fantlab ru

Антон Чехов «Три года»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Оценок:
110
Моя оценка:
-

подробнее

Три года

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

34-летний москвич Лаптев, выпускник филологического факультета и сын сурового купца-миллионщика, приезжает в провинцию, чтобы поддержать больную сестру. Здесь он знакомится с докторской дочерью Юлией Сергеевной. Внезапно вспыхнувшая неразделенная страсть, неловкое предложение руки и сердца, поспешный отказ, а более всего, последовавшее за ним уже несколько двусмысленное согласие, дают начало цепочке событий, которые за каких-то три года произведут в жизни Лаптева и его близких радикальные перемены.

Примечание:

Впервые — «Русская мысль», 1895, № 1, стр. 1—53 (главы I—IX); № 2, стр. 115—156 (главы X—XVIII). Подзаголовок: Рассказ. Подпись: Антон Чехов.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 7
1962 г.
Избранные произведения в трёх томах. Том второй
1967 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 5
1970 г.
Собрание сочинений в восемнадцати томах. Том 9 1894-1897
1977 г.
Избранные сочинения. Том второй
1979 г.
Том 2. Повести, рассказы, пьесы
1980 г.
Антон Чехов. Сочинения в двух томах. Том 2
1982 г.
Повести
1983 г.
Повести и рассказы
1983 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 8
1985 г.
Избранные сочинения. Том второй
1986 г.
Повести. Пьесы
1987 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах. Том 2
2009 г.
Юбилей
2010 г.
Человек, каков он есть
2011 г.

Аудиокниги:

Повести и рассказы 1897-1903 гг.
2007 г.
Рассказ неизвестного человека. Три года. Моя жизнь. Мужики
2007 г.
«Дама с собачкой». Рассказы и повести 1897-1903 гг.
2009 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Три години
1976 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня Чехов всегда про обреченность. А здесь он раскрылся особенно, с причинами и следствиями: обреченность каждого из героев, застрявшего в своей системе представлений о мире, передаваемой по наследству. Я бы сказала, что эта история во многом про негативные личные и семейные сценарии и установки.

В жанре повести Антону Павловичу есть где развернуться. Поэтому с особой любовью отношусь к более длинным работам Чехова, так как, кажется, что они получаются более объемными и атмосферными: можно и вставить забавную сцену с киданием шоколадных конфет (Юлия и Панауров в поезде), и рассказать больше о семьях и главное родителях главных героев.

Лаптев — человек с глубоко негативным взглядом на мир. Большую часть истории мы видим его глазами, однако периодически Чехов описывает, что думают другие люди. Тогда-то мы понимаем: у Лаптева всегда всё плохо! По его мнению он никому не нравится (кроме лицемерной бывшей любовницы) — ни жене, ни отцу, ни приказчикам. Все люди у него так себе: даже родной брат Федор — ни в чем плохом не замеченный, однако же очень подозрительный — и любимая (с его слов) жена: она религиозная провинциалка, которая с ним из-за денег, но он, такой благородный, ее любит и находит в ее недостатках достоинства. И ожидает он всегда плохого: например, при знакомстве Юлии с отцом Лаптева, хотя оборачивается все как нельзя лучше.

Перед нами человек убогих мыслей и взглядов, который, кажется, не любит себя и не может по-настоящему безусловно любить никого вокруг. Лаптев выбирает жизнь в сером цвете и своими ожиданиями создает бесконечность пессимизма в своей жизни. Вот она настоящая безнадежность, о существовании которой человек даже не подозревает, так как не мыслит иначе.

Не зря Чехов показывает семьи главных героев. Ведь именно преемственность семейных взглядов определяет зацикленность Лаптева на неблагоприятных исходах и делает его жизненные выборы именно такими.

У Лаптева деспотичный жестокий отец, который даже взрослым детям не дает достаточно самостоятельности (до самой смерти контролирует расходы их компании не посвящая ни одного из наследников). Он себялюбец: непрестанно хвалится и учит окружающих жить. При этом он не бессердечен: трогательно принимает Юлию, любит Лаптева, но не может этого показать. Вспомним сестру Лаптева, Нину, она называет брата “славненьким”, это в свою очередь отражает отношение к нему в семье — то есть вроде он и хороший человек, но не до конца. Поэтому для “славненького” Лаптева, в которого розгами буквально вбили отцовские представления, нет иного существования, кроме как в своем жалком мирке с вечно печальными сюжетами. Он и жену выбирает ту, которая его не любит. Потому ли чтобы постоянно жаловаться на несправедливость мира? Если отец хвалил себя, то Лаптев жалеет себя (таким образом косвенно говоря, что люди его окружают недостойные), как, наверное, жалел себя после отцовских наказаний. Так ли далеко они ушли друг от друга: Лаптев старший и Лаптев младший?

Подтверждение негативного семейного послания мы найдем в Нине: она, умирая, не решается тратить на себя деньги, все средства спускает муж, а она вдобавок ищет, кому бы помочь. Это следствие неверия в то, что она имеет право на деньги, достаток и счастливое существование. Зачем еще она вышла замуж за мужчину, который ее не любил? Нина — еще один ребенок семьи Лаптевых с убогоньким существованием.

Отец Юлии, доктор Белавин, постоянно причитает, жалуется, совершенно зациклен на себе (даже когда речь идет о женитьбе дочери он думает не о дочери, а том, как же он будет один) и создании своего нереалистичного образа (“верю в правду”, “все сидят на моей шее”). Он пустослов. Какая же дочь может вырасти у такого отца?

Юлия настроена менее негативно, нежели Лаптев, но всё её существо пропитано неверием в свое право на счастье. Так она рассуждает о необходимости выйти замуж за Лаптева: во-первых, вряд ли ей встретится любовь в жизни, а во-вторых, это будет неправильно отказать хорошему человеку. Юлия сама выбирает сценарий несчастья. Однако она все же намного светлее Лаптева: она честна, а также способна видеть в людях хорошее и в какой-то мере наслаждаться жизнью. И ведь не просто так судьба ее связывает с Лаптевым: он такой же пустослов как ее отец! Вспомним сцену предложения, когда он говорит, что вырос в среде, где все трудились (хотя сам месяцами не появляется у отца на работе).

Еще один аспект круговорота безысходности — это судьбы женщин в семьях Лаптевых и Белавиных. Матери главных героев ушли из жизни рано, со слов Лаптева — его умирала от страха. Очевидно, что и мать Юлии была нелюбима с таким мужем — себялюбцем как доктор Белавин. Судьба нелюбимой женщины постигла и Нину. И теперь Юлию. Когда она, наконец, полюбила мужа, то ему это было уже не нужно, а было ли нужно в принципе? Ведь тогда он не смог бы жаловаться и страдать. Надеюсь, что Юлия не покинет мир также рано, как и прочие дамы из их семей.

Получается, что выбор каждого из героев предопределен установками, которые были заложены семьей и которые сами герои бережно растили и подпитывали новыми решениями и мыслями. Безысходность для меня как раз в этом: люди, как лошади на круговой арене, бегут по заданной траектории без желания и возможности свернуть на чистый новый путь. Чехов подчеркивает течение жизни по кругу в одних и тех же рамках и по одним принципам. Отец Лаптева говорит: детей били и будут бить. Лаптев: я не первый и не последний (про женитьбу на женщине, которая его не любит). Жизнь повторяет себя снова и снова, будет так, как было всегда. Однако от себя отмечу, что Антон Павлович все же человек и в момент написания большинства своих лучших произведений он тяжело болен, поэтому ощущение тихого, но жестокого рока является в какой-то мере отражением его мироощущения. Для нас как читателей важно понимать, что выбор есть и мы сами решаем, под каким углом смотреть на мир и как строить свою судьбу.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть о том, как заключить брак через жопу. При этом оба участника не до конца поняли, как в это вляпались. При этом главный герой провернул все дело не выйдя из предыдущих отношений. Дорос ли главный герой вообще до брака? Нет. Только до сиюминутного желания обладать обьектом своей симпатии. А чувственная симпатия к человеку — очень плохая причина строить с ним семью. Есть ли в произведении хоть один пример счастливого брака? Таки нет. Так что на фоне всех прочих главный герой и его супруга выглядят не так уж и плохо. Ну, просто потому, что 0 больше отрицательных чисел. Кстати, первое на моей памяти произведение Чехова, в котором доктор является не очень симпатичным персонажем. Папаню Лаптева (самодура и деспота) Чехов явно написал с собственного отца. Тот тоже был мужиком властным и насиловал ребенка церковью. Несмотря на временной отрезок в три года каких-то действий в произведении мало. Тут скорее очередная картинка из какой-то не очень счастливой жизни с подробным описанием того, как человек дошел до такой жизни. Короче, все как Чехов и любит.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Непонятый в школьные годы и получивший моё признание относительно недавно русский писатель Антон Павлович Чехов в очередной раз и порадовал и поволновал. Странное дело, как-то вот у него получается писать казалось бы совсем несложные вещи несложным языком — едва ли не обыденно и без всяких там литературно-словесных «тройных тулупов и акселей». Ну вот кажется, что перед нами самая обыкновенная история из серии «Как лиса и журавль в гости ходили» или «Как медведь к лисе сватался», только в переложении на взрослый несказочный лад. Да только читается эта незамысловатая и несложная история взахлёб и с искренним сопереживанием с героями повести.

Видимо всё дело в том, как умело тонко и с выворачиванием наизнанку описывает Антон Павлович душевные томления Алексея Лаптева, как мастерски и с какой филигранной точностью описывает он душевные волнения некрасивого и страстно влюблённого нерешительного мужчины — думаю, что многие читатели мужского пола найдут в поведении и переживаниях Лаптева те или иные свои собственные треволнения.

Однако и дамская составляющая читателей Чехова тоже может рассчитывать на точно такие же проникновения вглубь девичьих и затем уже женских переживаний и волнений. Мастерства и знания человеческой психологии и человеческого же естества Чехову не занимать и он вытягивает нить повествования без малейшего обрыва или спутывания, раскручивает динамику внутренних изменений и поведенческих фигур как по нотам музыкант играет сложное произведение. И правдоподобность истории такова, что жаль и того и другого, и мужчина мается, и дама своё не получает, и что с этим со всем делать?..

«Поживём — увидим» — заключает Антон Павлович свой рассказ. И чаще всего в реальных жизнях таких вот Алексеев Лаптевых и Юлий Сергеевн только это и бывает настоящим финалом — поживём-увидим...

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этой повести широко развернулась тема семьи. Завязка — принятие Юлей предложения Лаптева — вызвала ассоциации с гоголевской «Ночью перед Рождеством»: и там, и там имели место ночные размышления. Только у Гоголя девушка думала-думала и полюбила, а тут — приняла предложение, решив, что такой шанс может быть и последним. И раз уж заговорили о Юле, нельзя не сказать о том, что их с Алексеем семейная жизнь ярко иллюстрирует поговорку «Стерпится — слюбится». Поначалу глубоко несчастная героиня постепенно привыкает к мужу, а в конце говорит, что любит его. Никогда прежде мне не встречалось подобное в художественной литературе. И, увы, это, кажется, единственное хорошее, что есть в повести. Всё остальное вызывает печаль и тот же страх, что и «Скучная история». Потому что под конец сложившееся положение вещей можно охарактеризовать как «всё плохо». И когда главный герой рассуждает, что прошло три года, охватывает удивление, потому что по насыщенности описанные события могли и в десять лет уложиться. Если говорить о других персонажах, отмечу Панаурова, фамилия которого неожиданно напомнила о Паратове из «Бесприданницы», и, как оказалось, не спроста. Кстати, в «Трёх годах» и «Драме на охоте» наблюдаются одинаковые черты в лице «женщин из прошлого», которые не просто упоминаются, но ещё и появляются на страницах произведений в качестве действующих лиц. (Подобную параллель можно провести между «Тремя годами» и «Дуэлью», где главные герои некоторое время были в отношениях с женщинами старше себя, которые оказали на них какое-либо влияние.)

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх