FantLab ru

Александр Беляев «Последний человек из Атлантиды»

Последний человек из Атлантиды

Повесть, год

Перевод на чешский: Л. Дворжак (Poslední Atlantiďan), 1985 — 1 изд.
Перевод на эстонский: K. Karu (Viimane inimene Atlantisest), 2013 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 78

 Рейтинг
Средняя оценка:7.70
Голосов:778
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Атлантида... Она богата. Она могущественна. Она святая.

Цари гуляют бал, рабы готовят восстание, а жрецы не понимают, почему звезды находятся не на своих местах. Но грядет катастрофа, о которой они узнают слишком поздно.

Примечание:


Одно из первых-произведений Александра Беляева. Впервые роман увидел свет на страницах пятого — восьмого номеров журнала «Всемирный следопыт» за 1925 год. В следующем, 1927 году он был издан в первом авторском сборнике Беляева вместе с «Островом Погибших Кораблей». Затем роман долгое время не переиздавался, пока в 1957 году его не перепечатал журнал «Знание — сила» (№4-5) со значительными сокращениями.

На мысль о поисках погибшей цивилизации Атлантиды Беляева натолкнула опубликованная во французской газете «Фигаро» заметка: «В Париже организовано общество по изучению и эксплуатации Атлантиды». В первой четверти XX века подобные общества возникали и лопались достаточно часто — предприимчивые дельцы-авантюристы умело спекулировали на распространившемся в это время повышенном интересе к истории Атлантиды (атлантомании). Таким образом газетная заметка превратилась под рукой писателя-фантаста в пролог к «Последнему человеку из Атлантиды» (история мистера Солли). Материал же для описания собственно Атлантиды Беляев почерпнул из книги Роже Девиня «Исчезнувший материк. Атлантида, шестая часть света» (на русском языке под названием «Атлантида, исчезнувший материк» вышла в 1926 году), которую и упоминает непосредственно в тексте повести (см стр. 136) В значительной мере повесть является художественной версией книги Девиня — подобно тому, как «Остров Погибших Кораблей» был литературной версией американского кинобоевика.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 95

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2703 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Последний человек Атлантиды» 2015, Россия, реж: Владлен Барбэ



Похожие произведения:

 

 


Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 3
1957 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 3
1957 г.
Последний человек из Атлантиды. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей
1959 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1963 г.
Александр Беляев. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1984 г.
Остров Погибших Кораблей
1985 г.
Александр Беляев. Избранное
1986 г.
Избранное
1986 г.
Последний человек из Атлантиды
1986 г.
Последний человек из Атлантиды
1988 г.
Человек-амфибия
1988 г.
Избранные произведения
1989 г.
Остров погибших кораблей
1989 г.
Ариэль
1990 г.
Борьба в эфире
1991 г.
Голова профессора Доуэля
1991 г.
Избранное
1992 г.
Продавец воздуха
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1992 г.
Властелин мира
1993 г.
Гениальный безумец
1993 г.
Избранные произведения в четырех томах. Том 2
1993 г.
Последний человек из Атлантиды
1993 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 2
1993 г.
Остров погибших кораблей
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1996 г.
Человек-амфибия
2000 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 2.
2001 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 2. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей. Последний человек из Атлантиды
2001 г.
Остров Погибших Кораблей
2003 г.
Последний человек из Атлантиды
2004 г.
Том 1. Голова профессора Доуэля
2005 г.
Человек-амфибия
2006 г.
Продавец воздуха
2007 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей. Последний человек из Атлантиды
2007 г.
Продавец воздуха
2008 г.
Человек-амфибия
2009 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Остров Погибших Кораблей
2015 г.
Голова профессора Доуэля. Человек-амфибия
2017 г.
Остров Погибших Кораблей
2017 г.
Остров погибших кораблей. Последний человек из Атлантиды. Небесный гость
2017 г.
Последний человек из Атлантиды. Продавец воздуха. Когда погаснет свет
2017 г.
Человек-амфибия
2017 г.

Аудиокниги:

Последний человек из Атлантиды
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Poslední Atlantiďan. Hlava profesora Dowella
1985 г.
(чешский)
Viimane inimene Atlantisest
2013 г.
(эстонский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 мая 2011 г.

И там, где стояли высокие горы, только волны морские будут вздымать гребни свои.

История — наука неточная. Многое в ней основано на догадках, домыслах или непроверенных фактах, многое трактуется в угоду действующему на данный момент политическому режиму. Поэтому в последнее время люди, устав от постоянного её переписывания, перестали доверять этой науке, что породило в литературе моду на произведения в стиле «а не так всё было». Криптоисторики и альтернативщики наводнили прилавки плодами своих трудов, кто-то — чисто художественными, а кто и с претензией на истину в последней инстанции. Спекуляций на различные мало-мальски известные темы стало просто не счесть. Но вот одну из тем, на протяжении многих веков (если не тысячелетий) волнующую человеческий разум, современные авторы почему-то обходят стороной. А ведь тема эта освещалась ещё самим Платоном. Это — Атлантида. Загадочная страна, материк или большой остров, находившийся где-то за Геркулесовыми столпами и давший название водам океана, который поглотил его. Могущественная империя, простиравшая свою власть на полмира и потерявшая всё в один миг. Богатейшее государство, славившееся своими высокоразвитыми наукой и культурой, отголоски которых можно встретить в самых отдаленных уголках Земли. Легенды о ней будоражат людские умы, множество авторов посвятило свои произведения этой теме. Вот и Александр Беляев не остался в стороне и на очередной волне интереса к исчезнувшему материку, захлестнувшей мир в двадцатых годах прошлого столетия, создал этот текст. Идея повести восходит к изданной на русском языке книге Роже Девиня «Исчезнувший материк Атлантида, шестая часть света», в которой французский автор, опираясь на труды Платона, делится своими гипотезами о гибели легендарного материка.

Сама повесть имеет необычную структуру: она состоит из двух неравных частей.

В первой, включающей в себя четыре главы, речь идет о экспедиции американского миллиардера Солли, который, отойдя по состоянию здоровья от дел, решил (вдохновившись, кстати, книгой Девиня) во что бы то ни стало разыскать древнюю Атлантиду. Начинание его, первоначально получившее большую поддержку общественности, никак не давало положительных результатов: исследовательский флот малых субмарин абсолютно безрезультатно бороздил воды Атлантического океана на протяжении нескольких лет, средства подходили к концу и всё говорило о прекращении экспедиции. Положение спас доктор Ларисон, нанятый Солли и фанатично преданный идее. «Он написал горячее воззвание в газеты разных стран с призывом ко всему культурному человечеству помочь экспедиции «во имя науки». Его горячо написанное воззвание произвело впечатление. Был сформирован вспомогательный флот...», который, в итоге, и помог довести дело до победного конца. Атлантида была обнаружена, произведены обширные раскопки на дне океана, в ходе которых была собрана богатейшая коллекция. Наряду с множеством предметов в неё входила и громадная храмовая библиотека книг, созданных из бронзовых листов с вытравленными на них письменами. Эти письмена «удалось расшифровать одному русскому ученому-лингвисту». На основе материалов древней библиотеки профессор Ларисон написал небольшой роман, повествующий о гибели Атлантиды.

Вторая часть, содержащая двадцать глав, разворачивает перед читателем хронику последних дней обреченного материка. Автор старается поразить воображение величественностью столицы Атлантиды — Посейдониса, рассказать о нравах и обычаях, царивших тогда в государстве атлантов, показать повседневную жизнь как господ, так и рабов. Ожидание неизбежного финала придает сюжету оттенок обреченности, когда надежды и планы абсолютно всех действующих лиц будут разрушены, а их дома, перед тем как скрыться в пучине, сгорят в пламени подземного огня.

Повесть увидела свет в далеком 1925 году, первоначально она была опубликована по частям в журнале и лишь затем, через два года, появилось её первое книжное издание. Беляев говорил о ней: «Моя повесть об Атлантиде слишком научна для романа и слишком романтична для науки». Однако ее «излишняя романтичность» не помешала автору сделать в ней целый ряд весьма удачных научных прогнозов, сегодня ставших реальностью: так в тексте упоминаются подводные археологические экспедиции, подводное бурение, радиосвязь под водой, геологическая разведка морского дна, компактные подводные лодки (батискафы) для глубоководной разведки. Ничего этого в то время ещё не существовало. Но и романтичность он упомянул не зря: Беляев вплел в сюжет целых две любовных линии, причем в обоих случаях влюбленными были люди разного социального положения, счастью которых мешали непреодолимые барьеры, отделяющие свободных людей от рабов. Причем, в одном из случаев именно любовь к рабыне толкнула Акса-Гуама, сына жреца, входящего в Верховный Совет, поднять восстание рабов, дабы освободить их от вечного ярма: «Мы не оставим камня на камне! А потом мы создадим новую, свободную Атлантиду, где не будет ни рабов, ни царей, а только радость свободного труда. И настанет вновь Золотой век!» Но планам его не дано было осуществиться, что весьма удивительно для постреволюционной советской приключенческой литературы, живоописующей наступление власти рабочих и крестьян по всему Земному шару и за его пределами.

На примере гибели Атлантиды автор показывает, что могучие империи, простирающие свою власть на тысячи и тысячи километров, ничто перед мощью Земли. Всё их могущество не в силах совладать с катастрофическими проявлениями природной деятельности, а возводимые столетиями города и накопленные в них богатства могут исчезнуть в один миг. Империя разрушена, но многим атлантам удалось спастись на кораблях и высадиться на побережьях Африки и Южной Америки, неся с собой свою культуру и насаждая свои обычаи. Рассказы о гибели континента и о спасении с него легли в основу мифов о потопе и утраченной обетованной земле (рае), распространенных среди многих народов мира.

Итог: никто не знает, существовала ли Атлантида на самом деле или нет, но мифы о ней продолжают жить. Александр Беляев создал увлекательную криптоисторическую повесть, рассказывающую о её последних днях. Несмотря на местами хромающий язык читается она вполне легко и оставляет после прочтения легкую горечь сожаления о утраченной великой цивилизации. «Последний человек...» не претендует на роль шедевра, но вполне стоит того, чтобы потратить на него несколько часов. Читайте классиков!

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 августа 2008 г.

Беляева в нашем отечестве считают двойником Герберта Уэллса, даже частенько путают, кто из них что написал. Эта повесть демонстрирует Беляева с совершенно другого угла. Вместо очередного безумного или не очень ученого, переворачивающего мир своим открытием, перед нами первый отечественный опыт в области криптоистории, можно сказать — первая советская фэнтези. (Из жанров, доступных в классификаторе, ближайшим окажется «мифологическая Ф.», т.к. основой для книги стал все-таки миф древней Греции).

Итак, перед нами — миф, обрамленный в форму исторического романа. Целью Беляева были явно не приключения Адиширны и Акса-Гуама, и даже не исследование мифа. По тому, как подробны описания никогда не существовавших и нигде не виденных дворцов, статуй, ритуалов и одежд, как Беляев любуется нарисованной им картиной, каждым листиком, словно толкиновский Ниггль, очевидно, что целью романа была сама Атлантида. Ее трехмерный портрет в натуральную величину, в захватывающих декорациях древнего мира. Обязательная для отсталого строя в советской фантастике революция и итоговое крушение империи — лишь способы показать картинку с разных сторон. Смотрите, вот это — деспотичные правители (ах, какие одежды!), тут вот лживые жрецы (красиво поют, правда?), а на заднем плане выстроенные потом тысяч рабов циклопические постройки. Приобретайте наши турпутеводители в прекрасную Атлантиду!

Задача погружения читателя в атмосферу исчезнувшей цивилизации выполнена и перевыполнена автором с блеском. Этой книгой безусловно вдохновлялся Ефремов, когда писал Таис Афинскую, а Говард с хрустом столкнет своих киммерийцев с немедийцами только через десять лет. Пожалуй, единственным серьезным недостатком романа могу назвать имена. Выговорить «Гуан-Атагуераган желает видеть Кунтинашара и Адиширну-Гуанча» и не призвать при этом Ктулху просто невообразимо. Вероятно, это и послужило причиной гибели могучей Атлантиды... ))

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2013 г.

Очень сильная и увлекательная книга для детского восприятия ребенка советской эпохи, каким себя помню в 70-е года прошлого века. Ну не избалованы мы были тогда подобной литературой об апокалипсисе и альтернативной истории . Современные подростки, выросшие на Толкиене , Мартине и Гаррисоне , боюсь просто посмеются над наивностью и простотой сюжета. А нам ретроградам, и сейчас иногда хочется , перечитывая подобные произведения, вспомнить себя искренним, восторженным, пусть и наивным советским пионером.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 августа 2008 г.

Типичнейший образец фэнтези, только... на советский лад. О мифических мирах а ля Толкин писать нельзя — напишем о легендарном мире, оносящемся к нашему прошлому...

Это перенесение действия в рабовладельческую эпоху было тогда единственной возможной формой эскапизма (эскапизма с «революционной» — а на деле, конечно, ПСЕВДОреволюционной идеологией). «Аэлита», «Фаэты»... общества на манер античных — потому что о средневековье писать считалось не комильфо («говорят, что феодалы были звери, коих мало — даже сам король Артур был палач и помпадур!!!») Но если кому хотелось романтики — к его услугам были все эти книги...

Это фэнтези, только без «фэнтезятины». Что я имею в виду? А вот что (дальше спойлер)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
у другого автора Адиширна и его возлюбленная неминуемо бы выжили, а у Беляева выживает совсем-совсем другой человек...

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 мая 2008 г.

:rev: На лето меня отправляли к бабушке, было это кажется после шестого класса, только-только прочитала Ефремовскую ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ, открыла для себя мир фантастики, а тут отправляют меня в глухомань, отрывая от любимой библиотеки... Ужас! К счастью обнаружила на бабушкиных полках

ВОСЬМИТОМНИК АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА!!!:biggrin: И все — дождливое, нудное, прибалтийское лето перестоло для меня существовать — я запоем читала Беляева, том за томом , романы, повести, рассказы, предисловия, все подряд. Как передать мой восторг! Сочинение на вечную тему «Как я провел лето» было у меня одой Александру Беляеву и его произведениям...

Последний человек из Атлантиды — до сих пор одно из моих любимых книг, но, конечно, нужно отдавать отчет — произведение это детское и читать его надо в шестом классе или даже раньше — детки сейчас, как бы помягче, не такие наивные, что ли.

Сейчас только поняла, а ведь первый раз об АТЛАНТИДЕ я узнала именно из этой повести...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 марта 2009 г.

Наверное, это не та книга, с которой стоит начинать своё знакомство с творчеством Беляева — у него есть вещи заметно лучшие. Но повесть хороша: сюжет несложный, но связный и логичный, герои неглубокие, но яркие и искренние, описания как Атлантиды, так и кактаклизма красочные и живые. В-общем имеем добротное приключенческое произведение с социальными и философскими мотивами, живое и жизнеутверждающее, пусть и не являющееся чем-то выдающимся.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2010 г.

Нетипичная тема для творчества автора. Когда читаешь роман. то кажется, что автор вторгся в «чужое пространство». Кажется, что автор только учился писать. Сейчас проверила по году написания, так и есть — одно из первых произведений.

Сам сюжет кажется немного наивным, в нем не хватает драматичности, напряженности. Да и описание катастрофы не поражает своей масштабностью.

От произведения с таким названием я ждала больше.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июля 2010 г.

Книга очень и очень понравилась. Сначала казалось, что читаю здоровенный такой роман страниц на шестьсот — такое количество персонажей и «зачатков» сюжетных линий. Но автор не стал их разсасывать? А просто угробил всех одним махом.

Роман сильно впечатлил. Тут и восстание рабов, и любовь раба к принцессе, и чувства аристократа к простой рабыне, и отношения жрецов с царем, и многое другое. Все настолько захватывает и настолько коротко, что как-то не по-себе! Вроде и логическая концовка есть, и написано достойно, а «голод» так и не утолил. Вот главный минус короткой прозы.

Но зато КАК эта проза написана!

Одно слово — Гуру!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 ноября 2008 г.

Читал уже после многих историй про таинственную Атлантиду, которой бредил всё детство. Казалось тогда, что уже ничего нового не прочту. И вдруг как-то на школьных каникулах попадается эта книга. Разумеется, моё воображение всё лето вновь заполняла история про загадачную цивилизацию, но на этот раз я как будто бы сам был участником злополучных событий, а Атлантида воспринималась как свой дом, который доживает последние часы.

Эта повесть безусловно внесла значительный вклад в воспитание романтического духа в миллионах мальчишек и даже, наверно, девчонок.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2007 г.

Хорошая повесть, переиздаваемая не так часто, как хотелось бы..:):

Атлантида торчит из ракушки, —

нужно только не сдерживать взгляд!..

Знали это Беляев и Пушкин,

Грек Платон и насмешник Сократ…

Глобус мозга и мира — похожи,

словно в грецкой ракушке — орех.

Чем они отличаются всё же?

Тем, что люди придумали Грех!

Нет его у орлов и термитов;

но о нём мы грустим и поём…

Затонула в миру Атлантида;

но всплыла в Оправданьи твоём…

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 ноября 2009 г.

Произведение, которое стоит особняком среди всех других произведений А.Беляева. Воссоздание истории, которой не было на основе мифа об Атлантиде. Начало повести правда чисто фантастическое о найденной Атлантиде на дне океана. Читается легко и интересно, хотя автор и здесь отходит от привычных стереотипов: восстание рабов не побеждает, и выживает совсем другой человек...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 февраля 2015 г.

Первое произведение об Атлантиде прочитанное в детстве. Тогда в научно-популярных журналах были дискуссии на данную тему и интересно было узнать, что об этом писали в 20-е годы. Получился исторический любовный роман о гипотетическом государстве. Нравы Древнего Египта и Греции паренесены на другой материк и всё. Считаю, что это прото-фэнтези, правда без магии.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 апреля 2013 г.

Качественная приключенческая фантастика. Атлантида всегда будоражила умы, ну а развитию темы Беляевым явно поспособствовал роман Бенуа «Атлантида». У советского фантаста получилось не хуже, и даже увлекательней. Читать эту повесть вполне можно и сегодня.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2006 г.

:glasses:Художественный талант Беляева заставляет поверить в существование мира погибшей Атлантиды. Быт героев, их речь, размышления, ведёт в заблуждение меня, как читателя. Будто бы сводки тех времён попали в руки писателя. Александр Беляев — это всегда погружение с головой в мир фантастического .

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 августа 2013 г.

«Последний человек из Атлантиды» — это вовсе не научная фантастика, а фэнтези, что вовсе не характерно для Беляева. Царь-самодержец, всесильные и всеведущие жрецы, восстание рабов — это всё атрибуты фэнтези.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу