fantlab ru

Адам Нэвилл «Ритуал»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.45
Оценок:
715
Моя оценка:
-

подробнее

Ритуал

The Ritual

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Чтобы отвлечься от повседневных забот и проблем, четверо университетских друзей отправляются в поход в заполярные пустоши Швеции. В какой-то момент, в попытке срезать дорогу, они сворачивают в поросший многовековыми елями лес и теряют нужное им направление, углубляясь все глубже в чащобу. На третий день блужданий по лесу им попадается дерево, на котором жестоко распят какой-то лесной зверек. Затем они натыкаются на заброшенный дом, чердак которого служит убежищем для чучела какого-то отвратительного создания, и полуразрушенную церковь, подвал которой забит костями давно убитых людей. Очень скоро друзья узнают, что среди этих древних деревьев даже смерть приходит нелегко…

Награды и премии:


лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2012 // Роман — Премия им. Августа Дерлета (лучший хоррор роман)

лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2013 // Хоррор

лауреат
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2017 // Лучший роман / авторский сборник (выбор экспертов)

Номинации на премии:


номинант
Премия Нокт / Premios Nocte, 2014 // Зарубежная книга

Экранизации:

«Ритуал» / «The Ritual» 2017, Великобритания, реж: Дэвид Брукнер



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Ритуал
2017 г.
Ритуал
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Ritual
2011 г.
(английский)
The Ritual
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга стала флагманом серии «Мастера ужасов». Первая книга серии сразу взяла высокую планку доверия читателей, благодаря чему серия до сих пор цветет и пахнет. В свое время я не успел купить книгу именно в этой серии, она очень быстро продалась, поэтому пришлось брать другую версию, с кинообложкой. Так вот, «Ритуал» с кинообложкой вышел суммарным тиражом 15300, а «Ритуал» из серии МУ — 7200. По-моему, отличный показатель! С учетом специфического жанра, конечно...

Итак, чем же «Ритуал» собирается нас пугать? Четверо английских закадычных друзей решают сходить в поход в пустоши Швеции. Но чья-то вывихнутая нога и болючие мозоли заставили друзей свернуть с длинной дороги на открытой местности в лес, чтобы значительно сократить расстояние до города. Перспектива прогулки по густому дремучему лесу вряд ли порадовала друзей, но на тот момент это был лучший вариант. Плохая дождливая погода, усталость, накопленный негатив — вряд ли на все это рассчитывали ребята, которые просто хотели снять накопленный в обычной жизни стресс. Неожиданно они натыкаются на заброшенный покосившийся домик, в котором обнаруживаются кости, черепа, трупы животных и мумия козлочеловека на втором этаже. Все это наводит панику на друзей и интерес у читателей.

В общем, все по классике — заблудившаяся группа людей, страшные находки, назад дороги нет, только вперед, в гущу, вопреки проблемам. Роман поделен на 2 части. В первой части мы наблюдаем блуждание по лесу, страшные находки (расчлененный олень на елях, например), подозреваем, что в лесу творится то ли маньячество, то ли бесовщина. И это действительно весьма атмосферная и интригующая часть романа. Да, она неспешная, в ней не так много экшена, много разборок между друзьями (оказывается, не такие уж они и друзья на самом деле). Кажется, они сами готовы друг друга поубивать, но зачем это делать, если есть НЕЧТО в лесу, которое это сделает более изощренно.

Вторая часть романа практически полностью отводит страшный шведский лес на второй план. И вот тут начинается то, вокруг чего много споров у читателей. В книге появляются новые герои — группа 18-летних блэкарей, которые пьют самогон, гримируют свои лица в пэйнткорпс, рассказывают Люку (один из друзей) о том, что Норвегия страдает от навязанного христианства и что скоро будет кое-что интересное, надо просто подождать. Эти странные ребята рушат ту волнительную атмосферу, которая была в первой части. Но при этом они добавили в сюжет экшена и разнообразия. Блуждания по лесу уже начинали немного надоедать и в первой части, поэтому смена фона вполне себе хорошее решение.

Другое дело, что блэкари в книге как будто из начала 90-х, те самые, классические тру. Я не могу представить, что сейчас кто-то будет красить себе лицо просто так, сам для себя, чтобы поскакать возле костра под тремоло Бэтори и Дарктрон. Да и разговоры у молодых металлистов тоже какие-то не шибко интеллектуальные. Постоянно талдычат про одно и то же. Тут оправданий есть несколько — алкоголь и наркотики. Причем первое — подтвержденный в книге факт.

И в какой-то момент начинает казаться, что эти молодые люди и есть то самое чудовище, и все сведется к банальному «нет хуже чудовища, чем человек», но это не так. Юные блэкари — это лишь маленькое звено в цепочке страха. Их могло в книге и не быть, но автор решил иначе. Причем тем, кого расстроила вторая часть книги, рекомендую почитать интервью (https://www.revenantjournal.com/contents/interview-with-adam-nevill-author-of-the-ritual-2011/) Адама Невилла, в котором он отвечает на вопрос о том, почему вторая часть именно такая. Невилл до сих пор считает, что ничего плохого в подростках нету, они гармонично смотрятся в сюжете, образы рисовал он с классического норвежского тру-блэка, да и сам иногда слушает блэк-метал. А говорить о том, что времена уже не те, я бы не стал, так как, к примеру, можете загуглить историю про Павла «Смутак» Селюна, который в порыве ревности убил свою жену и ее ухажера, голову ухажера отрезал, сварил и возил в сумке в электричке. История всего 10-летней давности. И все из блэк-метал тусовки, кстати. Так что...

А книга хорошая, легко и быстро читается. Но ей действительно чего-то не хватает. Я бы все-таки хотел увидеть продолжение классической истории без музыкантов и бабушки с лесным питомцем. В лесу действительно страшно, особенно ночью, особенно под дождем и особенно, наверное, на границе Швеции и Норвегии.

По книге снят фильм, там многое изменено, поэтому после книги сразу же возьмусь за фильм, чтобы сравнить впечатления.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Путь осилит идущий. Мощный психологически хоррор от Адама Нэвилла внезапно ворвался в мою жизнь. Очень захватывающее приключение, которое не отпускает от первой и до последней страницы. Очень тонкое переплетение мистики, мифологии и настоящего реального ужаса. Волей, неволей читая роман я задумывался, что бы делал я в данной ситуации, как повел бы себя. Присутствуют отголоски на повесть «Ивы», о чем писатель лично указал в благодарностях. Экранизация безусловно уступает роману, хотя потенциал сюжета очень сильный, можно было бы снять конечно покачественнее. В целом спасибо Адаму за время проведенное с книгой.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня я расскажу вам о Ритуале. Не о жертвоприношении конечно, хотя оно тут есть. Речь же сегодня пойдет о ещё одной прочитанной книге Адама Невилла.

«В Мексике для Бога солнца вырывали сердца. В древней Британии слуг ритуально душили и хоронили вместе с хозяевами. Простолюдинов, обвиненных в колдовстве, давили большими камнями и сжигали на кострах. В токийском метро людей травили газом. Под завязку заправленные топливом самолеты с пассажирами врезались в небоскребы. Если бы мы только могли восстать. Все мы, несправедливо погибшие ради безумных Богов. Нас было бы очень много.»

Собственно, история начинается с того, что четверо университетских друга собираются в поход, что бы полюбоваться красотами шведской природы да отвлечься от повседневных забот и рутины. Но вот незадача. Они оказываются не готовыми к такому времяпрепровождению. Один из товарищей стирает себе ноги до кровавых мозолей, а другой подворачивает ногу. Недолго почесав репу, их негласный лидер решает свернуть с протоптанной тропы и срезать путь через лес, где не ступала нога человека. Гениально?! Гениально! Спустя некоторое время они понимают, что заблудились и натыкаются прямо в чаще на давно заброшенный дом, который буквально кричит, что здесь проводились какие-то непонятные жуткие ритуалы. В принципе читать-то вполне интересно, но порой от однообразия клонит в сон, хоть и понимаешь для чего это сделано. А сделано это для удушающей, гнетущей атмосферы шведского леса. Основой их страха служит, понятное дело то, что они заблудились в лесу. Да и ко всему прочему на них охотится непонятное нечто, что в свою очередь добавляет произведению элемент постоянного напряжения и делает выживание группы намного сложнее. История происхождения этой сущности описана вскользь, да и видим мы его от силы пару раз. Но тем менее его присутствие возле компании ощущается явственно.

«Думаешь, кто-нибудь счастлив? – Откуда мне знать. – Как ты и сказал, в эти дни главное – пиар. Управление брендом. Социальные сети. Акционирование собственного опыта. Мы все рекламируем себя, как можем. Но какой это оказывается чушью, когда сталкиваешься с чем-то подобным.»

Вообще книга разделена на две части. Если первая это больше психологический триллер с огромной долей мистики, то вторая часть это яркий образец слэшера. Атмосфера произведения, конечно остаётся, но она становится не такой густой. Разбавляет ее более быстрый темп повествования и элементы, присущие этому поджанру литературы ужасов. Концовка получилась на удивление отличной, поскольку в «Судных днях» она какая-то никакая. Хоть и хотелось, что герой прыгнул выше своих возможностей и предпринял кое-что. Перед итогом, скажу, со стилем ( переводом ) имеется косяк. Порой прямая речь часто сливается с описаниями и другими репликами, это в свою очередь сбивает с ритма и приходить нередко перечитывать.

«Если где-то на свете и есть боги, то лишь здесь.»

Как итог, скажу что «Ритуал» — это вполне себе неплохие ужасы, неровные в плане повествования. Со скоротечной второй частью, которая смотрится отчужденно от первой, но с крайне проработанной атмосферой безысходности и отчаянья.

P.S В тексте рецензии использованы цитаты из книги Адама Невилла «Ритуал».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мое первое знакомство с локомотивом серии Мастера Ужасов от АСТ. Особо много о романе не скажу.

Сюжет: четыре университетских друга, которым уже далеко за 30, отправляются в Шведские леса в поход во время отпуска. Там в попытке срезать путь они забредают в глушь и натыкаются на некоторое стремное дерьмо.

В наличии: кошмарные сны, зловещие хижины, кости и черепа, древние капища, руны и перевернутые кресты, заброшенные церкви, сатанисты и язычники, драки и выживание, блэк-метал, немного Мейчена и Блэквуда (и Лавкрафта?), северная хтонь и бесконечные дожди, кишки/кровища, блевотина и все прочие естественные выделения и многое другое.

Роман не шедевр, но вполне себе добротный. Особенно интересно было наблюдать за взаимоотношением друзей во время похода, как их бросает из крайности в крайность: от ненависти и презрения друг к другу до преданности и взаимоуважения. Также отмечу финал: он получился очень напряжённым и захватывающим.

Но есть вопросы к самому тексту: книга либо сама по себе написана не ахти как (особенно первая часть), либо переводчик делал свою работу спустя рукава. Скорее всего верно второе.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что черт подери это такое?!Вот лейтмотив второй части и в итоге всего произведения.

После вполне сносной, слегка затянутой первой части ожидаешь логического завершения темы лесного божества, с этими вашими рунами и ритуалами. Тут же внезапно из-за угла появляются

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
МАЛОЛЕТНИЕ МЕТАЛЛИСТЫ-САТАНИСТЫ
и весь нарратив идет к чертям собачьим.

По итогу довольно атмосферная, густая история конце превращается в неуместную сатиру.

Оценка: 4
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начитался восторженных отзывов о творчестве Адама Нэвилла и о «Ритуале», в частности. И решил купить книгу.

В процессе чтения не покидало ощущение, будто смотрю типичный американский ужастик про заблудившихся в лесу и столкнувшихся там с древним злом четырех подростков. С той лишь разницей, что здесь героями являются взрослые, но ведущие себя как малые дети, 35+летние дяденьки.

Для начала автора стоит похвалить, благо есть за что. Локация прорисована шикарно: древний шведско-норвежский лес, рунные камни, церковь, кладбище, чёрные лесные хижины — всё это описано подробно и выглядит крайне реалистично. Плюс неплохо раскрыта тема выживания в дикой природе: кочки, овраги, камни, заросли, насекомые, змеи, траты энергии, травмы, лимит на еду и воду, нервные срывы. Автор не стал сочинять отсебятину, а хорошо изучил тему: если верить послесловию, сам ходил в походы и прочитал некоторое количество книг о шведских лесах. За описательную часть однозначно 5+.

Так же автора можно похвалить за лаконичность. Если бы «Ритуал» писал Стивен Кинг, то первые 200-300 страниц герои бы только собирались в лес, слёзно прощались с родственниками и, пакуя рюкзаки, вспоминали все свои детские психотравмы, ибо это очень важно для встречи с древним злом. Здесь же всё происходит достаточно быстро, и автор не утомляет читателя бесконечными описаниями, воспоминаниями, переживаниями, американизмами и психологизмами. Лично для меня это плюс, ибо хотелось почитать именно бодрый хоррор, где не нужно подолгу продираться через дебри повествования и по частям извлекать сюжет из маринада. Да, во второй части динамика проседает, но об этом позже.

Перейдем к слабым сторонам:

- Сюжет. Он сильно избитый, и всё это мы уже миллион раз видели: группа людей попадает в дикую природу и сталкивается со сверхъестественным, которое не прочь полакомиться путешественниками. Увы, ничего нового и оригинального в этом нет. Я бы на месте автора убрал рогатого бабайку и ввернул мистику в виде каких-нибудь лесных духов, жестоко убиенных во время древнего кровавого ритуала, которые решили сыграть в смертельную игру с заблудившимися героями. Идея также не нова, но здесь шире простор для фантазии, которая, как мне показалось, у автора работает плохо.

- Диалоги. Они пустые, примитивные, неинтересные. И их очень много. Каждые два шага герои обмениваются малосодержательными фразами, курят, ругаются и посылают друг друга. Читается скучно, и лучше бы автор больше развивал сильную сторону романа: описательную. Это касаемо первой части. Зато во второй диалоги, в ущерб динамике, становятся объемными, а главный герой проявляет красноречие, достойное политика на трибуне. При том, что с его травмами головы он должен лишь хрюкать, хрипеть, отплёвываться кровью и, в лучшем случае, мычать одно-два слова в час.

- Вторая часть. Она не то чтобы плоха, но лишняя, взятая будто бы из другой книги. Блэк-металлисты смотрятся здесь как на корове седло. Т.е. можно, конечно, но зачем? Языческая община, показанная в фильме, выглядит куда более естественной. Автор зачем-то сталкивает лбами язычество и христианство. И, в целом, вся вторая часть выглядит как жирный плевок в лицо язычеству и блэк-металу. Единственное, что хорошо здесь показано, это то, как герой превращается из жертвы в охотника, мучительно ломая об колено свои ментальные блоки на применение физической силы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И сам в итоге становится язычником: не по форме, а по сути. Идет голышом по девственному лесу с окровавленным оружием в руках и ощущает подлинную свободу и гармонию с природой.

Если смотреть на весь диптих целиком, то в глаза бросается следующее: до эффекта «Вау!» автору постоянно не хватает нескольких штрихов. Он вводит в сюжет множество интереснейших элементов, но развить и сделать их по-настоящему страшными и интригующим никак не может. В этом романе есть все, из чего можно слепить шедевр: дремучий скандинавский лес, черные лесные избушки, трупы на деревьях, рогатое чудо-юдо, инфернальная бабуля со скелетами на чердаке, кислотные сны героя, древние языческие ритуалы — простор для фантазии огромный, но повествование в итоге скатывается преимущественно к физическим страданиям, а вся мистика делится на десять и уходит на задний план. Здесь нет загадок и, как следствие, разгадок. Единственный вопрос, который возникает на протяжении как минимум второй половины романа: выживет или нет? При этом книга не безынтересна, иначе бы я не проглотил ее за пару дней.

Итог: прочитав вдогонку ещё «Судные дни», могу смело назвать автора талантливым мистификатором, который умело, как мозаику, собирает по кусочкам свои творения из разных фильмов и книг, а недостаток фантазии и литературного мастерства компенсирует энциклопедическими познаниями, собранными на скорую руку перед написанием очередной книги. До шедевров его творениям как до луны, но для разгрузки уставших мозгов — очень даже неплохо.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скучный и предсказуемый сценарий для скучного и предсказуемого фильма.

Ожидаемый сюжет, без особой фантазии и неожиданных поворотов. Сценизм с низким драйвом и блеклым антуражем. Нудные диалоги, по одним и тем же схемам.

Автор честно пытается хотя бы оживить персонажей, описывая их жизненные коллизии и слезливые эмоции. Но и этого не удаётся.

Линия хоррора так же крайне блеклая. на уровне древней черно-белой игры.

Роман не понравился, и быстро наскучил.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увидел в книжном магазине, очень понравилась обложка (издание 2018 года), поэтому и прочитал. :) Перед прочтением случайно натыкался на отзывы (в массе своей не сильно хорошие), уже ждал худшего, но, в общем и целом, всё не так плохо. Аннотацию пересказывать не буду, спойлерить тоже, пройдусь по плюсам и минусам.

Плюсы. Атмосфера древнего леса, похода в неизвестность, блужданий показана весьма и весьма неплохо, картинка визуализируется в сознании. Детали похода, проблемы группы с разной физической подготовкой туристов, конфликты, поведение в стрессовых ситуациях, решения, принимаемые под воздействием переутомления — практически на отлично, во всё происходящее верится.

Минус(ы). Возможно все основные минусы из-за плохого перевода, не знаю, оригинал не читал. Во-первых, перевод сам по себе, с художественной точки зрения, сильно так себе. Во-вторых, брутальные мужики «хнычут», массив дерева именуется «древесно-волокнистой плитой» и так далее, и тому подобное. Всё это мелочи, но их очень много и они отвлекают, раздражают и не дают в полной мере погрузиться в повествование, банальная замена неудачных слов на близкие по смыслу радикальным образом исправила бы ситуацию. В-третьих, есть ощущение что две части романа сшиты друг с другом на скорую руку, насколько первая часть хороша, настолько же вторая так себе.

Читается хорошо, героям сопереживаешь, но какого-то «вау-эффекта» нет. Возможно, повторюсь, по большей части в этом виноват перевод.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока что это самый жуткий хоррор из тех, что я читал — саспенс нагнетается с каждой страницей. В отзывах пишут, что первая часть хорошая, а вторая провальная, но по мне так это полная чушь — мне понравились обе части одинаково — они разные, но это даже лучше, как будто читаешь два разных произведения. Сами герои не являются картонными и вызывают эмоции, от неприязни до сочувствия, ну а отморозки вызывают просто ненависть.

Тут просто комбо в жанре ужаса:

- нагнетание страха и ужаса;

- приключение в непригодных для жизни условиях девственной природы;

- выживание в жутких условиях непроходимого леса, когда даже спрятаться негде от неизвестного, тебя могут застать врасплох в любую секунду и только это уже страшно, когда рядом с тобой умирают люди, а ты не понимаешь от чего и когда смерть придет за тобой;

- а также тема мести, когда жертва мстит своим мучителям, тоже вызывает бурю эмоций и переживаний за главного героя и ненависть к его обидчикам, этим нелюдям, извергам и садистам, ведь справедливость от части восторжествовала, хоть и участь самого главного героя до конца не ясна — может он и умер, а может и выжил, тут на фантазию читателя.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любите ли вы раскрасить лицо белым с черным и бегать по лесу с топором под блэк-метал так, как люблю это я? Наверное, нет. Удовольствие это, мягко скажем, для искушенных. Вот и Адам Нэвилл, автор опуса под названием «Ритуал», видимо, попробовал, и ему не понравилось. Сильно не понравилось. Настолько, что он пошел домой, снял испачканные в грязи кроссовки, залез в интернет и прочитал несколько статей про группы «Mayhem» и «Gorgoroth», выписал оттуда все возможные и невозможные штампы про жанр и про исполнителей; после чего, злобно хихикая, придумал просто сумасшедшее, не поддающееся логике чудовище и его тысячу молодых, скучного протагониста и его друзей, и на тяп-ляп сваял сюжетец. Так родился «Ритуал», якобы основанный на тру-фактах хоррор, а на самом деле просто плохой роман. Но это было бы еще полбеды. Откуда-то набежали киношники и сваяли по «Ритуалу» на удивление годный фильм (без блэк-метала, зато с уместным и пугающим чудовищем). И уже в самом конце данной истории набежал я, грешный, и фильм посмотрел. А посмотрев, решил ознакомиться с первоисточником, и лучше бы я этого не делал.

В общем, замут здесь такой: скованные одной цепью и связанные одной целью туристы идут в поход к черту на рога, где внезапно выясняют, что у черта на рогах не то чтобы приятно и весело проводить время. Они типа друзья, которых связывает ужасающее трагичное событие, но на самом деле «химии» между ними нет от слова вообще. И чем дальше в лес, тем больше они раскрываются с самых негативных сторон, хотя, блин, у них и общее горе в прошлом, и общая беда в настоящем. Ни ради памяти, ни ради идеи сплотиться они не могут. Ага, друзья, хренли.

Где-то в начале первой части псевдодрузей начинают пугать и успешно пугают на протяжении доброй сотни страниц. В качестве жутиков выступают всевозможные трупы животных, заброшенные дома и т.д., то есть, суповой набор маньяка-расчленителя из фильма категории «Б». И знаете, в фильме категории «Б» все это сработало, потому что жутики визуализированы. Смотришь на страшный алтарь в доме — и такой: даааа, страшный алтарь в старом доме, нихрена, какое понаделали! Актеры стараются, опять же. А вот с книгой все сложнее. Видите ли, пишет Нэвилл так, что и страшный алтарь в старом доме, и страдания персонажей (кстати, хороший показатель: спустя полгода после прочтения я не помню ни одного имени, даже главгероя) так и остаются знаками на экране. Нэвилл у нас не Кинг и не Кэмпбелл, откровенно говоря. То ли к моменту написания «Ритуала» он руку еще не набил (хотя, судя по более позднему «Багрянцу», который еще хуже, аж по сю пору не набил), то ли таланта не хватило, то ли сам сюжет выше фильма категории «Б» не прыгнул бы даже в руках мастера. Не знаю, сложно судить. Сказать можно одно: первая часть, несмотря на ангст, ужас и постоянные погибели персонажей читается немногим веселее среднестатистического ужастика-участника сетевых конкурсов.

Зато вторая часть, та, что с блэк-метал коммуной, дает стране угля, о да!

Я не знаю, где в 2011 году (а именно тогда был написан «Ритуал») Нэвилл увидел настолько гротескные образы ценителей тяжеляка, но вряд ли в реале. Может, в мультике «Металапокалипсис», он тогда, вроде, уже выходил. Не суть. Суть в том, что они (образы) на момент выхода книги успели устареть лет на десять, а то и больше. На человека не в теме они, возможно, подействуют, но я, к сожалению, в теме, так что... В общем, смотрите: вот есть у нас роман Стокера «Дракула». Он уважаемый и для своего времени крутой, и образ вампира там по тем же самым «своим временам» свеж. Но станет ли условный переписанный «Дракула» откровением сегодня? Да нет, конечно. Вот и со всей этой тру-нордически-язычески-сатанинской тематикой то же самое. Все вопросы касательно потешного блэк-метала с лесными разборками и кровавым угаром были успешно закрыты в конце девяностых, так что любая попытка их перенести в 2011 год — не более чем попытка вновь написать Мине Харкер депешу из Трансильванского замка и ожидать, что кого-то это поразит. Смешно и наивно как минимум, откровенно бредово, просто до нервного смеха — как получилось в «Ритуале». Плюс, как бы так помягче сказать. Блэкари в книге тупые. Мотивация у них очень тупая. Взаимоотношения с протагонистом запредельно тупые. Гибель сказочно тупая. Буквально все, что связано с нашими любителями потрясти патлами под жужжалочку, можно описать этим словом. Михаил Задорнов бы прослезился.

К счастью, во второй части книги есть еще и инфернальная бабулька, и дурацкое чудовище, с которым протагонист вступает в душераздирающую схватку, над которой я смеялся. Они слегка скрашивают общее впечатление. Но на выходе все равно получается вот что:

Часть 1: скучная,

Часть 2: абсурдная, но местами гомерически смешная.

Если их сшить вместе, выйдет помесь бульдога с носорогом. Любопытная зверушка, способная как позабавить, так и пораздражать. Учитывая, что раздражает она не в меньшей степени, чем забавляет, 5/10 — это такая троечка с минусом, минимально возможный балл немилому студенту, которого просто не хочешь лицезреть на пересдаче.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня роман «Ритуал» Адама Нэвилла стал первым в его скромной, но уже достаточно титулованный библиографии. И, скорее всего, он останется последним. Роман — довольно занятный диптих: первая часть посвящена блужданиям четырёх героев, друзей 30+, решивших уединиться и отдохнуть от мирской суеты в лесах Скандинавии и встречающих тут неведомую древнюю хтонь; вторая часть — роман о секте, псевдоспасителях, готовых совершить тот самый «ритуал».

Так вот, к обеим частям есть большие претензии, хотя есть и достоинства. Первая половина — довольно атмосферный и мрачный выживач заблудившихся в лесу пополам с мистическим чудищем из леса. Только всё происходящее кажется новеллизацией какого-то бесконечно много раз просмотренного кино, в первую очередь конечно «Ведьмы из Блэр». В отношения героев, их характеры вкатываешься очень плохо, местные диалоги хорошо смотрелись бы в молодёжном ужастике, а не в литературе, хотя в описательном мастерстве писателю отказать нельзя. И только ты наконец погрузился, отпереживал, осмыслил, как эта сцена меняется на иную. Как будто началась новая книга.

Часть II — «Техасская резня бензопилой» по-скандинавски. И тут вроде бы плен, страдания раненого, ужас — всё на месте. Но тема блек-метал подростков с одной стороны звучит весьма отсылочно (всем Варга Викернеса в студию!) и даже правдоподобно, а с другой — дико смешно. И сочный сплаттерхоррор с кровищей, ранами и мочой становится не пугающим и напряжённым, а каким-то китчево-смешным. И снова — это всё ужасно шаблонно и душно.

То есть вроде бы всё на месте, написано достойно, но не более того. До «мастера ужасов» Нэвиллу, простите, как пешком до Норвегии. Но фанатам жанра, коим себя всё же считаю и я, должно понравиться.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совсем недавно посмотрел фильм по мотивам этой книги, почему-то раньше он мне не попадался, хотя жанр я люблю. Фильм понравился, довольно удачный и действительно жуткий, напряженный! Посмотрел кино, значит, и захотелось узнать, что же там было в книге...

Прочел за два-три вечера, читается легко и отрываться не хотелось. Пасмурная погода очень способствовала вхождению в атмосферу истории. Как знают все те, кто уже прочел книгу и посмотрел фильм — где-то на середине повествования кино с текстом расходится, да и изначально авторы фильма изменили саму суть конфликта между персонажами. Но в целом оба варианта достойны внимания, если вы любите хоррор.

Не хочу накидывать спойлеров, поэтому скажу в целом — книга понравилась, автор смог пометить в сравнительно небольшой текст и яркую страшилку, и историю о дружбе людей сквозь года, поднял проблему, скажем так, жизненного пути и выбора, проблемы необоснованной жестокости. И всё это простым языком, без провисания и отвлечения от экшена.

Когда брался за чтение, смущали комментарии о том, что вторая часть книги совсем не такая, как первая. Все ждал, что сейчас история вдруг перестанет быть интересной. Действительно, повествование здесь берет новый неожиданный поворот, но не становится менее захватывающей.

Это хоррор, не психологический триллер, здесь будет настоящая жестокость, нечто нечеловеческое и даже будет место каким-то неясным, но очень вкусным фольклорным элементам. При этом будет и над чем подумать. Рекомендую к прочтению. Через некоторое время возьмусь за другой роман Нэвилла «Судные дни».

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это какая-то неудачная компиляция из некого подобия фолка, нытья, блэк метала (складывается ощущение, что это писал какой-то подросток, решивший впечатлить знанием тру блэк метал групп).

В общем всё вяло и бесяще.

Что самое пугающее в серии «мастера ужасов», это даже не сама хоррор литература (хотя кое-что хорошее всё таки есть), это огромное количество книг бездарного Нэвила. На данный момент я прочитал две книги, но меня охватывает оцепенение и ужас, когда я осознаю, что мне предстоит ещё читать этого автора.

Оценка: 3
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не в первый раз Нэвилл разделяет чёткой ватерлинией части романа, и пусть вторая является логичным продолжением первой, но она сворачивает на другие тропы жанра и здесь уже иная подача.

Первый акт. История о четырех заблудившихся в лесу друзьях неминуемо вызывает стойкие ассоциации с Ведьмой из Блэр, но Нэвилловский лес приютил в себе нечто древнее, имеющее отсылки к дохристианской эпохе народов севера. И у него получилось хорошенько так нагнать жути, завести читателя в непроходимую дикую глушь, опутав нас атмосферой отчаяния, сырости и животного страха. Отлично прорисован конфликт одноклассников, то, как они менялись на протяжении похода. И совершенно неожиданным для меня явилась

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
смерть Хатча, который изначально был вожаком и поводырем среди своих друзей. Всё намекало на то, что он будет главным действующим лицом и останется последним. Но тут Адам решил, что это слишком банально и предсказуемо. Держите другого, теневого лидера, который может и по морде дать, а потом пожалеть, захотеть бросить, а потом стать преданным. Характер Люка и его осмысление самого себя, своего жизненного пути, смысла своего существования, его мысли, чувства, переживания переданы в лучших традициях классических писателей. И такой главный герой действительно является более интересной фигурой, нежели предсказуемый каноничный Хатч

С каждой страницей ты всё больше понимаешь отчаянное положение четверых друзей, ты вместе с ними идёшь туда, откуда выбраться уже невозможно. И жуткие находки на пути ещё больше усиливают тревогу и накаляют обстановку. Читая это, понимаешь, что в поход тебе уже расхотелось. Одна из сильнейших сцен в книге, это та, где герои находили себя после сна в хижине. Вот это самый натуральный первобытный страх, от которого холодит. И дальше всё только усугубляется, и когда уже герои начинают становится жертвами, становится понятно, чем завершится эта охота. Последняя сцена ставит эффектную точку, и по сути роман можно заканчивать, оставив читателя домысливать судьбу Люка.

Но нет, нас ждет второй акт. История героя, спасшегося от древнего зла, но попавшего в силки безумцев-сектантов, которых Нэвилл решил загримировать под сатанистов-блэкарей. Вызывает ассоциации с Техасской резней, только антураж другой. Если бы это была отдельная книга, то она бы являлась просто типичным представителем поджанра «Заехали не туда». Но после первой части резко меняется сцена действия, мистика уже отходит на второй план, хотя она никуда и не делась по сути. И это сбивает настрой, становится неожиданным. Ты ждёшь продолжения лесного приключения, но здесь тебе приходится наблюдать за узником, который должен стать алтарной жертвой чему-то древнему.

Сами любители блэк-метала кажутся немного карикатурными, и я бы сказал «позерами», хотя они считают иначе. Они не навевают страх, скорее, представляя их, на лице появляется слабая усмешка. Но за упоминание трэш и блэк метала Нэвиллу респект, ценителям тяжмета приятно встретить на страницах книги названия знакомых групп и осознать факт, что писатель явно любитель подобного, раз заостряет на этом внимание. Но всё же воспринимать серьезно скримящих на улице пьяных блэкеров, считающих, что тем самым они призывают зло... Ну просто невозможно. И несмотря на годную концовку, эта вторая часть разрушила ту самую дремучую лесную атмосферу, тщательно созданную автором в первой части.

В который раз хочется отрезать солидный кусок от произведения Нэвилла, зафиналить намного раньше, но авторы очень болезненно относятся к подобной корректуре. И потому нам явно придется ещё не раз сталкиваться с подобным в творчестве этого, без сомнения, сильного и важного для жанра писателя. Ритуал, что проделал с нами Нэвилл, очень хорош, пусть и двойственен и нестабилен. Данный роман просто просился на экраны, что, собственно, и произошло. А это лишнее доказательство тому, что автор написал книгу, зацепившую очень и очень многих. Вполне подойдет для знакомства с Нэвиллом и для путешествия в мрачные скандинавские леса, мифологию, культуру.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крепкий и на данный момент самый жуткий из серии «Мастера ужасов» (благодаря атмосферной до мурашек первой половине) хоррор-роман. Четыре друга отправляются в поход в дикие шведские леса, куда много столетий не ступала нога человека, и путешествие не задается с самого начала. Усталось, неподготовленность и странные сны в заброшенном доме — это лишь «разогрев» перед встречей с древним злом, открывшим свой кровавый сезон охоты.

Пусть Нэвилл иногда спотыкается в описаниях, но талант у него определенно есть. Весь ужас и все страдания героев при чтении можно легко пропустить через себя, а переживать за них уже к середине приходится как за родных. Вторая половина книги пусть и отличается от первой, но крайне важна для задумки автора, рассказывающего не просто страшную и банальненькую историю выживания, а сюжет о становлении героя, убедительный и умный. Выигрыш для читателя тоже получается двойным — классный нешаблонный хоррор с немалой долей рассуждений о кризисе среднего возраста, дружбе, предназначении и стремлении бороться и жить. Жаль только, что читал я его в метро, а не где-нибудь на тихой даче рядом с темным лесом, эффект был бы хоть куда.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх