fantlab ru

Эрих Мария Ремарк «Время жить и время умирать»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.68
Оценок:
479
Моя оценка:
-

подробнее

Время жить и время умирать

Zeit zu leben und Zeit zu sterben

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 47
Аннотация:

Война. Страшная и ненавистная.

Эрнст Гребер — рядовой немецкий солдат —  впервые после двух лет войны на три недели отправляется в отпуск.

Три бесценные недели — времени жить!..

Он уезжает, чтобы вновь оказаться на войне — в городе, где бесконечные бомбежки… В городе, где жители боятся лишний раз вздохнуть, где никому и никогда нельзя доверить свои мысли и чувства, иначе — расстрел…

Но эти три недели, словно целая жизнь, в которой Эрнст становится совсем другим человеком, нашедшим любовь, счастье и недолгое успокоение… Чтобы, вернувшись на фронт, идти к другому времени — времени умирать…

Похожие произведения:

 

 


Время жить и время умирать
1957 г.
Время жить и время умирать
1959 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1979 г.
Время жить и время умирать
1981 г.
На Западном фронте без перемен. Время жить и время умирать
1990 г.
Время жить и время умирать
1992 г.
Время жить и умирать
1992 г.
Возвращение. Время жить и время умирать
1993 г.
Возвращение. Время жить и время умирать
1993 г.
Избранные произведения в 5 томах. Том 1
1993 г.
Возвращение. Время жить и время умирать
1995 г.
На Западном фронте без перемен. Время жить и время умирать
1996 г.
Время жить и время умирать. Жизнь взаймы
1998 г.
Время жить и время умирать
2003 г.
Время жить и время умирать
2004 г.
Время жить и время умирать
2009 г.
Время жить и время умирать
2009 г.
Время жить и время умирать
2010 г.
Время жить и время умирать
2010 г.
Не время жить в раю
2011 г.
Время жить и время умирать
2012 г.
Время жить и время умирать
2015 г.
Время жить и время умирать
2015 г.
Время жить и время умирать
2017 г.
Время жить и время умирать
2017 г.
Время жить и время умирать
2018 г.
Время жить и время умирать
2018 г.
Время жить и время умирать
2020 г.
Время жить и время умирать
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как вы представляете себе войну: Это подвиги солдат? Стратегические игры генералов? Статистика погибших и выживших? Это лишения, которые солдаты терпят на фронте? Ударный труд тыла? Это гробы и калеки? Свист пуль и грохот бомб? Что для вас война? Вам кажется, что вы знаете о войне все? Вы изучали войны по истории в школе, много читали исторических и фантастических произведений про войну. Какие-то из них были мажорными героическими, какие-то трагическими и грустными. Но так просто, лирично и душераздирающе как Ремарк не пишет про войну больше никто. Война – это такая жизнь! Война – смерть! Когда придет смерть не знает никто. И остается только жить. Жить и любить. Жить и ненавидеть. Жить и выбирать – кем быть: Человеком или потерять человеческий облик.

Так близко войну вы еще никогда не видели. Она вокруг, она в душе. Она такая простая и обыденная , и потому такая страшная. И вместе с тем эта книга не о войне, а о жизни. О надеждах и потерях, о людях.

Вы должны посмотреть на войну глазами Ремарка. И, возможно, вам откроется новая истина о войне.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вот не верьте аннотации к этому изданию романа Ремарка. Потому что содержание и смыслы романа лежат совсем в другой плоскости, хотя генеральная антивоенная линия безусловно совпадает по вектору с аннотированной. И хотя в романе есть и зверства фашистов на оккупированных территориях и в особенности в СССР, и есть сочувствие автора борьбе прогрессивных сил, всё-таки главной мыслью Ремарка, вероятно, было стремление показать все ужасы и бессмысленность войны, всю малость человеческой личности и бессилие этой личности тому военному тотальному механизму, который образуется в военное время и подчиняет себе всё и вся, переламывая и если надо, то и перемалывая всё, что попадает в жернова этой страшной мельницы.

В качестве главного героя Ремарк выбирает обыкновенного немецкого солдата, не шибко героя (однако имеющего не одну и не две боевые награды), но и не трусливого подлеца, а простого солдата-ветерана, за плечами которого и французская компания, и африканский поход, и теперь вот уже длящаяся три года война на территории СССР. Гребер воюет, по сути, сразу с окончания школы, и все эти предыдущие компании воспринимались им, как и абсолютным большинством немцев, совершенно справедливыми и законными со стороны Германии, потерпевшей поражение в Первой Мировой и стремящейся восстановить «справедливость» по отношению к себе и своей стране. И даже все те потери среди своих и все те осмысленные и бессмысленные, но в любом случае неизбежные потери среди населения оккупируемых Германией стран воспринимались и Гребером и всеми немцами как неизбежное зло (о реакциях и отношениях к убиваемым и погибаемым упёртых наци и фаши мы здесь сейчас не говорим, потому что с ними вообще всё ясно, про них в других книгах можно прочитать). Однако русская кампания стала для Германии совсем другой, и когда рейх стал терпеть поражение за поражением и когда война, пусть пока только в виде бомбардировок немецких городов, переместилась и на германскую территорию, то многие немцы вдруг прозрели и протрезвели.

Наш немецкий солдат едет в очередной отпуск на родину, желания его понятны и просты — родители, отдых, встретиться с друзьями, навестить старика-преподавателя, возможно закрутить роман... Обыкновенные солдатские желания и чаяния. Однако реалии тыловой немецкой жизни теперь совсем иные, нежели когда война только начиналась — как говорится, и дым пожиже, и труба пониже. И Гребер вовсю хватил лиха и в поисках потерявшейся родительской семьи, и пережив бомбёжки союзной авиации, и испытывая сильные личные чувства и всё больше понимая, что ничего ему изменить невозможно и остаётся только исполнять свой солдатский долг.

Концовка романа автором сделана трагичной, и это безусловно верный ход, ибо иначе полетела бы к чертям собачьим суть ремарковской идеи и мысли — война бесчеловечна в любом случае. Нельзя было в этом романе делать хэппи энд. Вот Ремарк его и не сделал.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как ни странно звучит, «Время жить и время умирать» — Книга. Именно, Книга с большой буквы. Книга непростая, но Книга о жизни. Книга с множеством ответов, но оставляющая после прочтения ещё больше вопросов. Книга, о которой хочется забыть, но невозможно промолчать. Её невозможно оценить. Нельзя сказать, хорошая она или плохая поставить десять баллов или одну-две звёздочки. Разве можно оценить время жить или время умирать?

В школе мои сочинения практически всегда страдали: в основном они были написаны на тройку или четвёрку, пятёрка считалась большой удачей. Кто знает, возможно, за дальнейшие рассуждения моя оценка скатилась бы до двойки. А может быть, кто-нибудь и согласится со мной.

Ремарк научил меня не судить о Великой Отечественной Войне однобоко. На войне нет плохих или хороших (позднее я ещё вернусь к этому). На войне гибли все: евреи, русские, белорусы, украинцы, поляки и многие другие.

Но я никогда не задумывалась, а как же немцы? Как-то так, словно отвечает нам немецкий писатель Ремарк своим романом «Время жить и время умирать». Без оправданий, без осуждений. Будто главный герой, Эрнст Гребер, и есть автор. На протяжении всего произведения я не увидела (а, может, просто невнимательно читала), как он поносит или восхваляет Гитлера или Россию. Гребер самый обычный военный, выполняющий приказы начальства; самый обычный военный, которому впервые за два года войны удалось уехать в отпуск. Таким образом, Ремарк показывает не только жизнь и смерть на фронте, но и по пути домой, и в тылу, в родном городе главного героя, где жизнь и смерть также правят людьми. А между, сквозь и вокруг всего просочилась война. Даже возвращаясь домой в отпуск, Гребер сталкивается с войной и желанием жить:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По вагонам прошел патруль, он вылавливал легко раненных; их отправляли в городской лазарет. Весть об этом мгновенно распространилась по вагону. Солдаты, получившие ранение в руку, ринулись по уборным, надеясь спрятаться. Там началась драка. Более проворные старались запереть дверь, другие с яростью отчаяния выволакивали их.

— Идут! — вдруг крикнул кто-то снаружи.

Клубок человеческих тел распался. Двое взгромоздились на сиденье и, наконец, захлопнули дверь. Солдат, упавший на пол в этой свалке, с ужасом смотрел на свою руку в шине.

Маленькое красное пятно на бинте расплывалось все шире. Другой солдат открыл дверь, которая вела на противоположную сторону, и с трудом спустился прямо в крутящийся снег. Он прижался к стенке вагона.Остальные продолжали сидеть на своих местах.

- Да закройте вы дверь, — сказал кто-то, — а то они сразу догадаются.

Гребер задвинул дверь. На миг, сквозь метель, он увидел лицо человека, присевшего за вагоном.

- Я хочу домой, — заявил раненый с намокшей от крови повязкой. — Два раза я попадал в эти проклятые полевые лазареты и оба раза меня выгоняли из них прямо -на передовую, а отпуска для выздоравливающих так и не дали. Я хочу на родину.

Простые люди, уставшие воевать. Они хотят всего лишь домой, увидеться с семьёй. Но из-за странных убеждений стоящих у власти людей это становится невозможно. Невозможно даже иметь собственное мнение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— И вовсе русские не арийцы, — вдруг заявил человек, похожий на мышь, у него было острое лицо и маленький рот. Он до сих пор молчал.

Все посмотрели на него.

- Нет, ты ошибаешься, — возразил плешивый. — Арийцы. У нас же был с ними договор.

- Они — ублюдки, большевистские ублюдки. А вовсе не арийцы. Это установлено.

- Ошибаешься. Поляки, чехи и французы — вот те ублюдки. А русских мы освобождаем от коммунистов. И они арийцы. Конечно, исключая коммунистов. Ну, разумеется, не господствующие арийцы. Просто рабочие арийцы. Но их не истребляют.

Мышь растерялась.

- Да они же всегда были ублюдками, — заявила она. — Я знаю точно. Явные ублюдки.

- Теперь все уже давно переменилось, как с японцами. Японцы теперь тоже арийцы, с тех пор как сделались нашими союзниками. Желтолицые арийцы.

- Вы оба заврались, — заявил необыкновенно волосатый бас. — Русские не были ублюдками, пока у нас с ними был пакт. Зато они стали ими теперь. Вот как обстоит дело.

- Ну, а как же тогда ему быть с ребенком?

- Сдать, — сказала Мышь с особой авторитетностью. — Безболезненная смерть. Что же еще?

- А с женой?

- Это уж дело начальства. Поставят клеймо, голову обреют наголо, а потом — концлагерь, тюрьма или виселица.

- Ее до сих пор не трогали, — сказал Бернгард.

- Вероятно, еще не знают.

- Знают. Моя мать сообщила куда следует.

- Значит, и начальство непутевое, расхлябаннее. Люди разложились, значит, им и место в концлагере. Или на виселице.

- Ах, оставь ты меня в покое, — вдруг обозлился Бернгард и отвернулся.

- В конце концов, может, француз — это все-таки было бы лучше, — заметил плешивый. — Они только наполовину ублюдки — по новейшим исследованиям.

- Они — выродившаяся промежуточная раса... — Бас посмотрел на Гребера. Гребер уловил на его крупном лице легкую усмешку.

Какой-то парень с цыплячьей грудью, беспокойно бегавший по комнате на ногах, вдруг остановился.

- Мы — раса господ, — заявил он, — а все остальные — ублюдки, это ясно. Но кто же тогда обыкновенные люди?

Действительно, а кто же тогда обыкновенные люди? Как показывает дальнейшее повествование (или сама жизнь) обыкновенных людей можно встретить в Гребере, Элизабет, школьном учителе Польмане или Йозефе.

И все они живут. Им посчастливилось жить, хоть и среди бомбёжек, сгоревшего дома Элизабет, погибшей пятилетней девочки с младенцем на руках.

Две недели отпуска Гребера пролетели для меня за два дня; и вновь пора возвращаться на фронт, к завершению книги, где опять встречаются пленные русские. Именно в самом конце книги, дочитывая последние абзацы, я была потрясена до глубины души. Поступок Гребера, выстрел русского старика, — всё это порождало во мне миллион вопросов, ответом на которые, наверное, будет лишь одно. На войне нет плохих или хороших.

P.S.: На войне нет плохих или хороших. А где же они тогда были? За всё время чтения я никак не могла отделаться от навязчивого чувства «оглядки». Можно сказать, читала с оглядкой. Читала и задавала себе вопросы: а как бы русские поступили с пленными; стали бы они принимать помощь от людей, подобным Альфонсу Биндингу; вели бы себя как те люди на пожаре, желавшие, чтобы и чужие этажи сгорели, когда твой уже уничтожен, или жалевшие дать кружку, чтобы напиться воды из общей бочки.

Но не этими словами хочется закончить свои разрозненные и противоречивые мысли. «Надо верить. Верить. Что же нам еще остается?» Верить, жить и чувствовать, что живы, — именно то, о чём думаешь, чему радуешься и что следует помнить в трудную минуту после прочтения книг Ремарка.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эрнст Гребер — молодой немецкий солдат, который воюет на территории Советского Союза в тот период войны, когда немецкие войска уже потерпели ряд крупнейших поражений и по всему фронту начали откатываться назад, перейдя из положения непобедимой армии, которая дает возможность солдатам посмотреть на мир в разных странах, в положение армии, поражение которой уже видится неизбежным практически всеми и которая внезапно осознала, что теперь война переносится из чужих краёв в родной дом.

Гребер из того поколения молодежи, которое попало под влияние пропаганды нацизма и верило в то, что они делали. Верили в некую цель, ради которой они воюют. Верили ровно до того момента, пока они побеждали. А потом внезапно оказалось, что цели то никакой и нет. Что война — это война. Это грязь, разруха, убийства, страдания и боль. И не может быть никакой цели у всего этого. Оказалось, что их обманули, хотя даже в этот переломный момент это понимали еще далеко не все.

Их обманули, и они обманулись. Они думали, что они идут верной дорогой, а оказалось, что всё это ложь. Так ли это всё отличается от многих поколений до того и после того, которые были обмануты в той или иной стране, той или иной пропагандой? Ведь каждый думает, что он прав. Даже если со стороны очевидно, что это не так. Но ведь сложнее всего суметь признаться самому себе в том, что ты ошибался. Это очень тяжело. Гребер смог. А многие не могут. Даже когда отчетливо видят ложь — но как же страшно признаться самому себе, что всё что ты делал ради некой цели — было фальшиво, грязно и неправильно.

Кроме всего этого, есть еще время жить и время умирать. Хотя на войне всё это воспринимается иначе. Греберу удалось получить отпуск и на три недели он отправился домой, в Германию. Он надеялся там отдохнуть, попытаться переосмыслить то, что видел на фронте. Собрать мысли в единое целое. А вместо этого увидел всё тоже самое. Только теперь разруха, смерти и несчастья были не где-то там на чужбине, в чужой стране. А здесь, дома. Каково это — увидеть то, что ты творил на протяжении двух лет с другими, без особых зазрений совести, у себя дома? Когда это же делают с твоими близкими, в твоем родном городе. Ведь как хорошо воевать где-то там. Да, это тяжело. Но это совсем не тоже самое, как видеть поле боя в своем родном городе. Ужасы войны вместо тишины и спокойствия отчего дома.

Но даже здесь он находит возможность жить. И даже получить свою долю счастья. Ведь на войне каждый день за три, а неделя за год. Но жить хочется. Особенно если знаешь, что скоро возможно придет время умирать, а ты молод и ничего в этой жизни еще не видел, кроме войны. Которая оказалась никому не нужной.

Ремарк как всегда великолепен. Правда войны описана настолько реально, насколько это возможно. А такого описания бомбардировки в городе, от лица участника на земле, я еще нигде не читал. Такого реального и страшного.

Интересно читать взгляд на войну с той стороны. Такие же ужасы, какие были и в нашей стране. Но... читая это не отпускает мысль — да, это страшно. Но это вы виноваты в том, что произошло в вашей стране. Вы пришли к другим, посеяли там смерть и хаос, пожинайте же теперь плоды. И да, в чем виновны мирные граждане? Вроде и не виновны. Но ведь не зря говорят — все самые страшные вещи в мире происходят с молчаливого согласия равнодушных:

«Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить.

Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство.»

Они не виновны, но они ничего не сделали, чтобы этого избежать.

В другое время в другой книге был интересный эпизод:

«Владислав Петрович вспомнил громкое дело, когда возле радиозавода зверски изнасиловали, убили и расчленили двадцатипятилетнюю девушку. Он сам вел дело, и меньше чем за полторы недели преступники были пойманы. Трое. Одному дали пятнадцать лет, другому восемь, третьему три. Но на этапировании, когда их сажали в спецпоезд, чтобы отвезти в областной изолятор, под ноги преступникам с крыши вокзала швырнули гранату. Погибли все трое, с ними двое милиционеров, а еще семеро конвойных получили тяжелые ранения. Мстителя задержали, конечно, с оцепленного вокзала уйти не было ни малейшего шанса, он знал об этом прекрасно и даже не думал сопротивляться.

Следователь вздохнул, из памяти никак не лез последний допрос задержанного.

– Зачем ты это сделал? – спросил тогда Владислав Петрович с искренним непониманием. – Ведь они уже получили свое. А так пострадали невинные люди…

– Там не было невинных, – ответил молодой парень. – У всех было оружие, и никто не расстрелял этих скотов на месте. Как они собирались жить после этого?

Только когда парнишка ушел по этапу, мама задержанного сообщила, что именно его девушку изнасиловали и убили у радиозавода.»

Кто и в чем виновен или невиновен — вопрос сложный. Но еще более сложный ответ на этот вопрос. Ремарк его задает. А уж какой выбрать ответ — дело каждого из нас. И касается это не только давно минувшей войны. Но и каждого дня, который мы живем на земле и каждого решения, которое принимаем. И за все придется ответить. Главное, чтобы не было слишком поздно, как это случилось с Эрнстом Гребером. Но он хотя бы попытался...

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ремарк бесконечно прекрасен, но несколько однообразен. Хотя, скорее, постоянен, и это не недостаток. Просто «Время жить и время умирать» напоминает одновременно и «На западном фронте без перемен», и «Возвращение».

Разница в том, что, хотя действие начинается и завершается на передовой, основные события происходят в тылу, в небольшом немецком городке. Вот только война добралась уже и туда. Одно дело, будучи на фронте, понимать, что дело проиграно, и совсем другое, увидеть и ощутить это в родном доме. И всё же осталось ещё время жить — жить, и любить, и надеяться на будущее. Время умирать придёт потом, когда кончится отпуск, когда снова пойдёшь в бой за то, во что не веришь, и за тех, кого ненавидишь...

Сначала было некоторое мстительное чувство: мол вот, получИте, прочувствуйте на своей шкуре, что вы сделали с нами! Но очень быстро понимаешь, что это не выход, что умножение боли ни к чему не ведёт, только к всё большему круговороту страданий!

Хаос мыслей в голове. Я не могу написать рецензию на эту книгу, невозможно передать весь ужас того, что ты проживаешь вместе с ней. Ремарка надо читать, читать всем, и может быть когда-нибудь наступит мир без войны.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эрих Мария Ремарк — это один из моих любимых писателей. Иногда кажется, что еще лучше быть не может. Но тут Ремарк выдает поистине интересную историю о немецком солдате времен второй мировой войны — Эрнст Гребер.

Эрнст получает отпуск на три недели в Германию. Но по приезду домой, его самое худшее опасение сбывается. Город подвергается бомбежкам, а тот дом в котором он жил все свое детство — разрушен. Родители пропали без вести.

Теперь Греберу предстоит скитаться по городу, в надежде найти хоть какую нибудь информацию о них.

На протяжении трех недель, жизнь Гребера меняется. Он смог повстречать своих старых товарищей по школе, полюбить девушку.

Но три недели прошли, и он возвращается обратно на фронт. Где Германия терпит поражение против СССР.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
После нескольких атак взвод Гребера теряет большую часть личного состава. Гребер охраняет четырёх жителей, которых считают партизанами. Старик предлагает Греберу бежать с ними, однако Гребер отказывается. После внезапного прорыва русских Штейнбреннер предлагает убить жителей, Гребер пытается ему помешать, сказав, что жители не похожи на партизан и без приказа их нельзя расстреливать. В результате конфликта Гребер убивает Штейнбреннера и выпускает жителей. Старик поднимает винтовку и стреляет в Гребера.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Время жить и время умирать

Эти слова могут стать эпиграфом почти к каждой книге Ремарка. Это без сомнения самый реалистичный писатель своего времени. Он не боится поднимать сложные темы Сильное произведение, насыщенное событиями, размышлениями и, конечно же, чувствами. Книга пропитана всеобъемлющей любовью. Любовью разного рода. Любовью к женщине, к родителям, к родному дому, к старому учителю, к Родине, к жизни.

Никогда не читала подобного рода литературу. Я открыла для себя другой ракурс всех событий, до сих пор не могу понять, почему не думала раньше о том, как это было с той стороны, со стороны Германии…

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«а перед нами всё цветёт, за нами всё горит… Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит!».

Боль в сердце и грусть в душе вот что я почувствовала после прочтения этого романа. История которая заставляет задуматься о ценности нашей жизни, неминуемости смерти, ужасах и бессмысленности войны.

Мне как русскому человеку было интересно взглянуть на Вторую Мировую Войну глазами немецкого человека, оказаться, так сказать ,с другой стороны баррикад. Но что мы видим в итоге? Аналогичные мучения испытывают и обычные немецкие солдаты. Многие также не видят смысла этой войны, а просто хотят мира, оказаться дома в кругу любимых людей. Но им приходится идти на фронт иначе пострадают близкие. Они попросту стали заложниками ситуации. Мы можем наблюдать, что не все немцы были фашистами! Книга буквально пропитана негодованием и ненавистью к действиям Гитлера и его сторонников.

В своём романе Ремарк смог найти гармонию между романтикой и реалиями военного времени.

Отсутствие хорошего конца считаю правильным! Главный герой не относится к «людям с весьма эластичной совестью». Он не смог потерять человечность на войне ,и за это поплатился.

После прочтения остался двойственный осадок.С одной стороны роман заставляет задуматься о ужасах войны и о сопутствующей её трагической гибели людей, а с другой стороны начинаешь ценить то что имеешь сейчас.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ремарк держит марку (каламбур нарочитый) — его романы вне времени, вне контекстов и вне вкусов.

Простой немецкий солдат попадает после двух лет ожесточённых сражений на полях Второй мировой, тягот и лишений домой в отпуск. Он теряет родной дом, теряет связь с родителями, но вдруг во всех ужасных обстоятельствах — в налётах вражеской авиации, в дефиците, в пожарах, в мире ужаса и безнадёги случайно встречает свою любовь.

И у него есть всего несколько недель, чтобы пожить. Воздать жизни сторицей то, чего он был лишён, что забрала у него война. Прожить жизнь простого человека с простыми радостями — сытно поесть, тепло поспать, пообщаться с близким человеком и позаботиться о ком-то. Эрнст Гребер — не нацист, не сволочь, он простой, обыкновенный человек. Несмотря на весь депрессивный окружающий мир: с калеками, лишёнными крова людьми, гестаповцами и СС и пр., даже несмотря на спойлерное название («время жить и время умирать» не оставляет шанса главному герою, которому придётся вернуться на фронт) роман невероятно чистый, светлый.

Да, произведение очевидно антивоенное, философское и социальное. Но во многом в нём заложен главный посыл — нужно проживать жизнь, ценить её малые радости, не отчаиваться и попытаться быть порядочным человеком. И тогда, возможно, того что случилось — жуткая война — обойдёт нас стороной.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Время жить и время умирать» — цитирует Библию фронтовик в возрасте Екклесиаста Ремарк, жизнь которого состояла из этих отрезков: мир, война, мир, снова война в которой казнили его сестру...«Ах война, что ты сделала, подлая...» — сказал другой фронтовик Окуджава. Хорошие люди должны убивать других хороших людей, а те кто замутил эту грязь, жируют в тылу...Но в центре романа любовь, приносящая счастье! «Если не предъявлять к жизни особых претензий, то все, что ни получаешь, будет прекрасным даром»- резюмирует помудревший герой. В самом деле: как мало нам хватает для счастья! Но ради зависти, излишнего богатства и гордыни люди заваривают кровавую кашу...P.S. Опять появился пастор из «Черного обелиска», спасавший евреев — один из лучших образов пастора в литературе наряду с отцом Брауном и пастором Шлагом.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал в свободное от работы время, а когда работал – задумывался о тяжелой судьбе главного героя Эрнста Гребера, задумывался о его попытках осознать процессы, которые происходили как на войне, так и на его родине, где отголоски войны уже большим эхом отражались в душах людей – допустивших столь ужасный режим и столь ужасное безумие. Режим – который ради своей цели был готов погрузить пол Европы в море крови. Есть причина и следствие, поэтому народ виноват посколько-постольку как виноваты и все, унижение после подписания Версальского договора, где Германию лишили колоний и части её территорий, «а значит важных ресурсов для более-менее благополучного существования», обязав при этом выплачивать астрономическую сумму репараций, победобесие Франции и Великобритании, допущение и не предотвращение захватнических хотелок Гитлера и т.д. и т.п. Всё это и многое другое отразилось неизгладимым отпечатком на Эрнсте Гребере, аукнулось у него в сердце, оставшись осколком льда, который смогла растопить Элизабет Крузе, даровав Греберу – хоть малый, но всё-таки приятный «теплый» отрезок счастья на время его отпуска. Самый для меня запоминающийся герой, который может потягаться за звание главного героя, живой – говорю без какой-то там иронии, это Польман, школьный учитель, который многое уже чего понимает, который берет ответственность за то, что он совершил. Вероятнее всего – отравление ложью и его рук дело, но всё же, главное что совершенный проступок он осознал сполна, хотя и жаль, что для того, чтобы дойти до этого осознания – ему пришлось пройти через несколько кругов ада, и встречные вопросы Гребера – о войне, о преступлениях совершенных его учениками и т.д. Поставил его в тупик, он ужаснулся, перестав искать оправдание, что, кстати, и убедило Гребера, что оправдание – здесь уже ни к чему, они лишь проявление сброса ответственности с себя, коллективная ответственность – являет собой ответственность и индивидуальную. Брать на себя этот тяжёлый крест судьбы – и нести его до конца, вот тот правильны на мой взгляд выбор, который приняли Польман и Гребер.

Покаяться, сложить с себя,

Рок – тяготеющего дня.

И как бы не было жестоко,

Принять истории завет,

И оглянуться ненароком,

Махнуть с плеча и в тишине

Идти опять к своей судьбе.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Снова Ремарк пишет о войне, но это уже другая война. «Im Westen nichts Neues» был оголённым личным опытом, описанием трагедии крушения старого мира, гибели молодости целого поколения, обманутого всевластными стариками у кормила власти и гордыми прусскими юнкерами. Это была очень личная книга.

«Zeit zu leben und Zeit zu sterben» — другая книга. Надо сказать, я ожидал, что автор закольцует в этом произведении тематику войны, и напишет своего рода её «зеркало», будет развивать те же самые идеи «потерянного поколения», сгинувшего в пламени войны, ещё более ужасной, чем гроза 1910-х. Но нет, фронт остался на заднем плане, мы его видим лишь самым мельком, пусть даже эти моменты и поражают нас жутью до глубины души. Нет. Это другая книга, другая война... и другие немцы. Точнее, отношение Ремарка к своим соотечественникам стало другим.

В «Arc de Triomphe» есть момент, когда главный герой, врач-эмигрант Равик-Людвиг стоит на границе с родной страной, и плюёт на её землю вишнёвые косточки. Что должен чувствовать человек, которого предала Родина? Да, Родина тоже может предать, те, кого ты считал своими, могут стать абсолютными врагами.

Стиль Ремарка становится более холодным и отстранённым, и его больше интересует не фронт, а тыл, который подпитывает фашистский режим своей поддержкой или тупой лояльностью. Чтобы пойти против своего народа во имя собственных убеждений, нужно иметь смелость,и автор жестоко берёт вчерашнего « Reichsbürger» за шкирку, и суёт его нос в собственные испражнения, призывает их смотреть в лицо своему падению. Да, скажет кто-то, в романе многие персонажи-немцы — скрытые антифашисты, и это правда — честь и хвала тем, кто провёл тайный фронт против бесчеловечности Рейха, кто по крупицам сохранял всё светлое и достойное, что есть в великой германской культуре! Но Ремарк очень отчётливо показывает всю ту илистую муть, что подняла со дна общества волна нацизма,и показывает, насколько обыватели оказались падки на новую идею чувства собственного превосходства во всём мире, идею своей исключительности. Сторонники нацизма, вешающие на стену портрет родного фюрера предали, с моей точки зрения, свою страну, оказавшись добровольными пленниками фальшивого величия, ведь какой же это соблазн — поверить сладкоголосым и решительным речам нового вождя, особенно если у тебя нет ни капли чувства собственного достоинства! Недаром писатель не акцентирует своего внимания на военных преступлениях, он демонстрирует, насколько глубоко этот яд проник в тело общества, и как он отравил тысячи и тысячи людей. Ремарк не ненавидит фашистов, скорее он испытывает чувство брезгливости, которое мы испытываем, увидев нечто противоестественное и уродливое.

Жестокий текст. Не злой, но жестокий. И бесконечно печальный. Нет здесь той злой и горькой иронии, присущей, скажем, Генриху Бёллю. Ремарк показывает, насколько глубоко укоренены зёрна лояльности фашизму в простых обывателях, в добропорядочных, казалось бы, горожанах, радостно строчащих доносы, вешающих портрет фюрера в «красный угол», мечтающих тайно и явно о привилегиях «спецбуфета» нацистских чинов... Автор с явным и нескрываемым недоверием смотрит в глаза этим простым, лишённым рефлексии и подлинной человечности людям, понимая, что их сущность нисколько не изменилась.

Тем не менее, лёгкие вкрапления надежды есть и здесь. Люди, для которых важнее остаться людьми при любом режиме, и в окружении всеобщей, добровольной лжи. В тяжёлом романе-осуждении есть одновременно и жалость к тем, кто остался, и прощение тем, кто не смог поднять голову против ненавистного режима. Эти вкрапления человечности — как бывший учитель Польман! — и являются ростками надежды среди выжженной отравленной земли, и хочется верить, что ребёнок Эрнста Гребера, так никогда не увидевший родного отца, вырастет в совсем иной стране.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ремарк — это классика.

Поэтому, по его произведениям можно писать огромные отзывы, школьные сочинения, рецензии. Про «потерянное поколение». Про ужасы войны, пацифизм. Можно долго рассуждать о политике, фашизме и милитаризме. Про моральную ответственность. Про победителей и побеждённых. Бесконечные и вечные темы.

Но, вот перечитал я этот роман в очередной раз.

И подумал, что эта книга, в первую очередь, о любви.

Меняются политические режимы. Любая война рано или поздно заканчивается. А человек рождается — живет — умирает. И, пока пока ещё не пришло время умирать — время жить и время любить. Банально, но, это так.

Вот про это и книга Ремарка.

Молодой немецкий парень Эрнст Гребер четыре года на фронте. Ему — чуть за двадцать, а он — воюет четыре года! Треть сознательной жизни. Франция, Африка, Восточный фронт — Россия. Грязь, смерть. И, неожиданно, получает три недели отпуска! Это возможность попасть из ада в рай... Правда, в тылу, в Германии, не все так радостно.

Читаешь — думаешь, что книга должна получиться тяжелая и мрачная. На фронте ( весна 1944 года) — катастрофа, немецкие войска отступают, все понимают, что это — конец, поражение, дело только во времени. В Германии — жить страшно. Бомбежки, руины. Гестапо лютует. А впереди, у героя — опять фронт. И все, отпуска больше не будет! Три недели счастья, а потом — возвращение в ад войны. И, в перспективе — плен или смерть.

А роман — светлый! Добрый и приятный. Потому что, Эрнст Гребер — оптимист, умеет радоваться тому, что есть. И он — счастлив. Пусть не на долго, на три недели — но счастлив.

Эрнст любит жизнь. Любит людей. Встречает девушку, влюбляется, женится. Все рушится, мир летит в тартарары, а герои счастливы. Наплевать на ужасы войны, есть несколько дней, поэтому — надо жить.

Вот и вся мораль этого произведения — нужно любить жизнь, уметь наслаждаться каждым мгновением. А если рядом есть любимый человек — то это, вообще, счастье! Подарок судьбы.

Светлый и добрый роман.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга гениальная, раскрывает глаза на жизнь.

Герои книги живут в не простое время, в не простых обстоятельствах....

Но остаются людьми, пришла в голову такая метафора «они простые люди под без жальным катком судьбы»

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх