fantlab ru

Александр Беляев «Ариэль»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Оценок:
2168
Моя оценка:
-

подробнее

Ариэль

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 194
Аннотация:

Неподалеку от Мадраса, где расположилась таинственная школа Дандарат, великий, но не признанный ученый доктор Хайд изобретает средство, при помощи которого человек может летать без всякого технического устройства.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Впервые роман издан «Советским писателем» в Ленинграде в 1941 году, по свидетельству А.Н. Стругацкого, в продаже он появился уже после установления блокады.

• В 1970-е годы экранизировать роман собирался Андрей Тарковский (под названием «Солнечный ветер»). В соавторстве с Фридрихом Горенштейном им был написан сценарий. В 2013 году появились сообщения, что работу над фильмом возобновил Андрей Тарковский-младший.


Фрагмент был экранизирован в 1980 году в телеспектакле из серии «Этот фантастический мир», выпуск 3.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 172

Активный словарный запас: средний (2743 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Спутник планеты Уран» 1990, СССР, реж: Хаджи Ахмар

«Ариэль» 1992, Россия, Украина, реж: Евгений Котов



Похожие произведения:

 

 


Ариэль
1941 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 3
1957 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 3
1957 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 7
1964 г.
Властелин мира
1981 г.
Александр Беляев. Собрание сочинений в пяти томах. Том 3
1984 г.
Избранное
1984 г.
Ариэль
1986 г.
Последний человек из Атлантиды
1986 г.
Ариэль
1987 г.
Избранные романы
1987 г.
Человек амфибия. Человек, нашедший свое лицо. Ариэль
1987 г.
Остров погибших кораблей
1988 г.
Ариэль
1990 г.
Ариэль. Последний человек из Атлантиды
1992 г.
Голова профессора Доуэля
1992 г.
Продавец воздуха
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1992 г.
Избранные произведения в четырех томах. Том 4
1993 г.
Продавец воздуха. Ариэль
1993 г.
Остров погибших кораблей
1994 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 9
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1996 г.
Ариэль
2000 г.
Александр Беляев. Избранные сочинения в 2 томах. Том 1. Продавец воздуха. Властелин мира. Ариэль
2001 г.
Ариэль
2001 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 1.
2001 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2001 г.
Избранное в двух книгах. Книга 1
2004 г.
Последний человек из Атлантиды
2004 г.
Собрание сочинений. Том 1.
2005 г.
Голова профессора Доуэля
2006 г.
Голова профессора Доуэля
2007 г.
Продавец воздуха
2007 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 4
2007 г.
Человек-амфибия
2007 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров Погибших Кораблей. Ариэль
2007 г.
Продавец воздуха
2008 г.
Ариэль
2010 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 2
2010 г.
Человек-амфибия. Ариэль. Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля
2016 г.
Ариэль
2016 г.
Голова профессора Доуэля. Ариэль
2016 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Человек, нашедший свое лицо. Ариэль
2017 г.
Ариэль. Продавец воздуха
2017 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 4
2018 г.
Homo experimentum
2018 г.
Человек-амфибия. Лучшее
2018 г.
Ариэль
2018 г.
Человек, нашедший свое лицо. Ариэль
2018 г.
Остров погибших кораблей. Ариэль. Небесный гость
2019 г.
Ариэль
2019 г.
Ариэль
2019 г.
Ариэль
2019 г.
Остров Погибших Кораблей. Ариэль
2020 г.
Человек, нашедший свое лицо. Ариэль
2020 г.
Ариэль
2021 г.
Homo experimentum: Голова профессора Доуэля. Лаборатория Дубльвэ. Ариэль
2021 г.
Ариэль
2022 г.
Ариэль
2023 г.
Человек-амфибия. Ариэль
2023 г.

Аудиокниги:

Ариэль
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Людина, що знайшла своє обличчя
1959 г.
(украинский)
Ariel
1960 г.
(чешский)
Людина, що знайшла своє обличчя
1975 г.
(украинский)
Ариел
1983 г.
(болгарский)
Người bay ARIEL
1986 г.
(вьетнамский)
Người Bay
2013 г.
(вьетнамский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романах Беляева есть все, что положено иметь в фантастике — напряженный сюжет, экзотика, технические и социальные проблемы. Но самое интересное в главных его книгах — попытка понять человека. Достаточно вспомнить «Человека-амфибию», «Властелина мира», «Голову профессора Доуэля», «Человека, потерявшего (а также нашедшего) лицо» и даже «Продавца воздуха». Но лучше всех все-таки «Ариэль».

Я бы не согласился с тезисом о делении персонажей «Ариэля» на очень плохих и очень хороших. Настоящих злодеев здесь немного, и они как-то мелковаты. Ариэля пытаются использовать, как правило, более или менее приличные люди. Когда не затронуты интересы их бизнеса, или положение в обществе, или амбиции, они стараются быть доброжелательными, порядочными, даже честными. Но если подвернулся случай решить свои проблемы за счет летающего человека, тут трудно устоять. Вообще-то, в нашем сегодняшнем обществе Ариэлю пришлось бы еще хуже.

Идеальные персонажи тоже малочисленны. Сам Ариэль не идеален. Он может наделать глупостей, может соврать с ясными глазами, может подставить ближнего. Он человек, сформированный Дандаратом, сумевший выжить в этом аду и вырваться из него. Идеальный герой сложил бы там голову на первых страницах или даже раньше.

Ариэль вызывает такую симпатию и сочувствие именно потому, что он не ходульный герой, а живой человек, неоднозначный и не всегда одинаковый, как каждый из нас. В фантастике ведь нечасто можно встретить по-настоящему живого героя, хотя бы одного. Сильный, храбрый, добрый, самоотверженный юноша обречен на неволю и на одиночество. Благодаря обретенной способности летать ему удается вырваться из неволи, но этот же дар усугубляет его одиночество. Оно становится почти осязаемым. Летающий человек ничего не хочет так, как жить с людьми и для людей. А люди его или обожествляют, или, чаще, используют. И Ариэль мечется, делает глупости, набивает шишки себе и другим и постепенно превращается из вечного беглеца в человека, способного постоять за себя и за ближнего.

Встреча с сестрой (которую вряд ли можно отнести к условно плохим персонажам), безусловно, пошла Ариэлю на пользу. Он избавился от очередной порции иллюзий и научился, наконец, жить на земле. Только не так жить, как принято в кругу Гальтонов, а так, как следует жить человеку.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда мне кажется, что у каждого серьезного писателя есть какое-то одно произведение, отношение к которому его самого и/или читателей особое. Примерами такого рода могут служить «Солярис» С. Лема, «Лезвие бритвы» И. Ефремова или, скажем, «Алые паруса» А. Грина. Я не говорю об очевидных случаях «главных» произведений, вроде «Путешествий Гулливера» и «Дон Кихота». На мой взгляд, последний роман А.Р. Беляева «Ариэль» тоже можно особо выделить в его творчестве. Это образец замечательной и оригинальной, действительно талантливой научной фантастики. Нет, Беляев не достигает здесь уровня литературного мастерства и психологизма А. Толстого, глубины социально-философских обобщений И. Ефремова и т.д. Но он проявляет в этом романе лучшие черты своего собственного писательского дарования, лаконичным и точным языком создавая удивительную историю о летающем человеке.

Несмотря на условность фантастической посылки Беляева, касающейся левитации человека, пограничной в научном смысле, она придает повествованию ту самую, важную для НФ, убедительность вымысла, что восходит к Г. Уэллсу. В этом, на мой взгляд, главное отличие романа Беляева от «Блистающего мира» А. Грина. Два этих романа имеют одинаковую фантастическую основу, но совершенно разные философские концепции, что, по моему мнению, лишний раз свидетельствует о потенциальном богатстве темы. А сам Уэллс, как известно, весьма одобрительно отзывался о романах А. Беляева.

Для персонажей романа – индийских крестьян и раджей, алчных английских адвокатов, предприимчивых американских циркачей и пр. – характерна некоторая обобщенность, типичность. Но всё же образы героев обладают достаточно выраженной индивидуальностью. Здесь автором в большей степени, чем в других его произведениях, достигнут удачный, на мой взгляд, стилистический баланс. Ведь, хотя роман написан и не от первого лица, читатель во многом воспринимает мир в нем глазами главного героя, Ариэля, который, в силу своих жизненных обстоятельств, «наивен» в социальном плане. Именно типические, наиболее яркие черты людей и должен в первую очередь воспринимать Ариэль как человек, практически не имеющий обычного жизненного опыта. Сходное ощущение от текста возникает при чтении взрослым человеком хорошей детской или подростковой книги, хотя «Ариэль», безусловно, не «детская» вещь.

Вс. Ревич в своей статье «Легенда о Беляеве» саркастически «негодовал» по поводу того, что у Беляева, мол, богатое (благородное) сословие состоит сплошь из лицемеров и подлецов, а бедняки всегда добрые и порядочные. Что ж, при желании можно разглядеть у Александра Романовича и такую черту, если оценивать его творчество в целом. Но как бы там ни было, жизненный путь человека, обладающего необыкновенными способностями, но не выдающимся социальным статусом, в капиталистическом обществе начала двадцатого века нарисован Беляевым вполне убедительно. Стремление разных людей, так или иначе, использовать в собственных интересах умение Ариэля летать более чем понятно. Во всяком случае, роман Беляева далек от какой-либо примитивной идеологии и чрезмерно упрощающих представлений о структуре общества. Скорее, можно говорить об «укрупненности» некоторых черт, как героев, так и общественных явлений – прием стандартный для НФ.

В «Ариэле» Беляев, возможно, впервые в отечественной фантастике затронул тему «человек-сверхчеловек». Роман А. Грина был написан раньше на семнадцать лет, но его Друд – это более символ, чем действительный сверхчеловек. Он, если можно так выразиться, сознательный индивидуалист. Смысловой конфликт «Блистающего мира» лежит в общемировоззренческой плоскости. Драматичность же судьбы Ариэля коренится в общественных отношениях. И эта драматичность выражена Беляевым с большой художественной силой, так же как и в «Человеке-амфибии». То же можно сказать и о том, как Беляев изобразил реакцию людей на полеты Ариэля. Кстати говоря, многие авторы используют тему «человек-сверхчеловек» столь поверхностно, что рассказы их откровенно скучны, не вызывают никакого внутреннего сопереживания, как, например, повесть Дж. Вэнса «Телек», тоже касающаяся левитации.

Увлекательный приключенческий сюжет, как и всегда у Беляева, выстроен с большим мастерством. Но параллельно этому в романе ясно прослеживается постепенное становление Ариэля как независимой личности, обогащение его внутреннего мира, отображены движения его души. И финал романа закономерно остается открытым – отныне дальнейшая судьба Ариэля находится в его руках. В отличие от упомянутого Ревича, я не считаю, что «В конце концов Ариэль, как и Ихтиандр, бежит от людей…» и что «Умение летать оказалось молодому человеку ненужным и не принесло ничего, кроме неприятностей». Ценность человеческих качеств не измеряется в одних только категориях «нужности-ненужности». Умение летать дало Ариэлю уникальный жизненный опыт, а читателям романа – возможность прикоснуться к хорошей фантастической литературе, неизменно дающей пищу уму, воображению и нравственному чувству человека.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастический роман «Ариэль» — последнее произведение Александра Беляева. Писал в период обострений болезни, вкладывая все силы и душу в этот роман.

По свидетельству близких, «Ариэль» писался как своеобразный ответ Александру Грину, его известному роману «Блистающий мир». Роман А. Грина был опубликован в «Красной нови» ещё в 1923 году и произвёл своеобразный фурор среди читателей и литературной богемы смелостью выдумки, нетривиальностью сюжетных ходов, многовариантностью трактовок. В этой книге Друд, появившийся ниоткуда и выступающий в цирке, летает без всяких приспособлений, просто силой мысли и воли. Позже, когда Юрий Олеша стал хвались роман за смелую фантастику, Грин почти обиделся: «Это не фантастический роман, а символический! Это вовсе и не человек летает, это парение духа!»

Беляев создаёт своего летающего человека Ариэля, стараясь поставить его необычайные способности на какое-то подобие научной основы. В романе учёный — авантюрист Хайд находит способ позволяющий любому живому существу летать, используя броуновское движение. Он проводит эксперимент над юношей Ариэлем, и тот обретает способность к полёту. Руководители школы «Дандарат» в Индии хотели использовать юношу в религиозно- оккультных целях для запугивания и внушения веры прихожанам.

Но Ариэль сбегает из школы по воздуху, унося с собою маленького мальчика Шарада, чьим наставником он был.

Беляев очень скрупулёзно и подробно описывает жизнь послушников в индийской школе — монастыре «Дандарат», где юношей подвергали различным психическим и физическим испытаниям. Писатель не жалел сатирических красок для теософов и оккультистов, а также для толстосумов и повелителей «большого мира», готовых замучить человека ради наживы и развлечения.

Примечательно то, что «Ариэль» — достаточно грустный роман. Умение летать не приносит счастья ни Ариэлю, ни его окружающим. Добрый и доверчивый юноша то и дело попадает в хитро расставленные сети; его преследуют, захватывают в плен, его используют, его ищут по повелению сестры героя Джейн (Аврелий — Ариэль был похищен в детстве) хитрые и предприимчивые адвокаты.

Лихорадочно спасаясь от преследователей, Ариэль попадает то в Калькутту, то в Бенгалию. Ему приходится спасаться от вездесущего Пирса, жить пленником у богатого раджи, служить у англиканского священника Кинглси, работать на американских предпринимателей, показывая чудеса в спортивных соревнованиях. Но всё это приносит юноше только страдания. Постепенно он научится использовать опасные ловушки и трудные ситуации на свою пользу. Единственным светлым периодом будет жизнь в лесу в хижине крестьянина Низмата и его внучки Лолиты, которые почитали Ариэля за Бога.

Несмотря на общий грустный тон, в книге всё же звучит какая-то романтика полёта, стремление к свободе и счастью. Это была мечта самого Беляева и в своём «закатном романе» ему удалось это передать.

Книга Беляева не лишена недостатков и определённых тенденций и штампов своего времени. Но она остаётся одной из лучших книг писателя!

Мне довелось познакомится с романом ещё в школе, и с тех пор в душе живёт какая-то лёгкость, чувство крылатого счастья, интерес к Индии и её обитателям. Я стал собрать литературу о летающих людях. В этом собрании книги А. Грина, П. Вежинова, В. Орлова, К. Чапека, М. Булгакова, А. Ломма, О. Николаева, В. Распутина и прочих авторов (да и сам написал роман «Люди как птицы»).

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если Вы еще не знакомы с творчеством Беляева, то начинать надо с этого произведения или с «Голова профессора Доуэля» или «Человек-амфибия». При том, что прослеживается сильная социальная направляющая, связанная с режимом времен написания произведений, именно в этих произведениях наиболее четко прослеживаются лучшее, что присуще автору: сюжет завязан на изобретении или эксперименте а в развитии участвует психологическая составляющая. Человек получающий необычные возможности, помимо того превосходства над остальными людьми он становится одновременно изгоем, и как правильно отмечали ниже «белой вороной». В социалистическом обществе выделяться было нельзя, это запрещено, все настроено на уровниловку. И что делать? скрывать свои способности? или идти наперекор обществу?

я сам читал книгу в детстве, когда выходило малоформатное собрание сочинений в Пермском книжном издательстве, но думаю что лучше читать эту книгу в возрасте постарше.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда, с раннего детства, любил этот роман Беляева более других. Романтика полёта, Ариэль, летающий мальчик, всё это пробуждало детскую силу воображения, превращалось в удивительную сказку. Гораздо позже я прочёл «Блистающий мир» Грина — более сильный, уже сугубо для взрослых, но отпечаток, радостный, с привкусом мечты, от «Ариэля» остался у меня на всю жизнь.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне бы в небо.

История о том, как летая, уметь с этим жить. Ведь, те, кто внизу остался, ох как щас бы из тебя фкушный ужин сделали, птыыычка.:wink: А перед лакомством бы все глаза бы проглядели и каждую внутренность прощупали, выискивая причины вожделенного умения летать.

Советую читать сей удивительно интересный утопично-поэтичный роман. Ожидания оправдает.

Еще один глубокий поклон мастеру:pray:

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная история про человека, который несмотря ни на что (а главное: ни на кого:haha::haha::haha:) просто взял и полетел...

Как мне казалось — не только Беляеву, но и любому человеку, наделенному какой-никакой фантазией, хотелось когда-нибудь научиться летать... Так что можно смело считать, что Беляев немного «заматериалил» человеческую мечту вот в этой книге...

Мотивы в ней вполне в беляевском духе: экспирименты, небольшые подглядывания в будущее и прочие ля-ля на ту же тему:lol:...

А сцены получились своеобразными на мой взгляд — либо слишком зашкаливали краски и человеческие впечатления, либо же не было почти ничего...:sad:

Хотя я и прочитала сию книгу быстро, дабы написанно в ней все вполне переносимым языком, ни в каком плане не грузящим читателя...

И еще как я заметила — книги Беляева можно анализировать:shuffle:... Выводить из них какую-либо мораль, смысл... Понять в чем состояла основная задумка автора, а в чем только ее зарисови... Потому что эти книги стоят того (а именно — чтобы их вывели и поняли:lol:)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, это роман-мечта, фантазия о сбывшихся возможностях, и о конфликте с действительностью. Законы общества проецируют свое влияние на действия каждого, но отстаивать свое мнение дано не всякому.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

По большому счету — произведение о том,что воля и вера человека — двигает горы.

Красивая сказка/мечта.:smile:

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В «Ариэле» Беляев грешит самоповторами: Ариэль напоминает Ихтиандра из «Человека-амфибии», доктор Хайд напоминает Штирнера из «Властелина мира», Дандарат напоминает лечебницу Равино из «Головы профессора Доуэля». Видимо, для него стало затруднительно придумывать что-либо кардинально новое. Много в «Ариэле» сатирической составляющей: тут сатира и на британский империализм, и на американский капитализм, и на церковь. По-моему, сатириком Беляев был в не меньшей степени, чем фантастом.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жертва эксперимента становится свободным — и как же эта свобода несвободна. Общество во все времена было жестоким к тем, кто выделяется из толпы

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это мой самый любимый роман Беляева — читала в детстве, перечитывала. Летать — это вечная мечта человека.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, этот роман должен был быть лучше, чем «Человек-амфибия».

Однако из-за нераскрытой «темы сисек»:blush: даже не взирая на великолепный антураж, подкачал.

Всем, летающим во снах и мечтающим сделать это наяву — читать.:super:

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея летающего человека не нова. Вспомним Грина и его «Блистающий мир». Но «Ариэль» полон романтики и приключений, увлекательный сюжет. Одна из самых любимых книг в детстве.:hb:

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для своего времени книга «Ариэль» была оченеь достойным произведением, сейчас, конечно, немного наивно. Но мечта о полете будет всегда актуальна

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх