FantLab ru

Александр Беляев «Остров Погибших Кораблей»

Остров Погибших Кораблей

Роман, год

Перевод на чешский: M. Sedlonová (Ostrov ztracených lodí), 1963 — 1 изд.
Перевод на украинский: И. Базилянская (Острів загиблих кораблів), 2005 — 2 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 188

 Рейтинг
Средняя оценка:8.17
Голосов:2211
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В Атлантическом океане, в районе Бермудских островов образовалось скопление саргассовых водорослей. Эти водоросли расположены настолько плотно, что все суда, попадающие в скопление, остаются в нем навсегда. Вместе с людьми, находящимися на борту, попадают в это скопление и герои книги.

Примечание:


Впервые опубликован в 1926 году в журнале «Всемирный следопыт» (№ 3 и 4). В подзаголовке значилось «фантастический кинорассказ», а в редакционном предисловии указывалось, что это «вольный перевод» американского кинофильма, его литературное переложение. Главы рассказа Беляев, следуя кинематографическому прообразу, назвал «картинами». И все построение рассказа было очень кинематографичным: резкая смена эпизодов, обрывающихся на самых острых, сюжетных моментах, быстрое развитие действия, детективная интрига.

Однако уже тогда Беляев дополнительно (по сравнению с фильмом) ввел в свое произведение много познавательного материала. В дальнейшем, желая еще более усилить именно эту составляющую «Острова Погибших Кораблей», он написал продолжение, вторую часть, полностью самостоятельную в сюжетном отношении. Она была опубликована во «Всемирном следопыте» в 1927 году (№ 6). В том же году вышло первое отдельное издание романа в издательстве «ЗиФ» (вместе с романом «Последний человек из Атлантиды»).

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 112

Активный словарный запас: средний (2771 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Остров погибших кораблей» 1987, СССР, реж: Евгений Гинзбург, Рауф Мамедов

«Дожди в океане» 1994, Россия, реж: Виктор Аристов, Юрий Мамин



Похожие произведения:

 

 


 Александр Беляев
1958 г.
Остров погибших кораблей
1958 г.
Остров погибших кораблей
1958 г.
Остров Погибших Кораблей
1959 г.
Остров погибших кораблей
1959 г.
Последний человек из Атлантиды. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей
1959 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 1
1963 г.
Голова профессора Доуэля
1976 г.
Человек-амфибия
1976 г.
Властелин мира
1981 г.
Остров Погибших Кораблей
1981 г.
Человек-амфибия
1981 г.
Александр Беляев. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1983 г.
Человек-амфибия. Остров погибших кораблей
1984 г.
Остров Погибших Кораблей
1985 г.
Человек-амфибия
1985 г.
Александр Беляев. Избранное
1986 г.
Избранное
1986 г.
Остров погибших кораблей
1986 г.
Повести
1986 г.
Человек-амфибия
1986 г.
Человек-амфибия. Остров погибших кораблей
1986 г.
Избранные романы
1987 г.
Остров погибших кораблей
1987 г.
Остров погибших кораблей
1988 г.
Остров погибших кораблей
1989 г.
Человек-амфибия. Остров Погибших Кораблей
1989 г.
Избранное
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1992 г.
Человек-амфибия
1992 г.
Остров погибших кораблей. Человек-амфибия
1993 г.
Последний человек из Атлантиды
1993 г.
Прыжок в ничто
1993 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 2
1993 г.
Остров погибших кораблей
1994 г.
Остров погибших кораблей. Человек - амфибия. Подводные земледельцы
1994 г.
Продавец воздуха
1994 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей
1994 г.
Голова профессора Доуэля
1998 г.
Человек-амфибия
2000 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 2.
2001 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 2. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей. Последний человек из Атлантиды
2001 г.
Остров Погибших Кораблей
2003 г.
Остров Погибших Кораблей
2003 г.
Антология романтики и приключений. Том 1
2004 г.
Избранное в двух книгах. Книга 2
2004 г.
Остров погибших кораблей
2005 г.
Остров Погибших Кораблей
2005 г.
Остров погибших кораблей
2005 г.
Собрание сочинений. Том 2.
2005 г.
Том 1. Голова профессора Доуэля
2005 г.
Человек-амфибия
2006 г.
Человек-амфибия
2006 г.
Голова профессора Доуэля
2007 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей. Последний человек из Атлантиды
2007 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров Погибших Кораблей. Ариэль
2007 г.
Александр Беляев. Романы. Повести. Рассказы
2008 г.
Человек-амфибия
2009 г.
Человек-амфибия
2009 г.
Голова профессора Доуэля
2010 г.
Остров Погибших Кораблей
2010 г.
Остров Погибших Кораблей
2010 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Остров Погибших Кораблей
2015 г.
Человек-амфибия. Ариэль. Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля
2016 г.
Голова профессора Доуэля
2017 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Остров погибших кораблей
2017 г.
Остров Погибших Кораблей
2017 г.
Остров Погибших Кораблей
2017 г.
Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля
2017 г.
Остров погибших кораблей. Последний человек из Атлантиды. Небесный гость
2017 г.
Человек-амфибия
2017 г.
Человек-амфибия
2017 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей
2017 г.
Человек-амфибия. Романы
2017 г.
Человек-амфибия. Романы
2017 г.

Периодика:

Всемирный следопыт 1926`4
1926 г.
Всемирный следопыт 1926`3
1926 г.
Всемирный следопыт № 5, май 1927 г.
1927 г.
Всемирный следопыт № 6, июнь 1927 г.
1927 г.
Детская энциклопедия №1-2016. Море без берегов
2016 г.

Аудиокниги:

Остров погибших кораблей
2006 г.
Остров Погибших Кораблей
2006 г.
Остров погибших кораблей
2008 г.
Остров погибших кораблей
2009 г.
Шедевры советской фантастики
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Ostrov ztracených lodí
1963 г.
(чешский)
Людина-амфібія. Острів загиблих кораблів. Голова професора Доуеля.
2005 г.
(украинский)
Людина-амфібія. Острів загиблих кораблів. Голова професора Доуеля.
2009 г.
(украинский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2013 г.

Роман Александра Беляева найден был мною случайно. В классе шестом сдавали мы макулатуру. Принес и я свою стопку старых газет и книг. Все бумажное добро почему-то ссыпалось в школьный подвал. Попав в эти завалы, я сунул руку в книжную гору и вытащил толстую потрепанную книгу. «Остров погибших кораблей» ! Тут же открыл обложку, пробежал начальные строки и понял, что я это буду читать. Таким образом склад макулатуры обеднел на одну книгу.

В книге не хватало страниц в середине и в конце, как раз у романа «Подводные земледельцы» и в рассказе «Светопреставление». Но «Остров» был весь и был прочитан залпом.

В романе было что-то жюль-верновское, географическо — романтичное. Поражала выдумка автора. Роман оригинальный — такого больше не приходилось читать ни у одного писателя! Течения приносят поврежденный корабль «Вениамин Франклин» к острову, сплошь состоявшему из судов разных эпох, которые потерпели катастрофу. Дно между островками тоже состоит из погибших кораблей. В трюмах сохранившихся судов можно найти все — одежду, драгоценности, оружие, еду...

Спустя много лет, совсем недавно, я перечитал роман. Читается он все также — на одном дыхании! В этой книге Александр Беляев взял себе за правило — действие, действие и еще раз действие!

В романе много запоминающихся моментов, интересных находок.

Кулачный поединок Гатлинга и Слейтона — вполне в духе Джека Лондона... Ученый Людерс — этакий чудак, напичканный знаниями, словно шагнувший в книгу из какого-то романа Жюля Верна... Саргассы, через которые плыть очень трудно... Новый губернатор Флорес, придумавший ходить в старинных испанских костюмах...Чтобы вновь попасть на остров нужно «сломать» двигатель корабля...Призрак капитана Слейтона, блуждающий по ночному острову, залитому лунным светом...

Конечно, кинематографичность действия приводит к обеднению образов. О Вивиане Кингман, Гатлинге, Людерсе мы вряд можем сказать много.

Но Симпкинс, Флорес, Слейтон, Бокко получились очень даже живыми и полнокровными, легко запоминаются.

Замечательный, нестареющий роман!

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 ноября 2011 г.

Очень хорошо помню как я запоем читал эту книгу, совсем еще пацаном, как искал на карте Саргассово море. Роман сразу же поставил в один ряд с «Островом сокровищ» и «Таинственным островом», а автор стал одним из любимых, вместе с Дюма, Верном, Купером, Стивенсоном и Сабатини. Советую всем и взрослым и подросткам, особенно последним, ведь в романе столько головокружительных приключений, робинзонада, благородные и отрицательные герои- читается легко и увлекательно.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 мая 2010 г.

Не так давно передо мной встала проблема занятых книжных полок! Появляются новые, иногда очень достойные произведения, которые нельзя не купить, а места для книг в квартире (как у большинства сограждан) не так много. Поэтому решил устроить очередную ревизию. Книги для себя стал покупать с началом трудовой деятельности, где-то с 1990 года. Читатели постарше, помнящие тотальный дефицит (книги не были исключением), знают свои ощущения от вида книжных прилавков, буквально ломящихся от новинок. Это сейчас книжным изобилием никого не удивишь. Это сейчас можно присмотреться, прицениться, повыбирать, зайти завтра, а тогда (по принципу: а вдруг завтра опять ничего не будет) скупалось буквально все. И, зачастую не все книги, из купленных тогда, были шедеврами. Это сейчас покупаю то, что нравится, то, что люблю, а тогда, поддавшись искушению собирать серии (да еще и в суперах), подчас покупал то, что потом еле прочитывал. Ну, кто-то меня понимает, а если и нет, то как говорится: « В каждой избушке свои погремушки».

Так вот, ревизия. Невзирая на серии, супера, имена, решил оставить только те произведения, которые действительно понравились. Ну и пусть в «Монстры Вселенной» останется только 5 книг, а остальные или где-то еще есть, или не мое. И так дошел до 5-томника А.Беляева. Дошел и ...завис...! Вышел из астрала через 3 дня, благо были майские праздники! Не помню, что ел, что пил, к телефону и телевизору не подходил. Не помню, спал ли я, и если спал, то сколько!? Я превратился в профессора Вагнера («Человек, который не спит»)! И я понял одну вещь: эти книги я не отдам никому и никогда! Потому что они ЗОЛОТОЙ ФОНД не только Русской, но и Мировой фантастики!

И ярчайшей звездой в этой ВСЕЛЕННОЙ А.БЕЛЯЕВА для меня является «Остров погибших кораблей«! Я заочно влюбился в это произведение еще в пионерском лагере, когда мальчик из номенклатурной по тем временам семьи, после отбоя рассказывал о нем. Рассказчик он был не ахти какой, но вся комната ждала отбоя и с замиранием сердца следила за событиями повествования. Эти впечатления и побудили меня еще в институтские годы из скромной стипендии урвать часть денег и купить на барахолке собрание сочинений в 5 томах. Ни разу об этом не пожалел!

Великолепный язык, сюжетные линии не нагромождены друг на друга, а органично вписаны и только добавляют целостности и основательности, хорошо прописанные герои, причем не только главные! И, несмотря на то, что по сюжету кругом вода, никакой лишней «воды» здесь нет!

А прочитать, я считаю, надо всем, еще лучше — ввести в школьную программу для обязательного прочтения детям! И дети, поверьте, скажут спасибо!

Однозначно, шедевр! Однозначно, в топ — 100 лучших литературных произведений человечества, вне зависимости от жанра и срока давности!

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 марта 2011 г.

- Да знаете ли вы, по каким местам мы плаваем? Может быть, вот на этом самом месте Колумб проезжал!

Одни считают, что от судьбы не уйти и всё, что происходит с человеком в жизни, предначертано ему и обязательно, рано или поздно, случится. Другие твердо уверены, что человек сам кузнец своего счастья и нет другого будущего, кроме того, что он сам творит. Третьи, как правило очень умные, считают, что любое принятое человеком решение автоматически порождает несколько новых вселенных, охватывающих все возможные сценарии развития событий для данного поступка. И все они одновременно правы, и все они ошибаются, ведь никто так и не смог доказать наличие или отсутствие предопределенности человеческой судьбы. Как бы там ни было, но судьба (или случай) стали причиной того, что в один день на борту парохода «Вениамин Франклин» оказались три человека: мисс Вивиана Кингман, мистер Джим Симпкинс и мистер Реджинальд Гатлинг. Правда Симпкинс и Гатлинг успели «познакомиться» до рейса — первый, будучи частным детективом, разыскал и задержал второго, обвиняемого в умышленном убийстве. Что касается мисс Кингман, то она имела возможность лицезреть обоих в момент их посадки на корабль. И так она никогда бы и не познакомилась с этими джентельменами, если бы ни одно обстоятельство: во время шторма корабль дал течь и пассажиры вместе с командой эвакуировалися с тонущего лайнера. Гатлинг был прикован в каюте кандалами к кровати и, из-за того что Симпкинс замешкался с его освобождением, ни он, ни его «тюремщик» не успели сесть в шлюпки. Вивиан Кингман же могла и вообще не пережить той ночи — в страшной панике, охватившей экипаж и пассажиров, каждый боролся лишь за свою жизнь, а она оказалась вытолкнутой за борт шлюпки и уже практически пошла ко дну, но её заметил с борта тонущего парохода Гатлинг. Он прыгнул в воду, а сыщик, бросивший им канат, втащил их обоих обратно на корабль. Как выяснилось впоследствии, «Вениамин Франклин» не получил в той буре фатальных для него повреждений, дав тридцатиградусный крен на нос, он остался на плаву, что и позволило трем оставшимся на его борту пассажирам выжить. Передвигаться самостоятельно судно больше было не способно, поэтому оно отдалось на милость морских течений. Такой вынужденный дрейф длился довольно долго и, в итоге, привел корабль в Саргассово море.

Тема робинзонады — выживания в океане или на острове одного человека или небольшой группы людей после крушения, остается достаточно популярной у писателей на протяжении вот уже нескольких веков. Но автор «Острова» подошел к этому вопросу с изрядной долей выдумки. Ведь даже остров, на котором будут «выживать» потерпевшие кораблекрушение, состоит из полузатопленных кораблей разных стран и эпох. Находится этот странный остов где-то в Саргассовом море и населен он исключительно жертвами различных морских катастроф, которы посчастливилось выжить в них. По воле морского течения корабли на протяжении сотен если не тысяч лет скапливались в одном месте Саргассова моря, так что в итоге, ложась слоями на дно, они образовали искусственный остров, на котором, в дальнейшем, и поселились люди. Автор описывает своеобразное общество, сложившееся в этих необычных условиях — 43 поселенца во главе с «губернатором» Фергусом Слейтоном, являющимся фактически местным царьком. Причем общество это практически полностью состоит из мужчин и появление на острове мисс Кингман вызывает в среде островитян большой ажиотаж.

Текст романа увидел свет в 1926-1927 годах, он публиковался по частям в журнале «Всемирный следопыт» и изначально преподносился как вольный пересказ американского приключенческого фильма, что и обусловило полное отсутствие в тексте русских персонажей. Впрочем, что интересно, в романе Россия вообще никак не упоминается, как нет и практически обязательных для советской литературы реверансов в сторону самого прогрессивного на всей Земле общественного строя. Фантастического в книге тоже практически ничего нет, мельком упоминается лишь неизвестный науке морской зверь, нанесший визит дрейфующему «Вениамину Франклину» и оставивший мокрый след на его палубе. Плюс сама идея сохранности в течение столетий в условиях открытого моря деревянных кораблей выглядит достаточно фантастичной. Ещё в книге описан интересный способ ловли морских черепах с помощью рыб-прилипал, интересно, это целиком выдумка писателя или что-то подобное существовало в действительности? Так что автор предлагает читателю легкий и приятный текст, в котором довольно много морских приключений, сдобренных некой долей научной информации, хотя и не лишенный многих присущих подобной литературе того времени штампов: здесь есть и охота на акулу, и поиски сокровищ, и обязательные спруты, жаждущие заполучить водолазов в свои щупальца. Персонажи тоже довольно стандартны, хотя и созданы с изрядным мастерством. В целом текст читается очень легко и не режет глаз чрезмерной нелогичностью. Разве что вызывает недоумение тот факт, что после крушения парохода никто из трех оставшихся на нём человек не додумался воспользоваться корабельной рацией, они лишь пассивно дрейфовали на полузатонувшем корабле и ждали помощи.

Итог: легкое и занятное произведение, идеально подходящее для того, чтобы расслабиться и приятно скоротать вечер после тяжелого трудового дня. И хотя мисс Кингман однажды говорит, что «этот Остров Погибших Кораблей может быть назван Островом Ужасов. Едва ли есть на земном шаре другое место, где на таком небольшом пространстве было бы сосредоточено столько человеческого страдания...» с её высказыванием едва ли можно согласиться. Рекомендую любителям морских приключений и почитателям географических романов жюльверновского толка.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 апреля 2012 г.

Есть книги, которые нужно прочитать в детстве. Это одна из них. Просто уверена, что если возьмусь теперь перечитывать, найду в ней кучу недостатков. Но сейчас, глядя через десятилетия, минувшие с той поры, когда я двенадцатилетней девчонкой прятала книжку о жестоком Саргассовом море под подушкой, роман Беляева кажется мне идеальным. Без единого изъяна. Пусть так и останется:)

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 сентября 2015 г.

К сожалению, всего лишь пересказ американского фильма The Isle of Lost Ships ( Новеллизация в стиле незабвенной серии «Бестселлеры Голливуда», где под десятком псевдонимов блистал Сербин, затмевавший голливудских горе-новеллизаторов. В детстве читался «Остров», разумеется, взахлеб. Но каково же было удивление и разочарование, когда в знаменитой в узких кругах «Всеобщей истории кино» Жоржа Садуля маленький мальчик Женя наткнулся на следующий пассаж: «Весной 1923 года он (режиссер Морис Турнер) закончил фильм «Остров погибших кораблей», считающийся его шедевром...» и далее еще более интересное: «Это была экранизация английского бестселлера К. Мэриотта. Кораблекрушение забрасывает в Саргассово море молодую миллиардершу, приговоренного к смерти офицера и сопровождающего его детектива. Они добираются до острова погибших кораблей, которым правит жестокий бандит...» и тд. В общем, новеллизация кинофильма, снятого по книге... Вот так и рушатся кумиры.

А если учесть, что и «Человек-амфибия» всего-лишь «адаптация» романа Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта», и «Голова профессора Доуэля» — тоже... Картина становится совсем неприглядной.

Р.С. Писателя зовут Crittenden Marriott.

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 ноября 2009 г.

Узнав о выходе нового собрания сочинений Александра Беляева, не раздумывая решил отвести ему место на своей полке и это не смотря на то, что 2 книжки с его лучшими вещами у меня есть. Для меня всегда Беляев был отечественным Жюлем Верном и одним из корифеев фантастического и нашего отечественного приключенческого жанров. Принес домой первый том и лениво посмотрев на первые строчки «Острова погибших кораблей» через некоторое время понял, что этот роман перечитаю сегодня же и сейчас и на два часа погрузился в чтение. Читал впервые я его лет 25 назад, многое подзабыл (равно как и плохо помню мюзикл-экранизацию), однако читалось все живо и быстро. Это то самое чтение, которое без раздумий я предложу своему подрастающему сыну. И хорошо оно не только в плане сюжета и интересного фактологического материала, которого, к слову сказать, не мало, начиная от истории кораблестроения до жизни обитателей моря, а еще и легкостью чтения. Короткие предложения, быстрое развитие сюжета. Автор, наверное, и мог бы увеличить объем данного произведения страниц на 50, но не стоит забывать, что это первый его роман, выросший из рассказа и печатавшийся в итоге в нескольких номерах журнала с продолжениями. Учитывая то, что я читал Беляева давным-давно и только основное, с удовольствием продолжу перечитывать старые и открывать для себя новые произведения этого замечательного автора.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 апреля 2010 г.

Кто сейчас читает романы одного из первых советских фантастов Александра Беляева? Наверное, только те, кому его произведения очень понравились в далеком детстве. Однако попытка перечитать любимую книгу детства, как правило, заканчивается разочарованием — слишком уж разнится отношение к жизни взрослого и ребенка.

Та же история происходит и с «Островом погибших кораблей»: детское очарование таинственным островом, где полным-полно неизведанного и загадочного, куда-то исчезает, а остается только достаточно профессионально написанный приключенческий роман, в котором кроме голого увлекательного сюжета ничего больше и нет. Ни интересных идей, ни запоминающихся образов, ни определенного эмоционального фона... Да и сам текст местами выглядит уже просто архаичным — чего стоит эпизод с описанием схватки акулы и рабы-пилы на глазах у застывших от страха водолазов...

Впрочем, надо отдать должное автору, и через почти столетие от времени ее создания книга все еще выглядит вполне читабельной, а для детей так и просто очень интересной..

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 марта 2008 г.

Когда книга по-настоящему талантлива, она не устаревает. Читал и перечитывал в детстве, перечитывал в юности, и с прежней радостью перечитываю сейчас. Архаика? -- ничуть не больше, чем в «Острове сокровищ»; зато и увлекательности ничуть не меньше. Но там, где у Стивенсона видим исключительно приключения тела, у Беляева находим соразмерное сочетание приключений тела и духа. Борьба идёт не только за жизнь и сокровища, но и за правду, человеческое достоинство, свободу.

Современная критика свысока поругивает Александр Беляева. Конечно, у писателя есть проходные произведения, давно и прочно устаревшие. Но ведь судим не по ним. Человека, написавшего «Остров погибших кораблей» из литературы уже не вычеркнешь.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 декабря 2007 г.

В не самом объемном произведении Беляев ухитрился вместить очень много всего: и катастрофу, и робинзонаду, и весьма странную модель общества на Острове затонувших кораблей, и приключенческий сюжет, и даже любовную линию. Самое удивительное, что все это не выглядит беспорядочным нагромождением сюжетных линий, а вполне органично связано друг с другом. Конечно, сейчас произведения Беляева кажутся несколько наивными, но есть в них своя романтическая прелесть, как в тех самых описанных в книге старинных костюмах

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2014 г.

Первый литературный опыт Александра Беляева оказался очень удачным. Повесть в духе позднего Жюля Верна и его последователей. Точные привязки по месту и времени, экскурсии в область океанологии и истории кораблестроения, детективная составляющая, много экзотики и очень много приключений. Пожалуй, даже многовато для такой небольшой книги. Приключения часто заслоняют собой героев, которые соответствуют штампам приключенческой литературы. Некоторое исключение составляет только Флорес. Но это всё-таки первая полноценная книга Беляева. Его мастерство росло очень быстро. Уже через год начали выходить романы, ставшие классикой научной фантастики.

Главная находка автора — сама идея Острова погибших кораблей. По-моему, такого нет больше ни у кого. Правда, в предисловии к первому изданию говорилось, что повесть основана на сюжете американского фильма, но фильма этого, кажется, никто никогда не видел. Во всяком случае, создание такого Острова было тогда за пределами технических возможностей кинематографа. Видимо, это был рекламный ход редакции — дать никому ещё не известному автору соавтора в лице Голливуда и заодно свалить на тот же Голливуд обвинения в буржуазной безыдейности. Следующим книгам Беляева соавтор уже не требовался.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июля 2012 г.

Есть в океане, в страшном Бермудском треугольнике/что само по себе звучит уже таинственно и завлекающее/ странное место, сплошь покрытое настоящим «ковром» из бурых водорослей, столь плотным, что в старину моряки рассказывали жуткие истории о запутавшихся в водорослях кораблях, на которых люди медленно умирали от голода и жажды.

И, если верить Беляеву, то именно там опутанные саргассами корабли течениями сбиваются в настоящий остров. Это очень странный мир — наполненный смертью и старыми тайнами, где немногие выжившие проводят свои дни в постоянной борьбе с голодом и жаждой, мечтая вернуться домой.

Да, вот такая судьба приготовлена для героев — разношерстной компании из дочери миллионера Вивианы Кингман, сыщика Симпкинса и его арестанта Гатлинга. «Пожалуйте на остров, известно, кто утопленник, тому везет». А Вы как думали? Здесь царят жестокие законы и нет места слабым, но разве когда это было препятствием для сильных духом и верных сердцем?

И для наших героев это не станет преградой. Ждет их каскад головокружительных приключений: и победа над алчным и жестоким «губернатором» Слейтоном, и безумный побег на старой подводной лодке, и разгадка старых тайн.

Но вот, что удивительно, сколько сил потратили герои, чтобы вырваться с острова, обрели счастье и покой, но, нет же, тянет их в это место снова. «Бермуды чертовы, какой безбожной силе от ваших судеб получили нить?» Или все дело в романтике и скучно стало им жить в уютной и пресной Европе после стольких приключений и событий? Ах, тогда все понятно.

Романтика, романтика, романтика она

Нелепая лукавая старуха.

Летят четыре паруса, плывут четыре сна,

И вновь звенит будильник слишком глухо.

И если уж захватила она, тогда стоит вернуться на странный остров, чтобы приключения продолжались, опасности горячили кровь. А потом, когда все тайны будут разгаданы, злодеи наказаны, отправиться еще куда-нибудь: мало ли странного и удивительного на свете.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 августа 2017 г.

Джентльмен джентльмену -- друг, товарищ и брат. Закон круговой поруки: конвоируемый «преступник» в итоге оказывается лучшим другом. Злодей-губернатор движим исключительно корыстными интересами (деньги, власть + классическое «малютку леди я выбираю сам!») Заметьте, вообще не идет речь о желании «опустить»\принизить Гатлинга, потому что «так надо» и «по понятиям»... Это же великосветское общество, можно сказать, тусовка «новых американцев»... Короче, именно так описывают в классической литературе борьбу Д. и З. (А если бы Беляев задавался целью писать ближе к жизни, то изобразил бы борьбу З. с еще большим З. Чего, понятно, сделать не мог -- 20-е годы...)

Фильм в этом смысле чуть более реалистичен -- но там свои заморочки (сумбурный сюжет, помноженный на молодого и донельзя шебутного Костю Райкина, «Сатирикон», замечательную красавицу Белогурову, а тж совковую «Уитни Хьюстон» -- Ларису Долину в «прикиде» негритянки -- дает в итоге малоприятную смесь, не развитую ни во что серьезное\путное. «Романтика, романтика, романтика, молчи!!» Это, пардон, про что -- про самую романтичную приключенческую повесть той эпохи?.. «И, как четыре паруса, плывут четыре сна. И снова в телевизоре Сенкевич!»

Но все-таки, все-таки, -- книга в детстве была одной из самых моих любимых (как и фильм -- в отрочестве). Хоть я и не имел ее дома, только «зачитывал» вр. от вр. у знакомых.

Ну, а сейчас скажу только одно: классика не стареет. Особенно если это — классика т е х времен. Когда во главу угла ставились пафос героических свершений, жажда борьбы, нежелание сидеть на месте + призывы к действию. Когда советский читатель еще мечтал о красивой жизни, не хуже, чем на Западе. И, кажется, вот-вот мог ее достичь.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2015 г.

Что общего у советских писателей Алексея Толстого, Александра Волкова и Александра Беляева? Все трое, не слишком заботясь об авторских правах, перерабатывали чужие произведения. У Толстого и Волкова вышли абсолютные суперхиты -«Приключения Буратино» и «Волшебник Изумрудного города». В случае с « Островом погибших кораблей» и успех не столь очевиден, и литературная основа — один из голливудских сценариев — поскромнее будет.

Очевидно, и сама идея с островом посреди Саргассова моря, и главные герои — богатая красотка Вивиана, без вины виноватый Реджи Гатлинг, простой и честный сыщик Симпкинс — придуманы не Беляевым. Есть подозрение, что на этот проект Александр Романович подписался прежде всего ради заработка и работал в спешке. Так, где-то в середине книги упавший за борт Симпкинс едва не тонет. Ну а ближе к финалу автор вдруг объявляет его отличным пловцом. Что ж, даже у классиков бывают забавные ляпы...

Я далёк от мысли, что Беляев слепо копировал сценарий-первоисточник. В его романе голливудский экшн встречается с научной фантастикой в традиции Жюля Верна. Авантюрную историю писатель насыщает познавательной информацией — об океане и его обитателях, о кораблях и освоении морских просторов. Стремление не только развлекать, но и образовывать вызывает уважение, хотя порой это утяжеляет сюжет.

Увлечет ли эта книга читателя XXI века, избалованного разнообразной фантастикой со всего света? Я не уверен. Однако, если «Остров погибших кораблей» вам приглянулся, потратьте пару часов на одноимённый советский телефильм 1987 года. Это мюзикл без современных спецэффектов, зато с хорошими актёрами и приятным юмором. А главное — на мой взгляд, здесь удалось передать не букву, а дух книги великого романтика Александра Беляева.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 февраля 2016 г.

Странный какой-то роман, причем странный по содержанию, а не по форме. История неутомимого сыщика, конвоирующего опасного преступника на пароходе, проходящем через одно из самых загадочных мест Атлантического океана — бермудские острова. В принципе, дальнейшая история получилась довольно увлекательной и где-то поучительной. Юная мисс Кингсман, так брезгливо и резко отозвавшаяся о конвоируемом преступнике, со временем будет вынуждена поменять свое мнение. Стереотипы свойственны абсолютно всем. Ведь залезть в душу каждого человека пока еще затруднительно и намного проще строить свое мнение по уже известным деталям и фактам. В большинство случаев этот способ прекрасно работает, но бывают ситуации, когда необходимо отбросить предрассудки и доверится своим собственным глазам и…чувствам.

Судьба выбрасывает наших героев на некий остров, посреди Саргассова моря. Как известно, оно не имеет берегов и очерчено несколькими океаническими течениями. Характерной особенностью этого моря является огромное скопление плавучих водорослей — саргасс, издревле служившим капканом для кораблей мореплавателей-первопроходцев. Со временем, из этих кораблей образовался целый остров. Ну а какой же остров без населения? Тут в принципе проявляется одна из основных идей произведения – развитие технологического процесса. Вместе с профессором Людером, одним из обитателей диковинного острова, нам предстоит пронаблюдать историю развития человечества, как историю развития кораблестроения. От обычного бревна, до паровых машин, человечество не стоит на месте и никогда не остановится и сам прогресс. Само разношерстное население то же может служить своеобразной аллегорией развития техники и промышленности. С введением новых технологий и оборудования мастера прежний профессий уходят в тень истории. Шорник, скобарь, бондарь – слышали вы о таких профессиях на сайтах вакансий? Хотя, стоп! С бондарем я слегка погорячился. Пока есть коньяк и те кто его любит и ценит – эти ребята без работы не останутся. Но общая идея, как мне кажется, именно в этом.

Вышеупомянутая странность романа заключается в том, что было определенное место, где он точно должен был закончиться (после выяснения обстоятельств дела Гатлинга), но история внезапно обрела продолжение и понять для чего, у меня, увы, не выходит. Загадка Слейтона получилась скорее вымученной и надуманной, а водевильные сцены соперничества Слейтона и Флореса ничего кроме смеха не вызвали. Быть может автор своим финалом хотел сказать, что жить прошлым нельзя и нужно двигаться дальше, но и это решение он мог оформить в середине повествования.

Любопытное произведение одного из родоначальников отечественной фантастики. История людей выброшенных прогрессом на обочину жизни. Наглядный пример ошибочности первоначального впечатления, когда преступник может поделиться благородством с сыщиком, а сумасшедший дать фору здравомыслия целому губернатору.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх