FantLab ru

Александр Беляев «Голова профессора Доуэля»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Голосов:
3843
Моя оценка:
-

подробнее

Голова профессора Доуэля

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 292
Аннотация:

Профессор Керн проводит в своей лаборатории эксперименты по оживлению органов, отделенных от человеческого тела. Пренебрегая морально-этическими принципами поведения врача, для достижения личных, эгоистических целей он не останавливается ни перед чем…

Примечание:

Первое научно-фантастическое произведение А. Беляева. Впервые опубликовано — в виде рассказа — в московской «Рабочей газете» 16 — 21 и 24 — 26 июня 1925 года, а затем в 3-м и 4-м номерах журнала «Всемирный следопыт» за тот же год. Годом позже в качестве заглавного рассказа вошло в первый авторский сборник фантастики Беляева (вместе с рассказами «Человек, который не спит» и «Гость из книжного шкафа»).

Сюжет рассказа тот же, что и романа, но значительно проще и беднее. Мисс Адаме (в романе — мадемуазель Лоран) попадает в лабораторию профессора Керна, большого ученого, который, однако, не остановился перед преступлением: оживив голову своего учителя, профессора Доуэля, он теперь заставляет эту голову работать на себя, служить «генератором идей». Мисс Адаме сразу же, как только проникает в тайну Керна, пытается разоблачить его, но безуспешно. Из почти безвыходного положения ее спасает сын Доуэля. Вместе им удается довести разоблачение до конца. Керн терпит поражение.

Рассказ был интересен своими научно-фантастическими идеями, но не литературным мастерством автора. Поэтому двенадцать лет спустя Беляев переработал его в роман — в том виде, в каком он опубликован сегодня. Впервые роман увидел свет в 1937 году на страницах ленинградской газеты «Смена» (1 — 6, 8 — 9, 11, 14 — 18, 24, 28 февраля, 1, 3 — 6, 9 — 11 марта), затем в 6 — 10 номерах журнала «Вокруг света» за тот же год.

Первое отдельное издание было выпущено издательством «Советский писатель» в 1938 году.

(с) www.litportal.ru


Входит в:

— журнал «Вокруг света № 6, 1937», 1937 г.

— журнал «Вокруг света 1937`9», 1937 г.

— журнал «Вокруг света 1937`10», 1937 г.

— журнал «Chtenia 2015 Vol. 8, No. 2, Issue 30 (Spring)», 2015 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 132

Активный словарный запас: низкий (2465 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 49%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Завещание профессора Доуэля» 1984, СССР, реж: Леонид Менакер



Похожие произведения:

 

 


Голова профессора Доуэля
1938 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В двух томах. Том 2
1956 г.
 Избранные научно-фантастические произведения в двух томах. Том 2
1957 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 2
1957 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 2
1957 г.
Звезда КЭЦ. Голова профессора Доуэля. Вечный хлеб
1959 г.
Избранные научно-фантастические произведения в двух томах. Том II.
1959 г.
Последний человек из Атлантиды. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей
1959 г.
Голова профессора Доуэля
1960 г.
Звезда Кэц
1960 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 1
1963 г.
Голова профессора Доуэля. Человек нашедший свое лицо
1965 г.
Голова профессора Доуэля
1973 г.
Голова профессора Доуэля
1976 г.
Фантастика
1976 г.
Фантастика
1976 г.
Человек-амфибия
1976 г.
Властелин мира
1981 г.
Голова профессора Доуэля
1981 г.
Голова профессора Доуэля. Человек-амфибия
1981 г.
Звезда Кэц
1981 г.
Остров Погибших Кораблей
1981 г.
Александр Беляев. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1983 г.
Голова профессора Доуэля
1984 г.
Голова профессора Доуэля. Продавец воздуха. Рассказы
1984 г.
Избранное
1984 г.
Голова профессора Доуэля. Человек-амфибия
1985 г.
Остров Погибших Кораблей
1985 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Рассказы
1985 г.
Александр Беляев. Избранное
1986 г.
Голова профессора Доуэля. Повести и рассказы
1986 г.
Избранное
1986 г.
Повести
1986 г.
Романы.Рассказы
1986 г.
Фантастика
1986 г.
Человек-амфибия
1986 г.
Голова профессора Доуэля
1987 г.
Избранные романы
1987 г.
Остров погибших кораблей
1987 г.
Человек-амфибия
1987 г.
Голова профессора Доуэля. Человек-амфибия
1988 г.
Фантастика
1988 г.
Избранные произведения
1989 г.
Голова профессора Доуэля
1991 г.
Голова профессора Доуэля
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1992 г.
Гениальный безумец
1993 г.
Избранные произведения в четырех томах. Том 1
1993 г.
Продавец воздуха. Голова профессора Доуэля
1993 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 1
1993 г.
Чудесное око
1993 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 3
1996 г.
Голова профессора Доуэля
1998 г.
Храм снов
2000 г.
Продавец воздуха
2000 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2000 г.
Голова профессора Доуэля
2001 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 2.
2001 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 2. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей. Последний человек из Атлантиды
2001 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2001 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2001 г.
Человек-амфибия
2002 г.
Александр Беляев. Избранное
2003 г.
Александр Беляев. Избранное
2003 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2003 г.
Голова профессора Доуэля. Человек-амфибия
2004 г.
Избранное в двух книгах. Книга 2
2004 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2004 г.
Остров погибших кораблей
2005 г.
Собрание сочинений. Том 2.
2005 г.
Том 1. Голова профессора Доуэля
2005 г.
Человек-амфибия
2005 г.
Голова профессора Доуэля
2006 г.
Человек-амфибия
2006 г.
Голова профессора Доуэля
2007 г.
Голова профессора Доуэля
2007 г.
Голова профессора Доуэля
2007 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей. Последний человек из Атлантиды
2007 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2007 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров Погибших Кораблей. Ариэль
2007 г.
Александр Беляев. Романы. Повести. Рассказы
2008 г.
Избранное
2008 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля (подарочное издание)
2008 г.
Человек-амфибия
2009 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2009 г.
Голова профессора Доуэля
2010 г.
Голова профессора Доуэля
2010 г.
Остров Погибших Кораблей
2010 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2010 г.
Человек-амфибия
2011 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2012 г.
Властелин мира
2016 г.
Голова профессора Доуэля
2016 г.
Голова профессора Доуэля. Ариэль
2016 г.
Человек-амфибия. Ариэль. Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля
2016 г.
Голова профессора Доуэля
2017 г.
Голова профессора Доуэля
2017 г.
Голова профессора Доуэля
2017 г.
Голова профессора Доуэля
2017 г.
Голова профессора Доуэля. Человек-амфибия
2017 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля
2017 г.
Человек-амфибия
2017 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей
2017 г.
Человек-амфибия. Романы
2017 г.
Человек-амфибия. Романы
2017 г.
Homo experimentum
2018 г.
Голова профессора Доуэля
2018 г.
Голова профессора Доуэля
2018 г.
Голова профессора Доуэля
2018 г.
Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля
2018 г.
Остров Погибших Кораблей. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2018 г.
Остров погибших кораблей. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2018 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 1
2018 г.
Человек-амфибия. Лучшее
2018 г.
Голова профессора Доуэля
2019 г.
Человек-амфибия
2019 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2019 г.

Периодика:

Вокруг света № 6, 1937
1937 г.
Вокруг света № 9 (сентябрь 1937)
1937 г.
Вокруг света № 10 (октябрь 1937)
1937 г.

Аудиокниги:

Голова профессора Доуэля
2005 г.
Голова профессора Доуэля
2005 г.
Голова профессора Доуэля
2006 г.
Голова профессора Доуэля
2008 г.
Голова профессора Доуэля
2008 г.
Голова профессора Доуэля
2010 г.
Шедевры советской фантастики
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Hlava profesora Dowella
1957 г.
(словацкий)
Голова професора Доуеля
1957 г.
(украинский)
У світі пригод
1957 г.
(украинский)
Člověk obojživelník
1958 г.
(чешский)
Glava profesorja Douella
1959 г.
(словенский)
Hlava profesora Dowella
1965 г.
(словацкий)
Hlava profesora Dowella
1967 г.
(чешский)
Главата на професор Доуел
1968 г.
(болгарский)
Profesora Dovela galva
1970 г.
(латышский)
Professor Dowell's Head
1980 г.
(английский)
Poslední Atlantiďan. Hlava profesora Dowella
1985 г.
(чешский)
Hlava profesora Dowella
1988 г.
(словацкий)
Capul profesorului Dowell. Omul amfibie
1997 г.
(румынский)
Людина-амфібія. Острів загиблих кораблів. Голова професора Доуеля.
2005 г.
(украинский)
La Tête du professeur Dowell
2006 г.
(французский)
Голова професора Доуеля
2006 г.
(украинский)
Людина-амфібія. Острів загиблих кораблів. Голова професора Доуеля.
2009 г.
(украинский)
Professor Dowelli pea
2012 г.
(эстонский)
The Head Of Professor Dowell
2012 г.
(английский)
The Head Of Professor Dowell
2012 г.
(английский)
প্রফেসর ডয়েলের মস্তক
2012 г.
(бенгальский)
La cabeza del profesor Dowell
2013 г.
(испанский)
Profesör Dowell'in Başı
2013 г.
(турецкий)
Đầu Giáo Sư Dowel
2013 г.
(вьетнамский)
Голова професора Доуеля
2014 г.
(украинский)
Chtenia 2015 Vol. 8, No. 2, Issue 30 (Spring)
2015 г.
(английский)
Голова професора Доуеля
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2011 г.

Интересно отметить, как меняется восприятие этой вещи с годами. Если в юном возрасте основной интерес обусловлен необычайностью фантастического вымысла (родственного чудесам кунсткамеры), то с приобретением жизненного опыта он смещается в психологическую плоскость. В самом деле, картины бытия оживленных человеческих голов, изображенные автором, поистине ужасны. Кажется, что особенно жестоко автор «обошелся» с Брике, дважды, так сказать, обезглавленной. Сравнивать, впрочем, трудно. Хорошо известно, что Беляев из-за болезни сам испытывал ощущения, близкие к тем, что он описал в своем романе. Несомненно, это придало «Голове профессора Доуэля» редкую психологическую убедительность.

Получилось так, что я вновь обратился к этому произведению сразу же после «Гиперболоида инженера Гарина» А. Толстого. При этом особенно ясной становится несопоставимость чисто литературного дарования Беляева и Толстого. Конечно, у Беляева нет толстовского роскошества языка, когда единым словечком выхватывается самая суть персонажа или ситуации. Создаваемые им образы, и по внешнему и по внутреннему содержанию, состоят в большей мере из типических, обобщенных черт, нежели из индивидуальных. К примеру, профессор Керн, с усмешкой и цинизмом рассуждающий о смерти и смертях, с азартом хищника высматривающий в морге подходящий труп, выглядит чуть ли не персонажем Хичкока, в отличие от описанного с бытовой приземленностью Гарина. Но Беляеву помогают преодолеть недостатки литературной техники лаконичность и строгость изложения, стилистическая выверенность текста, всегда занимательный сюжет. Можно сказать, что лучшим вещам А. Беляева, к которым относится и «Голова профессора Доуэля», свойствен литературный минимализм. У Беляева никогда не встречаются ненужные «красивости» и пространные философские рассуждения, которые были бы ему (в литературном отношении) не по силам. К тому же нужно иметь в виду, что «Голова профессора Доуэля» — классический НФ роман, в истинном значении этого понятия. Ибо вся его фабула целиком и полностью вытекает из фантастического допущения. По этому поводу уместно, мне кажется, вспомнить слова эксперта НФ А.Ф. Бритикова: «В научной фантастике художественная идея реализуется иначе, чем в «бытовой» литературе. Там она раскрывается через конкретный образ героя, здесь персонаж сам в значительной мере раскрывается через отвлеченную идею».

Может быть, иному современному читателю, не в меру избалованному изысками «постмодернизма» и т.п., может показаться, что тематически этот роман несколько старомоден, несет на себе отпечаток своей индустриальной эпохи. Оживлять головы, приставлять к ним чужие тела, есть в этом нечто прямолинейно механистичное. (Хотя сама идея и сейчас выглядит парадоксальной. Этому роману совершенно не свойствен техницизм, проглядывающий в некоторых менее удачных произведениях писателя.) И все же эта научно-фантастическая идея романа оказывается плодотворной, выходя далеко за рамки сюжета. В узком смысле речь можно вести и о появляющихся новых проблемах медицинской этики. На это указывал и весьма критически оценивавший творчество Беляева Вс. Ревич. Мудрый А.Ф. Бритиков писал о метафоре продления творческого века разума. Но вообще, книга специфическим (НФ) образом касается общих вопросов нравственности, морали, темы гения и злодейства. Все это ведомство «большой», а главное, хорошей литературы. Потому, может быть, «Голова профессора Доуэля» кажется более ценным произведением, чем, например, сходный по общей биологической тематике уэллсов роман «Остров доктора Моро». Сам Уэллс, как известно, высоко оценил романы А. Беляева.

В общем, «Голова профессора Доуэля» относится к не столь многочисленным произведениям отечественной НФ, что прочно вошли в сферу постоянного читательского интереса (хотя бы, если судить по количеству переизданий и числу отзывов на сайте), и которые принято именовать классическими. Возвращаясь к таким произведениям через многие годы, не испытываешь разочарования.

Оценка: 9
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 мая 2015 г.

Книга, лишившая меня сна. Во всех смыслах. Ночью мне, школьнику, снилась отделенная от тела голова, что-то вещавшая мне сиплым голосом. Днем я, в свободное от учебы время, лопатил энциклопедии и прочие справочники. Не помню, кто сказал, что век девятнадцатый был веком химии, век двадцатый есть век физики, а век двадцать первый будет веком биологии, но я, начавший жить в прошлом веке и более или менее успешно живущий в веке нынешнем, тогда, в веке двадцатом, прочитав «Голову...», поверил в эту фразу безоговорочно. И до сей поры не жалею о выборе профессии.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июля 2012 г.

В детстве я читала этот роман, как приключенческий. Это было очень занимательное чтение: мрачная тайна лаборатории, жуткие живые головы, маниакальный ученый, любовная нотка, расследование, наказание злодея. Настоящий калейдоскоп событий с почти мистическими нотками, от которых пробирала дрожь. Но уже тогда детским разумом понимала: все описанное намного трагичнее и сложнее, чем казалось с позиции небогатого опыта.

Но сейчас, сейчас на первом месте оказалась та психологически выверенная составляющая, которая превращает обычный фантастический роман с занятным сюжетом в напряженную драму. Трагична судьба Доуэля, ставшего первой жертвой своего открытия — страшное наказание за нежелание задумываться над последствиями своих действий.

Еще более трагична судьба Брики, пережившей смерть, воскрешение, перерождение, получившей новую надежду и узнавшей, что возможна другая жизнь и счастье — и вновь все потерявшей. Наверное, не один самый жуткий злодей не заслуживает такой ужасной судьбы, а уж тем более обычная певичка.

Жаль Армана Ларе, дважды пережившего смерть возлюбленной Анжелики и Артура Доуэля, вынужденного узнать правду о странной жизни отца. И даже Керна, переступившего через все человеческие законы ради своих исследований, тоже жаль за истраченный попусту талант.

И когда смотришь на эту историю с такой точки зрения, игры Керна с Жизнью и Смертью становятся не просто жуткими, а отвратительными. Есть все-таки предел, за который человек не должен преступать. И становится роман не просто мрачным приключением, трагедией хороших людей, а умным и актуальным до сих пор разговором об ответственности ученых за последствия своих открытий.

Оценка: 9
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 мая 2013 г.

Читал эту книгу не один раз. Впервые это действительно было ещё в школьные годы, когда недостаток литературы на полках книжных магазинов вынуждал любителей чтения (а таких, если кто помнит, было не просто много, а очень много, всё-таки СССР не зря называли самой читающей страной мира) искать выход из сложившегося положения. Кто-то брал у друзей, кто-то обменивался на «толкучке» , кто-то пользовался помощью библиотеки (если можно было взять книгу домой) или читального зала этой же библиотеки (если экземпляр был достаточно редким для выдачи на дом). В силу юного тогда возраста я чаще всего прибегал к помощи библиотеки. В случае с «Головой профессора Доуэля» , как и с почти всеми фантастическими произведениями, прочитанными в школьные годы, оказался именно вариант читального зала. Но любовь и неутолимая жажда к чтению (а может и подростковый возраст) сводили к минимуму неудобства от нахождения в читальном зале. Подумаешь, два километра пройти от дома до библиотеки, подумаешь, сидеть на не всегда удобных стульях в читальном зале, главное было то, что у желающего (т.е. у меня) была реальная возможность ЧИТАТЬ! И с конкретно этой книгой была интересная история: сдав прочитанные книги и имея в запасе около часа времени до закрытия библиотеки, я попросил сотрудницу читального зала принести «Остров погибших кораблей» Александра Беляева (т.к. перед этим в пионерском лагере слышал «историю по мотивам»). Она мне показала на такого же подростка, который сидел и читал именно эту книгу. Я было расстроился, а она предложила «что-нибудь другое этого автора» . Стоит ли уточнять, что это была «Голова профессора Доуэля» . Я открыл первую страницу и..... К моменту закрытия читального зала книга ещё не была прочитана до конца, но уйти я не мог, реально не мог заставить себя встать и отдать недочитанную книгу. Я не представлял, как я буду почти сутки оставаться в неведении по поводу недочитанной книги. Дошло до приглашения заведующей библиотеки, которая послушала сотрудницу, посмотрела на меня, что-то в голове порешала и позволила мне взять книгу с собой домой (с условием, что меня библиотекарь проводит до моего дома, а на следующий день кто-нибудь из взрослых сопроводит меня с книгой до библиотеки, чтобы вернуть книгу к открытию). Представляете, какой бесценный дар она сделала для меня?! С тех пор, как только перечитываю что-нибудь из Беляева, всегда вспоминаю и эту книгу, и эту библиотеку, и эту заведующую.

А по поводу самой книги мне и писать больше нечего, столько написано в предыдущих отзывах, что любые восхваления только повторят общую картину.

Книга-шедевр, книга-эпоха, книга-откровение! Спасибо Автору!

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2013 г.

Я напишу отзыв, но не поставлю оценку. Оценивать эту книгу мне кажется таким же нелепым, как оценивать, ну я не знаю, фильм «Чапаев». Это книга из другого мира, и того мира больше нет. С точки зрения литературных достоинств — это 5, отчетливая посредственность. Но по человеческой личной значимости для меня — это все 10. По значимости для русской литературы — стремится к нулю. По значимости для русской фантастики — шкалы не хватает, нет отметки 50. Или даже 100.

Проблематика книги намного опережает свое время. Проблем биоэтики, связанных с трансплантацией, сохранением отдельных частей тела, иммунной совместимостью, во времена Беляева просто не было. Самого слова «биоэтика» не было. Но вот в этом-то элемент чуда и состоит: совершенно заурядная по литературным критериям книга внезапно выходит на уровень прозрения. Она возвращается к нам тогда, когда поднятые ею проблемы вот-вот встанут перед нами в реальности. Большинство ученых сходятся на том, что после великого прорыва в физике (расщепление атома) и математике (новые информационные технологии) будет великий прорыв в биологии. Полная дешифровка человеческого генома при нынешнем уровне обработки информации — дело времени. А там — кто знает, чем это может икнуться. А Беляев обо всем этом уже написал: об ответственности и расплате ученого, о рождении и крушении великих надежд... Как это оценить? Во сколько баллов?

Оценка: нет
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июня 2013 г.

До сих пор помню тот день, когда мне в руки попала эта книга. Я сказала родителям «Люблю читать, но вот фантастику не люблю.» Они улыбнулись, и на следующий день принесли из библиотеки ЕЕ! Гениальный роман Беляева перевернул мое представление о литературе вообще и о фантастике в частности! Произведение, на котором выросли целые поколения, нетленка, 10 баллов...даже максимального балла мало для Шедевра!

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 апреля 2013 г.

Пожалуй, одна из самых выразительных и драматичных фантастических историй Александр Беляева. Если читать эту повесть сегодня, то делать это нужно с поправкой на время, когда она была написана, на условия, в которых книга писалась. К сожалению, это наша реальность, и это объясняет, почему в основной своей массе советская довоенная фантастика не дотягивала до уровня англо-американской. Но вот в истории с «Головой», это утверждение, на мой взгляд уже не действует.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2013 г.

В детстве, когда первый раз увидела фильм по этой книге, так испугалась. Боялась не самой головы, а людей, которые вот такое сотворили....Прошло много лет и только сейчас я пересилила свой страх и взяла в руки ЭТУ книгу Беляева. Но до конца пока не прочитала, все время откладываю «на потом»...Вот до чего живучи детские впечатления...и до чего реалистично сумел автор создать такое произведение, такое непохожее ни на одно другое!

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2012 г.

В одном очерке Беляев пишет следующее:

>>> И самое трудное для писателя создать занимательный сюжет в произведении, описывающем будущее бесклассовое коммунистическое общество, предугадать конфликты положительных героев между собой, угадать хотя бы две-три черточки в характере человека будущего. А ведь показ этого будущего общества, научных, технических, культурных, бытовых, хозяйственных перспектив не менее важен, чем показ классовой борьбы. Я беру на себя труднейшее.

>>> Александр Романович Беляев

И действительно, в этом небольшом романе раскрывается образ людей будущего. Пусть светлая идея коммунизма ушла в прошлое, как изжившая себя утопия, пусть о классовой борьбе вспоминают все реже — но люди меняются со временем, и Беляев это знал. Потому написал книгу о людях нового времени, книгу, так отличную от мириад произведений «на вечные темы» и «с вечными героями». Беляеву удается понять суть фантастической литературы и ее невероятную предсказательную глубину, раскрыть потенциал сложнейшей темы. Темы вечной жизни и вечного прогресса, оживления умерших и восстановления их тел. Здесь виден след Федорова с идеей воскрешения всех когда-либо живших на Земле.

Большая часть писателей-фантастов не может описывать будущее и лишь помещает сегодняшних (а то и древних) людей в фантастические декорации. Но в «Голове профессора» мы видим мир будущего и людей будущего. Эта книга со временем лишь немного теряет актуальность. Ведь мы подходим к черте, когда оживление людей станет реальностью, и встанет множество этических проблем. И эти проблемы решаются в романе огромной волей к жизни персонажей, силой их духа. Пусть они еще не могут отсрочить смерть окончательно — но они ведут войну с ней до самого конца. Профессор Доуэль — за право принести в мир свои идеи, дать людям шанс не умирать. Брике борется за возможность жить, любить и дышать полной грудью. Тома борется за возможность работать, за возможность достичь цели в этом мире.

А еще есть Керн. Что движет им? Жадность, алчность или желание стать знаменитым? На мой взгляд, в первую очередь им движет жажда принести в мир новое, сделать его лучше. Он прикладывает огромные усилия, чтобы эксперименты окончились успехом. И весьма печально, что негативные, эгоистические чувства побеждают в нем тягу к открытиям, которая жива в Доуэле:

>>> В конце концов какое значение имеет имя автора? Важно, чтобы идея вошла в мир и сделала свое дело.

В этой книге нет хеппи-энда. Безмерно жаль Доуэля, так и не успевшего дать миру все, что он мог. Жаль Керна, который был последней возможностью мира получить эти важные знания и умения. Жаль Брике и Тома — они стали заложниками ситуации. Человеческая жажда славы обернулась бедой для всех героев этой книги. Да, сильные люди смогли пережить испытания — но и они оказались в дураках. Тем важнее вопрос о том, чего может стоить желание власти и известности даже одного человека.

Эту книгу стоит прочитать для того, чтобы увидеть людей будущего, для нас во многом ставшего настоящим. Если в книгах других писателей того времени мы видим их современников, то здесь — герои сегодняшего дня, живущие по новым этическим и моральным нормам. Сможете ли вы соответствовать им? Это стоит узнать.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2009 г.

Один из первых фантастических романов в моем детстве. Поражает своей идеей — живая голова без тела — это же типовой цирковой фокус — и вот, реализован как факт.

Фантастика, разумеется, совершенно ненаучная, скоро 100 лет с момента написания, а воз и ныне там; просто задача казалась решаемой, но решить не удалось. Вместе с тем, роман интересен, невзирая на определённую схематичность образов главных героев. Как правильно указывает в своём отзыве андрос «сочетание двух непременных качеств — таланта и бескорыстия» — у Беляева это проявляется даже в отрицательном образе Керна, он тщеславен, эгоистичен, является преступником, но примитивной жадности в нем нет, потому что всё же — талант.

Вообще роман хорош для детей, потому что цельность характеров, воспринимаемая взрослыми читателями порой как примитивизм, находит весьма положительный отклик у юных читателей: злодей — так злодей, правдолюбец — так до глупости правдолюбец.

В общем, перечитав через много лет получил приятные впечатления — ведь забыл-то многовато, а вспоминал с радостью.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 ноября 2017 г.

Молодой да ранний Беляев, уже со злыми капиталистами, но еще без доблестных коммунистов. Местами произведение выглядит несколько наивно и технически устаревшим, но тут вполне можно сделать скидку на его возраст и дебютность. Благо основная проблематика книги никак не устарела и, думаю, никогда не устареет, ведь умение возвращать людей с того света – одно из сокровенных мечтаний человечества. Сюжет звезд с неба не хватает, но изобилует отдельными яркими эпизодами. Мне, например, запомнился эпизод с подбором трупов для опытов и рассуждений касательно того, что «мегаполис это современный молох, требующий ежедневных жертв». Понятно, что подобные слова автор вложил в уста отрицательного персонажа, но определенный резон и логика в них есть. Произведение в основном еще избавлено от того, что меня раздражает в более позднем Беляеве (да, та самая политизированность), поэтому его вполне можно читать и в наше время, наравне с другой ретро-фантастикой подобного типа.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2012 г.

вот только сейчас приобщился к творчеству Беляева. и ни на секунду не пожалел. Чрезвычайно сильное, цельное произведение с несколькими пластами: социальным, психологическим, моральным.

если всматриваться только в лингвистическую сторону, то понятно, что автор не обладаем исключительным талантом (хотя читается легко и непринуждённо). он берёт другим: проницательностью, силой идеи, тонкой наблюдательностью, психологизмом, актуальностью. особенно последним. описания нравов, творящихся в медицине, власть денег, погоня за славой — не это ли мы наблюдаем сейчас?

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июля 2011 г.

Жемчужина отечественной фантастики. Произведение рассказывает об амбициозном ученом, которые проводит опыты, по отделению частей тел живых существ, с сохранением их жизненных функций. Казалось-бы, с момента написания романа прошло больше семидесяти лет, а голова живущая отдельно от тела — до сих пор остается фантастикой. «Голова профессора Доуэля» — несомненно идеальное произведение своего жанра, во всех отношениях, и гордость вызывает то, что оно написано не далекими западными фантастами, а нашим соотечественником. Мне эта книга чем-то напомнила Булгаковское «Собачье Сердце», поэтому я советую всем читать оба произведения последовательно, одно за другим(если вы это до сих пор не сделали).

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 февраля 2018 г.

Уж не знаю, почему столь многие хают это произведение за утопичность и неправдоподобность в наше время — как по мне, так очень даже натурально. Конечно же вдаваться в сферу анатомии или не дай бог, религии — не надо, НО в общем то допущений тут не так и много!

Кроме того книга сильно выигрывает из-за «не полной плохизны» главного антогониста — Керна. Всё же он, хоть и с корыстью, но творит великие дела. Может быть всё же цель оправдывает средства?!

Если говорить о других персонажах, то выйдет, что кроме Керна, живой характер получился разве что у Мари (да она поборница правды, но как она переживает психбольницу...). А вот такие персонажи как, Ларе, Артур, Брике вышли простоваты...: Ромео, Король Артур, да чучело (волшебник изумрудного острова).

Сюжет, в целом, сильный, еси не считать концовки — начиная со штурма психушки... Это уже боевик какой то.

Отдельно отмечу любопытные мысли, вроде города-убийцы.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 апреля 2019 г.

Попалась под руку книжка, с которой познакомился когда-то школьником, и за один присест перечитал. Думаю, нет нужды пересказывать идею, вряд ли кто-то не слышал об этой классике фантастики.

Казалось бы, с возрастом становишься циничнее, но, как ни странно, впечатление произвела ещё большее.

Это и проработка технических деталей, и невероятный психологический хоррор в хорошем смысле этого слова. И осмысление того, чем мы есть; что для нас значит разум и тело — такие вещи воспринимаются полнее с приходом жизненного опыта.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх