fantlab ru

Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Оценок:
2179
Моя оценка:
-

подробнее

Тьма прежних времён

The Darkness That Comes Before

Другие названия: Слуги Тёмного Властелина

Роман, год; цикл «Второй Апокалипсис»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 179
Аннотация:

Пришло время объединения народов Трёх Морей. Пришло время Священной войны против язычников фаним. В великом городе Момемне шрайя Тысячи Храмов собирает под своими знаменами всех, кто еще вчера не думал об объединении. Цель Священной Войны — Шайме. Священный город в руках язычников. И бедные и богатые обретут славу на поле битвы во славу Божью. Но немногие по-настоящему знают, что у этой войны куда больше целей. Магические школы, Император, Шрайя, страшный Не-Бог и отпрыск его легендарного противника Анасуримбора, все они имеют личные цели, но связаны узами священной Войны в предверии второго Армагеддона. Все они — враги и компаньоны.

Входит в:

— цикл «Второй Апокалипсис»  >  роман-эпопею «Князь пустоты»


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 3-е место

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2009 // Фэнтези или хоррор (Канада)

FantLab рекомендует:

Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Слуги Темного Властелина
2005 г.
Слуги Темного Властелина
2007 г.
Слуги Темного Властелина
2009 г.
Князь пустоты. Книга первая. Тьма прежних времен
2017 г.

Аудиокниги:

Слуги Темного Властелина
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  42  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Тьма, пришедшая раньше» — а именно так в оригинале называется этот роман — на меня произвел такое впечатление, что иначе как «лучший после Мартина» Скотта Бэккера я теперь не называю. В романе хорошо всё – от проработки мира, до психологии героев, от философии, который пронизана книга до сюжета, который цепляет с пролога и не отпускает до финала.

Лично меня больше всего зацепил главный герой – Анасуримбор Келлхус, его отстраненные навыки управления людьми, его оценки действий окружающих. Он супергерой, а по сути, он уже не человек в обычном смысле этого слова. Но и противостоять ему будут не совсем люди…

Или другая, не менее запоминающаяся, деталь – то, как обыграно ожидание возвращения тьмы. Вроде всё уже придумано до Бэккера – постепенно из памяти стираются ужасы войны, народ успокаивается, перестаёт верить в слуг зла. И Бэккер использует этот ход – весь мир так и относится к возвращению Консульта, весь, но не служители Завета (один из них является вторым главным героем), которые каждую ночь ВИДЯТ то, что делали слуги не-бога, видят, и просыпаются в поту. И для них Консульт – реальность. Подобных моментов, когда берется стандартная ситуация для фэнтези, и обыгрывается совершенно иначе в книге огромное количество.

Плюс проработка мира. Мир играет всеми красками, мелочи легенд, оговорка здесь, упоминание там – всё способствует достоверности картины.

Можно много рассказывать насколько книга хороша, но лучше – прочитать.

А потом взять продолжение (которое не только не слабее, но и в чем ещё лучше) и прочитать и его.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не, ну в принципе понравилось: огромный мир, множество народов, древние тайны, маги колдунствуют, все интригуют по мере возможности. Читать можно. Вот только ближе к концу автор превращает сюжет в балаган.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Два главных героя, претерпев тонну лишений, добираются до Священного воинства. Оба похожи на бомжей, а куда ведут бомжей? Ну конечно прямиком на прием к принцам, графам и прочим баронам. Принцу же больше делать нечего, чем каждую шваль лично встречать.

Дальше больше! Первый бродяга — Келлхус, с ходу врет, представляясь князем из далекого города. И ему все верят! Князь, значит князь, ведь так какой-то бродяга сказал, почет ему и уважение. Ведь так нужно автору.

Со вторым героем — Найуром, еще круче. Он тут вообще всем враг, а до кучи язычник и дикарь. И что бы вы думали? А его сразу назначают командующим Священного воинства. Врага, язычника и дикаря! Бред? Да полнейший. Причем автор пытается это «искусно» обосновать, дескать этот нехристь и варвар прежде уже побеждал фаним и опыта у него в этом деле как у дурака фантиков. Т.е. опять же, какой-то бродяга говорит: я крутой вояка и фаним на алебурде вертел и все такие, вау, ты крут, командуй нами, пофиг что ты заклятый вражина и язычник поганый. Это нормально вообще? Ладно, предположим, что там все сошли с ума и доверились вражине. Но ведь есть еще тактика: Найур кочевник, а Священное воинство состоит из рыцарей и пехоты. Дураку ясно, что тактика кочевников диаметрально противоположна тактике рыцарской армии. Так как он будет ими командовать? Вопрос, конечно, риторический. Автору нужно чтобы герои были на руководящих ролях, и пофигу на логику и здравый смысл.

А так крепкое темное фэнтези с неплохим заделом на будущее. Надеюсь в дальнейшем автор перестанет халтурить и подпирать сюжет неуклюжими костыликами.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Когда мы воистину постигаем богов, мы воспринимаем их не как царей, но как воров. Это одно из мудрейших богохульств: ведь цари вечно нас обманывают, воры же — никогда.»

*

«В том-то и беда со всеми великими откровениями: люди по большей части недооценивают их значения. И только потом мы все понимаем. Даже не тогда, когда уже слишком поздно, а именно оттого, что уже слишком поздно.»

*

«Ибо я видел добродетельных в Аду и нечестивцев на Небесах, и клянусь тебе, и вопли боли их и вздохи счастья — неотличимы.»

*

Мир Эарва. 4109 год Бивня. 2000 лет прошло со времен Первого Апокалипсиса, когда нашлись люди, которые смогли победить Не-бога и рассеять его слуг. Тогда же была создана школа Завет — организации колдунов, целью которой является предотвращение Второго Апокалипсиса — возвращение Не-бога. Служитель Завета — монах Друз Ахкеймион предчувствует неладное и видит признаки приближающегося Апокалипсиса. Вместе с тем, новоизбранный глава Тысячи Храмов — основной церкви Трех Морей объявляет войну против язычников фаним с целью вернуть Священный город Шайме. Подготовка к войне идет полным ходом, начинается отбор Священного воинства.

*

Чтение этой части трилогии прошло под эгидой слова «впервые». Я впервые взяла в руки ручку и переписала имена всех персонажей, встречающихся мне в книге и событий с ними связанных. Я впервые по несколько раз перечитывала моменты в книге для того, чтобы понять суть происходящего. Я впервые путалась в именах и не могла прочитать их с первого раза. Я впервые пользовалась приложением к книге, чтобы понять на правильном ли я пути. Я впервые читала книгу в жанре dark fantasy, которая напоминала скорее философский трактат с элементами фэнтези, чем фэнтези с элементами философии. И я впервые наслаждалась абсолютно мозгоразрушающим содержанием книги, полностью выносящим мое сознание в другую систему координат!  Эта книга вызывает ВОСТОРГ!!!

*

Первая половина книги является ознакомительной и читается чрезвычайно сложно. Всему виной — огромное количество абсолютно новых и незнакомых терминов, названий и длинных имен, которые очень сложно читаются и запоминаются. Здесь автор постепенно знакомит читателя с миром Эарвы и основными действующими лицами. Однако, несмотря на трудности чтения, эта книга вызывала непонятную зависимость — ее не хотелось выпускать из рук. Потрясающий слог автора, полный образных выражений и метафор, ласкает взор и вызывает восхищение, здесь слово — драгоценность, а любая фраза — афоризм. Хотелось вдумываться в каждое предложение.

*

Автор наградил книгу невероятно яркими персонажами. Монах тайной эзотерической секты, колдун школы Завета, варвар-вождь, главнокомандующий армии, наследный принц, проститутка и наложница — вот наши герои! Я до сих пор не могу определиться с тем, как я отношусь к некоторым из них. С одной стороны, поведение многих вызывало у меня неприятные эмоции и непонимание, что-то шло в разрез с моими моральными принципами. Одни казались слишком жалкими, другие — слишком развратными и жестокими, третьи — лицемерными. С другой стороны, были настолько яркие моменты, когда те же герои, которые только что вызывали неприязнь, своими мыслями и поступками внушали огромную симпатию и восторг. Одним словом, на страницах этой книги вы не встретите идеальных образов с безукоризненной репутацией и добрыми, прозрачными намерениями. Многие герои здесь (как главные, так и второстепенные) — отъявленные мерзавцы, вызывающие двойственные чувства. Их презираешь, недопонимаешь, осуждаешь и, вместе с тем, поддерживаешь, понимаешь и любишь (!!!)

*

Что касается любовной линии, то здесь все сложно. Эарва — мир мужчин, где женщинам отведено не самое центральное место. Женскими телами пользуются за деньги, если они проститутки. Мужчины терзают их за предоставляемый кров, если они наложницы или завоеванный трофей. Те, кто не используют женщин физически, издеваются над ними морально. Здесь даже императрицы не снискали уважения к себе и находятся на второстепенных ролях.

*

Мир Эарвы разделен на фракции, относящиеся к тем или иным религиозным организациям, поэтому в романе очень много затронуто теологических вопросов. Так же в романе много внимания уделено теме войны. Что же такое Священная война и неужели, не все войны священны? Для одних Священная война — извращенный способ восстановить империю, для других — корыстное орудие богатства и славы, средство для достижения некой таинственной цели, дешевый способ искупить безрассудно потраченную жизнь. Есть и такие, кто видит в ней возможность для отмщения за обиду, которая отравляет душу на протяжении долгих лет. Как получилось так, что в рамках соперничающих наций и враждующих религий Священной войной стали править именно эти мелкие страсти? Об этом мы узнаем в следующей книге серии под названием «Воин-пророк». Продолжение следует...

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько раз начинал читать, бросал, потом смотрел на высокий рейтинг и хвалебные рецензии и снова начинал. И снова бросал в итоге. Налицо чисто коммерческий подход к созданию произведения. Автор не пытается придумать и проработать мир, он просто взял существующие исторические реалии, придумал для них кучу сложнопроизносимых названий и выдает это за что-то свое. Но для того чтобы создать новый народ в фентези недостаточно просто точно описать византийцев называя их аксрхмакаами, например. А если фантазии на свое не хватает, что понятно, не каждый Толкин, то зачем язык ломать? Называй все как есть — византия, иерусалим и тд ну или хотя бы похоже. Так читатели хотя бы сразу поймут что к чему и не будут путаться.

Помимо общего подхода видно нежелание автора возиться с деталями и его явная некомпетентность в некоторых вопросах. Сражаясь на легких клинках люди у него замирают с мечами над головой, а во время боя делают подсечки! Очевидно автор представляет фехтование так как его изображают в китайских боевиках. От супер могущественной магии защищают амулетики которые, де, не позволяют магу воздействовать на человека. Почему маг не может своей магией обрушить на человека с таким амулетом вполне натуральный, немагический, потолок, или расплавить у него под ногами землю — не объясняется. Не может и все тут. Нужно было быстро придумать слабость для магов, а уж продумывать в мелочах — некогда, нужно быстрее остальные части писать да бабло рубить.

Оценка: 3
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В мире твёрдой научной фантастики есть «Ложная слепота» Уоттса, в мире реализма есть «Песнь камня» И. Бэнкса, в мире киберпанка есть «Нейромант». В 2005 в ряд к этим произведениям добавилась трилогия «Князь пустоты» Р. Скотта Бэккера. Если вы читали хоть что-то из перечисленного мной, то уже представляете, что вас ждет, когда вы отроете «Слуг темного властелина». Лично у меня эти книги вызывают, в первую очередь, две мысли — неоднозначность и сложность восприятия.

«Слуги темного властелина» — фэнтези непростое во всех отношениях. Бэккер безжалостно относится к своим читателям. Он не делает поблажек, не старается идти навстречу и заигрывать. Бэккер пишет очень языком, который тяжело переваривать. Автор придумал множество имён и названий, они совершенно не запоминаются, не спасает даже блокнот и ручка. Дело не упрощается и из-за того, что повествование в полном смысле рваное — ПОВ, который появляется в самом начале, делает камбэк лишь в финальной трети книги. К этому моменту уже забываешь, кто же это такой, чем он занимался. Не успеваешь и понять героев, их мотивацию и цели. Отсюда создается стойкое впечатление, что персонажи — картонные. Приходится напрягать мозг, чтобы видеть между строк (отнюдь не считаю это неблагодарным занятием, но всего должно быть в меру, особенно, если это фэнтези, за сложностью я мог бы отправиться в раздел «философия»). То же самое с событиями. Бэккер описывает большой промежуток времени — целый год. Он напрочь выбрасывает пустопорожние пересказы того, как тот или иной персонаж добирается из пункта А в пункт Б. Исключение — моменты, когда в пути что-то происходит. Короче говоря, у автора нет «водяных путешествий», зато хватает воды в виде монологов, рассуждений. Иными словами, читать очень и очень непросто. Нахрапом такое произведение не возьмёшь. Но хватит о сложности, о ней вам расскажет каждый, кому не лень.

Сюжет повествует о Священной войне, точнее о подготовке к ней. Скорее всего, Бэккер только создает плацдарм для грядущих событий. Шрайя объявляет о сборе войск, он намеревается отбить священный город Шайме. Однако, не всё так просто, как хотелось бы Шрайе Ментанету. Сил, которые можно взять в своей стране, слишком мало для такой большой цели, поэтому Мейтанет ищет союзников. Политический подтекст романа порой перекрывает все остальные, поскольку помимо разных стран, есть еще и разные школы (организации) внутри этих стран. Как водится, школы эти враждуют друг с другом. Автор использует это себе во благо — показывает происходящие события с разных точек зрения. Увидеть подготовку к Священной войне мы можем через адепта Завета, через Богоподобного Императора, через кочевника-скюльвенда, через ассасина-дунианина. И пусть повествование от этого рваное, зато оценка событий близка к объективной.

Помимо Священной войны есть и ответвления сюжета. Самым интересным тут является, на мой взгляд, тайна дунианина. Кто он такой? Какую ему роль отводит Бэккер? Вопросов много, ответов меньше в разы.

Что мы имеем в сухом остатке? Непрописанный мир, непрописанных персонажей, магию, которая ничем не обусловлена (Сандерсон тут должен усмехнуться), отсутствие переживаний за героев (не успеваешь привыкнуть к ним даже). Но при этом интригу в виде загадочной фигуры Келлхуса, интригу в виде мира, потенциал которого огромен. Моя оценка — это скорее аванс, нежели что-то фактическое. Я планирую прочитать всю трилогию (как минимум), ведь это уже третья попытка познакомиться с «Князем пустоты». Для тех, кто сомневается, советую запастись словарем (он есть в заключительной части трилогии), блокнотом и ручкой, плюс вагон терпения. И то не факт, что дочитаете. Но попытаться стоит. Между строк у Бэккера чувствуется что-то грандиозное.

Оценка: 7
– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде всего, хочется заметить, что заслуживают страшной кары переводчики и редакторы, меняющие необычные и имеющие прямое отношение к содержанию названия вроде «Тьма, что была раньше», на нечто настолько попсовое, что даже у законченных графоманов вроде меня скулы сводит. Я бы их заставил до конца жизни переводить и редактировать исключительно Сальваторе, Нормана и наших самых суровых МТА.:nunu2:

А еще раздражают эти бесконечные «юбочки» на мужиках. Не потому, что не штаны, а потому, что из-за стараний переводчицы, присобачившей уменьшительно-ласкательный суффикс где не надо, перед внутренним взором проходит не колонна суровых воинов-победителей, а гей-парад:insane:

Теперь, относительно самого текста.

Начало вызвало стойкие ассоциации с ницшевским «Так говорил Заратустра» (тоже в некотором роде фентази :biggrin:) Такое же пренебрежение всем ради идеи и ее навязывание читателю. Я не люблю когда мне что-то навязывают, даже те идеи, с которыми, я, в принципе, согласен.

Ну да ладно. Пока Келлхус изучал Homo sapiens в естественной среде, читать было интересно.

А дальше пол книги идут мытарства Акхеймиона, проститутки и еще кучи персонажей проработанных, но откровенно жалких и совершенно не интересных. Все эти их переживания не трогают ну совсем. Поневоле, глаз начинает соскакивать со строчи и выхватывать отдельные фразы из абзацев. Проработанных персонажей я люблю, но должно же быть в них хоть что-то симпатичное! Хоть в чем-то они должны быть сильны! Единственные более-менее интересные герои, про которых интересно читать, Это Конфас, Найюр и Келлхус. С Келлхусом тоже не все гладко, по тому, что ходячей ЭВМ симпатизировать трудно, но он, по крайней мере, не переживает каждое событие на десяти страницах и у него есть какая-то непонятная и даже, возможно, иррациональная цель, которая гонит его и делает хоть немного человечным.

Тут еще хвалили мистическую часть. На меня она особого впечатления не произвела. Магия прописана чуть более, чем никак. На сколько я могу судить, ей отведена роль красочных фейерверков на заднем пане. Хоры — это очень топорный прием, на мой взгляд. Когда надо автору — будут фаерболы, когда не надо — на всех будут хоры.

Зверинец Консульта тоже не впечатляет. Да, не набившее оскомину «мировое зло», но этот парад уродов не на много лучше. В аниме такого добра — самосвалами вози.

Дуниане тоже не были открытием. Уши Бене Гессерит и, немного, Шаолиньского монастыря видны незамутненным тьмой, что была раньше взглядом. :glasses:

Единственный магический фокус, который мне понравился, это сны Сесватхи.

В общем и целом, книга производит впечатление, хе-хе, типичнейшей графомании МТА. :lol: Нет, кроме шуток: у нас есть типичнейший Марти Сью по имени Келлхус. Он, как положено, непомерно умен, силен и вообще непобедим. Он бродит по миру, «приключается» и «делает» всех встречных и поперечных. У него даже, как у всякого Марти Сью, есть, ха-ха, «избранница». Ага, Найюр. :haha: Нет, упаси изначальное Дао, у меня и в мыслях не было намекать на любовные отношения. Беккеру нафиг не нужна любовь, ему нужен соперник-собеседник для его непревзойденного Келлхуса. И нужно ему это все не из-за графоманского зуда, а для того, чтобы изложить свои воззрения, но вообще ситуация до смешного похожа. (Кстати, автор то ли сомневается в умственных способностях прекрасного пола, то ли просто его недолюбливает, но ни одной разумной или хоть чем-то интересной женщины я в книге не встречал)

И вот придумал Беккер свой графоманско-философский опус и понял, что как философский трактат, может и ничего, а на литературу совсем не тянет.:val: И начал он тогда его улучшать. Что нужно книге, чтобы ее с интересом читали и хвалили?

Проработанный мир? — Пожалуйста, с тысячелетней историей, разными языками и народами. Все как полагается.

Разбавить философию приключениями и экшеном? — Нате вам.

Проработанных персонажей? — Для философа по образованию это легко.

Насилие и секс? — это любой МТА сможет.

Разумеется, все ровно настолько, чтобы не убить главной морали. Так что всех, кроме Келлхуса, мы так и быть, сделаем проработанными, но сирыми и убогими. А то, не дай бог, читатель еще решит, что какая-то проститутка все же в чем-то лучше его ненаглядной белокурой бестии.

Конечно, все это домыслы и, наверно, Беккер писал и думал совсем не так. Но мне за фасадом эпической фэнтази упорно видится не то очередная графоманская нетленка, не то работа в духе того же «Заратустры».

Что касается философии, книга писалась ради двух постулатов (лично я столько насчитал) «все люди живут во сне» и, собственно, «тьма, что была раньше». Первый не нов, со вторым бы я поспорил. Хотя, все равно, философские разговоры — самая интересная часть.

Относительно того, что это «темное фэнтази». Скажем так, в книге много секса, грязи и событий в духе «рука, нога мозги на стене» (с). А вот мрачной атмосферы, как в «Черном отряде», например, почти не завезли. Так что мне очень хочется назвать эту книгу «Фэнтезийным сплэттерпанком».

В общем и целом, не совсем в пустую потраченное время, но продолжение буду читать только если мне кто-нибудь его подарит.

Оценка: 7
– [  40  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большего, гораздо большего ожидал я от первого романа эпопеи «Князь пустоты». Но, по-порядку. Замысел романа в целом оставил самое приятное впечатление: большое количество оригинальных, ярких героев обеспечивают необходимое эпическому роману многоголосье (или «полифонию», как сказал бы М. Бахтин), поступки героев предсказать невозможно, действие развивается в нескольких параллельных сюжетных линиях, стремящихся соединиться в одной точке, в самом воздухе романа разлито просто физически ощутимое предчувствие ожидаемой катастрофы, второго Армаггедона. Однако, к середине книги напряжение спадает и меня, как читатателя, начинает кое-что весьма сильно раздражать. Это «кое-то» — постоянные внутренние рефлексии всех без исключения главных героев. Вообще-то, я всегда рад психолдогизму, наличию у персонажей своего неповторимого внутреннего мира.Но здесь дело зашло слишком далеко: все ГГ (Келлхус,Ахкеймион, Найюр, Эсменет, Пройас, Конфас), да и второстепенные персонажи словно сошли с кушетки американского психоаналититика. Такое впечатление, что вся психология героев создавалась с помощью пособий, составленных последователями «дедушки» Фрейда. Приведу один яркий пример: «Насилие между мужчинами порождает непостижимую близость» (из размышлений варвара Найюра) — как хочешь так и можешь трактовать это «непостижимое» высказывание.Но и это было бы пол-беды. Главная беда в том, что между потоками сознания варвара, колдуна-шпиона, принца-воина, проститутки и т д. нет абсолютно никаких различий (национальных, социальных, образовательных и даже стилистических) — идет один гипертекст «подсознания». В результате дикий варвар и проститутка мыслят теми же категориями, теми же словами, что и адепт колдовской школы или император. Что же касается перевода... А. Хромова зарекомендовала себя отличными переводами Биггла и Страуда, но как вам вот такой отрывок: «Я все еще жив, потому что отец мой прошел через ваши земли, когда ты был еще юношей. Он совершил здесь некое преступление, за которое ты стремишься отплатить. Я не думаю, что сможешь меня убить, хотя таково твое желание. Ты слишком умен, чтобы удовлетвориться заменой. Ты понимаешь, какую опасность я представляю, и тем неменее все еще надеешься использовать меня как орудие для удовлетворения твоего более сильного желания Таким образом мое положение зависит от твоей цели».

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне непонятен весь хайп, который в свой время вырос вокруг Бэккера. В сравнении с гранд-мастерами фэнтези — Джорданом, Толкином, Куком, Хобб — Бэккер выглядит очень невыразительно. Оформление от «Эксмо» с обложками Шикина выглядит очень классно, но перевод слабейший. Новые переиздания от ФанЗона я не читал, потому что не думаю, что они сильно исправили произведение, и покупать абсолютно те же самые книги в новом переводе задорого счёл ненужным. Также мне непонятно, зачем в начале каждого тома нужно было пересказывать всю предысторию. Язык и стиль очень тяжеловесные и однообразные, все герои говорят одинаково вне зависимости от их образования и рода деятельности, словно все с конвейера сошли. От самого же романа веет даже какой-то шизофренией. Конечно, автор проделал огромную работу в создании и проработке мира и лора, различных культов и религии, но ему далеко до признанных демиургов фэнтези. Таланта, наверное, не хватило, — реализация подкачала.

Оценка: 6
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень занудная. Сюжет развивается медленно, повествование идет неспешно, с массой деталей, которые в общем то и не нужны ни для развития сюжета, ни для понимания характеров героев. Особенно неудачно постоянное повторение: из главы в главу герои возвращаются к одним и тем же событиям и переживаниям, смакуют детали своих былых поражений и унижений. Этим вообще грешит современное фэнтези: авторам почему-то кажется, что чем больше будет деталей, подробнее описание самых низменных поступков, чем заумнее имена и названия, тем достовернее придуманный ими мир. Герои при этом должны быть сплошь негодяи, случайно совершающие хорошие поступки. Именно всеми этими недостатками и грешит роман: теряешься в многочисленных трудночитаемых именах, названиях, событиях. Через несколько глав душевные переживания героев становятся скучными, а затем и просто — раздражают.

Если задумка была в том, чтобы показать, что слугами Зла нередко непроизвольно становятся обычные люди, совершающие необдуманные, глупые или эгоистичные поступки, то она явно не удалась. Тогда и Темный Властелин должен быть таким же: приближенный к обычным людям, понимающих их желания и поступки, живущий среди них, а не действующий чрез посредников. А не карикатурный персонаж, являющийся в образе ворона с человеческим лицом и вещающий штампованными фразами. В результате — скучно и не страшно.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ни разу в жизни я не прибегал к помощи глоссария в фэнтези-книге. Никогда мне не требовались сторонние источники, чтобы разобраться в происходящем и персонажах, ни у Мартина, ни у Джордана, ни у кого-либо еще. Никогда, до этого самого момента. «Тьма прежних времен» вынудила меня несколько раз заглядывать в конец книги, дабы не заблудиться в повествовании. Однако, здравствуйте.

Р. Скотт Бэккер – один из «локомотивов» фэнтези-серии издательства Фанзон. В свое время книги этого автора прошли мимо меня, но недавно у меня дошли руки и до них. Первое, что бросается в глаза: у «Тьмы прежних времен» очень высокий порог вхождения. Уровень зубодробительности местного лора можно сравнить с уровнем зубодробительности научной составляющей «Ложной слепоты» Питера Уоттса. При этом нельзя сказать, что Бэккер создал настолько уникальный и непривычный мир. Тут дело скорее в обилии сложных для восприятия терминов и имен, да в многочисленности различных взаимодействующих фракций. Мозг неподготовленного человека просто отторгает незнакомые слова, еще и такие сложные для прочтения, не говоря уж о произношении, в результате чего смысл прочитанного активно ускользает. Такое положение дел продолжается примерно первые четыре главы, затем чтение становится намного проще и интереснее. Видимо мозг привыкает к нагрузкам и смиряется с ними. Занятно, что таких проблем у меня не возникало при знакомстве с «Многоруким богом Далайна» Святослава Логинова, хотя там автор действительно придумал новую вселенную и ввел в повествование громадное количество новых терминов. Видимо Логинов более снисходителен к читателю.

Сюжет романа в целом достаточно прост, если разобраться с положением сил и отвлечься от обилия деталей. Вот мир, где когда-то давно произошел Апокалипсис и сейчас намечается второй. Вот пять основных персонажей, преследующие свои цели: колдун, блудница, император, воин и князь Атретау. Все они присоединяются к Священному воинству, дабы одолеть своих врагов и добиться желаемого. Масштабы желаемого тут, понятное дело, разнятся: блудница, по сути, хочет любви и счастливой жизни, император жаждет выгоды, воин — отмщения, у колдуна великая миссия, а вот помыслы князя довольно загадочны и не так просты, как кажется. Помимо этих пятерых в книге активно действуют еще несколько десятков различных героев, среди которых даже есть нелюди. Самый интересный персонаж, он же самый главный и центральный для авторского мироздания, — это князь Атретау, Анасуримбор Келлхус. У него достаточно необычные способности и манера общения: то он легко и непринужденно вступает в схватку с отрядом вооруженных бойцов и побеждает, то может несколько страниц подряд предаваться глубоким размышлением или философскими диалогами, сбиваясь на фрейдизм, софистику и тому подобное.

Больше всего книга напоминает странный коктейль из «Властелина Колец» и «Дюны», замешанный на любовных утехах и различного рода отклонениях. Читать достаточно интересно, но очень специфично и попросту странно. Роман придется по душе не всем, но попробовать стоит, написано произведение качественно и, что называется, с душой.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рекомендации Фантлаба предлагали этот роман давно, но только в этом году смог прочитать. Роман ли это? Нет, скорее завязка длинного сериала с небольшой рекламной экпозицией на 500 страниц. Пока не стало понятно, что это краткий пересказ событий первого крестового похода в фентезийом антураже, — очень тяжело расшифровать попытки автора как-то дать описания и донести интриги и хитросплетения действующих сил. Как сразу стало все по своим местам — дикие франки, Римская империя с базилевсом, печенеги/венгры/болгары, — более менее занятно, но не более одного вечера с бокалом вина.

Как говорится — в реальности все было более закручено и интересней.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну просто очень много «букф» во всех труднопроизносимых и абсолютно незапоминающихся комбинациях. Это далеко не Песнь льда и пламени — поисковик fantlaba вводит в заблуждение (во всяком случае со мной так и произошло). До Аберкромби Бэккеру еще дальше. Читать тяжело — устаешь от многостраничных самокопаний героев. Действий очень мало -редкое оживление повествования. В общем удовольствия от чтения не получаешь и бросить жаль, ведь столько уже прочитал, времени потратил, авось впереди что то ждет замечательное, рейтинги вон какие. Так и читаешь дальше — смотришь сколько страниц до конца осталось.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Dark Fantasy? Нет, для этой книги нужно вводить новый жанр: “Рефлексивное фэнтези”. Хотите узнать о столкновении религий, о судьбах народов и войне магов? А узнаете о переживаниях шлюхи, сомнениях шпиона и сожалениях война. Сотни страниц самокопаний, съедающих героев саги изнутри. Тысячи предложений рефлексии, которая точит их как червячек дерево. Миллионы букв несбывшихся надежд. Литры воды, льющихся со страниц этой прекрасной книги, смогут наполнить ваш бассейн, а если у вас его нет, то хотя бы полить вам грядки на даче. Богатый внутренний мир героев, как дождь, длинными осенними вечерами, будет лить и лить вам на голову и прогонять котов с улицы. Он заменит вам душ, можно будет просто открыть эту книгу и чужая рефлексия заструиться на вас, чистейшими хрустальными каплями, смывая все ваши ожидания. Вы сможете заваривать в ней чай и поливать цветы, мыть руки и доливать её рыбкам в аквариум. О, вы не представляете, насколько её здесь много.

Вот только сколь-нибудь симпатичных героев, заставляющих вас им сопереживать нет. Они в соответствии с жанром “Dark”, будут страдать и мучаться всю книгу. Шлюха раздвигать ноги, вспоминать мертвую дочь, и размышлять о том что она уже не та что раньше, маг-шпион будет винить себя в смерти ученика и мучаться от любви к шлюхе, монах-робот-джедай хладнокровно использовать других людей и вобще ничего не чувствовать, император сочится чувством собственного величия и упражняться в словесных пикировках, его военочальник и племянник мечтать о том, как он станет круче своего дяди, воин-варвар убивать и ненавидеть всех вокруг, его рабыня будет страдать в сексуальном рабстве и вспоминать свое сексуальное рабство прошлое. Из них только Друз Акхемийон может считаться на сто процентов положительным персонажем, но для того, чтобы завоевать любовь читалей, ему катастрофически не хватает харизмы, либо уделено слишком мало “экранного” времени.

Многие пишут, что в книге столько географических названий и мест, что в них очень трудно разобраться. И да и нет. Да, тут много трудно произносимых и непривычных имен, но сложность тут не в этом. Дело в том, что автор сваливает в одну кучу названия народов, социальных классов, религий и должностей, и никогда это не обьясняет: Нансур, Айнон, Кишаурим, Фаним, Айнрити – что из этих названий название народа, а что религии? А Кишаурим так вобще название магов, но только у народов исповедующих религию Фаним. Без бутылки не разберешься.

Насилия, чернухи, кишков и мерзостей, про которые некоторые пишут, я не увидел. Постоянно встречаются какие-то гомосексуальные намёки (у автора с этим проблемы?) и присутствует две с половиной более-менее подробных сцены секса, в двух из которых учавствует шлюха (работа у ней такая). И если не заострять внимание на том, что это секс с демонами в человеческом обличии, то эти сцены вполне традиционны и гетеросексуальны. А вот оставшиеся полсцены это мастурбация с демоном птицей, вот её можно назвать дурацкой и ненужной. А насчет пыток и насилия, его тут даже меньше чем в “Игре Престолов”, а уж если сравнивать с Аберкромби, Гудкайндом, Вегнером, то уровень насилия тут вообще “детский”.

Это книга не для расслабона, не на один вечер и не для шумной электрички. Если вы готовы вдумчиво и неспешно погружаться в депрессивный мир, готовящийся к религиозной войне, запоминать много имен и названий, переживать горести и лишения вместе с героями этой саги, то эта книга вам понравиться. Снимаю балл, за перегруженность текста бесконечной рефлексией и отсутствием героев, которым хочется сопереживать. Возможно моё мнение слишком субъективно и можно было бы снять еще один балл, но Скотт Бэккер попал прямо в яблочко – мне хотелось именно такого мрачного и сложного произведения, в который нужно вникать, запоминать имена и учить даты.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чтение этой книги — отнюдь не увеселительная прогулка. Начиная от труднопроизносимых имён, закачивая сложной религиозной и политической системой — всё в этой книге так и норовит вынести вам мозг. Множество национальностей, тайных культов, политических коалиций... Но самое главное — стиль и манера подачи. Это настоящая проверка на прочность психики! Откровенные и пошлые сцены секса, философские выкладки — и всё в вязком мраке нависшей, как Дамоклов Меч, угрозы от по-настоящему пугающего Тёмного Властелина (Саурон, по сравнению с ним — это ещё цветочки). Тьма сгущается с каждой страницей. Но, преодолев тяжелую атмосферу, можно увидев очень убедительных героев — человечного Ахкеймиона, сверх-властного и мистического Келлхуса, хрупкую и одновременно сильную Эсменет, несчастного и мужественного Найюра. За героев — 10. За безумный мрачный мир, в котором не хочется оставаться ни на секунду — 2. В итоге — 6. Я читал всю трилогию полностью, проглотив немало успокаивающего, чисто ради принципа. Но в этом мнении о романе-эпопее не усомнился. Very-very dark fantasy для сильных духом и умом. Граничащее с безумием чтение, не для слабонервных. Уверен, что никогда не буду перечитывать, слишком негативно, но на полке для коллекции оставлю. Хотя, с радостью бы подарил настоящему ценителю чёрной романтики, но не хочу связываться с почтой... Пусть стоят. Я это осилил пару лет назад, я смог! А теперь — вычеркнуть из памяти, заменить в ней «Дюной» и «Властелином Колец». У меня всё.

Оценка: нет
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взялся-таки, после стольких лет наблюдения, за Бэккера с его «Князем пустоты». Есть книги, которые захватывают и несут читателя своим драйвом и напором (а-ля Аберкромби), есть книги, что заставляют неспешно дрейфовать в океане мелочей и деталей (это наш Бэккер).

Я прочитал пока что только первую книгу цикла. Честно, поначалу мне показалась эта книга эдакой политической исторической прозой с небольшим оттенком фэнтази (первая половина книги). Все эти политические игры, вся эта атмосфера книги с её тягучим текстом, где Бэккер тщательно прописывает каждого персонажа, все его мысли и чувства, — иногда это доводило до того, что я начинал абстрагироваться и погружался в эдакий лёгкий транс, витая где-то между строк. Во второй половине книги уже больше действия. Никуда не делись политические интриги, душевные терзания героев (на несколько страниц) и постельные сцены (не упомянул о них раньше, но их там в изобилии, при чём некоторые в довольно изощрённом или даже извращённом виде). В принципе, всё это не портит книгу, но делает её достаточно непростой для чтения. Лет 5-7 назад я бы вряд ли оценил товарища Бэккера с его непомерной педантичностью (да-да, это тот автор, у которого всё по полочкам и в этом «порядке», наверное, на 100% может разобраться только он сам). Я книгу усвоил, думаю, процентов на 70-80 в плане понимания мира и персонажей. Уверен, кое-что во всём этом нагромождении политических и магических фракций, семьях, фамилиях, обычаях и верованиях я упустил.

Больше всех понравился Келлхус. Я действительно поверил Бэккеру, когда он его прописывал как мягкого, понимающего и ироничного человека. Но потом быстро себя одёргивал и вспоминал, что это не совсем обычный человек. Живущий ради своей миссии, чуждый слабостям и страданиям других людей, беспринципный манипулятор и интриган с толстым налётом социопатии. Очень интересно наблюдать, как он опутывает других людей своими сетями из лжи, лести и обещаний. Написано просто мастерски.

Неплох так же варвар Скюльвенд. На удивление умён и проницателен в отличии от своих зашоренных соплеменников. Будет интересно посмотреть на него в действии во время войны… А так же на сотрудничество со своими бывшими врагами.

Не буду здесь описывать всех героев, а остановлюсь на этих двух, что больше всех пришлись по нраву.

Книга, безусловно, написана превосходно. Есть свой неподражаемый стиль, есть свои идеи. Кое-что автор почерпнул из истории. Но кто из серьёзных фэнтазийных авторов этим не грешит? Думаю, ставлю эту оценку книге вполне адекватно. Выше среднего. Поставил бы ещё больше, если бы не излишняя детальность и затянутость. Нет, она-то книгу не портит, благодаря ей у этой истории есть определённый шарм, но и не совсем уж красит.

Вывод: книга ориентирована на взрослый контингент. Читать стоит тем, кто не боится тяжести повествования, мрачности текста, насилия, политической грязи и потребности размышлять и анализировать во время чтения, потому как Скотт не из тех писателей, кто всё преподносит на блюдце.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх