FantLab ru

Уильям Тенн «Срок авансом»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.64
Голосов:
1676
Моя оценка:
-

подробнее

Срок авансом

Time in Advance

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 219
Аннотация:

Любой человек, собирающийся совершить преступление, может заранее отбыть наказание. Для этого допреступника высылают на каторжную планету, где у него нет никакой гарантии выживания. Но тот, кто сможет отбыть срок полностью, по закону получает право совершить убийство или любое другое заявленное преступление.

Почти все допреступники гибнут на каторге или отказываются от своего намерения. Отбыть срок авансом полностью, вернуться на Землю и получить свое законное право на преступление удаётся только одному человеку в среднем раз в 11 лет. Когда же с каторги вернулись сразу два допреступника, Крэндол и Отто, это стало событием.

© Ank

Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Звёздная карусель», 1974 г.

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Карточный домик», 1969 г.

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires de sociétés futures», 1984 г.

— сборник «Time in Advance», 1958 г.

— сборник «Непристойные предложения», 2000 г.

— антологию «Стрела времени», 1989 г.

— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.

— антологию «Американская фантастика», 1988 г.

— антологию «Безработный робот», 1989 г.

— антологию «Срок авансом», 2004 г.

— антологию «Мир, которого не может быть», 1991 г.

— журнал «Искатель» 1969'3», 1969 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «The Science Fiction Century», 1997 г.

— антологию «Introducing SF: A Science Fiction Anthology», 1964 г.

— антологию «Us et coutumes d'après-demain», 1975 г.

— антологию «Фантастика-1», 1985 г.


Похожие произведения:

 

 


Карточный домик
1969 г.
Звёздная карусель
1974 г.
Американская фантастика
1988 г.
Стрела времени
1989 г.
Пасынки Вселенной
1989 г.
Безработный робот
1989 г.
Мир, которого не может быть
1991 г.
Сборник научно-фантастических рассказов
1992 г.
Американская фантастика в 2-х томах. Том 1
1997 г.
Балдежный критерий
2003 г.
Срок авансом
2004 г.
Непристойные предложения
2018 г.

Периодика:

«Искатель» № 3, 1969 год
1969 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Грани вселенной. Антология фантастики
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Introducing SF: A Science Fiction Anthology
1964 г.
(английский)
Introducing SF: A Science Fiction Anthology
1967 г.
(английский)
Us et coutumes d'après-demain
1975 г.
(французский)
Histoires de sociétés futures
1984 г.
(французский)
Фантастика-1
1985 г.
(болгарский)
The Science Fiction Century
1997 г.
(английский)
The Mammoth Book of 20th Century Science Fiction: Volume One
2003 г.
(английский)
The Science Fiction Century, Volume One
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2009 г.

Читал, перечитывал, потом думал и перечитывал снова. Один из самых глубоких и непростых рассказов в мировой литературе. Послекаторжные мытарства Крэндола и Отто приковывают внимание читателя, фантасмагоричная концовка заставляет захлебнуться смесью ужаса и нервного смеха. А потом, когда страсти улягутся, приходит простое осознаниие того, о чём автор не сказал прямым текстом. А что если никаких мытарств не было бы, а у каждого остался тот единственный человек, из-за которого герой пошёл на каторгу? И вот ты (именно ты, потому что герой хорошего рассказа это всегда ты!) стоишь напротив своего врага, и в руках у тебя та штуковина, что лишает людей жизни, и ты видишь, как сереет от ужаса лицо твоего недруга, и... и что дальше? Если ты приведёшь в исполнение тобою же вынесенный приговор, то тем самым перечеркнёшь годы страданий и ненависти, уничтожишь идею, что помогла тебе выжить и выстоять. Если ты не сможешь этого сделать, то к чему тогда было всё? И за этой страшной мыслью совершенно теряется другая, не менее страшная: а как жить потом, после того, как ты совершил или не совершил хладнокровное, годами вынашиваемое убийство?

Уильям Тэнн не даёт и не пытается дать ответ на эти вопросы. Для рассказа это не нужно, рассказ уже сделал своё дело, заставив читателя задуматься. А человек, однажды переживший подобный шок за страницами книги, никогда не сможет совершить преступление, ни авансом, ни каким-либо иным способом.

Оценка: нет
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2008 г.

Удивительно богатый, несмотря на сравнительно небольшой объем, рассказ.

Читая его, я поражался самой идее отсидеть срок за преступление, которое ты только собираешься совершить, принимал логику тех, кто придумал такую меру пресечения, переживал шок Крэндела, мир которого разрушался вокруг него и лишь закрыв книгу и прожив с ней какое-то время, я начал понемногу оценивать все богатство, которое Тенн вложил в «Срок авансом».

Великолепный рассказ, один из лучших в мировой фантастике. Читать обязательно.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2015 г.

В созданном автором мире придуман очень интересный способ предотвращения убийств: они разрешены, при условии, что желающий убить (допреступник) авансом отбудет половину максимального срока за данное преступление — семь лет. Причем срок этот отбывается в условиях поистине каторжных, которые выдерживает далеко не каждый, где шансы выжить очень малы, а условия содержания тюремные в полной мере. В результате допреступник с лицензией на убийство появляется примерно раз в 11 лет: причем трое из четырех отказываются от своих намерений в первый год отбывания наказания. В основе сюжета редкая ситуация, когда на Землю из колонии прибывают сразу два отбывших срок героя.

Николас Крэндол мечтает убить мошенника, присвоившего его изобретение. Он предвкушает месть, представляет, как обманувший его негодяй дрожит от страха. Казалось бы, вот он — миг возмездия, за который заплачено невообразимо высокая цена. Но жизнь полна неожиданностей. Прибытие в город сразу двух отбывших наказание авансом сопровождается общественным резонансом — это «громкое» событие. Сходя с космического корабля, Николас Крэндол и не подозревал, что его прибытие напугает не только того, кого он сам считал врагом. Напуганы и другие люди, они знают за собой грешки против Ника и считают, что именно ради мести им он отбывал срок. Самые близкие люди вдруг начинают просить Ника о пощаде и каяться. А люди незнакомые предлагают убить по заказу. И с глаз героя как будто падает пелена: тот, кого он считал своим врагом, ничем не отличается от многих других людей, которые обманывают, предают, желают смерти. Более того, главный враг оказывается единственным, кто не просит пощады. И возникает вопрос, а точно ли этот враг заслуживает смерти? Заслуживает ли вообще смерти человек, который нечестен и готов злоупотребить доверием друга, мужа, брата?

Автор уделил много места разъяснению целей предварительного наказания, главная из которых — предупреждение преступлений. Звучит парадоксально, но предупредительную функцию этот социальный институт действительно выполняет. Причем не только в отношении тех, кто не выдержал тягот каторги и отказался от отбывания срока, но и в отношении таких, как Ник Крэндал. Он прошел через ад, желая свершить справедливость, но оказалось, что несправедливости слишком много: убийством одного человека ничего не поправишь. Убийством вообще ничего не поправишь. Наверное, ради понимания этого стоило отдать семь лет своей жизни.

Второй герой Отто Хенк отбыл срок ради убийства жены, доставшей его своей стервозностью. Он опоздал: женщина погибла за несколько недель до его освобождения. На примере этого персонажа показан вариант бессмысленности траты собственной жизни ради права наказать кого-то другого. Хенк наказал только самого себя.

За темой наказания авансом стоит вечная проблема мести. Александр Дюма в «Графе Монте-Кристо» пытался показать справедливого мстителя, получающего в финале награду в виде личного счастья. Стивен Кинг в «Кадиллаке Долана» показал месть как освобождение от одержимости. Уильям Тенн показывает бессмысленность мести, которая ничего не способна дать мстителю. Ник Крэндал приходит к осознанию того, что надо просто жить, ведь только живые люди могут меняться сами и что-то менять в результатах своих прошлых деяний, даже дурных, аморальных, преступных. Физически искоренить пороки человеческие невозможно, здесь требуются другие методы.

Неординарная, глубокая вещь, из тех, над которыми можно долго размышлять, находя все новые и новые грани смысла.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 мая 2013 г.

По мнению многих и моему собственному это лучший рассказ автора. Написать пару строк заставил отзыв уважаемого [b]drenay[/b], с которым я на этот раз не согласен. Знаете, по-моему гибель девяти людей за столетие — не такая уж нелогичная цена за социальный порядок и резкое снижение количества убийств.

Я не то что бы согласен с таким социальным устройством, нет. Просто не могу признать это рассказ нелепым, нелогичным и неправильным. Если сделать это, то точно так же следует поступить со многими более или менее близкими к нему знаменитыми фантастическими произведениями. Например с рассказом «Седьмая жертва» Роберта Шекли, повестью Владислава Крапивина «Гуси-гуси, га-га-га...», ещё одной повестью того же Шекли «Билет на планету Транай» и многими другими.

Ещё раз: в среднем только однажды в течении одиннадцати лет кому-либо удаётся получить право на убийство. Следует учесть несколько моментов. Во-первых: идя на такой рискованный шаг, как инопланетная каторга с мизерными шансами на выживание, человек вполне вероятно имеет веские на то причины. Быть может он не видит способа иначе добиться справедливости. Во-вторых, допреступник может и передумать. В-третьих, даже оставшись твёрдым в своём намерении совершить преступление, можно по прошествии лет просто не застать намеченную жертву в живых. И наконец, в четвёртых, предполагаемая цель — не овца на бойне, за ней оставлено право защищаться любыми доступными ей способами. Собственно, все эти четыре пункта так или иначе и сыграли в этой истории. Как видим, в реальности жертв будет ещё меньше. Так что, с моей точки зрения, предложенный автором вариант будущего имеет право на жизнь, а я уже второй раз за день пишу о том, что расцвет фантастики во второй половине двадцатого века не так уж многим обязан логике и её принципам.

Да и сам этот социальный выверт похоже был предложен автором, чтобы в мрачно-ироничном стиле показать, что иногда люди находящиеся по эту сторону тюремной решётки, ничем не лучше и даже хуже тех, кто находится по другую её сторону.

Произведение принадлежит к лучшим образчикам короткой фантастической прозы. В нём есть над чем улыбнутся и есть над чем задуматься.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2007 г.

А никто из вас не задумался, за какое Ваше преступление готовы были бы Вы отсидеть авансом?..

Очень хороший рассказ! Высокоморальная, включающая мыслительные процессы идея. Сюжет в начале кажется предсказуемым, но это обманчиво.

Никогда не знаешь, где нужно копнуть в своей жизни, чтобы вытряхнуть червей и жуков на поверхность... А это на тебе: семь лет отсидки — и вся жизнь как на ладони! Равно как и смерть, впрочем. Простите за короткий, сумбурный отзыв. Сложно его писать для того, кто не читал. Советую однозначно всем! Рассказ заставит Вас задуматься.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2013 г.

Тема мести многие годы была, есть и будет актуальной в искусстве. «Око за око, зуб за зуб». По такому правилу поступали герои многих произведений и фильмов, стоит хотя бы вспомнить «Граф Монте-Кристо» или фильм «22 пули». Понятно, что в них тема мести по-разному обыграна, вызывает разные мысли и переживания, но при этом, как же часто мы ловим себя на мысли, что чуть ли не облизываемся в предвкушении того, как увидим глаза обидчиков при встрече с героем, наполненные смесью удивления и страха. Ну, уж он им всыпет по первое число.

Так и в «Сроке авансом» главные герои — допреступники, люди, отбывшие срок за еще несовершенное преступление, вышли на свободу и теперь рассчитывают сполна расквитаться со своими обидчиками, желая отомстить сполна за каждый круг ада, проведенный на опасных планетах космической ссылки. Освобождение сразу двух допреступников – главная новость в мире СМИ, которая не обсуждается разве что только мертвыми. Внимание всех приковано к этим двум персонам: и жертв, и зевак. Вот только кто жертва? Кто же им так насолил, что они готовы были испытать все муки и тяготы лишения свободы ради убийства? Читатели-то знают, а вот другие нет.

Странно, как право на убийство действует на людей. И ведь действительно, автор рукой художника, одним-двумя мазками смог создать образы разных людей, которые от известия об освобождении трепещут от страха, другие же, наоборот, пытаются найти выгоду. Страх за свою жизнь заставляет одних каяться (жена Полли), других даже замыслить убийство (брат Дэн), третьих даже на волоске от гибели торговаться и искать выгоду (Ирв). Для кого-то же вкус замышляющегося убийства привлекательно и выгодно: особенно показателен мистер, читающий проповедь о милосердиии и предлагающий передать право на убийство ему. Чего только не увидишь. Оказалось, что самым человечным и милосердным человеком в этом прогнившем мире стал допреступник Ник, сама Смерть, Жнец человеческих жизней.

Но главное в рассказе даже не оригинальный сюжет с достаточно абсурдной идеей срока авансом и даже не то, что жертва Ника не стал просить о пощаде, да он и так был в недосягаемости.

Ник понял, что сама месть не принесет и не окупит всех его страданий. Убить можно за минуту, а вот 7 лет страданий запечатлелись в каждой мурашке на коже Ника и будут преследовать его всю жизнь. Более того, месть, расплата – не главное в жизни Ника, ведь и после расплаты жизнь продолжится, а достижение главной цели – есть конечный пункт. После 7 лет каторги Ник знает, что такое жизнь и умеет ее ценить больше, чем многие другие: стражи порядка или тележурналисты. Чтобы убить зверя, нужно самому стать зверем. Ник поступил очень мудро — он все переосмыслил и не стал зверем.

Главным же ударом для Ника стало то, что те, кто был родным для Ника все годы земной жизни до ссылки, предали и не поддерживали его в трудную минуту, в то время как самым родным человеком стал еще один допреступник — Отто-Блотто, с которым, рука об руку, они бились за жизнь и не раз спасали друг друга от опасности. Действительно, друг познается в беде и жаль, конечно, что родной человек может принести боль во сто крат сильнее, чем посторонний человек, а другой, казалось, преступник, может протянуть руку помощи там, где другие бы не рискнули. Вот почему Ник и ощущал, что утратил ту связь, которая объединяла его с многими людьми на Земле. Излишнее доверие людям растворилось в мхах и опасных прериях каторжных планет, оставив боль от слов и признаний когда-то близких людей, но и крепкое плечо и стакан пьянящего виски в руках дружища Отто-Блотто.

Подвести черту под рассказом может фраза с оттенком иронии: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Не стоит жить будущим, если не разобрался в настоящем.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2015 г.

Согласитесь, это здорово, когда в начале произведения, в самой его завязке, автор даёт хороший толчок для вашей собственной фантазии. Это как аппетитный аромат с кухни, вы ещё не знаете, что за блюдо там приготовилось, но вкусный запах рождает целый рой ассоциаций, догадок и перспектив того, что ждёт нас на долгожданный обед. Так и в этой истории, только сев за чтение я тут же потерялся для внешнего мира, мне было интересно, что приготовил нам автор, какие ингредиенты он добавил в это блюдо, в каких пропорциях смешал, какой он подаст соус к нему и что же мы получим на выходе. Множество романов могут похвастать великолепным интригующим началом, но рассказы, к сожалению, слишком часто пренебрегают возможностью захватить сюжетом с первых строк, оставляя всю свою мощь на финал, но только не этот.

Конечно же, не смотря на манящий запах отличной истории, мы вполне можем получить посредственное кушанье. Но Уильям Тенн безошибочно выбрал отменные ингредиенты, которые трудно испортить. Ведь блюдо, приготовленное с одним из них, мы готовы съесть даже холодным (лучше холодным!), конечно же, это месть.

В контексте этого небольшого произведения месть хоть и основной компонент, но всё ж таки не самостоятельное блюдо, к нему вполне умело и гармонично добавлено ещё несколько составляющих, которые совсем не теряются за ярким вкусом назревающего возмездия, и которые делают рассказ более глубоким и многослойным.

О финале, много говорить не буду, дабы сохранить как можно больше интриги, скажу лишь, что он вряд ли вас разочарует, скорее уж приятно закрепит общее впечатление от прочитанного.

В заключении хочу сказать, что «Срок авансом» это тот рассказ, вкус которого сохраниться в памяти надолго, не смотря на то, что съедите вы его очень быстро.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 октября 2013 г.

Очень и очень добротный рассказ. Не скажу, что для меня он был великолепен в плане стиля – написано, по-моему, местами даже дергано. Но есть какое-то неуютное ощущение от мира – в чём-то это было близко к ощущению антиутопии – такое неуловимое чувство. И надо сказать, рассказ наполнен очень сильно. Великолепная и оригинальная фантастическая идея (в чём-то даже абсурдная) – возможность получить наказание перед преступлением. Но это только толчок, такое фантастическое допущение раскрывается и перерабатывается автором в весьма сильном (ИМХО) философском ключе. Это не только находка идеи – допреступники почувствовавшие на себе кару наказания, отступаются от своих идей, либо после окончания срока, само преступление кажется бессмысленным либо невозможным (как в случае с тем калекой, Отто-Блотто, и от части – самим героем). Это ещё и о том, что явные враги иногда более гуманны, более достойны и человечны, нежели кровососущие друзья… Да и вообще, возвращение этого героя, как появление ангела Смерти, возмездия вытаскивает наружу пороки и страхи людей… Вообще очень психологично. Вот этим он мне и понравился, этот рассказ – своей оригинальной идеей, её развитием и филосовско-психологическим обыгрыванием, отличнейшим обыгрыванием. Это, по-моему, с лихвой компенсирует местами дерганный, местами сухой и беззацепно-быстрый стиль (хотя в нём и есть и мир, и щепоткой – другие планеты). Вот в этом наполнении – самая что ни на есть литература. И её на самом деле можно ещё много разжевывать и находить нечто новое – по-моему.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 января 2008 г.

Больше всего мне в этом рассказе понравилась реакция людей из окружения ГГ. Не думая, раньше они совершали разные подлости. И вот теперь, опасаясь за себя, идут на любые унижения, дабы вымолить себе прощение...

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 мая 2011 г.

Один из немногих рассказов, которые можно порекомендовать каждому любителю научной фантастики. Независимо от того, какая НФ вам больше по вкусу: русская или зарубежная, «твёрдая» или «мягкая», социальная или приключенческая, «золотой век» или «новая волна». Вдумчивый читатель найдёт здесь черты, кровно связывающие творение Тенна с фантастикой разных стилей и эпох. А если новелла вам не понравится, то «Срок авансом» не очень долгий :wink: и не отнимет много драгоценного времени.

Прежде всего, заставляет задуматься заглавная идея. Человек может отбыть половину срока и затем совершить преступление, не боясь наказания. До Тенна такая идея никому в голову не приходила. Впрочем, сильно сомневаюсь, что такое предварительное наказание может покончить с преступностью. Как было справедливо замечено в одном из предыдущих отзывов, любой преступник верит в собственную безнаказанность. А вот гуманистический посыл приемлю полностью. Если хотите почитать умные мысли на эту тему, смотрите старые отзывы.

Второе, на что хочется обратить внимание. Всю первую половину истории ждёшь, что будет две сюжетных линии. А автор неожиданно сосредоточивается на одном из героев. Надо сказать, это пошло рассказу только на пользу. В нём и так заложен довольно глубокий смысл, чтобы перегружать его лишними событиями.

Что ещё могу сказать? Уильям Тенн входит в число моих самых любимых писателей-фантастов, а «Срок авансом» – известнейшее из его произведений. Так что читайте, размышляйте и наслаждайтесь.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 января 2009 г.

Только что закончен читать рассказ! Переполнен эмоциями! Рассказ одновременно и юмористический, и необыкновенно реальный — он совершенно точно, красиво, ярко отображает современное общество, а если учитывать что он был написан 50 лет назад — то просто человеческое общество, ибо пороки человеческие остаются неизменными — они лишь приобретают новые формы...

В этом и есть основная сила научной фантастики. Только преувеличив, собрав самые сгустки можно показать истинное лицо нашей реальности. Таким образом: научная фантастика — самая реальная литература.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2017 г.

Гениальный рассказ! В нём прекрасно всё: и оригинальная идея снижения преступности через отбытие срока авансом, которое почти нереально пройти и остаться живым и способным на преступление, и заставляющий глубоко задуматься умозрительный эксперимент в котором окружающие некоторого человека люди узнают, что он получил право убить не боясь наказания, и прекрасное описание поведения этих людей, которое просто шокирует когда читаешь рассказ впервые.

Я читал рассказ дважды, первый раз в юности а второй в зрелом возрасте, и оцениваю его всё так же очень высоко, в отличие от большинства произведений, которые с возрастом кажутся всё более примитивными.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 февраля 2016 г.

Цель высшая моя, чтоб преступленье наказанью стало равным.

Из дополнения к УК. Раздел «От автора». (Перефразированное выражение из «Микадо» У.Гилберта)

В связи с недавней годовщиной смерти Уильяма Тенна (не совсем это верно, псевдонимы не умирают), решил, что пора и о нём вспомнить.

В этом рассказе с необычным для фантастики сюжетом автор предполагает возможность весьма своеобразной формы наказания и тут же методом от противного доказывает неосуществимость этой возможности. Эти доказательства (не исчерпывающие, к сожалению) приводятся в нескольких отзывах, поэтому упоминаю о них предельно кратко.* Обстоятельства таковы, что возможность отбывания срока авансом может соблазнить разве что совсем уж отчаянных.

Есть и ещё одно обстоятельство, по моему основное. И если бы автор захотел это обстоятельство учесть, то у него получилась бы повесть, а скорее всего он бы за это дело не взялся. Дело вот в чём. Человек, имеющий законное право на совершение убийства (или изнасилования с особой жестокостью), причём неизвестно, кого он выбрал в качестве жертвы, с вероятностью 100%, едва сойдя с трапа космолёта, попадёт даже не под плотную опеку спецслужб, а просто будет ими незамедлительно захвачен. Иначе он попадёт в лапы мафии, чего никак нельзя допускать. И этому человеку будет сделано предложение, от которого он не сможет отказаться. Не буду даже пояснять свою мысль, она очевидна. Поэтому предположение автора, что такие люди как Крэндол и Хенк (в аннотации написано «Крэндол и Отто», что хотя и верно, но слегка не по правилам) смогут относительно свободно чувствовать себя на Земле, выглядит абсолютно неправдоподобно. Я, разумеется, отдаю себе отчёт в том, что это юмористический** рассказ, но, учитывая важность темы, должна же существовать какая-то близкая к реальности основа происходящего. Мне могут возразить, что и с точки зрения УК всё это полная чушь. Ну и что? Ведь автор предлагает мысленный эксперимент по реформированию Кодекса, так что в этой составляющей рассказа у него основа есть — это сам Уголовный Кодекс.

Есть в рассказе и второстепенные казусы. Сознательно они допущены автором или присутствуют по недосмотру, остаётся неясным. Вот пример. Любой гражданин может приобрести оружие легально, только получив на это разрешение. Для чего, н-р, требуется доказать, что оно гражданину понадобилось для самообороны (это всё есть в тексте). При этом ГГ покупает в аптеке бластер (тоже юмор), даже без предъявления свидетельства об освобождении, которое само по себе не является разрешением на ношение оружия (свидетельство даёт только право на убийство, является по сути лицензией на него).

Ещё пример. Отказываясь от намерения убить намеченную жертву, ГГ выплёскивает свою досаду, а заодно выражает своё отношение к окружающему идиотизму, совершая поступок, который квалифицируется как мелкое хулиганство с порчей гоударственного (а, скорее, частного) имущества. После чего имеет место непонятный диалог ГГ и полисмена. Чего хотел добиться ГГ этим поступком? Что он ему зачтётся как убийство? Но это невозможно, т. к. аннулирование права ГГ на убийство должно представлять собой некую юридическую процедуру, и заниматься этим будет суд только по письменному заявлению гражданина. Выходит, слова ГГ, обращённые к полицейскому в финале рассказа, это просто бред растерянного человека. Но что думает по этому поводу автор? Ответа нет.

Рассказ в целом производит впечатление серьёзной, хотя и приправленной неплохим юмором, попытки рассмотреть чрезвычайно важную проблему. Попытки в значительной степени удачной. Среди зёрнышек упомянутой приправы алмазным блеском сверкает название тюремного космолёта «Жан Вальжан». Браво, мистер Уильям!

*)1. Жертва может умереть за время отбывания допреступником срока. 2.Три четверти допреступников свой шанс не используют или погибают.

**) В изобретённом автором юридическом термине «допреступник», кажется, никогда до этого в литературе не встречавшемся, тоже есть изрядная доля юмора.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июля 2015 г.

Бывает такое — много слышишь про произведение, думаешь — нужно бы ознакомиться при случае, даже на Википедии об этом рассказе есть целый абзац. И вот — наконец, книжка в твоих руках, жадно читаешь и...

Не то, чего ожидал. То есть — ожидал большего. Оригинальная такая идея, вот бы где размахнуться, расправить крылья в полёте фантазии, а тут — сплошная рефлексия и непонятная мотивация героев. Если бы не слышал про этот рассказ, а он просто попался на глаза, думаю, прочитал бы и поразился изобретательности автора, так сказать — нашёл жемчужину на пыльной дороге. Но — нет, не тот случай. Предвкушение оказалось более сильным и вкусным, нежели само блюдо.

Что понравилось? Идея. Безусловно, оригинальная идея: допреступление и предварительное наказание за него.

Что не понравилось? Бестолковые герои со странными идеями и мотивациями. Сюжетные линии нелогичны и провисают, все эти личные истории обоих преступников высосаны из пальца: во-первых, стереотипны, во-вторых, крайне слабо адаптированы к данным персонажам.

И прав drenay: идея доведена до абсурда тем, что государство так запросто (ну хорошо, не запросто, а за 7 предварительно оттарабаненных лет) даёт гражданину право убить человека, вина которого, во-первых, скорее всего уголовно ненаказуема, во-вторых, не доказана, право вынесения приговора вложено в руки каторжника. Чепуха какая-то.

Ставлю высокий бал лишь за идею. Которую автор полноценно реализовать не смог, а я бы даже сказал — профанировал.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 августа 2015 г.

Пророческий рассказ, многие еще не осознают, но интересная тематика про совершения преступлений и оплату наперед уже реализована в наше время. По своему конечно, и не в таких масштабах, но все же.

Сам рассказ увлекает с самого начала, читается легко, сюжет интересный, а в концовке остается некоторое чувство приятного сожаления и вопросы — Что, это уже все? Так быстро?

Уверен, что через какое-то время обязательно еще раз перечитаю его.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх