FantLab ru

Роберт Хайнлайн «Дверь в лето»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.67
Голосов:
5659
Моя оценка:
-

подробнее

Дверь в лето

The Door into Summer

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 320
Аннотация:

Его предали. Предали те, кого он считал другом и любимой женщиной. Его гениальные изобретения — в чужих руках, а сам он — проснулся после гипотермии спустя тридцать лет после того, как ещё можно было что-то изменить. И ненависть и любовь остались глубоко в прошлом.

Но тот, кто не сдался, иногда находит «дверь в лето». Даже если для этого придётся нарушить законы мироздания.

Примечание:

Журнальный вариант — 1956 г., книжное издание — 1957 г.

По мнению А.Ермолаева, лучший и наиболее точный перевод на русский язык сделан Львом Абрамовым.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1990 // Крупная форма (перевод)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2017 // Переводной роман. 3-е место (США)

Экранизации:

«Дверь в лето» 1992, Россия (Санкт-Петербург), реж: Валерий Обогрелов



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Звездный десант
2016 г.
Кукловоды
2019 г.

Издания:

Дверь в лето
1990 г.
Дверь в лето
1990 г.
Дверь в лето
1991 г.
Дверь в лето
1991 г.
Чужак в чужом краю
1992 г.
Дверь в лето. Беспокойные Стоуны
1993 г.
Миры Роберта Хайнлайна. Книга 5
1993 г.
Собрание сочинений. Том 9
1993 г.
Дверь в лето
1999 г.
Дверь в Лето
2002 г.
Космический кадет. Звездный зверь. Дверь в лето.
2002 г.
Тетралогия Будущего
2002 г.
Кукловоды
2004 г.
Звездный десант
2006 г.
Кукловоды
2006 г.
Дверь в лето
2008 г.
Миры Роберта Хайнлайна
2009 г.
Дверь в лето
2014 г.
Дверь в лето
2017 г.
Звездный десант
2017 г.
Дверь в лето
2018 г.
Кукловоды. Дверь в Лето
2018 г.
Дверь в лето
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Door into Summer
(английский)
La porta sull'estate
1982 г.
(итальянский)
Durys į vasarą
1985 г.
(литовский)
The Door into Summer
1986 г.
(английский)
The Door Into Summer
1986 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень люблю эту книгу. Возможно, в ней есть какие-то несостыковки и ход с машиной времени в чем-то притянут за уши, но все же- все же... есть в этой книге что-то, что дарит надежду, оставляет чувство «есть справедливость в этом мире».

А уж за кота я готова простить главному герою очень многое, почти все. Пожалуй, Пит — самый характерный персонаж в этой книге.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга хороша. Не лучшее произведение Хайнлайна, согласен, но стоит того чтоб ее прочитать. Пусть взгляд из 1956 г. на технические новинки 1970-го выглядит немного наивным, история Девиса проста, а персонажи не поражают глубиной. Но есть интересные идеи, герою сочувствуешь, а интрига не отпускает до конца. Словом, это все равно золото, хоть и не самой высокой пробы.

ps Звездный десант, кстати, куда слабее, но там летают кораблики и стреляют пушечки, а солдатики ходят в силовой броне фап-фап-фап.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как испортить бодро начавшийся фантастический роман об анабиозе и корпоративных интригах? Добавить в него путешествия во времени!

У автора было всё, чтобы создать бестселлер. Красивый язык, прекрасные фразы для цитат, мой любимый стилистический приём — сравнения. Интересный главный герой, обладающий высоким умом, хотя постоянно колеблющийся от наивного дурачка-простачка до интригана наподобие Тириона Ланнистера. Интересная идея с документными махинациями, из которой мало что можно выжать, но автору это удалось с успехом. Интересная идея с анабиозом. Вы только задумайтесь, что происходит внутри человека, когда он перепрыгивает на несколько десятилетий вперёд, где у него нет друзей, знакомых, денег — абсолютно ничего. Ему приходится начинать новую жизнь полностью с нуля. А параллельно этому появляются новые и новые вопросы, которые добавляют истории пикантные детективные нотки:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что случилось с котом Питом? Что случилось с Рикки? Что значит, она тоже была в анабиозе? Что случилось с промышленностью роботов? Как имя главного героя оказалось в незнакомых ему чертежах?

На все эти вопросы можно было ответить красивыми сюжетными твистами, но уж никак не перемещением во времени, главным уничтожителем любой логики в книгах и кино, от которого всегда взрывается мозг. После диалога с Чаком, в котором и упоминается впервые такой способ перемещения в пространстве, роман резко идёт по наклонной и скатывается к бесящему «делаю всё, что захочу, и ничего мне за это не будет».

Очень печально читать потенциально прекрасную книгу для поднятия настроения, в итоге оказавшейся банальной нереалистичной сказкой

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Надо отдать должное автору — роман, впервые изданный в 1956 году, вполне достойно выглядит и сегодня. Хотя, стоит заметить, интрига произведения со всеми этими перемещениями во времени нынче уже не представляется суперзанимательной — за прошедшие годы на эту тему было написано множество не менее интересных произведений.

А вот что в книге действительно восхищает, так это строки, посвящённые Питу, коту главного героя. До чего же здорово и интересно выписаны Хайнлайном как кошачья психология, так и особенности взаимоотношения кошачьего племени с людьми. Ну а находка с вечным стремлением найти «дверь в лето» так и вообще великолепна.

И второе, что привлекает в книге сегодня: взгляд автора из середины 50-х, на казалось бы, далёкое будущее — начало нового столетия. Любопытно наблюдать и сравнивать, где совпадают, а где расходятся фантазии/мечты автора и наша действительность. Увы, увы, но многое из того, о чём писал Хайнлайн, пока ещё так и остаётся только мечтой. Не оправдали мы надежд прошлых поколений, даже несчастного средства против мужской щетины так и не придумали :). Что уж говорить о анабиозе и путешествиях во времени :(.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

narsyy продолжает набег на сокровища мировой НФ.

Если в прошлый раз Кукловоды того же автора я ругал за стиль, язык и картонное окружение главного героя, то в этот раз буду ругать за картонное окружение главного героя, язык и стиль. Если человек пишет свой шестнадцатый роман таким образом, то лучше уже не будет.

У героя здесь нет никаких соперников, он проходит сюжет так, будто на тренировке обводит с мячом манекенов. Да и какого героя предложил нам Хайнлайн: самовлюбленного, мелочного хама, который не может даже пообедать, не вступив в перепалку с работником кафе. Более того, весьма странна и болезненная тяга взрослого мужчины к маленькой девочке, на которой он почему-то всенепременно должен жениться. Такому герою совсем не хочется сопереживать.

Распорядочный стиль повествования в духе бесконечного повторяющихся «я пошел, я поговорил, я подумал» и весьма посредственный уровень мастерства владения художественным словом не добавляют изыску текстам автора. Сейчас таким стилем и таким языком напишет каждый второй писака, но даже каждый тысячный не сможет написать так мощно, как какой-нибудь Лем или Брэдбери, которые работали в то же самое время, что и уважаемый Хайнлайн.

Идеи, которые он затрагивает, не новы даже для его времени. Все это уже было придумано Уэллсом ранее. А писать вторичные вещи в 50-х 20 века — это надо постараться.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Трюк с перемещением во времени и вовсе пришит белыми нитками. Без каких-либо намеков на такое чудо, герой находит сначала человека, который ему про это рассказывает за пивком, потом находит профессора, который совершенно случайно имеет в распоряжении рабочую машину времени и может повлиять на ход истории. Конечно, герой берет и пользуется удобно кнопкой «сделать хорошо», которую предлагает ему автор. Такими дешевыми приемами пользоваться в серьезных вещах недопустимо. Посему сюжет романа хоть и закольцован, но чрезвычайно натянут и более всего похож на колосс на глиняных ногах.

Оценка: 5
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До «Двери в лето» Хайнлайн — классик американской и мировой фантастики — находился вне моего внимания. Но недавно решил восполнить пробел. Роман выбрал из-за романтического названия. Хотя самой-то романтики-то в нём кот наплакал. К слову, о котах, точнее о коте. Он — главная изюминка произведения. Без него, думаю, «Дверь в лето» явно не досчитался бы полновесного бала в средней оценке.

Сильно критиковать не буду. Фантастика того периода отличается смелостью идей, полётом фантазии. По части же сюжета часто бывают недоработки. Но я решил просто прочитать без придирок и оценить произведение в целом: как общее впечатление, как послевкусие. Конечно, местами из-за привычки ковыряться в тексте, искать достоинства и недостатки, разбирать героев и так далее сделать это было сложно. Но я справился.

Да, шедевром книгу назвать сложно. Но провальной или проходной — ни в коем случае. Были моменты, где ГГ впадает в подробные описания своих изобретений — тогда навевало лёгкую скуку. Но в остальном скучать не приходилось. Заумью автор не страдает, слогом владеет, композицию выстроил вполне сносную. Ну и развлёк своим видением будущего, которое мы уже прожили. Впрочем, читать о 2000 годе занятно. И этот взгляд в грядущее из 1956 года имеет право на существование. Ничего заоблачного, уютное такое будущее.

До последнего думал над оценкой романа. И всё-таки поставлю на бал выше, чем планировал перед началом отзыва. Есть в произведении нечто привлекательное, но слабо выразимое словами. И дело не в славном коте Петронии, который добавляет жизни и очарования книге. Наверное, «Дверь в лето» подкупает некоторой наивностью и верой в светлое будущее. И пусть романтики в ней, повторюсь, кот наплакал, книга создаёт романтическое послевкусие (чтобы под этим не подразумевалось). И стало быть — заслуживает высокой оценки.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не ожидал от классика такой халтуры. Детективчик уровня Донцовой. Примерно так я представляю её творчество. Порой кажется, что автор держит читателей за полных идиотов, подсказки разжёваны и в рот уложены. Про научно-фантастическую часть тоже грех вспоминать. «Нульграв требует энергии только для подъёма тела на высоту, а дальше оно скользит само». А ничего, что именно так и работает гравитация безо всяких нульгравов?

В общем 3/10 только за кота. Жаль потраченного времени.

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из немногих книг, что перечитываю постоянно. Написано так хорошо, что перед глазами разворачивается настоящее кино. Очень хорошая и , главное, добрая вещь.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга которую мне порекомендовал сервис FantLab'а. Я был приятно удивлён. Роман оказался куда более интересным, чем я ожидал прочитав аннотацию. Здесь и путешествия во времени и замораживание тел людей до лучших времён и вдобавок немного о роботах. Понравилось интересное решение автора касающееся временных парадоксов. При всём обилии фантастических элементов роман очень лёгкий и совсем не длинный.

Хочу поблагодарить Fantlab за сервис рекомендаций. Пока это первая рекомендованная книга, но теперь я уверен в том что это работает очень точно.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Иногда, читая классику мировой фантастики – вещи знаковые, на которых выросли поколения, которые задавали тон в свое время и которые, подобно литературе классической, будь то Гоголь или Диккенс, не стареют, или, по крайней мере, не должны стареть, я чувствую себя избалованной пятнадцатилетней школьницей, которой родители, на ее «сладкие 16», подарили машину не того цвета, да еще и Бейонсе приехала вместо Рианны. Чувствую себя избалованным литературой более современной и не такой наивной, которой иногда бывает классика. Но, защищая себя, хочу отметить, что подобное чувство возникает крайне редко. И это один из подобных случаев.

Я очень хотел прочитать этот роман. Отличная аннотация, восторженные отзывы, высокие оценки, прекрасная обложка нового издания в исполнении Виталия Еклериса, в конце концов, это же Хайнлайн. Не срослось…

Роман рассказывает о молодом изобретателе, Дэниеле Дэвисе, который вместе со своим другом Майлзом открыл фирму по производству роботов-уборщиков и других помощников в хозяйстве. Дэн влюбился в Белл Даркин – молодую леди, которую друзья взяли на работу, и тратил все время на нее и изобретения. Вот только Белл сговорилась с Майлзом, и, вдвоем, они обманом уволили Дэна, забрали все права на его изобретения и прототип нового робота. А когда Дэн пришел разобраться, укололи его наркотиком и отправили в криогенный сон на 30 лет.

К сожалению, роман мне показался,

во-первых – скучным;

во-вторых – местами слишком сопливым (нет, я не против мелодрам, но тут она просто чересчур, хмм, мелодраматичная);

в-третьих – одни персонажи местами безбожно тупят, а другие просто для галочки, чисто упомянуть раз или два (что ни в коей мере не касается кота Петрония, но его очень мало, увы);

и в-четвертых — это ОГРОМЕННЫЙ РОЯЛЬ в кустах.

Приключения Дэна в мире будущего невзрачные, поведение Дэна в прошлом просто глупо. Я понимаю, что для творческого человека главное – свобода творить. Но образ Дэна совсем не соответствует присущей ему импульсивности. Вот не верю и все тут. История про друга-предателя и такую же девушку мне знакома, увы, но бежать выяснять отношения и пытаться угрожать, махать руками, орать… Я вас умоляю. Ну и какую надо иметь удачу, чтобы в мире будущего случайно (!) познакомится с одним из немногих (!) людей, которые работали (!) над машиной времени. Да еще и убедить тщеславного профессора отправить себя в прошлое. Тут просто без комментариев. Реверсивная психология… Я думал, она только с детьми работает…

И я ни слова не скажу про отношения с Рикки. Нет-нет-нет.

Хайнлайн написал роман про временную петлю, в котором чувствуется рука мастера. Но в данном случае эта рука подтасовала колоду событий именно таким образом, что бы получился хэппи энд, что бы Дэн нашел свою дверь в лето. И вот эта фальшь, эта подтасовка, портит весь роман. Это как узнать, что выиграл большой куш в покере не потому, что хорошо играешь, а потому что кто-то заплатил крупье за твою победу.

Лучшее что есть в этом романе – кот Петроний и отличая метафора поиска мира, где все хорошо, трава зеленее, деревья выше, безоблачное небо и любимая женщина рядом, мир в котором ты любишь и любим. Жаль реализация подкачала.

П.С. Я собачник, но кот дико хорош.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Привет «Роману-рулетке«!

Поскольку я отношусь к кошатникам, роман мне не мог не понравиться.:-) Кот Петроний Арбитр играет в книге не последнюю роль, на нем держится почти все ее обаяние.

Основное действие разворачивается в 1970 г., но какой-то странный у них семидесятый – упоминаются последствия войны и ядерных взрывов, на поток поставлен бизнес замораживания людей, опять же эти универсальные горничные… Потом уже я обнаружила, что написан роман еще раньше – в 1956 г., то есть 70-й на момент написания тоже был будущим.

Главный герой попадает на 30 лет вперед, в 2000 год. Мы этот рубеж уже пережили, и всегда интересно сравнивать прогнозы и реальность. В чем-то, конечно, мы надежд своих ближайших предков не оправдали, а в чем-то (например, в развитии компьютерных технологий) опередили мечты фантастов прошлого. И, к сожалению, у нас до сих пор нет роботов-прислуги, которые делали бы всю работу по дому.

Перемещения во времени туда и обратно со всеми сопутствующими парадоксами – это вообще благодатная тема для фантастов.

Согласна с мнением Zlata.24, что талантливый человек предпочтет заниматься любимым делом, переложив на других все деловые вопросы. Обвинять Дэниела в том, что он с головой ушел в изобретательство, не заметив, как у него из-под носа увели бизнес, − это все равно что обвинять поэта в том, что он пишет стихи, а не занимается книгоизданием.

Ну да, персонажи достаточно просты, в сюжете не последнюю роль играют счастливые случайности. Мы привыкли к более навороченным романам, но «Дверь в лето» читается легко и приятно.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«ДВЕРЬ В ЛЕТО», Роберт Хайнлайн.

Первую половину книги я недоумевал что же такого нашли в этой книге все те, что написали восторженные отзывы в интернете. А во второй половине роман в меня начал ассоциироваться сразу с некоторыми известными произведениями. «Назад в будущее», «Жена путешественника во времени», «11.22.73»... Т.е. все те, которые я очень люблю!

Правы те, которые пишут, что роман добрый, милый и навевающий. По стилю написания он напомнил мне Рея Брэдбери.

Я не испытал сильного восторга от романа, но то, что я ничуть не жалею о прочитанном это точно!

7/10.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная книга! Покорила буквально с первой главы, в которой автор знакомит нас с главным героем и его замечательным котом. Учитывая собственный опыт общения со своенравными котами, описание приключений книжного героя воспринималось «на ура»: поведение кота и отношение к нему Дэна умиляло, а действия Беллы возмущали. Даже показалось, что кот в сюжете выступил в роли катализатора некоторых не совсем химических реакций. Именно по отношению к коту герои этой книги делятся на хороших и плохих, именно кот искал среди зимы дверь в лето. Кстати, очень оригинальное объяснение названия книги, я ожидала чего-то более фантастического, но такое реальное толкование даже восхитило своей простотой.

Среди отзывов встречала недовольство действиями главного героя. Дескать, он такой слюнтяй, сам стал причиной преследовавших его несчастий. Может, конечно, и так. Безусловно, талантливые люди предпочитают заниматься своим любимым делом и все остальное стараются переложить на плечи других. Даже если под остальным подразумеваются финансовые потоки, а плечи других – не только надежных друзей, но и мошенников, без зазрения совести пользующихся ситуацией себе во благо. Тем не менее, история изобретателя, с одной стороны, весьма необычна (принудительный анабиоз на 30 лет, прыжок в прошлое на 30 лет, и снова, уже осознанный, анабиоз на 30 лет), с другой стороны, в чем-то поучительна. Например, понравилось, как Дэн рассуждает, может ли он доверять новому другу-адвокату после того, как его предал старый друг.

Все эти перемещения во времени, изобретения, патенты, поиск Рикки и встреча с Бэллой оказались настолько увлекательными, что развязка наступила совсем неожиданно. С удивлением отметила, что книга была написана в далеком 1956 году, для своего времени это была довольно смелая фантастика. И хотя для нас и 1970-ый, и 2000-ый год – далекое прошлое, многое описанное так и осталось фантастикой. Ставлю 9 баллов.

P.S. читала в переводе Маркеева, Барсова.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если я задумаю написать апологию капитализма, то наряду с «Протестантской этикой» Вебера непременно буду ссылаться на этот роман. «Дверь в лето» — история о неунывающем человеке, для которого в мире не бывает серых дней. Он сам раскрашивает свою жизнь в яркие теплые тона, благодаря трудолюбию, живому уму и неослабевающему интересу к творчеству.

«Дверь в лето» рассказывает о превосходстве человека над любыми невзгодами, об умении радоваться простым вещам. На улице отличная погода, в руках спорится дело, а интересные идеи кружат голову. С любовью смотришь на лучшего друга — пушистого кота с добрыми глазами, который лакает подогретый эль из тарелочки, — и радуешься.

«Уныние — стоп!» — говорит Хайнлайн и наделяет героя суперспособностью идти вперед, не сожалея о прошлом. Мне кажется, что в этом основной посыл книги: не вешай нос — жизнь расставит все по своим местам. Продолжай трудиться, работай в свое удовольствие, не растрачивая время на тоску и обиды. Не пускай в сердце мстительность и жестокость — и ты обязательно откроешь двери для настоящей любви и покоя.

Моя знакомая сказала, будто книга обманула ее ожидания. «Посмотри, — заявила она, — на обложке изобразили такого милого котика. Он ждет у порога, за которым в зеленую летнюю даль убегает тропинка… Открываешь книгу — а в ней никакой романтики. Какой-то неприятный главный герой, эгоист и зануда. Из-за своей бестолковости и легкомыслия попадает в передрягу, и только благодаря сумасбродной авторской фантазии приходит к хэппи-энду. И ладно бы автор интересно рассказал о попытках героя преодолеть ситуацию. Вместо этого начинаются долгие и неинтересные описания изменившегося мира, рассказы о том, как герой построил свой бизнес, как его потерял и что придумал для того, чтобы вновь встать на ноги. Все это сопровождают нудные разговоры с юристами, работодателями, медицинскими работниками и военными инженерами, которые полностью выветривают легкий романтический дух первых страниц романа».

Я не стал вступать в бессмысленный спор. Отчасти она права. Суховатый язык повествования. Главного героя нетрудно упрекнуть за непостоянный характер, в котором инфантильное легкомыслие сопряжено с твердостью и мужеством, а из-под личины «хорошего парня» изредка пробиваются вещизм и честолюбие. Сюжетно роман нестроен, и в первой трети становится до того похож на юридический детектив, что может вызвать зевоту.

Но главное вовсе не в этом. Это жизнеутверждающий роман о дружбе и любви, которые преодолевают года и расстояния. Хайнлайн убеждает, что даже в неидеальном мире растущего потребления, одержимости новыми айфонами, эксплуатацией человека человеком и денежной несвободой, всегда найдутся отдушина и путь к счастью.

Всю красоту замысла автор передает исключительно с помощью художественных средств — описаний чувств и воспоминаний, мысленный диалог героя с самим собой. Никаких вымученных псевдофилософских сентенций в духе «любовь — это величина, это сила…».

Чем-то книга напомнила мне диковского «Человека в высоком замке». Я нахожу сходство в том, что чувствую от прочитанного в обеих книгах твердую убежденность авторов — зло неизбежно проиграет. Всегда. Только не вешай нос. И если однажды ваш любимый кот начнет метаться по дому от одной двери к другой, помните — может быть он уже понял, где найти ту самую дверь, которую каждый из нас ищет всю жизнь.

P.S. Хайнлайн был кошатник. В отличие от собак, положение которых он сравнивал с рабами, кошачьих автор любил и уважал за достоинство и уверенность. Остроухий хвостатый был важным членом семьи Хайнлайна, коты сопровождают героев не в одном его произведении (например, в том же «Свободном владении Фарнхэма») . Сдается мне, что и рыжий Джоунси в знаменитом «Чужом» появился неспроста :)

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему: решил перечитать классику. Уверен, что читал, так как кота, пьющего эль, прекрасно помню. Как помню и то, что хотел себе такого же понятливого кота.

В итоге: сначала кажется, что автор описывает какой-то альтернативный 1970-й год. И только когда узнаёшь, что вещь написана в 56-м, понимаешь, что он просто моделирует события будущего. Даже 2000-й год, в который отправился герой из 70-го, для меня тоже прошлое. И это так забавно! Хайнлайн придумал два будущих, оба из которых для меня прошлые...

Звезда романа – верный кот, пьющий эль и нападающий на обидчиков.

Прямолинейный, но хорошо написанный и адекватно переведённый хронофантастический роман.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх