fantlab ru

Александр Беляев «Остров Погибших Кораблей»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Оценок:
2809
Моя оценка:
-

подробнее

Остров Погибших Кораблей

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 235
Аннотация:

В Атлантическом океане, в районе Бермудских островов образовалось скопление саргассовых водорослей. Эти водоросли расположены настолько плотно, что все суда, попадающие в скопление, остаются в нем навсегда. Вместе с людьми, находящимися на борту, попадают в это скопление и герои книги.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые опубликован в 1926 году в журнале «Всемирный следопыт» (№ 3 и 4). В подзаголовке значилось «фантастический кинорассказ», а в редакционном предисловии указывалось, что это «вольный перевод» американского кинофильма, его литературное переложение. Главы рассказа Беляев, следуя кинематографическому прообразу, назвал «картинами». И все построение рассказа было очень кинематографичным: резкая смена эпизодов, обрывающихся на самых острых, сюжетных моментах, быстрое развитие действия, детективная интрига.

Однако уже тогда Беляев дополнительно (по сравнению с фильмом) ввел в свое произведение много познавательного материала. В дальнейшем, желая еще более усилить именно эту составляющую «Острова Погибших Кораблей», он написал продолжение, вторую часть, полностью самостоятельную в сюжетном отношении. Она была опубликована во «Всемирном следопыте» в 1927 году (№ 6). В том же году вышло первое отдельное издание романа в издательстве «ЗиФ» (вместе с романом «Последний человек из Атлантиды»).


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 112

Активный словарный запас: средний (2779 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Остров погибших кораблей» 1987, СССР, реж: Евгений Гинзбург, Рауф Мамедов

«Дожди в океане» 1994, Россия, реж: Виктор Аристов, Юрий Мамин



Похожие произведения:

 

 


Остров Погибших Кораблей
1927 г.
Остров Погибших Кораблей
1928 г.
Остров Погибших Кораблей
1929 г.
 Александр Беляев
1958 г.
Остров погибших кораблей
1958 г.
Остров погибших кораблей
1958 г.
Остров погибших кораблей
1959 г.
Остров Погибших Кораблей
1959 г.
Последний человек из Атлантиды. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей
1959 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 1
1963 г.
Голова профессора Доуэля
1976 г.
Человек-амфибия
1976 г.
Властелин мира
1981 г.
Остров Погибших Кораблей
1981 г.
Человек-амфибия
1981 г.
Александр Беляев. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1983 г.
Человек-амфибия. Остров погибших кораблей
1984 г.
Остров Погибших Кораблей
1985 г.
Человек-амфибия
1985 г.
Александр Беляев. Избранное
1986 г.
Избранное
1986 г.
Остров погибших кораблей
1986 г.
Повести
1986 г.
Человек-амфибия
1986 г.
Человек-амфибия. Остров погибших кораблей
1986 г.
Избранные романы
1987 г.
Остров погибших кораблей
1987 г.
Остров погибших кораблей
1988 г.
Остров погибших кораблей
1989 г.
Человек-амфибия. Остров Погибших Кораблей
1989 г.
Человек-амфибия
1991 г.
Избранное
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1992 г.
Человек-амфибия
1992 г.
Остров погибших кораблей. Человек-амфибия
1993 г.
Последний человек из Атлантиды
1993 г.
Прыжок в ничто
1993 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 2
1993 г.
Собрание сочинений том 1
1993 г.
Остров погибших кораблей
1994 г.
Остров погибших кораблей. Человек - амфибия. Подводные земледельцы
1994 г.
Продавец воздуха
1994 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей
1994 г.
Голова профессора Доуэля
1998 г.
Человек-амфибия
2000 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 2.
2001 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 2. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей. Последний человек из Атлантиды
2001 г.
Остров Погибших Кораблей
2003 г.
Остров Погибших Кораблей
2003 г.
Антология романтики и приключений. Том 1
2004 г.
Избранное в двух книгах. Книга 2
2004 г.
Остров погибших кораблей
2005 г.
Остров погибших кораблей
2005 г.
Остров Погибших Кораблей
2005 г.
Собрание сочинений. Том 2.
2005 г.
Том 1. Голова профессора Доуэля
2005 г.
Человек-амфибия
2006 г.
Человек-амфибия
2006 г.
Голова профессора Доуэля
2007 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 1
2007 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров Погибших Кораблей. Ариэль
2007 г.
Романы. Повести. Рассказы
2008 г.
Человек-амфибия
2009 г.
Человек-амфибия
2009 г.
Голова профессора Доуэля
2010 г.
Остров Погибших Кораблей
2010 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Остров погибших кораблей
2010 г.
Остров Погибших Кораблей
2015 г.
Человек-амфибия. Ариэль. Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля
2016 г.
Голова профессора Доуэля
2017 г.
Остров Погибших Кораблей
2017 г.
Человек-амфибия
2017 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля
2017 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей
2017 г.
Остров Погибших Кораблей
2017 г.
Человек-амфибия
2017 г.
Человек-амфибия. Романы
2017 г.
Человек-амфибия. Романы
2017 г.
Остров погибших кораблей. Последний человек из Атлантиды. Небесный гость
2017 г.
Остров погибших кораблей
2017 г.
Остров Погибших Кораблей. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2018 г.
Человек-амфибия. Лучшее
2018 г.
Остров Погибших Кораблей. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2018 г.
Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля
2018 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 1
2018 г.
Человек-амфибия
2018 г.
Остров погибших кораблей. Ариэль. Небесный гость
2019 г.
Голова профессора Доуэля
2019 г.
Голова профессора Доуэля
2019 г.
Голова профессора Доуэля. Остров Погибших кораблей
2019 г.
Научно-фантастические романы
2019 г.
Остров погибших кораблей
2020 г.
Остров Погибших Кораблей. Ариэль
2020 г.
Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля
2020 г.
Остров Погибших Кораблей. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2020 г.
Остров Погибших кораблей
2020 г.
Остров Погибших Кораблей
2021 г.
Остров погибших кораблей. Голова профессора Доуэля
2022 г.
Остров Погибших Кораблей
2023 г.
Остров Погибших Кораблей
2023 г.
Голова профессора Доуэля
2023 г.
Научно-фантастические произведения
2023 г.

Периодика:

Всемирный следопыт 1926`4
1926 г.
Всемирный следопыт 1926`3
1926 г.
Всемирный следопыт № 5, май 1927 г.
1927 г.
Всемирный следопыт № 6, июнь 1927 г.
1927 г.
Robur 12
1986 г.
(венгерский)
Детская энциклопедия №1-2016. Море без берегов
2016 г.

Аудиокниги:

Остров Погибших Кораблей
2006 г.
Остров погибших кораблей
2006 г.
Остров погибших кораблей
2008 г.
Остров погибших кораблей
2009 г.
Шедевры советской фантастики
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Ostrov ztracených lodí
1963 г.
(чешский)
Людина-амфібія. Острів загиблих кораблів. Голова професора Доуеля.
2005 г.
(украинский)
Людина-амфібія. Острів загиблих кораблів. Голова професора Доуеля.
2009 г.
(украинский)
L’Île des navires perdus
2015 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Александра Беляева найден был мною случайно. В классе шестом сдавали мы макулатуру. Принес и я свою стопку старых газет и книг. Все бумажное добро почему-то ссыпалось в школьный подвал. Попав в эти завалы, я сунул руку в книжную гору и вытащил толстую потрепанную книгу. «Остров погибших кораблей» ! Тут же открыл обложку, пробежал начальные строки и понял, что я это буду читать. Таким образом склад макулатуры обеднел на одну книгу.

В книге не хватало страниц в середине и в конце, как раз у романа «Подводные земледельцы» и в рассказе «Светопреставление». Но «Остров» был весь и был прочитан залпом.

В романе было что-то жюль-верновское, географическо — романтичное. Поражала выдумка автора. Роман оригинальный — такого больше не приходилось читать ни у одного писателя! Течения приносят поврежденный корабль «Вениамин Франклин» к острову, сплошь состоявшему из судов разных эпох, которые потерпели катастрофу. Дно между островками тоже состоит из погибших кораблей. В трюмах сохранившихся судов можно найти все — одежду, драгоценности, оружие, еду...

Спустя много лет, совсем недавно, я перечитал роман. Читается он все также — на одном дыхании! В этой книге Александр Беляев взял себе за правило — действие, действие и еще раз действие!

В романе много запоминающихся моментов, интересных находок.

Кулачный поединок Гатлинга и Слейтона — вполне в духе Джека Лондона... Ученый Людерс — этакий чудак, напичканный знаниями, словно шагнувший в книгу из какого-то романа Жюля Верна... Саргассы, через которые плыть очень трудно... Новый губернатор Флорес, придумавший ходить в старинных испанских костюмах...Чтобы вновь попасть на остров нужно «сломать» двигатель корабля...Призрак капитана Слейтона, блуждающий по ночному острову, залитому лунным светом...

Конечно, кинематографичность действия приводит к обеднению образов. О Вивиане Кингман, Гатлинге, Людерсе мы вряд можем сказать много.

Но Симпкинс, Флорес, Слейтон, Бокко получились очень даже живыми и полнокровными, легко запоминаются.

Замечательный, нестареющий роман!

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Плагиат. Напишу сразу, потому что многие этого не знают и в промышленных масштабах уже наставили десяток.

Костноязычный, схематичный, чрезмерно упрощенный текст. Характеры обрисованы скупо, чем дальше по сюжету, тем более они становятся размыты. Красочных описаний мало. Хороших красочных описаний почти нет. Огромное количество ляпов и несостыковок. Автору просто плевать, где берут пресную воду островитяне, как достают топливо из сгнивших трюмов, пусть читатель сам думает.

Особенно понравилось, как подводная лодка, в которой внезапно закончился воздух (почему?), не смогла всплыть из-за водорослей, но храбрый мужичок сплавал наверх и обрезал водоросли. Под водой разрезал. Ножиком. Водоросли, которые мешали всплыть подводной лодке.

Кстати сказать, автор наверное не догадался, но кроме кораблей, там должен быть и мусор. Вообще любой плавучий объект окажется там, если не успеет разложиться.

Еще очень понравилось, когда во время второго путешествия ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ герои, которые приплыли просто исследовать, решают бомбардировать остров, населенный обыкновенными людьми, которые этому сопротивляются. Действительно, а чего они не хотят нас привечать? ВОЙНА! И приказ отдал тот человек, который перед этим спас от смерти собственного тюремщика. Какой, оказывается, разноплановый персонаж. Проще сказать, идиот.

Вообще, повторное путешествие на остров совершенно не вяжется с персонажами. Как будто, у них до этого жизни и целей не было никаких. Поэтому они решили срочно ехать туда снова. Сразу после свадьбы. Лучше бы они за золотом туда поплыли, это хоть как-то объяснило бы.

Все это желе существует на фоне повторов, которые автора никак не заботят. Он может трижды в одном абзаце использовать одно и то же слово, даже не попытавшись чередовать его синонимом. Все это на фоне ненужных уточнений, вроде «кивнул головой» или «на палубу судна», как будто можно кивнуть ногой или в океане существует палуба мотоцикла.

Итог. Слабый текст, слабые мотивировки, слабые характеры, логические дыры, которые ставят под сомнение возможность самого существования острова, а значит и самой истории.

Напоследок цитата одного их отзывантов:

«Не понимаю, честно говоря, как можно оценивать подобные шедевры ниже 10...»

Оценка: 4
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

- Да знаете ли вы, по каким местам мы плаваем? Может быть, вот на этом самом месте Колумб проезжал!

Одни считают, что от судьбы не уйти и всё, что происходит с человеком в жизни, предначертано ему и обязательно, рано или поздно, случится. Другие твердо уверены, что человек сам кузнец своего счастья и нет другого будущего, кроме того, что он сам творит. Третьи, как правило очень умные, считают, что любое принятое человеком решение автоматически порождает несколько новых вселенных, охватывающих все возможные сценарии развития событий для данного поступка. И все они одновременно правы, и все они ошибаются, ведь никто так и не смог доказать наличие или отсутствие предопределенности человеческой судьбы. Как бы там ни было, но судьба (или случай) стали причиной того, что в один день на борту парохода «Вениамин Франклин» оказались три человека: мисс Вивиана Кингман, мистер Джим Симпкинс и мистер Реджинальд Гатлинг. Правда Симпкинс и Гатлинг успели «познакомиться» до рейса — первый, будучи частным детективом, разыскал и задержал второго, обвиняемого в умышленном убийстве. Что касается мисс Кингман, то она имела возможность лицезреть обоих в момент их посадки на корабль. И так она никогда бы и не познакомилась с этими джентельменами, если бы ни одно обстоятельство: во время шторма корабль дал течь и пассажиры вместе с командой эвакуировалися с тонущего лайнера. Гатлинг был прикован в каюте кандалами к кровати и, из-за того что Симпкинс замешкался с его освобождением, ни он, ни его «тюремщик» не успели сесть в шлюпки. Вивиан Кингман же могла и вообще не пережить той ночи — в страшной панике, охватившей экипаж и пассажиров, каждый боролся лишь за свою жизнь, а она оказалась вытолкнутой за борт шлюпки и уже практически пошла ко дну, но её заметил с борта тонущего парохода Гатлинг. Он прыгнул в воду, а сыщик, бросивший им канат, втащил их обоих обратно на корабль. Как выяснилось впоследствии, «Вениамин Франклин» не получил в той буре фатальных для него повреждений, дав тридцатиградусный крен на нос, он остался на плаву, что и позволило трем оставшимся на его борту пассажирам выжить. Передвигаться самостоятельно судно больше было не способно, поэтому оно отдалось на милость морских течений. Такой вынужденный дрейф длился довольно долго и, в итоге, привел корабль в Саргассово море.

Тема робинзонады — выживания в океане или на острове одного человека или небольшой группы людей после крушения, остается достаточно популярной у писателей на протяжении вот уже нескольких веков. Но автор «Острова» подошел к этому вопросу с изрядной долей выдумки. Ведь даже остров, на котором будут «выживать» потерпевшие кораблекрушение, состоит из полузатопленных кораблей разных стран и эпох. Находится этот странный остов где-то в Саргассовом море и населен он исключительно жертвами различных морских катастроф, которы посчастливилось выжить в них. По воле морского течения корабли на протяжении сотен если не тысяч лет скапливались в одном месте Саргассова моря, так что в итоге, ложась слоями на дно, они образовали искусственный остров, на котором, в дальнейшем, и поселились люди. Автор описывает своеобразное общество, сложившееся в этих необычных условиях — 43 поселенца во главе с «губернатором» Фергусом Слейтоном, являющимся фактически местным царьком. Причем общество это практически полностью состоит из мужчин и появление на острове мисс Кингман вызывает в среде островитян большой ажиотаж.

Текст романа увидел свет в 1926-1927 годах, он публиковался по частям в журнале «Всемирный следопыт» и изначально преподносился как вольный пересказ американского приключенческого фильма, что и обусловило полное отсутствие в тексте русских персонажей. Впрочем, что интересно, в романе Россия вообще никак не упоминается, как нет и практически обязательных для советской литературы реверансов в сторону самого прогрессивного на всей Земле общественного строя. Фантастического в книге тоже практически ничего нет, мельком упоминается лишь неизвестный науке морской зверь, нанесший визит дрейфующему «Вениамину Франклину» и оставивший мокрый след на его палубе. Плюс сама идея сохранности в течение столетий в условиях открытого моря деревянных кораблей выглядит достаточно фантастичной. Ещё в книге описан интересный способ ловли морских черепах с помощью рыб-прилипал, интересно, это целиком выдумка писателя или что-то подобное существовало в действительности? Так что автор предлагает читателю легкий и приятный текст, в котором довольно много морских приключений, сдобренных некой долей научной информации, хотя и не лишенный многих присущих подобной литературе того времени штампов: здесь есть и охота на акулу, и поиски сокровищ, и обязательные спруты, жаждущие заполучить водолазов в свои щупальца. Персонажи тоже довольно стандартны, хотя и созданы с изрядным мастерством. В целом текст читается очень легко и не режет глаз чрезмерной нелогичностью. Разве что вызывает недоумение тот факт, что после крушения парохода никто из трех оставшихся на нём человек не додумался воспользоваться корабельной рацией, они лишь пассивно дрейфовали на полузатонувшем корабле и ждали помощи.

Итог: легкое и занятное произведение, идеально подходящее для того, чтобы расслабиться и приятно скоротать вечер после тяжелого трудового дня. И хотя мисс Кингман однажды говорит, что «этот Остров Погибших Кораблей может быть назван Островом Ужасов. Едва ли есть на земном шаре другое место, где на таком небольшом пространстве было бы сосредоточено столько человеческого страдания...» с её высказыванием едва ли можно согласиться. Рекомендую любителям морских приключений и почитателям географических романов жюльверновского толка.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не так давно передо мной встала проблема занятых книжных полок! Появляются новые, иногда очень достойные произведения, которые нельзя не купить, а места для книг в квартире (как у большинства сограждан) не так много. Поэтому решил устроить очередную ревизию. Книги для себя стал покупать с началом трудовой деятельности, где-то с 1990 года. Читатели постарше, помнящие тотальный дефицит (книги не были исключением), знают свои ощущения от вида книжных прилавков, буквально ломящихся от новинок. Это сейчас книжным изобилием никого не удивишь. Это сейчас можно присмотреться, прицениться, повыбирать, зайти завтра, а тогда (по принципу: а вдруг завтра опять ничего не будет) скупалось буквально все. И, зачастую не все книги, из купленных тогда, были шедеврами. Это сейчас покупаю то, что нравится, то, что люблю, а тогда, поддавшись искушению собирать серии (да еще и в суперах), подчас покупал то, что потом еле прочитывал. Ну, кто-то меня понимает, а если и нет, то как говорится: « В каждой избушке свои погремушки».

Так вот, ревизия. Невзирая на серии, супера, имена, решил оставить только те произведения, которые действительно понравились. Ну и пусть в «Монстры Вселенной» останется только 5 книг, а остальные или где-то еще есть, или не мое. И так дошел до 5-томника А.Беляева. Дошел и ...завис...! Вышел из астрала через 3 дня, благо были майские праздники! Не помню, что ел, что пил, к телефону и телевизору не подходил. Не помню, спал ли я, и если спал, то сколько!? Я превратился в профессора Вагнера («Человек, который не спит»)! И я понял одну вещь: эти книги я не отдам никому и никогда! Потому что они ЗОЛОТОЙ ФОНД не только Русской, но и Мировой фантастики!

И ярчайшей звездой в этой ВСЕЛЕННОЙ А.БЕЛЯЕВА для меня является «Остров погибших кораблей«! Я заочно влюбился в это произведение еще в пионерском лагере, когда мальчик из номенклатурной по тем временам семьи, после отбоя рассказывал о нем. Рассказчик он был не ахти какой, но вся комната ждала отбоя и с замиранием сердца следила за событиями повествования. Эти впечатления и побудили меня еще в институтские годы из скромной стипендии урвать часть денег и купить на барахолке собрание сочинений в 5 томах. Ни разу об этом не пожалел!

Великолепный язык, сюжетные линии не нагромождены друг на друга, а органично вписаны и только добавляют целостности и основательности, хорошо прописанные герои, причем не только главные! И, несмотря на то, что по сюжету кругом вода, никакой лишней «воды» здесь нет!

А прочитать, я считаю, надо всем, еще лучше — ввести в школьную программу для обязательного прочтения детям! И дети, поверьте, скажут спасибо!

Однозначно, шедевр! Однозначно, в топ — 100 лучших литературных произведений человечества, вне зависимости от жанра и срока давности!

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть книги, которые нужно прочитать в детстве. Это одна из них. Просто уверена, что если возьмусь теперь перечитывать, найду в ней кучу недостатков. Но сейчас, глядя через десятилетия, минувшие с той поры, когда я двенадцатилетней девчонкой прятала книжку о жестоком Саргассовом море под подушкой, роман Беляева кажется мне идеальным. Без единого изъяна. Пусть так и останется:)

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо помню как я запоем читал эту книгу, совсем еще пацаном, как искал на карте Саргассово море. Роман сразу же поставил в один ряд с «Островом сокровищ» и «Таинственным островом», а автор стал одним из любимых, вместе с Дюма, Верном, Купером, Стивенсоном и Сабатини. Советую всем и взрослым и подросткам, особенно последним, ведь в романе столько головокружительных приключений, робинзонада, благородные и отрицательные герои- читается легко и увлекательно.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, всего лишь пересказ американского фильма The Isle of Lost Ships ( Новеллизация в стиле незабвенной серии «Бестселлеры Голливуда», где под десятком псевдонимов блистал Сербин, затмевавший голливудских горе-новеллизаторов. В детстве читался «Остров», разумеется, взахлеб. Но каково же было удивление и разочарование, когда в знаменитой в узких кругах «Всеобщей истории кино» Жоржа Садуля маленький мальчик Женя наткнулся на следующий пассаж: «Весной 1923 года он (режиссер Морис Турнер) закончил фильм «Остров погибших кораблей», считающийся его шедевром...» и далее еще более интересное: «Это была экранизация английского бестселлера К. Мэриотта. Кораблекрушение забрасывает в Саргассово море молодую миллиардершу, приговоренного к смерти офицера и сопровождающего его детектива. Они добираются до острова погибших кораблей, которым правит жестокий бандит...» и тд. В общем, новеллизация кинофильма, снятого по книге... Вот так и рушатся кумиры.

А если учесть, что и «Человек-амфибия» всего-лишь «адаптация» романа Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта», и «Голова профессора Доуэля» — тоже... Картина становится совсем неприглядной.

Р.С. Писателя зовут Crittenden Marriott.

Оценка: 6
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто сейчас читает романы одного из первых советских фантастов Александра Беляева? Наверное, только те, кому его произведения очень понравились в далеком детстве. Однако попытка перечитать любимую книгу детства, как правило, заканчивается разочарованием — слишком уж разнится отношение к жизни взрослого и ребенка.

Та же история происходит и с «Островом погибших кораблей»: детское очарование таинственным островом, где полным-полно неизведанного и загадочного, куда-то исчезает, а остается только достаточно профессионально написанный приключенческий роман, в котором кроме голого увлекательного сюжета ничего больше и нет. Ни интересных идей, ни запоминающихся образов, ни определенного эмоционального фона... Да и сам текст местами выглядит уже просто архаичным — чего стоит эпизод с описанием схватки акулы и рабы-пилы на глазах у застывших от страха водолазов...

Впрочем, надо отдать должное автору, и через почти столетие от времени ее создания книга все еще выглядит вполне читабельной, а для детей так и просто очень интересной..

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что общего у советских писателей Алексея Толстого, Александра Волкова и Александра Беляева? Все трое, не слишком заботясь об авторских правах, перерабатывали чужие произведения. У Толстого и Волкова вышли абсолютные суперхиты -«Приключения Буратино» и «Волшебник Изумрудного города». В случае с « Островом погибших кораблей» и успех не столь очевиден, и литературная основа — один из голливудских сценариев — поскромнее будет.

Очевидно, и сама идея с островом посреди Саргассова моря, и главные герои — богатая красотка Вивиана, без вины виноватый Реджи Гатлинг, простой и честный сыщик Симпкинс — придуманы не Беляевым. Есть подозрение, что на этот проект Александр Романович подписался прежде всего ради заработка и работал в спешке. Так, где-то в середине книги упавший за борт Симпкинс едва не тонет. Ну а ближе к финалу автор вдруг объявляет его отличным пловцом. Что ж, даже у классиков бывают забавные ляпы...

Я далёк от мысли, что Беляев слепо копировал сценарий-первоисточник. В его романе голливудский экшн встречается с научной фантастикой в традиции Жюля Верна. Авантюрную историю писатель насыщает познавательной информацией — об океане и его обитателях, о кораблях и освоении морских просторов. Стремление не только развлекать, но и образовывать вызывает уважение, хотя порой это утяжеляет сюжет.

Увлечет ли эта книга читателя XXI века, избалованного разнообразной фантастикой со всего света? Я не уверен. Однако, если «Остров погибших кораблей» вам приглянулся, потратьте пару часов на одноимённый советский телефильм 1987 года. Это мюзикл без современных спецэффектов, зато с хорошими актёрами и приятным юмором. А главное — на мой взгляд, здесь удалось передать не букву, а дух книги великого романтика Александра Беляева.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Узнав о выходе нового собрания сочинений Александра Беляева, не раздумывая решил отвести ему место на своей полке и это не смотря на то, что 2 книжки с его лучшими вещами у меня есть. Для меня всегда Беляев был отечественным Жюлем Верном и одним из корифеев фантастического и нашего отечественного приключенческого жанров. Принес домой первый том и лениво посмотрев на первые строчки «Острова погибших кораблей» через некоторое время понял, что этот роман перечитаю сегодня же и сейчас и на два часа погрузился в чтение. Читал впервые я его лет 25 назад, многое подзабыл (равно как и плохо помню мюзикл-экранизацию), однако читалось все живо и быстро. Это то самое чтение, которое без раздумий я предложу своему подрастающему сыну. И хорошо оно не только в плане сюжета и интересного фактологического материала, которого, к слову сказать, не мало, начиная от истории кораблестроения до жизни обитателей моря, а еще и легкостью чтения. Короткие предложения, быстрое развитие сюжета. Автор, наверное, и мог бы увеличить объем данного произведения страниц на 50, но не стоит забывать, что это первый его роман, выросший из рассказа и печатавшийся в итоге в нескольких номерах журнала с продолжениями. Учитывая то, что я читал Беляева давным-давно и только основное, с удовольствием продолжу перечитывать старые и открывать для себя новые произведения этого замечательного автора.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда книга по-настоящему талантлива, она не устаревает. Читал и перечитывал в детстве, перечитывал в юности, и с прежней радостью перечитываю сейчас. Архаика? -- ничуть не больше, чем в «Острове сокровищ»; зато и увлекательности ничуть не меньше. Но там, где у Стивенсона видим исключительно приключения тела, у Беляева находим соразмерное сочетание приключений тела и духа. Борьба идёт не только за жизнь и сокровища, но и за правду, человеческое достоинство, свободу.

Современная критика свысока поругивает Александр Беляева. Конечно, у писателя есть проходные произведения, давно и прочно устаревшие. Но ведь судим не по ним. Человека, написавшего «Остров погибших кораблей» из литературы уже не вычеркнешь.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джентльмен джентльмену -- друг, товарищ и брат. Закон круговой поруки: конвоируемый «преступник» в итоге оказывается лучшим другом. Злодей-губернатор движим исключительно корыстными интересами (деньги, власть + классическое «малютку леди я выбираю сам!») Заметьте, вообще не идет речь о желании «опустить»\принизить Гатлинга, потому что «так надо» и «по понятиям»... Это же великосветское общество, можно сказать, тусовка «новых американцев»... Короче, именно так описывают в классической литературе борьбу Д. и З. (А если бы Беляев задавался целью писать ближе к жизни, то изобразил бы борьбу З. с еще большим З. Чего, понятно, сделать не мог -- 20-е годы...)

Фильм в этом смысле чуть более реалистичен -- но там свои заморочки (сумбурный сюжет, помноженный на молодого и донельзя шебутного Костю Райкина, «Сатирикон», замечательную красавицу Белогурову, а тж совковую «Уитни Хьюстон» -- Ларису Долину в «прикиде» негритянки -- дает в итоге малоприятную смесь, не развитую ни во что серьезное\путное. «Романтика, романтика, романтика, молчи!!» Это, пардон, про что -- про самую романтичную приключенческую повесть той эпохи?.. «И, как четыре паруса, плывут четыре сна. И снова в телевизоре Сенкевич!»

Но все-таки, все-таки, -- книга в детстве была одной из самых моих любимых (как и фильм -- в отрочестве). Хоть я и не имел ее дома, только «зачитывал» вр. от вр. у знакомых.

Ну, а сейчас скажу только одно: классика не стареет. Особенно если это — классика т е х времен. Когда во главу угла ставились пафос героических свершений, жажда борьбы, нежелание сидеть на месте + призывы к действию. Когда советский читатель еще мечтал о красивой жизни, не хуже, чем на Западе. И, кажется, вот-вот мог ее достичь.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В не самом объемном произведении Беляев ухитрился вместить очень много всего: и катастрофу, и робинзонаду, и весьма странную модель общества на Острове затонувших кораблей, и приключенческий сюжет, и даже любовную линию. Самое удивительное, что все это не выглядит беспорядочным нагромождением сюжетных линий, а вполне органично связано друг с другом. Конечно, сейчас произведения Беляева кажутся несколько наивными, но есть в них своя романтическая прелесть, как в тех самых описанных в книге старинных костюмах

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, иногда у меня начинает складываться нехорошее впечатление, что плагиат чужих идей и образов местами прямо-таки в крови у отечественной фантастики. Ни я, ни кто-либо другой по прошествии стольких лет уже наверное не скажет, читал ли Беляев абсолютно неизвестную у нас, да и толком уже забытую у них «The Isle of Dead Ships: A Tale of the Saragasso Sea» или может видел ее экранизацию, а если и видел, то насколько она на него повлияла. Но совпадения в виде фабулы, названия и места действия несколько настораживают. Может, автор просто мыслил в том же ключе, но осадочек как говорится остался.

Если же отвлечься от сумрачных мыслей о заимствованиях, то перед нами просто неплохой приключенческий роман своей эпохи, нынче местами старомодный и наивный. Разок прочесть можно, далеко не худшая книга у автора. И если бы над ней не маячила эта проклятая тень сомнений, действительно ли это полностью его книга… Но к чему нам ворошить дела лет столь минувших, не имея на руках каких-либо веских подтверждений, поэтому лучше просто читайте и получайте удовольствие, если произведение вам пришлось по душе.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд книга слабая. Сюжет местами нелогичен, надуман. Но меня оставили в недоумении две вещи: первое — автор не описывает бытовую сторону жизни на острове — для меня загадка как они умудрялись добывать пресную воду, дождя явно не достаточно, где брали топливо — не будешь ведь есть сырую рыбу, и второе — непостижимая для меня вещь — увидя пароход, люди наплевав на губернатора, должны были выскочить радостно на встречу( ведь не все же они преступники), ведь спасительный корабль доставит их назад, в цивилизацию. Вот ещё вспомнила — момент отплытия на подводной лодке — чем они её умудрились заправить и откуда запасти воды. И если лодка была на ходу, почему ранее жители не предприняли максимум усилий к отплытию на ней. Вот эти несуразности делают для меня книгу слабой. Вспомните проработанные до мелочоцей описания жизни Робинзона или Таинственный остров.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх