно, с точки зрения умирающего), каждая из которых по-своему интересна и показательна.

В книге встречается внезапный секс. Хунсаг встречает ведьму, равную ему по силам, — секс. Герой-мужчина ищет в Верхнем Логе пропавшую пять лет назад невесту и на своём пути встречает женщину, приехавшую сюда же с дочкой, которая чёрте куда делась, — секс. Случайная девушка попадает в лапы Хунсага — секс. Не говоря уже о девушках, соблазнённых Хунсагом просто чтобы доказать самому себе, что все женщины априори неверны и легко доступны (но тут, слава богу, обошлось без подробностей).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Концовка меня не удовлетворила. Конечно, я ждала более-менее благополучного финала для положительных персонажей, но вышло что-то вроде «ну что ж, мы просто вернёмся к своим обычным делам, с небольшими изменениями». Не говоря уже о том, что «зло», как в типичном хорроре, не было повержено, а только «размножилось». Обычные персонажи в большинстве своём не счастливы, что будет с Дашей — неясно, зато Хунсаг дальше шагает по миру, нисколько не поменяв своих планов, по-прежнему плюя на то, что ему говорили про его «мёртвость» внутри. И в этом плане на меня от финала веет некоей безысходностью: я-то надеялась на какие-то подвижки.

Роман оставил смешанные впечатления. Не могу однозначно сказать, понравился он мне или нет. Но потраченного на него времени роман точно стоил, так что рекомендую его любителям мистики, приправленной философией.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обещание ФЛ моей собственной оценки в 7 баллов с копейками, что для личной шкалы весьма не слабо (на основе мнений аж 21 единомышленника из 39 оценивших на тот момент книгу – не хухры-мухры!). Плюс отличная заманивающая аннотация (вот она, реклама – двигатель торговли!). Плюс не менее заманивающая обложка (ну, здесь я допускаю, что «заманит» она немногих, но в случае со мной, сработало). Это говорило «за».

«Против» не то, чтоб кричали, но подавали довольно активные сигналы собственное скептическое отношение к мистике вообще, активная работа автора на ниве дамских романов и отзывы коллег-лаборантов. Они, кстати, все (как бы не парадоксально это звучало, именно все) весьма точны. Так что, друзья, не обессудьте за некую схожесть мыслей.

В итоге, добавленное к первой категории элементарное любопытство, позволило прочитать «Мертвых…».

Начнем с неудач.

Неудачны, как это, к сожалению, часто бывает в современной литературе, ретроспективы революционного Петербурга. Ретроспективы Африки, где гг (в нашем случае, главный гад))) постигал учение вуду, просто слабо интересны. Их можно было заменить парой страниц, а то и абзацев, как в случае с южноамериканскими. Не более.

Понятно, что обе линии необходимы сюжетно. Но…к чему так длинно, и почему так слабо?

Евгенистическая секта Хунсага (тот самый гг) вместе со всеми его попытками эзотерически-философских обоснований собственных далеко идущих планов – дурь на уровне старшей ясельной группы. И дурь не потому, что такого не может быть, история знает немало примеров схожих попыток, а потому что НЕ ВЕРЮ. Не верю именно здесь и сейчас, когда читаю «Мертвых…». Не верю, что это хорошо. Не верю, что это плохо. Не верю, что такое кому-то может быть надо.

Главное достоинство книги – неспешный ход повествования, воплощенный классическим литературным, пусть и не безгрешным, русским. Правда, уже к концу первой трети слог начинает пусть не часто, но сбоить, а читатель понимает, что перед ним всего лишь женский роман, богато разбавленный мистикой, эзотерикой и магреализмом (нужно – подчеркнуть))).

Отлично отписаны типы (виды) современных столичных представителей гламурной богемы женского пола. Узнаваемо, мастеровито. Правда, без какого-то прорыва или откровения.

Хороша, пусть и не на всем протяжении, а скажем, с перерывами, линия Верхнего Лога. Эдакий японский фильм ужасов на российской почве.

Есть даже несколько чисто кинематографических эпизодов.

Итог? Налет не самой сложной философии не помешает получить удовольствие любителям мистики, а мистическая составляющая, пусть и довлеющая, не спугнет почитателей «дамских романов» с оттенком «психологизьмы». Да и у аудитории ФБ в целом, опус вряд ли вызовет отторжение. Во всяком случае, прочитать его любопытно и познавательно в свете ознакомления с современной женской прозой Москвы.

P.S. «Боевой автомат» (речь о ручном оружии) это – да. Это по-женски сильно. Почти, как «боевой презерватив»))).

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта жутковатая атмосферная сказочка неплохо щекочет нервы в самом начале и держит в несколько даже невротической заинтересованности практически до самого конца... А в конце появляется deus ex machina и все завершается довольно-таки банально.

Тем не менее, в книге достаточно пугающих моментов, поэтому особенно впечатлительным советую читать ее ночью, а еще лучше — в грозу. Впечатления останутся незабываемые! ;)

Книга особенно понравится любителям всяческих страшилок по ТВ, вроде «Экстрасенсов» и иже с ними.

Приятного чтения! :)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая книга. Конечно, перечитывать её я больше не стану, но в первый раз читается легко и интересно.

Начинается роман как Российский хоррор. Уединенная деревня, затерянная в глубине ярославских лесов. В ней начинают происходить страшныее вещи:жители видят ходящих покойников, пропадают туристы, происходит жестокое убийство. И на фоне этого рассматриваются судьбы главных героев, оказавшихся в этой деревеньке.

И все бы ничего, но книга скатывается к средненькому «женскому роману». Любовные переживания героев и героинь занимают три четверти от объёма произведения. Тут уже не до ужасов: моральные терзания, депрессивные переживания и вялые эротические моменты.

Среди всего этого проходит линия повествования о жизни колдуна Хусанга, его становление, путешествия по разным странам и т. д. Но и тут ничего страшного нет, скорее философские размышления.

Под конец, роман превращается в боевичок: прилетает спецназ на вертолёте , расстреливает «плохих» из автоматов, сжигает колдовскую деревню. Все хорошо, наши победили, все остаются в живых.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А живые мертвецы, страшные в начале книги, оказываются добрыми ребятами, хоть и мертвыми, и их прикосновение не гибель, они отдают свою силу живым и просто умирают.

В целом книга динамичная и затягивающая, но это не роман ужасов, а психологический «женский роман», с элементами детектива и боевика. Чтение на один раз.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, написанная не подростком, но явно женщиной очень городской и, скорее всего, гуманитарной профессии. Такие впечатления скаладываются по прочтении этого «опуса». Слишком уж много бросающихся в глаза «говорящих» деталей-ляпов. Можно перечислить хотя бы некоторые: кладбище рядом с сельской церковью, баня как пристройка к русской избе, цикады за окном в средней полосе России, гроб для которого нужен брус, и многое-многое другое. Человек, пишущий такие вещи, явно видел деревню лишь из окна автомобиля или поезда. Количество деталей, вопиющих в своей безграмотности, просто не даёт права говорить о том, о чём хотелось бы вспомнить по прочтении: неплохом в сущности, но слишком уж описательным в своей красивости языке, и психологических портретах героев (но и тут более-менее удачны лишь женские образы, а мужчины слишком схематичны, даже основной «супергерой»).

И по мне данная попытка написания психологично-мистического романа явно неудачна, и , судя по количеству рассыпанных по тексту несуразностей (опять об этом приходится вспоминать...), от автора не стоит ждать чего-либо добротно сделанного в литературном плане.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю приятные неожиданности. Эта книга из их числа. Хотя, казалось бы, неизвестный мне автор, отсутствие рекомендаций, невысокая цена за издание в книжном магазине (что часто свидетельствует о соответствующем же качестве чтива), довольно кричащее название (не ориентирующее на содержательность) – совокупность факторов, обычно исключающая приобретение мною книги. Но внимание мое к роману оказалось-таки привлечено. Виной тому – аннотация, предрекающая некоторую философскую тональность в антураже, показавшемся довольно интересным. Купил.

«Мертвые из Верхнего Лога». Пробуя название на ассоциации, представлял, конечно, мистику, а слова из аннотации – «мрачная философская сказка» – лишь укрепляли в подобном. Что оказалось? Оказалось, во-первых, аннотация весьма точна, хоть и скупа (как любая аннотация), во-вторых, содержание романа выдерживает притязание на философскую направленность. И психологизм (тут автор порадовал!).

Всегда казалось, главное в произведении не столько «что» описывается, сколько синтез «что и как». С первой страницы понравилось именно «как». Автор, оказалось, пишет грамотно, уверенно и красиво. Где-то встречал эпитет «мелодично» применительно к слогу Романовой. С этим абсолютно согласен. Автор мастерски пользуется метафорами. Значимо не их обилие, а, прежде всего, чувство меры и вкуса при работе с ними. С этим у Романовой всё отлично. Создается яркий, очень образный стиль, легкий и в то же время содержательный. Это последнее – потому, что автор средствами выразительности старается достичь не столько красивости, сколько наиболее правильного обыгрывания событий, ситуаций, героев, образов, рассуждений, мыслей и ощущений. Тут также важно отметить, что нет перегруженности текста, напротив, повествование именно что льется и именно что легко, а где-то и просто звонко. Был приятен сам процесс чтения.

Романова в «Мертвых из Верхнего Лога» проявила себя как тонко чувствующий человек и тонко и адекватно передающий состояния и настроения автор. Романова великолепно показала психологию героев, разложила внутренний мир многих персонажей на составляющие, сопровождая процесс меткими, точными, живыми и жизненными сравнениями и метафорами. В данном компоненте Романова – большой молодец!

О сюжете. Несмотря на то, что слово «мертвые» в фантлитературе воспринимается как штамп (что, впрочем, по делу), Романовой удалось главное – интересно обыграть этот образ. Добился такого эффекта автор во многом потому, что копнул глубже (чуточку или не очень), чем многие коллеги по цеху. Романова взяла нутряную подоплеку страха перед мертвыми как страха перед смертью, гнездящегося в каждом человеке. Романова эрудирована, начитана, увлекается эзотерикой и Алистером Кроули (так сказано в краткой «сводке» на обложке издания), что и позволило ей нетривиально и объемно донести и раскрыть многие мысли и образы.

Мертвые в романе далеко не доминирующая тема. Неожиданно для меня одними из главных оказались темы личностного и общественного развития, раскрываемые во многом через срез экзистенциально-эзотерический. Вопрос смысла жизни (от индивидуально-субъективного до социального и даже вселенского значений) интересно преломляется в сюжете, над которым, кажется, Романова работала скрупулезно. Композиция романа непростая (несколько сюжетных линий + экскурсы в разное прошлое), тщательно выстроенная. И, конечно, сильна в книге тема разнообразных межличностных отношений.

Автору удались герои. Они выписаны объемно, разносторонне и убедительно. Психология, ситуационные реакции обусловлены внутренним миром персонажей и адекватны жизненным аналогиям, благодаря чему создается ощутимый эффект достоверности. Герои разные, непростые, с достоинствами и недостатками, живые.

Из «минусов». Кое-где сюжетные ходы показались не вполне достоверными (вот доработать если, дообосновать, докрутить – тогда «претензию» снял бы). Иногда повторяется один и тот же (или родственный) оборот к определенному образу, хотя Романова с ее-то умением писать прекрасно могла бы, сохранив образ, разнообразить его характеристику; это, очевидно, более техническая недоработка. Автор создал текучий яркий и легко воспринимаемый стиль, однако местами (редко) в него проникли показавшиеся лично мне инородными слова-заимствования из английского языка; да, они стали уже частью нашей речи, жизни, да, они, эти слова, по смыслу повествования уместны и играют на сюжет, но, на мой взгляд, можно было обойтись и без них (это «вкусовое» замечание, но тем не менее).

Возвращаясь к наименованию романа. Мне показалось, что оно такое, какое есть только ради привлечения читателя к книге – чтобы купили (на волне популярности задействованного образа). Роман много глубже, чем его название, которое – просто ширма, и пусть она не оттолкнет, ведь книга весьма поучительна и обращена вовнутрь. Философская тональность, психологизм, экзистенциальная эзотерика – всё это в романе не просто есть, он ими пронизан. «Мертвые из Верхнего Лога» — ни в коем случае не история «про зомби». «Мертвые из Верхнего Лога» — роман, претендующий на определенную степень серьезного и вдумчивого отношения к его содержанию.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх