Дж. Р. Р. Толкин «Легендариум Средиземья»
- Жанры/поджанры: Фэнтези («Классическое» фэнтези | Эпическое фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское | С использованием мифологии (Кельтской | Скандинавской )
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Тёмный властелин | Путешествие к особой цели | Фантастические существа (Гномы | Драконы | Орки | Эльфы )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Джон Р.Р. Толкин, профессор филологии из Оксфорда, на протяжении более чем пятидесяти лет создавал цикл легенд о вымышленном мира Средиземья (Арды). Им были созданы языки народов этого мира (в основном эльфов), их мифы и история от сотворения мира демиургом Эру Илуватаром. Хотя при жизни Толкин опубликовал только два полноценных художественных произведения о своей вселенной — «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин Колец», значительная часть легенд Средиземья долго оставалась неизвестной широкой публике. Большинство историй, сочинённых Толкином, так и не были оформлены им в виде романов или повестей.
Кристофер Толкин, сын Джона, после смерти отца начал издавать его черновые записи в своей редакции. В 1977 был опубликован «Сильмариллион», основной сборник мифов и истории Средиземья. Впоследствии из эссе, набросков рассказов Джона Толкина и статей-комментариев Кристофера была составлена серия «История Средиземья». Эти книги, не являясь полноценными романами, тем не менее, представляют интерес для поклонников, раскрывая неизвестные подробности устройства мира и неканонические версии событий, не вошедшие в итоговые редакции книг. В 2007 году Кристофером была дописана до полноценной книги легенда «Дети Хурина».
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
- /языки:
- русский (443), английский (94), французский (1), молдавский (1), шведский (1), финский (1), латинский (1), литовский (1), эстонский (3), украинский (30), белорусский (5), польский (2), армянский (2)
- /тип:
- в планах (1), книги (520), периодика (13), самиздат (31), аудиокниги (17), графические (3)
- /перевод:
- Е.Лебедева (1), В. А. М. (13), А. Аникина (1), Э. Ару (2), Д. Афиногенов (2), В. Ашарин (1), А. Ашарина (1), В. Баканов (2), Б. Бальчене (1), Ю. Баталина (1), М. Белоус (1), З. Бобырь (5), В. Видеманн (1), М. Виноградова (7), М. Вокер (1), В. Волковский (12), О. Гаврикова (1), В. Гаврилов (1), Е. Гаврилова (1), А. Глебовская (1), Н. Григорьева (52), И. Гриншпун (1), А. Грузберг (14), В. Грушецкий (52), Л. Денисюк (1), Е. Доброхотова-Майкова (2), А. Дубинина (4), И. Забелина (2), А. Застырец (6), М. Каменкович (25), Л. Каминская (1), В. Каррик (18), А. Кистяковский (48), И. Комарова (36), М. Коренева (1), К. Королёв (46), Г. Кружков (3), И. Куликов (1), К. Курченкова (4), С. Лихачёва (20), Э. Макарян (2), И. Мансуров (2), В. Маторина (4), В. Матузова (1), Д. Могилевцев (4), А. Мокровольский (7), В. Муравьёв (99), О. Мыльникова (1), А. Немирова (26), Е. Онищук (8), Е. О’Лир (8), П. Парфентьев (1), П. Пекканен (1), Н. Печкин (1), К.С. Пирожков (1), Ю. Понедельник (1), Н. Прохорова (3), Н. Рахманова (37), Х. Раяметс (1), Л. Раянди (1), Т. Рязанцева (1), М. Скуратовская (1), С. Степанов (13), О. Степашкина (1), В. Тихомиров (56), И. Тогоева (2), Д. Туганбаев (1), Г. Усова (37), Н. Федорак (2), О. Фешовец (4), М. Фронц (2), Ц. Фронц (2), И. Хазанов (1), Б. Хальквист (1), А. Хромова (2), А. Цуркану (1), Н. Эстель (28), К. Юва (1), Е. Яхина (2), Л. Яхнин (23)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Комиксы и графические произведения:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alex2, 19 декабря 2007 г.
Я не считаю, что у меня есть полное право писать отзыв на весь этот огромный цикл. Слишком мало из него я прочёл. Но всё же... Даже того, с чем удалось познакомиться, мне хватило, чтоб с благоговением представить всю грандиозность авторского замысла! Итак — создан целый мир. Мир, глубина и продуманность которого поражают и изумляют. Мир — вместе с обитателями, языками, коими они пользуются, мифологией, которую, впрочем трудно разграничить с историей этого мира. Создан Демиург и его антагонист, а также весь пантеон богов. Пробуждены к жизни различные народы и тщательно обдуманы отношения между ними на протяжении всей истории этого мира, мотивы, желания и склонности каждого народа в его существовании. Показаны моменты величия и падения этих народов в истории, исход прошлого и изменение мира.
Отдельно хочется сказать о языках обитателей этого мира. Пускай не для всех читателей это кажется очень уж важным, но меня поразило то, как были исследованы эти самые языки на предмет их развития, взаимосвязей и изменений с течением времени. И это в придуманном мире!
Я был настолько поражён, что не мог поверить в то, что такой мир мог создать один единственный, пусть даже очень талантливый человек.Не может быть, чтоб идея этого мира пришла в виде мгновенного озарения, сразу такая глубокая, разносторонняя и продуманная!
Оказывается, автор отдал этому миру очень большУю часть своей жизни, и, уж так мне кажется, бОльшую часть души. Конечно, это не сделало его затворником и нелюдимом, и в научном мире он известен ещё и как весьма значительный учёный, и помешать любить свою семью это тоже не смогло.
Своему появлению Средиземье обязано тому, что увлечение юности Толкина — придумывание своих собственных языков — стало страстью его жизни. И тогда было решено создать мифологию мира, в котором бы говорили на придуманном им языке. Это был Квэниа — язык Вышних Эльфов... Вот так, от языка — к миру. Да ещё к какому!...
Ещё в молодом возрасте Толкин начал создавать мифологию Арды. Сейчас она известна нам под названием «Сильмарильон». Скорей всего, делалось это только для себя, ведь при жизни Автора она так и не издавалась.
А «Хоббит» — это ведь ни что иное, как сказки, которые Толкин сочинял для своих детей! И ведь были-то они как раз о приключениях этих самых детей в мире, придуманном их отцом, только в нём дети стали чудесным маленьким народцем — хоббитами — весёлыми, беззаботными, но такими крепкими и несгибаемыми в роковой момент. Именно такими хотел видеть автор и своих детей. Поэтому «Хоббит» и кажется как-то более по-детски написанным. Но эта книга была с восторгом встречена как взрослыми, так и детьми. Ведь тогда, в страшном предвоенном 1937-м, когда мир застыл в ожидании войны, людям так не хватало простых светлых историй!
Замысел рассказать историю Великого Кольца автор имел уже тогда. Но посмотрите, сколько времени создавалась книга! И можно ли говорить, что время было потрачено зря?
Ах, как многие из нынешних авторов кропают по несколько книжек в год.Пройдёт пара десятилетий — и про них вместе с их книгами мало кто будет помнить, кроме завзятых библиофилов.А Толкин и его великие творения не забудутся, уверен.
Сейчас, благодаря сыну Толкина, придуманный им мир расцветает всё новыми и новами красками.Его история становится полней и подробней.Хочу надеяться, что перевод книг «Истории Средиземья» будет продолжаться.Конечно, это — уже для тех, кто является искренним почитателем гения Профессора и созданного им мира.Но «Хоббита» и «Властелина» надо бы прочесть обязательно.Возможно, вы, как и я, откроете для себя новый мир.Мир прекрасный и живой, сказочный, но в то же время — такой реальный.
Мисс Марпл, 8 мая 2008 г.
Может,я и повторюяюсь,но это другая реальность. Толкиен-не просто писатель,настоящий Демиург. Всю свою жизнь он прожил в Средиземье,от первой Песни и до последней. Современные авторы могут закрутить интригу,много филосовствовать,сочными мазками обозначить характеры героев,но придумать новую реальность со всеми её аспектами-такое дано лишь одному. Интересно наблюдать,как развивался мир Толкиена,затягивая автора и читателей. Языки,сказания,сотворение и конец,расы,династии,потрясающе проработанная топография,политическое устройство,экономика-мир Профессора порою более реален,чем наш с вами. Тем любопытнее узнать,что первым опубликованным романом о Средиземье был «Хоббит»,в котором все вышеперечисленное практически незаметно.«Властелин колец»-великая эпопея,история о людях,их страданиях и радостях,история о силе,любви,самопожертвовании,вере и искушении могуществом и властью. Великий роман(ибо делить его нет смысла-его структура совершенна)-художественное произведение,в котором философия,характеры.слог,фабула и мир сплелись в единое завораживающее полотно-и мир не выходит на первый план. Наиболее полно постичь Средиземье,весь гений демиуржьего таланта автора можно в статьях и набросках,но личше всего в монументальнейшем Сильмариллионе.
Средиземье-величайший мир в фантастике и фэнтези. «Властелин колец»-один из величайших романов мировой литературы. «Хоббит»-одна из лучших авторских сказок. Простой десятки тут явно недостаточно.:pray:
Paganist, 22 декабря 2008 г.
По-моему, никто не создавал такого цельного и реального мира. И вряд ли создаст.
Согласен, многие миры могут быть интересней, совершенней, продуманней, проработанней, но... чего им всегда будет не хватать — той самой эпичности, которая делает вымышленный мир не иллюзией, а параллельной реальностью.
И если к произведениям Толкиена так часто возвращается великое множество писателей, читателей, критиков, других деятелей искусства, то, наверное, чего-то да стоят произведения старого профессора Оксфорда!
Этот мир Средиземья всегда живёт в душе. И к нему всегда возвращаешься. Как домой.
Darinella, 9 апреля 2009 г.
В общем-то, хорошо, что Дж.Р.Р. был именно первым писателем, который четко обозначил те самые границы жанра «фэнтези» — волшебной сказки. Его труд — огромный, непревзойденный по проработанности и глубине — создавался совсем не для того, чтобы заработать денег. Как настоящий ученый, Толкин писал «Легендариум» именно ради него самого, ради науки, ради понимания и знаний. Можно ругать эти книги, можно их игнорировать, можно хвалить и читать, можно сходить на них с ума, бегая по лесам с луком и стрелами или изображая из себя назгула — важно одно. Именно эта потрясающая мифология есть главная заслуга ПРОФЕССОРА Толкина. Ну а «Властелин Колец» — это в первую очередь заслуга Толкиена-писателя. Огромно значение его книг именно для науки филологии, понимания истоков английского языка, на котором говорит сейчас половина мира — вот главная цель этого титанического труда.
Bizon, 30 декабря 2012 г.
Первую часть прочитал году в 89-90, а потом долгое время искал продолжение. Тяжеловато было с такими книгами в то далекое время. На поиски второй части ушло года два. А третью книгу прочитал уже по окончанию школы. Классика она и есть классика. В то время собираясь с друзьями думали, можно ли снять фильм по этой эпопее, и в голове не укладывалось кто бы мог это сделать. Потом читал некоторые литературные исследования о мире Толкина, его связи с мирами Льюиса. Гениально продуманный мир на основе эпоса нескольких народ, в частности кельтов и ирландцев. Толкин положил начало жанру фэнтази с детально проработаными мирами, картами, своими языками, историей. И оказал глобальное влияние на мировую литературу. При этом не ставилось цели заработать денег. Сомневаюсь, что есть те кто не читал Толкина. Последующие произведения мастера читал именно ориентируясь на автора. И хоть не особо люблю поэзию, проникся и ею, хотя представляю как тяжело перевести на русский язык было. Твердая 10.
garuda, 27 февраля 2011 г.
Отойду от своей привычки комментировать только свежепрочитанные вещи. Скажу только, что с этого произведения началось моё увлечение фантастикой. Это как первая любовь — абсолютно незабываемо и накладывающее отпечаток на всё последующее. «Золотой стандарт»....
Vint76, 11 декабря 2008 г.
Прочитал из Толкина далеко не всё, только основное, т.е. романы. На мой взгляд немного нудновато написано.
Вместе с тем всей серии моя твёрдая 10. Ведь в этих произведениях целый мир, со своими народами, странами, обычаями, до сих пор из писателей никто так подробно не проработал свои виртуальные миры. Про то, что благодаря Толкину, эльфы теперь во всех упоминаниях в литературе не маленькие существа живущие в цветах из мифологии старой Британии, а прекрасные телом, высокие и благородные создания, вообще промолчу. Про гновов и прочих тоже не буду распинаться.
ТОЛКИЕН-СРЕДИЗЕМЬЕ — ЭТО ЛЕГЕНДА !
Вот за создание этой легенды, за кропотливый многолетний труд +10
ulika81, 28 ноября 2008 г.
За исключением эссе, истории средиземья и того, что на русский язык не переводилась, прочитала почти все. Супер. Очень люблю. Мне кажется, те, кому цикл показался скучным, не заметили, что Толкиен не рассказывал просто истории о Средиземье, он создавал мир Средиземья, а описание мира включает в себя подробности, которые могут показаться кому — то излишними и скучными: о природе, об истории и языках и т.д. Влестелин Колец, бесспорно, центр этого цикла, но... Когда я прочитала Сильмариллион, у меня в прямом смысле «снесло крышу». Я читала, что Толкиен хотел создать литературную мифологию, но не представляла, что можно выдумать настолько подробный, продуманный мир: его мифологию, «богов и героев», географию, языки, начало письменности, историю, хронологию. А генеалогии различных семей и родов! По одним только этим схемам можно понять, как автору, то есть Толкиену, все это нравилось — без этого ничего похожего написать, я думаю, было бы просто не возможно. И создавал он этот мир, собственно, в первую очередь для себя... Поэтому не удивительно, что Толкиен кому — то не нравится. просто немного жаль...
Aimless, 18 мая 2014 г.
Легендариум — да! это именно то название которое подходит.
Проработка мира настолько эпична, прекрасна и грандиозна что ты начинаешь изучать этот мир полностью до мельчайших подробностей...и когда у тебя складывается вся картина (все 4 эпохи), то у тебя просто нет слов чтоб описать насколько все это круто.
Про Толкина столько уже сказано хорошего, что думаю тот кто читает этот отзыв должен перестать его читать и сесть за Хобита и Властелин Колец.)
квинлин, 14 декабря 2007 г.
Проработаннейший мир, который мне приходилось видеть. Здесь всё на своих местах. Здесь в самих именах -великий смысл. Здесь — свой собственный язык, которому не хватило самую малость, чтобы быть признанным «международным», хотя неофициально он уже им и стал. Ведь язык, придуманный Толкиным, стал символом тех, кто ещё не потерял способность мечтать и фантазировать, сопережевать героям, ставить себя на место маленьких хоббитов, которым предстоит идти к Горе с величайшей ношей; Феанора. великого творца, готового на всё ради возвращения своих творений; эльфов, которые идут на зов Моря; гномов, для которых нет милей гор, металлов и камня ничего на свете; людей, которые противостоят великому злу; Эарендила, который дарит надежду всем странникам; Лучиэль, которую до сих пор вспоминают за её чудесный голос...И многих, многих других...Разве же это не прекрасно?
SwiD, 2 апреля 2008 г.
Толкин прочно занял достойное место в мировой литературе. Занял его вполне заслуженно. Придуманный им мир заслуживает как минимум наивысшей оценки! Это не просто культурное наследие, это — шедевр поразивший сердца и души множества людей!
benommen, 18 октября 2007 г.
Мир проделан настолько грандиозно, что можно только удивляться! Такое ощущение, что он там жил и все это записывал! Самая Лучшая книга из всех, которые я читал!
Dan-Master, 5 октября 2007 г.
Коментировать Толкина труд не благодарный и напрасный — миллионы читателей давно сделали свой выбор в пользу отца фентези, сказать можно только одно- БРАВО!:appl::appl:
Pupsjara, 29 июня 2007 г.
Все конечно не читал, но мир продуман до мелочей и поражает своей грандиозностью.