fantlab ru

Рэй Брэдбери «И грянул гром: 100 рассказов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.72
Оценок:
151
Моя оценка:
-

подробнее

И грянул гром: 100 рассказов

The Stories of Ray Bradbury

Другие названия: Ray Bradbury Stories Volume 1

Сборник, год

Примечание:

Сто рассказов, отобранных автором, — в том числе пять, ранее в сборники не входивших: «Чёртово колесо», «Прощай, лето», «Отпрыск Макгиллахи», «Акведук», «Замри-умри!»



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.17 (133)
-
8.31 (751)
-
10 отз.
  • Возвращение / The Homecoming  [= Homecoming; Сбор семьи; День возвращения; Ночь Семьи; Возвращение домой; Праздник Возвращения] (1946), написано в 1945  
7.68 (813)
-
21 отз.
7.94 (1001)
-
25 отз.
7.71 (517)
-
12 отз.
  • Озеро / The Lake  [= Замок на песке] (1944), написано в 1943  
7.96 (942)
-
38 отз.
7.47 (406)
-
11 отз.
8.01 (654)
-
18 отз.
8.65 (1122)
-
45 отз.
7.48 (783)
-
30 отз.
8.84 (2801)
-
82 отз.
8.63 (2052)
-
54 отз.
8.47 (1637)
-
38 отз.
8.50 (1977)
-
50 отз.
8.25 (1607)
-
26 отз.
8.60 (1763)
-
28 отз.
  • Кошки-мышки / The Fox and the Forest  [= Лиса в лесу; Обратно в будущее; В будущее; Бегство из будущего / To the Future; The Fox in the Forest; Escape] (1950)  
8.14 (844)
-
27 отз.
8.56 (1323)
-
50 отз.
8.18 (766)
-
22 отз.
8.08 (605)
-
12 отз.
7.34 (499)
-
15 отз.
8.20 (724)
-
22 отз.
7.78 (1153)
-
17 отз.
8.01 (792)
-
25 отз.
  • Вельд / The Veldt  [= The World the Children Made; The Veld] (1950), написано в 1949  
8.39 (1661)
-
66 отз.
8.51 (1359)
-
30 отз.
7.26 (488)
-
6 отз.
7.66 (1026)
-
18 отз.
8.65 (3569)
-
121 отз.
8.17 (867)
-
35 отз.
7.98 (1241)
-
38 отз.
7.54 (604)
-
14 отз.
7.59 (533)
-
22 отз.
  • Ревун / The Fog Horn  [= The Beast from 20,000 Fathoms; Up From The Deep; Туманный Горн; Туманная Сирена] (1951), написано в 1949  
8.35 (1109)
-
41 отз.
7.26 (424)
-
13 отз.
7.38 (505)
-
22 отз.
7.38 (783)
-
27 отз.
7.15 (398)
-
10 отз.
8.16 (912)
-
25 отз.
8.29 (317)
-
12 отз.
8.14 (881)
-
32 отз.
7.19 (710)
-
25 отз.
  • Постоялец со второго этажа / The Man Upstairs  [= Постоялец из комнаты наверху; Жилец из верхней квартиры; Верхний сосед; Жилец из верхней комнаты; Жилец со второго этажа] (1947), написано в 1943  
7.88 (906)
-
40 отз.
7.52 (363)
-
11 отз.
  • Гонец / The Emissary  [= Вестник; Посланец; Эмиссар] (1947), написано в 1943  
8.43 (654)
-
25 отз.
7.65 (611)
-
25 отз.
7.97 (856)
-
41 отз.
7.46 (489)
-
18 отз.
8.21 (687)
-
24 отз.
  • Прощание / Good-By, Grandma  [= Goodbye Means God Be with You; The Leave-Taking; «Прощайте» означает «Да пребудет с вами Бог»] (1957)  
8.42 (506)
-
1 отз.
8.11 (510)
-
5 отз.
8.39 (647)
-
7 отз.
  • Окно / The Window  [= Calling Mexico; The Long Distance Telephone Call; Звонок в Мехико] (1950)  
8.62 (551)
-
2 отз.
8.19 (841)
-
30 отз.
8.61 (2182)
-
67 отз.
8.05 (1238)
-
28 отз.
8.10 (776)
-
20 отз.
7.75 (554)
-
19 отз.
7.70 (603)
-
20 отз.
7.60 (618)
-
21 отз.
7.62 (619)
-
14 отз.
  • Горячечный бред / Fever Dream  [= Бред; Всего лишь лихорадочный бред; Кошмар; Лихорадка / Creation: The Moment of Touch; Лихорадочные видения] (1948)  
7.89 (653)
-
24 отз.
7.79 (428)
-
17 отз.
8.52 (2053)
-
67 отз.
8.87 (2244)
-
98 отз.
7.61 (372)
-
6 отз.
6.96 (349)
-
12 отз.
7.69 (435)
-
16 отз.
8.17 (939)
-
38 отз.
7.34 (317)
-
11 отз.
7.70 (308)
-
11 отз.
7.73 (461)
-
20 отз.
8.26 (992)
-
26 отз.
7.82 (556)
-
18 отз.
7.78 (492)
-
9 отз.
7.93 (313)
-
10 отз.
8.48 (690)
-
24 отз.
7.11 (315)
-
8 отз.
7.16 (492)
-
18 отз.
8.45 (1189)
-
43 отз.
8.47 (1133)
-
33 отз.
7.66 (354)
-
11 отз.
7.00 (283)
-
8 отз.
7.34 (227)
-
7 отз.
7.67 (262)
-
12 отз.
  • Рассказ о любви / A Story of Love  [= These Things Happen; A Love Story; A Story about Love; I'll Never Forget You; The Years Cannot Be Hurried; Всякое бывает; История одной любви] (1951)  
8.46 (513)
-
14 отз.
7.30 (286)
-
8 отз.
7.94 (473)
-
25 отз.
7.74 (759)
-
26 отз.
8.05 (1012)
-
36 отз.
8.41 (880)
-
31 отз.
7.80 (239)
-
14 отз.
8.09 (569)
-
24 отз.
7.64 (211)
-
8 отз.
7.73 (209)
-
10 отз.
7.71 (592)
-
20 отз.
7.89 (233)
-
2 отз.
7.44 (437)
-
15 отз.
  • Акведук / The Aqueduct  [= The Aqueduct (A Martian Chronicle)] (1979), написано в 1949 [первая книжная публикация]  
7.88 (500)
-
16 отз.
  • «Замри-умри!» / Gotcha!  [= Попался!; Роковая игра; Хвать!] (1978) [первая книжная публикация]  
7.32 (233)
-
9 отз.
7.29 (637)
-
18 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (3)

И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 2
2015 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В жизни каждого хорошего писателя наступает период, когда можно обернуться назад и подвести некий промежуточный итог проделанной работы. Для Р. Брэдбери роль такой вехи сыграл сборник «И грянул гром», ознаменовавший сорокалетие его профессиональной творческой деятельности. Целая сотня рассказов, изрядный том, собравший лучшие работы писателя. Дополнительный интерес коллекции придает то, что подборку рассказов Брэдбери делал лично, всегда интересно — совпадает ли твоя персональная оценка с мнением автора, насколько близко твоё восприятие к позиции творца. Работа была проделана важная и тяжелая, я даже не хочу представлять, как это сложно — выбирать лучшее из лучшего, ведь до сего дня мне еще не встречалось ни одного (!) проходного или откровенно слабого рассказа, вышедшего из-под пера Р. Брэдбери. Все новеллы сгруппированы по сборникам и романам, в составе которых они публиковались, в хронологическом порядке — от «Тёмного карнавала» до «Далеко за полночь».

При составлении коллекции автор старался соблюдать баланс, поэтому каждому сборнику отведено примерно равное пространство. Из каждого предыдущего собрания новелл сюда вошла примерно половина, если считать «Темный карнавал» и «Октябрьскую страну» за единое целое. На этом фоне может показаться, что оба романа — «Марсианские хроники» и «Вино из одуванчиков» — автор незаслуженно обошел вниманием, суммарно они занимают 1/10 часть данной подборки, но такой подход полностью оправдан, т.к. в каждом авторском сборнике обязательно есть несколько историй, продолжающих марсианскую или же гринтаунскую темы. Кроме того, если собрать из этих романов все самые лучшие вещи, то их придется перепечатать практически целиком, а это в данном случае не вариант. В целом сборник выглядит очень ровно, на стабильно высоком уровне, читать эту литературную квинтэссенцию — подлинное удовольствие, и не столь важно впервые вы читаете эти вещи или уже неизвестно какой по счету раз — ощущения высшие.

После того как я сравнил свои предпочтения с авторским выбором, то понял, что одобряю его решения практически процентов на 90, если говорить о ранних сборниках, до «Лекарства от меланхолии» включительно, то здесь вообще без вопросов, единственное, что в части «Человека в картинках» хотелось бы видеть рассказы «Ракета» и Пришелец». Если идти дальше, то иногда начинает казаться, что для соблюдения баланса автор не всегда отдает предпочтение лучшим историям. В частности из «Механизмов радости» вместо неплохого, но не особенно запоминающегося «Спринта до начала гимна» можно было бы взять такие яркие вещи, как «Диковинное диво» или «День Смерти», они почему-то вообще остались за бортом. Или же следующий сборник «Электрическое тело пою!» — в нём целых три ирландских рассказа из которого в данную коллекцию включены два. Вместо того же «Большого поджога по-ирландски» можно было взять «Марсианский затерянный город» — сложная философская и очень яркая жизненная притча.

В сборнике «Далеко за полночь» есть очень эмоциональные рассказы, чётко передающие авторский стиль и художественную манеру, для примера могу назвать рассказы «Желание» и «В дни вечной весны», но вместо них обнаруживаем «Сладкий дар» и «Попугая, знавшего Папу» — может быть они и придают коллекции разнообразие, но лучшими я бы опять же их не назвал. Согласен, что любые претензии здесь субъективны, но в приведенных выше примерах я отметил лишь те вещи, которые сюжетно и художественно просто обязаны быть в числе лучших — у автора своё видение, бесспорно, просто хочется показать, что это не исчерпывающий «best of the best», прочитав который можно успокоиться и решить, что полностью ознакомился с Брэдбери — в каждом его сборнике ещё остается масса жемчужин, способных удивить и войти в ваш личный топ.

Специально к выходу этого сборника автор написал пространное вступительное эссе, где можно найти много интересных деталей. Брэдбери вспоминает годы детства и юности, указывает на основные моменты, стимулировавшие его творить. Та легкость с которой он мог написать гениальный рассказ за пару часов поражает, но за всем этим кроются годы упорных трудов, многие тысячи страниц, уходившие на оттачивание мастерства. В те годы у людей были достоинство и совесть, прежде чем объявить себя писателем и бежать в издательство, нужно было много работать, превратить словесное искусство в неотделимую часть собственной жизни, только так можно было добиться успеха. Примеры создания известных рассказов, приведенные в эссе, заставляют задуматься о подлинной ценности писательского труда и настоящего таланта, без которого нет подлинной литературы.

В самом конце сборника, так сказать, на сладкое, автор приготовил несколько ранее не публиковавшихся в книжном формате новелл, так что даже если вы читали все предыдущие сборники, это повод взять в руки и эту подборку рассказов. По всем параметрам «Чёртово колесо» могло стать одним из украшений «Тёмного карнавала», но по какой-то причине не сложилось, и рассказ дошёл к читателю значительно позже, попутно став основой для романа «Надвигается беда». Я помню эту новеллу по антологии «Компьютер по имени Джо», но здесь либо более поздняя авторская редакция, либо просто перевод Е. Петровой удачнее, чем у Р. Рыбкина, в любом случае рассказ выглядит ещё образнее и ярче, благодаря дополнительным деталям и описаниям. Любой дар, гениальное изобретение или настоящее чудо можно использовать как во благо, так и во вред. Если главный герой рассказа «Здравствуй и прощай» стал кем-то вроде Мэри Поппинс для пожилых людей, то для антагониста из «Чёртова колеса» характерно цинично-потребительское отношение к чудесной поре детства. Благо, всегда найдутся неравнодушные люди, которые подобно девочке из «Крика из-под земли», несмотря на безразличие взрослых и грозящую опасность, будут стараться сделать всё, что в их силах, чтобы справедливость в итоге восторжествовала.

Прямым продолжением «Нищего с моста О'Коннела» стал «Отпрыск Макгиллахи». Главный герой первого рассказа через 15 лет возвращается в Дублин, чтобы раскрыть секрет бойкой нищенки, просящей подаяние с младенцем на руках, об этой парочке вскользь упоминалось в первом рассказе, кстати. Интересно, что история Отпрыска — это нечто среднее между упоминавшимися выше «Здравствуй и прощай» и «Чёртовым колесом» в том плане, что потребительский подход к чуду здесь смешивается с крайней необходимостью и в итоге обращается на благие цели. Два минуса, помноженные друг на друга, дают плюс, в итоге получился оригинальный взгляд на проблему.

Если бы не прямая отсылка к марсианскому циклу в англоязычном названии рассказа «Акведук», то его можно было бы воспринимать как абстрактную философскую притчу. Во многом эта история сильно напоминает «У водопада» Г. Гаррисона — чёткая антивоенная тематика смешивается с морально-нравственной оценкой тех, кто непричастен к войне, но пользуется её плодами. Допустимо ли это? Автор не даёт своей оценки, предлагая каждому читателю сделать из ситуации собственный вывод.

Задачи, которые порой предлагает реальная жизнь, могут быть пострашнее иного триллера. В рассказе «Замри-умри!» автор знакомит нас с влюбленной парой, которая уже давно живёт вместе и не имеет проблем в отношениях до определенного момента. Однажды Бет предложила Чарльзу после полуночи сыграть в одну занимательную игру, а он опрометчиво согласился, не подозревая в чём заключается эта забава. Рассказ заставляет задуматься о том, как мы смотрим на вещи — как просто произвести перестановку, когда всё привычное и позитивное вдруг превращается в свою противоположность, или же это лишь иллюзия, игра света и теней. В любом случае с точки зрения психологии автор в который раз оказывается прав — в отношениях мужчины и женщины никогда не наступит момент, когда можно спокойно почивать на лаврах и пользоваться плодами былых достижений. Каждое неосторожное слово или действие может иметь непредсказуемые последствия, которые могут серьезно отразиться на будущем, и не в лучшую сторону.

Отдельно хочется упомянуть рассказ «Детская площадка», который отсутствовал в первоначальном варианте «Человека в картинках» и появился в британском переиздании. Под внешней оболочкой мистического триллера здесь скрывается важный посыл из области семейной психологии, напрочь упущенный в сериальной экранизации, кстати сказать. Главной герой — типичный пример родителя, страдающего синдромом гиперопеки, в жизни подобное не редкость. Автор на ярком примере показал развитие ситуации, заводящее носителя этой ролевой модели в тупик. Окружить ребенка чрезмерной заботой — не значит по-настоящему любить его, такие родители подсознательно видят в своём чаде самих себя, и пытаются каким-то образом исправить прошлое, как говорят: «дать ребенку то, чего у нас не было». Рассказ Брэдбери наглядно показывает, что это ошибочный путь, вредный как для ребенка, так и для родителя — жертвуя своей личной жизнью и счастьем во имя детей, мы часто не задумываемся, а насколько это нужно самим детям.

В общем и целом сборник можно оценить только положительно. Здесь автор раскрывается со всех сторон — вот он играет роль вашего личного психоаналитика, а чуть погодя перевоплощается в семейного психолога. Он может рассказать спокойную и добрую сказку у детской кроватки, которая утешит и подарит надежду, а может перевоплотиться в хитроумного последователя дела Э.А. По и нагнать изрядной жути, вызывая чувства отчаяния и безысходности. Как мне кажется, главный секрет его таланта в том, что каждый рассказ он пропускал через себя, вкладывал частицу личного опыта и искренних переживаний. Выдавая рассказ за рассказом, он не гнался за славой и деньгами, а пытался познать себя, разобраться в собственных чувствах, открывая простые человеческие истины, понятные и близкие каждому. Именно поэтому у каждого читателя может возникнуть чувство, что он и сам когда-то бывал на этом невероятном Марсе, гулял по лужайкам Гринтауна, с восторгом и трепетом следил за красочным мексиканским карнавалом смерти и пил тёмное пиво в дублинских пабах. Как презентация многогранности таланта сборник удался, кто-то откроет для себя автора с новой стороны, а кто-то просто ещё раз переживёт уже однажды испытанные впечатления, но проходить мимо этой книги однозначно не стоит — это нужно читать.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

У каждого — свой Брэдбери, своя мысленная выборка лучшего (или не мысленная, а вполне реальная подборка книг и файлов). Каждому есть, что сказать, когда его спрашивают: «А Брэдбери... с чего начинать-то?»

Конечно, свой ответ есть и у самого великого мастера: сто рассказов — лучшее, по мнению Брэдбери, что он написал за сорок лет работы. (Позже вышел еще один том на сто рассказов, «Высоко в небеса», но он куда слабее.)

Да, это действительно весь Брэдбери. Страшный. Поэтичный. Мечтатель. Предсказатель. Ловец над пропастью во ржи. Гринтаунский. Ирландский. Любитель дешевых ужастиков. Наследник По и Мелвилла.

Немного найдется в мировой литературе рассказчиков, способных на протяжении стольких лет писать так многобразно и сильно, сжато и глубоко. Киплинг, Чехов, Фолкнер, Борхес... — Брэдбери из этой, высшей лиги.

Сто рассказов — выбор Брэдбери. Даже если он не совпадает с вашим, согласитесь: другой такой книги нет.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рэй Брэдбери — последний из могикан старой доброй фантастики, один из авторов, чьи блестящие произведения, вместе с книгами Саймака и Азимова, Шекли и Желязны в свое время во многом повлияли на мои литературные вкусы и привили любовь к фантастике. За свою долгую жизнь блестящий рассказчик Брэдбери создал сотни произведений: лиричных и жестких, добрых и страшных, оптимистичных и трагичных. Автор попробовал свои силы в самых разных жанрах, поднимал множество разных тем — от сиюминутных до вечных. Однако, о чем бы не писал мастер, его произведения всегда цепляли читателей за живое, заставляли задумываться и сопереживать. Из множества рассказов мэтра не так просто выбрать лучшие. Пожалуй, у каждого читателя список любимых произведений Брэдбери свой. Однако, тридцать лет назад сам автор предпринял подобную попытку, опубликовав сотню лучших своих рассказов. «Вельд» и «Коса», «Дядюшка Эйнар» и «Апрельское колдовство», «Нескончаемый дождь» и «Все лето в один день», «Земляничное окошко» и «Запах сарсапарелли»... — каждый из этих рассказов оставил свой след в моей душе. Впрочем, перечисляя любимые рассказы Брэдбери, мне придется назвать едва ли не половину этого сборника.

«И грянул гром» вместе с парным сборником «Высоко в небеса» составляют действительно лучшую подборку рассказов Брэдбери, с которой стоит ознакомиться каждому любителю фантастики.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх