FantLab ru

Олег Дивов «Предатель»

Предатель

Повесть, год

Перевод на польский: Е. Дембский (Zdrajca), 2003 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 72

 Рейтинг
Средняя оценка:7.61
Голосов:524
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


…Боевой магией и большим пистолетом можно добиться гораздо большего, чем одной лишь боевой магией! Особенно если ты всего на четверть эльф, а на три четверти русский. Война на уничтожение, идущая в Иррэйне, со дня на день выплеснется из параллельного мира в наш. Тебе ли не знать, как ведут себя эльфы на оккупированной территории. И орки это хорошо знают. Наши, местные, русские орки. Им страшно. Да и тебе почему-то тоже.

Входит в:

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 10. Маги и драконы», 2006 г.

— журнал «Если 2001'2», 2001 г.

— антологию «Эльфы и их хобби», 2012 г.

— антологию «Wilcza krew», 2003 г.

— сборник «Молодые и сильные выживут», 2003 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 62

Активный словарный запас: средний (2951 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Сигма-Ф, 2002 // Средняя форма, повести

лауреат
РосКон, 2002 // Повесть, рассказ. 3 место ("Бронзовый РОСКОН")

Номинации на премии:


номинант
Странник, 2002 // Средняя форма

номинант
Бронзовая Улитка, 2002 // Средняя форма

номинант
Интерпресскон, 2002 // Средняя форма (повесть)

номинант
Филигрань, 2002 // Малая Филигрань (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Саботажник
2001 г.
Саботажник
2002 г.
Молодые и сильные выживут
2003 г.
Саботажник
2005 г.
Антология мировой фантастики. Том 10. Маги и драконы
2006 г.
К-10. Четыре добрых повести
2008 г.
Эльфы и их хобби
2013 г.

Периодика:

Если № 2, февраль 2001
2001 г.

Издания на иностранных языках:

Wilcza krew
2003 г.
(польский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 ноября 2012 г.

Очередная (по времени прочтения для меня, а не по появлению на свет))) издевка от Дивова. Но, как и все у него подобное, издевка — это только первый слой, бросающийся в глаза. На нем строится экшн и изумительные моменты, вроде отправки водителя в Лабытнанги (и не близко, и название звучит подходяще))), или полуэльфа, «сидящего в Кремле». Последнее, после недавних политических баталий, вообще, hi-fi. Затем проявляется второй слой — сюжетный. Отдельными мазками рисуется картина двух миров и взаимоотношений в них эльфов, орков и прочих людей. Вкуснотища необыкновенная! Недаром, многим хочется, что Дивов вернулся к этой теме. Ну, и последним, но главным слоем — проблема выбора. Здесь уже более на любителя, и более — на кого, как. Но, все вместе — почти на высочайшем уровне.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2010 г.

Не люблю я фэнтези. В фэнтези практически всегда есть рояль в кустах — некое решение критической ситуации, которого в реализме или научной фантастике нет. Это примерно как если бы можно было в любой критической ситуации по желанию — телепортироваться, наколдовать пистолет, верёвку, патроны, вырубить хулиганов и т.д. Ай-ай-ай, как тяжело-то герою! :wink: Будучи колдуном-четвертушкой он принимает тонну стимуляторов чтобы наравне сразиться с колдуном-полнокровкой! :eek: Впрочем, хотел я сказать совсем не об этом.

Моё внимание привлекла проблема самоидентификации главного героя. На четверть эльф, на три четверти человек, кем он должен себя считать? От этого вопроса зависит многое: что для него ценнее — Земля или Иррэйн, кто ему ближе — люди или эльфы? Эльфы относятся к нему высокомерно-пренебрежительно — «ты всего лишь четвертушка». С другой стороны, он легко общается с людьми, являющимися на четверть орками. Он понимает как тяжело оркам пришлось, когда они переселялись на Землю. Таким образом он оказывается своим среди чужих и чужим среди своих. Непроизвольно оценивая орков и эльфов с позиций человека, в конце концов осознаёт себя человеком.

Становится ли он от этого предателем? В той же мере, в которой предателем становится раб, убивший своего хозяина. Ощущает ли он себя предателем? Нет.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 сентября 2015 г.

Высокомерные, лицемерные эльфы, простые и иногда злобные орки, гномы где-то на периферии, драконы, перемещение между мирами, главный герой, сидящий на магических стимуляторах и обычной водке. Все эти элементы не одну сотню раз обыгрывались в произведениях разных объемов, качества и авторства.

А вот Дивов сделал это по своему, в свойственной ему стебной манере.

Пусть все это уже было, также как и идеи, заложенные в повести – вроде «кто есть кто» и «не внешность красит человека». «Предатель» и пятнадцать лет спустя остается актуальным и злободневным – особенно это касается некоторых впечатлительных личностей, которые могут, поменяв терминологию, углядеть здесь что-то оскорбительное для себя и своих убеждений.

И еще раз обидеться на автора. А автор что? У него свой взгляд на происходящее, и вообще, он совсем иное имел в виду.

Как главный герой, который в итоге делает выводы, что и эти так себе и те не лучше, поэтому нужно, в конце-концов, думать своей головой, и поступать соответствующе.

Но он боевой маг, он может.

А кто-то останется просто думать.

В общем, вышло у Дивова четко, лаконично, с иронией, с Идеей. Не новой, но и не устаревающей. И мир повести хорош – все эти фэнтезийные расы очень органично вписались в нашу реальность, словно так и есть на самом деле.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июня 2008 г.

Интересно. И читается хорошо. Как стеб над фэнтези я эту вещь не восприняла, скорее, как ее небезынтересный вариант, — не сказочки в надоевших мирах, а пересечение с нашей реальностью, причем действенное пересечение. Герой весьма выпуклый, хотя симпатии, прямо скажу, не вызывает. Собственно говоря, тут вообще никто симпатии не вызывает, ни один персонаж. А читать — стоит безусловно.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2011 г.

Эта повесть оставалась у меня единственной, не прочтенной у автора и на днях я решил с ней ознакомиться.

Собственно повесть неплохая, но банальная. Типичный боевик в антураже «городского фэнтези». Основная идея тоже понятна –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не надо нам ни орков, ни эльфов. Тем более что, превратившись из «прогрессорров» в оккупантов, эльфы явно поменяют свое отношение к людям, и так не слишком хорошее. Вот делает герой понятный выбор – в пользу Земли и человечества.

Написано достаточно просто и динамично. Много ироничных моментов: например, маги используют терминологию ролевиков; герой со своими стимуляторами вызывает ассоциации с «Ведьмаком». Хотя герой, в общем – типично дивовский – пьет, дерется, работает в спецслужбе, хорошо разбирается в оружии и психологии. Нелогичностей в тексте не обнаружил – например, отсутствие у эльфов земных технологий в тексте все же объяснено:

«Но тогда — что делает эльфийское начальство на Земле? Не танки же покупает, они в Иррэйне мигом превратятся в мертвые глыбы металла. Там и порох-то не открыт ввиду того, что он просто не будет работать.»

Очень удивляет присутствие «Предателя» в сборнике «Четыре добрых повести». Ничего доброго в этом произведении не вижу, напротив, вещь достаточно брутальна, есть очень неприятный эпизод убийства дракона в собачьем обличье (что для Дивова, большого любителя собак, вообще-то странно), да и вообще кровищи хватает. Три другие повести вполне укладываются в концепцию: «К-10» просто переполнена сочувствием к «братьям нашим меньшим», «У Билли есть хреновина» — вещь с добрым юмором и симпатичными героями, да и в «Храбре» особо жестоких эпизодов нет.

Достоинства произведения:

легкость, динамичность, быстрое развитие сюжета;

ненавязчивый юмор, например рассуждения о роли орков в новейшей истории;

Недостатки:

примитивный сюжет;

для Дивова все же мелковата проблематика;

финал действительно невразумительный;

дракона жалко.

Итог: на фоне остального творчества Олега Дивова – повесть слабовата. Можно читать, можно не читать.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июня 2011 г.

Диссидент магического мира, прожигающий жизнь за глоток свободы.

Подчиниться обстоятельствам, покорно надеть золотой ошейник, позволив «своим» поработить близких тебе по духу людей? Или, пойти против предначертанной судьбы, получив клеймо предателя? Стоит ли встать на защиту слабых в безнадежном противостоянии?

На что способен эльф-четвертушка?!

Череда вопросов с очевидными ответами. Казалось бы, смерть сюжету, но в какой неординарной форме они даны!!!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 апреля 2013 г.

«Выбор»

Мини-рецензия на «Предателя» Олега Дивова

Если честно, перед написанием каждого из отзывов приходилось перелистывать страницы, чтобы немного освежить в памяти события рассказов. А вот с данной повестью ничего вспоминать не пришлось — больно гладко написано!

Главный герой — квартерон, на четверть эльф, на три — человек. Боевой маг-мастер. Наркоман и алкоголик. Колоритная личность! Его окружают чванливые и двуличные полуэльфы и разномастные полуорки, от бандитов до учителя. Действие начинается с безобидного поиска волшебных Коней Ирумана, откуда проистекает попутное нахождение дракона, решение сверху его убить, выполнение задания Дмитрием — собственно, тем самым протагонистом, — и так далее. Всё логично следует одно за другим, без отклонений в сторону, что здесь делает повествование удобным для восприятия.

Особенно понравились рассуждения Дмитрия об «истинном» положении дел в мире. …Интересно, я правильно угадал, кто у нас белобрысый эльф-полукровка?

Предательства вот не увидел. Протагонист выглядит слишком уж свободным в решениях, чтобы предавать интересы Фирмы и эльфов. Однако ж идёт на встречу с Элвином Арчером! И делает выбор в пользу людей и полуорков.

На протяжении всей повести не покидало ощущение, что нечто подобное мне уже читать однажды приходилось. Давным-давно. Вот только ни названия книги, ни автора, хоть убейте, не помню. А жаль. Тоже, насколько я помню, интересно читать было.

Подводя итог, замечу, что «Предатель» сродни хорошему вину. Прошёл испытание временем и был воспринят по прошествии оного на ура!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июня 2010 г.

И здесь видно руку мастера. Кроме главного героя почти никто не выписан подробно, но зато главгер описан очень ярко, как будто с установкой «буду предельно откровенен, да во мне мало хорошего, но что поделать, вот такой я». Читается очень живо, единственная претензия — финал. Он настолько очевиден, что на уловки автора не ведешься. Когда тебе подробно объясняют, почему герой едет с пистолетом в такое-то место, то уже никакого другого финала, кроме открывшегося не ожидаешь. Если бы это был не финал, а поворотный пункт романа, то все было бы просто отлично. Растянули бы повесть на роман, описали как плющило героя дальше, и как он, весь такой несовершенный, все-таки выпутался и всех спас, и не было бы никаких претензий. А когда повесть обрывается так внезапно и так очевидно, испытываешь легкое разочарование.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июня 2010 г.

Да это ж просто праздник какой-то! Вторая отличная вещь за два дня. Я читал на работе! Я забил на работу!! В напряжении. Не отрываясь. Потом разогнулся и ошеломленно выдохнул. Да-а-а...

Какой стеб, ребята, вы о чем?! Над чем?! Над кем? Это же суровый «жесткач«! Никаких сантиментов, никаких розовых соплей и романтики. Читатель взят за шкирку и — с размаху — об дверной косяк! С соответствующим выделением адреналина и юшки из носа... И вам после этого было в каком-то месте смешно? Мне вас жаль...

Великолепный ритмичный язык-«метроном» — фирменный дивовский стиль. И все остальное — на высоте. Но нет даже сил писать отзыв, графомански растягивая его на страницу. По сравнению с тем, как пишет Дивов — не тяну. Стыдно. Далеко.

Этот рассказ публиковали? Ого! А вы говорите, у нас нет свободы слова!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 декабря 2009 г.

Дивов для меня зубная боль всей фантастики. Пишет он хорошо, иногда очень хорошо, местами отлично. Но читать его надо с фильтром, потом что любой его герой, альтер-эго автора. И в любом книжке он, герой, всегда болезненно и мучительно мужественный. В этой повести тоже. Загнан в угол презираем, но «мужиковасть» прет со всех щелей. Сама повесть с иронией и со стебом на отлично, но от героя тошнит. Не живой он очень. Поэтому ему не веришь. Нет может и есть такой человек, но он наверное один на белом свете.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2012 г.

Эту повесть сравнивать можно разве что с похождениями Гаррета у Глена Кука, ну или с Мифами Асприна, да с другими образцами авантюрной, озорной, околоюмористической фэнтези.

А отдельным плюсом отмечаем, у что Дивова за остроумным, боевикастым и иногда смешным наполнением лежит серьёзная смысловая составляющая.

Отлично! Жаль только, что финал закрыт только для непосредственного сюжета повести. А в целом эта повесть выглядит завязкой большого, длинного, а то и не одного романа.

Лично я бы с удовольствием прочитал и роман или даже цикл книг про главного героя этой повести, если бы Дивов его (роман, цикл) написал.

---------------------------

Цитаты из книги:

«Хорошая вещь плохая репутация.»

«Вы знаете, что вертолёты — это души умерших танков?»

«Когда Профессор выдумал своего невероятно долголетнего Гэндальфа, он опирался на легенды. А легенды эти складывали древние маги. Нарочно, чтобы их сильнее боялись. Не станешь же обижать человека, который сперва тебя завалит, потом детей твоих зачморит, внукам жизнь изгадит, правнучку изнасилует, а дальше в зависимости от того, насколько у него испорченное воображение.»

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 марта 2013 г.

Доброе слово и пистолет (в данном случае пистолет-пулемет), доходит быстрее, чем доброе слово.

От прочтения произведения осталось двоякое впечатление.

С одной стороны, бодрая история, со стрельбой, интересами сильных мира сего, интригой и крутым героем.

С другой стороны, как и многие другие вещи в антологии, взята история о мафиозных разборках и перелицована в фэнтези. Стилизация удачная, но все же.

Финал напомнил, почему русские и украинские клубы регулярно пролетают мимо кассы: нельзя плевать в еще непобежденного врага. Еще напомнил отличный роман какого-то венгра, который читал во «Всесвите» в конце 80-х, «Тень смерти».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Там тоже крутой киллер пренебрег ничтожно малым, и утратил все

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июня 2011 г.

Вещь оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, автору просто блестяще удалось в столь малом объеме передать оригинальную концепцию придуманного им мироустройства. Повесть динамична, увлекательна, легко читается. Есть в ней и серьезные этические проблемы, которые предстоит решать главному герою.

Но, с другой стороны, при ее прочтении не оставляет впечатление какого-то легковесного, полубульварного чтива. Может быть виной всему совершенно несимпатичный образ главного героя-алкоголика. Может быть — совершенно истертый от частого употребления стандартный набор, используемый автором: эльфы, орки, боевые маги, огненные шары и т.д. А может быть — те нелогичности, которые то тут, то там встречаются в тексте, например

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почему эльфы, проигрывая войну оркам и имея доступ к земным технологиям и земному вооружению, так и не использовали его

Ну, и, конечно, не понравилось, что вешь практически не закончена — тот финал, что написан Дивовым, это просто уход от создания настоящего финала.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 февраля 2009 г.

Если возникает желание перечитать произведение то это говорит уже о многом.

Хорошо написана повесть, можно было бы развернуть и шире, но автор решил закончить на высокой ноте, и не лить из пустого в порожнее.

Хорошее произведение, хорошего автора.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июля 2006 г.

Вопрос: как из набившего оскомину, примитивного сюжета, сделать оригинальную, умную и читабельную вещь? За рецептами — к Дивову.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу