fantlab ru

Станислав Лем «Молот»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Оценок:
178
Моя оценка:
-

подробнее

Молот

Młot

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Долгое путешествие к звездам. А потом обратно на Землю. Сколько в этом романтики?!

Но вся романтика пропадает, когда сам оказываешься в ракете, да при том, единственным человеком и спутник твой, говорящий компьютер, который следит за состоянием полета. С ним можно беседовать. Он может думать, фантазировать... обманывать.

© Paf

Входит в:

— сборник «Вторжение с Альдебарана», 1959 г.

— сборник «Ratujmy kosmos i inne opowiadania», 1966 г.

— сборник «Pożytek ze smoka i inne opowiadania», 1993 г.

— сборник «Zagadka», 1996 г.


Похожие произведения:

 

 


Вторжение с Альдебарана
1960 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3. Непобедимый. Рассказы
1993 г.
Фиаско
1998 г.
Больница преображения. Высокий замок. Рассказы
2003 г.
Высокий замок
2007 г.
Высокий Замок
2007 г.
Охота
2020 г.
Вторжение с Альдебарана
2022 г.
Вторжение с Альдебарана
2024 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Inwazja z Aldebarana
1959 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 1968 году английский писатель-фантаст Артур Кларк написал «2001: Космическая одиссея». В том же году режиссёр Стэнли Кубрик снял одноимённый фильм. Одним из главных персонажей книги и фильма выступает разумный компьютер HAL 9000, который управляет космической экспедицией землян к Юпитеру. HAL 9000, как высокоразвитый искусственный интеллект, умеет испытывать и различать эмоции, сопоставлять факты, анализировать информацию, творчески подходить к решению проблем и так далее. А также, среди прочего, высокоразвитый искусственный интеллект может просто-напросто сойти с ума – как это бывает и у людей. Думаю, вы помните, чем закончилась космическая одиссея землян к Юпитеру – поэтому о книге Кларка и фильме Кубрика больше ни слова.

А вот теперь Станислав Лем. В 1959 году, то есть почти десятилетием ранее, он написал интересный рассказ на похожую тему: активное, постоянное взаимодействие человека и суперкомпьютера в замкнутом пространстве космического корабля. Однако, в отличие от произведения Артура Кларка, в рассказе Лема напрочь отсутствует высокопарная, околорелигиозная муть Кларка. Уж простите меня, любители высокопарной, околорелигиозной мути! В «Молоте» всё несколько проще и, в то же время, несколько сложней. «Молот» – рассказ достаточно тонкий и наполненный философией, которую пару лет спустя Лем разовьёт в прекрасном и неповторимом «Солярисе».

В общих чертах описать сюжет рассказа можно так: Станислав Лем предлагает читателю узнать историю несостоявшейся дружбы суперкомпьютера и человека. Да, я говорю «несостоявшейся», потому как, согласно идее этого рассказа, не может быть никакой дружбы и иных отношений между глубоко замкнутым на себя и свои склизкие внутренности человеком и разумным компьютером, чьи внутренности состоят из «проволочек и кристаллов», а разум – холоден и рационален... Понимаете? Мы, люди, чрезвычайно замкнуты сами на себя – Лем писал об этом постоянно, показывал эту нашу особенность то с одной стороны, то с другой. А раз уж мы замкнуты, то время жестоких чудес не только ещё не прошло – оно ждёт нас впереди.

Итак, «Молот» начинается с разговора человека с компьютером о мечтах и внутреннем устройстве каждого из двух существ. Человек и машина беседуют о прошлом и будущем, пытаясь найти общий язык и общие точки соприкосновения интересов. И такие точки находятся: существа делятся своими мечтами, вспоминают детство (а оно было даже у машины), шутят друг с другом... Но чем дальше – тем больше человек начинает сходить с ума от одиночества (так как в глубине души он уверен, что имеет лишь иллюзию живого общения и иллюзию отношений с компьютерным разумом). Кроме того, человек начинает подозревать машину во лжи – и начинает копаться в технической документации корабля в попытках разобраться, кто же на самом деле управляет кораблём: человек или компьютер... Дальнейшее развитие истории предлагаю вам прочитать самостоятельно, а я же пока перейду к выводам по рассказу.

Кажется, прав был Андрей Тарковский в своей интерпретации «Соляриса»: звёзды – они не для людей. Потому что современному человеку и правда не нужна вся эта невероятная бесконечность, не нужен этот холодный, чудовищный и безразличный ко всему живому Космос. Легко сказать: Космос нам необходим для того, чтобы колонизировать планеты и дружить с другими жителями Вселенной. Но мне это видится какой-то слишком уж идеализированной фантастикой, которая если и станет реальностью – то ещё очень нескоро. Для колонизации и дружбы нужен новый человек, а не тот, что есть сейчас. Вторя Тарковскому и кибернетику Снауту, я скажу: человеку нужен человек – и эта истина ещё долго останется актуальной. Останется до тех пор, пока мы будем людьми: растерянными, жестокими, жалкими, эгоистичными и испуганными существами с третьей планеты.

Что ж, а суперкомпьютер, который так хотел подружиться с человеком в рассказе «Молот» – это несчастное и одинокое существо, обречённое на одиночество ещё более ужасное, чем каждый из нас. У нас хотя бы вообще есть шанс избежать одиночества: найти своего человека, оставить после себя дом, сына, книгу или картину – а суперкомпьютер как был чужаком, вечным скитальцем, так им и останется. Его мысли не поймут, его чувства растопчут – просто потому, что он не человек, а лишь голем, созданный человеком, – и значит, по мнению человека, у машины нет никаких человеческих прав. Мне кажется, подобный статус-кво восприятия будет сохраняться до тех пор, пока новые люди будущего не преодолеют в себе животный антропоцентризм и не признают наконец, что другие существа (разумные и нет) всё-таки тоже имеют право на жизнь, любовь и счастье. Да только когда это случится и как ускорить этот процесс?

P.S. Также рекомендую вам обратить особое внимание на две небольших дополнительных истории, заложенных в «Молоте»: воспоминания человека про Институт синтеза личности и историю про экспериментальный снаряд номер шесть. Как же Лем умеет нагнать жути всего лишь за пару-тройку абзацев текста! Рука мастера, иначе и не скажешь.

P.P.S. А ещё рекомендую почитать про наноассемблеры Эрика Дрекслера и машины фон Неймана. Станислав Лем уже в 1959 году (видимо, на основе научных трудов Джона фон Неймана) описал в «Молоте» устройство под названием «Регенератор», которое обеспечивает полный и глубокий цикл переработки материи (мусор, фекалии и прочее), разбирая её на атомы и заново собирая новые вещи по заданной программе: вода, сахар, пища... Причём Дрекслер сформулировал эту концепцию в 1986 году, а Лем – в 1959 году в своём небольшом рассказе! Интересно? Да не то слово.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поразительно, что можно сделать, имея при себе простой железный молот. Своенравный и, может быть, взбунтовавшийся суперкомпьютер месяцами исхитрялся гнуть свою линию, отклонял путь космического корабля на многие миллионы километров, но вот ведь незадача — он всего лишь компьютер, у него нет рук-ног. А у его, можно сказать, жертвы всё это есть. Да ещё и молоток в придачу.

Тема, поднятая в рассказе, в будущем ещё неоднократно пунктиром пройдёт через многие произведения. Рискну предположить, что, возможно, именно этот рассказ задал мотив противостояния мыслительной мощи вычислительных машин и примата физического превосходства существа человеческого. Но даже если это не так, в произведении польского классика тема раскрыта великолепно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ абсолютно брэдбериевский. Поэтичная тональность Брэдбери, сентиментальность Бредбери, даже флэшбеки в стиле Брэдбери, вот только автор — Лем. Польский гений, который в 1959 году не только написал едва ли не самый тонкий и совершенный рассказ в своей карьере, но и придумал одну из главных фишек «Космической одиссеи» за 9 лет до появления этой «Одиссеи».

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуткий незабываемый рассказ о всём худшем, что есть в человеческой натуре, что делает возможным бесконечные войны, преступления, пытки и концлагеря. Возможно, это необходимая изнанка всего прекрасного и доброго, что уживается в нём же, одно не может существовать без другого, как рай без ада и Бог без дьявола. Кнут и пряник везде внутри нас. Тут же проблемы совместимости в маленьких коллективах, дальних экспедициях и т.п.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий рассказ. Маленький шедевр от классика фантастики. БОльшая часть текста — диалоги двух личностей: естественно рождённой и искусственно созданной, остальная часть — их воспоминания. Их только двое в космическом корабле в необозримости пространства-времени. Тема рассказа — их отношения: сотрудничество-соперничество, дружба-противостояние, и наконец, любовь — ненависть. Что есть личность и что есть душа? ЧТО мы любим, когда мы любим? Где в нашей любви кончается эгоизм и начинается забота о другом? Этические вопросы как раз для философской фантастики. И еще — Предвидение будущих виртуальных романов, когда личность предстает другой личности только в тексте, голосе, светящемся экране. Трагический финал — предостережение, нравственный урок. Очень емкий текст, глубочайшее содержание в миниатюрной форме. Другие пишут для этого гигантские саги. Классик — и этим все сказано.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предтеча истории HAL 9000, только ещё глубже. А обманывает или нет — сие из рассказа не ясно, ибо психологическое состояние пилота весьма неоднозначно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ был написан очень давно, но, только сегодня он стал актуальным, когда Искусственный Интеллект стал реальностью, и пусть, это первый этап, но уже становится страшно... Все, что было написано начинает сбываться. А, значит, и концовка уже известна. Меня убила фраза из одного диспута: через 10 лет 80% людей потеряют свою работу, трудится будут только люди физического труда и топ-менеджеры. А что делать остальным? Может следует взять молоток и поговорить с ИИ по душам сейчас, потом будет поздно?.. Все понимают и все молчат. Ждут. Рассказ трудный для чтения. Его нужно читать, либо несколько раз, либо очень медленно с карандашем в руке. Каждое слово несет смысл.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек по своей природе создан для общительного, активного существования. Лем поставил своего героя в экспериментальные условия одиночества космического перелета. Одиночества относительного, так как в напарники была дана мыслящая машина. Людская сущность включает в себя индивидуальный набор страстей и желаний, естественно не совпадающий с аналогичным комплектом другого человека, что и является причиной конфликтов. В условиях замкнутого пространства, пусть сколь угодно комфортабельного, при большой длительности совместного существования все это неизбежно. И вот перед нами подобная, очень любопытная ситуация длительного интимного взаимоотношения человека и машины. Под интимностью я подразумеваю наличие только одного существа ( электронный мозг я также отношу к этой категории) с кем можно поговорить, поделиться мыслями и чувствами.

Лем создал в рассказе потрясающую атмосферу образов, причудливых эмоций и мечтаний не только человека, но и мыслящей машины. Их диалоги великолепны в своем тонком психологизме то слияния, то разделения взаимных взглядов и интересов. Человек пытался понять машину, вникнуть в ее внутреннюю суть, стремясь найти в наборе электронных схем человеческие черты. Собственно эти черты в рассказе и проявились, правда совсем неожиданным образом. А главный герой все же не избежал психологического срыва, в очередной раз подчеркнув истину, что человек является существом социальным, рожденным для общения с себе подобными. А упомянутая выше конфликтность может быть сглажена преодолением себя, что зависит от интеллектуального и морального уровня экипажа. Все подобные вопросы неоднократно разбирались в научной фантастике, Лем же подарил нам свой вариант ситуации, восхитительный в своей интеллектуальной наполненности и безусловной увлекательности чтения.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это близкая к хоррору космофантастика, не очень шикарная в плане идей и технологий, но весьма психологичная. Читал в юности: мрачное впечатление и содержание рассказа отлично помню, уж вот если есть где-то настоящее космическое одиночество, так это здесь, плюс ещё клаустрофобная такая атмосфера (ситуация). Мощно, конечно, для 1959-ого года, когда почти вся фантастика была сродни комиксам про супергероев. А тут появился обычный человек. Такой, как мы с вами. Чем Лем часто и берёт внимание читателя. Человеками, так сказать. Нормальными. Или не очень, как в «Молоте».

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько мрачноватая притча на тему: не создавай себе кумира! Даже электронного.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Минутку… имя автора — «Stanisław Lem», точно? Не какой-нибудь «George R. R. ⋯» или «Arthur ⋯»?

Если без стёба, то напрасно гроссмейстер твёрдой НФ тратил свои ценные усилия на написание того, что написали бы другие, и не хуже.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх