FantLab ru

Аждар Улдуз «Сейд. Джихад крещеного убийцы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Голосов:
27
Моя оценка:
-

подробнее

Сейд. Джихад крещеного убийцы

Роман, год

Аннотация:

От Каира и до Рима, от палачей-джалладов, крестоносцев — и до асассинов, история, объединившая в себе три крестовых похода, и сжавшая их до одной человеческой жизни… Убийца, принимающий христианство, и объявляющий джихад самой войне, палач, мечтающий воспитать лекаря, монахиня, превращенная в блудницу, шут, уходящий в монашество, и язычница, спасающая крестоносца — судьбы людей, противопоставляющих кровопролитию и демону Власти свою любовь… Крест и полумесяц, схлестнувшиеся в кровавой схватке волею тех, кто предал учения своих пророков ради наживы и властолюбия, джихад, объявленный Жизнью — Смерти.

Номинации на премии:


номинант
Серебряная стрела, 2012 // Лучший главный герой герой: Сейд

номинант
Серебряная стрела, 2012 // Лучший дебют

номинант
Аэлита, 2013 // Премия «Старт»


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Сейд. Джихад крещеного убийцы
2012 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не смог удержаться и очень быстро купил, и прочитал этот роман. Даже и не знаю, чем меня так привлекла данная книга, может быть — красивая и стильная обложка, а может — название и аннотация? Скорее всего, это все вместе и определило мое желание ознакомиться с произведением неизвестного азербайджанского автора Аждара Улдуза «Сейд. Джихад крещеного убийцы».

Противостояние ассасинов и тамплиеров — главная тема книги, хотя может и нет, так как в этом произведении слишком много различных сюжетных линий, которые ведут читателя и в кабинет Папы Римского, и в шатер Саладдина, и в знаменитое прибежище Старца Горы, а также еще в десятки неожиданных мест. Главного героя также тяжело определить — может быть и сам Сейд, который идет одному ему понятной дорогой, и палач короля Иерусалима, для которого джихад становится смыслом жизни, и монахиня, которая пройдет путем Марии Магдалины, хотя вначале своего пути и не помышляла о такой возможности, а может и другие персонажи этого запутанного романа.

«Сейд» вызывает море эмоций, автор не навязывает свое мнение о тех событиях, но постепенно подталкивает читателя к осознанию правильности или неправильности происходящего.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне снился сон. Я был мечом.

Людей судьей и палачом.

В короткой жизни человека

Я был последнею свечой.

Олег Ладыженский

Это книга о средневековье и великих крестовых походах, о тамплиерах и асассинах, монахах и убийцах, лекарях и палачах, возмездии и прощении. Разумеется, мимо подобной книги я просто не мог пройти мимо. Был, конечно, определённый страх знакомства с молодым и неизвестным совсем автором. Но в случае с Улдузом это определённо стоило того.

Первые ассоциации — «Кабирский цикл» Олди и «Страж престола» Медведевич. Первое благодаря невероятной музыкальности текста, плавности, напевности, насыщенности множеством стихом и поэтических образов. Второе — за счёт неприкрытой жестокости, отказа от попыток спрятать правду крови и смерти под ворохом красивостей. Потому что, не будь в основе пути героя страдания, чистого и искреннего, вся красота и образность авторского языка показалась бы просто мишурой, старательно укрывающей пустоту.

Здесь же основной нитью, на которую яркими и блестящими бусинами нанизаны главы повествования, является судьба Сейда, героя книги, палача и убийцы, монаха и музыканта, мудреца и праведника. Вся его жизнь — история джихада, священной войны, в пламени которой из израненного и слабого мальчика рождается карающий клинок, длань судьбы, непобедимый воин возмездия. Такова первая трансформация героя, первая в долгой цепи испытаний и страданий. Ведь за каждой ступенью самопознания скрывается боль катарсиса, мучительное отречение от всего, во что так долго верил. Первым по-настоящему значимым человеком для Сейда становится Мастер Аламута, учитель убийц, который дал ему смысл жизни — джихад, войну с неверными. Но постепенно герой начинает понимать, что главное в любой войне — не то, с кем она ведётся, а во имя чего. Герой отвергает бога, который требует смертей и убийств во славу свою. Так Сейд понимает, что по эту сторону баррикад нет служителей истинного бога и веры.

Итогом долгих метаний героя становится встреча с магистром тамплиеров. Наконец-то герой находит достойного учителя, не отравленного жаждой власти и золота. Сейд принимает христианство и отрекается от ремесла убийцы. Отныне и навсегда никто не встретит смерть от его руки. Но и сменив цвета, герой видит, что таки, как его наставник, единицы. Учение Христа осквернено так же, как и учение пророка Мухаммеда. Сменив клинок на щит, Сейд оказывается не способен противостоять той ненависти и злобе, частью которой когда-то был. И оказывается не способен спасти наставника от рук подосланных убийц. Так герой вновь теряет смысл своей жизни.

Грядет предсказанный День Гнева,

Грядет День Страха:

Я стал землей, горами, небом,

Я стану прахом.

Как никогда прежде, герой оказывается близок к тому, чтобы прекратить свои путь, так и не дойдя до конца. Кажется, что уже ничто не спасёт Сейда, утратившего веру, разочаровавшегося в религиях и пророках. Ничто, кроме любви. Только встретив женщину, которую ему суждено полюбить, Сейд понимает, что только любовь и имеет значение. Только она одна и лежит в основе всякой веры и религии, а прочее лишь мусор, орудия в руках лжецов и властолюбцев. Используя свои старые навыки, герой оказывается способен остановить порочный круг войны и ненависти и предотвратить нависшее над миром зло очередной разрушительной войны. Но и после этого Сейд не способен быть счастливым. Точнее, он не чувствует себя вправе. И удаляется на долгие годы в пустыню в поисках мудрости. Лишь обретя гармонию с собой, герой становится способен жить в гармонии с миром. Не очень понятно, правда, почему Сейду потребовалось столько времени на осознание того, что он почувствовал, глядя в глаза Малейке и умирающему брату. Жизнь — всегда жертва, и потому порой бывает жестокой и злой. И ещё: война, с которой начал свой путь герой, по сути искажённая, бессмысленная пародия на жизнь. И потому здесь всё наоборот. Главное — не во имя чего, а что принесено в жертву. Первое, конечно, определяет направление пути, но от второго зависит его исход. Потому что единственное, что человек вправе принести в жертву, — это он сам.

Я обещаю вам судьбу,

Надежду, мир, войну и ярость,

Рожденье, молодость и старость,

И смерти тихую усталость,

И дальний шепот: «Не забудь...»

Я обещаю вам себя...

Очень незаурядная книга. Конечно, местами автору недостаёт легкости, местами идеи выражены не вполне чётко и ясно. Но общий уровень книги всё это извиняет. Многоцветье образов и событий, множество незаурядных и интересных персонажей, очарование средневековья и востока — всё это играет автору на руку. Кстати о средневековье. История Улдуза, как сам автор и признаётся в послесловии, не претендует на достоверность. Его средневековье скорее мифическое, окутанное ореолом преданий и легенд, то, о котором мы и хотим услышать. Автору прекрасно удался флёр мистики и загадочности, покрывающий то время. И за это ему глубочайший поклон.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга удивительно хороша! Купил по рекомендации Андрея Валентинова, а рекомендация профессионального историка дорогого стоит. Имеем хорошо поданый криптоисторический взгляд на историю, ни в одной книге я еще не видел так четко показанные связи между Западом и Востоком. Воистину, принцип исторической дополнительности! И, практически, без натяжек — сюжет логичен, а композиция связна, как как квантовая механика в изложении для физических вузов. Хорошо прописанные характеры и поступки. Отличный язык.

В общем, если Вам нравятся «Ола», «Небеса ликуют» и другие вещи Валентинова (этого периода его творчества), то берите книгу, не раздумывая, она Вам понравится.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень, очень недурное повествование. Хотел написать о недостатках, скорее, о нестыковках. Но о них исчерпывающе рассказал сам автор в послесловии. Книга, действительно, в духе Дюма. История является лишь антуражем, автор вольно вовлекает в повествование христианских королей, эмира Гранада, Саладина, магистра тамплиеров, Папу Римского, Горного Старца... Тамплиеры, хашишшины, крестоносцы, сельджуки... Всему находится место, и ничто не инородно. Хватает и постмодернистких отсылок к узнаваемым темам и сюжетам от Дюма до Дэна Брауна. Но это лишь фон, на котором предстает авторское видение причин и следствий событий средневековья, начиная от взлета и падения Иерусалимского королевства и заканчивая столетней войной, а также разворачивается стройное и динамичное действие, в котором есть место и любви, и предательству, и возмездию.

Все же о недостатках. Чуть-чуть подкачали некоторые фразы, впрямую заимствованные из современных фильмов и книг. Создавая постмодернистский антураж, они несколько портят стройность текста. В целом, книга прочтения заслуживает, однозначно.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От убийцы к святому, — так бы я обозначила главную идею романа.

Маленький мальчик, названый Сейдом, остается сиротой, однако вскоре обретает нового отца – его берет под свою опеку самый искусный и жестокий палач мусульманского мира и предводитель гашишшинов – Джаллад-Джаани. Воспитание мальчик получает соответствующее. Названый отец готовит его для него особый путь – путь священного джихада с неверными. И мальчик преуспевает в деле убийства, становится лучшим учеником своего наставника. Каким бы ни был талантливым ученик, его судьба во многом зависит от учителя. К счастью, на жизненном пути Сейду встретились и другие учителя, кроме Джаллада-Джаани. Первыми, кто заставил его усомниться в непогрешимости названного отца, стали птицы – орлы Аламута. Вторым – магистр тамлиеров, бывший шут французского короля. Именно знакомство с ним перевернуло жизнь наемника, добавив к определению «убийца» слово «бывший». Третьим учителем стала Женщина-которую-он-увидел. Она появилась вовремя и завершила начатое тамплиером. И четвертым и, пожалуй, последним сам того не подозревая становится брат Сейда: «Чтобы понять брата, надо его полюбить».

Ряд событий в жизни Сейда приводит к тому, что он меняет веру и клянется большее никогда не брать в руки оружия. Однако можно ли защитить себя и, что намного важнее, тех, кто дорог, не проливая крови? «В Риме таких христиан, как ты, больше нет…» — говорят ему. Но он все равно продолжает идти по пути своего джихада.

И вслед за героем постепенно понимаешь, что джихад может быть разным. Во имя мести можно убивать жестоко и беспощадно, а можно – дать клятву никогда больше не пролить ни капли крови. На пути джихада можно ненавидеть, а можно любить. И воевать можно против заклятого врага, а можно – против самой войны.

Герой меняется, и – что закономерно – меняются декорации вокруг него. В финале мы видим не хладнокровного убийцу, а любящего сына, брата, мужа… Впрочем, финал мне показался слишком уж хэппи-эндовым. Особенно на фоне событий в первой части романа. Иногда бывает так: «Начали за здравие – кончили за упокой», здесь же наоборот: «Начали за упокой – кончили за здравие». Нет, все события финала – логичны, они удачно вписываются в канву сюжета. Просто сама атмосфера романа как-то не настраивает на счастливый финал. Но это, пожалуй, проблемы личного восприятия.

Хотелось бы отметить аллюзии на произведения Дюма. Я углядела отсыл к «Графине де Монсоро» и к «Трем Мушкетерам». За «Монсоро» отдельное спасибо – в юности образ благородного шута был одним из любимых.

Ну и двойной отсыл к Марие Магдалине – сильнейший момент в романе. Чистейшая душой монашка стала шлюхой, а бывшая шлюха-язычница – матерью спасителя, если не мира, то отдельной страны. Но обе в итоге обретают женское счастье и свое место в жизни.

Отдельно также хочется сказать о стиле произведения. Все события романа – достаточно бурные и динамичные. Однако описываются они неспешным, я бы даже сказала – притчевым языком. Результат такого синтеза получился красивым и незаурядным. А поэтические перебивки между главами – рондо – удивительная находка автора.

Конечно, роман «Сейд» можно обвинить в исторической недостоверности. Но жанр альтернативной истории и не подразумевает четкого следования учебнику. Скорее он требует умения моделировать различные исторические ситуации, а с этим автор справился на ура.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На самом деле это не совсем роман. Это попытка поэмы. Но не слишком удачная. Судя по качеству стихов, я упорно думал, что это перевод. И уже закрыв книгу и даже написав отзыв, выяснил: оказывается, автор писал на русском. Хм... Для поэмы некоторая напыщенность, выспренность сюжета нормальна и даже необходима. Но если сдернуть флер явно неудачной поэтики, то что останется?

Останется красивый, спору нет, сюжет. Который, вообще говоря, позволял создать очень глубокие персонажи, прежде всего женские. Но этого как раз не получилось. Персонажи, одномерные по фабуле, а также второго плана — вышли неплохо. Но в главных, от Папы до Магистра, проступает какой-то лубок, уплощенность, глубокому произведению несвойственная. И вместо утонченной поэзии получается откровенно популярная проза. Характер песка пустыни прописан на том же уровне, что и характер основных героев. Увы.

Ну и с историчностью как-то что-то не то. Дело не в искажении фактов, жанр криптоистории это позволяет. Дело в «духе времени», который хочется почувствовать, когда берешься за подобную книжку. Но в данном романе не хватает говорящих, ярких деталей, в создании которых как раз и проявляется талант писателя. Позиция автора понятна лишь с его собственных слов. Да, согласен, это было странное время, когда грязные, вонючие, необразованные, тупые крестоносцы «несли свет» в просвещенный в то время арабский мир. Да, католическая церковь проявила себя во всей своей неприглядности. Но мы же не на диспуте на исторические темы! Это же художественное произведение! Увы, я не почувствовал Времени. Не увидел мир времен крестовых походов, как, например, увидел Китай в «Поднебесной» Г.Г.Кея или Европу у Валентинова (времен инквизиции в «Небесах» или времен наполеоновских войн в «Дезертире»), или революционную Россию в «Орфографии» Быкова, или Германию начала 20 века у Курылева...

Вывод: не жалею, что прочел. А если это дебют, то автор и вовсе молодец. Но полноценно вытянуть замысел не получилось. На нетленку не тянет ну никак. Развлекательная литература, вполне приемлемая, чтобы, к примеру, скоротать дорогу.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Являясь поклонником криптоистории, долго раздумывал прежде, чем потратить драгоценное время на эту книгу. Как оказалось… не зря. Автор, прежде для меня абсолютно неизвестный, ловко зацепил, увлёк в пучину далёких веков, дал впитать горечь Святой земли, услышать крик орла, почувствовать пот, грязь и неблагочестие божьих воинов, погрузиться в песок пустыни, дёрнуться от яда скорпиона... и пребывать в забвении. Так всё и было. После я всплыл и говорю спасибо, Аждар.

Отличный роман. Лёгкий, тонкий, играющий язык. Вымысел, вплетённый в правду (или наоборот). Живые герои и долгий путь… Нет недосказанности, но есть идеи, которые читатель волен домысливать сам. Поданы они грамотно.

Единственное (на любителя) – сказочность «Сейда», явная грань между чёрным и белым. В истории всё не так однозначно. Яркая восточная сказка, умудрённая притча – это «Сейд». Не хватает реализма, жестокости, непосредственности, смешивания красок… но искренне рекомендую!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх